Учебно-методический комплекс по мдк 04. 01. Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями и сотрудниками дошкольного образовательного учреждения



Сторінка1/4
Дата конвертації13.04.2016
Розмір0.88 Mb.
  1   2   3   4




Государственное управление образования Псковской области



Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Псковской области

«Опочецкий индустриально-педагогический колледж»

Рассмотрено на заседании кафедры УТВЕРЖДАЮ

_______________________________ Заместитель директора по

«____» ________________ учебной работе

Протокол № ___________ Л.Е.Забейда

Заведующая кафедрой «_____» _________ 20

_________ _____________

подпись ФИО



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ПО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ КУРСУ
МДК 04.01. Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями и сотрудниками дошкольного образовательного учреждения

ПМ.04. Взаимодействие с родителями и сотрудниками
образовательного учреждения.

основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)

по специальности СПО
050144 Дошкольное образование

Составитель: Григорьева Александра Николаевна, преподаватель ГБОУ СПО ПО «Опочецкий индустриально-педагогический колледж»




Опочка 2013 год

Учебно-методический комплекс по МДК 04.01. Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями и сотрудниками дошкольного образовательного учреждения составлен в соответствии с требованиями к минимуму результатов освоения ПМ.04. Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения, изложенными в Федеральном государственном стандарте среднего профессионального образования по специальности 050144 Дошкольное образование, утвержденном приказом Министерства образования и науки РФ от «5» ноября 2009 г. № 530.

Учебно-методический комплекс по междисциплинарному курсу (далее МДК) входит в ПМ.04. Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения и является частью основной профессиональной образовательной программы ГБОУ СПО ПО «Опочецкий индустриально-педагогический колледж» по специальности 050144 Дошкольное образование,

разработанной в соответствии с примерной программой и ФГОС СПО третьего поколения.

Учебно-методический комплекс по МДК.04.01. Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями и сотрудниками дошкольного образовательного учреждения адресован студентам заочной формы обучения.

УМК включает теоретический блок, перечень практических занятий, задания по самостоятельному изучению тем дисциплины, перечень точек рубежного контроля, а также вопросы и задания по промежуточной аттестации.




СОДЕРЖАНИЕ


Наименование разделов

стр.

1. Введение

4

2. Образовательный маршрут

8

3. Содержание дисциплины

3.1. Краткое содержание теоретического материала программы

3.2. Лабораторные работы

3.3. Практические занятия

3.4. Самостоятельная работа


9

4. Материалы к выполнению самостоятельной работы

12







6. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

6.1. Текущий контроль

6.2. Итоговый контроль по УД/МДК


41

7. Информационное обеспечение дисциплины

44

ВВЕДЕНИЕ.
Уважаемый студент!
Учебно-методический комплекс по МДК 04.01. Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями и сотрудниками дошкольного образовательного учреждения

является частью профессионального модуля ПМ.04. Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения,

и создан Вам в помощь для работы на занятиях, при выполнении домашнего задания и подготовки к текущему и итоговому контролю по дисциплине.
УМК по МДК включает теоретический блок, перечень практических занятий и/или лабораторных работ, задания для самостоятельного изучения тем дисциплины, вопросы для самоконтроля, перечень точек рубежного контроля, а также вопросы и задания по промежуточной аттестации (при наличии экзамена).

Приступая к изучению новой учебной МДК, Вы должны внимательно изучить список рекомендованной основной и вспомогательной литературы. Из всего массива рекомендованной литературы следует опираться на литературу, указанную как основную.

По каждой теме в УМК перечислены основные понятия и термины, вопросы, необходимые для изучения (план изучения темы), а также краткая информация по каждому вопросу из подлежащих изучению. Наличие тезисной информации по теме позволит Вам вспомнить ключевые моменты, рассмотренные преподавателем на занятии.

Основные понятия, используемые при изучении содержания МДК, приведены в глоссарии.

После изучения теоретического блока приведен перечень практических работ, выполнение которых обязательно. Наличие положительной оценки по практическим работам необходимо для получения зачета по МДК , поэтому в случае отсутствия на уроке по уважительной или неуважительной причине Вам потребуется найти время и выполнить пропущенную работу.

В процессе изучения МДК предусмотрена самостоятельная внеаудиторная работа, включающая работу с первоисточниками, составление конспектов беседы, консультации , сценариев организации и проведения родительских собраний, наблюдения , анализа, самоанализа взаимодействия воспитателя с родителями и др..

По итогам изучения МДК проводится дифференцированный зачет, предусматривающий решение профессиональных задач, содержание которых предложено в конце УМК.


В результате освоения дисциплины/МДК Вы должны уметь:

- планировать работу с родителями (лицами, их заменяющими);

- изучать особенности семейного воспитания дошкольников, взаимоотношения родителей и детей в семье;

- формулировать цели и задачи работы с семьей;

- организовывать и проводить разнообразные формы работы с семьей (родительские собрания, посещение детей на дому, беседы), привлекать родителей к проведению совместных мероприятий;

- консультировать родителей по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка;

- анализировать процесс и результаты работы с родителями;

- взаимодействовать с работниками дошкольного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников;

- руководить работой помощника воспитателя.
знать:

- основные документы о правах ребенка и обязанности взрослых по отношению к детям;

- сущность и своеобразие процесса социализации дошкольников;

- основы планирования работы с родителями;

- задачи и содержание семейного воспитания;

- особенности современной семьи, ее функция;

- содержание и формы работы с семьей;

- особенности проведения индивидуальной работы с семьей;

- методы и приемы оказания педагогической помощи семье;

- методы изучения особенностей семейного воспитания;

- должностные обязанности помощника воспитателя;

- формы, методы и приемы взаимодействия и организации профессионального общения с сотрудниками образовательного учреждения, работающими с группой.



В результате освоения МДК у Вас должны формироваться общие компетенции (ОК):

Название ОК

Результат, который Вы должны получить после

изучения содержания МДК (показатели)



ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

- аргументированность и полнота объяснения сущности и социальной значимости будущей профессии;

- участие (активность) в профессионально значимых мероприятиях (конкурсах, конференциях);

- устойчивость проявления интереса к будущей профессии в процессе теоретического обучения, производственной практики;

- активность, инициативность в процессе освоения профессиональной деятельности;

- наличие положительных отзывов по итогам педагогической практики;

- системная и качественная работа над всеми видами заданий;

- наличие внутренних мотивов к получению профессии воспитателя;


ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

- своевременность и качество выполнения учебных заданий;

- рациональность планирования и организации деятельности по изучению учебной дисциплины (МДК);

- соответствие выбора методов, форм взаимодействия с родителями воспитательному потенциалу семьи ;

- обоснованность постановки цели, выбора и применения способа решения профессиональной задачи из известных в соответствии с реальными и заданными условиями и имеющимися ресурсами;

- рациональное распределение времени на все этапы работы;

- самостоятельность обнаружения допущенных ошибок, своевременность коррекции деятельности на основе результатов самооценки продукта (дидактические материалы);

- аргументированность оценки эффективности и качества решения профессиональных задач.


ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

- логичность анализа существования проблемы, нестандартной ситуации, оценки факторов риска;

- адекватность решения стандартных и нестандартных ситуаций;

- определения способов, средств осуществления деятельности в нестандартных ситуациях в соответствии с имеющимися ресурсами;

- своевременность, эффективность осуществления контроля, оценки, коррекции своих действий по процессу и результату деятельности в нестандартных ситуациях;

- эффективность предложений способов предупреждения и нейтрализации рисков;


ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.


- обоснованность выбора и оптимальность состава источников, необходимых для решения профессиональных задач, профессионального и личностного роста, при изучении теоретического материала, прохождении производственной практики;

- владение способами обработки информации, структурирования, систематизации в соответствии с поставленными задачами;



ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами

- владение технологией эффективного общения (моделирование общения, организация общения, управление общением. рефлексия общения)

-соблюдение норм и правил речевого этикета, профессиональной этики;

- конструктивность взаимодействия с родителями, социальными партнерами, преподавателями и руководителями практики в ходе обучения и при решении профессиональных задач;

-эффективность построения профессионального общения с учетом социально-профессионального статуса, ситуации общения, особенностей группы и индивидуальных особенностей участников коммуникации;

- оптимальность работы в команде, коллективе;

Содержание МДК направлено на формирование профессиональных компетенций в рамках профессионального модуля ПМ.04. Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения.


В таблице приведены профессиональные компетенции, на формирование которых направлено содержание МДК 04.01. Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями и сотрудниками дошкольного образовательного учреждения



Название ПК

Результат, который Вы должны получить после

изучения содержания дисциплины/МДК (показатели)



ПК 4.1. Определить цели, задачи и планировать работу с родителями

- конкретность определения цели, задач взаимодействия с родителями с учетом проблем семейного воспитания;

- оптимальность отбора содержания, форм, методов взаимодействия с родителями в соответствии с поставленными задачами, учетом особенностей семьи

- соответствие подготовительного плана требуемым критериям;

- выбор методик изучения семейных взаимоотношений, положения ребенка в семье в соответствии с особенностями семьи, поставленными задачами;

- владение методикой планирования разных форм работы с родителями.


ПК 4.2. Проводить индивидуальные консультации по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка

- проведение индивидуальных консультаций по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка в соответствии с требованиями методики консультирования;

- учет особенностей, типа семьи, опыта семейного воспитания в отборе содержания, методов педагогической поддержки в процессе консультирования;

- качество подготовки студента к консультации:

- владение методикой эмпатийного слушания, диалогического общения;

- конструктивность взаимодействия с родителями при решении профессиональных задач;


ПК 4.3. Проводить родительские собрания, привлекать родителей к организации и проведению мероприятий в группе, образовательном учреждении

- проведение родительских собраний в соответствии с методикой;

- качество подготовки к родительскому собранию;

- владение методикой эмпатийного слушания, диалогического общения;

- рациональность выбора методов для активизации, заинтересованности родителей в обсуждении вопросов собрания;

- точность, конкретность ответов на вопросы родителей

- эффективность привлечения родителей к организации и проведению мероприятий в группе и образовательном процессе

- скорость, правильность реагирования на возникшие ситуации

- соответствие содержания, методов взаимодействия с родителями цели, задачам родительского собрания;

- успешность выбора модели профессионального поведения с учетом реальной практической ситуации;


ПК 4.4. Оценивать и анализировать результаты работы с родителями, корректировать процесс взаимодействия с ними

- самостоятельность обнаружения допущенных ошибок, своевременность коррекции деятельности на основе результатов самооценки взаимодействия с родителями;

- аргументированность оценки эффективности и качества решения профессиональных задач.

- объективность самоанализа, анализа работы воспитателей по организации взаимодействия с родителями;

- корректность (правильность) внесения предложений по организации взаимодействия с родителями;

- обоснованность выбора форм контроля и методов оценки эффективности и качества выполнения своей работы.


ПК 4.5. Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с группой.



- владение технологией эффективного общения (моделирование общения, организация общения ,управление общением. рефлексия общения)

- соблюдение норм и правил речевого этикета, профессиональной этики в ходе координации деятельности сотрудников образовательного учреждения;

- конструктивность взаимодействия с сотрудниками образовательного учреждения в ходе практики и при решении профессиональных задач;

- эффективность построения профессионального общения с учетом социально-профессионального статуса, ситуации общения, особенностей наблюдение ,оценка преподавателем решения профессиональных задач ;

группы и индивидуальных особенностей участников коммуникации;

- успешность выбора модели профессионального поведения с учетом реальной практической ситуации;

- осуществление всех форм координации деятельности в соответствии с должностными обязанностями, Уставом дошкольного образовательного учреждения, соблюдением законодательства РФ;



Внимание! Если в ходе изучения МДК у Вас возникают трудности, то Вы всегда можете к преподавателю прийти на дополнительные занятия, которые проводятся согласно графику. Время проведения дополнительных занятий Вы сможете узнать у преподавателя, а также познакомившись с графиком их проведения, размещенном на двери кабинета преподавателя.

В случае, если Вы пропустили занятия, Вы также всегда можете прийти на консультацию к преподавателю в часы дополнительных занятий.




  1. Образовательный маршрут по дисциплине/МДК


Таблица 1


Формы отчетности, обязательные для сдачи


Количество

лабораторные занятия




практические занятия

4

Точки рубежного контроля

1

Итоговая аттестация

Дифференцированный зачет



Желаем Вам удачи!


  1. СОДЕРЖАНИЕ МДК




    1. Краткое содержание теоретического материала программы.

Основные дидактические единицы
Раздел 1. Организация взаимодействия воспитателя с родителями и сотрудниками дошкольного образовательного учреждения

Тема 1.1. Характеристики семьи, тенденции ее развития.

Понятия «семья», «брак». Эволюция семьи в истории человеческого общества.

Понятие и классификация супружеских отношений. Супружеские конфликты, виды, причины, пути разрешения: ревность и супружеские измены. Развод как социально-психологический феномен; причины разводов, влияние развода родителей на детей. Повторные браки.

Тема 1.2. Основы семейного воспитания.

Воспитательный потенциал семьи. Специфика семейного воспитания. Сущность и своеобразие процесса социализации детей в семье.

Задачи и содержание семейного воспитания.

Принципы, специфика методов семейного воспитания. Влияние семейных отношений на развитие личности ребенка.


Тема 1.3. Психология взаимоотношений родителей и детей в семье.

Детско-родительские отношения. Семья и ребенок: возрастная динамика отношений; родительское отношение к дошкольнику; родительское отношение к школьнику; взаимоотношения супругов и детей со старшим поколением в семье.


Тема 1.4 Теоретические, методические аспекты организации взаимодействия с родителями.

Семья и другие воспитательные институты. Новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и педагогов.

Содержание, формы, методы и приемы взаимодействия с семьей. Особенности проведения индивидуальной работы с семьей. Групповые формы работы с семьей. Родительские собрания как форма группового взаимодействия с родителями. Включение родителей в совместные мероприятия.

Особенности взаимодействия с некоторыми типами семей.


Тема 1.5. Профессиональное взаимодействие воспитателя с сотрудниками образовательного учреждения.

Классификация стилей профессионального педагогического общения. Формирование индивидуального стиля педагогического общения

Должностные обязанности помощника воспитателя; распределение обязанностей, организация взаимодействия.

Формы, методы и приемы взаимодействия, организация профессионального общения с сотрудниками образовательного учреждения, работающих с группой.




    1. Лабораторные работы не предусмотрены.




лабораторной работы




Формы и методы контроля


Наименование темы и содержание занятий по программе

Кол-во часов

1















  1   2   3   4


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка