Учебно-методический комплекс дисциплины сд 9 «Воспитание и обучение детей с нарушением интеллекта (дошкольная олигофренопедагогика)» сд. Ф. 9 «Воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта



Сторінка1/9
Дата конвертації14.04.2016
Розмір2.33 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУВПО МГГУ)




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

СД 9 «Воспитание и обучение детей с нарушением интеллекта (дошкольная олигофренопедагогика)»
СД.Ф. 9 «Воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта (дошкольная олигофренопедагогика)»

Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности

050717 « Специальная дошкольная педагогика и психология»

с доп.спец. Специальная психология

050717 « Специальная дошкольная педагогика и психология» (ЗФО, ОФО)

Утверждено на заседании кафедры

СПиСП ППИ

(протокол № 1 от 09.09.13 г.)

Зав. кафедрой СПиСП

______________Ю.А. Афонькина




РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
1.1 Автор программы: к.п.н., доцент Гущина А.В.

1.2 Рецензенты: к.п.н., доцент РГСУ г. Мурманска Лопинцева Л.А.; к.п.н., доцент Кузьмичева Т.В.
1.3 Пояснительная записка:

Курс «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта» относится к основным научным дисциплинам, формирующим будущего дефектолога. Им обеспечивается высокий уровень профессиональной подготовки специалиста, способного творчески решать задачи изучения, воспитания, обучения и коррекции психофизического развития детей дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития с целью их наиболее полной адаптации к условиям обучения в специальной коррекционной школе VIII вида (подготовка к обучению в школе).

Данный курс ставит своей целью раскрыть научно-теоретические основы построения процесса воспитания и обучения умственно отсталых дошкольников, сформировать у студентов навыки анализа передового педагогического опыта, уметь работать со специально литературой, вооружить будущих дефектологов методами научно-исследовательской работы и способами их применения в практике.

Основными задачами данного курса являются:

- раскрытие значения дошкольного воспитания в коррекционном развитии ребенка с нарушениями интеллекта;

- вооружение студентов знаниями об особенностях физического и психического развития детей с нарушениями интеллекта;

- знакомство студентов с содержанием и методами обучения детей с нарушениями интеллекта, с организацией их жизни в специальных дошкольных учреждениях.

Курс «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта» закладывает теоретическую базу для изучения ряда специальных дисциплин: методов психолого-педагогической диагностики умственной отсталости, обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта, методики воспитательной работы в дошкольных учреждениях в школе. Содержание и структура курса отражают модель подготовки специалиста и реализуют связи с дисциплинами общего и специального психолого-педагогического цикла и цикла дисциплин, раскрывающих анатомо-физиологические основы коррекционной педагогики (дефектологии).

Учитывая знания студентов, полученные в курсах психологии умственно отсталого ребенка, возрастной, общей и педагогической психологии, теории и методики игры.

В программе уделено внимание вопросам психолого-педагогической характеристике развития детей дошкольного возраста, видам деятельности ребенка дошкольного возраста и их особенностям при нарушении интеллектуального развития.

В плане самостоятельной работы студенты работают с литературой, готовят конспекты занятий, а изучение всего курса заканчивается подготовкой реферата и сдачей экзамена. В лекционном курсе особое внимание уделяется тем вопросам, которые имеют принципиальное значение для понимания методических основ предмета и творческого подхода к решению задач, стоящих перед дошкольными учреждениями компенсаторного типа (дошкольной олигофренопедагогикой). Практические занятия позволяют углубить и закрепить теоретические знания, совершенствовать умения и навыки, предусмотренные программой.

Большинство практических занятий проводятся аудиторно и имеют своей целью обобщение наблюдений, полученные во время исследовательской практики, подведение итогов самостоятельной работы студентов со специальной литературой. Часть практических занятий проводятся на базе дошкольных образовательных учреждений компенсаторного типа (для детей с нарушением интеллекта), где студенты непосредственно наблюдают за поведением этих детей в различных видах деятельности, беседуют с психологом, дефектологом по проблеме воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта, проводят психолого-педагогическую диагностику аномального развития в дошкольном возрасте, изучают программы специальных дошкольных образовательных учреждений.

В процессе изучения курса «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта» студенты должны:

знать:

- особенности психофизического развития детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта;

- особенности процессов воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта;

- знать основные законодательные акты РФ, направленные на защиту прав и социальную поддержку детей с проблемами в развитии;


уметь:

- применять на практике теорию воспитания и обучения умственно отсталых детей;

- осуществлять умственное, физическое, нравственное, сенсорное, речевое развитие с целью подготовки детей с нарушением интеллекта к обучению в школе;

- прививать студентам устойчивый интерес к профессионально трудовой деятельности в соответствии с их личностными особенностями;

- применять методы психолого-педагогического изучения детей в целях научно-обоснованного индивидуального подхода к ним;

- осуществлять коррекцию психофизических недостатков умственно отсталых детей в учебно-воспитательном процессе;

- владеть навыками организации учебно-воспитательной работы педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения;

- уметь анализировать состояние педагогической помощи детям с нарушением интеллекта в РФ и за рубежом.

Проблемы воспитания и обучения умственно отсталых детей рассматриваются в работах И.Л. Баскаковой, И.М. Бгажноковой, И.В. Беляковой, Т.Н. Головиной, Л.В. Занкова, А.Р. Лурия, В.И. Лубовского, Н.Г. Морозовой, В.Г. Петровой, Б.И. Пинского, С.Я. Рубинштейн, И.М. Соловьева, В.А. Сумароковой, Ж.И. Шиф и др.
1.4 Извлечение (в виде ксерокопии) из ГОС ВПО специальности (направления), содержащее требования к обязательному минимуму содержания дисциплины и общее количество часов (выписка).

Система помощи умственно отсталым детям в России и других странах. Организация коррекционно-педагогического процесса в специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушениями интеллекта. Характеристика программы. Основы умственного, физического, трудового, нравственного, эстетического воспитания в специальном дошкольном учреждении. Сенсорное воспитание. Развитие и коррекция мышления, речи умственно отсталых детей. Ознакомление с окружающим миром. Формирование различных видов деятельности детей с нарушением интеллекта: предметной, игровой, изобразительной, конструктивной. Основы семейного воспитания умственно отсталых детей дошкольного возраста. Индивидуальная коррекционно-воспитательная работа с умственно отсталыми детьми. Подготовка детей с отклонениями в умственном развитии к обучению в школе. Планирование коррекционно-педагогического процесса в специальном дошкольном учреждении. Воспитание глубоко умственно отсталого ребенка.



1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей/направлений на которых читается данная дисциплина):

№ п/п


Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудо-емкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам.

раб.


1.

050717

«Специальная дошкольная педагогика и психология»



2

3

150

66

30

36

-

84

зачет

2.

050717 « Специальная дошкольная педагогика и психология»

с доп.спец. Специальная психология




3

5

109

48

24

24

-

61

зачет

3.

050717 « Специальная дошкольная педагогика и психология»

(ЗФО)



2

3

150

10

8

2




140

зачет

1.6 Содержание дисциплины.

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:




№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

Вариант 2

Всего ауд.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам. раб.

Всего ауд.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам. раб.

1.

Психолого-педагогическая характеристика развития детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта

4

4







8

4

4







6

2

Виды деятельности детей дошкольного возраста и их особенности при нарушении интеллектуального развития

6

2

4




8

6

2

4




6

3

Педагогическая диагностика развития в дошкольном возрасте

2

2







8

2

2







6

4

Система помощи детям с интеллектуальными нарушениями. Коррекционно-воспитательная работа в специальном дошкольном учреждении

10

6

4




8

6

2

4




6

5

Воспитание дошкольников как системный процесс

8

4

4




8

4

2

2




6

6

Сложный (комбинированный) дефект

6

2

4




8

4

2

2




6

7

Физическое развитие и его коррекционная направленность

6

2

4




8

4

2

2




6

8

Сенсорное развитие и его коррекционная направленность

6

2

4




8

4

2

2




6

9

Умственное воспитание и его коррекционная направленность

6

2

4




8

4

2

2




2

10

Речевое развитие и коррекция нарушений речи

6

2

4




8

4

2

2




5

11

Лечебно-оздоровительная работа и охранительно-педагогический режим

6

2

4




4

6

2

4




6




ИТОГО

66

30

36




84

48

24

24




61



№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 3

Вариант 4

Всего ауд.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам. раб.

Всего ауд.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам. раб.

1.

Психолого-педагогическая характеристика развития детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта

1

1







12
















2

Виды деятельности детей дошкольного возраста и их особенности при нарушении интеллектуального развития

1

1







12
















3

Педагогическая диагностика развития в дошкольном возрасте

1

1







12
















4

Система помощи детям с интеллектуальными нарушениями. Коррекционно-воспитательная работа в специальном дошкольном учреждении

1

1







12
















5

Воспитание дошкольников как системный процесс

1

1







12
















6

Сложный (комбинированный) дефект

1

1







12
















7

Физическое развитие и его коррекционная направленность

1

1







12
















8

Сенсорное развитие и его коррекционная направленность

1

1







12
















9

Умственное воспитание и его коррекционная направленность

1




1




12
















10

Речевое развитие и коррекция нарушений речи

1




1




16
















11

Лечебно-оздоровительная работа и охранительно-педагогический режим













16



















ИТОГО

10

8

2




140

















Примечание: Вариант 1 для специальности 050717.65 Специальная дошкольная педагогика и психология

Вариант 2 для специальности 050717.65 Специальная дошкольная педагогика и психология с доп.спец. Специальная психология

Вариант 3 для специальности 050717.65 Специальная дошкольная педагогика и психология (ОФО)

1.6.2 Содержание разделов дисциплины.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка