Учебно-методический комплекс по дисциплине «проблемы предварительного расследования» Для направления 030500



Скачати 394.18 Kb.
Дата конвертації13.04.2016
Розмір394.18 Kb.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ПРАВА, СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ


Кафедра уголовного процесса и правоохранительной деятельности

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ПРОБЛЕМЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ»
Для направления 030500 – «Юриспруденция»

Составители рабочей программы

Профессор Л.Г.Татьянина

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры от «___» ____________ 200___ г.
Зав. кафедрой _______________________/_________________________/
Согласовано с методической комиссией факультета (института) «____»___________200_г.
Председатель МК ____________________/_________________________/

ИЖЕВСК


2007

Перечень документов, входящих в УМК


  1. Рабочая программа

  2. Литература

  3. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

  4. Планы семинарских (практических) заданий с методическими указаниями

  5. Методические указания по самостоятельной работе: контрольные работы (вопросы и задания), вопросы для самоконтроля.

  6. Темы рефератов.

  7. Методические рекомендации для преподавателей.



  1. Рабочая программа


Введение

Курс входит в цикл дисциплин регионального (вузовского) компонента.

Курс адресован студентам магистратуры 1 курса Магистратуры ИПСУБ УдГУ, обучающихся по направлению «Юриспруденция».

Курс готовит студентов к осуществлению научно-практической деятельности, связанной с изучением и исследованием проблем предварительного расследование, определения путей их разрешения на практике.

Основная цель курса – способствовать овладению студентами методическими и дидактическими рекомендациями по осуществлению научной и практической деятельности.

Ядро курса составляют:

- исследование проблем предварительного расследования с учетом личностного подхода;

- исследование противоречий в уголовно-процессуальном законодательстве.

Для успешного изучения курса студенту необходимо изучить курс уголовно-процессуального права, криминалистики, судебной медицины, общей и судебной психологии, судебной психиатрии.

Программа курса построена на знании юридических дисциплин, общей и судебной психологии, судебной психиатрии.

Курс имеет практическую часть в виде семинарских и практических занятий, заданий для самостоятельной работы.

Технология обучения ориентирована на сочетание теоретических знаний с практической работой.

Оценка знаний и умений студентов проводится с помощью текущего контроля за работой на лекционных, семинарских и практических занятиях, самостоятельной работы студентов. Аттестационная оценка «зачет», «незачет».

После изучения курса студент должен:



  • иметь представление о личности, как участнике уголовного судопроизводства, ее структуре, особенностях формирования, влияния патологии личности на поведение в конкретных ситуациях, влиянии усмотрения на поведение правоприменителя, формировании усмотрения, особенности реализации дискреционных полномочий, о закономерностях возникновения противоречий в уголовном процессе, их видах и формах, природе противоречий, путях их устранения;

  • знать основные понятие и структуру личности, ее значение в уголовном судопроизводстве; понятие и значение усмотрения в уголовном судопроизводстве; особенности производства по уголовным делам в форме дознания; роль субъективного фактора в деятельности дознавателя, следователя и прокурора в процессе производства по уголовному делу; особенности дискреционного преследования в ходе досудебного производства; проблемы реализации полномочий участниками стороны обвинения в процессе досудебного производства; проблемы стадии возбуждения уголовного дела, особенности разрешения их на практике; проблемы проведения неотложных следственных действий; проблемы производства дознания; проблемы процессуального взаимодействия органов дознания с органами предварительного следствия; проблемы предварительного расследования в отношении отдельной категории лиц; противоречия в уголовном процессе, понятие и виды; природу противоречий; межсистемные противоречия; внутрисистемные противоречия; влияние противоречий на уголовно-процессуальную практику, пути и проблемы их устранения;

  • владеть навыками по расследованию преступлений.

Учебно-тематический план курса




Тема

Лекции

Практ.

Сам.р.

Всего

1.

Личность, понятие, структура. Патология личности, ее значение для уголовного судопроизводства

2

2

6

10

2.

Усмотрение: понятие, структура.

Дискреционные полномочия в уголовном судопроизводстве

1

2

4

7

3.

Реализация полномочий участниками стороны обвинения в ходе досудебного производства

1

-

1

2

4.

Досудебное производство: формы, их характеристика

1

-

1

2

5.

Возбуждение уголовного дела: проблемы, пути их решения

1

-

1

2

6.

Дознание: проблемы и пути их решения

1

-

1

2

7.

Предварительное следствие: проблемы, пути их решения

1

-

1

2

8.

Проблемы производства по уголовным делам в отношении отдельной категории лиц

3

1

2

6

9.

Проблемы производства по уголовным делам с участием несовершеннолетних

1

-

1

2

10.

Проблемы производства по уголовным делам о применении принудительных мер медицинского характера

1

-

1

2

11.

Противоречия досудебного производства по уголовным делам

3

3

7

13




Всего:

16

8

26

50


Программа курса
Тема 1. Личность, понятие, структура. Патология личности, ее значение для уголовного судопроизводства

Понятие и структура личности. Установочные или социально-демографические признаки личности, их характеристика. Уголовно-правовые признаки личности, их характеристика. Социально обусловленные свойства личности, их характеристика. Психологические признаки личности, их характеристика. Медико-биологические свойства как признак личности, их характеристика. Требование к установлению данных о личности в УПК РФ. Естественные права – основа правового статуса личности. Ограничение прав и свобод личности государством в уголовном судопроизводстве. Установление прав и определение круга обязанностей государственных органов и должностных лиц в отношении личности в сфере уголовного судопроизводства.

Понятие патологии личности. Физические и психические патологии, их понятие. Психическое здоровье, его критерии. Влияние патологий на поведение личности. Предмет доказывания в судебной психопатологии. Патопсихологические и психопатологические синдромы личности, их понятие и характеристика. Влияние патопсихологических синдромов на поведение личности. Уголовно-процессуальное значение данных по изучению лиц (подозреваемых, обвиняемых, свидетелей, потерпевших), имеющих психические аномалии. Понятие психопатий, ее типы и критерии. Влияние психопатии на поведение личности в процессе производства по уголовному делу. Особенности противоправных действий возбудимых психопатических лиц. Психопатические особенности личности преступников-алкоголиков. Уголовно-процессуальное значение изучения личностных черт алкоголиков. Психопатические особенности личности преступников-наркоманов. Уголовно-процессуальное значение изучения личностных черт наркоманов. Понятие и виды умственной отсталости. Значение олигофрении для процесса расследования и судебного разбирательства. Значение деменции для процесса расследования и судебного разбирательства. Понятие мотивационной тенденции поведения человека, особенности ее установления в процессе производства по уголовному делу. Основные типы мотивации преступного поведения лиц с психическими аномалиями. Основные психологические механизмы мотивообразования при личностной патологии. Акцентуации характера, их понятие и уголовно-процессуальное значение.

Тема 2. Усмотрение: понятие, структура. Дискреционные полномочия в уголовном судопроизводстве

Субъективное начало в деятельности дознавателя, следователя, прокурора. Понятие и значение усмотрения. Соотношение усмотрения следователя с другими элементами субъективного характера. Функции мотивации, их характеристика. Механизм формирования усмотрения. Пределы усмотрения. Соотношение усмотрения и произвола. Влияние практики на формирование усмотрения. Влияние ведомственных показателей на формирование усмотрения. Соотношение усмотрения следователя и усмотрения прокурора. Понятие и содержание дискреционных полномочий.



Тема 3. Реализация полномочий участниками стороны обвинения в ходе досудебного производства

Особенности реализации дискреционных полномочий следователем, дознавателем и прокурором при принятии решений на стадии возбуждения уголовного дела. Особенности реализации дискреционных полномочий следователем, дознавателем и прокурором при принятии решений на стадии предварительного расследования. Проблема реализации полномочий дознавателем. Проблема реализации полномочий следователем. Полномочия начальника органа дознания, проблема их определения и реализации. Проблемы реализации полномочий начальника следственного отдела. Полномочия прокурора. Влияние судебных решений на реализацию полномочий дознавателя, следователя, прокурора. Процессуальные формы взаимодействия следователя с органами дознания. Непроцессуальные формы взаимодействия следователя с органами дознания.



Тема 4. Досудебное производство: формы, их характеристика

Дифференциация досудебного производства по уголовным делам, ее понятие и предпосылки. Значение диспозитивных и частных начал для дифференциации досудебного производства по уголовным делам. Проблемы сочетания основного и особого производств на досудебных стадиях уголовного судопроизводства. Формы досудебного судопроизводства: основное, упрощенное и производство с более сложной формой. Виды упрощенного производства: основная форма дознания и упрощенная форма дознания; их характеристика. Место неотложных следственных действий в системе досудебных производств. Производство с усложненной процессуальной формой: производство по делам о применении принудительных мер медицинского характера, производство в отношении отдельной категории лиц. Место производства по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних в системе уголовно-процессуальных производств.



Тема 5. Возбуждение уголовного дела: проблемы, пути их решения

Возбуждение уголовного дела в системе стадий уголовного судопроизводства: дискуссионные вопросы. Поводы и основания для возбуждения уголовного дела: понятие, содержание. Заявление о готовящемся и совершенном преступлении: дискуссионные вопросы. Явка с повинной: проблемы принятия и проверки. Сообщения, полученные из иных источников: понятие, виды, характеристика. Проблемы проверки поводов для возбуждения уголовного дела. Права и обязанности участников стадии возбуждения уголовного дела. Участие адвоката по оказанию квалифицированной юридической помощи участникам стадии возбуждения уголовного дела. Проблемы принятия процессуального решения о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела. Проблемы возбуждения дел частного и частнопубличного обвинения.



Тема 6. Дознание: проблемы и пути их решения

Проблемы производства дознания в основной форме. Проблемы производства дознания в сокращенной форме. Проблемы подследственности уголовных дел органам дознания. Особенности применения мер пресечения при производстве по уголовным делам в форме дознания. Уголовное преследование подозреваемого в процессе производства дознания: проблемы и пути разрешения. Уведомление о подозрении: понятие, значение. Соотношение уведомления о подозрении и постановления о привлечении в качестве обвиняемого. Проблема защиты прав потерпевших при производстве по уголовным делам в форме дознания. Передача дел по подследственности в органы предварительного следствия: проблемы и пути их разрешения. Проблемы окончания производства по уголовным делам в форме дознания.



Тема 7. Предварительное следствие: проблемы, пути их решения

Проблемы подследственности уголовных дел, пути их разрешения. Понятие и значение отраслевого расследования. Процессуальные проблемы взаимодействия органов дознания и органов предварительного следствия. Проведение неотложных следственных действий: проблемы и пути их разрешения. Проблемы применения иных мер уголовно-процессуального принуждения в процессе производства расследования. Проблемы применения, изменения и отмены мер пресечения: дискуссионные вопросы. Возмещение вреда, причиненного лицу незаконным применением иных мер процессуального принуждения. Проблемы восстановления утраченных уголовных дел. Процессуальный порядок восстановления утраченных уголовных дел в ходе досудебного производства. Проблемы восстановления утраченных уголовных дел в ходе судебного производства. Процессуальные проблемы проведения следственных действий, пути их разрешения. Проблемы окончания предварительного следствия, пути их разрешения.



Тема 8. Проблемы производства по уголовным делам в отношении отдельной категории лиц

Неприкосновенность отдельных категорий лиц как специальный институт уголовно-процессуального права. Производство в отношении отдельной категории лиц в системе уголовно-процессуальных производств. Особенности осуществления оперативно-розыскной деятельности в отношении депутата, судьи, прокурора, следователя и адвоката, члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса. Лица, в отношении которых определен специальный порядок возбуждения уголовных дел, привлечения к уголовной ответственности и применения мер пресечения. Проблемы задержания лиц, в отношении которых применяется особый порядок возбуждения уголовных дел, по подозрению в совершении преступления. Особенности возбуждения уголовных дел в отношении отдельной категории лиц. Проблемы рассмотрения вопросов, связанных с возбуждением уголовных дел в отношении отдельной категории лиц. Особенности избрания меры пресечения в отношении отдельной категории лиц. Особенности привлечения в качестве обвиняемого отдельной категории лиц.



Тема 9. Проблемы производства по уголовным делам с участием несовершеннолетних

Производство по делам несовершеннолетних в системе уголовно-процессуальных производств. Производство по делам о применении принудительных мер воспитательного характера в отношении несовершеннолетних, не являющихся субъектами уголовной ответственности в системе уголовно-процессуальных производств. Проблемы подследственности уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних. Предмет и пределы доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Гарантии защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Проблемы участия законных представителей несовершеннолетних. Окончание производства по делам о преступлениях несовершеннолетних. Участие педагога и психолога по делам с участием несовершеннолетних. Проблемы определения процессуального статуса несовершеннолетнего, не являющегося субъектом уголовной ответственности, в отношении которого осуществляется производство о применении принудительных мер воспитательного воздействия. Проблемы производства следственных действий с участием несовершеннолетних, не являющихся субъектами уголовной ответственности. Особенности окончания производства по уголовному делу в отношении несовершеннолетних, не являющихся субъектами уголовной ответственности.



Тема 10. Проблемы производства по уголовным делам о применении принудительных мер медицинского характера

Производство по уголовным делам о применении принудительных мер медицинского характера в системе уголовно-процессуальных производств. Проблемы определения процессуального статуса лица, в отношении которого ведется производство о применении принудительных мер медицинского характера. Предмет доказывания по уголовным делам о применении принудительных мер медицинского характера. Особенности проведения следственных действий с участием лиц, в отношении которых осуществляется производство о применении принудительных мер медицинского характера. Применение мер уголовно-процессуального принуждения к лицам, признанным нуждающимися в применении принудительных мер медицинского характера. Особенности окончания и принятия решения по делам о применении принудительных мер медицинского характера.



Тема 11. Противоречия досудебного производства по уголовным делам

Понятие противоречий в уголовном процессе. Формы выражения противоречий в уголовном процессе: вопрос, парадокс, абсурд и конфликт, их понятия и характеристика. Сущность противоречий в уголовном процессе. Противоречия в механизме уголовно-процессуального регулирования. Виды противоречий в механизме уголовно-процессуального регулирования: объективные (диалектические) и субъективные (формально-логические) их характеристика. Отраслевые и межсистемные противоречия, их понятие и значение. Характеристика отраслевых противоречий. Пути устранения противоречий.



Рекомендованная литература
Нормативные акты

  1. Конституция РФ.

  2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ.

  3. Уголовный кодекс РФ.

  4. Таможенный кодекс РФ.

  5. Декларация прав и свобод человека и гражданина: Принята 22 ноября 1991 г. Постановлением № 1920-1 Верховного Совета РСФСР) // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1865.

  6. Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. ( ETS № 5) // СПС «Консультант Плюс».

  7. Всеобщая декларация прав человека: Принята 10 декабря 1948 г. Генеральной ассамблеей ООН // СПС «Консультант Плюс».

  8. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. // Международные акты о правах человека: Сб. док. М., 2002.

  9. Декларация о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы от 9 декабря 1998 г. // Там же.

  10. Резолюция комиссии ООН по правам человека об укреплении участия населения, равноправия, социальной справедливости и недискриминации как важнейших основ демократии от 22 апреля 2002 г.

  11. Резолюция комиссии ООН по правам человека от 19 апреля 2004 г. «Целостность судебной системы».

  12. Рекомендация № 6 R (87) 18 от 17 сентября 1987 г. Комитета министров Совета Европы «Относительно упрощения уголовного правосудия» // Сб. док. Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. М., 1998.

  13. Рекомендация Комитета министров Совета Европы № R (2000) 19 от 6 октября 2000 г. «Роль прокуратуры в системе уголовного правосудия»: Принята на 724-м заседании представителей министров).

  14. Типовой кодекс служащих публичной власти, утвержденный Рекомендацией Комитета министров Совета Европы государствам членам № R (2000)10.

  15. Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью: Принята 29 ноября 1985 г. Резолюцией 40/34 Генеральной Ассамблеи ООН) // СПС «Консультант Плюс».

  16. Декларация о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы от 9 декабря 1998 г. // Международные акты о правах человека: Сб. док. М., 2002.

  17. Рекомендация Комитета министров Совета Европы № R (2000) 19 от 6 октября 2000 г. «Роль прокуратуры в системе уголовного правосудия»: Принята на 724-м заседании представителей министров).

  18. Рекомендация Комитета министров Совета Европы № R (94) 13 октября 1994 г. «О независимости, эффективности и роли судей».

  19. Типовой кодекс служащих публичной власти, утвержденный Рекомендацией Комитета министров Совета Европы государствам членам № R (2000)10.

  20. Основные принципы независимости судебных органов, одобренные Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 29 ноября и 13 декабря 1985 г. // Международные акты о правах человека. М., 2002.

  21. Венская декларация о преступности и правосудии: ответы на вызовы ХХI века, принятая десятым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 15 апреля 2000 г.

  22. Рекомендация № R (85) 11 от 28 июня 1985 г. Комитета министров Совета Европы «О положении потерпевшего в рамках уголовного права и процесса» // Сб. док. Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. М., 1998.

  23. О милиции: Закон РФ от 18 апреля 1984 г. // СПС «Консультант Плюс».

  24. О прокуратуре Российской Федерации: Закон РФ от 17.01.1992 г. № 2202-1 (ред. 22.08.2004) // Там же.

  25. Об оперативно-розыскной деятельности: ФЗ от 12.08. 1995 г. // Там же.

  26. Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: ФЗ от 31.05.2002. № 63-ФЗ (ред. 22.08.2004) // Там же.

  27. О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании: Закон РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1.

  28. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон РФ от 24 июня 1999 г.

  29. О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: Федеральный закон от 15.07.95г. (по состоянию на 2007 г.)

  30. О порядке рассмотрения обращений граждан РФ: Федеральный закон от 2 мая 2006 г.


Основная литература

  1. Азаров В.А., Ревенко Н.И., Кузембаева М.М. Функция предварительного расследования в истории, теории и практике уголовного процесса России. Омск, 2006.

  2. Баев М.О., Баев О.Я. Уголовно-процессуальный кодекс РФ: Научно-практический анализ основных достижений и проблем. СПб., 2003.

  3. Барабаш А.С. Природа российского уголовного процесса, цели уголовно-процессуальной деятельности и их установление. СПб., 2005.

  4. Баранов А.М. Обеспечение законности в досудебном производстве по уголовным делам. Омск, 2006.

  5. Батуев Н.В. Решения Конституционного Суда Российской Федерации в механизме уголовно-процессуального регулирования. Ижевск, 2003.

  6. Васильева Е.Г. Правовые и теоретические проблемы прекращения уголовного преследования и производства по уголовному делу. М., 2006.

  7. Гаврилов Б.Я. Обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина в досудебном производстве. М., 2003.

  8. Глухарева Л.И. Права человека в современном мире (социально-философские основы и государственно-правовое регулирование). М., 2003.

  9. Деришев Ю.В. Концепция уголовного досудебного производства в правовой доктрине современной России. Омск, 2004.

  10. Конярова Ж.К. Усмотрение прокурора в уголовном процессе. Ижевск, 2005.

  11. Лукьянова Е.Г. Теория процессуального права. М., 2003.

  12. Николюк В.В., Деришев Ю.В. Оптимизация досудебного производства в уголовном процессе России. Красноярск, 2003.

  13. Петрухин И.Л. Теоретические основы реформы уголовного процесса в России. М., 2004. Ч. 1.

  14. Писарев А.В. Производство следственных действий, ограничивающих право граждан на личную неприкосновенность. Омск, 2006.

  15. Францифоров Ю.Ф. Противоречия уголовного процесса М., 2006.

  16. Химичева Г.П. Досудебное производство по уголовным делам: концепция совершенствования уголовно-процессуальной деятельности. М., 2003.


Дополнительная литература


  1. Алмазов Б.Н. Правовая психопатология. Екатеринбург, 2000.

  2. Антонов И.А. Нравственно-правовые критерии уголовно-процессуальной деятельности следователей. СПб., 2003.

  3. Антонян Ю. М., Бородин С.В. Преступное поведение и психические аномалии. М., 1998.

  4. Антонян Ю.М., Гульдан В.В. Криминальная патопсихология. М., 1991.

  5. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений. М., 1996.

  6. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976.

  7. Багаутдинов Ф.Н. Обеспечение публичных и личных интересов при расследовании преступлений. М., 2004.

  8. Балобанова Л.М. Судебная патопсихология. Донецк, 1998.

  9. Барак А. Судейское усмотрение / Пер. с англ. М., 1999.

  10. Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1988.

  11. Братусь Б.С. Психологический анализ изменений личности при алкоголизме. М., 1974.

  12. Булатов Б.Б. Государственное принуждение в уголовном судопроизводстве. Омск, 2003.

  13. Буланова Н.В. Заключение под стражу при предварительном расследовании преступлений. М., 2005.

  14. Васильева Е.Г. Меры уголовно-процессуального принуждения. Уфа, 2003.

  15. Васильев Л.М., Ярославский А.Б. Усмотрение следователя при расследовании преступлений и его влияние на установление истины по делу. Краснодар, 2000.

  16. Волженкина В.М. Нормы международного права в российском уголовном процессе. СПб., 2001.

  17. Гаврилов Б.Я. Обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина в досудебном производстве. М., 2003.

  18. Галимов О.Х. Малолетние лица в уголовном судопроизводстве. СПб., 2001.

  19. Гиндикин В.Я., Гурьева В.А. Личностная патология. М., 1999.

  20. Головко Л.В. Альтернативы уголовному преследованию в современном праве. СПб., 2002.

  21. Гуськова А.П. Теоретические и практические аспекты установления данных о личности обвиняемого в уголовном процессе. Оренбург, 1995.

  22. Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцев В.Н. Генетика, поведение, ответственность. М., 1982.

  23. Есина А.С., Арестова Е.Н. Дознание в органах внутренних дел. М., 2003.

  24. Зайцев О.А. Государственная защита участников уголовного процесса. М., 2001.

  25. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., 2000.

  26. Зелинский А.Ф. Осознаваемое и неосознаваемое в преступном поведении. Харьков, 1986.

  27. Зинатуллин Т.З., Игнатова Н.М., Кузнецова Н.В., Татьянина Л.Г., Тенсина Е.Ф. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации 2001 года. Ижевск, 2002.

  28. Китаев Н.Н., Китаева В.Н. Экспертные психологические исследования в уголовном процессе. Иркутск, 2002.

  29. Корнуков В.М. Конституционные основы положения личности в уголовном судопроизводстве. Саратов, 1987.

  30. Кудрявцев И.А. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза. М., 1999.

  31. Кузнецова Н.В., Татьянина Л.Г. Предварительное расследование по отдельным категориями уголовных дел. Ижевск, 2000.

  32. Левинова Т.А. Новеллы уголовно-процессуального законодательства: общие положения и досудебное производство. Ярославль, 2002.

  33. Личко А.Е. Психопатия и акцентуации характера у подростков. Л., 1983.

  34. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

  35. Маликов М.К. Проблемы усмотрения правоприменителя: природа, признаки, пределы: Тексты лекций. Уфа, 1990.

  36. Марфицин П.Г. Усмотрение следователя. Омск, 2002.

  37. Мягков И.Ф., Боков С.Н. Медицинская психология: основы патопсихологии и психопатологии. М., 1999.

  38. Писарев А.В. Производство следственных действий, ограничивающих право граждан на личную неприкосновенность. Омск, 2006.

  39. Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. М., 1997.

  40. Рогозин А.А. Социально-правовые и психологические основы производства по уголовным делам несовершеннолетних. Оренбург, 2001.

  41. Сафиуллина М.П., Сафиуллин М.А. Фабрикация уголовных дел на невиновных и методы защиты. Казань, 2005.

  42. Семенцов В.А. Следственные действия в досудебном производстве (общие положения теории и практики). Екатеринбург, 2006.

  43. Судаков К.В. Биологическая мотивация. М., 1971.

  44. Татьянина Л.Г. Психопатология и уголовный процесс. Ижевск, 2002.

  45. Татьянина Л.Г. Предварительное расследование уголовных дел о групповых преступлениях несовершеннолетних. Ижевск, 1999.

  46. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М., 1966.

  47. Шадрин В.С. Обеспечение прав личности при расследовании преступлений: Монография. Волгоград, 1997.

  48. Щерба С.П. Расследование и судебное разбирательство дел о лицах, страдающих физическими и психическими недостатками. М., 1975.

  49. Щерба С.П., Зайцев О.А., Сарсенбаев Т.Е. Охрана прав беспомощных потерпевших по уголовным делам. М., 2001.

  50. Якимович Ю.К., Ленский А.В., Трубникова И.В. Дифференциация уголовного процесса. Томск, 2001.

  51. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969.


Перечень методических указаний (кафедры, факультета)

1. Татьянина Л.Г. Проблемы предварительного расследования // Учебно-методический комплекс. Ижевск, 2007.

Планы семинарских занятий с методическими рекомендациями

Тема семинара «Личность, понятие, структура. Патология личности, ее значение для уголовного судопроизводства»

  1. Понятие личности.

  2. Структура личности.

  3. Установочные или социально-демографические признаки личности, их характеристика.

  4. Уголовно-правовые признаки личности, их характеристика.

  5. Социально обусловленные свойства личности, их характеристика.

  6. Психологические признаки личности, их характеристика.

  7. Медико-биологические свойства как признак личности, их характеристика.

  8. Характеристика основных патопсихологических симптомокомплексов и их криминогенное значение.

  9. Реактивные состояния и их значение для следственной практики. Психопатоподобные изменения личности.

  10. Умственная отсталость как уголовно-процессуальная категория.

  11. Значение учета патопсихологических особенностей личности обвиняемых, потерпевших, свидетелей.

  12. Пути получения патопсихологической информации при разрешении процессуальных вопросов.

  13. Взаимосвязь между психическими аномалиями и криминогенным поведением.

  14. Синдромы зависимости, их влияние на криминогенное поведение.

  15. Судебно-психиатрические экспертизы и их значение для доказывания психических недостатков.

  16. Понятие и доказывание психического недостатка, имеющего уголовно-процессуальное значение.

Методические рекомендации:

Вопросы, вынесенные на занятие, носят ориентирующий характер. Семинар проводится в форме круглого стола. Во время занятия необходимо обсудить проблемные вопросы.

Готовясь к занятию, необходимо помнить, что личность в уголовном процессе занимает основное место. Необходимо учитывать, что личность имеет всегда различные патологии, влияющие на ее поведение. Необходимо знать патологии личности, их влияние на ее состояние. Исследование личности, закономерностей ее развития, функционирования поможет принять правильное решение при производстве по уголовному делу.

Студент должен усвоить понятие личности, ее структуру, осознать необходимость личностного подхода при производстве по уголовному делу. Определить проблемы, не имеющие однозначного решения, предложить свои пути их решения.
Тема «Усмотрение: понятие, структура. Дискреционные полномочия в уголовном судопроизводстве»


  1. Понятие и значение усмотрения.

  2. Соотношение усмотрения следователя с другими элементами субъективного характера.

  3. Функции мотивации, их характеристика.

  4. Механизм формирования усмотрения.

  5. Пределы усмотрения.

  6. Совесть как уголовно-процессуальная категория.

  7. Соотношение усмотрения и произвола.

  8. Соотношение усмотрения и убеждения.

  9. Влияние практики на формирование усмотрения.

  10. Влияние ведомственных показателей на формирование усмотрения.

  11. Понятие дискреционных полномочий.

Методические рекомендации;

Студент должен понимать, что любое решение принимается на основе усмотрения. Необходимо при подготовке к занятиям разобраться в предлагаемых теоретических вопросах, изучить понятие, содержание усмотрения и факторы, влияющие на его формирование.

Дискреционные полномочия установлены международными актами. Проблема дискреционных полномочий в условиях современного процесса является огромной. Студент должен разобраться в понятии дискреционных полномочий, их соотношении с усмотрением и произволом, определить проблемы их реализации.

Тема «Проблемы производства по уголовным делам в отношении отдельной категории лиц»
1. Неприкосновенность отдельных категорий лиц как специальный институт уголовно-процессуального права.

2. Производство в отношении отдельной категории лиц в системе уголовно-процессуальных производств.

3. Особенности осуществления оперативно-розыскной деятельности в отношении депутата, судьи, прокурора, следователя и адвоката, члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса.

4. Проблемы задержания лиц, в отношении которых применяется особый порядок возбуждения уголовных дел, по подозрению в совершении преступления.

6. Проблемы рассмотрения вопросов, связанных с возбуждением уголовных дел в отношении отдельной категории лиц.

7. Особенности избрания меры пресечения в отношении отдельной категории лиц.

8. Особенности привлечения в качестве обвиняемого отдельной категории лиц.

Методические рекомендации:

Перечень вопросов к семинару носит ориентирующий, обобщенный характер.

Занятие проводится в форме обсуждения проблем, возникающих при решении вопроса о возбуждении уголовного дела и производстве его расследования в отношении каждого субъекта, указанного в главе 52 УПК РФ. Студент должен предложить свои пути их решения.



Тема «Противоречия досудебного производства по уголовным делам»


  1. Понятие противоречий в уголовном процессе.

  2. Вопрос как форма выражения противоречий в уголовном процессе.

  3. Парадокс как форма выражения противоречий в уголовном процессе.

  4. Абсурд как форма выражения противоречий в уголовном процессе.

  5. Конфликт как форма выражения противоречий в уголовном процессе.

  6. Сущность противоречий в уголовном процессе.

  7. Противоречия в механизме уголовно-процессуального регулирования.

  8. Объективные (диалектические) противоречия, их характеристика.

  9. Субъективные (формально-логические) противоречия, их характеристика.

  10. Отраслевые противоречия: их понятие и значение.

  11. Противоречия правоприменительного процесса и пути их устранения.

  12. Межсистемные противоречия: их понятие и значение.

  13. Противоречия между Конституцией РФ и УПК РФ.

  14. Противоречия между УК РФ и УПК РФ.

  15. Противоречия между УПК РФ и иными федеральными законами.

Методические рекомендации:

Вопросы носят ориентирующий характер.



Семинарское занятие может проводится в форме докладов, подготовленных студентом по отдельному вопросу, с обсуждением основных проблем. Могут быть вынесены на обсуждение наиболее сложные проблемы, по мнению студентов.
Методические указания по самостоятельной работе студентов
Самостоятельная работа студентов предполагает:

- подготовку к семинарских (практическим) занятиям,

-выполнение рефератов,

-подготовку к зачету.


Организация подготовки к семинарским (практическим) занятиям
Подготовка к семинарским занятиям начинается с анализа лекционного материала, изучения предложенной литературы (нормативных актов и основной литературы).

Непосредственная подготовка к семинарскому занятию осуществляется на основе методических рекомендаций по изучаемой теме.

При подготовке к семинарскому занятию студент должен изучить все предлагаемые вопросы, особое внимание обратить на проблемы, которые возникают в процессе их изучения.

Основным видом подготовки студента является работа с литературой. Она может иметь форму изучения книги в печатном или в компьютерном варианте. Первый вариант удобнее для изучения. При изучении литературы целесообразно ее конспектирование. Конспект должен отражать узловые моменты каждого изучаемого вопроса. Нецелесообразно конспектировать путем компьютерных вырезок из текста, поскольку полученная таким путем информация усваивается недостаточно.

По каждому предлагаемому вопросу студент должен сформировать свою позицию, суметь ее обосновать. При выявлении проблем, должен предложить свое видение проблемы и пути ее разрешения.

При возникновении проблем с исследованием вопросов, студент обращается за консультацией к преподавателю в часы консультаций.
Выполнение реферата
Реферат – наиболее простая форма научно-исследовательской работы студента.

Он должен быть написан по узкой теме, отражающей четкое и ясное изложение исследуемой проблемы с предложением путей ее разрешения.

При написании реферата студент должен использовать все законодательство, связанное с исследуемым вопросом, а также использовать не менее 5 монографий или учебных пособий по теме исследования и не менее 10 научных статей, опубликованных в течение двух последних лет. Это позволит более глубоко изучить предлагаемую тему.

Содержание реферата представляет собой исследование конкретного вопроса с выявлением проблем и путей их разрешения. Объем реферата составляет от 15 до 20 страниц, оформляется на отдельных листах. Титульный лист оформляется на отдельных листах (формат А-4), скрепленных между собой. Страницы должны пронумеровать. По тексту должны быть сноски со ссылками на всю изученную по теме реферата литературу. Цитирование норм закона не допускается. Завершается реферат списком используемой литературы.
Тематика рефератов
1. Понятие и виды патологии личности.

2. Значение патологии личности при производстве по уголовному делу на стадии предварительного расследования.

3. Соотношение усмотрения, убеждения и произвола.

4. Понятие дискреционных полномочий, их структура.

5. Соотношение дискреционных полномочий с усмотрением и произволом.

6. Соотношение дискреционных полномочий и целесообразности.

7. Проблемы реализации полномочий следователя.

8. Проблемы реализации полномочий руководителя следственного органа.

9. Проблемы реализации полномочий прокурора.

10. Формы выражения противоречий, их характеристика.

11. Объективные (диалектические) противоречия, их характеристика.

12. Субъективные (формально-логические) противоречия, их характеристика.

13. Отраслевые противоречия: их понятие и значение.

14. Противоречия правоприменительного процесса и пути их устранения.

15. Межсистемные противоречия: их понятие и значение.

16. Противоречия между Конституцией РФ и УПК РФ.

17. Противоречия между УК РФ и УПК РФ.

18. Внутрисистемные противоречия.




Вопросы к зачету


  1. Формы предварительного расследования: понятие, виды. Основания для выделения отдельных форм предварительного расследования.

  2. Дознание как форма предварительного расследования, его понятие и виды.

  3. Предварительное следствие как форма предварительного расследования, его понятие и виды.

  4. Основная форма дознания, ее характеристика, проблема реализации на практике.

  5. Сокращенная форма дознания, ее характеристика, проблема применения на практике.

  6. Отраслевое расследование, его понятие и характеристика.

  7. Усложненная форма предварительного следствия: понятие, виды, характеристика, проблема применения на практике.

  8. Место производства по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних в системе форм предварительного расследования.

  9. Процессуальные проблемы производства по уголовным делам (материалам) о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.

  10. Процессуальные проблемы стадии возбуждения уголовного дела.

  11. Процессуальные проблемы реализации полномочий следователя по уголовным делам.

  12. Пределы компетенции органов дознания по уголовным делам.

  13. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности по уголовным делам в качестве ориентирующей и доказательственной информации: проблемы и пути их разрешения.

  14. Проблемы применения мер процессуального принуждения, установленных в гл. 14 УПК РФ.

  15. Процессуальные проблемы приостановления предварительного расследования.

  16. Процессуальные проблемы взаимодействия следователя с органами дознания.

  17. Умственная отсталость как уголовно-процессуальная категория.

  18. Проблемы назначения и проведения судебно-психиатрических и судебно-психологических экспертиз и пути их разрешения.

  19. Понятие и категории несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности за совершенные ими общественно опасные деяния, их процессуальный статус, гарантии защиты их прав и законных интересов.

  20. Проблемы обеспечения защиты свидетелей, потерпевших и других участников на досудебных стадиях уголовного судопроизводства.

  21. Проблемы соединения уголовных дел.

  22. Особенности расследования уголовных дел о взаимосвязанных преступлениях.

  23. Процессуальные проблемы, связанные с разрешением ходатайств и заявлений на досудебных стадиях уголовного процесса.

  24. Синдромы зависимости, их влияние на поведение лица.

  25. Особенности процессуальной деятельности в стадии возбуждения уголовного дела.

  26. Обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого в предмете доказывания.

  27. Характеристика патопсихологических синдромокомплексов, их уголовно-процессуальное значение.

  28. Обстоятельства, подлежащие доказыванию по делам о применении принудительных мер медицинского характера.

  29. Наличие психических расстройств у потерпевших, их значение для производства по уголовным делам.

  30. Взаимосвязь между психическими аномалиями и криминогенным поведением обвиняемого при расследовании уголовных дел.

  31. Пути получения патопсихологической информации при разрешении процессуальных вопросов.

  32. Реактивные состояния и психопатоподобные изменения личности, их уголовно-процессуальное значение в досудебном производстве по уголовному делу.

  33. Критерии психического расстройства, проблемы их установления и процессуально-правовые последствия в досудебном производстве по уголовному делу.

  34. Проблемы избрания мер пресечения в отношении лиц, нуждающихся в компенсации возрастных психических или физических недостатков.

  35. Подозреваемый как участник уголовного судопроизводства: проблемы определения процессуального статуса и участия в производстве по уголовному делу.

  36. Проблемы проведения следственных действий на основании судебного решения.

  37. Процессуальные проблемы первоначального этапа расследования преступлений.

  38. Понятие и виды подследственности уголовных дел. Проблемы определения и передачи уголовных дел по подследственности.

  39. Процессуальные проблемы проведения следственных действий с участием малолетних. Влияние возрастных, психических и физических патологий на их поведение.

  40. Проблемы окончания производства по уголовному делу в форме дознания.

  41. Процессуальные проблемы проведения следственных действий с участием престарелых лиц.

  42. Понятие и значение усмотрения следователя, дознавателя, прокурора при принятии процессуальных решений.

  43. Соотношение усмотрения следователя, дознавателя, прокурора с другими элементами субъективного характера.

  44. Соотношение усмотрения и внутреннего убеждения.

  45. Механизм формирования усмотрения следователя, дознавателя, прокурора.

  46. Пределы усмотрения следователя, дознавателя, прокурора.

  47. Влияние ведомственных показателей на усмотрение следователя, дознавателя, прокурора при принятии процессуальных решений.

  48. Проблемы дискреционного уголовного преследования.

  49. Соотношение дискреционных полномочий следователя и прокурора, их влияние на принятие процессуальных решений.

  50. Свидетельский иммунитет: проблемы и пути разрешения.

  51. Социальное противоречие как источник уголовного судопроизводства.

  52. Причины и система противоречий в уголовном судопроизводстве на досудебных стадиях.

  53. Классификация противоречий в уголовном судопроизводстве, их характеристика.

  54. Основания и средства разрешения противоречий в уголовном судопроизводстве.

  55. Формально-логические противоречия в механизме уголовно-процессуального регулирования.

  56. Межсистемные противоречия в механизме уголовно-процессуального регулирования.

  57. Особенности возбуждения уголовного дела в отношении отдельной категории лиц: проблемы и пути их разрешения.

  58. Особенности предварительного расследования в отношении следователей, прокуроров.

  59. Особенности предварительного расследования в отношении адвокатов.

  60. Особенности предварительного расследования в отношении судей.

  61. Особенности предварительного расследования в отношении депутатов.

  62. Проблемы возбуждения уголовного дела и проведения неотложных следственных действий лицами, обладающими полномочиями органа дознания.

  63. Процессуальные проблемы проведения следственных осмотров и пути их разрешения.

  64. Участие переводчика на досудебных стадиях уголовного процесса: проблемы и пути их разрешения.



Методические указания для преподавателей по проведению семинарских (практических) занятий по дисциплине «Проблемы предварительного расследования» и студентов при подготовке к семинарским занятиям
Семинары проводятся в учебных группах по узловым и наиболее сложным темам с целью углубленного изучения студентами теоретических проблем курса и привития навыков научного анализа правовых явлений.

Практические занятия проводятся в учебных группах по большинству тем курса. На них отрабатывается умение провести юридический анализ конкретных ситуаций, возникающих в практике и применения органов прокуратуры, принять основанные на законе решения, а также правильно подготовить акты прокурорского реагирования и другие документы.


Текущий контроль полученных студентами знаний включает следующие компоненты: индивидуальные (в отдельных случаях групповые) собеседования, выполнение программных заданий в виде написания реферата. Итоговым контролем является зачет. Цель которого – проверка теоретических знаний студентов и навыков применения этих знаний при решении ситуаций, возникающих в процессе предварительного расследования по уголовным делам.

В процессе преподавания применяются комплекс традиционных и современных интенсивных (активных) форм и методов обучения, в том числе проблемный подход, метод разрешения конкретных проблемных ситуаций.

Семинарские занятия проводятся в форме дискуссий, обмена мнениями и анализа допускаемых на практике ошибок, а также правонарушений. Для этого необходимо:

- ознакомиться с заданием к семинарскому занятию, определить примерный объем работы по подготовке ним;

- ознакомиться с перечнем законодательных и иных актов, литературных источников, рекомендуемых для изучения;


- при ответах на вопросы и решении задач, необходимо внимательно прочитав их текст, попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой на соответствующую правовую норму.

Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, тексты правовых актов, литературные источники, а также документы конкретных актов правоприменения. За ответы выставляются оценки по пятибалльной системе.

Обсуждение каждого вопроса, задачи обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает собственную позицию, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты.


Методические указания для преподавателей

по проведению зачета
Контроль знаний осуществляется в виде зачета. Основой для получения положительной оценки на зачете служит знание основных понятий, изучаемых в процессе спецкурса, проблем производства по уголовному делу, связанных с межсистемными и внутрисистемными противоречиями, пути их решения при производстве по уголовному делу, особенности производства по отдельной категории уголовных дел, умение оперировать нормами действующего законодательства, обосновывать правильность своих решений при их применении.

При контрольной оценке знаний студентов преподаватель должен придерживаться общих рекомендаций:

1. При проведении собеседования с обучающимися в виде экзамена важно всегда помнить, что систематичность, объективность, аргументированность – главные принципы, на которых основаны контроль и оценка знаний обучающихся;

2. Проверка, контроль и оценка знаний обучающегося, требуют учета его индивидуального стиля в осуществлении учебной деятельности;



3. Знание критериев оценки знаний обязательно для преподавателя и студента







База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка