Учебно-методический комплекс по дисциплине «права человека в международном и европейском праве» Для специальности 03. 05. 01



Сторінка1/2
Дата конвертації18.04.2016
Розмір0.64 Mb.
  1   2
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ПРАВА, СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ

Кафедра теории и истории государства и права

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В МЕЖДУНАРОДНОМ И ЕВРОПЕЙСКОМ ПРАВЕ»
Для специальности 03.05.01– юриспруденция

направление – 03.05.00

Составитель УМКД

К.ю.н., доцент Соломенникова Марина Агафоновна
Старший преподаватель Решетнева Татьяна Васильевна

УМКД рассмотрен и утвержден на заседании кафедры от 2007 г


Зав. кафедрой

к.ю.н., доцент Мокшина Маргарита Анатольевна


УМКД согласован с Методической комиссией ИПСУБ 2007 г

Ижевск 2007



1. ТРЕБОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

3. ТРЕБОВАНИЯ

К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

по курсу «Права человека в международном и европейском праве»


Для углубленного изучения проблем правового статуса личности в образовательный процесс студентов, обучающихся по специальности «юриспруденция» была внедрена учебная дисциплина «Права человека в международном и европейском праве» (Решение Ученого Совета ИПСУБ УдГУ от «___»_______ 200_г. №____).

Благодаря предлагаемому курсу у студентов должно быть сформировано: умение устанавливать и использовать конкретный международно-правовой материал о правах, свободах человека и гражданина; умение осуществлять сравнительный анализ международных и внутригосударственных (российских) актов, содержащих стандарты прав, свобод человека и гражданина.

В процессе изучения учебной дисциплины «Права человека в международном и европейском праве» студент должен:

овладеть соответствующим понятийным аппаратом;

определить значение международных стандартов в области прав человека во внутригосударственной правотворческой и правоприменительной деятельности;

понять сущность режимов общей и специальной защиты прав человека;

представлять классификацию международных договоров в области прав человека;

понимать правовую природу резолюций Генеральной Ассамблей ООН, ЭКОСОС ООН в сфере прав человека;

показать взаимосвязь между курсом «Права человека в международном и европейском праве» и отраслевыми дисциплинами (например, «Конституционным правом России», «гражданским правом», «трудовым правом» «уголовно-процессуальным правом» и др.).

Кроме того, у студентов должно быть сформировано представление о функционирующих международных контрольных механизмах в сфере защиты прав человека и правовой природы решений, принимаемых в ходе их использования. Последнее обстоятельство имеет основополагающее значение ввиду того, что ч.3 ст.46 Конституции РФ гарантирует каждому человеку, исчерпавшему все средства внутригосударственной правовой защиты, право (в соответствии с международным договором РФ) обратиться в межгосударственные органы для защиты своих прав и свобод.



1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

От студента требуется успешно освоить требования, выдвигаемые целями и задачами курса, иметь устойчивые знания в области защиты прав человека в современном международном праве, знать основные понятия и термины, используемые в этой отрасли международного права, уметь их объяснять и применять на практике, знать основные источники, доктринальные концепции, основные работы отечественных и зарубежных авторов.


2. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ КУРСА
Курс адресован студентам юридических факультетов и институтов.

В структуре курса выделяется теоретическая часть, которая представляет собой лекционные занятия по темам, посвященным отдельным группам прав человека, а также практическая часть, содержащая задания (описание конкретных действий государственных органов, нарушающих права человека) необходимые для анализа студентами. Оценка знаний студентов проводится в форме компьютерного тестирования.


3. ЦЕЛИ КУРСА:

- дать представление 1) о месте и роли защиты прав человека в системе международного права, об основных закономерностях возникновения, функционирования и развития международной защиты прав человека; 2) об утверждении прав человека как общепризнанного международно-правового стандарта; 3) об институтах международной защиты прав и свобод человека; 4) о наиболее важных и распространенных международно-правовых доктринах прошлого и современности в области прав человека.

- сформировать у студентов умение и привить навыки 1) использования международно-правовых норм о правах и свободах; 2) сравнительного анализа международных и внутригосударственных актов по правам человека; 3) формулирования выводов по конкретным вопросам.


4. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДЛЯ СТУДЕНТОВ ДНЕВНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ



темы


Наименование темы

Кол-во

часов


(лекц.)

Кол-во

часов


(практ.

занят.)


1

Понятие международных стандартов в области защиты прав и свобод человека (исторические аспекты, понятие, классификация, источники)

2

2

2

Международно-правовое регулирование основных гражданских и политических прав

4

2

3

Основные социальные, экономические и культурные права

4




4

Международно-правовая регламентация коллективных прав

2




5

Право убежища

2

2

6

Международно-правовая защита беженцев

4

4

7

Международно-правовые основы защиты прав женщин

4

2

8

Международная защита прав детей

2

2

9

Международная защита прав человека в уголовном судопроизводстве

4

2

10

Региональные сотрудничество государств по защите прав и свобод человека

4




11

Основы правового положения личности в Европейском Союзе

4


















Итого:

36

16



5. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Лекция 1. Понятие международных стандартов в области защиты прав и свобод человека (исторические аспекты, понятие, классификация, источники) (2 часа)
Природа прав человека: естественно-правовой и позитивистский подходы.

Понятие международной защиты прав человека. Становление и развитие принципа уважения и защиты прав человека в современном международном праве. Понятие международных стандартов в области прав человека. Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека и Пакты 1966 года о правах человека как основные международные акты о правах человека.

Международная защита прав человека как отрасль международного права.

Правовой статус человека и гражданина.


Лекция 2. Международно-правовое регулирование основных гражданских и политических прав и свобод (4 часа)
Возникновение и развитие гражданских и политических прав и свобод. «Негативные» и «позитивные» права. Международный Пакт 1966 года о гражданских и политических правах и Факультативный Протокол к Пакту.

Запрещение дискриминации.

Право на жизнь.

Право на свободу и личную неприкосновенность и справедливое судебное разбирательство.

Свобода религии, мысли и слова.

Комитет по правам человека. Условия приемлемости и рассмотрения жалобы индивида в Комитете по правам человека.



Лекция 3. Основные социальные, экономические и культурные права (4 часа)
Социальные, экономические и культурные права в системе прав человека. Международный Пакт 1966 года о социальных, экономических и культурных правах как основной международный договор, закрепляющий социальные, экономические и культурные права.

Право на труд и связанные с ним права.

Право на образование.

Права в области культуры.

Комитет по экономическим, социальным и культурным правам.
Лекция 4. Международно-правовая регламентация коллективных прав (2 часа)
Возникновение и развитие коллективных прав.

Правовая природа коллективных прав и их международно-правовое регулирование. Правовая природа коллективных прав. Субъекты коллективных прав. Регламентация коллективных прав в универсальных международных договорах. Регламентация коллективных прав в региональных международных договорах.

Проблемы и перспективы реализации коллективных прав в современном мире.
Лекция 5. Право убежища (2 часа)
Унификация норм института убежища. Формы убежища (религиозная, дипломатическая, территориальная).

Основные черты права убежища.

Правовой статус лиц, пользующихся правом убежища.
Лекция 6. Международно-правовая защита беженцев (4 часа)
Формирование режима международной защиты беженцев и распределение ответственности за неё. Роль Лиги Наций в формировании режима международной защиты беженцев, создание УВКБ ООН, обязанности государств по защите беженцев, компетенция органов ООН по защите прав беженцев, неправительственные организации, оказывающие помощь беженцам.

Правовая база международной защиты беженцев (универсальные и региональные международные договоры, международное обычное право, документы «мягкого права», резолюции СБ ООН).

Определение беженца. Определение беженца в Конвенции1951 года о статусе беженцев. Определение беженца в Конвенции ОАЕ о беженцах и Картахенской декларации.

Другие категории лиц (кроме беженцев), относящиеся к компетенции УВКБ ООН. Репатрианты, лица без гражданства, лица перемещённые внутри страны.

Международно-правовые стандарты обращения с беженцами.

Лекция 7. Международно-правовые основы защиты прав женщин (4 часа)
Международная защита прав женщин как институт международной защиты прав человека. Становление института защиты прав женщин. Сотрудничество государств по созданию нормативной базы международной защиты прав женщин.

Международно-правовой стандарт равноправия и недопустимости дискриминации в отношении женщин.

Международные договоры о гражданских, политических и социально-экономических правах женщин.

Международные механизмы защиты прав женщин. Международные договорные органы универсального характера по защите прав женщин (Комитет по ликвидации всех Форм дискриминации в отношении женщин, Комитет по правам человека) и международные недоговорные органы (Комиссия ООН по положению женщин. Региональные механизмы обеспечения и защиты прав женщин.


Лекция 8. Международно-правовая защита прав детей (2 часа)
Причины особого правового регулирования прав детей. Дети как наиболее уязвимая категория населения. Зависимость реализации прав детей от взрослых.

Конвенция 1989 года о правах ребенка как основной международный договор по защите прав детей.

Другие международные акты о правах детей (Женевские конвенции 1949 года о защите жертв войны и Дополнительные протоколы к ним 1977 года; Правила ООН, касающиеся несовершеннолетних, лишенных свободы (1990 г.), Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (1990 г.), Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (1985); Конвенция МОТ № 182 о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда (1999 г.).

Конвенционные и неконвенционные механизмы защиты прав детей.


Лекция 9. Международная защита прав человека в уголовном судопроизводстве (4 часа)
Международные стандарты, касающиеся условий содержания в местах лишения свободы.

Международные стандарты, касающиеся запрета пыток и плохого обращения.

Международные стандарты, касающиеся исчезновений и запрета произвольных казней.

Международные стандарты, касающиеся роли судов и адвокатов.

Международные стандарты, касающиеся альтернатив предварительному заключению
Лекция 10. Основы правового положения личности в Европейском Союзе (4 часа)
Система основ правового положения личности в Европейском Союзе.

Источники основных прав и свобод: Договор о Европейском сообществе, Договор о Европейском Союзе, прецедентное право судов Евросоюза, Европейская конвенция о защите прав и основных свобод (1950г.), Декларации о правах человека (1989 г.), Хартия об основных правах (2000 г.).

Принципы правового положения личности: принцип равенства (юридическое, социальное, политическое, равенство мужчин и женщин), принцип уважения прав и основных свобод человека, принцип гарантированности прав и свобод.

Основные права, свободы и обязанности: личные (гражданские) права и свободы (право на человеческое достоинство, право на жизнь, право на целостность личности, право на защиту данных личного характера); политические права и свободы (избирательные права, право хорошее управление, свобода собраний и ассоциаций, право петиций); экономические, социальные и культурные права (право собственности, свобода экономической деятельности, свобода предпринимательства, право вести достойную и независимую жизнь); основные обязанности (уважать и защищать человеческое достоинство других людей, запрещение злоупотребления правом).

Гарантии прав и свобод человека и гражданина. Институциональные гарантии. Процессуальные гарантии. Материальные гарантии.

Основы правового положения личности в Конституции Европейского Союза.


В качестве основной литературы для изучения курса рекомендуется:
Права человека: Учебник для вузов / Отв.редактор Е.А.Лукашева; Комиссия по правам человека при Президенте РФ; Ин-т гос-ва и права РАН. - М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2002.

Права человека: итоги века, тенденции, перспективы /Отв.редактор Е.А.Лукашева; Ин-т государства и права РАН. - М.: НОРМА, 2002.

Егоров, С.Е. Права человека в уголовном процессе: международное стандарты и российское законодательство / С.Е. Егоров - М.: Норма, 2006.

Иванов, Г.И. Права человека: учебное пособие / Г.И. Иванов ; под ред. М.Ф.Чудакова. - М.: Изд - во деловой и учеб. лит., 2004.


В качестве основных нормативных источников по всем темам курса рекомендуется:
Всеобщая декларация прав человека (10 декабря 1948 года) //http://www.un.org/

Международный Пакт о гражданских и политических правах (19 декабря 1966 года) //http://www.un.org/

Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах (19 декабря 1966 года) //http://www.un.org/

Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (7 марта 1966 года) //http://www.un.org/

Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколы к ней (4 ноября 1950 г.) //http://www.echr.coe.int/

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ
Практические (семинарские) занятия предполагают углубленное изучение конкретного материала по курсу. Семинарские занятия предполагают самостоятельную подготовку студентов по заранее сообщенному плану и коллективную работу в форме ответов на поставленные вопросы, участия в дискуссии по проблемным моментам. Учитывая особенности курса на каждом практическом (семинарском) занятии студент должен при себе иметь рекомендованные правовые документы (международного и внутригосударственного характера).

Необходимо иметь в виду, что за исключением первого практического (семинарского) занятия по курсу «Права человека в международном и европейском праве», рассчитанного на два часа, остальные практические (семинарские) занятия не содержат вопросов по научно-теоретической проблематике, повторяющих вопросы лекционных занятий, а состоят из задач, предлагаемых для решения. Однако это не означает, что при решении задач преподавателем и студентами будут проигнорированы научно-теоретические проблемы. Так, к каждой задаче поставлен ряд вопросов, ответить на которые без изучения соответствующего научно-теоретического материала, а также правотворческой и правоприменительной практики (как внутригосударственной, так и международной) не представляется возможным. Подобного рода конструкция практических (семинарских) занятий имеет своей целью формирование у студентов умений логично и аргументировано излагать соответствующий международно-правовой материал (сопоставляя его при этом с российским нормативно-правовым материалом) и соотносить с научными позициями. Решение предложенных задач предполагает, во-первых, формулирование развернутых ответов на поставленные вопросы со ссылками на соответствующий нормативный материал (там, где это требуется), во-вторых, непосредственное решение задачи, выражающееся в анализе фактических обстоятельств дела и их юридической квалификации (при этом студентами должны быть сделаны ссылки на конкретные статьи конкретных международных договоров и нормативно-правовых актов РФ (там, где этого требуют условия задачи)). Ввиду того, что часть задач - это реальные дела, рассмотренные Европейским Судом по правам человека, поэтому желательным является анализ конкретных решений ЕСПЧ.

Самостоятельная работа студента, как один из основных видов учебного процесса, имеет определяющее значение для формирования необходимого научно-теоретического, практического капитала (фундамента). Так, студенту, необходимо самостоятельно изучать рекомендованную литературу и международно-правовые акты, изучать периодические издания (например, Московский журнал международного права, журнал «Государство и право», Российскую газету и др.). Список литературы к каждому практическому (семинарскому) занятию содержится в Рабочей программе по дисциплине «Права человека в международном и европейском праве», разработанной к.ю.н., доцентом кафедры теории и истории государства и права М.А. Соломенниковой. На основании данной Рабочей программы студентам предоставляются соответствующие печатные материалы, содержащие задания для практических (семинарских) занятий и рекомендуемую литературу. Кроме того, с учебно-тематическим планом курса «Права человека в международном и европейском праве» можно ознакомиться на сайте Института права социального управления и безопасности УдГУ.

Ввиду того, что самостоятельной работе отводится значительное место в учебном процессе студентам необходимо овладеть методологическими основами исследования не только научно-теоретического материала, но и нормативного материала по курсу «Права человека в международном и европейском праве». В ходе самостоятельного изучения материала по предлагаемым темам студентам, например, необходимо:

использовать сравнительно-правовой метод исследования. Так, при изучении гражданских, политических, экономических, социальных, культурных прав человека, закрепленных в международных договорах и иных официальных международных документах студентам следует обращать свое внимание на то, как соответствующие права человека закрепляются в российских нормативно-правовых актах (Конституции РФ, УК РФ, УПК РФ и др.акрепляются в российских нормативно-правовых актах ()ответсвующие права человекалитических прав человека,закрепленных в междуна) и благодаря сопоставлению формулировать свои выводы, относительно, например, полноты нормативного закрепления прав, свобод человека и гражданина в источниках права (международных и национальных).

при исследовании конкретных прав, свобод человека и гражданина особое внимание следует обратить на формулировки содержания прав, свобод человека и в частности, на использование в нормативном материале: терминологических конструкций типа «предоставлять по возможности»1; «самая широкая охрана»2, «особые меры охраны и помощи»3 и др.

Кроме того, при подготовке к практическим (семинарским) занятиям необходимо учитывать, то обстоятельство, что отдельно (в качестве самостоятельной темы исследования) ни лекционный курс, ни практический курс не содержат раздела «Международно-правовые меры обеспечения обязательств по правам человека». Подобного рода конструкция курса обусловлена комплексным подходом к изучению международных стандартов в области защиты прав человека. Поэтому каждая тема лекционного занятия (и соответственно предложенный к семинарскому занятию практический материал) в области регламентации прав человека содержит также рассмотрение вопроса о конкретных международно-правовых мерах в области защиты, обеспечения прав и свобод человека. Следовательно, студенту нужно четко представлять, что:

международные процедуры в качестве средства обеспечения обязательств государств в сфере прав человека представлены рассмотрением компетентными органами: докладов государств о выполнении ими международных обязательств в сфере прав человека; жалоб, петиций, обращений отдельных лиц, групп лиц на нарушение их прав;

международные контрольные механизмы в области защиты прав человека могут представлять собой коллективные органы (например, Комитет по правам человека), единоличные (например, специальные докладчики);

отдельно следует выделить защиту прав человека международными должностными лицами (например, Верховный комиссар по делам беженцев) и разработку международных программ содействия обеспечения прав отдельных категорий индивидов (например, Программа развития ООН для прогресса трудящихся женщин (1962г.), План действий по осуществлению Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990г.)).


ПРОГРАММА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Занятие № 1.

Тема «Права человека: правовая природа, сущность, классификация, источники» (2 часа)
Природа прав человека: естественно-правовой и позитивистский подходы. Разграничение прав и свобод, прав человека и прав гражданина.

Понятие международной защиты прав человека. Становление и развитие принципа уважения и защиты прав человека в современном международном праве. Понятие международных стандартов в области прав человека. Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека и Пакты 1966 года о правах человека как основные международные акты о правах человека.

Международная защита прав человека как отрасль международного права.
Практическое занятие №1, тема: «Права человека: правовая природа, сущность, классификация, источники » (2 часа)

Основой для получения первичной информации к первому практическому (семинарскому) занятию служит лекция на тему «Понятие международных стандартов в области защиты прав и свобод человека (исторические аспекты, понятие, классификация, источники)».

При ответе на первый вопрос занятия «Природа прав человека: естественно-правовой и позитивистский подходы. Разграничение прав и свобод, прав человека и прав гражданина» необходимо иметь в виду сложности, возникающие при определении понятия «права человека» (в широком смысле), имеющие в своей основе спор сторонников естественно-правовой теории и юридического позитивизма. При этом определяющую роль на развитие прав и свобод человека, признания их приоритета, ограждения от произвола государства и его должностных лиц оказало, все-таки, естественно-правовое учение4.

При ответе на второй вопрос «Понятие международной защиты прав человека. Становление и развитие принципа уважения и защиты прав человека в современном международном праве. Понятие международных стандартов в области прав человека. Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека и Пакты 1966 года о правах человека как основные акты о правах человека» и на третий «Международная защита прав человека как отрасль международного права» необходимо обратить внимание на то, что:

система современного международного права находится в стадии становления, в связи с чем, в науке имеются различные точки зрения относительно определения международной защиты прав человека либо в качестве подотрасли права прав человека, либо в качестве самостоятельной отрасли международного права;

в юридической литературе имеются различные точки зрения по поводу толкования термина «международная защита»5;

принцип уважения прав человека не назван в Уставе ООН среди принципов международного права, в связи с чем предлагается проанализировать положения ст.1 (п.3), ст.55 Устава ООН;

существуют дискуссии относительно юридической природы Всеобщей декларации прав человека, принятой 10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей ООН (Резолюция 217 А (III)).


Кроме того, следует определить значение международных Пактов о правах человека 1966г. и предшествовавшей им Всеобщей декларации прав человека, установить взаимодействие универсальных и региональных международных стандартов в сфере прав человека.
Алгоритм решения задач непосредственно заложен в вопросах, поставленных к задачам. В связи с чем, представление студентами последовательных и аргументированных ответов на соответствующие вопросы является залогом правильного решения задачи.
  1   2


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка