Учебно-методический комплекс экспериментальная психология направление 030300 Психология Квалификация выпускника бакалавр



Скачати 399.48 Kb.
Дата конвертації11.04.2016
Розмір399.48 Kb.
Филиал НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт

внешнеэкономических связей, экономики и права»

в г. Калининграде

Учебно-методический комплекс



ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

направление 030300 - Психология

Квалификация выпускника - бакалавр

Калининград

2013


Экспериментальная психология: Учебно-методический комплекс/ авт.-сост. Н. А. Власюк. – СПб.: ИВЭСЭП, 2012

Рецензент

кандидат психологических наук, профессор

Коваленко М. И.

Утвержден Научно-методическим Советом ИВЭСЭП,
протокол № 2 от 24 октября 2012 г.

Адаптирован для заочной формы обучения в филиале в г. Калининграде

Петровым С.В., к.п.н.
Изменения утверждены на заседании кафедры психологии филиала ИВЭСЭП в г. Калининграде,
протокол № 1 от 02.09.2012г.
Изменения утверждены на заседании Совета филиала ИВЭСЭП в г. Калининграде,
протокол № 1 от 04.09.2012г.

Лист регистрации изменений,

вносимых в УМК

Дата внесенных

изменений



Содержание изменений

Подпись автора
























































Пояснительная записка
Программа учебной дисциплины «Экспериментальная психология», являющегося частью профессиональной подготовки бакалавров по психолого-педагогическому направлению, составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта бакалавриата.

Целью курса является овладение основами основных теоретико-эмпирических методов психологических исследований, теории и практики проведения экспериментальных исследований, приобретение специальных знаний по планированию психологических экспериментов.

Основные задачи курса:

1. Формирование представлений о системе научных методов в психологии.

2. Овладение нормативами экспериментального метода и ориентировка на этой основе в отличительных характеристиках других методов в психологических исследованиях.

3. Усвоение знаний по основным схемам исследований, служащих цели эмпирической проверки психологических гипотез.

4. Овладение основными определениями, классификациями и проблемами планирования экспериментов.

5. Выработка критериев оценивания планируемых и реально проводимых исследований в рамках научно-исследовательской практики.

6. Разработка методологических основ и схем проведения собственных исследований.

Помимо общих профессиональных задач, в процесс изучения курса «Экспериментальная психология» студент должен:

знать: основания выбора методов исследования; основные типы исследований в психологии; подходы к организации психологического эксперимента, сложившиеся в психологических школах; основы содержательного и формального планирования экспериментов; критерии оценивания валидности исследований;

уметь: различать уровни организации исследования (уровни методов и методик); выделять инварианты исследовательских методов в психологии; различать и применять основные формы экспериментального контроля и контроля за выводом; критически (профессионально) оценивать представленные в литературе исследования; рецензировать экспериментальные (и эмпирические) психологические исследования;

владеть: системой понятий, характеризующих отличия в системах психологических гипотез и психологических методов; коммуникативной компетентностью для установления необходимых доверительных отношений с участниками исследований; быть готовым к их самостоятельному выполнению.
Формирование общекультурных и профессиональных компетенций (в целом по учебной дисциплине)
Выпускник по направлению подготовки «Психология» с квалификацией (степенью) «бакалавр» в соответствии с задачами профессиональной деятельности и целями основной образовательной программы должен обладать следующими компетенциями:

Способность и готовность к: пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2); использованию системы методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4); ассистированию деятельности магистра или специалиста-психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности (ПК-8); применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9); пониманию и постановке профессиональных задач в области научно- исследовательской и практической деятельности (ПК-10); участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-11); выбору магистерских образовательных программ в различных областях психологии и социальной работы (ПК-14); подготовке условий для лабораторных и практических занятий, участие в их проведении (ПК-17); самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни (ПК-19).


Место учебной дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Экспериментальная психология» относится к базовой общепрофессиональной части профессионального цикла ООП и занимает следующие позиции в подготовке бакалавров:

1) наряду с курсом общей психологии формирует основные общекультурные и профессиональные компетенции психолога-бакалавра;

2) обеспечивает цикл специальной подготовки для ведения научно-исследовательской деятельности, готовит психолога к проведению самостоятельных исследований к преподаванию психологии;

3) совместно с другими курсами, объединяемыми под названием экспериментальной психологии (куда обычно включают и психологическое измерение), служит основой организации общих практикумов, в рамках которых студенты получают практические навыки исследовательской работы;

4) является одним из курсов по методологии организации исследований в психологии и предваряет последующее прохождение курса «Методологические основы психологии».
Условием успешного освоения дисциплины является следующий уровень подготовки студента:
- владение основными знаниями в рамках курсов общей психологии и введения в психологию; умение анализировать основные психологические теории (с целью последующего выделения систем конкурирующих гипотез в отношении к устанавливаемым эмпирически зависимостям);

- прохождение демонстрационного психологического практикума и ориентировка в основных психологических феноменах;

- использование системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);

- знания и умения в области математической статистики, позволяющие овладевать проблемой соотнесения психологических гипотез и статистических, а также контроля за выводом (применение основных математических и статистических методов, стандартных статистических пакетов для обработки данных, полученных при решении различных профессиональных задач (ОК-5);

- предварительные общекультурные компетенции:

а) проведение библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчётов, заключений и пр. (ОК-9);

б) профессионально профилированному использованию современных информационных технологий и системы «Интернет» (ОК-10);

Теоретический курс «Экспериментальная психология» выступает:

- основой для выполнения квалификационных работ бакалавра (курсовых работ и дипломной работы);

- одной из предпосылок прохождения курса «Методологические основы психологии»;

- обеспечивает теоретическую подготовку и работу студента в общих практикумах;

- является основой для прохождения последующих специализированных практикумов.


СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Объем дисциплины и виды учебной работы
Трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы или 144 часа.

Вид учебной работы

Всего часов

Общая трудоемкость

144

Аудиторные занятия (всего)

12

Лекции

2

Практические, семинарские занятия

10

Самостоятельная работа

96

Подготовка к экзамену

36

Курсовая работа

-

Вид промежуточного контроля

контрольная работа – 5 семестр

Вид итогового контроля

экзамен – 5 семестр


Содержание учебной дисциплины

Учебно-тематический план

заочная форма обучения




Название темы

Лекции

Практическое занятие

Сам. работа

Подготовка к экз.

Всего

1.

Психологическое исследование, его принципы и структура

1

-

10

8

19

2.

Процедура и основные характеристики психологического эксперимента

1

2

10

10

23

3.

Психологические особенности проведения экспериментального исследования

-

2

16

8

26

4.

Экспериментальные и неэкспериментальные планы

-

2

20

5

27

5.

Психологическое измерение, интерпретация и представление результатов исследования

-

-

20

5

25

6.

Психологический практикум: Экспериментальные исследования психических процессов, состояний, свойств личности.


-

4

20

-

24

7.

Всего

2

10

96

36

144



ПРОГРАММА КУРСА
Раздел 1. Методологические и теоретические основы

Классификация методов в психологии (по Б.Г. Ананьеву), организационные, эмпирические методы анализа и сбора информации, интерпретационные методы. Краткая характеристика методов. Гипотеза. Виды гипотез. Эксперимент как метод проверки гипотез о причинно-следственных связях; понятие о логических, статистических, каузальных связях. Типы экспериментов.

Формулировка гипотезы о причинно-следственной связи, содержательное планирование, формальное планирование; регистрация эмпирических данных при контроле изменения факторов. Зависимая, независимая, побочная, дополнительная переменная. Понятия о безупречном, идеальном, бесконечном эксперименте, полного соответствия. Контролируемые и не контролируемые в этих экспериментах переменные. Определение понятия валидности. Определение внутренней валидности с помощью понятий об идеальном и бесконечном экспериментах. Определение внешней валидности с помощью понятия об эксперименте полного соответствия. Проблема соответствия. Использование понятия валидности в других эмпирических исследованиях, в частности, в психодиагностике: теоретическая и прогностическая валидности и их соотношение с внутренней и внешней валидностью в эксперименте. Конструктивная, диагностическая и другие валидности теста.

Раздел 2. Основы проведение экспериментального исследования.

Надежность результата и вывода. Определение объема выборки при заданной точности. Понятие достоверности, доверительной вероятности, значимости. Артефакт. Факторы времени (изменчивость побочных зависимых и независимых переменных), влияние задачи, предубеждений экспериментатора, пространственные и временные ошибки. Однородные и неоднородные, симметричные и ассиметричные эффекты последовательности.

Контроль факторов времени, предубеждений экспериментатора, задачи индивидуальных различий испытуемых в межгрупповой схеме эксперимента.

Способы составления групп для межгруппового эксперимента. Способы отбора испытуемых. Валидность выборки испытуемых. Соотношение внутренней и внешней валидности в экспериментах. Типы измерительных шкал. Адекватные и неадекватные статистики. Корреляционное исследование.



Раздел 3. Планирование и оформление психологического исследования

Экспериментальные и неэкспериментальные планы. Понятие квазиэксперимента. Квазиэкспериментальные планы с малыми выборками. Примеры построения экспериментальных схем. Планы для одной группы. Однофакторный и многофакторный эксперимент.

Внутренняя валидность, надежность, репрезентативность экспериментальных данных. Причины возникновения, способы выявления и контроля. Способы обработки и оформления результатов эксперимента. Способы представления данных в психологических исследованиях.
Планы семинарских и практических занятий

и методические рекомендации

по подготовке к ним
Дисциплина «Экспериментальная психология» является не только теоретической, но и прикладной, поэтому работа студентов на семинарских занятиях по данному курсу носит практико-ориентированный характер. Большое значение в этой связи уделяется самостоятельной работе студентов.

Поэтому семинарских занятий как таковых не много. Большинство практических занятий имеют характер защиты исследовательских или творческих работ, на которых осуществляется рефлексивная и аналитическая деятельность, производится контроль учебной деятельности и т. д.

В отдельных случаях для закрепления изученного материала предполагается использование деловых игр с имитацией процедуры экспериментального исследования.

Семинарское занятие по темам №2, №3, № 4 Процедура и основные характеристики психологического эксперимента. Психологические особенности проведения экспериментального исследования. Экспериментальные и неэкспериментальные планы. (2 + 2 + 2часа).

Цель: Рассмотреть вопросы:

1. Основные черты экспериментальных исследований.

2. Валидность экспериментальных исследований:

а) внутренняя валидность

б) внешняя валидность

в) валидность статистических выводов

г) конструктная валидность.

3. Проблемы общения экспериментатора с испытуемым, негативные эффекты вызванные таким общением и способы их контроля.

4. Способы задания независимых переменных.

5. Контроль за внешними переменными.

6. Измерение независимых переменных.

7. Межсубъектные планы.

8. Проблема создания эквивалентных групп.

9. Внутрисубъектные планы.

10. Проблема контроля за эффектом последовательности.

11. Проблемы искажения.

12. Измерение в психологии, виды шкал измерения.

13. Измерение в психофизике.

14. Методы психологических измерений.

15. Классическая и современные теории тестов.

Практическое занятие по теме № 6. Психологический практикум: Экспериментальные исследования психических процессов, состояний, свойств личности.

Занятие 1. Цель: Изучить особенности эксперимента в общей психологии на примере исследования особенностей восприятия формы при активном и пассивном осязательном восприятии.

Содержание занятия:

Занятие проходит в три этапа. На первом этапе обговариваются вопросы организации эксперимента, выбирается доброволец-испытуемый. На втором этапе выполняется эксперимент. На третьем этапе обсуждаются результаты, зафиксированные в протоколах, и делаются выводы относительно особенностей восприятия формы при активном и пассивном осязательном восприятии.

Занятие 2. Цель: Изучить виды наблюдения и требования к организации наблюдения.

Содержание занятия:

Обсуждаются виды наблюдения, требования к организации наблюдения, примеры программ стандартизированного наблюдения. На втором этапе в специально-организованной ситуации студенты выполняют наблюдение, направленное на изучение особенностей поведения человека при повышенном внимании к нему со стороны других людей. Полученные протоколы обсуждаются и анализируются типичные ошибки, допущенные студентами.


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА
При изучении дисциплины «Экспериментальная психология» используются следующие виды самостоятельной работы студентов:

- поиск (подбор) литературы (в том числе электронных источников информации) по заданной теме, сравнительный анализ научных публикаций;

- подготовка контрольной работы.

-выполнение задания по определению методологического аппарата эмпирического исследования, опубликованного в психологических журналах и других источниках.



Задание
для самостоятельной работы по учебной дисциплине

«Экспериментальная психология»


Для выполнения задания, студенту необходимо использовать в качестве основы любую статью из психологических журналов («Психологический журнал», «Вопросы психологии») с описанием экспериментального или квазиэкспериментального исследования. (Следует внимательно заниматься подбором текста, т.к. чаще всего имеют место эмпирические исследования, не включающие эксперимент). На основании текста научной статьи слушатель должен провести анализ экспериментального исследования по следующему плану.

  1. Название самостоятельной работы должно начинаться со слов «Психологическое исследование….» далее продолжаете текст по названию статьи (на титульном листе).

  2. Определить объект экспериментального исследования и записать.

  3. Определить предмет экспериментального исследования и записать.

  4. Сформулировать гипотезу экспериментального исследования.

  5. Написать план эксперимента (в символическом виде).

  6. Отразить в тексте контрольной работы процедуру экспериментального исследования, включая условия, методы и ход эксперимента (по материалу статьи).

  7. Интерпретация полученных данных (по материалу статьи).

  8. Сделать выводы по подтверждению гипотезы.

  9. Правильно оформить использованную литературу: указание автора статьи, название, номер и год издания научного журнала, страницы.

Оформление работы осуществляется на стандартных листах. Оформление текста должно соответствовать требованиям, предъявляемым к написанию научной статьи. Общий объем текста должен составлять не менее 15 страниц. Разрешается использование в тексте таблиц, рисунков и др.

Тематика контрольных работ
Номер варианта контрольной работы выбирается по последним двум цифрам зачетной книжки студента.
1. Проблема экспериментального исследования психики в работах А.Ф. Лазурского, Г.И. Челпанова.

2. В.М. Бехтерев и его вклад в экспериментальную психологию. Основные положения рефлексологии как объективной психологии.

3. Н.Н. Ланге о методе самонаблюдения. Современные представления и использование метода самонаблюдения в психологических исследованиях.

4. Школа Л.С. Выготского и ее вклад в психологический эксперимент.

5. Школа Б.Г. Ананьева и ее вклад в психологический эксперимент.

6. Проблема экспериментального исследования установки в работах Д.Н. Узнадзе. Экспериментальная психология в грузинской школе.

7. Особенности эксперимента в общей, возрастной и педагогической психологии (примеры исследования Ж.Пиаже, эксперименты по формированию произвольного внимания П.Я. Гальперина, экспериментальные исследования в области развивающего обучения).

8. Особенности эксперимента в общей, социальной и политической психологии.

9. Особенности эксперимента в общей, возрастной и дифференциальной психологии.

10. Современные подходы к планированию эксперимента.

11. Факторный эксперимент и новые направления в развитии экспериментальной психологии.

12. Экспериментальные исследование динамических характеристик переработки информации человеком.

13. Классические экспериментальные исследования в области общей психологии: исследование динамики процесса запоминания Эббингауза и др.

14. Исследование формирования понятий Л.С. Выготского и Л.С. Сахарова, экспериментальные исследования восприятия в зарубежной когнитивной психологии и в России.

15. Эксперимент в психологии личности: исследование закона Йеркса-Додсона и др.

16. Особенности эксперимента в психофизике и дифференциальной психофизиологии. Примеры экспериментальных исследований в данной области: исследование закона Вебера-Фехнера

17. Эксперименты И.П. Павлова по изучению условно-рефлекторной деятельности нервной системы.

18. Экспериментальное исследование свойств нервной системы в лаборатории Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына.

19. Особенности эксперимента в социальной и прикладной психологии. Эксперимент Курта Левина по изучению типов лидерства.

20. Эксперимент по формированию групповых норм Музафера Шерифа.

21. Экспериментальные исследования агрессии.

22. Пример реактивного эффекта: исследования Э. Мэйо, Ф. Ретлисбергера и У. Диксона.

23. Проблема интерпретации результатов в разных психологических школах.

24. Теория психологического эксперимента и ее динамика в современной науке.

25. Моделирование как метод научного исследования.

26. Особенности построения экспериментов в области психологии ощущений.

27. Экспериментальное исследование перцепции.

28. Мышление как объект экспериментального исследования

29. Внимание и модели его экспериментального изучения

30. Экспериментальные исследование памяти.

31. Экспериментальные исследования мотивации.

32. Уровень притязаний и его современные исследования.

33. Проблема этики во взаимоотношениях экспериментатора и испытуемого.

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы
Контрольная работа является отчетом о самостоятельных занятиях студентов. Она имеет задачей проверить, как идет усвоение отдельных разделов изучаемого курса, также позволяет своевременно указать на ошибки, давать необходи­мые рекомендации и всю другую методическую помощь со стороны преподавателя.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ РАБОТЫ
1. Выбор темы

1.1. Тема выбирается из предложенного преподавателем списка

Список тем контрольной работы разрабатывается препода­вателем и утверждается на заседании кафедры, поэтому не мо­жет произвольно изменяться. Он охватывает практически всю основную проблематику экспериментальной психологии и в этом отношении совпадает со структурой и формулировкой вопро­сов учебного курса, изложенного в большинстве стандартных и рекомендованных для обучения учебниках.



1.2. Как выбрать тему?

Выбор темы может быть связан с направлением своей будущей профессиональной деятельности либо научной деятельности: чем Вы больше хотите заниматься, какие проблемы вас больше всего интересуют в экспериментальной психологии? Поэтому внимательно прочитайте весь список и подумайте, чем Вам было бы заниматься интереснее. Если Вы затрудняетесь с оп­ределением, выберите несколько наиболее интересных вопросов и посоветуйтесь с преподавателем, какому из них отдать предпочте­ние.

Темы контрольных работ не одинаковы по сложности, имейте это в виду при выборе. Среди них есть относительно простые, с несложной структурой, хорошо исследованные в сов­ременной науке, качественно однородные, достаточно обеспе­ченные материалами в научных публикациях одного профиля и направления. Они не требуют большой самостоятельности в поиске и изложении, сопоставления альтернатив, сомнений, позиций. Другие - имеют сложную структуру, неоднородны и тре­буют использования литературы разных научных направлений, предполагают сомнение и поиск аргументов. Зато именно они являются наиболее интересными, а работа над ними - наиболее эффективной и полезной в плане выработки необходимых про­фессиональных навыков и умений.

Выбирать тему надо по силам. Слишком сложная для Вас тема вызовет трудности, не даст себя раскрыть и изучить. А слишком лег­кая проблема не даст ни удовлетворения, ни пользы, не продвинет Вас вперед.

Многие современные студенты пользуются готовыми рефератами, выложенными в интернете, и тем самым определяют «выбор» темы. Плагиат очень легко вычислить. Такая работа не будет зачтена.

2. Поиск литературы, начитка материала, составление библиографии

Эту работу надо начинать сразу с момента утверждения темы, не откладывая на потом. На нее отводится 2 месяца.



2.1. Предварительное ознакомление с выбранной темой

Оно должно стать началом работы. Для этого найдите ее в 2-3 учебниках, рекомендованных Вам преподавателем для изучения. Не стоит ограничиваться од­ним учебником, т.к. многообразие учебников обеспечивает боль­шую полноту рассмотрения вопросов, взаимодополняемость их в предоставлении информации. Посмотрите, в каком учебнике эта тема изложена полнее, структурированнее, тот и возьмите за базовый, прочитайте в нем данный вопрос несколько раз, что­бы понять и запомнить, о чем идет речь. Сделайте выписки по его структуре, чтобы знать, из каких частей и элементов вопрос состоит, в какой связи и последовательности друг с другом они находятся. После этого можно почитать другие учебники, чтобы сравнить их с базовым, взять из них дополнительную информа­цию, опущенную в первом учебнике, выявить разницу в освеще­нии или трактовке отдельных подвопросов. Структура данного вопроса, приведенная в большинстве учебников, должна соста­вить структуру первой главы (или раздела) контрольной работы. Это будет теоретико-методологическая основа исследования Вашей темы (эту главу можно так и назвать, например: «Теоретико-ме­тодологические основания для планирования эксперимента»).

Она является теоретической предпосылкой и схемой для сбора и систематизации материала, изучения и изложения конкретной проблемы. Прочитанные учебники смело вставляйте в список использованной литературы, а в тексте обязательно указывайте ссылки на источник.

2.2. Работа в библиотеке

Уже этот начальный этап работы покажет, насколько слож­на или проста избранная тема. Ее сложность проявляется в пер­вую очередь в ее дискуссионности в целом или по частям, когда ряд учебников трактуют ее по-разному, а их авторы спорят или критикуют друг друга. Тогда следует обратиться к публикациям в научных журналах или монографиях, которые, как правило, активно реагируют на дискуссионные вопросы, делая их специ­альным объектом своего внимания и исследования, и поискать в них материал, касающийся таких вопросов и проблем.

Поиск статей в журналах и монографиях предполагает работу в библиотеке. Лучше всего сразу становиться хорошим студентом и привыкать к высокоразвитым формам профессио­нальной деятельности. Поэтому необходимо как можно раньше записаться в научную библиотеку, и не в вузовскую, а в район­ную, городскую, областную, республиканскую. Запомните, что чем больше библиотечный фонд, тем больше широта доступа к информации, тем больше Ваша исследовательская свобода и ус­пех Вашего труда.

В библиотеку следует приходить после предварительно­го знакомства с темой, уже вооруженным знаниями о том, ка­кие вопросы к ней относятся и даже какие дискутируются. Эти знания помогут Вам поработать в каталоге и выбрать 5-7 жур­нальных статей, пару монографий или сборников материалов, касающихся этих вопросов. Периодические источники лучше брать за последние 4-5 лет, ввиду быстрого устаревания научного мате­риала.

При этом статьи в журналах или сборниках более пред­почтительны, чем монографии, потому что они менее объемны, быстро и легко читаются и конспектируются. Они также более оперативны в публикации, а значит, содержат более свежие ма­териал и данные; представляют в своей совокупности несколько позиций и разные точки зрения, поэтому дают более широкий и объективный взгляд на проблему.

Для их поиска воспользуйтесь предметным и алфавитным каталогами, просмотрите тематику научных журналов за пос­ледние 5 лет. Выписывая в каталоге источники, которые, на Ваш взгляд, подходят под содержание вопросов Вашей темы, будьте готовы к тому, что далеко не каждый из выписанных Вами ис­точников окажется пригодным для Вашей работы. Обычно из 10-12 выписанных по каталогу источников при ближайшем рас­смотрении оказываются полезными 2-3. Поэтому выписанные источники (статьи в журналах, книги) надо просматривать, что­бы решить, следует ли брать их для дальнейшей работы. Это ре­шение невозможно принять без предварительного знакомства с темой, о котором речь шла выше.

Весьма полезными могу оказаться энциклопедии, словари, справочники, философская, социоло­гическая, историческая литература, современные периодические издания научного и общественно-публицистического характера, статистические сборники и т.д. Умение пользоваться широким диапазоном литературы свидетельствует о широте кругозора и высокой интеллектуальной культуре исследователя.

Найденные статьи следует просмотреть, выбрать наибо­лее интересные и полезные для Вашей контрольной работы, что-то просмотреть, прочитать и взять на заметку для последующего обращения, а какие-то, особо важные и интересные, — не откладывая на потом, проработать (внимательно прочитать и законс­пектировать). Все полезное включить в список использованной литературы.


2.3. Информационно-исследовательская часть работы
Глава вторая (или раздел 2) связана с практической характеристикой рассматриваемого явления, которое поставлено в центр внимания. Ваша задача – раскрыть на примерах или рекомендациях практические аспекты той проблемы, которую вы рассматривали теоретически в первом разделе.

Для этого необходимо найти 10-15 разноплановых источ­ников (статей в журналах разных направлений, юридических документов, и т.п.), в которых можно будет най­ти содержательную и интересную информацию об этой сфере. Прочитав найденные источники, так же возьмите их на замет­ку, а часть проработайте с помощью конспектирования. Эта ин­формация затем структурируется в основных подразделах или параграфах второй главы, которые обязательно предполагают ответы на вопросы: какова практическая ценность полученных знаний по данному вопросу в сфере рекламной деятельности.

Творческий элемент при работе над этой главой и состав­лением ее плана состоит в поиске фактов, статисти­ческих данных, материалов, показываю­щих важность использования психологических знаний в экспериментальной деятельности.

Найденные и отобранные источники прорабатываются и включаются в список литературы.

В завершение обратите внимание на 2 момента:

1) каждая глава должна представлять собой относитель­но целостное и завершенное рассмотрение отдельного вопро­са, отдельной задачи (Например, глава 1 - «Теоретико-мето­дологические основания для экспериментального исследования», глава 2 - «Особенности планирования и проведения эксперимента ».

2) основной список литературы должен включать не менее 10-15 источников, куда войдут приблизительно 2-3 наименований учебников по юридической психологии, 5-7 источников по теоретическим проблемам, освещаемым в I главе, 5-7 источ­ников но второй главе. Если список литературы будет меньшим, формальным или недостаточно разнообразным в соответствии с рассматриваемыми вопросами, тема контрольной работы может оказаться нераскрытой.

Завершив работу на этапе выбора темы и планирования, студент может отправить план и список литера­туры преподавателю для согласования дальнейших действий и содержания работы.


3. Работа студента над текстом контрольной работы

3.1. Введение

Введение имеет небольшой объем - 1-2 страницы текста, но его роль и значение для контрольной (и любой научной работы) чрез­вычайно велики, отсюда - и особые требования к его содержанию. Главная задача введения - обосновать актуальность избранной темы, вынесенной в заглавие контрольной работы, показать, какая она важная и нужная и почему ею обязательно надо специально за­ниматься, как в теоретическом, так и в практическом планах. Это обоснование можно найти (конечно, фрагментарно) во вступитель­ной части статей и монографий, которые обязательно начинаются с такого обоснования актуальности, поскольку это правило сущест­вует для всех видов и форм научно-исследовательских работ.

Во введении обычно обосновывается актуальность пробле­мы, степень ее теоретической разработанности (какие специа­листы ею занимались, когда и каких успехов достигли), цели и задачи данного конкретного научного исследования, его научное или практическое значение, вклад в научную разработку этой проблемы (новизна данного исследования и его результатов). Во введении доста­точно определиться с актуальностью проблемы, ее социальным значением, т.е. насколько она важна для общества, личности профессионала, какие позитивные или негативные процессы и следс­твия в себе содержит и почему к ней привлечено внима­ние в рамках экспериментальной психологии.

Для решения задачи, стоящей перед введением, недоста­точно обойтись 2-3 общими фразами, так как актуальность про­блемы надо доказать.

Самой распространенной ошибкой при написании введе­ния работы по экспериментальной психологии является неумение выдержать предметную специфику этой дисциплины, т.е. выделить именно психологический предмет данной темы и обосновать его актуаль­ность. Здесь учитывать следующее. Зачастую студент во введении начинает обосновывать актуальность с точки зрения обыденных представлений, не видя специфики предмета экспериментальной психологии и его взаимосвязи с актуальностью практического решения проблемы.

Потому Ваша задача - пока­зать место и роль проблем и вопросов, изучаемых экспериментальной психологией. Ваша цель - понять самим и показать в своей работе, как эта проблема видится не столько с точки зрения психологии, или какова специфика подхода психологии к этой проблеме, но и какова специфика с точки зрения экспериментальной психологии, и ее предмета исследования. Вот, в конечном итоге, актуальность и важность чего надо показать во введении к контрольной работе.



3.2. Заключение

Заключение - тоже небольшая, страницы на 1-2, часть рабо­ты. Завершая всю работу в целом, оно должно содержать в себе главные выводы по проделанной работе, указание на перспекти­вы решения рассматриваемых вопросов в экспериментальной психологии. Именно здесь следует указать, что самое существенное с точки зрения теоретического анализа достигнуто в экспериментальной психологии, и на какие направления следует уделить большее внимание. Важно подчеркнуть практическую значимость решения рассматриваемых вопросов.

В общем, заключение подводит общий итог проделанной работы и указывает перспективу решения в будущем.

3.2. Формальные требования

3.2.1. Требования к объему

1. Общий объем текста - 20-30 страницы компьютерного набора;

2. Шрифт Times New Roman, шрифт 14, междустрочный ин­тервал - 1,5;

3. Примерное распределение по частям в страницах:

-введение— стр.2-3;

- каждая из глав - стр. 7-10



- заключение стр.2-3

- титульный лист, содержание, список литературы - по 1 стр.



3.2.2. Требования по структурированию текста

1. Обязательно наличие абзацев, по 3-4 абзаца на странице; каждый абзац начинается с отступа в первой строке.

2. Каждый абзац - это законченная мысль, сильно мельчить тоже не следует, так как при этом растворяется главный смысл изложения.

3. Предложения не должны быть слишком простыми или чересчур длинными, оптимум - 5-8 слов в предложении, жела­тельно в сложно-подчиненные предложения включать не более 1 подчинения и разнообразить подчиняющие слова.

Все положения, приводимые в работе, должны быть дока­заны и обоснованы, снабжены ссылками на авторов и источник полученной информации. Самостоятельная позиция автора по спорным вопросам должна специально оговариваться. Можно свои несогласия по отдельным положениям вынести в заключение.

3.2.3. Требования к использованию терминов

1. Использование термина предполагает его знание. Если Вы не уверены в четком знании значения термина и всех его смыслов, обратитесь к словарю. Эта процедура еще не один год должна сопровождать Вашу познавательную деятельность.

2. Не стоит перегружать свою работу излишне усложненной терминологией, однако нельзя упрощать до обыденного бытово­го языка то, что уже стало нормой в профессиональном общении и обсуждении. Это знание Вы сможете приобрести, прочитав до­статочное количество статей и иных профессиональных источ­ников информации.

3. Используя в работе какой-то значимый термин впервые, обязательно надо дать его определение. Особенно это касается многозначных терминов, когда определение должно показать, в каком из значений термин будет использоваться в Вашей работе.

4. Нельзя использовать в работе один и тот же термин в раз­ных значениях (Этот принцип научной методологии получил название «Бритвы Оккама: не умножай сущностей»), если только анализ различных значений термина не является прямой за­дачей данной работы.

3.2.4. Использование источников

1. Цитирование. Цитата - это дословно приведенный фраг­мент из другого текста. Цитируются части документов для бо­лее точного уяснения их смысла, выводы исследований, наибо­лее яркие авторские выражения и высказывания. Цитата всегда заключается в кавычки и непременно снабжается ссылкой на автора, источник и страницу, где она приведена. Соединять две цитаты или их части в одну запрещается.

2. Изложение, близкое к тексту, - наиболее рекомендуемая форма использования источников для студентов. Оно может использоваться часто и занимать довольно много места в работе. Его использование предполагает не дослов­ный, но близкий пересказ к тексту оригинала основных харак­теристик и мыслей и по рассматриваемой проблеме. Пригоден для использования значительных фрагментов из учебников и учебных пособий, статей, книг, справочников и т.п. Не требует взятия текста в кавычки, но предваряется указанием на автора и источник, а ссылка на них снабжается указанием номера и страницы источника в квадратных скобках. Например: [12, С.103].

3. Ссылки - применяются при цитировании, изложении, близ­ком к тексту оригинала, при заимствовании из других источников идей, имен, цифр, примеров и т.п. Чаще всего используются так называемые притекстовые, или постраничные ссылки, когда цита­та или заимствованный отрывок помечается верхним индексом с арабской цифрой, а внизу страницы под этой цифрой идет либо сам текст отрывка, либо указание на содержащий его источник.

Второй вид - более краткий и удобный - это сквозные ссылки, при которых после приведения отрывка или цита­ты в тексте ставятся квадратные скобки, содержащие две цифры, разделенные точкой с запятой: первая цифра указывает на по­рядковый номер источника в приведенном в конце работы списке лите­ратуры, а вторая - номер цитируемой или пересказываемой страницы.

3.2.5 Требования по оформлению списка литературы и ссылок на источники

1. Книги. Обратите внимание: в названиях книг, статей, журналов, сборников кавычки не ставятся.

а) Однотомное издание с одним автором. Указывается: Фамилия автора, инициалы. Название книги без кавычек. Место издания (полностью, некоторыми исключениями: Москва — М., Санкт-Петербург - СПб., Ростов-на-Дону - Ростов н/Д., Нижний Новгород - Н.Новгород), через двоеточие - издательство, год из­дания (только цифра, слово «год» или «г.» не ставится). Учебники и учебные пособия - указываются после названия.

Например:

Никандров В.В. Экспериментальная психология.- Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 480 с.

б) Однотомное издание с несколькими авторами. Одно от­личие: авторы указываются через запятую, а при инициалах ав­торов точки сохраняются.

2. Статьи:

а) Статья в периодическом журнале. Указывается: фамилия автора, его инициалы. Далее — название статьи пишется без ка­вычек и точки на конце, затем ставится двойной флэш //, и далее - название жур­нала без кавычек, год издания, № журнала, страница.

Соколов Е.Н. Новые тенденции в развитии психологии // Вопросы психологии. 2004. №5. С. 87-89.

б) Статья в научном сборнике. Указывается: фамилия ав­тора, его инициалы. Название статьи без кавычек и точки на конце, затем - /, название сборника без кавычек и точки. Под редакцией - фамилия и инициалы редактора. Место и год издания.

3. Учебные пособия с участием коллектива авторов.

Экспериментальная психология: Практикум: Учебное пособие для вузов/ Т.Г.Богданова, Ю.Б. Гиппенрейтер, Е.Л. Григоренко и др.; Под ред. С.Д. Смирнова, Т.В Корниловой. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 383 с.

4. Электронные источники. Указывается: фамилия автора, его инициалы, название. Сведения, относящиеся к заглавию (на­звание электронной страницы или сервера), сведения об ответс­твенности (имена издателя, изготовителя и распространителя), электронный адрес (это аналог места издания и названия изда­тельства в печатном варианте), дата.

Нэпп М., Холл Дж. Невербальное общение. СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. // http://vneshnii-oblik.ru

4. Оформление работы

4.1. Представление работы

Работа должна быть отправлена по электронной почте не позднее 20 дней до зачета. После проверки преподавателем и исправления критичных замечаний, если такие выявлены, работа может считаться зачтенной.


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
При реализации различных видов учебной работы используются разнообразные (в т.ч. интерактивные) методы обучения, в частности:

- Интерактивная доска для подготовки и проведения лекционных и семинарских занятий.

- Размещение материала курса на официальном сайте института.

- В рамках требований ФГОС ВПО предусматривается написание по отдельным темам курса рефератов, а также участие в тематических дискуссиях.

Все практические занятия проводятся в интерактивных формах, в том числе:


  1. Обсуждение конкурирующих теорий по отдельным разделам учебного курса.

  2. Составление тематических схем по материалам учебного курса.

  3. Подбор и систематизация библиографических источников по каждой теме.

  4. Обзоры новейшей литературы по проблемным вопросам учебного курса.

Программное обеспечение

  1. Microsoft Word.

  2. Система Power Point.


Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

1.ЭБС «Книгафонд» http://www.knigafund.ru/books/86534

(электронная библиотека);

2.ЭБС «znanium.com» (электронная библиотека)
Материально-техническое обеспечение дисциплины


      1. Компьютер

      2. Мультимедийный проектор.



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В качестве основных оценочных средств контроля знаний применяются: контрольные вопросы, контрольная работа.

Примерный перечень контрольных вопросов, выносимых на экзамен учебной дисциплины "Экспериментальная психология".


  1. Основные направления развития экспериментальной психологии в XIX-начале ХХ века.

2. Эксперимент в истории развития отечественной психологии.

3. Основные направления современных экспериментальных исследований.

4. Нормативы научного исследования.

5. Мысленный эксперимент. Моделирование.

6. Основные характеристики метода наблюдения в психологии. Виды наблюдения.

7. Артефакты наблюдения. Меры контроля валидности в исследованиях, применяющих метод наблюдения.

8. Особенности эксперимента по сравнению с методом наблюдения.

9. Виды валидности эксперимента.

10. Измерение и эксперимент. Психологическое шкалирование.

11. Эксперимент как метод проверки научных гипотез. Типы исследований.

12. Источники психологических гипотез. Виды психологических гипотез.

13. Эксперимент и психодиагностика. Исследование и обследование.

14. Условия реализации вывода о каузальной зависимости

15. Зависимые, независимые и иные переменные

16. Операционализация переменных и конструктная валидность: стадия содержательного планирования эксперимента

17. Формы и виды экспериментального контроля

18. Эксперимент как гипотетико-дедуктивный метод

19. Принципы верификации и фальсификации гипотез

20. Принцип асимметрии вывода

21. Интраиндивидуальные схемы и их использование

22. Межгрупповые схемы. Критерии формирования выборки

23. Групповое проведение опытов и межгрупповой эксперимент

24. Кроссиндивидуальные планы. Позиционное уравнивание

25. Обоснование необходимости планирования эксперимента

26. Планирование и внутренняя валидность эксперимента

27. Угрозы внутренней и внешней валидности эксперимента

28. Представление о доэкспериментальных планах

29. Истинные экспериментальные планы

30. Факторный эксперимент

31. Виды взаимодействия между переменными в факторном эксперименте

32. Лабораторный эксперимент и его особенности

33. Планы квазиэкспериментов

34. Формы контроля за выводом в квазиэкспериментальных исследованиях

35. Психогенетический метод

36. Метод анализа единичного случая

37. Квазиэксперименты в возрастной и педагогической психологии

38. Метод срезов и лонгитюдное исследование

39. Кросскультурное исследование

40. Корреляционное исследование

41. Корреляция и причина

42. Типы контроля в корреляционном исследовании

43. Понятия «вариаты» и «латентной переменной»

44. Коэффициент корреляции. Пример вычисления коэффициента корреляции

45. Контроль post factum

46. Вывод о каузальной зависимости и его теоретические интерпретации

47. Артефактные выводы в эксперименте


Критерии оценки на итоговой аттестации (экзамен)

Считается допущенным к сдаче экзамена студент, успешно выполнивший задание на самостоятельную работу и контрольную работу. При оценке ответов на экзамене учитываются следующие критерии.

- „отлично” – полные и адекватные ответы ;

- “хорошо” - адекватность ответов – 80% (допускаются 3 неточности из 16 вопросов)

- “удовлетворительно” - до 60% (допускаются до 6 неточностей при ответе на 24 вопроса теста);

- “неудовлетворительно” – адекватность ответов на вопросы теста менее 50%


ЛИТЕРАТУРА

Основная


  1. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология. Теория и методы : учебник / Т.В.Корнилова, - М.: Аспект Пресс, 2006. - 320 с.

  2. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / [В.Д.Балин, В.К.Гербачевский и др.];под ред. Крылова А.А, С.А.Маничева, - СПб.: Питер, 2006. - 108 с.

  3. Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы [Электронный ресурс] / Под ред. В.А. Барабанщикова. – М.: Изд-во Институт психологии РАН, 2010. – Режим доступа: электронная библиотечная система:http://www.knigafund.ru/

Дополнительная

  1. Экспериментальная психология: Практикум: Учебное пособие для вузов/ Т.Г.Богданова, Ю.Б. Гиппенрейтер, Е.Л. Григоренко и др.; Под ред. С.Д. Смирнова, Т.В Корниловой. – М.: Аспект Пресс, 2002. –383 с.

  2. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология : учебник / В.Н.Дружинин, - СПб.: ПИТЕР, 2004. - 319 с.

  3. Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 208 с.

  4. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. – Изд-во: Эксмо, 2007. – 415 с.

  5. Коновалова М.Д. Экспериментальная психология: учебное пособие. – М: Издательство: «Высшее образование», 2006. – 188 с.

  6. Кутейников А.Н. Математические методы в психологии: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Издательство «Речь», 2008. – 172 с.

  7. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования: Анализ и интерпретация данных: Учебное пособие для вузов. – Изд. 2-е, испр., доп./ 3-е, стереотип. – СПб.: Издательство «Речь», 2007. – 392 с.

  8. Никандров В.В. Экспериментальная психология.- Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Речь», 2007. – 517 с.

  9. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. – СПб.: Питер, 2001. – 176 с.

  10. Роберт Солсо, Кимберли Маклин. Экспериментальная психология. – СПб.: Издательство «Прайм-Еврознак», 2006. – 480 с.

  11. Тютюнпик В.И. Основы психологических исследований: Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по направлению 521000 – «Психология». – М.: УМК «Психология», 2002. – 208 с.

  12. Худяков А.И. Экспериментальная психология в схемах и комментариях: учебное пособие. – СПб.: «Питер», 2008. – 320 с.

  13. Экспериментальная психология / Е. С. Романовой. – СПб.: Издательство «Питер», 2007. – 496 с.


Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
1. http://psychology.net.ru - многочисленные материалы по психологии, большая коллекция тестов, методический материал для работы психолога, словарь психологических терминов и др.

2. http://psychology-online.net. ru - психологическая библиотека содержит тексты по общей, педагогической и социальной психологии, методические разработки для студентов и преподавателей психологии, аннотации журналов по психологии.

3. http://www.eti-deti.ru - крупнейший сайт о детской психологии, статьи по психологии и педагогике для родителей и специалистов.

4. http://www.voppsy.ru - научный журнал «Вопросы психологии» с основополагающими статьями, доступно содержание номеров с 1993 по 2002 гг. и публикации журнала за 1995-1999 гг.; имеется тематическая подборка статей.

5. http://www.mospsy.ru - Московский психологический журнал: проект сетевого издания: актуальные статьи по всем направлениям психологической науки.

6. http://www.psycheya.ru - библиотека текстов: от основоположников научных школ и теорий до актуальных статей современных авторов.

7. http://www.flogiston.ru - обширная психологическая библиотека: книги, статьи, переводы, списки литературы по психологии, биографии психологов; анонсы текущих событий в мире психологии: конференций, тренингов, конкурсов, грантов; интервью с ведущими психологами России и зарубежья.

8. http://www.ipd.ru - информация о программах института развития личности, статьи по психологии и личностному развитию, обзоры интересных книг и др.



9. ttp://www. psychology.ru –виртуальная библиотека, в которой нашли отражение как классика психологии, так и современные исследования (книги, тексты, словари, анонсы, обзоры); новости психологии, календарь, события, конференции.

10. http://psi.webzone.ru - электронная интернет-версия изданного на CD психологического справочника «Психология – идея, ученые, труды» в серии «Мультимедийная энциклопедия знаний» Центрального регионального отделения РАО.


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка