Учебно-методический комплекс дисциплины «Психические процессы и состояния человека»



Скачати 242.81 Kb.
Дата конвертації14.04.2016
Розмір242.81 Kb.

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Учебно-методический комплекс дисциплины «Психические процессы и состояния человека»

Разработчик: Туктагулова М.Н.

Идентификационный номер:

УМКД.6(34)-050400.68-М1.В.ОД.1-2012

Контрольный экземпляр находится на кафедре теории и методики профессионального образования

Лист из



лого
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)

ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Направление— 050400.68 Психолого-педагогическое образование
Магистерские программы: Тьюторское сопровождение в образовании, Педагогическая психология, Креативные педагогические технологии, Педагогика дистанционного взаимодействия в образовании, Психология управления образованием
Форма подготовки (очная)

Название школы ДВФУ: Школа педагогики

Название кафедры: Теория и методика профессионального образования

курс 1 семестр 1

лекции - 6 (час.)

практические занятия – 18 (час.)

семинарские занятия

лабораторные работы – 12 (час.)

консультации

всего часов аудиторной нагрузки – 36 (час.)

самостоятельная работа –36 (час.)

реферативные работы (количество)

контрольные работы (количество)

зачет

экзамен 1 семестр


Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 376 от 16 апреля 2010 г).

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры теории и методики профессионального образования, протокол № от « » 2012 г.

Заведующая кафедрой: Сазонова А.Н. __________ 2012 г.

Составитель: Туктагулова М.Н.



Оборотная сторона титульного листа РПУД
I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 2012 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (И.О. Фамилия)




II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 2012 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (И.О. Фамилия)



АННОТАЦИЯ

Данная учебная программа дисциплины разработана для студентов 1 курса, обучающихся по направлению 050400.68 Психолого-педагогическое образование, магистерские программы: «Тьюторское сопровождение в образовании», «Педагогическая психология», «Креативные педагогические технологии», «Педагогика дистанционного взаимодействия в образовании», «Психология управления образованием» (очной формы обучения).

Дисциплина «Психические процессы и состояния человека» входит в базовую часть общенаучного цикла дисциплин. Дисциплина «Психические процессы и состояния человека» логически и содержательно связана с такими курсами, как «Философия образования и науки», «Мониторинг процессов субъектогенеза в образовании», входящих в базовую часть общенаучного цикла. Её изучение необходимо для последующего изучения учебных дисциплин «Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды», «Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления», «Культурно-исторический и деятельностный подход в психологии и образовании», входящих в базовую часть профессионального цикла.

Дисциплина читается на 1 курсе в 1 семестре. Учебным планом предусмотрены лекционные занятия, практические занятия, лабораторные работы, самостоятельная работа студента. Итоговый контроль предполагает экзамен в конце 1 семестра.



Цель: оказание помощи магистрантам в осмыслении человека как индивида, как личности, как индивидуальности и как субъекта познания; в понимании процессов и закономерностей психической деятельности, психических состояний и психических свойств; этапов развития личности, а также межличностных отношений.

Задачи:

1. Сформировать общее представление о теоретических основах психологической науки и ее связях с другими сферами науки и общественной практики.

2. Сформировать представления о предмете психологии, основных понятиях науки, подходах к классификации психических процессов и состояний человека.

3. Способствовать развитию практических умений изучать особенности взаимодействия личности и общества, психологические особенности личности.



В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

- строение и функции психики человека, механизмы психических процессов, особенности психических состояний;

- структуру и основные свойства личности, этапы и закономерности ее развития;

- особенности развития познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы субъектов образовательного процесса;



уметь:

- анализировать факторы, влияющие на формирование личности и ее профессиональные способности;

- дифференцировать личностные свойства;

владеть:

- навыками первичной диагностики психологических свойств и состояний личности;

- психодиагностическим инструментарием для решения конкретных научных и практических задач;

- элементами саморефлексии в жизни и профессиональной деятельности.



Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Дисциплина предполагает овладение следующими компетенциями:

способен выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся (ОПК-1);

способен применять психолого-педагогические и нормативно-правовые знания в процессе решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса (ОПК-8);

способен проводить диагностику психического развития детей и подростков (ПКПП-1);

способен проектировать профилактические и коррекционно-развивающие программы (ПКПП-2);

способен проектировать стратегию индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы с детьми на основе результатов диагностики (ПКПП-3);

способен разрабатывать рекомендации субъектам образования по вопросам развития и обучения ребенка (ПКПП-6);

способен проводить диагностику образовательной среды, определять причины нарушений в обучении, поведении и развитии детей и подростков (ПКПП-7);

способен оказывать психологическое содействие оптимизации педагогического процесса (ПКПП-8);

способен выстраивать систему дополнительного образования в том или ином конкретном учреждении как благоприятную среду для развития личности, способностей, интересов и склонностей каждого обучающегося (ПКПП-11);

способен выбирать и применять методы диагностики в практической работе с учетом особенностей ОВЗ детей и подростков (ПКСПП-1);

способен проектировать профилактические и коррекционно-развивающие программы для детей с разными типами ОВЗ (ПКСПП-2);

готов конструктивно взаимодействовать со смежными специалистами по вопросам развития способностей детей и подростков с ОВЗ (ПКСПП-4);

способен проводить диагностику образовательной среды, определять причины нарушений в обучении, поведении и развитии детей и подростков с ОВЗ (ПКСПП-7);

способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей раннего и дошкольного возраста (предметную, игровую, продуктивную) (ПКОД-4).


I. СТРУКТУРА И содержание теоретической части курса

Тема 1. Психология в структуре современных наук, основные этапы ее развития (2 час.)

Психология как наука. Основные этапы развития психологии как науки. Предмет и методы психологии. Психологическая наука и психологическая практика. Понятие психики. Структура психических явлений. Подходы к классификации психических процессов и состояний человека Развитие психики человека и животных. Становление низших форм поведения и психики. Развитие высших психических функций у человека. Значение подхода Б.Г. Ананьева к изучению человека для отечественной психологии. Решение психологических проблем в концепции Л.С. Выготского. Понятие о сознании. Сознание как высший уровень психического отражения и высший уровень саморегуляции. Происхождение и развитие сознания человека.

Тема 2. Память как психический процесс (2 час.)

Понятие памяти. Основные механизмы памяти: запечатление, сохранение, узнавание и воспроизведение. История исследования процессов памяти. Проблема памяти в гештальтпсихологии. Квазипотребность. Проблемы памяти в исследованиях представителей бихевиоризма и психоанализа.

Классификация отдельных видов памяти: по характеру психической активности, по характеру целей деятельности, по продолжительности закрепления и сохранения материала. Двигательная память. Эмоциональная память. Образная память. Словесно-логическая память. Произвольная и непроизвольная память. Кратковременная, долговременная и оперативная память.

Тема 3. Воля как психический процесс (2 час.)

Воля как процесс сознательного регулирования поведения. Произвольные и непроизвольные движения. Особенности произвольных движений и действий. Характеристики волевых действий. Связь воли и чувств. Физиологические и мотивационные аспекты волевых действий. Физиологические основы воли. Роль потребностей, эмоций, интересов и мировоззрения в формировании волевых действий.

Структура волевых действий. Содержание, цели и характер волевого действия. Борьба мотивов и исполнение принятого решения. Волевые качества человека и их развитие. Основные качества воли. Самоконтроль и самооценка. Основные этапы и закономерности формирования волевых действий у ребенка. Роль сознательной дисциплины в формировании воли.
II. СТРУКТУРА И содержание ПРАКТИЧЕСКОЙ части курса

Практические занятия (18 час.)

Занятие 1. Психические процессы: ощущение, восприятие, представление (2 час.)

1. Представление об ощущениях. Происхождение ощущений. Виды ощущений. Значение ощущений в жизни человека.

2. Отличие восприятия от ощущений. Явление объективизации в восприятии. Основные свойства образа восприятия: предметность, константность, целостность, категориальность. Иллюзии восприятия.

3. Содержание основных характеристик представлений, проявление индивидуальных особенностей представления.



Занятия 2, 3. Воображение. Механизмы формирования воображаемых образов (4 час.)

1. Роль воображения в жизни человека. Основные функции воображения: активизация наглядно-образного мышления, управление эмоционально-потребностными состояниями, произвольная регуляция познавательных процессов, создание и реализация внутреннего плана действий, программирование поведения, управление физиологическими состояниями.

2. Виды воображения, их классификация. Механизмы формирования воображаемых образов.

3. Индивидуальные особенности воображения. Роль воображения в решении творческих задач.



Занятия 4, 5. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию мышления (4 час.)

  1. Физиологические основы мышления. Проблемы, связанные с исследованием сущности мышления, пониманием его механизмов.

  2. Характеристика понятий “интеллект”, “децентрация”, “импрессинг”, “фрейм”, “инсайт”, “ментальный”.

  3. Особенности творческого мышления. Характеристика концепции творческого мышления Дж. Гилфорда. Предложите свою программу развития мышления у детей.

Занятие 6. Виды и свойства внимания (2 час.)

  1. Особенности внимания как психического процесса и состояния человека. Определение внимания. Свойства внимания: устойчивость, сосредоточенность, переключаемость, распределение и объем.

  2. Виды внимания, их сравнительная характеристика. Объем внимания.

  3. Роль внимания в восприятии, памяти, мышлении, осуществлении различных видов деятельности и общения человека.

Занятие 7. Общая характеристика волевых действий (2 час.)

    1. Воля и ее основные признаки. Значение воли в жизни человека, в организации и регуляции его деятельности и общения.

    2. Взаимосвязь волевых качеств личности. Анализ схемы волевых свойств личности, их иллюстрация примерами.

3. Природа волевого действия. Воля, сознание и речь. Структура волевого действия. Наличие препятствий, борьба, мотивов как условия возникновения и осуществления волевого акта. Принятие и исполнение волевого решения.

Занятия 8, 9. Речь и общение. Закономерности развития речи у человека (4 час.)

  1. Значение речи в жизни человека, в его психологии и поведении. Речь как средство общения (коммуникации) и обобщения (мышления). Виды речи, их назначение. Отличие речи от языка. Значение и смысл. Слово как понятие.

  2. Стереотипизация в педагогическом общении. Эффективные технологии общения, их характеристика. Преодоление барьеров общения.

Лабораторные работы (12 час.)

Занятия 1, 2. Общая характеристика памяти (4 час.)

1. Определение памяти. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание.

2. Основные законы памяти. Проиллюстрируйте их примерами.

3. Индивидуальные особенности памяти, их качественные и количественные характеристики. Различия в объеме кратковременной памяти.

4. Определение уровня развития оперативной и образной памяти.

Занятия 3, 4. Эмоциональная сфера личности. Роль эмоций в регуляции поведения (4 час.)

1. Значение эмоций в жизни человека. Основные функции эмоций: коммуникативная, регулятивная, сигнальная, мотивационная, оценочная, стимулирующая, защитная. Отличие эмоций от ощущений и чувств.



  1. Классификации и характеристики эмоций. Выражение базовых эмоций.

3. Характеристика приемов снятия эмоционального напряжения, дополните их своими примерами.

4. Определение шкалы эмоционального благополучия.



Занятия 5, 6. Личность и характер (2 час.)

1. Характер как система наиболее устойчивых черт личности, проявляющих себя в различных видах деятельности, общения и взаимодействия человека с окружающими людьми. Характер и темперамент человека.

2. Формирование характера. Анализ схемы формирования характера (см. материалы лабораторных занятий).

3. Общие основания для построения типологии характеров. Типология характеров (классификации Э. Кречмера, Э. Фромма, Личко).

4. Место характера в общей структуре личности. Черты характера и другие черты личности. Экстраверсия и интроверсия как черты характера. Образцы подписей и их интерпретация. Психомоторные особенности личности, отражающиеся в почерке? (см. материалы лабораторных занятий).
III. контроль достижения целей курса

Работа студентов в семестре предполагает текущий контроль успеваемости, позволяющий вести мониторинг знаний, умений и навыков, приобретаемых студентами: вопросы и задания для самопроверки, тестовые задания по содержанию (см. «Контрольно-измерительные материалы»).

По итогам семестра предусмотрена промежуточная аттестация в форме экзамена.

Вопросы для текущего контроля успеваемости

Тема 1. Психология в структуре современных наук.

1. Назовите основные понятия, с помощью которых описываются психологические явления, их классификация.

2. Дайте понятие высшей психической функции.

3. Назовите отличительные характеристики интеллектуального поведения животных.

4. Расскажите о сознании как высшем уровне психического отражения действительности. Каковы основные характеристики сознания?

5. Расскажите о роли рефлексии в регуляции поведения человека.



Тема 2. Психические процессы: ощущение, восприятие, представление.

1. Что является физиологическим механизмом ощущений? Что такое «анализатор»?

2. В чем заключается рефлекторный характер ощущений?

3. Какие вы знаете концепции и теории ощущений?

4. Какие вы знаете классификации ощущений?

5. Что такое «модальность ощущений»?

6. Что вы знаете об абсолютном и относительном порогах ощущений?

7. Какова роль представлений в регуляции поведения человека?



Тема 3. Общая характеристика памяти.

1. Дайте характеристику памяти как познавательному психическому процессу.

2. Какие теории памяти вы знаете?

3. Раскройте взгляды Аристотеля на проблему ассоциаций.

4. Расскажите об исследованиях памяти, проведенных Г. Эббингаузом.

5. Что такое квазипотребность и как она влияет на продуктивность запоминания?

6. Расскажите об индивидуальных особенностях памяти.

7. Какие основные нарушения памяти вы знаете?



Тема 4. Воображение. Механизмы формирования воображаемых образов.

1. Охарактеризуйте роль воображения в жизни человека и в регуляции организма.

2. Каковы физиологические механизмы воображения?

3. Какие виды воображения вы знаете? Приведите их классификацию.

4. Расскажите о роли мечтаний в жизни человека.

5. Расскажите об индивидуальных особенностях воображения.

6. Раскройте роль воображения в решении творческих задач.

Тема 5. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию мышления.


    1. Назовите основные характеристики мышления.

    2. В чем выражается взаимосвязь мышления и речи?

    3. Что вы знаете о сравнении как операции мышления?

    4. Охарактеризуйте анализ и синтез как операции мышления.

Тема 6. Виды и свойства внимания.

1. Дайте характеристику непроизвольного и произвольного внимания.

2. Что вы знаете о послепроизвольном внимании?

3. Назовите основные свойства внимания и раскройте их суть.

4. Какие методы изучения внимания вы знаете?

5. Что вы знаете об объеме внимания?

6. Что такое мнимая и подлинная рассеянность?

7. Расскажите о развитии внимания у ребенка.



Тема 7. Речь и общение. Закономерности развития речи у человека.

1. Что вы знаете о лексическом, грамматическом и фонетическом составе языка?

2. Что вы знаете о физиологических основах речи?

3. Могут ли животные овладеть речью?

4. Расскажите о теории развития речи Ж. Пиаже.

5. Охарактеризуйте основные виды речи.

6. Какова роль внутренней речи в регуляции поведения человека?

7. Раскройте основные закономерности развития речи у ребенка.



Тема 8. Эмоциональная сфера личности. Роль эмоций в регуляции поведения.

Контрольные вопросы:

1. Что такое «чувственный тон ощущения»?

2. Расскажите о соотношении понятий «эмоции» и «чувства».

3. В чем заключается амбивалентность эмоций?

4. Дайте характеристику высшим чувствам человека.

5. Как связаны тело человека и эмоции?

Тема 9. Общая характеристика волевых действий.

1. Раскройте содержание структурных компонентов волевых действий.

2. Что такое волевое усилие и решительность?

3. Что относится к волевым качествам человека?

4. Расскажите об основных этапах развития воли у ребенка.

5. Раскройте роль сознательной дисциплины в формировании воли.



Тема 10. Личность и характер.

1. Раскройте суть понятия «характер».

2. В чем выражаются особенности характера как психического феномена?

3. Какие закономерности формирования характера вы знаете?

4. Что вы знаете о классификации черт характера?

5. Как характер проявляется через деятельность?



Вопросы к экзамену

1. Каково значение психологических знаний для педагогической теории и практики?

2. Изложите суть понятия «психика». Какие вы знаете основные функции психики?

3. Назовите основные источники и условия развития высших психических функций.

4. Объясните суть понятия «сознание». Что вы знаете о происхождении сознания?

5. Назовите основные стадии развития психики и поведения животных.

6. Дайте понятие условных рефлексов как физиологической основы поведения животных.

7. Расскажите о происхождении сознания. Что вы знаете о гипотезе А. Н. Леонтьева?

8. Раскройте роль труда в возникновении сознания человека (по А. Н. Леонтьеву).

9. В чем проявляется взаимосвязь развития мозга и сознания?

10. Что такое «ощущение»? Каковы основные характеристики данного психического процесса?

11. Охарактеризуйте основные виды ощущений.

12. Расскажите об основных свойствах ощущений.

13. Чем отличается восприятие от ощущения? Охарактеризуйте основные свойства восприятия.

14. Дайте определение представлению как познавательному психическому процессу.

15. Раскройте содержание основных характеристик представлений.

16. Дайте характеристику основным видам памяти.

17. Охарактеризуйте основные виды запоминания.

18. Какие вы знаете основные приемы и способы произвольного запоминания?

19. Охарактеризуйте процессы воспроизведения и узнавания.

20. Что вы знаете о произвольном и непроизвольном воспроизведении?

21. Дайте характеристику воображения как психического процесса.

22. Расскажите об основных этапах формирования воображаемых образов.

23. Какие механизмы формирования воображаемых образов вы знаете?



  1. Охарактеризуйте основные типы мышления: наглядно-образное,

наглядно-действенное, понятийное, словесно-логическое и др.

  1. Что вы знаете о понятии? Расскажите об общих и единичных понятиях.

  2. Расскажите об умозаключении как высшей форме мышления.

  3. Охарактеризуйте понятие «интеллект». Как интеллект связан с мышлением?

28. Дайте характеристику внимания как психического явления.

  1. Расскажите о физиологических механизмах внимания.

  2. Какие вы знаете теории и концепции, рассматривающие феномен внимания?

  3. Какие вы знаете виды внимания?

  4. Дайте общую характеристику речи.

  5. Расскажите об основных исторических этапах развития человеческой речи и языка.

  6. Дайте характеристику речи как средства общения.

  7. В чем проявляются эмоционально-выразительные функции речи?

  8. Раскройте основные характеристики эмоций.

  9. Назовите основные виды эмоций.

  10. Раскройте роль эмоций в регуляции поведения.

  11. Назовите факторы, обусловливающие формирование положительных и отрицательных эмоций.

  12. Что такое базовая эмоция? Дайте характеристику базовой эмоции (по выбору).

  13. Дайте характеристику воли как процесса сознательного регулирования поведения.

  14. Охарактеризуйте волевые действия.

  15. В чем проявляется взаимосвязь воли и сознания?

  16. Что является физиологической основой воли?

  17. Что вы знаете о нарушениях воли?

  18. Охарактеризуйте существующие теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера.

  19. В чем проявляется взаимосвязь характера и темперамента?

  20. Какие особенности формирования характера в детском возрасте вы знаете?

  21. Что такое «сензитивный период»?

  22. В чем заключается роль взаимодействия ребенка и взрослого в формировании характера?

IV. ТЕМАТИКА И ПЕРЕЧЕНЬ КУРСОВЫХ РАБОТ И РЕФЕРАТОВ

Курсовые работы и рефераты не предусмотрены учебным планом.



V. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций: Учебное пособие для вузов / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: АСТ: Астрель, 2008. – 352 с.

2. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2012. – 573 с.

3. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - Спб.: Питер, 2010. - 582с.

4. Немов Р.С. Общая психология: краткий курс / Р.С. Немов. – СПб.: Питер, 2009. – 304 с.

5. Немов Р.С. Психология: В 3-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии. - М.: Владос, 2008. – 687 с.



    1. Общая психология: учебное пособие для вузов / под общ. ред. Е.И. Рогова. - Ростов-на-Дону: МарТ: Феникс , 2010. – 557 с.

7. Психология: учебник для гуманитарных вузов / под ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2009. – 656 с.

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн - Спб.: Питер, 2010. – 712 с.

9. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебное пособие / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 671 с.

10. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебное пособие / Л.Д. Столяренко. – М.: Проспект, 2012. – 458 с.

11. Столяренко Л.Д. Психология: учебник для вузов / Л.Д. Столяренко. – СПб.: Питер, 2008. – 591 с.

12. http://www.alleng.ru/d/psy/psy166.htm Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций. - М., 2008. – 352 с.

13. http://www.alleng.ru/d/psy/psy167.htm Возрастная психология. Конспект лекций. Хилько М.Е., Ткачева М.С. – М., 2010. – 194 с.

14. http://www.alleng.ru/d/psy/psy070.htm Психология: учебник для гуманитарных вузов / под ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2009. – 656 с.



Дополнительная литература

1. Аверин В.А. Психология детства: Учеб. /Аверин В.А., Дандарова Ж.К., Зимняя И.А., Зинченко В.П. и др.; Под ред. Реан А.А. - СПб: Прайм- Еврознак , 2005. – 411 с.

2. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания: избранные психологические труды /Б. Г. Ананьев; под ред. А. А. Бодалева; Российская академия образования, Московский психолого-социальный институт. - М., Воронеж: Модэк, 2005. – 432 с.

3. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания [Текст]. СПб.: Питер, 2001. – 272 с.

4. Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: учебное пособие для вузов: в 2 т.: т. 2 / Б.М. Величковский. - М.: Академия: Смысл, 2006. – 432 с.

5. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. – М.: Смысл, 2003. – 1135 с.

6. Деркач А.А. Развитие профессионализма преподавателя высшей школы: Учебно-методическое пособие. Издание второе / Под научн. ред. А. А. Деркача. - М.: Изд-во РАГС, 2007. - 386 с.

7. Дружинин В.Н. Психология общих способностей: Учебник / В.Н. Дружинин. - Спб.: Питер. - 2007. – 363 с.



8. Изард К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. - Спб.: Питер, 1999. - 460 с.

9. Ильин Е. П. Психология воли / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2011. – 364 с.

10. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы: учеб. пособие / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2011. – 512 с.

11. Ильин Е. П. Пол и гендер / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2010. – 686 с.

12. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. - Л.: Медицина, 1983.

13. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии: учеб. пособие для студ. вузов /А.Р. Лурия. - СПб.: Питер , 2007. – 320 с.

14. Немов Р.С. Психология: В 2-х ч.: словарь-справочник / Р.С. Немов. - М.: Владос, 2003. – 304 с.

15. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-н/Д.: Феникс, 1996. – 509 с.

16. Петровский А.В. Психология: учебник для вузов / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М.: Академия, 2006. – 502 с.

17. Петровский А.В. Теоретическая психология: учебное пособие / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М.: Академия, 2003. – 496 с.



  1. Психология человека от рождения до смерти: полный курс психологии развития: учебное пособие для вузов / [В. А. Аверин, Ж. К. Дандарова, А. А. Деркач и др.]; под ред. А. А. Реана. - Санкт-Петербург: прайм-ЕВРОЗНАК Москва: Олма-Пресс , 2005. – 411 с.

  2. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие : в 2 кн. Кн. 1. Система работы психолога с детьми разного возраста / Е. И. Рогов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 384 с.

  3. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие : в 2 кн. Кн. 2. Работа психолога с взрослыми. Коррекционные приёмы и упражнения / Е. И. Рогов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 480 с.

  4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учебное пособие для вузов по направлению и специальностям психологии / С.Л. Рубинштейн; сост.: К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский. - Спб.: Питер, 2007. – 713 с.

  5. Слободчиков В. И. Психология человека / В. И. Слободчиков, Е.И.Исаев. - М.: Шк. - Пресс, 1995. – 384 с.

  6. Тихомиров О.К. Психология мышления: учеб. для студентов высш. учеб. заведений / О.К. Тихомиров. - М.: Академия, 2002. - 288с.

  7. Тульчинский Г. Л. Разум, воля, успех: о философии поступка / Г. Л. Тульчинский. – Л. Изд – во Ленинград. ун. – та, 1990. – 216 с.

  8. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М.А. Холодная. - Спб.: Питер, 2002. – 264 с.





База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка