Учебно-методический комплекс днм. 05 Детская патопсихология



Скачати 152.62 Kb.
Дата конвертації15.04.2016
Розмір152.62 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)
УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета _____________ Н.К. Грицкевич

«_____» _____________________________20___ г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДНМ.05 Детская патопсихология


(указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с ГОС и учебным планом)

1. Цель и задачи курса

Цель курса: изучение особенностей психической деятельности больного ребенка в их значении для патогенетической и дифференциальной диагностики болезни, оптимизации ее лечения и предупреждения, сохранения и укрепления здоровья.

Для достижения цели предполагается решение следующих задач:



  1. Освоение общих вопросов детской патопсихологии.

  2. Изучение психических факторов, влияющих на развитие болезней, их профилактику и лечение.

  3. Представление о влиянии различных болезней на психику человека.

  4. Характер отношений больного ребенка с медицинским персоналом и окружающей его микросредой.

  5. Усвоение принципов и методов психологического исследования в клинике.

  6. Обучение психологическим методам воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

Студенты в результате освоения курса по клинической психологии должны:



  1. Иметь представление о предмете и структуре детской патопсихологии;

  2. знать феноменологию и владеть навыками патопсихологической квалификации нарушений сознания, восприятия, памяти, мышления, эмоционально-личностной сферы в детском возрасте.

  3. Свободно ориентироваться в методологических проблемах детской патопсихологии, ее объекта, предмета, общих категорий и стратегий развития.

  4. Овладеть комплексом практических навыков, позволяющим успешно решать различные прикладные профессиональные задачи в области патопсихологии, нейропсихологии, детской клинической психологии.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы


Всего часов

Семестр 12

Общая трудоемкость дисциплины

100

100

Аудиторные занятия

48

48

Лекции

24

24

Практические занятия (ПЗ)

24

24

Семинары (С)

-

-

Лабораторные работы (ЛР)

-

-

И (или) другие виды аудиторных занятий

-

-

Самостоятельная работа

52

52

Курсовой проект (работа)

-

-

Расчетно-графические работы

-

-

Реферат

-

-

И (или) другие виды самостоятельной работы

-

-

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

-

зачет

4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий (Тематический план)

п/п

Раздел дисциплины


Лекции

Практические занятия или семинары

Лаборатор-ные работы

1.

Введение в детскую патопсихологию.


2

2

-

2

История детской патопсихологии.

2

2

-

3

Психология здоровья, двоякий смысл этого понятия.

2

2

-

4.

Сфера приложения патопсихологии.

2

2

-

5

Теоретические основы и исследовательские проблемы детской патопсихологии.

2

2

-

6

Патопсихология, ее предмет, научные основы, актуальные проблемы

2

2

-

7

Нейропсихология.

2

2

-

8

Психосоматическая проблема, психологические исследования в клинике соматических заболеваний.

4

4

-

9

Психологическое консультирование, психокоррекция, психотерапия.

2

2

-

10

Типология нарушений психических процессов, свойств и состояний разных видах патологии человека.

4

4

-

11

Роль детской патопсихологии в решении общих проблем психологии и патологии сознания и самосознания.

2

2

-

4.2. Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Введение в детскую патопсихологию.

Предмет, задачи, структура и перспективы развития детской патопсихологии. Объект патопсихологии. Методы исследования. Роль психических факторов в происхождении болезней. Актуальные вопросы врачебной этики и деонтологии. Требования к личности патопсихолога.



Раздел 2. История детской патопсихологии.

История развития зарубежной и отечественной детской патопсихологии. История зарождения и становления специальности патопсихология в России. Межпредметные связи патопсихологии.



Раздел 3. «Психология здоровья», двоякий смысл этого понятия.

Психогигиена, психопрофилактика, их задачи. Разделы психогигиены: раннего детского, дошкольного, школьного, юношеского возраста. Выявление начальных непсихотических расстройств при профилактическом осмотре. Профилактика алкоголизма, наркомании, токсикомании, табакокурения. Клинические проявления.



Раздел 4. Сфера приложения патопсихологии.

Роль патопсихологов в процессе психодиагностических и экспертных процедур. Нормативные документы, регулирующие профессиональную деятельность психологов. Задачи и функции патопсихологов в профильном стационаре.



Раздел 5. Теоретические основы и исследовательские проблемы детской патопсихологии.

Теоретические и методологические основы и исследовательские проблемы детской патопсихологии. Базовые категории теоретического аппарата. Терминологическая палитра. Артефакты патопсихологического исследования.



Раздел 6. Патопсихология, ее предмет, научные основы, актуальные проблемы. Патология ощущений, восприятий, памяти, мышления, воображения, интеллекта, эмоций, влечений, воли, внимания у больных непсихиатрических лечебных учреждений. Психопатологические синдромы (невротические, субпсихотические, психопатические, психоорганические).

Раздел 7. Нейропсихология.

Определение, проблемы, методологические основы. Проблема мозговой локализации психических функций. Восстановление нарушенных высших психических функций.



Раздел 8. Психосоматическая проблема, психологические исследования в клинике соматических заболеваний.

Психологические аспекты и проблемы телесности и интрацепции. Психосоматическое направление в медицине. Понятие о психосоматическом заболевании. Психологические и нейродинамические механизмы психосоматических нарушений. Алекситимия. Учение В. Райха о телесных и эмоциональных зажимах. Психоаналитическая модель возникновения болезни.



Раздел 9. Психологическое консультирование, коррекция и психотерапия.

Общие вопросы и виды психологического консультирования и психотерапии. Современная классификация методов психотерапии. Общая, специальная, групповая, семейная, супружеская психотерапия. Личностно-ориентированная (реконструктивная), суггестивная, «поведенческая» и др. виды психотерапии. Значение психотерапии в лечении больных (неврозы, психосоматические заболевания). Определение неврозов. Понятие о типах невротического конфликта. Роль личности в развитии неврозов. Невротическая защита: понятие, классификация, значение, механизмы. Клиническая картина. Области применения психотерапии.



Раздел 10. Типология нарушений психических процессов, свойств и состояний разных видах патологии человека.

Психологические проблемы аномального онтогенеза. Типа нарушений психического развития. Соотношение биологического и социального в природе аномального развития. Нарушения произвольных движений, действий и речи. Нарушение влечений. Личность и ее изменения и аномалии.



Раздел 11. Роль детской патопсихологии в решении общих проблем психологии и патологии сознания и самосознания.

Роль клинической психологии в решение общих проблем психологии. Патология сознания и самосознания. Сознание, неосознаваемое и бессознательное. Структура бессознательного и сознания по З. Фрейду. Картография бессознательного С. Грофа (биографический, пренатальный и трансперсональный уровни). Понятие о системе конденсированного опыта и его роли в происхождении соматической патологии. Роль бессознательного в обыденной жизни. Значение неосознаваемого в происхождении болезни. Роль решения сознания в лечении неврозов и психосоматических патологий.


5. Лабораторный практикум
Не предусмотрен.
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
6.1. Рекомендуемая литература

а) основная литература

  1. Астапова В.М. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. – СПб., 2001.

  2. Блейхер. В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Клиническая патопсихология: руководство для врачей и клинических психологов. Учебное пособие. – М., 2006.

  3. Бремска П. Полное руководство по детской психиатрии. – М., 2002.

  4. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. – М., 2002.

  5. Зейгарник Б.В. Патопсихология. //Под ред. А.С. Спиваковой. - М., 2000.

  6. Карвасарский Б. Клиническая психология. – М., 2001.

  7. Клиническая психология. Учебник для ВУЗов // Под ред. Б.Д. Карвасарский. СПб., 2007.

  8. Клиническая психология: пер. с нем. // Под ред. М. Пере, У. Бауман. СПб., 2007.

  9. Мэш Э. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка. – М., 2003.

  10. Сидоров Р.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию // Под. ред. проф. В.В. Макарова. Учебник. – М., 2000. – Т. 1,2.

  11. Тодд Дж. Основы клинической и консультативной психологии. – М., 2001.


б) дополнительная литература

  1. Бауман П. Клиническая психология. – М., 2002.

  2. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Практическая патопсихология. – Ростов-на Дону, 1996.

  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.

  4. Бремска П. Полное руководство по детской психиатрии. – М., 2002.

  5. Джонсон Р.А. Он: глубинные аспекты мужской психологии. – М., 1996.

  6. Климов Е.А. Конфликтующие реальности в работе с людьми. – М., 2001.

  7. Леонтьев А.Н. Избранные психологические труды. В 2-х томах. – М., 1968.

  8. Мафсон Л. Подросток и депрессия. – М., 2003.

  9. Меграбян А.А. Личность и сознание. – М., 1978.

  10. Меграбян А.А. Общая психопатология. – М., 1972.

  11. Моховикова А.Н. Первичная профилактика психических, неврологических и психосоматических расстройств. – М., 2002.

  12. Мясищев В.Н. Психология отношений: /Под ред. А.А. Бодалева вступительная статья А.А. Бодалева. – М.,1998.

  13. Мясищев В.Н., Лебединский М.С. Введение в медицинскую психологию. – Ташкент, 1971.

  14. Подхватилин Н.В. Психокоррекция и профилактика подростковой наркозависимости. – М., 2002.

  15. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия. - Самара, 1997.

  16. Психосинтез. Теория и практика /Под ред. Ассаджоле. – М., 1994.

  17. Психотерапевтическая энциклопедия /Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб,1998.

  18. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – 3-е изд. – СПб., 2007.

  19. Циркин С.Ю. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. – СПб., 2001.


6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

Библиотечный фонд ТГПУ, слайды.


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Оборудованная аудитория, ноутбук, мультимедийный переносной проектор, настенный экран.

8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
8.1 Вопросы для самостоятельной работы студентов


  1. Методы исследования соматического больного с психическими нарушениями.

  2. Картография бессознательного С. Грофа (биографический, пренатальный и трасперсональный уровни).

  3. Значение неосознаваемого в происхождении болезни.

  4. Роль решения сознания в лечении неврозов и психосоматических патологий.

  5. Патохарактерологическое развитие личности.

  6. Влияние социальных и биологических факторов в психопатизации личности.

  7. Дать представление о психопатии.

  8. Психогенные заболевания. Невротические расстройства.

  9. Социально-психологические проблемы семьи.

  10. Нарушения функции семьи.



8.2 Примерная тематика рефератов


  1. Кризисные ситуации в семье.

  2. Влияние внешних факторов (родителей и близких родственников, друзей, знакомых, соседей).

  3. Влияние социальных и биологических факторов в психопатизации личности.

  4. Основные вопросы профилактики и терапии психосоматических расстройств.


8.3 Примерный перечень вопросов к зачету

  1. Предмет и задачи детской патопсихологии.

  2. Суицидальное поведение. Мысли, намерения, попытки. Гендерные различия суицидов.

  3. Клиническая психология, детская патопсихология и психиатрия. Их различия.

  4. Методы обследования соматического больного с психическими нарушениями.

  5. Патология ощущений, восприятия у больных непсихиатрических лечебных учреждений.

  6. Патология памяти, мышления у больных непсихиатрических лечебных учреждений.

  7. Общие вопросы психотерапии. Значение психотерапии в лечении больных неврозами и психосоматическими заболеваниями.

  8. Патология интеллекта, воображения у больных непсихиатрических лечебных учреждений. Деменция.

  9. Общая и специальная психотерапия.

  10. Патология эмоций, влечений, воли, внимания у больных непсихиатрических лечебных учреждений.

  11. Современная классификация методов психотерапии. Области применения психотерапии в медицине.

  12. Психопатологические синдромы у больных непсихиатрических лечебных учреждений.

  13. Предмет и задачи детской патопсихологии. Методы исследования соматического больного с психическими нарушениями.

  14. Сознание, неосознаваемое, бессознательное. Структура бессознательного и сознание в учении З. Фрейда.

  15. Алкоголизм. Стадии алкоголизма. Клинические проявления.

  16. Роль психических факторов в происхождении заболеваний (неврозов и психосоматических расстройств).

  17. Наркомания. Клинические проявления. Профилактика.

  18. Значение подсознательного в происхождении болезней. Разрешение интропсихических конфликтов в лечении неврозов и психосоматических патологий.

  19. Токсикоманиии. Клинические проявления. Профилактика.

  20. Психосоматическое направление в медицине. Понятие о психосоматическом заболевании.

  21. Актуальные проблемы медицинской этики и деонтологии. Требования к личностям псатопсихолога и врача.

  22. Психологические и нейродинамические механизмы психосоматических нарушений. Алексимия.

  23. Патохарактерологическое развитие личности.

  24. Учение В. Райха о телесных и эмоциональных зажимах. Психоаналитическая модель возникновения болезней.

  25. Патология ощущений, восприятия. Психосенсорные расстройства.

  26. Неврозы. Определение. Понятие о типах невротического конфликта.

  27. Вопросы детской, школьной, семейно-бытовой психогигиены.

  28. Невротическая защита. Понятие, классификация, значение, механизмы.

  29. Патология воли, влечений.

  30. Классификация неврозов. Клиническая картина.

  31. Деонтология в медицине. Проблемы взаимоотношений в медицинских учреждениях.

  32. Личность. Структура личности. Характер. Акцентуации характера.

  33. Понятие о типах невротического конфликта. Роль психотерапии, ее виды.

  34. Социопатия. Психопатизация личности. Патохарактерологическое развитие личности.

  35. Выявление начальных форм непсихотических расстройств при профилактических осмотрах учащихся.

  36. Общие вопросы психотерапии. Значение психотерапии в лечении больных неврозами и психосоматическими заболеваниями.

  37. Непсихотические расстройства у больных с гипотонической, гипертонической болезнью, атеросклерозом.

  38. Сфера приложения клинической психологии. Практические задачи и функции клинических психологов.

  39. Личность и болезнь.

  40. Предмет и структура детской патопсихологии. История развития детской патопсихологии.

  41. Соматические заболевания. Внутренняя картина здоровья. Понятие здоровья.

  42. Роль психических факторов в происхождении заболеваний (неврозы, психосоматические расстройства).

  43. Психопатологические синдромы (невротические) у больных непсихиатрических лечебных учреждений.

  44. Направленность клинической психологии. «Психология здоровья», двоякий смысл понятия.

  45. Психопатологические синдромы (субпсихотические) у больных непсихиатрических лечебных учреждений.

  46. Детский алкоголизм. Нарушение эмоций у лиц с различной степенью опьянения.

  47. Психопрофилактика. Задачи. Первичная и вторичная психопрофилактика.

  48. Патология памяти, мышления, интеллекта у больных непсихиатрических лечебных учреждений.

  49. Психогигиена. Задачи, разделы психогигиены.

  50. Патология волевой активности при инфекциях, протекающих с токсикозом.

  51. Патология эмоций, влечений, воли, внимания у больных непсихиатрических лечебных учреждений.

  52. Патохарактеристическое развитие личности.

  53. Психологические и нейродинамические механизмы психосоматических нарушений. Алекситимия.

  54. Сфера приложения клинической психологии. Практические задачи и функции детских патопсихологов.

УМК составил:

д.м.н., профессор кафедры психологии развития личности __________ И.В. Рудин

(подпись)
УМК дисциплины утвержден на заседании кафедры психологии развития личности протокол № ___ от «___» __________ 20__ г.

Зав. кафедрой:

д.м.н., профессор _______________ М.М. Аксенов

(подпись)


УМК дисциплины одобрен методической комиссией факультета ФПСОР ТГПУ.

Председатель методической комиссии ФПСОР, к.пс.н., доцент кафедры психолого-педагогического образования ______________ Н.А. Буравлева

(подпись)
Согласовано:

Декан ФПСОР _______________ Н.К. Грицкевич



(подпись)


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка