Учебно-методический комплекс дисциплины опд ф. 13 Социология религии




Сторінка1/4
Дата конвертації13.04.2016
Розмір0.66 Mb.
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД Ф.13 СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ

Основная образовательная программа подготовки специалиста
по специальности

040201.65 Социология со специализацией «Социология организаций»

Утверждено на заседании кафедры

социальных наук

факультета истории и социальных наук

(протокол № 1 от 05сентября 2012 г.)

Зав. кафедрой

______________ Л.И.Геращенко
РАЗДЕЛ 1. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Автор: Г.А.БУШУЕВА, канд. филос. наук, доцент, О.В.Грашевская, канд.ист.наук.
1.2. Рецензенты: В.Н.Самородов, кандидат философских наук, доцент (МГПУ)

В.Н.Васильева, доктор социологических наук, профессор (МГТУ)

1.3. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель и задачи курса – ознакомление студентов с социологией религии как научной дисциплиной, ее основными понятиями и методологическими принципами, классическими и современными теориями религии, методами и важнейшими результатами ее эмпирического исследования.

Место курса в общей системе подготовки специалиста:

В силу специфики своего предмета социология религии относится к числу базовых дисциплин в социологическом образовании, владение материалом которого необходимо социологу вне зависимости от его специализации.

В результате изучения курса «Социология религии» студенты должны знать:


  • предмет социологии религии;

  • методологические принципы социологии религии;

  • социологические методы изучения религии;

  • социальные закономерности возникновения, развития и функционирования религии;

  • социальные корни и функции религии;

  • соотношение религии и основных социальных институтов общества;

  • типы религиозных организаций, социологические критерии различия церкви и других религиозных деноминаций;

  • систему теоретических и операциональных понятий социологии религии;

  • элементы структуры религии;

  • историко-генетический, аксиологический, гносеологический, морально-нормативный, психоаналитический и культурно-антропологический подходы к отношению религии и культуры;

  • основные проявления свободы совести;

В результате изучения данного курса студенты должны уметь:


  • различать социологические и психологические аспекты религии;

  • владеть методами социологического изучения религиозной сферы жизни общества;

  • различать течения и направления внутри различных религий;

  • определять место религиозных групп, общностей, организаций среди других социальных структур;

  • анализировать отношение религии и светского сознания;

  • исследовать процесс сакрализации культурных ценностей;

  • различать мировоззренческую, интегративную, коммуникативную и латентные функции религии;

  • осуществлять концептуальный анализ различных социологических теорий религии;

При разработке данного курса были учтены требования Государственного образовательного стандарта, использованы программы дисциплины «Социология религии», разработчики И. Г. Тажидинова (Кубанский гос. университет, г. Краснодар), Д. К. Безнюк (Белорусский гос. университет), программные работы В. И. Гараджа и В.И. Веремчука.


1.4. Извлечение из ГОС ВПО по специальности «социология»

ОПД.Ф.1З СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ 126 ч.

Предмет и метод социологии религии; социальные закономерности происхождения, развития и функционирования религии; религия как элемент социальной системы; церковь как социальный институт; отношения религии и общества; социальные функции религии; система теоретических и операциональных понятий; психология религии; религия как феномен культуры; свобода совести; формы свободомыслия в историческом процессе; социологические исследования различных проблем религии.


1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы


Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля

Трудоемкость

Всего ауд.

ЛК

ПР

Сам.раб

040201.65 Социология

3

5

71

36

20

16

35

-







6

55

28

18

10

27

зачет

Всего за год:







126

64

38

26

62





1.6. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
1.6.1. Примерное распределение учебного времени:


Наименование темы

Количество часов

Всего ауд.

ЛК

СМ

Сам.раб.

Семестр 1













РАЗДЕЛ 1. Религия как объект социологического изучения.













Тема 1.Социология религии как научная дисциплина

6

4

2

5

Тема 2. Основные социологические теории религии

8

4

4

14

Тема 3. Проблема религии в отечественной социологии

6

4

2

4

Раздел 2. Религия и общество













Тема 4.Социальные закономерности происхождения, развития и функционирования религии

2

2




4

Тема 5.Религия как элемент социальной системы

10

4

6/2

4

Тема 6. Социальные функции религии

4

2

2

4

Всего за 1 семестр

36

20

16

35

Тема 7. Отношения религии и общества. Религия и основные социальные институты общества.

10

6

4

6

Тема 8. Психология религии

2

2




4

Тема 9. Свобода совести. Формы свободомыслия в историческом процессе

6

4

2

8

Раздел 3. Социологические исследования различных проблем религии













Тема 10. Социологическое изучение религиозности и современной религиозной ситуации в обществе

10

6

4

9

Итого за 2 семестр

28

18

10

27

ВСЕГО:

64/2

38

26/2

62

1.6.2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1. Религия как объект социологического изучения

Тема 1.Социология религии как научная дисциплина

Введение в курс социологии религии. Цель и задачи курса. Понятие социологии религии. Возникновение и развитие социологии религии. Теоретические и социокультурные предпосылки возникновения социологии религии.

Социология религии и религиоведение. Предмет, объект социологии религии.

Социология религии в системе социологического знания. Уровни социологического анализа, методологические принципы и методы социологического изучения религии.


Тема 2. Основные социологические теории религии

Возникновение и развитие социологии религии в 19 веке. Теоретические, социально-исторические, социокультурные предпосылки возникновения социологии религии. Отношение к религии в обществознании эпохи Просвещения.

Социология религии в ХIХ-ХХ вв.. О.Конт и Г.Спенсер: «на подступах к социологии религии». Закон трех стадий истории Конта. Принцип социальной непрерывности Г.Спенсера.

Основоположники социологии религии: Дюркгейм, Маркс, Вебер, Малиновский. Интеграционизм Э.Дюркгейма. Религия и конфликт (К.Маркс). Теория социального изменения М.Вебера. Функционализм Б.Малиновского.

Социопсихологические теории (ХIХ-ХХ вв.): В.Джеймс, З.Фрейд, К.Юнг, Э.Фромм.

Основные направления и подходы в современной социологии религии: “понимающая социология“ социального действия, компаративно-типологическое, структурно-функциональное, феноменологическое, “формальная социология“, “интегральная социология“, марксистская социология религии, эмпирически-дескриптивное направление.


Тема 3. Проблема религии в отечественной социологии (4 часа)

Проблема религии в истории отечественной социологии: тема религии и общества в русской социальной мысли XVIII- начала XX века, социологический подход к религии и атеизму в 1920-1950 гг., советская социология религии (опыт институализации), современная российская социология религии.


Раздел 2. Религия и общество

Тема 4. Социальные закономерности происхождения, развития и функционирования религии.

Проблема происхождения религии. Социальные закономерности происхождения первобытных верований и культов. Становление социальных отношений и их регулирование в первобытных представлениях и ритуалах. Становление государственности и ее отражение в национально-государственных религиях. Проблема власти и ее отражение в религии. Отражение в религии различных форм производственной деятельности. Охотничьи и аграрные культы. Культы умирающих и воскресающих богов. Национальные чувства в национальных религиях. Идея национальной избранности. Становление мировых религий.


Тема 5. Религия как элемент социальной системы

Структура религии: религиозное сознание, религиозная деятельность, религиозные отношения, религиозные организации и институты.

Типология религиозных организаций. Церковь-деноминация-секта-культ. Социологические критерии различения церкви и секты.

Церковь как социальный институт. Отношение к «миру», членство, организационная структура. История образования первоначальной христианской церкви. Появление иерархии духовенства. Изменение социального статуса церкви в связи с изменением отношения к богатству, власти, другим социальным институтам, классам. Церковь и государство. Церковь и плюрализм. Дифференциация христианских церквей. Структура католицизма, протестантизма и православия. Понятие экуменизма.


Тема 6. Социальные функции религии

Функциональный подход к определению религии. Понятие функций религий.

Мировоззренческая функция. М.Вебер о функции значения и смыслополагания. Преобразовательная деятельность как идеальный тип в религии. Сакрализация культурных ценностей как фактор стабилизации общества. Компенсаторная функция религии как функция убеждения и поддержки людей, испытывающих невзгоды и трудности. Интегративная функция (принадлежности или идентификации) в процессе индивидуального развития и изменения социальной роли индивида. Коммуникативная функция (функция установления взаимосвязи между верующими на основе единства их верований). Латентные (скрытые) функции религии.
Тема 7. Отношения религии и общества. Религия и основные социальные институты общества

Религия и политическая власть. Религия и право в системе социального контроля. Взаимосвязь религии и экономики. Религия и семья. Нормативные аспекты отношений религии и семьи в обществе. Религия и силовые институты государства.

Религия и культура. Религия и становление национального самосознания. Роль религии в трансляции культуры. Религия и культура как универсальные факторы интеграции и стабильности общества, как способы полагания смысла человеческого бытия, сакрализации культурных ценностей. Историко-генетический, аксиологический, гносеологический, морально-нормативный, психоаналитический и культурно-антропологический подходы к отношению религии и культуры. Рассмотрение религии и культуры как источника общественного развития. Зависимость религии и культуры от динамики развития общества. Религия и российская социокультурная традиция.

Тема 8. Психология религии

Психологические корни религии. Религиозная вера как элемент структуры религии. Социально-психологические аспекты религиозного утешения. Социально-психологическая сущность религиозного катарсиса. Психология религиозной исповеди и медитации. Психологические аспекты религиозного культа. Эстетические компоненты религиозного культа и их психологическое воздействие.


Тема 9. Свобода совести. Формы свободомыслия в историческом процессе

Свободомыслие в историческом развитии общества. Формы свободомыслия в историческом процессе. Свободомыслие в Древнем мире, в Средние века и эпоху Возрождения. Протестантизм как еретическое свободомыслие в период зарождения капитализма. Свободомыслие в буржуазном обществе. Свободомыслие и атеизм в марксизме. Свободомыслие и секуляризация.

Понятие свободы совести. Свобода совести в истории России. Законодательство о свободе совести в современной России.

Раздел 3. Социологические исследования различных проблем религии

Тема 10. Социологическое изучение религиозности и современной религиозной ситуации в обществе

Понятие религиозности. Религиозность как объект социологического исследования. Типология религиозности. Проблемы исследования религиозности.

Источники социологической информации о религиозной жизни общества. Понятие религиозной ситуации. Изучение религиозной ситуации в обществе. Современная религиозная ситуация в мире и в современном российском обществе.
1.6.3. ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
Самостоятельная работа студента и семинарские занятия имеют существенное значение для усвоения и закрепления изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании основные идеи в области социологии религии.

Изучение курса социологии религии предполагает изучение теоретических основ данной дисциплины и приобретение навыков практических исследований религиозной сферы, что нашло свое отражение в заданиях для самостоятельной работы.

Важнейшим фактором развития творческих способностей является изучение первоисточников. Поэтому при изучении данного курса важное значение приобретает работа над классическим наследием социологии религии, над современной научной литературой. Для студентов обязательны конспекты первоисточников, где отражается самостоятельная работа учащегося над текстом оригинала. Существенную помощь студенту окажут как отдельные издания, так и хрестоматия по социологии религии «Религия и общество» (М., 1996 г.).

Кроме этого особое внимание следует обратить на источники интернета.

Существенную роль для творческого усвоения теории играют доклады и рефераты. В учебно-методическом комплексе приведен примерный список тем для докладов и рефератов.




Наименование темы

К-во часов

Форма сам.раб.

Форма контроля

1

Основные социологические теории религии

14

Конспектирование первоисточников.

См.список.

(В течение двух семестров)


Предоставление конспекта на семинарском занятии и зачете

3

Проблема религии в отечественной социологии

4

1.Составить список источников по различным разделам библиографии отечественной социологии религии.

2. Составить аннотированный список диссертаций, защищенных за последние 10-15 лет по социологии религии.



Представление на семинарском занятии

4

Социальные закономерности происхождения, развития и функционирования религии

4

Подготовить информацию об одной из национальных и мировых религий в виде устного сообщения.

Представление на семинарском занятии.

5

Религия как элемент социальной системы

4

Выбрать одну из мировых или национальных религий и представить в виде комплекса: религиозное сознание, религиозная деятельность, религиозные отношения, религиозные организации. Дать характеристику каждого из компонентов и показать их взаимосвязь.

Выступление на семинарском занятии

6

Социальные функции религии

4

На примере отдельной религии показать, как реализуются различные функции религии.

Выступление на семинарском занятии

7

Отношения религии и общества. Религия и основные социальные институты общества.

6

Раскрыть взаимоотношения религии и основных социальных институтов общества: экономики, права, семьи, образования, культуры, армии и др. (на выбор)

Защита реферата

8

Психология религии

4

Конспектирование первоисточников.

Предоставление на семинаре и зачете.

9

Свобода совести. Формы свободомыслия в историческом процессе

8

1.Рассмотреть основные виды свободомыслия в истории человечества.

2. Работа с законодательством в сфере свободы совести и государственно-церковных отношений. Характеристика основных нормативных актов.



3. Проявления свободомыслия в современном российском обществе.

В виде выступлений на семинарском занятии

11

Социологические исследования различных проблем религии

18

  1. Апробировать метод наблюдения при посещении одного из православных храмов Мурманска. Подготовить отчет.

  2. Разработать анкету для выявления уровня религиозности молодежи.

  3. Разработать план социологического исследования «Религиозная жизнь г.Мурманска»

  4. Разработать план социологического исследования «Религиозная ситуация на Кольском полуострове».

  5. Подготовить список статей в местных СМИ, характеризующих религиозную жизнь Мурманска и области.

Представление результатов на семинаре и в письменном виде – на зачете.




ИТОГО:

66








Примерный список источников для конспектирования


  1. Бакунин М. А. Федерализм, социализм и антитеологизм // Бакунин М. А. Философия. Социология. Политика. М., 1989.

  2. Булгаков С. Н. Народное хозяйство и религиозная личность // Булгаков С. Н. Сочинения в 2 т. М., 1993. Т. 2.

  3. Булгаков С. Н. Труды по социологии и теологии: в 2 т. Статьи и работы разных лет. 1902-1942. М., 1999. Т. 2. С. 46-72, 97-142, 264-300, 501-649.

  4. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. – М., 1990 (С. 61- 136).

  5. Вебер М. Социология религии (Типы религиозных сообществ) // Избранное. Образ общества. – М., 1994.

  6. Войтыла К. (Иоанн Павел II). Любовь и ответственность. М., 1993.

  7. Дюркгейм Э. Социология религии и теория познания // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. – М., 1996.

  8. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. – М., 1998.

  9. Иоанн (Снычев Иван Матвеевич), митр. Санкт-Петербургский и Ладожский. Русский узел: Статьи, беседы, обращения. СПб., 2001.

  10. Кирилл, Митрополит Смоленский и Калининградский. Вызовы современной цивилизации: Как отвечает на них Православная Церковь. М., 2002.

  11. Лавров П. .Л. О религии. М., 1989.

  12. Любищев А. А. Наука и религия. СПб., 2000.

  13. Малиновский Б. Магия, наука и религия. М., 1998.

  14. Малиновский Б. Магия, наука и религия. М., 1998. С. 19-91.

  15. Малиновский Б. Научная теория культуры. М., 1999.

  16. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение // Собр.соч.: 2 изд. – Т. 1. – С. 388 – 423.

  17. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Собр.соч.: 2 изд. – Т. 13.

  18. Маркс К. Капитал // Собр.соч.: 2 изд. – Т. 23. – С. 82 – 90.

  19. Моррис Д. Голая обезьяна: человек с точки зрения зоолога. СПб., 2001.

  20. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. – М., 2001. – [Гл. VI, VII – законспектировать]

  21. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2001. Разд. 14.

  22. Плеханов Г. В. О так называемых религиозных исканиях в России. Статьи 1909 г. / / Плеханов Г.В. Избр. филос. произв. M., 1957. Т. 3.

  23. Рассел Б. Почему я не христианин. М., 1987.

  24. Русская Православная Церковь. Сборник документов и материалов Юбилейного архиерейского Собора Русской Православной Церкви. М.-Новгород, 2000.

  25. Слово Виссариона, являющего последний завет от пославшего его Отца небесного. М., 1994.

  26. Соловьев В. С. Чтения о Богочеловечестве // Соловьев В. С. Соч.: В 2 т. М., 1989. Т. 2. С. 5-170.

  27. Спенсер Г. Происхождение культа животных // Опыты научные, политические и философские. – Минск. 1998.

  28. Спенсер Г. Поклонение предкам вообще / Принципы социологии. Глава XX. // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. – М., 1998

  29. Струве П. Б. Patriotica: Политика, культура, религия, социализм. М., 1997. С. 325-334.

  30. Тейяр Шарден де П. Божественная среда. М., 1992.

  31. Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М., 1995. С. 132-215.

  32. Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях». М., 1998.

  33. Фейербах Л. Лекции о сущности религии // Фейербах Л. Избр. филос. произведения: В 2 т. М., 1955. Т. 2.

  34. Флоренский П. А. Наука как символическое описание // Флоренский П. А. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 2.

  35. Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. М., 1990.

  36. Фома Аквинский. Сумма теологии. Ч. 1. Киев, 2002.

  37. Франк С. Л. Ересь утопизма // СОЦИС. 1994. № 1.

  38. Франк С. Л. Сочинения. М., 1990.

  39. Французские просветители XVIII в. о религии. М., 1960.

  40. Хаббард Р. Д. Дианетика. М., 1999.

  41. Хаксли Д. Религия без откровения. М., 1992. (Сер. «Культура и религия». 1992. № 2).

  42. Христианский социализм (С. Н. Булгаков): Споры о судьбах России. Новосибирск, 1991.

  43. Шлейермахер Ф. Речи о религии. Монологи. Киев, 1994.

  44. Юм Д. Естественная история религии // Юм Д. Соч.: В 2 т. М., 1985. Т. 1.

1.7. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.

Подготовка к семинарским занятиям предполагает серьезную работу с литературными источниками, в том числе, с классическим наследием социологии религии, а также с текущей литературой, содержащей социологические актуальные данные. Поскольку религия всегда являлась одним из важнейших факторов человеческой истории, одной из важнейших сфер человеческого бытия, постольку религиозные элементы, ценности органично связаны с реальной историей и жизнью общества, со своеобразием культур и цивилизаций.

Курс социологии религии предполагает изучение классического наследия социологии религии и её актуальных проблем. Особо следует выделить раздел, посвященный социологическим исследованиям различных проблем религии. Задача этого раздела состоит в том, чтобы дать знания и практически развить навыки к конкретным социологическим исследованиям.



  1   2   3   4


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка