Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 250203. 65 Садово-парковое и ландшафтное строительство



Сторінка1/7
Дата конвертації15.04.2016
Розмір1.27 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7
РОССИЙСКая ФЕДЕРАЦИя

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и науки

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования



Институт психологиии и педагогики

Кафедра общей и социальной педагогики

Кафедра ВОЗРАСТНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Е.В. Неумоева-Колчеданцева,

Ю.В. Лазарева


ПСИХОЛОГИЯ И педагогика

Учебно-методический комплекс

для студентов очной формы обучения

специальности 250203.65

Садово-парковое и ландшафтное строительство

Тюменский государственный университет

2011

Е.В. Неумоева-Колчеданцева, Ю.В. Лазарева. Психология и педагогика. Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 250203.65 Садово-парковое и ландшафтное строительство. Тюмень. – 2011. – 80 с.
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов биологического факультета ТюмГУ и направлен на формирование базовой гуманитарной компетентности студентов, являющейся неотъемлемой частью профессиональной подготовки в условиях вуза.
Учебно-методический комплекс опубликован на сайте ТюмГУ: Психология и педагогика [электронный вариант] / Режим доступа http: www.umk.utmn.ru., свободный.
Рекомендовано к изданию кафедрой общей и социальной педагогики. Утверждено проректором по учебной работе ТюмГУ.
Ответственный редактор: д.п.н., профессор И.Н. Емельянова

© ФГБОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2011

© Неумоева-Колчеданцева Е.В., Лазарева Ю.В., 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ




Стр.

  1. Пояснительная записка

Раздел ПСИХОЛОГИЯ

5

2. Тематический план изучения дисциплины

3. Балльная оценка успеваемости студента



8

9


4. Содержание дисциплины

Лекционные занятия


9


Содержание семинарских и практических занятий с методическими рекомендациями

17


5. Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов

Программа СРС студента

Задания для СРС с методическими рекомендациями

6. Контрольные материалы


21

23




Контрольные материалы для промежуточной аттестации студентов

28

Контрольные материалы для итоговой аттестации (тестовые задания)

Контрольные вопросы для итоговой аттестации (вопросы к экзамену)

7. Рекомендуемая литература по дисциплине


30

34

35



Раздел ПЕДАГОГИКА




2. Тематический план изучения дисциплины

3. Балльная оценка успеваемости студента



39

39


4. Содержание дисциплины

Лекционные занятия


40


Содержание семинарских и практических занятий с методическими рекомендациями

48


5. Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов

Программа СРС студента

Основные задания для СРС с методическими рекомендациями

Дополнительные задания для СРС с методическими рекомендациями

6. Контрольные материалы

Материалы для самоконтроля студентов


51

52



55
60

Материалы для итоговой аттестации (примерный перечень тестовых заданий для итогового контроля)

62


Контрольные вопросы (вопросы к экзамену)

7. Рекомендуемая литература по дисциплине



72

73



Государственный образовательный стандарт ГСЭ.Ф.О7 по дисциплине «Психология и педагогика».

Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания. Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические процессы. Эмоции и чувства. Психическая регуляция поведения и деятельности. Общение и речь. Психология личности. Межличностные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия.

Педагогика: объект, предмет, задачи. Функции, методы педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования. Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная, развивающая функции обучения. Воспитание в педагогическом процессе. Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Управление образовательными системами.

1. Пояснительная записка

Учебно-методический комплекс включает в себя: тематический план курса; перечень заданий для самостоятельной работы студентов с комментариями относительно формы отчетности; тезисное изложение основного материала лекционных занятий; перечень основных понятий по каждой теме; содержание семинарских занятий и задания к практическим занятиям с методическими указаниями; методические рекомендации для самостоятельной работы студентов; перечень контрольных вопросов для промежуточной аттестации студентов; примерный перечень тестовых заданий для итогового контроля успеваемости студентов; контрольные вопросы (вопросы к зачету) по курсу; списки основной и дополнительной литературы по каждой теме.

Гуманизация системы российского образования предъявляет высокие требования к общей и профессиональной подготовке специалистов, неотъемлемой частью которой является общепрофессиональная компетентность, предполагающая эрудицию в сфере предметов гуманитарного цикла. Ориентация в проблематике взаимодействия человека и общества включает в себя: владение основными категориями («человек», «общество», «образование», «развитие», «воспитание», «обучение», «деятельность», «общение», «самоактуализация», «самовоспитание», «управление» и др.) и адекватные представления о возможностях подготовки человека к жизни в обществе; мотивацию на самоподготовку к жизни в обществе, к личностной и профессиональной самореализации в обществе; операциональную готовность к саморегуляции, к межличностному взаимодействию, то есть владение соответствующими умениями и навыками.

Соответственно, цель курса: формирование общепрофессиональной компетентности студентов.

Для достижения поставленной цели в рамках учебного курса дается общее представление о психологии и педагогике как областях научного знания и практической деятельности, рассматриваются основы общей психологии, познавательные процессы, психология личности и общения; раскрывается стратегическая роль образования в развитии общества, рассматриваются основные категории педагогики и психологии, система образования в РФ, вопросы управления образовательными системами; раскрывается приоритетная роль, сущность и ценностная основа воспитания в современном образовании, подчеркивается значимость самовоспитания личности в процессе подготовки к жизни в обществе; раскрывается влияние семьи как социокультурной среды воспитания и развития личности; рассматриваются теоретические основы дидактики, раскрывается взаимосвязь обучения, учения и учебной деятельности, обучения и воспитания личности; раскрывается характер требований к личности педагога как к субъекту профессиональной деятельности и педагогического общения в контексте современной ситуации в образовании.

Задачи курса


  1. Ознакомление студентов с основными категориями психологии и педагогики, ориентирование в проблематике курса.

  2. Формирование адекватных представлений студентов о значении психологии и педагогики как науки и практической деятельности, о стратегической роли образования в развитии общества.

  3. Формирование адекватных представлений студентов об эволюции, механизмах и закономерностях психической деятельности человека, о развитии личности.

  4. Формирование адекватных представлений студентов о роли воспитания и обучения в развитии личности, в подготовке человека к жизни в обществе.

  5. Ориентирование в системе жизненных ценностей и содействие формированию гуманистической жизненной позиции и рефлексивного отношения к себе и другим людям.

  6. Подготовка студентов к выполнению социальных ролей (гражданина, родителя, профессионала и др.).

  7. Содействие формированию адекватного отношения к профессии педагога.

  8. Создание условий для развития мотивации студентов к получению профессионального образования, к самообразованию и личностному росту.

  9. Содействие формированию у студентов умений и навыков учебной деятельности.

  10. Содействие развитию способностей студентов.


Трудоемкость дисциплины определяется количеством и сложностью дидактических единиц ГОС, к числу которых относятся: введение в общую психологию, познавательные процессы, психология личности и общения; общие основы педагогики, теория обучения, теория воспитания, управление образовательными системами, основы педагогической деятельности.
Оценивание успеваемости студентов

Успеваемость студентов оценивается по модульно-рейтинговой системе. Максимально возможное число рейтинговых очков (баллов) – 100. Максимально возможное число рейтинговых очков (баллов) по каждому разделу дисциплины («Психология» и «Педагогика») – 50. Итоговая аттестация студента зависит от общей суммы рейтинговых баллов по каждому разделу:

30 – 38 баллов – «удовлетворительно»

39 – 45 баллов – «хорошо»

46 – 50 баллов – «отлично».

Баллы начисляются за разные виды работы студентов (таблица 2, таблица 3, таблица 5, таблица 6). Работа студента по дисциплине оценивается с учетом установленного диапазона баллов.


Формы контроля

Текущий контроль: осуществляется в процессе занятий с учетом их посещаемости и успеваемости студентов, включает в себя также оценивание успеваемости на основании практических и самостоятельных работ.

Промежуточный контроль: включает в себя суммарное оценивание успеваемости студентов в течение занятий и результаты контрольных работ и коллоквиумов по завершении каждого модуля.

Итоговый контроль: по окончании курса студенты выполняют тестовые задания и сдают экзамен по контрольным вопросам. Устная форма экзамена проводится в случае, если студент не набирает в ходе занятий необходимого минимума баллов для положительной итоговой аттестации.

В случае систематического непосещения студентом занятий, недостаток рейтинговых очков можно компенсировать путем выполнения дополнительных самостоятельных работ с последующим собеседованием.



Требования, предъявляемые к студентам

  • Систематическое посещение занятий.

  • Своевременная подготовка к занятиям согласно тематическому плану и расписанию занятий.

  • Участие в работе на семинарах и практических занятиях.

  • Своевременная сдача практических и самостоятельных работ.

  • Успешное прохождение промежуточной аттестации (контрольные работы и коллоквиумы).

  • Успешное прохождение итоговой аттестации (тестовые задания по курсу)

  • Своевременная и успешная сдача экзамена.

Для студентов ОДО курс рассчитан на 54 академических часа, из них: 36 часов лекционных занятий, 18 часов практических и семинарских занятий. 57 часов отводится на самостоятельную работу студентов. Соответственно, количество часов по разделу «Психология» составляет: 18 часов – лекционных и 9 часов – практических и семинарских занятий, 28,5 ч. – самостоятельная работа студентов. Количество часов по разделу «Педагогика» составляет: 18 часов – лекционных и 9 часов – практических и семинарских занятий, 28,5ч. – самостоятельная работа студентов (таблица 1, таблица 4).


2. Тематический план изучения дисциплины

РАЗДЕЛ «ПСИХОЛОГИЯ»

Таблица 1



Наименование темы



Лекц.

(кол. час.)

Семин

(кол. час.)

Практ.

(кол. час.)

Сам. р

(кол. час.)

Всего

(кол. час.)

Всего

(кол. бал.)

1

2

3

4

5

6

7

Модуль 1. Введение в общую психологию



















Тема 1.1. Характеристика психологии как науки

1







2

3

0-4

Тема 1.2. Развитие психики и сознания в филогенезе

1

1




2

4

0-4

Всего:

2

1




4

7

0-8

Модуль 2. Познавательные психические процессы



















Тема 2.1. Ощущения

1







1

2

0-1,5

Тема 2.2. Восприятие

1

1




1

3

0-1,5

Тема 2.3. Воображение

1







2

3

0-1,5

Тема 2.4. Мышление

1

1




1

3

0-1,5

Тема 2.5. Память

1

1




1

3

0-1,5

Тема 2.6. Внимание

1







3

4

0-5.5

Всего:

6

3




9

18

0-13

Модуль 3. Индивидуально-типологические, психические особенности индивида



















Тема 3.1. Эмоции

1







1

2

0-1,5

Тема 3.2. Воля

1

1




1

3

0-1,5

Тема 3.3. Темперамент

1







2

3

0-1,5

Тема 3.4. Характер

1

1




1

3

0-1,5

Тема 3.5. Способности

1







2

4

0-6

Всего:

5

2




7

15

0-12

Модуль 4. Личность в деятельности и общении



















Тема 4.1. Личность

1

1




2

3

0-1

Тема 4.2. Мотивация

1







1,5

2,5

0-1,5

Тема 4.3. Деятельность

1

1




1

3

0-1,5

Тема 4.4. Общение

1

1




1

3

0-3,5

Тема 4.5. Психология групп

1







3

4

0-3,5

Итоговое тестирование
















0-6

Всего:

5

3




8,5

15,5

0-17

Итого (часов, баллов):

18

9




28,5

55,5

50


3. Балльная оценка успеваемости студента

РАЗДЕЛ «ПСИХОЛОГИЯ»

Таблица 2




п. № темы

Формы текущего контроля

Итого

кол-во

баллов

кол-локв.

ответ на сем.

практ. работа

тести-рован.

самос.работа

реф. /

докл.

контр. работа




Модуль 1

























1.1. -1.2.




0-3

0-2







0-3




0-8

Всего




0-3

0-2







0-3




0-8

Модуль 2

























2.1.-2.2.




0-3
















0-3

2.3.-2.4.




0-3
















0-3

2.5.-2.6.




0-3

0-4













0-7

Всего




0-9

0-4













0-13

Модуль 3

























3.1.-3.2.




0-3
















0-3

3.3.-3.4.




0-3
















0-3

3.5.




0-2













0-4

0-6

Всего




0-8













0-4

0-12

Модуль 4

























4.1.




0-1
















0-1

4.2.-4.3.




0-3
















0-3

4.4.-4.5.




0-3

0-4













0-7

по курсу в целом










0-6










0-6

Всего




0-7

0-4

0-6










0-17

Итого




27

10

0-6




0-3

0-4

0-50


4. Содержание дисциплины (лекционные занятия)

РАЗДЕЛ «ПСИХОЛОГИЯ»
Модуль 1. Введение в общую психологию

  1   2   3   4   5   6   7


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка