Учебно-методический комплекс по междисциплинарному курсу «теоретические основы и методика продуктивных видов деятельности»



Сторінка1/2
Дата конвертації14.04.2016
Розмір0.53 Mb.
  1   2


Негосударственное образовательное учреждени

«Гуманитарный техникум экономики и права»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ПО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ КУРСУ
«ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И МЕТОДИКА

ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
по специальности 44.02.04

Специальное дошкольное образование



СОДЕРЖАНИЕ



Наименование разделов

стр.

1. Введение

4

2. Образовательный маршрут

7

3. Содержание дисциплины

8

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

26

5. Глоссарий

34

6. Информационное обеспечение дисциплины

41

Учебно-методический комплекс по дисциплине (далее УМКД) Теоретические основы и методика продуктивных видов деятельности создан Вам в помощь для работы на занятиях, при выполнении домашнего задания и подготовки к текущему и итоговому контролю по дисциплине.

УМКД включает теоретический блок, перечень практических занятий и/или лабораторных работ, задания по самостоятельному изучению тем дисциплины, вопросы для самоконтроля, перечень точек рубежного контроля, а также вопросы и задания по промежуточной аттестации (при наличии экзамена).

Приступая к изучению новой учебной дисциплины, Вы должны внимательно изучить список рекомендованной основной и вспомогательной литературы. Из всего массива рекомендованной литературы следует опираться на литературу, указанную как основную.

По каждой теме в УМК перечислены основные понятия и термины, вопросы, необходимые для изучения (план изучения темы), а также краткая информация по каждому вопросу из подлежащих изучению. Наличие тезисной информации по теме позволит Вам вспомнить ключевые моменты, рассмотренные преподавателем на занятии. Основные понятия курса приведены в глоссарии.

После изучения теоретического блока приведен перечень практических работ, выполнение которых обязательно. Наличие положительной оценки по практическим и/или лабораторным работам необходимо для получения зачета по дисциплине и/или допуска к экзамену, поэтому в случае отсутствия на уроке по уважительной или неуважительной причине Вам потребуется найти время и выполнить пропущенную работу.

В процессе изучения дисциплины предусмотрена самостоятельная внеаудиторная работа, включающая составление перспективного планирования по продуктивным видам деятельности для детей разных возрастных групп ДОУ, написания и выполнения необходимых демонстрационных образцов к проведению занятий по всем разделам программы по продуктивным видам деятельности; рефераты , доклады, презентации для проведения занятий с детьми и родительских собраний по намеченным темам; выполнение проектов.

Содержание рубежного контроля (точек рубежного контроля) составлено на основе вопросов самоконтроля, приведенных по каждой теме.



По итогам изучения дисциплины проводится дифференцированный зачет.
В результате освоения дисциплины Вы должны уметь:

  • определять цели, задачи, содержание, методы и средства руководства игровой, трудовой, продуктивной деятельностью детей;

  • определять педагогические условия организации общения детей;

  • играть с детьми и стимулировать самостоятельную игровую деятельность детей;

  • использовать прямые и косвенные приемы руководства игрой;

  • организовывать посильный труд дошкольников с учетом возраста и вида трудовой деятельности (хозяйственно-бытовой, по самообслуживанию, в природе, ручной труд);

  • ухаживать за растениями и животными;

  • общаться с детьми, использовать вербальные и невербальные средства стимулирования и поддержки детей, помогать детям, испытывающим затруднения в общении;

  • руководить продуктивными видами деятельности с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей группы;

  • оценивать продукты детской деятельности;

  • изготавливать поделки из различных материалов;

  • рисовать, лепить, конструировать;

  • организовывать детский досуг;

  • осуществлять показ приемов работы с атрибутами разных видов театров;

  • петь, играть на детских музыкальных инструментах, танцевать;

  • анализировать проведение игры и проектировать ее изменения в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей группы;

  • анализировать приемы организации и руководства посильным трудом дошкольников и продуктивными видами деятельности (рисование, аппликация, лепка, конструирование) с учетом возраста и психофизического развития детей;

  • анализировать педагогические условия, способствующие возникновению и развитию общения, принимать решения по их коррекции; - анализировать подготовку и проведение праздников и развлечений В результате освоения дисциплины Вы должны знать:

  • теоретические основы и методику планирования различных видов деятельности и общения детей;

  • сущность и своеобразие игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста;

  • содержание и способы организации и проведения игровой деятельности дошкольников;

  • сущность и своеобразие трудовой деятельности дошкольников;

  • содержание и способы организации трудовой деятельности дошкольников;

  • способы ухода за растениями и животными;

  • психологические особенности общения детей раннего и дошкольного возраста;

  • основы организации бесконфликтного общения детей и способы разрешения конфликтов;

  • сущность и своеобразие продуктивной деятельности дошкольников;

  • содержание и способы организации продуктивной деятельности дошкольников;

  • технологии художественной обработки материалов;

  • основы изобразительной грамоты, приемы рисования, лепки, аппликации и конструирования;

  • особенности планирования продуктивной деятельности дошкольников вне занятий;

  • теоретические и методические основы организации и проведения праздников и развлечений для дошкольников;

  • виды театров, средства выразительности в театральной деятельности; - теоретические основы руководства различными видами деятельности и общением детей; - способы диагностики результатов игровой, трудовой, продуктивной деятельности детей

В результате освоения дисциплины у Вас должны формироваться общие компетенции (ОК):

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3 Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях

ОК 4 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности

ОК 6 Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7 Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9 Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий

ОК 10 Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей

ОК 11 Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих.

ОК 12 Устанавливать психологический контакт с окружающими



СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1. Теоретические основы обучения детей изобразительной и конструктивной деятельности в дошкольных учреждениях.

Тема 1.1. Проблемы детского изобразительного творчества

Основные понятия и термины по теме: изобразительное искусство, изобразительное творчества, эстетическое воспитание, программа, комплексная и парциальная программы, продуктивные виды деятельности, образ, вид, жанр, обучение, методы и приемы обучения, структура, диагностика, мониторинг, конструирование, самоанализ.

План изучения темы :

  1. Изобразительное творчество дошкольников и особенности его развития.

  2. Процесс создания ребенком художественно-выразительного образа.

  3. Предпосылки изобразительной деятельности в раннем и дошкольном возрасте. Психологическая готовность к творчеству.



Краткое изложение теоретических вопросов:

Понятия «продуктивная деятельность», «детское творчество»; развитие ребенка как субъекта продуктивной деятельности. Виды изобразительной деятельности

Детское изобразительное творчество; условия развития детского творчества; критерии оценки детского творчества; художественно-эстетическая развивающая среда.

Своеобразие творческой деятельности ребенка. Психологическая готовность к творчеству (накопление опыта, приобретение умений, навыков, развитие воображения, зрительной памяти). Этапы творческой деятельности ребенка.

Выразительные средства, используемые ребенком в создании образа. Условия развития изобразительного творчества детей. Мотивы творческой деятельности и их развитие. Личностные особенности детского творчества.

Организация изобразительной и конструктивной деятельности в детском саду. Формы организации продуктивной деятельности, их характеристика

Методы и приемы обучения продуктивной деятельности и развития детского творчества; классификация, характеристика, выбор методов и приемов обучения в зависимости от возраста детей, характера программного материала.

Лабораторные работы – не предусмотрено.
Практические занятия



  1. Составление сводной таблицы «Классификация методов обучения изодеятельности».

  2. Составление сводной таблицы «Классификация занятий по изобразительной деятельности».

  3. Анализ детских работ по изодеятельности

.

Форма контроля самостоятельной работы:

  1. Тема «Изобразительное творчество дошкольников»: работа с учебнометодической и справочной литературой.

  2. Составление тезисов о роли изобразительного искусства в эстетическом развитии детей

  3. Повторение основных принципов дидактики, рассматриваемых ранее в курсе педагогики



Тема 1.2. Ознакомление детей дошкольного возраста с произведениями искусства

Основные понятия и термины по теме: изобразительное искусство, изобразительное творчества, эстетическое воспитание, синтез

План изучения темы:

  1. Изобразительное искусство как фактор развития творческой личности ребенка.

  2. Своеобразие ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства в разных возрастных группах. Краткое изложение теоретических вопросов:

Понятие «изобразительное искусство». Виды изобразительного искусства. Жанры живописи. Анализ программы М.Мацкевич «Войди в мир искусства»

Роль произведений изобразительного искусства в формировании творческой личности ребенка. Виды изобразительного искусства, используемые в работе с детьми. Отбор художественных произведений для детей. Требования к выбору произведений (доступность содержания, доступность выразительных и изобразительных средств, воспитательная и познавательная ценность).

Формы, методы и приемы ознакомления детей с искусством (беседы, сравнительный анализ произведений, рассказы воспитателя и художников, чтение литературы по искусству для детей, экскурсии, организация музеев и выставок, музыка, художественное слово).

Проблемы восприятия произведений изобразительного искусства детьми дошкольного возраста.


Виды и содержание работы по ознакомлению детей с произведениями изобразительного искусства в разных возрастных группах. Задачи ознакомления с учетом возрастных особенностей детей. Характеристика программных требований.

Формы и методы организации работы по ознакомлению с изобразительным искусством детей разных возрастных групп.

Организация работы на занятиях и в свободное время.

Проведение комбинированных и комплексных занятий. Организация специальных выставок репродукций картин, иллюстраций произведений декоративно-прикладного искусства в группе, методическом кабинете, холлах, рекреациях, экскурсии.

Проведение экскурсий в музеях, на выставках.

Роль слова в процессе восприятия произведений искусства. Специфика рассказа воспитателя о произведениях изобразительного искусства для младших, для старших дошкольников.

Создание эстетической среды в дошкольных учреждениях. Роль взрослых в ознакомлении детей с искусством.

Интеграция изобразительного творчества, художественной литературы, изобразительного и музыкального искусства. Анализ программы Т.С.Комаровой «Синтез искусств». Синтез искусств в развитии творческих способностей детей


Лабораторные работы – не предусмотрено.
Практические занятия

  1. Составление опорного плана для проведения занятия по восприятию произведений изобразительного или декоративно-прикладного искусства.

  2. Моделирование фрагментов занятий по восприятию искусства.

  3. Анализ комплексных программ по разделу формирования изобразительного и конструктивного творчества детей.

  4. Анализ парциальных программ по разделу формирования изобразительного и конструктивного творчества детей.

Задания для самостоятельного выполнения

    1. Тема «Изобразительное искусство как фактор развития творческой личности ребенка»: анализ справочной литературы и подборка тезисов о творчестве художников.

    2. Тема «Рисование»: самостоятельное создание демонстрационного материала для занятий рисованием

Форма контроля самостоятельной работы:

Проверка накопительных материалов портфолио.

Тема 1.3. Общие вопросы методики обучения детей продуктивным видам деятельности.

Основные понятия и термины по теме: изобразительное искусство, изобразительное творчества, эстетическое воспитание, программа, комплексная и парциальная программы, продуктивные виды деятельности, обучение, методы и приемы обучения, средства обучения, структура, диагностика, мониторинг, конструирование, анализ и самоанализ

План изучения темы:

  1. Организация изобразительной и конструктивной конструкторской деятельности в ДОУ.

  2. Методы, приемы обучения и развития изобразительного и конструктивного творчества детей дошкольного возраста.

  3. Игра в системе обучения и воспитания дошкольника.

  4. Структура и классификация занятий.



Краткое изложение теоретических вопросов

Понятия «продуктивная деятельность», «детское творчество»; развитие ребенка как субъекта продуктивной деятельности. Виды изобразительной деятельности.

Детское изобразительное творчество; условия развития детского творчества; критерии оценки детского творчества; художественно-эстетическая развивающая среда.

Виды изобразительной деятельности дошкольников: рисование, лепка, аппликация, конструирование. Специфика их содержания, техники, материалы. Формы организации изобразительной деятельности. Занятия изобразительной и конструктивной деятельностью как форма обучения и творческого развития детей.

Тематические, комплексные, комбинированные занятия. Место занятий в режиме дня.

Синтез игры и занятия.

Типы занятий: на тему, предложенную воспитателем (занятия по освоению нового программного материала и повторению пройденного, упражнения в изобразительных и технических навыках); на тему, выбранную ребенком (по замыслу).

Основные принципы дидактики, на которых строится содержание программ обучения изобразительной деятельности (научность, доступность, последовательность и систематичность, наглядность, осознанность усвоения детьми знаний и умений, индивидуальный подход к детям и др.)

Структурные особенности программы по изобразительной и конструктивной деятельности для дошкольных учреждений. Современные образовательные программы. Итоговые знания, умения, навыки по изобразительной деятельности и конструированию при переходе детей из дошкольного учреждения в школу.

Содержание образовательных программ «От рождения до школы», «радуга», «Детство», «Успех», «Цветные ладошки» И.А.Лыковой по изобразительной деятельности образовательной области «Художественное творчество .Сравнительный анализ программных задач, содержания по образовательной области «Художественное творчество» общеобразовательных программ «От рождения до школы», «Радуга», «Детство», «Успех», парциальной программы «Цветные ладошки» И.А.Лыковой

Комплексно-тематическое, перспективное планирование по образовательной области «Художественное творчество», принципы планирования, взаимосвязь видов изобразительной деятельности при планировании организованной образовательной деятельности

Лабораторные работы – не предусмотрено.

Практические занятия


  1. Тема «Нетрадиционные методики рисования»: самостоятельное изготовление наглядного материала.

  2. Составление сводной таблицы «Содержание программных задач по рисованию в разных возрастных группах».

  3. Составление демонстрационных таблиц по усложнению рисования предметов: дерево, цветы, овощи, фрукты, птица, животное, человек, рыба, здание, посуда.

  4. Составление (календарного) тематического планирования по конструированию для разных возрастных групп.

  5. Анализ комплексных и парциальных программ( разделконструирование и художественный труд).

  6. Составление плана-конспекта занятия.



Задания для самостоятельного выполнения

  1. Анализ программ( заполнение таблицы)

  2. Составление плана-конспекта занятия с самодельными демонстрационными образцами и деталями.

  3. Проекты по конструированию в ДОУ.

  4. Проектная деятельность по ИЗО, конструированию и ручному художественному труду в ДОУ.

  5. Конструирование и знакомство с народными промыслами России в процессе воспитательно-образовательной работы ДОУ

Вопросы для самоконтроля по теме:

Проверка составленного планировании занятий, конспектов занятий, проектов по изобразительному искусству, конструированию и художественному труду в ДОУ.

Раздел 2. Методика развития детского изобразительного творчества

Тема 2.1.Методика обучения и развития детского изобразительного творчества на занятиях по рисованию..

Основные понятия и термины по теме: организация, формы, приемы, методы, формирование, демонстрация (приемов), виды приемов обучения, рефлексия, самооценка, обследование

План изучения темы:

  1. Методика организации и проведения занятий по рисованию в дошкольных организациях. Программы по изобразительному искусству.

  2. Особенности организации занятий с детьми 2-3, 3-4, 4-5, 5-6, 6-7 лет.

  3. Нетрадиционные методики обучения рисованию.

Краткое изложение теоретических вопросов

Занятия изобразительной деятельностью как форма обучения и творческого развития дошкольников. Место занятий в режиме дня разных возрастных групп детского сада.

Организованная образовательная деятельность по изобразительной деятельности: структура, подготовка воспитателя, организация работы дежурных. Виды рисования в детском саду. Возникновение и развитие рисования в раннем возрасте. Программные задачи, методы и приемы обучения рисованию детей второго, третьего годов жизни.

Гигиенические и эстетические требования к помещению, материалам, оборудованию. Типы занятий.

Формы проведения занятий: фронтальные, со всеми детьми группы; по подгруппам; индивидуальные и коллективные работы детей.

Подготовка к занятию воспитателя - методическая и практическая. Подготовка детей. Дежурства и самообслуживание.

Изобразительные материалы. Требования к подбору материалов: эстетические достоинства, оправданность для данного занятия и др. Хранение материалов и оборудования; подготовка их к использованию; размещение во время работы детей. Специальное оборудование для демонстрации натуры, образцов и т.п. Показ способов выполнения.

Организация педагогического процесса. Структура занятия. Оформление детских работ и их использование в жизни детского сада.

Распределение программного материала с учетом возрастных особенностей детей. Руководство изобразительной деятельностью младших и старших дошкольников. Развитие творческих способностей детей в разновозрастной группе.

Специфика работы по изобразительной деятельности в разновозрастных группах. Методика организации занятий по лепке, рисованию, аппликации и конструированию в разновозрастной группе.

Значение самостоятельной изобразительной и конструктивной деятельности детей. Выполнение индивидуальных и коллективных работ.

Уголок изобразительной и конструктивной деятельности в группе, его материально-техническое и методическое обеспечение.

Особенности педагогического руководства изобразительной и конструктивной деятельностью вне занятий. Работа воспитателя с подгруппами и отдельными детьми. Взаимосвязь с игровой деятельностью. Стимулирование инициативы и творчества. Организация выставок.

Взаимосвязь изобразительного творчества детей с другими видами их деятельности I музыкальной, речевой, театрально-игровой и т.д.).

Специфика, особенности организации и проведения комплексных занятий по разительному искусству или с элементами изобразительной деятельности. Подбор материалов. Роль педагога, взаимодействие нескольких педагогов в занятии.

Тестовые, диагностические занятия. Интегрированные, цикловые занятия за пределами дошкольного учреждения, музейная работа, выставки, конкурсы детского творчества и др. Сотворчество педагогов и детей в изобразительной деятельности.

Рисование с детьми 3-4 лет. Особенности изобразительной деятельности детей 3-4 лет, содержание обучения, обучение технике рисования карандашами и гуашью.

Рисование с детьми 4-5 , 5-7лет. Особенности изобразительной деятельности детей 4-7 лет, содержание обучения, овладение детьми обобщенными способами рисования, особенности методики обучения декоративному рисованию. Нетрадиционные техники рисования, их характеристика. Методика обучения нетрадиционным техникам рисования детей разных возрастных групп



Лабораторные работы – не предусмотрено.

Практические занятия

  1. Анализ детских работ по рисованию. Определение тематики занятий по рисованию. Определение задач, поставленных воспитателями к данным занятиям.

  2. Отбор программного содержания занятий на заданную тему, определение основным методов обучения рисованию детей разного возраста.

  3. Моделирование организации восприятия детьми предметов и образцов перед рисованием. Составление вопросов к обследованию предмета или образца.

  4. Отработка умений демонстрации детям приемов рисования разных предметов. Продумывание вариантов оформления фона для детских работ.

  5. Анализ конспектов занятий по рисованию с детьми разных возрастных групп. Определение основных методов обучения, используемых воспитателем на занятии.

  6. Составление конспектов занятий по рисованию с детьми разного возраста. Продумывание вариантов анализа детских работ.

  7. Моделирование фрагментов занятий по рисованию с детьми разных возрастных групп.

  8. Анализ и самоанализ предложенных фрагментов.

  9. Составление конспектов занятий с детьми разного возраста с применением нетрадиционных методик рисования



Задания для самостоятельного выполнения

  1. Составление демонстрационных таблиц по усложнению рисования элементов узоров: городецкая, хохломская, дымковская, гжельская, филимоновская, каргопольская росписи.

  2. Тема «История развития русского народного декоративно-прикладного творчества»: работа с учебно-методической и справочной литературой.

  3. Разработка тематики отдельных занятий по рисованию и методических комплексов к ним.

Вопросы для самоконтроля по теме:

Материалы портфолио по теории и методике обучения нетрадиционным техникам рисования детей разных возрастных групп



  1   2


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка