Учебно-методический комплекс дисциплины концепции современного естествознания




Сторінка1/5
Дата конвертації18.04.2016
Розмір1.06 Mb.
  1   2   3   4   5
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДИСЦИПЛИНЫ

Концепции современного естествознания

050703 Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «педагогика и психология»(ЕН.Ф.03.)

050703 Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «социальная педагогика» (ЕН.Ф.02.)

050703 Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «иностранный язык» (Гос.стандарт 2000) (ЕН.Ф.02.)


Утверждено на заседании кафедры

физики


физико-математического факультета

(протокол №___ от

«__»_____________ 20___ г.)
Зав. кафедрой физики
___________________В.С.Шолохов


РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.


    1. Авторы программы: к. пед. н., доцент Шиян Н.В., к. пед. н., доцент Коновалова И.П..


1.2. Рецензенты: к. филос. н., доцент каф. физики МГТУ Никонов О.А., к. ф.-м. н., доцент Шолохов В.С.
1.3. Пояснительная записка:

1) ознакомить студентов с основными концепциями современного естествознания;

2) дать представление о едином процессе развития, охватывающем неживую природу, живое вещество и общество;

3) сформировать представления об основных закономерностях развития природы;

4) создать предпосылки для развития интеллектуального потенциала, способствующего профессиональному и личностному росту.



  • Место курса в общей системе подготовки специалиста: ЕН.Ф.07

  • Требования к уровню освоения содержания дисциплины

- Должны знать: основные концепции в области физики, астрономии, химии, биологии и других естественных наук.

- Должны уметь: обосновывать свою мировоззренческую позицию в области естествознания и научиться применять полученные знания при решении профессиональных задач, пользуясь современными научными методами.



  • Ссылки на авторов и программы, которые использовались в подготовке.


1.4.Извлечение из ГОС ВПО специальности (направления), включающее требования к обязательному минимуму содержания дисциплины и общее количество часов (выписка).

ЕН.Ф.03

ЕН.Ф.02

Концепции современного естествознания______

Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описа­ния природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мегамиры; пространст­во, время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие; близкодействие, дальнодействие; со­стояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнитель­ности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии; химические процессы, реакционная способ­ность веществ; внутреннее строение и история геологического разви­тия земли; современные концепции развития геосферных оболочек; литосфера как абиотическая основа жизни; экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая; географическая оболочка Земли; особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и разви­тия живых систем; многообразие живых организмов - основа органи­зации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция; человек: фи­зиология, здоровье, эмоции, творчество; работоспособность; биоэти­ка, человек, биосфера и космические циклы: ноосфера, необрати­мость времени, самоорганизация в живой и неживой природе; прин­ципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре.
1.5.Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):


Шифр по учебн. плану

Шифр и наименование специальности

Курс

Се-местр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля

(форма отчетности)



Трудоем

кость


Всего ауд.

ЛК

ПР/ СЕМ

ЛБ

Сам. раб.

ЕН.Ф.3

050703 Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «педагогика и психология»

1

2

120

60

40

20

-

60

зачет

ЕН.Ф.2

050703 Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «социальная педагогика»

2

4

120

60

36

24

-

60

зачет

ЕН.Ф.2

050703 Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «иностранный язык»

2

4

120

60

36

24

-

60

зачет



1.6.Содержание дисциплины:
1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:

п/п


Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего

ауд.


ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам.

раб.


Всего

ауд.


ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам.

раб.








60

40

20

-

60

60

36

24

-

60

1

Предмет естествознания.

6

4

2

-

6

5

3

2

-

6

2

Физическая картина мира.

6

4

2

-

6

8

4

4

-

6

3

Астрономическая картина мира.

6

4

2

-

6

6

4

2

-

6

4

Химическая картина мира.

6

4

2

-

6

6

4

2

-

6

5

Геологическая картина мира.

6

4

2

-

6

6

4

2

-

6

6

Биологическая картина мира.

6

4

2

-

6

8

4

4

-

6

7

Человек как предмет естествознания.

6

4

2

-

6

5

3

2

-

6

8

Концепция самоорганизации материи.

6

4

2

-

6

6

4

2

-

6

9

Концепция системного метода.

6

4

2

-

6

5

3

2

-

6

10

Концепция эволюционизма.

6

4

2

-

6

5

3

2

-

6


Вариант 1 для 050703 Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «педагогика и психология»(ЕН.Ф.03.)

Вариант 2 для 050703 Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «социальная педагогика» (ЕН.Ф.02.) и 050703 Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «иностранный язык» (Гос.стандарт 2000) (ЕН.Ф.02.)
1.6.2. Содержание разделов дисциплины.


1.

Предмет естествознания. Естественнонаучная и гуманитарная культура. Научный метод. Панорама современного естествознания. Тенденция развития. Научная картина мира.

2.

Физическая картина мира. Корпускулярная и континуальная концепции описания

природы. Порядок и беспорядок в природе. Хаос. Структурные уровни организации материи. Пространство и время. Принципы относительности, симметрии, суперпозиции, неопределенности, дополнительности, возрастание энтропии. Взаимодействие.

Динамические и статистические закономерности. Законы сохранения.



3.

Астрономическая картина мира. Космологические модели Вселенной.Эволюция

Вселенной. Проблема внеземных цивилизаций.





4.

Химическая картина мира. Химические процессы. Реакционная способность веществ. Энергетика химических процессов.

5.

Геологическая картина мира. Внутреннее строение и история геологического разви­тия земли; современные концепции развития геосферных оболочек. Литосфера как абиотическая основа жизни. Экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая. Географическая оболочка Земли;


6.

Биологическая картина мира. Биологический уровень организации материи.

Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем. Многообразие живых организмов. Генетика и эволюция. Учение Вернадского о биосфере и ноосфере.





7.

Человек как предмет естествознания. Физиология. Здоровье. Эмоции. Творчество. Работоспособность. Биоэтика. Биосфера и космические циклы.


8.

Концепция самоорганизации материи. Необратимость времени. Самоорганизация в

живой и неживой природе.




9.

Концепции системного метода. Специфика системного метода исследования

Метод и перспективы системных исследований. Системный метод и

современное научное мировоззрение.


10.

Концепция эволюционизма. Принципы универсального эволюционизма.

Путь к единой культуре.




1.6.3. Темы для самостоятельного изучения.

п/п

Наименование раздела

дисциплины.

Тема.

Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

Предмет естествознания.

- подготовка рефератов по темам.

Темы рефератов

прилагаются


6

- выполнение тестов,

- защита рефератов,

- зачет


2.

Физическая картина мира.

6

3.

Астрономическая картина мира.

6

4.

Химическая картина мира.

6

5.

Геологическая картина мира.

6

6.

Биологическая картина мира.

6

7.

Человек как предмет естествознания.

6

8.

Концепция самоорганизации материи.

6

9.

Концепции системного метода.

6

10.

Концепция эволюционизма.

6


1.7.Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
1.7.1Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ):

  • Тема;

  • План;

  • Вопросы коллективного обсуждения;

  • Задания для самостоятельной работы;

  • Литература (основная, дополнительная);

С Е М И Н А Р Ы


1 Наука и мировоззренческая культура. Естествознание и научная картина мира.

План:


  1. Понятие науки.

  2. Этапы развития науки.

  3. Отличительные черты науки.

  4. Структура науки и критерии выделения ее элементов.

  5. Закономерности и тенденции развития науки.

  6. Функции науки как непосредственной производительной силы общества и как социального института.

  7. Понятие научной картины мира.

  8. Функции научной картины мира.

  9. Эволюция научной картины мира.


Дополнительная литература:

  1. Кун Т. Структура научных революций. - М., 1975.

  2. Генезис научной картины мира (социокультурные предпосылки).- М., 1985.

  3. Дышлевский П.С. и др. Что такое общая картина мира? - М., 1984.

  4. Пахомов Б.Я. Становление современной физической картины мира. - М., 1985.

  5. Степин В.С. Научная картина мира в культуре техногенной революции. - М., 1994.

  6. Философские проблемы современного естествознания. - СПб, 1992.

  7. Современная философия науки: Хрестоматия. - М., 1994.

  8. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. - М., 1987.

  9. Кузнецова Н.И. Наука в ее истории. - М., 1982.

  10. Наука и культура. - М., 1984.

  11. Традиции и революции в развитии науки. - М.,1991.

  12. Ценностные аспекты развития науки. - М., 1990.

  13. Добров Т.М. Наука о науке. Начала науковедения. - М., 1989.

  14. Кедров Б.М. Классификация наук.- М., 1995.

  15. Хрестоматия по курсу «Концепции современного естествознания».
  1   2   3   4   5


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка