Учебно-методический комплекс по дисциплине «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем» для студентов заочной формы обучения



Скачати 317.4 Kb.
Дата конвертації15.04.2016
Розмір317.4 Kb.
НОУ ВПО ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ,iubip-emb1_2

БИЗНЕСА И ПРАВА
Ларионова Е.А.

Учебно-методический комплекс
по дисциплине


«Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем»

для студентов заочной формы обучения

Ростов-на-Дону

2014

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем» разработан в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов заочной формы обучения, обучающихся по направлению подготовки 080200.62 «Психология».



Учебно-методический комплекс рекомендован кафедрой «Психология и управление персоналом» (протокол №1 от 31.08.13) и утвержден Учебно-методическим советом Академии Управления (протокол №1 от 31.08.13) НОУ ВПО Института управления, бизнеса и права.
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации по выполнению контрольных(курсовых) работ и самостоятельной работы, требования к уровню освоения программы и аттестации по дисциплине, учебно-методическое и учебно-информационное обеспечение дисциплины.

Составитель: Ларионова Е.А. (НОУ ВПО ИУБиП)

Рецензенты: к.псх.н. Корсун И.В. ( ЮФУ )

к.псх.н. Молохина Г.А.( НОУ ВПО ИУБиП)



содержание

1

лекционные занятия




2

Практические занятия




3

Контроль овладения компетенциями




4

методические указания по выполнению КОНТРОЛЬНЫХ (КУРСОВЫХ) РАБОТ




4.1

Перечень тем контрольных (курсовых) работ




4.2

Методические рекомендации по выполнению контрольных (курсовых) работ




5

самостоятельнАЯ работА студентов




6

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ (зачетные) вопросы по дисциплине




7

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ




8

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ







Контактная информация преподавателя







Приложение А – Образец оформления титульного листа контрольной (курсовой) работы




1 ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ
Тема 1.

Аналитико-синтетическая деятельность мозга.



Цель лекции:

  • ознакомить с Предметом, задачами и направлениями ФВНД и СС

Задачи лекции:

  • раскрыть предмет и задачи нейропсихологии

  • объяснить проблему соотношения психического и физиологического;

  • выделить направления нейропсихологии;

План:

    1. Две составные части учения И.П.Павлова о физиологии высшей нервной деятельности: об анализаторах и условных рефлексах.

    2. Синтез-анализатор. Единство аналитической и синтетической деятельности головного мозга.

    3. Условнорефлекторная деятельность и механизм высшего анализа и синтеза.


Выводы:

1.Учение И.П.Павлова о физиологии высшей нервной деятельности имеет две составные части : об анализаторах и условных рефлексах. Для понимания механизмов аналитико-синтетической деятельности мозга имеют большое значение представления И.П.Павлова о коре головного мозга как о мозаике из тормозных и возбудительных пунктов и в то же время как о динамической системе (стереотипе) этих пунктов, а также о корковой системности в виде процесса объединения «пунктов» возбуждения и торможения в систему. Системность работы мозга выражает его способность к высшему синтезу. Физиологический механизм такой способности обеспечивается следующими тремя свойствами ВНД: а) взаимодействием комплексных рефлексов по законам иррадиации и индукции; б) сохранением следов сигналов, создающих преемственность между отдельными компонентами системы; в) закреплением складывающихся связей в виде новых условных рефлексов на комплексы. Системность создает целостность восприятия.

Аналитическая деятельность – это способность организма разлагать, расчленять действующие на организм раздражители (образы внешнего мира) на простейшие составляющие элементы, свойства и признаки.

Синтетическая деятельность) – это процесс, противоположный анализу, заключающийся в выделении среди разложенных при анализе простейших элементов, свойств и признаков наиболее важных, существенных в данный момент и объединении их в сложные комплексы и системы.

Единство аналитико-синтетической  деятельности мозга заключается в том, то организм с помощью сенсорных систем  различает (анализирует) все действующие внешние и внутренние раздражители и на основании этого анализа формирует представление о них.

ВНД представляет собой аналитико-синтетическую деятельность коры и ближайших подкорковых образований ГМ,  которая проявляется в способности выделять из окружающей среды ее отдельные элементы и объединять их в комбинации, точно соответствующие биологической значимости явлений окружающего мира.

3.Физиологическую основу синтеза составляют концентрация возбуждения, отрицательная индукция и доминанта. В свою очередь синтетическая деятельность является физиологической основой первой стадии образования условных рефлексов (стадии обобщения условных рефлексов, их генерализации). Стадию генерализации можно проследить в эксперименте, если образовывать условный рефлекс на несколько сходных условных сигналов. Достаточно упрочить реакцию на один такой сигнал, чтобы убедиться в появлении аналогичной реакции и на другой, с ним сходный, хотя на него рефлекс еще не образовывался. Это объясняется тем, что каждый новый условный рефлекс всегда имеет обобщенный характер и позволяет человеку составить только приблизительное представление о вызванном им явлении. Следовательно, стадией генерализации называется такое состояние формирования рефлексов, при котором они проявляются не только при действии подкрепленных, но и при действии сходных неподкрепляемых условных сигналов. У человека примером генерализации может служить начальный этап формирования новых понятий. Первые сведения об изучаемом предмете или явлении всегда отличаются обобщенным и очень поверхностным характером. Только постепенно  из него возникает относительно  точное и полное знание предмета. Физиологический механизм генерализации условного рефлекса заключается в образовании временных связей подкрепляющего рефлекса с условными сигналами, близкими к основному. Генерализация имеет важное биологическое значение, т.к. приводит к обобщению  действий, создаваемых сходными условными сигналами. Такое обобщение полезно, потому что дает возможность оценить общее значение вновь формирующегося условного рефлекса, пока что не считаясь с его частностями, в сущности которых можно разобраться позднее. Физиологическую основу анализа составляют иррадиация возбуждения и дифференцировочное торможение. В свою очередь аналитическая деятельность является физиологической основой второй стадии образования условных рефлексов (стадии специализации условных рефлексов).

В каждой анализаторной системе осуществляются три уровня анализа и синтеза раздражений: 1) в рецепторах – простейшая форма выделения из внешней и внутренней среды организма сигналов, кодирование их в нервные импульсы и посылка в вышележащие отделы; 2) в подкорковых структурах – более сложная форма выделения и объединения раздражителей различного рода безусловных рефлексов и сигналов условных рефлексов, реализующихся в механизмах взаимоотношения выше- и нижележащих отделов ЦНС, т.е. анализ и синтез, начавшиеся в рецепторах органов чувств, продолжаются в таламусе, гипоталамусе, ретикулярной формации и других подкорковых структурах.



Литература:

1.Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. 3-е изд. - М., АСТ, Транзиткнига., 2010. Интернет-ресурс /http://www. iprbookshop.ru

2. Батуев, А.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем: учебник для студентов вузов /А.С.Батуев.-3-е издание. - СПБ.: Питер, 2010

3.Лурия А.Р. Основы нейропсихологии: учеб. пособие для вузов.-7-е изд., стер. Академия, 2009

4. Давыдова, Н.Н. Физиология высшей нервной деятельности: учебник для студентов вузов /Н.Н.Давыдова,А.Л.Крылова.-Ростов-на-Дону:Феникс, 2012.

5. Недоспасов В.О. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем. М.: Московский психолого-социальный институт, 2009.



Тема 2. Общие принципы работы анализаторов. Виды анализаторов.

Цель лекции:

  • охарактеризовать особенности структуры анализатора ГМ.

Задачи лекции:

  • показать структура и функция анализатора ГМ

  • раскрыть специфику ассоциативных систем мозга

  • охарактеризовать три структурно-функциональных блока мозга.

План:

1. Структура и функция анализатора.

2. Многоуровневость анализаторных систем. Понятия уровня, нейронного слоя и проводящей части анализатора.

3. Прямые афферентные пути и ассоциативные системы.

4. Слои коры. Колончатая организация коры. Проекционные области коры.

5. Локализация функций в коре. Вызванный потенциал мозга. Нисходящие влияния анализаторов. Двигательные компоненты анализаторов.



Выводы:

1.Структура и функция анализатора характеризуется в учении И. П. Павлова об анализаторах. Внешний мир, окружающий человека, познается посредством органов чувств. Органы чувств воспринимают не только раздражения, идущие от внутренней среды организма. В результате раздражения органов чувств в больших полушариях головного мозга возникают ощущения, восприятия, представления. Только через ощущения человек ориентируется в окружающей среде. Сложные нервные аппараты, воспринимающие и анализирующие раздражения, поступающие из внешней и внутренней среды организма, И.П. Павлов назвал анализаторами.

2.Анализатор, по И.П. Павлову, состоит из трех тесно связанных между собой отделов: периферического, проводникового и центрального. Рецепторы являются периферическим звеном анализатора. Они представлены нервными клетками, реагирующими на определенные изменения в окружающей среде. Рецепторы различны по строению, местоположению и функциям. Некоторые рецепторы имеют вид сравнительно просто устроенных нервных окончаний, либо они являются отдельными элементами сложно устроенных органов чувств, как, например, сетчатки глаза. Центростремительных нейроны, проводящие пути от рецептора до коры больших полушарий, составляют проводниковый отдел анализатора. Участки коры больших полушарий головного мозга, воспринимающие информацию от соответствующих рецепторных образований, составляют центральную часть, или корковый отдел анализатора. Все части анализатора действуют как единое целое. Нарушение деятельности одной из частей вызывает нарушение функций всего анализатора. Различают зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой и кожный анализаторы, двигательный анализатор, рецепторы которого находятся в мышцах, сухожилиях, суставах, и вестибулярный анализатор, его рецепторы раздражаются при изменении положения тела. 

3. Ассоциативные системы мозга – это структуры, дающие возможность формирования на основе этих систем новых рецепторов и процессоров, возникающих в процессе обучения и в соответствии с прижизненными влияниями внешних факторов на человека.


Функционально эти системы тесно связаны с регуляторными комплексами жесткого типа, но, тем не менее, отличны от них, так как их работа основана на нейроне с особыми свойствами – ассоциативном. Нейроны ассоциативного типа имеют синапсы, способные к преобразованию и формированию на своей основе новой устойчивой межнейронной связи. Это приводит к изменению структуры нейронной сети, а, следовательно, и ее функции. Ассоциативные системы мозга млекопитающих – это резерв нервной ткани, в которой при рождении не содержится (не записано) никаких регуляторных комплексов. Дополнительные регуляторные комплексы возникают в них под влиянием внешней среды. Причем эволюционно ранние РПК в системах жесткого типа при этом нисколько не разрушаются, что очень важно. Поэтому в случае с ассоциативными системами уместнее говорить не о перестройке структур нейронных сетей, а о «складировании» РПК.

4. Строение


Цитоархитектоника (расположение клеток)

  • молекулярный слой

  • наружный зернистый слой

  • слой пирамидальных нейронов

  • внутренний зернистый слой

  • ганглионарный слой (внутренний пирамидный слой;клетки Беца)

  • слой полиморфных клеток

Миелоархитектоника (расположение волокон)

  • полоска молекулярного слоя

  • полоска наружного зернистого слоя

  • полоска внутреннего зернистого слоя

  • полоска ганглионарного слоя .

Кора полушарий головного мозга представлена слоем серого вещества толщиной в среднем около 3 мм (1,3 — 4,5 мм). Наиболее сильно развита она в передней центральной извилине. Обилие борозд и извилин значительно увеличивает площадь серого вещества головного мозга. В коре содержится около 10-14 млрд нервных клеток. Различные её участки, отличающиеся друг от друга некоторыми особенностями расположения и строения клеток (цитоархитектоника), расположения волокон (миелоархитектоника) и функциональным значением, называются полями. Они представляют собой места высшего анализа и синтеза нервных импульсов. Резко очерченные границы между ними отсутствуют. Для коры характерно расположение клеток и волокон слоями .

Типичным для новой коры (лат. neocortex) является наличие шести слоёв, различающихся между собой главным образом по форме входящих в них нервных клеток. При этом на медиальной и нижней поверхностях полушарий сохранились участки старой (лат. archipallium) и древней (лат. paleopallium) коры, имеющей 2-слойное и 3-слойное строение. Также выделяется промежуточная кора (лат. mesopallium) располагающаяся между старой и новой, а также древней и новой корой. Древняя кора представлена гиппокампом, а старая — участком коры возле обонятельной луковицы на нижней поверхности лобной доли.


Цитоархитектоника


Мультиполярные нейроны коры головного мозга весьма разнообразны по форме. Среди них можно выделить:

  • пирамидные

  • звёздчатые

  • веретенообразные

  • паукообразные

  • горизонтальные

Пирамидные нейроны составляют основную и наиболее специфическую для коры головного мозга форму (80—90 % всех нейронов). Размеры их варьируют от 10 до 140 мкм. Они имеют вытянутое треугольное тело, вершина которого обращена к поверхности коры. От вершины и боковых поверхностей тела отходят дендриты, заканчивающиеся в различных слоях серого вещества. От основания пирамидных клеток берут начало аксоны, в одних клетках короткие, образующие ветвления в пределах данного участка коры, в других — длинные, поступающие в белое вещество. Нейроны коры расположены нерезко отграниченными слоями. Каждый слой характеризуется преобладанием какого-либо одного вида клеток. В двигательной зоне коры различают 6 основных слоёв:

  1. Молекулярный (лат. lamina molecularis)

  2. Наружный зернистый (лат. lamina granularis externa)

  3. Пирамидальных нейронов (лат. lamina pyramidalis)

  4. Внутренний зернистый (лат. lamina granularis interna)

  5. Ганглионарный (слой клеток Беца) (лат. lamina ganglionaris)

  6. Слой мультиформных (полиморфных) клеток (лат. lamina multiformis)

Кора полушарий головного мозга также содержит мощный нейроглиальный аппарат, выполняющий трофическую, защитную, опорную и разграничительную функции [5].

На медиальной и нижней поверхности полушарий сохранились участки старой, древней коры, которые имеют двухслойное и трехслойное строение.


Молекулярный слой


Молекулярный слой коры содержит небольшое количество мелких ассоциативных клеток веретеновидной формы. Их аксоны проходят параллельно поверхности мозга в составе тангенциального сплетения нервных волокон молекулярного слоя. Основная масса волокон этого сплетения представлена ветвлениями дендритов нейронов нижележащих слоёв.

.

Наружный зернистый слой


Наружный зернистый слой образован мелкими нейронами диаметром около 10 мкм, имеющими округлую, угловатую и пирамидальную форму, и звёздчатыми нейронами. Дендриты этих клеток поднимаются в молекулярный слой. Аксоны или уходят в белое вещество, или, образуя дуги, также поступают в тангенциальное сплетение волокон молекулярного слоя .

Слой пирамидальных нейронов


Является самым широким по сравнению с другими слоями коры головного мозга. Он особенно хорошо развит в прецентральной извилине. Величина пирамидных клеток последовательно увеличивается в пределах 10-40 мкм от наружной зоны этого слоя к внутренней. От верхушки пирамидной клетки отходит главный дендрит, который располагается в молекулярном слое. Дендриты, берущие начало от боковых поверхностей пирамиды и её основания, имеют незначительную длину и образуют синапсы со смежными клетками этого слоя. Аксон пирамидной клетки всегда отходит от её основания. В мелких клетках он остаётся в пределах коры; аксон же, принадлежащий крупной пирамиде, обычно формирует миелиновое ассоцативное или комиссуральное волокно, идущее в белое вещество.

Внутренний зернистый слой


В некоторых полях коры развит очень сильно (например, в зрительной зоне коры). Однако в других участках он может отсутствовать (в прецентральной извилине). Этот слой образован мелкими звёздчатыми нейронами. В его состав входит большое количество горизонтальных волокон .

Ганглионарный слой (Внутренний пирамидный слой;Клетки Беца)

Образован крупными пирамидными клетками, причём область прецентральной извилины содержит гигантские клетки, описанные впервые киевским анатомом В. А. Бецем в 1874 году (клетки Беца).


Среди нервных волокон коры полушарий головного мозга можно выделить:

  • ассоциативные волокна — связывают отдельные участки коры одного полушария

  • комиссуральные волокна — соединяют кору двух полушарий

  • проекционные волокна — соединяют кору с ядрами низших отделов центральной нервной системы. Афферентные проекционные волокна заканчиваются в слое пирамидальных нейронов.

I, II, III, IV, V, VI — слои коры
Афферентные волокна
1. кортико-кортикальное волокно
2. таламо-кортикальное волокно
2а. зона распространения специфических таламо-кортикальных волокон
3. пирамидные нейроны
3а. заторможенные пирамидные нейроны
4. тормозные нейроны и их синапсы
4а. клетки с аксональной кисточкой
4б. малые корзинчатые клетки
4в. большие корзинчатые клетки
4г. аксоаксональные нейроны
4д. клетки с двойным букетом дендритов (тормозящие тормозные нейроны)
5. шипиковые звёздчатые клетки, возбуждающие пирамидные нейроны непосредственно и путём стимуляции клеток с двойным букетом дендритов

Исследуя кору больших полушарий головного мозга Сентаготаи и представители его школы установили, что её структурно-функциональной единицей является модуль — вертикальная колонка диаметром около 300 мкм. Модуль организован вокруг кортико-кортикального волокна, представляющего собой аксон пирамидной клетки III слоя (слоя пирамидальных клеток) того же полушария (ассоциативное волокно), либо от пирамидальных клеток противоположного (комиссуральное). В модуль входят два таламо-кортикальных волокна — специфических афферентных волокна, оканчивающихся в IV слое коры на шипиковых звёздчатых нейронах и отходящих от основания (базальных) дендритах пирамидальных нейронов. Каждый модуль, по мнению Сентаготаи разделяется на два микромодуля диаметром менее 100 мкм. Всего в неокортексе человека примерно 3 млн модулей. Аксоны пирамидальных нейронов модуля проецируются на три модуля той же стороны и через мозолистое тело посредством комиссуральных волокон на два модуля противоположного полушария. В отличие от специфических афферентных волокон, оканчивающихся в IV слое коры, кортико-кортикальные волокна образуют окончания во всех слоях коры, и, достигая I слоя, дают горизонтальные ветви, выходящие далеко за пределы модуля.


5.Локализация функций в коре.

Кора головного мозга функционально состоит из трех зон: сенсорная зона, моторная зона и ассоциативная зона. У человека ассоциативная зона занимает около 75% коры головного мозга, у животных она значительно меньшая. Функция ассоциативной зоны - связывать между собой активность сенсорных и моторных зон. Ассоциативная зона, предполагается, получает и перерабатывает информацию из сенсорной зоны и инициирует целенаправленное осмысленное поведение.


Действия вопреки страху, аффективное, эмоционально насыщенное поведение сопровождаются активацией так называемой подколенной области передней части поясной извилины головного мозга (subgenual anterior cingulate cortex — sgACC). Чем больше страх, тем сильнее активизируется эта область мозга. При этом одновременно подавляется активность височных долей головного мозга.

Вызванный потенциал (сокр. ВП; англ. Evoked potential) — электрическая реакция мозга на внешний раздражитель или на выполнение умственной (когнитивной) задачи. Наиболее широко используемыми раздражителями являются визуaльные для регистрации зрительных ВП, звуковые для регистрации аудиторных ВП и электрические для регистрации соматосенсорных ВП. Запись ВП производится при помощи электроэнцефалографических электродов, расположенных на поверхности головы.

Литература:

1.Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. 3-е изд. - М., АСТ, Транзиткнига., 2010. Интернет-ресурс /http://www. iprbookshop.ru

2. Батуев, А.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем: учебник для студентов вузов /А.С.Батуев.-3-е издание. - СПБ.: Питер, 2010

3.Лурия А.Р. Основы нейропсихологии: учеб. пособие для вузов.-7-е изд., стер. Академия, 2009

4. Давыдова, Н.Н. Физиология высшей нервной деятельности: учебник для студентов вузов /Н.Н.Давыдова,А.Л.Крылова.-Ростов-на-Дону:Феникс, 2012.

5. Недоспасов В.О. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем. М.: Московский психолого-социальный институт, 2009.


2. Практические занятия


Задание 1. Физиология сенсорных систем.
Подготовить и защитить рефераты на следующие темы.
1.Понятие об анализаторе и сенсорной системе.

2. Многоуровневая организация. Многоканальность. Принципы кодирования информации в рецепторах и на высших уровнях переключения.

3.Нейроны – детекторы.

4.Организация корковых сенсорных и ассоциативных зон.

5.Цитоархитектоника коры.

6.Нейронные колонки, ансамбли (модули).

7.Особенности возбуждения и торможения в коре. Ритмы ЭЭГ
Задание 2. Основные этапы формирования взглядов о поведении, функциях нервной системы и мозга.

Подготовить и защитить рефераты на следующие темы.


1.История развития понятия рефлекс: Р. Декарт, Й. Прохазка, И.М. Сеченов, И.П. Павлов.

2.Предмет физиологии высшей нервной деятельности.

3.Эволюционный подход к исследованию высшей нервной деятельности: взгляды Ч.Дарвина, И.П.Павлова, Л.А.Орбели.

4.Физиология высшей нервной деятельности как составная часть нейронауки.

5.Методы исследования физиологии высшей нервной деятельности.
Задание 3. Функциональные состояния, потребности, мотивации и эмоции.
Подготовить и защитить рефераты на следующие темы.


  1. Функциональные состояния и модулирующие системы мозга. Функциональное состояние и поведение.

  2. Уровни бодрствования.

  3. Сон. Структура состояния сна. Нейрофизиологические механизмы различных фаз сна.

  4. Теории сна.

  5. Сновидения.

  6. Условнорефлекторная деятельность во время сна.

  7. Патологические формы сна. Гипноз и его механизмы.

  8. Потребности, мотивации и эмоции. Классификация потребностей. Роль критических периодов в формировании потребностей.

  9. Виды мотиваций. Мотивация как доминанта. ЭЭГ-корреляты мотивационных состояний. Нейроанатомия и нейрохимия мотиваций.

  10. Происхождение эмоций. Потребности и эмоции. Выражение эмоций. Нейроанатомия и нейрохимия эмоций.

3. КОНТРОЛЬ ОВЛАДЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЯМИ

Перечень названий и шифров компетенций в соответствии с ФГОС ВПО:



  • выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5);

  • психологической диагностике уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6)

Перечень практических заданий для оценки степени владения компетенциями (ПК-5; ПК-6):

  1. По разделу «Физиология сенсорных систем» уметь:

  • Исследовать тактильную чувствительность кожи с помощью эстезиометра.

  • Определять порог вкусовой чувствительности (густометрия).

  • Определять функциональную мобильность сосочков языка до и после приема пищи.

  • Определять температурную чувствительность кожи с помощью термоэстезиометра.

  • Изучать состояния вестибулярного анализатора с помощью функциональных проб у человека.

  • Определять пороги различения (воспринимаемые субъективно наименьший прирост или наименьшую убыль интенсивности раздражения).

  1. По разделу «Физиология высшей нервной деятельности» уметь:

Выработка мигательного условного рефлекса на звонок у человека.

Образовать условный зрачковый рефлекс на звонок и на слово «звонок» у человека.

Определять объемы кратковременной слуховой памяти у человека.

Определять связь реактивности с личностными чертами – экстраверсией, интроверсией и нейротизмом.

Определять роль словесных раздражителей в возникновении эмоций.

Определять влияние цели на результат деятельности.

Определять влияние обстановочной афферентации на результат деятельности.

Определять устойчивость и переключаемость произвольного внимания.

Проводить оценку трудоспособности человека при выполнении работы, требующей внимания.

Определять значение памяти и доминирующей мотивации в целенаправленной деятельности

  • Применять компьютер для изучения кратковременной памяти.

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ контрольных (КУРСОВЫХ) РАБОТ


    1. Варианты контрольных (курсовых) работ

1. Модель сенсорной системы: история и современность.

2. Иерархия рецептивных полей.

3. Генетически детерминированные нервные сети: виды, структура, функции, значение.

4. Распознавание сигналов и объективная сенсорная физиология.

5. Распознавание образов и субъективная сенсорная физиология.

6. Кодирование и декодирование информации в нервной системе.

7. Элементы восприятия, их характеристика и значение.

8. Восприятие электромагнитных волн: зрение.

9. Восприятие механических колебаний: слух.

10. Восприятие положения тела в пространстве.

11. Ноцицепция и боль.

12. Речевой анализатор.

13. Жажда и голод: общие ощущения.

14. Доминанта: понятие доминанты, её свойства, история изучения.

15. Биология доминанты и инстинктивное поведение.

16. Доминанта и условный рефлекс.

17. Социальная доминанта человека.

18. Мотивация как доминанта: её нейроанатомия, нейрохимия.

19. Доминанта по А.А. Ухтомскому и B.C. Русинову.

20. Доминанта и. гипотеза конвергентного замыкания по П.К. Анохину.

21. Доминанта как основа формирования интегративного поведения по А.С. Батуеву.

22. Теория функциональных систем П.К. Анохина.

23. Информационно-потребностная концепция человека П.В. Симонова.

24. Инстинкты человека, их классификация и значение.

25. Потребность как основа мотивационного поведения.

26. Эмоции: классификация, теории.

27. Информационные аспекты эмоций. Значение и особенности экспрессии эмоций в мимике, жестах и др.

28. Нейрофизиология эмоций.

29. Потребности - эмоции - сознание - поведение: особенности реализации в норме и при девиации.

30. Теории сна.

31. Фазы сна, их электрофизиологические характеристики и значение.

32. Гипноз: виды и нейрофизиологические механизмы.

33. Виды биологической памяти, их характеристики и значение.

4.2 Методические рекомендации по выполнению контрольных (курсовых) работ
Студентам заочной формы обучения необходимо выбрать одну тему работы из списка согласно порядковому номеру в журнале. Студентами заочной формы обучения в сокращенные сроки выбираются три темы по последнему номеру зачетки (например, номер в зачетке 5 – выбираются темы 5,15,25).

Контрольная работа должна содержать:



  • титульный лист

  • план работы;

  • теоретическую часть, раскрывающую основные теоретические концепции по выбранной теме;

  • практическую часть, где анализируется проблематика вопроса на примере конкретных отечественных и зарубежных компаний с применением практического инструментария менеджмента, дается характеристика компании как объекта управления в ракурсе рассматриваемой проблемы;

  • заключение, в котором излагаются собственные выводы и предложения автора;

  • список использованной литературы (5-10 источников).

У студентов заочной формы обучения в сокращенные сроки структура работы такая же – все три вопроса раскрываются в рамках одной контрольной работы.

Обязательным требованием к работе является использование современной литературы. Работа должна быть напечатана, полуторный интервал, шрифт Times New Roman 14, скреплена. Сноски, литература, таблицы, рисунки должны быть оформлены в соответствие со стандартами. Объем работы 10-20 стр.


Защита работы происходит в форме краткого доклада по результатам работы на занятии и ответов на вопросы по данной работе. Критериями оценки работы является оформление, содержание (концептуальность, логичность и конструктивность работы) и форма подачи. Работа не должна быть простым повторением учебного материала, готовые работы, взятые из сети Интернет, к защите не допускаются.




5. самостоятельная работа студентов

Запланированные часы учебной программы по самостоятельной работе предусмотрены для приобретения студентами навыков работы со специальной литературой, развития творческого мышления, исследования реального сектора экономики, применения теоретических знаний в конкретных ситуациях, а так же закрепления знаний, полученных в процессе изучения дисциплины на аудиторных занятиях. Это достигается за счет выполнения студентами контрольных работ и подготовки к итоговой аттестации. Содержание итоговой аттестации приведено в 6 разделе учебно-методического комплекса, контрольных работ – в 4 разделе, материалов для подготовки – 1 разделе.


Табл. 5.1 – Содержание самостоятельной работы студента


п/п

Содержание самостоятельной работы

1

Изучить материалы и подготовить конспект по теме Физиология сенсорных систем.

2

Изучить материалы и подготовить конспект по теме Зрительная, слуховая и вестибулярная сенсорные системы.

3

Изучить материалы и подготовить конспект по теме Кожная, обонятельная и вкусовая сенсорные системы. Двигательный и интероцептивный анализаторы.

4

Изучить материалы и подготовить конспект по теме Основные этапы формирования взглядов о поведении, функциях нервной системы и мозга.

5

Изучить материалы и подготовить конспект по теме Поведение, научение и память.

6

Изучить материалы и подготовить конспект по теме Функциональные состояния, потребности, мотивации и эмоции.

7

Изучить материалы и подготовить конспект по теме Интегративная деятельность мозга.

8

Изучить материалы и подготовить конспект по теме Высшие психические функции: речь и сознание.

6. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ (ЗАЧЕТНЫЕ) вопросы

по дисциплине










  1. История развития взглядов на высшую нервную деятельность.

  2. Предмет и задачи физиологии высшей нервной деятельности.

  3. Методы изучения поведения и мозга.

  4. Основы теории рефлекторной деятельности.

  5. Общие признаки и виды условных рефлексов.

  6. Условия выработки условных рефлексов.

  7. Условные рефлексы на простые и комплексные раздражители.

  8. Условные рефлексы высших порядков.

  9. Функциональные основы замыкания временной связи.

  10. Доминанта и условный рефлекс.

  11. Торможение условных рефлексов.

  12. Безусловные рефлексы и их классификация.

  13. Инстинкты. Ориентировочный рефлекс.

  14. Движение нервных процессов по коре больших полушарий.

  15. Динамический стереотип.

  16. Особенности высшей нервной деятельности человека.

  17. Роль полушарий в функциях первой и второй сигнальных систем.

  18. Развитие речи в онтогенезе.

  19. Типы высшей нервной деятельности животных и человека по И.П. Павлову.

  20. Типологические варианты личности взрослых и детей.

  21. Роль генотипа и среды в формировании типа ВНД и характера.

  22. Понятие о функциональных состояниях и их показателях.

  23. Функциональная роль сна. Механизмы сна. Сновидения, гипноз.

  24. Стресс. Определение, стадии развития.

  25. Особенности ВНД детей раннего и подросткового возраста.

  26. Особенности ВНД человека зрелого и пожилого возраста.

  27. Функциональные блоки мозга.

  28. Понятие о функциональной системе. Функциональная система поведенческого акта.

  29. Методы получения экспериментальных неврозов.

  30. Связь невротических расстройств с психологическими особенностями.

  31. Нарушения высшей нервной деятельности человека.

  32. Понятие о сенсорной системе.

  33. Структурно-функциональная организация анализаторов. Свойства анализаторов.

  34. Зрительный анализатор.

  35. Слуховой анализатор.

  36. Вестибулярный, двигательный анализаторы.

  37. Кожные, внутренние анализаторы.

  38. Вкусовые и обонятельные анализаторы.

  39. Болевой анализатор.

  40. Интегративная деятельность мозга.

  41. Вторая сигнальная система.

  42. Нейросемантический код.

  43. Речевые функции полушарий мозга.

  44. Взаимодействие первой и второй сигнальных систем.

  45. Общие типы высшей нервной деятельности (И.П.Павлов).

  46. Свойства нервной системы и индивидуальные различия.

  47. Генотип и фенотип в проявлениях высшей нервной деятельности человека.



  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


    1. Основная литература




п/п

Перечень литературы



Батуев, А.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем: учебник для студентов вузов /А.С.Батуев.-3-е издание. - СПБ.: Питер, 2010



Давыдова, Н.Н. Физиология высшей нервной деятельности: учебник для студентов вузов /Н.Н.Давыдова,А.Л.Крылова.-Ростов-на-Дону:Феникс, 2012



Недоспасов В.О. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем. М.: Московский психолого-социальный институт, 2009.



7.2Дополнительная литература





п/п

Перечень литературы



Батуев А.С. Высшая нервная деятельность СПб. 2009.



Буреш, Я., Бурешова О., Хьюстон Дж. Методики и основные эксперименты по изучению мозга и поведения / Под ред. А.С.Батуева. М.: Высшая школа. 2010.



Данилова, Н.Н. Физиология высшей нервной деятельности / Данилова Н.Н., Крылова А.Л.- Ростов-на-Дону. 2001.



Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология: Учебник. - 2-е изд., доп. - СПб.: Питер, 2001.



Зорина З.А., Полетаева И.И. Элементарное мышление животных. Учебное пособие по ВНД и зоопсихологии. М., 2003.



Покровский, В.М. Физиология человека: учебник для медицинских вузов / В.М.Покровский, Г.Ф.Коротько.- М.: Медицина, 2003.



Смирнов В.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.



Физиология: Основы и функциональные системы: Курс лекций / Под ред. К. В. Судакова. – М., 2000.



Хрестоматия по психофизиологии / Ред.-сост. Е.Н.Соколов, А.М.Черноризов. М.: УМК "Психология", 2001.



Шульговский, В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии: учебник для студентов биологических специальных вузов. / В.В.Шульговский.- М.: Академия, 2003.

8. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

п/п

Перечень

1

http://www.ido.rudn.ru/psychology/psychophysiology/index.html

2

http://www.psychiatry.ru/stat.php?num=53

3

Физиология высшей нервной деятельности

www.rosdiplom.ru



4

2. Коган А.Б. Основы физиологии высшей нервной деятельности: Учебник.

www.medliter.ru

5

3. Физиология высшей нервной деятельности

www.bookid.ru

6

4. Физиология высшей нервной деятельности

www.edu.ru

7

5. Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности на рубеже веков

www.biolog.ru

8

1. Физиология высшей нервной деятельности, физиология анализаторов

www.gask.countris.ru

9

2. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии

www.urazka.ru



10

Сазонов В.Ф. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем. Электронный учебник. © Сазонов В.Ф., 2012. © kineziolog.bodhy.ru, 2012.

11

Электронная библиотека IPRbooks

Контактная информация преподавателя




Фамилия, имя, отчество:

Ларионова Елена Александровна







Должность:

Старший преподаватель

Кабинет:

301

Телефон:

245-28-90 доб. 151

e-mail:

larionova@iubip.ru

Приложение А


Образец оформления титульного листа контрольной (курсовой) работы


НОУ ВПО ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ, БИЗНЕСА И ПРАВА



Контрольная работа


По дисциплине: «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем»

Вариант: №



Выполнил

(фамилия, имя, отчество)


(курс, группа)




Проверил Ларионова Е.А.

(фамилия, имя, отчество)

Старший преподаватель

(должность, научная степень, подпись)

Ростов-на-Дону



2014


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка