Учебно-методический комплекс для студентов направления 080500. 62 «Менеджмент» Форма обучения очная «подготовлено к изданию»



Сторінка1/3
Дата конвертації15.04.2016
Розмір0.6 Mb.
  1   2   3
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ /Волосникова Л.М./

__________ _____________ 2013 г.

КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Учебно-методический комплекс

для студентов направления 080500.62 «Менеджмент»

Форма обучения очная


«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы ______________/Игнатова В.А./

«____»___________2013г.
Рассмотрено на заседании кафедры моделирования физических процессов и систем 30.08.2013 года. Протокол № 1. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем стр.

Зав. кафедрой ____________________/Пилипенко В.А../

«____»___________ 2013 г.
Рассмотрено на заседании УМК ИФиХ «____»______________ 2013 г., протокол №____.

Соответствует ГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК _________________/Креков С.А./

«____»_____________2013 г.
«СОГЛАСОВАНО»:

И.о директора ИБЦ _________________/ Ульянова Е.А./

«____»_____________2013 г.
«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_____________/ Фарафонова И.Ю./

«____»_____________2013 г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования


ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт физики и химии

Кафедра моделирования физических процессов систем


Игнатова В.А.

КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ


Учебно-методический комплекс

для студентов направления 080500.62 «Менеджмент»

Форма обучения очная

Тюменский государственный университет

2013

Игнатова В.А. Концепции современного естествознания. Учебно-методический комплекс для студентов направления 080500.62 «Менеджмент», форма обучения очная. Тюмень, 2013, 43 стр.


Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО.

Рабочая программа дисциплины «Концепции современного естествознания» опубликована на сайте ТюмГУ: «Концепции современного естествознания» [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой моделирования физических процессов и систем.. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.


ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: В.А. Пилипенко, к.ф.-м.н., доцент, зав. кафедрой

© ФГБОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2013.

© В.А.Игнатова, 2013

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

1. Пояснительная записка

Дисциплина «Концепции современного естествознания» входит в общекультурный блок базисного учебного плана направления 080500.62 «Менеджмент». Дисциплина изучается во втором семестре и завершается зачетом. Общее количество аудиторных часов, отводимых на ее изучение - 156 (17/17).



1.1 Цель преподавания дисциплины: формирование у обучающихся научного мировоззрения, базирующегося на достижениях современного естествознания.

Задачи:

- Познакомить обучающихся с разными способами постижения окружающего мира, выявить их общие корни и принципиальные различия.

- Помочь обучающимся освоить научный метод исследования и закрепить полученные знания в процессе практической исследовательской работы.

- Помочь обучающимся освоить терминологический аппарат современной науки. Раскрыть основополагающие принципы естествознания



- Построить панораму развития естествознания, выделить его основные исторические этапы и особенности.

-Познакомить с концепциями постнеклассической науки, имеющими всеобъемлющий характер и широко использующимися для описания поведения социально-экономических систем (теория систем, теория самоорганизации, теория управления).

- Раскрыть идеи универсального эволюционизма и их приложение к описанию явлений микро-, макро- и мегамира.

- Углубить представление о человеке и его деятельности в биосфере, истоках и причинах глобального экологического кризиса и возможных моделях устойчивого будущего цивилизации.



- Подготовить базу для изучения дисциплин общекультурного и профессионального блоков в их современной интерпретации.

1.2 Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата: Изучение дисциплины связано с освоением огромного массива информации из разных областей естествознания, требует от обучающихся предварительной глубокой естественно-математической подготовки, знания научной терминологии, наличия навыков и умений переноса знаний из одной предметной области в другую, владения научным методом исследования. Освоение ее информационного поля связано с большими затратами времени обучающихся на самостоятельную подготовку.

В итоге изучения дисциплины обучаемые должны

Понимать:

  • - единство и взаимосвязь всего сущего: природы, общества, человека, его деятельности и культуры;

  • - единство и взаимосвязь всех явлений и процессов, протекающих в окружающей социоприродной среде;

  • - природу универсального эволюционизма, единый механизм самоорганизации и эволюции систем разной природы;

  • - смысл терминов, используемых для описания этих процессов;

  • - космическую сущность человека и его деятельности;

  • -двоякую роль естествознания и техники в развитии цивилизации и необходимость их гуманизации;

  • - истоки и причины глобального эколого-экономического кризиса современной цивилизации;

  • - необходимость ограничения своего поведения и деятельности рамками экологического императива.



Знать:

  • - методы научного познания и возможности их использования в будущей профессиональной деятельности;

  • - алгоритм научного исследования;

  • - основные понятия и принципы современного естествознания;

  • - основополагающие концепции постнеклассической науки и их приложение к разным областям естествознания и сферам деятельности;

  • - основные понятия и термины, используемые для описания поведения сложных систем, далеких от равновесия;

  • - системное строение окружающего мира;

  • - сценарии самоорганизации сложных систем на микро – макро- и мегауровне;

  • - элементы теории управления.

Уметь:

  • - оперировать основными понятиями постнеклассической науки в других областях знания - философии, культурологии, обществознании, дисциплинах общепрофессионального блока;

  • - использовать алгоритм научного метода познания в своих исследованиях;

  • - применять модели постнеклассической науки к описанию поведения и выявлению особенностей эволюции социально-экономических систем;

  • - на основе полученных знаний давать качественное описание возможных путей развития систем, уметь моделировать и прогнозировать их развитие, анализировать возможные варианты, выбирать наиболее оптимальный и обосновывать свой выбор, выстраивать сценарий развития системы;

  • - применять полученные знания к системам, с которыми будет связана профессиональная деятельность.

2. Структура и трудоемкость дисциплины.

Семестр 2. Форма промежуточной аттестации –зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 156 часов.

Таблица 1.

Вид учебной работы

Всего часов

Аудиторные занятия (всего)

34

Лекции

17

Практические занятия

17

Лабораторные работы




Самостоятельная работа (всего)

122

Вид итогового контроля

зачет

Общая трудоемкость дисциплины

156


3. Тематический план.

Таблица 2.

(17 часов лекций, 17 – практических; общее количество часов - 156)



п/п


Модули и разделы

Неделя

семестра


Виды учебной работы и сам. работа в часах

Итого

Часов


по теме

Итого

Кол –во


баллов

лекции

Практ.

занятия


Сам. работа







1

Модуль1. 1-6



1.1.

Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод;




2

2

15

19

0-10

1.2.

история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития;




1

1

10

12

0-10

1.3.

корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мегамиры;




2

2

15

19

0-10




Всего по модулю




5

10

40

50

0-30

2

Модуль 2. 7 - 12


2.1.

пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие; близкодействие; дальнодействие; состояние;




2

2

10

14

0-5

2.2.

принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе;




1

1

10

12

0-10

2.3.

законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии;




2

2

10

14

0-10

2.4.

химические системы, энергетика химических процессов, реакционная способность веществ; особенности биологического уровня организации материи;




1

1

10

12

0-10




Всего по модулю




6

7

40

52

0-35

3

Модуль 3. 13-17


3.1.

принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы;




2

2

10

14

0-5

3.2.

генетика и эволюция; человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика; экология и здоровье;




1

1

10

12

0-10

3.3.

человек, биосфера и космические циклы; ноосфера; необратимость времени;




2

2

10

14

0-10

3.4.

самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре.





1

1

12

14

0-10




Всего по модулю




7

7

42

54

0-35




Итого (часов, баллов)




17

17

122

156

0-100


Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля
Таблица 3.

№ темы

Устный опрос

Письменные работы

Итого количество баллов

коллоквиумы

собеседование

отчет по лабораторным работам

контрольная работа

тест

реферат

другие формы






Модуль 1

Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод;




0-5













0-10

история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития;




0-5







0-5




0-10

корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мегамиры;













0-5




0-10

Всего по модулю 1

0-5

0-10




0-5

0-10




0-30

Модуль 2

пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие; близкодействие; дальнодействие; состояние;













0-5

0-5

0-10

принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе;




0-5













0-5

законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии;













0-5

0-5

0-10

химические системы, энергетика химических процессов, реакционная способность веществ; особенности биологического уровня организации материи;

0-5

0-5













0-10

Всего по модулю 2

0-5

0-10







0-10

0-15

0-35

Модуль 3

принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы;




0-5










0-5

0-10

генетика и эволюция; человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика; экология и здоровье;













0-5




0-5

человек, биосфера и космические циклы; ноосфера; необратимость времени;

0-5
















0-5

самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре.





0-5




0-5




0-5

0-15

Всего

0-5

0-10




0-5

0-5

0-10

0-35

Итого

0-15

0-30




0-10

0-25

20

0-100

Планирование самостоятельной работы студентов

Таблица 4.



Модули и темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

Кол-во баллов

обязательные

дополнительные







Модуль 1







1-6







1.

Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод;

Подготовка к устному и письменному контролю знаний







15

0-5

2.

история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития;

Подготовка к устному и письменному контролю знаний







10

0-5

3.

корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мегамиры;

Подготовка к устному и письменному контролю знаний







15

0-5




Всего по модулю 1:




40

0-15

Модуль 2







7-12







1.

пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие; близкодействие; дальнодействие; состояние;

Подготовка к устному и письменному контролю знаний







10

0-5

2.

принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе;

Подготовка к устному и письменному контролю знаний







10

0-5

3.

законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии;

Подготовка к устному и письменному контролю знаний







10

0-5

4.

химические системы, энергетика химических процессов, реакционная способность веществ; особенности биологического уровня организации материи;

Подготовка к устному и письменному контролю знаний







10

0-5




Всего по модулю 2:




40

0-20

Модуль 3







13-17







1.

принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы;

Подготовка к устному и письменному контролю знаний







10

0-5

2.

генетика и эволюция; человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика; экология и здоровье;

Подготовка к устному и письменному контролю знаний







10

0-5

3.

человек, биосфера и космические циклы; ноосфера; необратимость времени;

Подготовка к устному и письменному контролю знаний







10

0-5

4.

самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре.


Подготовка к устному и письменному контролю знаний







12

0-5




Всего по модулю 3:

42

0-20




ИТОГО:

122

0-55



  1. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами.

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1.1

1.2

1.3

2.1

2.2

2.3

2.4

3.1

3.2

3.3

3.4

1.

Философия

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+




2.

Психология













+




+

+







+

3.

Макроэкономика







+

+










+

+







4.

Мировая экономика







+










+










+



  1. Содержание дисциплины.

Модуль 1.

Тема 1. Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод.

Тема 2. История естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития.

Тема 3. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мегамиры


Модуль 2.

Тема 1. Пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие; близкодействие; дальнодействие; состояние

Тема 2. Принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе

Тема 3. Законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии

Тема 4. Химические системы, энергетика химических процессов, реакционная способность веществ; особенности биологического уровня организации материи

Модуль 3.

Тема 1. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы

Тема 2. Генетика и эволюция; человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика; экология и здоровье

Тема 3. Человек, биосфера и космические циклы; ноосфера; необратимость времени

Тема 4. Самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре.
6. Темы семинаров
Модуль 1.

Тема 1. Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод.

Цели семинара:

1. Раскрыть роль и место науки в социокультурном развитии человечества.

2. Выявить отличительные признаки науки от других сфер постижения бытия

3. Обсудить проблему нравственных аспектов использования достижений науки.


Вопросы, выносимые на обсуждение

  1. Цивилизация, культура и наука

  2. Развитие цивилизации и культурогенез

  3. Естественнонаучная и гуманитарная культуры

  4. Наука как компонент культуры

  5. Функции науки

  6. Принципиальные отличия науки от других форм постижения мира. Научное и ненаучное знание.

  7. Взаимосвязь науки с другими сферами бытия

  8. Этические принципы научных исследований

  9. Нравственный аспект использования достижений науки

Тема 2. История естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития.


Цели семинара:

1. Закрепить и развить знания, полученные на лекциях

2. Сформировать представления о способах познания и формах постижения окружающего мира

3. Вскрыть взаимосвязи познания, мировоззрения и культуры

4. Сформировать представление об обобщенной картине мира как его развивающейся модели

Вопросы, выносимые на обсуждение

1. Природа как составляющая окружающей социоприродной среды

2. Многообразие способов познания природы и их характерные особенности

3. Формы постижения мира природы и их основания

4. Познание и мировоззрение

5. Мировоззрение и культура

6. Обобщенная картина мира и ее составляющие
Тема 3. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мегамиры
Цели семинара:

1. Закрепить и развить знания, полученные на лекциях



2. Раскрыть особенности эмпирического и теоретического уровней познания, критерии их различения и особенности

  1. Актуализировать алгоритм научного метода и вскрыть специфику социологических исследований

  2. Сформировать представление о науке как динамичной развивающейся системе

  3. Изучить особенности научных революций в их историческом ракурсе

  4. Обсудить проблему абсолютной и относительной истины


Вопросы, выносимые на обсуждение

1. Наука как система объективных знаний, способ познания и компонент культуры

2. Критерии научности знания

3. Эмпирический и теоретический уровни познания, критерии их различения и особенности

4. Научная теория, ее структура и основания

5. Методы научного познания

6. Алгоритм научного исследования

7. Концептуальный язык и понятийный аппарат

8. Научная картина мира, ее структура и функции

9. Динамика научного познания

10. Научные революции и смена мировоззренческих парадигм

11. Горизонт познания. Абсолютная и относительная истина

12. Истина и заблуждение

13. Отличительные признаки псевдонауки



Модуль 2.

Тема 1. Пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие; близкодействие; дальнодействие; состояние


Цели:

1. Сформулировать понятия пространства и времени.

2. Сформировать понимание принципов симметрии; законов сохранения; взаимодействия; близкодействия; дальнодействия; состояния.

Вопросы для обсуждения
1. Понятие пространства и времени.

2. Современные представления об ограниченности пространства и времени.

3. Проблемы законов сохранения.

4. Сформулировать понятия взаимодействия; близкодействия; дальнодействия; состояния.


Тема 2. Принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе
Цели семинара:

1. Закрепить и развить знания, полученные на лекциях

2. Продолжить формирование представлений о физических понятиях.

3. Обсудить влияние развития науки на социокультурную жизнь общества и общественное мировоззрение


Вопросы, выносимые на обсуждение
1. Принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности;

2. динамические и статистические закономерности в природе.


Тема 3. Законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии

Цели семинара:

1.Закрепить и развить знания, полученные на лекциях

2. Углубить знания обучающихся об окружающем мире как иерархии взаимосвязанных развивающихся систем

3. Обсудить возможности использования системного подхода в гуманитарных областях
Вопросы, выносимые на обсуждение
1. Законы сохранения энергии в макроскопических процессах

2. Принцип возрастания энтропии

3. Системный подход в естествознании; работы Л.Берталанфи

4. Классификации социоприродных систем

5. Открытые системы и их свойства

6. Мир как иерархия взаимосвязанных развивающихся систем

7. Информация и информационные системы

8. Системный подход в гуманитарных науках

Тема 4. Химические системы, энергетика химических процессов, реакционная способность веществ; особенности биологического уровня организации материи

Цели семинара:

1.Закрепить и развить знания, полученные на лекциях

2. Углубить знания обучающихся об окружающем мире как иерархии взаимосвязанных развивающихся систем

3. Обсудить возможности использования системного подхода в гуманитарных областях
Вопросы, выносимые на обсуждение
1. Истоки и предпосылки идеи самоорганизации систем

2. Концепция самоорганизации и ее основоположники; вклад российских ученых в ее развитие

3. Поведение открытых сложных систем; энергоинформационный обмен; диссипация; фундаментальная роль случайного

4. Динамический хаос; созидающая роль хаоса; порядок и беспорядок; закон сохранения энтропии-информации

5. Сценарий самоорганизации открытой сложной диссипативной системы

6. Неустойчивости и бифуркации; режимы с обострением

7. Фракталы и аттракторы

Модуль 3.

Тема 1. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы

Цели семинара:

1. Закрепить и развить знания, полученные на лекциях

2. Обсудить взаимосвязь процессов самоорганизации и организации (управления)

3. Углубить представления об информации и информационных системах

4. Раскрыть роль положительной и отрицательной обратной связи в функционировании систем.

5. Обсудить особенности управления развитием систем разной природы.


Вопросы, выносимые на обсуждение


  1. Самоорганизация и организация (управление).

  2. Самоорганизация и информация

  3. Идеи кибернетики и проблемы управления развитием систем

  4. Контур с обратной связью

  5. Роль положительной и отрицательной обратной связи в функционировании систем

Тема 2. Генетика и эволюция; человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика; экология и здоровье

Цели семинара:

1.Закрепить и развить знания, полученные на лекциях

2. Углубить знания обучающихся об окружающем мире как иерархии взаимосвязанных развивающихся систем

3. Обсудить возможности использования системного подхода в гуманитарных областях


Вопросы, выносимые на обсуждение


  1. Кибернетика и информационные технологии

  2. Искусственный интеллект

  3. Использование информационных технологий в различных сферах деятельности

Тема 3. Человек, биосфера и космические циклы; ноосфера; необратимость времени

Цели семинара:

1.Закрепить и развить знания, полученные на лекциях

2. Углубить знания обучающихся об окружающем мире как иерархии взаимосвязанных развивающихся систем

3. Обсудить возможности использования системного подхода в гуманитарных областях



Вопросы, выносимые на обсуждение

  1. Человек, биосфера и космические циклы

  1. Ноосфера; необратимость времени

Тема 4. Самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре.

Цели семинара:

1.Закрепить и развить знания, полученные на лекциях

2. Углубить знания обучающихся об окружающем мире как иерархии взаимосвязанных развивающихся систем

3. Обсудить возможности использования системного подхода в гуманитарных областях



Вопросы, выносимые на обсуждение
1. Самоорганизация в неживой и живой природе

2. Синергетика и теория социальной самоорганизации

3. Универсальный эволюционизм и синергетическая картина мира

  1   2   3


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка