Учебно-методический комплекс дисциплины «Социология» специальность: «Менеджмент организации»



Сторінка1/39
Дата конвертації12.04.2016
Розмір3.79 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39
Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования


ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Филиал ДВГУ в г. Спасске-Дальнем

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«Социология»
специальность: «Менеджмент организации»
Разработан ассистентом

Кафедры «Экономика организации»

А.В. Лебедевой

c:\documents and settings\лагунова\local settings\temporary internet files\content.word\гсэ.в1. 1 001.jpg

Спасск-Дальний

2008

СОДЕРЖАНИЕ


Понятие социальных организаций и институтов, основные подходы: психологический, социологический. Интеракционистская модель организации. Бюрократические организации. Классификация и функционирование организаций 12

Религия как социальный институт. Определение религии. Подходы к оценке соотношения религии и общества. Структура религии. Поведенческий уровень религии. Исторические формы религии: фетишизм, тотемизм, магия, анемизм, теизм, монотеизм. Теория религии. Классификация религий. Религиозные организации, религиозное поведение и функции религии. Типы религиозных организаций. Религиозное поведение. Функции религии. Перспективы религии. Перспективы религии в России. 14

Возможные пути развития общества. Теории прогресса: марксистское учение, теория стадий экономического роста (Уолт Ростоу), либеральные теории (Дэниэл Белл, Джон Гелбрейт, Збигнев Бжезинский, Герман Кан, Элвин Тоффлер), радикальные теории (Раймон Арон, Ален Турен, Жан Фурастье). Циклические и волновые теории жизни общества. 14

Вопросы к экзамену 17

КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ 22

Тема 1. Предмет и история социологии (1 час) 23

Предмет, функции и методы социологии 23

Место социологии в системе наук 23

Функции социологии 24

Методы социологии 25

История социологии 25

Социология в России 33

Тема 2. Основные направления современной социологии (2 часа) 36

Направления объективного подхода 37

Структурный анализ 37

Функциональный анализ 39

Структурно-функциональный анализ 40

Системный анализ 41

Направления субъективного подхода к анализу общества 42

Символический интеракционизм 42

Феноменология 43

Психологическое направление 45

Тема 3 Общество как социокультурная система (2 часа) 46

Культура как система ценностей, норм, образцов поведения 47

Социальные группы и общности. Их роль в развитии общества 49

Общество как система 53

Тема 4. Личность и общество (1 час) 56

Понятия «индивид» и «личность». Формирование личности 57

Социализация личности 62

Тема 5. Девиантное поведение (1 час) 66

Биологическое объяснение 67

Психологическое объяснение 68

Социологическое объяснение 68

Виды девиантного поведения и степень их распространенности в обществе 70

Преступность 70

Преступность без жертв 73

Самоубийство 79

Психические отклонения 82

Тема 6. Социология семьи (1 час) 84

Историческое развитие института семьи 84

Понятие и категории семьи 87

Особенности и основные проблемы современной семьи 91

Тенденции развития института современной семьи 94

Детоцентристская и супружеская семья 94

Альтернативные формы семьи 95

Будущее семьи 97

Тема 7. Социальная структура и мобильность (1 час) 97

Социальная структура и социальная стратификация общества 98

Социальная мобильность общества 103

Тема 8. Социальные институты и организации (1 час) 105

Понятие социальных организаций и институтов 106

Классификация и функционирование организаций 109

Тема 9. Социальный контроль и управление (2 часа) 113

Социальный контроль 113

Структура и функции управленческой деятельности 116

Стили управления 123

Тема 10. Социальные конфликты (1 час) 131

Сущность и характеристики конфликтов 131

Разрешение социальных конфликтов 135

Тема 11. Социология религии (1 час) 138

Религия как социальный институт 138

Религиозные организации, религиозное поведение и функции религии 146

Типы религиозных организаций 146

Религиозное поведение 148

Функции религии 149

Перспективы религии 149

Перспективы религии в России 151

Тема 12. Методология социологического исследования (1 час) 152

Фазы научного исследования 153

Основные методы социологических исследований 156

Виды и техника опросов 158

Анализ эмпирических данных 160

Тема 13. Социокультурные теории общественного развития (2 часа) 162

Теории прогресса 164

Циклические и волновые теории жизни общества 170

Глобализация социальных и культурных процессов в современном мире 175

МАТЕРИАЛЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 181

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 218

Вопросы для самоконтроля 220

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ 228

Вопросы к экзамену 229

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 237

ГЛОССАРИЙ 240



Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

c:\documents and settings\лагунова\local settings\temporary internet files\content.word\гсэ.в2. 1.jpg

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



СОЦИОЛОГИЯ

Филиал ДВГУ в г. Спасске-Дальнем

Курс _1_, семестр _2_.

Лекции _17_ часа.

Практические занятия - _17__ час.

Семинарские занятия – ___ час.

Лабораторные работы - ___час.

Самостоятельная работа – _34_ час.

Всего - _68__ час.

Реферативные работы не предусмотрены

Контрольные работы не предусмотрены

Экзамен: __2__ семестр

Зачет: ____ семестр

Рабочая программа составлена на основании типовой программы ГОС ВПО и авторских разработок

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры от 01.06.08 №10

Заведующая кафедрой _________________________________ А.А.Кравченко

Составитель (ли) _______________________________________А.В. Лебедева

Аннотация

рабочей программы дисциплины

«Социология»




  1. Цель и задачи дисциплины:

Дать систематизированные знания об обществе как о целостной системе, его структурных элементах, связях и отношениях между ними, особенностях функционирования и развития, научить будущих специалистов пользоваться арсеналом творческих моделей и прикладных методов для анализа, объяснения, прогнозирования конкретными социальными процессами и системами.

Задачи курса:

  • ознакомление студентов с особенностями социогуманитарного знания;

  • рассмотрение основных теоретических и методологических проблем социологии в контексте направлений, школ и отдельных концепций;

  • освоение важнейших понятий современной социологии для описания и анализа структуры и динамики общества;

  • освоение процедуры и методов конкретного социологического исследования для использования в профессиональной и общественно-политической деятельности;

  • формирование навыков самостоятельного обнаружения, анализа и решения конкретных социальных проблем;

  • формирование гуманных, патриотических и демократических ориентаций.




  1. Место дисциплины в структуре учебного плана

ГСЭ.Ф.4. «Социология» является дисциплиной федеральной части цикла общих гуманитарных наук и социально-экономических дисциплин. Изучение дисциплины основывается на знаниях, полученных студентами в ходе предшествующего освоения таких дисциплин, как «Философия», «Основы менеджмента», «Психология управления», «Психология и педагогика», «Организационное поведение», «История государственного управления в России», «Правоведение», «Теория организации» и др. Знания, приобретенные при изучении курса «Социология», могут найти применение при выполнении индивидуальных заданий, в курсовом и дипломном проектировании.

3. Требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

  • основные этапы развития социологической мысли и современные направления социологической теории;

  • определение общества как целостной саморегулирующейся системы и предпосылки функционирования и воспроизводства общественного целого;

  • основные глобальные проблемы современного общества;

  • культурно-исторические этапы социального неравенства и стратификацию, горизонтальную и вертикальную социальную мобильность;

  • основные этапы культурно-исторического развития общества, механизмы и формы социальных изменений;

  • механизмы возникновения и разрешения социальных конфликтов;

  • социологическое понимание личности, понятие социализации и социального контроля;

  • методы социологического исследования.


Уметь:

  • анализировать основные проблемы стратификации российского общества, причина бедности и неравенства, взаимоотношения социальных групп, общностей этносов;

  • работать с социологической литературой, анализировать первоисточники; активно участвовать в обсуждении вынесенных на семинарское занятие вопросов, сделать сообщение, выступить с докладом, т.е. наилучшим образом проявить активность, умение вести диалог, дискутировать, быть терпеливым к другому мнению; аргументировано отстаивать свою позицию по тому или иному вопросу;

  • проявлять свои навыки работы со специальной научной и социологической литературой при подготовке и написании курсовой работы;

  • применять полученные знания по социологии при изучении специальных дисциплин.

Иметь представление:

  • о месте и роли социологии в жизни общества;

  • об истории и развитии социологической мысли, характерной для различных направлений, школ и социологов;

  • о личности как субъекте социального действия и социальных взаимодействий;

  • о групповой динамике и особенностях формальных и неформальных отношений, природе лидерства;

  • об организации и проведении социологического исследования.

Приобрести навыки и качества:

  • выработки социально-ориентированных оценок проблем, с которыми сталкивается общество;

  • оценки конкретных жизненных ситуаций, обоснования своего варианта решения, программирования собственных действий;

  • занятия самостоятельной, аргументированной и практической позиции в обсуждении социокультурной проблематики.


4. Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Лекционный курс, практические занятия, выполнение домашних заданий, самостоятельная работа, выполнение контрольных работ.


5. Трудоемкость дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 110 часов, в т.ч. лекций 17 часов, практических занятий 17 часов, самостоятельной работы 76 часа. Продолжительность изучения дисциплины 1 семестр.



6. Контроль успеваемости

Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена в 3 семестре.


2. Структура и содержание теоретической части курса (17 часов)
Тема 1. Предмет и история социологии (1 час)

Объект, предмет и функции социологии. Структура социологии ее связь с другими науками. Общество как высокоорганизованная система. Структура и функции социальных систем, их основные виды. Основные подсистемы общества.


Тема 2. Основные направления современной социологии (2 часа)

Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О. Конта. Классификация наук. Социальная статика и социальная динамика. Классические социологические теории. Биолого-эволюционная школа Г. Спенсера. Психологическое направление (Г. Лебон, Г. Тард). Социологическая школа Э. Дюркгейма. Социология К. Маркса. «Понимающая социология» Г. Зиммеля и М. Вебера. Теория социального действия Т. Парсонса. Современные социологические теории. Функционализм (Т. Парсонс Р. Мертон). Конфликтные парадигмы (Т.Адорно, Э. Фромм, Г. Маркузе,Ю. Хабермас, Р, Дарендорф). Символический интеракционизм (Д.Г. Мид, Г. Блюмер). Теории обмена (Дж. Хоманс, П. Блау). Феноменологическая теория (Э. Гуссерль, А. Шюц). «Социология знания» (П. Бергер, Т. Лукман) и этнометодология (Г. Гарфинкель)

Русская социологическая школа. Юридическая школа (К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин). Географическая школа (С.М. Соловьев, В.О. Ключевский,Л.И. Мечников). Субъективная школа (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский). Психологическая школа (Л.И.Петражицкий, Н.И. Кареев). Марксистская школа (Г.В. Плеханов, В.И. Ленин). Интегральная социология Питирима Александровича Сорокина. Социология в СССР (Г.В. Осипов, Т.И. Заславская, А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов, Ю.А. Левада, Б.А. Грушин, ВТ. Лисовский).
Тема 3. Общество как социокультурная система (2 часа)

Социальные изменения и развитие общества

Понятие социального изменения. Факторы, влияющие на изменения. Теории социальных изменений, Эволюционные теории (социал-дарвинизм, однолинейная и мультилинейная эволюция, теория эволюции Т. Парсонса). Веберовская интерпретация изменений. Текущие изменения и динамика развития общественных систем. «Супериндустриальное» общество О. Тоффлера, «постиндустриальное» общество Д. Белла, общество «сервисного» класса Р. Дарендорфа. Информационное общество как новый тип исторического развития.

Российское общество в условиях трансформации (социологический анализ)

Общественное мнение как институт гражданского общества. Сущность и структура общественного мнения. Функционирование общественного мнения. Переход к рынку в зеркале общественного мнения. Политическая модернизация в общественном мнении. Динамика ценностных ориентаций россиян.

Социальные группы и общности. Понятие социальной группы и их классификация. Социально значимые, для выделения людей, критерии. Главная психологическая характеристика группы. Виды общностей, Этнические общности - род, клан, племя, народность, нация. Малые группы и их виды. «Первичные» и «вторичные», «формальные» и «неформальные», «группы членства» и «референтные группы». Социометрические структуры малых групп.

Культура в развитии общественной жизни. Разграничение «природы» и «культуры». Определения культуры. Культурные универсалии. Социальные функции культуры. Базисные элементы культуры: традиции, обычаи, нравы, ценности. Формы культуры: народная, элитарная, массовая. Разновидности культуры: субкультура и контркультура. Особенности западной и восточной культуры.
Тема 4. Личность общество (1 час)

Личность как элемент структуры общества. Индивид, индивидуальность, человек, личность. Сочетание социального и биологического в человеке. Личность как общественная сторона человека. Типологизация личности. Процесс социализации личности и ее основные стадии. Понятие социализации. Десоциализация. Ресоциализация. Функции социализации. Агенты социализации. Основные стадии социализации. Социальная структура личности. Основные элементы, характеризующие мотивационную структуру личности: ценностные ориентации, субъективные установки, потребности, мотивы. Интеракционистский подход к структуре личности (Ч. Кули, Дж. Мид). Психологическая структура человека по 3. Фрейду. Понятие социального статуса и социальной роли. Классификация социальных ролей.


Тема 5. Девиантное поведение (1 час)

Социальный контроль и девиация. Понятие социального контроля. Характеристика двух главных элементов социального контроля - норм и санкций. Агенты формального и неформального контроля. Девиантное поведение. Позитивная и негативная девиация и их виды. Теории социально-отклоняющегося поведения. Причинный комплекс девиантного и криминального поведения.


Тема 6. Социология семьи (1 час)

Семья как социальный институт. Понятие семьи, ее сущность и структура. Основные формы организации семьи, происхождение, типология. Соотношение и проявление естественной и социальной природы человека. Ролевые взаимодействия в семье. Роль семьи и ее функции в современной жизни. Брак юридический и фактический. Мотивы вступления в брак. Развод как социальная проблема. Динамика, основные причины и мотивы расторжения браков. Последствия разводов. Регулирование семейно-брачных отношений в обществе. Тенденции развития современной семьи.


Тема 7. Социальная структура и мобильность (1 час)

Социальная стратификация, неравенство и социальная мобильность.

Теории социальной стратификации (К. Маркс, М. Вебер, П. Сорокин, П. Бурдье Э. Гидденс). Стратификация в США, ЕС, СССР и России. Социальное неравенство. Измерение неравенства. Уровень жизни. Богатые. Абсолютная и относительная бедность. Нищета. Депривация.Социальная мобильность. Классификация мобильности, групповая и индивидуальная мобильность. Каналы вертикальной мобильности. Групповая замкнутость. Текучесть кадров.
Тема 8. Социальные институты и организации (1 час)

Социальные институты. Институт семьи. Сущность социальных институтов как определенной структуры социального взаимодействия людей. Экономические, политические, идеологические социальные институты. Функции социальных институтов.


Понятие социальных организаций и институтов, основные подходы: психологический, социологический. Интеракционистская модель организации. Бюрократические организации. Классификация и функционирование организаций



Тема 9. Социальный контроль и управление (2 часа)

Организация как объект управления. Понятие организации. Структура организации. Внутренняя и внешняя среда организации. Домен организации, Жизненный цикл организации. Модель организаций: модель систем и модель участвующих сторон. Сетевая модель. Организационная культура. Функции культуры в организации. Слагаемые организационной культуры. Власть и лидерство в организации

Понятие власти, руководства и лидерства и их соотношение. Теории лидерства. Теория черт, поведенческий подход, ситуационный подход, теория адаптивного руководства. Стили руководства. Авторитарно-либеральный континуум стилей руководства. «Теория X» и «теория Y» Дугласа Мак Грегора. Четыре стиля лидерства по Р. Лайкерту. Пять стилей руководства, предложенных Р. Блейком и Д. Моутоном («управленческая решетка»).Суть ситуационного и адаптивного стилей руководства и лидерства. Структура и содержание управления. Понятие управления. Административная система и менеджмент. Основные школы управленческой деятельности. Система управления, включающая две подсистемы: управляющую и управляемую. Общие принципы управления. Основные методы управления, функции управления. Структура управления. Виды структуры управления. Управленческая пирамида. Отличие схемы управления от организационной структуры. Теория и практика принятия управленческих решений

Место управленческих решений в системе управленческих функций. Сущность управленческих решений и их классификация. Организация подготовки и реализации управленческих решений. Структура разработки и реализации управленческих решений. Основные факторы, влияющие на разработку управленческих решений. Качество и эффективность управленческих решений. Содержание основных составляющих качества управленческих решений. Основные оценочные методики и критерии эффективности управленческого решения. Связь качества и эффективности управленческой деятельности.

Процесс подбора, отбора и найма персонала. Методика профессионального трудоустройства. Характеристика рынка труда. Внутренние и внешние источники привлечения персонала. Основные принципы отбора персонала. Типичные методы отбора персонала. Методика профессионального трудоустройства. Источники информации о вакансиях. Резюме. Сопроводительное письмо. Собеседование (интервью).
Тема 10. Социальные конфликты (1 час)

Технология управления и разрешения конфликтов. Понятие социального конфликта. Потребности и интересы как источники конфликтов. Типы социальных конфликтов. Социально-трудовой конфликт и его причины. Структура конфликта: объект и субъекты конфликта, конфликтная ситуация, инцидент, социальная среда конфликта. Динамика конфликта, стадии его развития: предконфликтная, собственно конфликт, разрешение конфликта, послеконфликтная стадия. Конфликт в организации. Виды и причины конфликтов в организации: организационно-управленческие, социально-экономические, административно-управленческие, социально-психологические. Внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой конфликт в организации. Разрешение конфликтов в организации. Стратегии управления конфликтами в организации. Профилактика и разрешение конфликтов. Полное и неполное разрешение конфликта. Способы блокирования конфликтогенных источников. Структурные и типовые методы урегулирования конфликтов. Медиация и переговоры как современные технологии разрешения конфликта в организации.



Тема 11. Социология религии (1 час)

Религия как социальный институт. Определение религии. Подходы к оценке соотношения религии и общества. Структура религии. Поведенческий уровень религии. Исторические формы религии: фетишизм, тотемизм, магия, анемизм, теизм, монотеизм. Теория религии. Классификация религий. Религиозные организации, религиозное поведение и функции религии. Типы религиозных организаций. Религиозное поведение. Функции религии. Перспективы религии. Перспективы религии в России.



Тема 12. Методология социологических исследований (1 час)

Технологии эмпирических исследований. Понятие эмпирического исследования. Программа социологического исследования. Методы сбора данных. Основные качественные методы: наблюдение, фокусгруппы, социальный эксперимент, традиционный анализ документов. Основные количественные методы: контент-анализ, анкетный опрос, формализованное интервью. Методы анализа данных. Методы анализа одномерных распределений. Методы анализа многомерных распределений. Методы изучения взаимосвязи между несколькими переменными: факторный анализ, класстерный анализ, метод множественной регрессии. Аналитический отчет и область применения полученных результатов.


Тема 13. Социокультурные теории общественного развития (2 часа)

Возможные пути развития общества. Теории прогресса: марксистское учение, теория стадий экономического роста (Уолт Ростоу), либеральные теории (Дэниэл Белл, Джон Гелбрейт, Збигнев Бжезинский, Герман Кан, Элвин Тоффлер), радикальные теории (Раймон Арон, Ален Турен, Жан Фурастье). Циклические и волновые теории жизни общества.


Глобализация социальной жизни и тенденции развития народонаселения 13 и 14 всемирные социологические конгрессы о постмодернизме или глобализация современного мира. Экономические, политические, культурные аспекты глобализации. Анализ народонаселения. Основные демографические понятия. Тенденции в развитии народонаселении. Основные факторы, влияющие на изменения народонаселения. Последствия изменения народонаселения.

3. Содержание практической части курса (17 часов)

Практическое занятие 1. Предмет и структура социологии. Зарождение социологии как науки. Социологическая концепция марксизма. Социология Э. Дюркгейма. Социология М. Вебера. (2 часа)

Содержание занятия: дискуссия по учебным вопросам: рассмотреть, охарактеризовать и сравнить наиболее влиятельные социологические доктрины 2-й половины XIX начала XX в. Показать их роль и значение для современной социологии. Выявить специфику: анализа социальной детерминации, подхода к социальным фактам, социальным действиям, сознаю социальных субъектов различного уровня.
Практическое занятие 2. Теория социального действия и структурный функционализм Т. Парсонса. Вклад в социологию Р. Мертона. Феноменологическая социология. Этнометодология. Отечественные школы социологии. (3 часа)

Содержание занятия: дискуссия по учебным вопросам: рассмотреть, охарактеризовать и сравнить наиболее влиятельные и конкурирующие между собой направления социологии середины XX в. Показать достоинства общенаучной системной методологии применительно к социологии и

ограниченность адаптивно-функционального подхода в концепции Т.Парсонса. Показать возможности и глубину феноменологического подхода при рассмотрении структур непосредственного жизненного опыта в языке и социальной практике. Отменить методологическую односторонность, связанную с этим направлением. Выделить и охарактеризовать основные школы и этапы развития социологии в России.
Практическое занятие 3. Общество, культура и личность. (3 часа)

Содержание занятия: дискуссия по учебным вопросам: дать понятие общества, выделить основные подходы к понятию общество в социологии. Рассмотреть сущностные характеристики культуры, ее методологию и динамику. Показать глубинные связи культуры и личности через социализацию, а также роль личности в развитии культуры. Познакомить с основными концепциями личности и ее основными типами. Показать практическую значимость этих теорий для сфер воспитания и образования.


Практическое занятие 4. Социальные институты Социальный контроль Социальные общности и группы. Социальная стратификация. Социальная динамика. (3 часа)

Содержание занятия: дискуссия по учебным вопросам: рассмотреть структуру, направленность и типологию социальных процессов. Проанализировать применительно к условиям современного общества специфику таких процессов как: трансформация; модернизация; социальная мобильность; адаптация; сотрудничество; конкуренция; конфликт; дезорганизация; Выявить сущностные характеристики и функции системы социального контроля, сохраняющей стабильность структуры и сбалансированность протекания основных социальных процессов. Охарактеризовать социальные нормы, привычки, обычаи и санкции. Показать предпосылки девиантного и делинквентного поведения, их типы и способы воздействия на них.


Практическое занятие 5. Основные виды и этапы конкретного социологического исследования. (3 часа)

Содержание занятия: дискуссия по учебным вопросам: перечислить и охарактеризовать основные виды современные конкретных социологических исследований: пилотажное, описательное, аналитическое; точечное и поворотное. Выявить специфические особенности основных этапов исследования: подготовительного, полевого, обработки, анализа данных. Разработать учебную программу социологического исследования.


Практическое занятие 6. Методы сбора социологических данных. (3 часа)

Содержание занятия: дискуссия по учебным вопросам: рассмотреть основные виды опроса: анкетирование и интервью. Охарактеризовать разновидность анкетного опроса: почтовый, прессовый, электронный. Изучить структуру анкеты, типы вопросов, виды шкал. Охарактеризовать специфические требованию к процедуре интервьюирования. Разработать учебный опросный лист. Провести тренинг интервью. Познакомиться с классификацией документов. Дать критерии оценки надежности, достоверности документов. Рассмотреть специфику качественного и формализованного анализа



документов. Провести учебное изучение личных типов документов, применяя традиционный (качественный) анализ и контент анализ.
4. Контроль достижения целей курса
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка