Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Ф. 5 Культурология



Сторінка1/7
Дата конвертації12.04.2016
Розмір1.39 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

ГСЭ.Ф.5 Культурология


ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
071401 Социально-культурная деятельность

Утверждено на заседании кафедры

культурологии

факультета культуры и искусств

(протокол № 10 от 07.05.2008 г.)

Зав. кафедрой

___________________________Л.С. Вагинова

Структура учебно-методического комплекса дисциплины

РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
Структура программы учебной дисциплины.
1.1 Ответственный редактор: Вагинова, Л.С, доктор культурологии, профессор зав. кафедрой культурологии МГПУ;

Авторы – составители:


  • Вагинова, Л.С., доктор культурологии, профессор

  • Трубников, В.М., кандидат культурологии, доцент

  • Терещенко, Е.Ю., кандидат культурологии, старший преподаватель




    1. Рецензенты:

  • Желнина, З.Ю., кандидат философских наук, доцент кафедры

социально-культурного сервиса и Санкт-Петербургского института

управления и экономики;



  • Беляева, Л.С., кандидат педагогических наук, профессор (МГПУ).




    1. Пояснительная записка:

Освоение курса «Культурология» предполагает два этапа. Первый этап – ознакомление с содержанием культурологии как науки, ее местом в системе наук, общей эволюцией культурологического знания, основными понятиями и методами, ее связей с задачами прикладной культурологии. Второй этап изучения ориентирован на освоение истории культуры, структуры и типологии, понятийно-категориального аппарата.

Цель курса – формирование системы знаний о культуре как целостности и освоение содержания фундаментальных культурологических знаний.

Задачи курса:

  • изучить структуру, феномены, формы и типы культуры;

  • освоить многоуровневую структуру научного обобщения феноменов культуры;

  • познать закономерности исторического развития культурных форм;

  • освоить соотношение культуры с природой, обществом, человеком.

Место курса в общей системе подготовки специалиста:

На современном этапе дисциплина «Культурология» вошла как обязательный компонент в структуры высшего образования. Аналогичный процесс начинает складываться и в средней школе. Многообразие курсов по изучению культуры связано с необходимостью достижения соответствия между образовательными системами и культурными аспектами развития России.

Интегрированность, исторический объем, целостность и многоаспектность культурологии выдвигают особые требования к процессу подготовки педагогических кадров. Преподавателю учителю, студенту необходимо освоить значительный объем информации. Это предполагает знание комплексной организации процесса обучения и воспитания школьников, а также места и значения культурологии в системе среднего образования.

Программа дисциплины «Культурология» предполагает обучение студентов по всем специальностям Мурманского государственного педагогического университета и планируется в блоке цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин (ГСЭ).



Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

Студенты должны знать:



  • роль и значение культурологического образования в жизни личности и общества;

  • становление и развитие науки о культуре;

  • объектную, предметную, феноменологическую области культурологии,

  • методологию изучения явлений, форм, типов, процессов и закономерностей развития культуры;

Студенты должны уметь:

  • использовать полученные знания в педагогической деятельности;
  • осуществлять выбор собственной ориентации в мире ценностей современной культуры.




    1. Извлечение (в виде ксерокопии) из ГОС ВПО специальности:


ГСЭ.Ф.5 Культурология

Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований. Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация.

Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и «серединные» культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.

Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные процессы современности. Культура и личность. Инкультурация и социализация.




1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):


№ п/п

шифр и наименование специальности

курс

семестр

Виды учебной работы в часах

вид итогового контроля(форма отчётности)










Трудо­емкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/ СМ

ЛБ

Сам. работа




2.

071401 Социально-культурная деятельность

3

5

36

8

6

2




28

зачет



1.6 Содержание дисциплины.

1.6.1 .Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:





Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего аудит

ЛК

ПР / СМ

ЛБ

Сам. работа

Структура и состав современного куль-турологического знания

0,5

0,5







2

Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология

0,5

0,5







1

Культурология и история культуры

0,5

0,5







2

Теоретическая и прикладная культурология.

0,5

0,5







1

Методы культурологических исследований

0,5

0,5







2

Основные понятия культурологии

0,5

0,5







1

Типология культур

0,5

0,5







1

Этническая и национальная, элитарная и массовая культура.

0,5

0,5







1

Восточные и западные типы культур

0,5

0,5







1

Локальные культуры

0,5

0,5







1

Место и роль России в мировой культуре

0,5

0,5







1

Тенденции мировой универсализации в мировом современном процессе. Культура и глобальные проблемы современности

0,5

0,5







1

Культура и природа

1




1




1

Культура и общество

0,5




0,5




1

Культура и личность. Инкультурация и социализация

0,5




0,5




1

Итого

8

6

2




28




  1. Содержание разделов дисциплины.

Тема 1. Структура и состав современного культурологического знания

Социальные и теоретические предпосылки культурологии. Культурология как современная интеллектуальная тенденция осмысления прошлого, настоящего и будущего. Исходные общенаучные требования к построению теории культуры. Научный культурологический дискурс и его специализированные источники. Статус культурологии как интегративной науки. Объекты культурологического познания, его предметные ракурсы и предметные поля. Цель, предмет и задачи культурологического знания. Смысл и эвристический потенциал культурологии.


Тема 2. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология

Культурология как самостоятельная отрасль науки. Разделы культурологии. Основные вопросы философии культуры: понятие, сущность структура культуры, соотношение культуры, природы, личности и общества, динамика культурных процессов. Основные вопросы социологии культуры: процессы функционирования культуры в обществе, тенденции культурного развития различных социальных групп. Основные вопросы культурной антропологии: проблемы адаптации человека к культурной среде, процессы социализации личности в условиях разных культур.


Тема 3. Культурология и история культуры

Культура и история. Культура как человеческий опыт. Культурные традиции и инновации. Культурное наследие и механизмы его передачи. Проблемы сохранения культурного наследия. Динамика культуры и истории. Культурные эпохи. Исторический и этнорегиональный типы культуры.


Тема 4. Теоретическая и прикладная культурология

Теория культуры. Основные вопросы прикладной культурологии: исследование организации культурной жизни общества, деятельности учреждений культуры, центров досуга, любительских объединений; проведение массовых праздников, фестивалей, форумов; разработка культурной политики, реализация культурных программ, изучение аудитории и спроса на культурные услуги.


Тема 5. Методы культурологических исследований

Системный и синергетический подходы к изучению культуры. Методы: диахронический, синхронический, сравнительно-исторический, структурно-функциональный, семиотический, психологический, биографический, фактологический.



Тема 6. Основные понятия культурологии

Культура и цивилизация. Морфология культуры. Функции культуры. Субъект культуры. Культурогенез, динамика культуры. Язык и символы культуры. Культурные коды, культурные коммуникации. Культурная картина мира. Социальные институты культуры. Культурная самоидентичность. Культурная модернизация.



Тема 7. Типология культур

Неоднородность и множественность социокультурного мира. Социальная структура и культурные типы. Проблемы классификации и типологизации культурных форм: региональная, историческая, социально-сословная, стилевая, этнические и национальные культуры, массовая и элитарная культура, субкультуры современного общества и т.п.


Тема 8. Этническая и национальная, элитарная и массовая культура. Восточные и западные типы культур

Понятие этнос, нация, этническая, национальная культура. Понятие этнокультурные стереотипы. Национальный характер и менталитет. Понятия элитарная и массовая культуры. Массовая культура как механизм трансляции специализированных знаний в обыденные. Понятие восточный и западный типы культуры



Тема 9. Локальные культуры

Закономерности процесса культурогенеза, изоморфизм филогенеза и онтогенеза в процессах формирования культуры. Синкретизм культуры первобытности. Основные черты культуры скотоводов-кочевников. Становление цивилизации в земледельческих обществах. Культура античного полиса. Межрегиональный характер и структура культуры феодального общества: фольклорная субкультура, религиозная субкультура, светская аристократическая и городская светская субкультура. Проблема Возрождения. Историко-культурная сущность Реформации. Проблема «барокко». Культура Просвещения. Архитектоника культуры Западного мира в 19 веке: Романтизм и Позитивизм. Противостояние Модернизма и традиционализма в 20 веке. Культура и тоталитаризм. Постмодернизм и системно-синергетическое мышление. Становление диалогического мышления. Современные перспективы развития культуры.


Тема 10. Место и роль России и мировой культуре

Современная социокультурная ситуация в России. Россия в современном мировом пространстве культуры. Перспективы современной культурной политики. Исторические этапы формирования русской национальной культуры. Древняя и средневековая Русь.


Тема 11. Россия в Новое время

Общая характеристика культура России 19-начала 20-х веков.

«Золотой век» Русской культуры: образование, наука, техника, научные открытия, развитие гуманитарных наук. Творчество Н.Н.Карамзина, В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Ф.Н.Достоевского. Развитие театра, изобразительного искусства, архитектуры, скульптуры. Содружество музыкантов «Могучая кучка».

«Серебряный век» русской культуры. Классицизм, реализм, синтементализм в художественной культуре России. Творчество А.Блока, Д.Мережковского, А.Ахматовой, В.Маяковского, М.Врубеля, Н.Рериха


Тема 12. Тенденции мировой универсализации в мировом

современном процессе. Культура и глобальные проблемы современности

Мировое сообщество и глобальные проблемы современности. Резервы развития культуры и императивы выживания. Современное мировое культурное пространство. Сотрудничество, соперничество и борьба культур. Формирование региональных культурных систем. Стратегии мирового культурного развития.

Идея культуры и идея развития в современной глобальной проблематике человечества. Культура как элемент программы развития России. Роль культурологии в исследовании актуальных социальных и духовных проблем. Значение культурологии в формировании личности как сознательного участника культурного процесса и как организатора осуществления собственной жизни. Характер современного культурологического дискурса. Диалог как способ существования культуры и человека в культуре. Проблемы историко-культурного сознания и культурной компетентности личности. Культурные стратегии современного образования и культурология в творчестве учителя.
Тема 13. Культура и природа.

Взаимоотношение природы и культуры: единство и конфликт. Основые направления взаимоотношений природы и человека. Понятие культурного ландшафта; агросфера, техносфера, ноосфера. Понятие хозяйственно-культурного типа. Этнические традиции и отношение человека к природе. Понятие экономической культуры. Перспектива взаимодействия природы и культуры.



Тема 14. Культура и общество
Структура общества и культура социальных групп. Социальные институты и культура. Понятие «субкультура». Многообразие субкультур: половозрастные общности, социально-профессиональные, религиозные, этнические общности. Единство социокультурной системы. Коммуникация и культура.
Тема 15. Культура и личность. Инкультурация и социализация

Человек как творец и творение культуры. Понятие личности. Личность как носитель культурно-исторических ценностей. Пол, возраст, индивидуальность человека. Быт и культура, досуг и культура. Культура и общения. Инкультурация как процесс вхождения в новое культурное пространство. Социализация как процесс усвоения социального опыта.




  1. Темы для самостоятельного изучения:

№ п/п

Наименование раздела дисциплины.

Тема


Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

Культурология культур

Краткая аннотация

3

Проверка

2.

Культура, природа, общество, личность

Краткая аннотация

3

Проверка

3.

Типология культур

Работа с теоретической литературой.

3

Тесты

4.

Этническая и национальная, элитарная и массовая культура Восточные и западные типы культур

Составление картотеки с определениями

3

Проверка

5.

Локальные культуры

Работа с учебно-методической литературой

3

Составление синхронистических таблиц

6.

История культур и цивилизаций

Краткая аннотация

3

Проверка

7.

Место и роль России и мировой культуре

Рефераты

3

Защита рефератов

8.

Тенденции мировой универсализации в мировом современном процессе.

Анализ периодической печати

3

Проверка

9.

Изучение культурологических понятий

Составление словаря

4

Тесты

10.




Всего часов

28






1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу:



Практическое занятие № 1

Тема: «Типология культур»

План

  1. История культуры в европейской науке и философии.

  2. История культуры в отечественной науке.

  3. Культура как специфическое системное образование.

  4. Синергетический подход к изучению истории культуры.


Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Три подхода к конструированию истории культуры в европейской науке и философии 18 – 20 веков.

  2. Трактовка истории культуры в отечественной науке в 60 – 90 годы 20 века.

  3. Строение культуры.

  4. Принципы периодизации истории культуры.


Задания для самостоятельной работы

1. Составить терминологический словарь исторической периодизации культуры от древности до современности в соответствии с основными историко-типологическими концепциями.



Литература

  1. Иконникова С.Н. Очерки по истории культурологии.–СПб., 1998.

  2. Гуревич П.С. Культурология: Учебное пособие.–М.,1996.

  3. Губман Б.Л. Западная философия культуры ХХ века.–Тверь, 1997.

  4. Гуревич П.С. Культурология: Учебное пособие.–М.,1996.

  5. Каган М.С Введение в историю мировой культуры. – СПБ.: Петрополис, 2003.

  6. Пивоев В.М. Культурология: Введение в историю и философию культуры: В 2-х частях.– Петрозаводск, 1997.



Практическое занятие № 2

Тема: «Место и роль России в мировой культуре»

План

    1. Культура Древней Руси.

    2. Культура Руси в средневековый период.

    3. Культура России в Новое время.

    4. Современная культура России.


Вопросы для коллективного обсуждения.

  1. Исторические этапы формирования русской национальной культуры.

  2. Народная и профессиональная культура России.

  3. Современная социокультурная ситуация в России.

  4. Россия в современном мировом пространстве культуры.

  5. Перспективы современной культурной политики.


Задание для самостоятельной работы.

Подготовить сообщение на одну из предложенных тем.

(См. Примерные темы рефератов)
Литература


  1. Забияко А.П. История древнерусской культуры: Учебное пособие. – М., 1995.

  2. Прибытков В. Андрей Рублев . – М., 1994.

  3. Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3-х тт. Т.1. Статьи по семиотике и типологии культуры.–Таллин, 1992.

  4. Мамонтов С.П. Основы культурологии.–М., 1996

  5. Успенский Б.А. Семиотика истории. Семиотика культуры.–М., 1996.

  6. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. –М., 2000.



1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

1.8.1 Рекомендуемая литература, учебные издания: учебники и учебные пособия, включая (при наличии) их электронные версии:



Основная:

  1. Никитич, Л. А.   Культурология. Теория, философия, история культуры: учебник для студ. вузов / Л. А. Никитич. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 559 с.

  2. Пивоев, В. М. Культурология. Введение в историю и теорию культуры : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. "Культурология" /

М. Пивоев. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М. : Академический Проект : Гаудеамус, 2008. -

564 с.


3. Торосян, В. Г.
Культурология. История мировой и отечественной культуры: учебное пособие для студ. вузов, обуч. по пед. спец. (ГСЭ.Ф.04-Культурология) /

В. Г. Торосян. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 735 с. - (Учебник для вузов).

4. Культурология. История мировой культуры : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по соц. - гуманит. спец. и направл.   / Г. С. Кнабе [и др.] ; под ред. Т. Ф. Кузнецовой. – М. : Академия, 2003. - 607 с.

5. Киселева, Т. Г.   Социально-культурная деятельность : учебник для студ. вузов, обуч. по направл. подготовки "Соц.-культ. деят." и спец."Соц.-культ. деят." / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. - М. : МГУКИ, 2004. - 539 с.



6. Дуликов, В. З.    Социально-культурная работа за рубежом. Тенденции развития : учеб. пособие / В. З. Дуликов. - М. : МГУКИ, 2003. - 116 с. - 39-29

  1. Ягодынская, Н. В.   Культурно-исторические центры России : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 230500 - Социально-культурный сервис и туризм / Н. В. Ягодынская, С. А. Малышкин. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2005 ; 2008. - 272 с. : ил. - (Высшее профессиональное образование. Туризм). - Библиогр.: с. 269-271


Дополнительная:


  1. Белик А.А. Культурология: Антропологические теории культур.– М., 1998.

  2. Бобахо В.А., Левикова С.И. Культурология: Программа базового курса. Хрестоматия. Словарь терминов.–М., 2000.

  3. Введение в теорию художественной культуры: Учебное пособие./ Под ред. Л.М.Мосоловой. – СПб, 1993.

  4. Губман Б.Л. Западная философия культуры ХХ века.–Тверь, 1997.

  5. Гуревич П.С. Культурология: Учебное пособие.–М.,1996.

  6. Ерасов Б.С.Социальная культурология.–М., 1994, 1996.

  7. Иконникова С.Н. Очерки по истории культурологии.–СПб., 1998.

  8. История мировой культуры: Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение / Под ред. С.Серебряного.–М., 1998.

  9. Каган М.С. Философия культуры.– СПб., 1996.

  10. Каган М.С. Историческая типология художественной культуры: пять лекций.– Самара, 1996.

  11. Кармин А.С. Основы культурологии.– СПб., 1997. (Кармин, А.С. Культурология. 2-е изд., перераб и доп.- СПб.: Изд-во «Лань», 2003.- 928 с.)

  12. Культура: Теории и проблемы / Под ред. Т.Ф.Кузнецовой.–М., 1995

  13. Культурная антропология / Под ред. Ю.Н.Емельянова, Н.Г.Соколова.–СПб., 1996.

  14. ультурология / Под ред. Г.В.Драча.– Ростов-на-Дону, 1995.

  15. Левяш И.Я. Культурология. Курс лекций.– Минск,1998.

  16. Лурье С.В. Историческая этнология.– М., 1997.

  17. Мамонтов С.П. Основы культурологии.–М., 1996

  18. Морфология культуры: структура и динамика. / Под ред. Э.А.Орловой. – М., 1994.

  19. рлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию.– М., 1994.

  20. Осаченко Ю.С., Дмитриева Л.В. Введение в философию мифа.– М., 1994.

  21. Очерки по истории мировой культуры / Под ред. Т.Ф.Кузнецовой.–М., 1997.

  22. Пивоев В.М. Культурология: Введение в историю и философию культуры: В 2-х частях.–Петрозаводск, 1997.

  23. Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия. / Сост. Б.С.Ерасов. – М., 1998.

  24. Шкуратов В.А. Историческая психология. – М., 1997.

  25. История мировой и отечественной культуры: Методология исследования историко-культурного процесса: Библиографический указатель литературы 1984–1994.–СПб, 1999.

  26. Культурология. ХХ век. Энциклопедия: В 2-х тт.–СПб, 1998.

  27. Культурология. ХХ век: Словарь / Гл.ред.А.Я.Левит.–СПб, 1997.
  28. Культурология ХХ века: Словарь / Под ред А.А.Радугина.–М.,1997

  29. Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2–х тт./ Гл.ред. С.А.Токарев (любое издание).

  30. Народы мира: Энциклопедический словарь.–М.,1985.

  31. Современная западная философия: Словарь.–М., 1991.

  32. Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры. Опыт исследования.–М., 1997.

  33. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. –М., 2000.

  34. Хюбшер А. Мыслители нашего времени. Справочник по философии Запада ХХ века.–М., 1994

35 .Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретации культуры.–СПб., 1997.
1.9 Материально-техническое обеспечение дисциплины

1.9.1 Перечень используемых технических средств:



  • персональный компьютер (или ноутбук);

  • цифровой проектор;

  • экран;

  • аудиоколонки;

  • интернет-доступ;

1.9.2 Перечень используемых пособий:

  1. Перечень видео- и аудиоматериалов, программного обеспечения:

Электронные учебники и энциклопедии, хранящиеся в библиотеке МГПУ, чит. зал ул.Егорова, 15:

  • Русские народные праздники, обряды и обычаи - М. : Falcson-Technology : Новый диск, 2005 - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) - Систем. требования : Pentium 100 МГц ; 32 Мб ОЗУ ; Windows 98SE/Me/2000/XP ; экран 800х600х16 ; IE 4 ; 4-х CD-ROM, Загл. с контейнера. : цв. : 250-00.

  • Монастыри и храмы Подмосковья : 1300 изображений с краткими истор. сведениями и муз. сопровожд. Ч. 1 - М. : ATOLL.SV, 2006 - 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM) - Систем. требования : Windows 98/2000/XP ; Pentium 100 МГц ; 64 Мб ОЗУ ; экран 1024х768х16 ; программа проигрывания DVD-Video ; устройство для чтения DVD-дисков, Загл. с контейнера, Текст на экране рус., англ., нем.. - ISBN 5-9900266-7-6 : 450-00.

  • Импрессионизм. Постимпрессионизм : [более 50 художников, свыше 2300 изображений] - Берлин, М. : The Yorck Project GmbH, ДиректМедиа Паблишинг : Новый диск, 2005 - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) - (Электронная библиотека ДМ) - Систем. требования : IBM PC 486 и выше ; 16 Мб ОЗУ ; Windows 95/98/ME/NT/XP/2000 ; CD-ROM ; SVGA. - Загл. с контейнера.. : цв. - ISBN 5-94865-035-9 : 250-00.

  • Барокко : [более 4000 иллюстраций] - Берлин, М. : The Yorck Project GmbH, ДиректМедиа Паблишинг : Новый диск, 2004 - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) - (Электронная библиотека ДМ) - Систем. требования : IBM PC 486 и выше ; 16 Мб ОЗУ ; Windows 95/98/ME/NT/XP/2000 ; CD-ROM ; SVGA. - Загл. с контейнера.. : цв. - ISBN 5-98465-043-Х : 350-00.

  • Орнамент : [свыше 1500 цв. иллюстраций] - Берлин, М. : The Yorck Project GmbH, ДиректМедиа Паблишинг : Новый диск, [б. г.] - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) - (Электронная библиотека ДМ) - Систем. требования : IBM PC 486 и выше ; 16 Мб ОЗУ ; MS Windows ; CD-ROM ; SVGA, Загл. с контейнера. : цв. - ISBN 5-94865-026-Х : 350-00.

  • Пейзаж : [более 2500 работ 870 европейских и 180 русских художников] - Берлин, М. : The Yorck Project GmbH, ДиректМедиа Паблишинг : Новый диск, 2004 - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) - (Электронная библиотека ДМ) - Систем. требования : IBM PC 486 и выше ; 16 Мб ОЗУ ; Windows 95/98/ME/NT/XP/2000 ; CD-ROM ; SVGA, Загл. с контейнера. : цв. - ISBN 5-94865-007-3 : 350-00.

  • Мифы народов мира : [фундаментальный науч. труд], [более 3600 статей, 1500 иллюстраций]; [авт. А. Ф. Лосев и др.] - М. : ДиректМедиа Паблишинг : Большая Рос. Энциклопедия : Новый диск, 2006 - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) - (Электронная библиотека ДМ, Классика энциклопедий) - Систем. требования : IBM PC 486 и выше ; 16 Мб ОЗУ ; Windows 95/98/ME/NT/XP/2000 ; CD-ROM ; SVGA, Загл. с контейнера. : цв. - ISBN 5-94865-108-8 : 500-00.

  • Портрет : [от эпохи Возрождения до первой половины XX в.], [более 3000 репродукций русских и европейских художников] - Берлин, М. : The Yorck Project GmbH, ДиректМедиа Паблишинг : Новый диск, 2004 - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) - (Электронная библиотека ДМ) - Систем. требования : IBM PC 486 и выше ; 16 Мб ОЗУ ; Windows 95/98/ME/NT/XP/2000 ; CD-ROM ; SVGA, Загл. с контейнера. : цв. - ISBN 5-94865-008-1 : 350-00.

  • 5000 шедевров рисунка : [репродукции произведений более 700 европейских художников] - Берлин, М. : The Yorck Project GmbH, ДиректМедиа Паблишинг : Новый диск, 2003 - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) - (Электронная библиотека ДМ) - Систем. требования : IBM PC 486 и выше ; 16 Мб ОЗУ ; Windows 95/98/ME/XP/2000 ; CD-ROM ; SVGA, Загл. с контейнера. : цв. - ISBN 5-94865-009-х : 350-00.

  • Искусство Древнего Египта : [более 1500 цв. изображений] - М. : ДиректМедиа Паблишинг, 2004 - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) - (Электронная библиотека ДМ) - Систем. требования : IBM PC 486 и выше ; 16 Мб ОЗУ ; MS Windows ; CD-ROM ; SVGA, Загл. с контейнера. : цв. - ISBN 5-94865-032-4 : 350-00.

  • Архитектура - М. : Равновесие : Вече, 2005 - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) - (Великое наследие. Т. 8) - Систем. требования : Pentium 233 ; 64 Мб ОЗУ ; Windows 9.х совместимо с Windows 2000/NT/XP ; 4-х CD-ROM, Загл. с контейнера. : цв. : 200-00.

  • Культурология : учеб. пособие; Нижегород. ин-т менеджмента и бизнеса - М. : Лаб. Мультимедиа НИМБ ; ПТИ, 2001 - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) - Систем. требования : Windows 98/2000/XP ; экран 800х600 ; CD-ROM ; зв. карта, Загл. с контейнера. : цв., зв. : 1125-00.

  • Лекции по истории искусств : для компьютера и мобилы, [курс для вузов и лицеев] - М. : Мебиус Артс : Бизнессофт, 2006 - 1 электрон. опт. диск (MP3) - (Аудиокурсы) - Систем. требования : Pentium 166 МГц ; 64 Мб ОЗУ ; Windows 98/2000/Ме/XP ; зв. карта SVGA ; CD-ROM, Загл. с контейнера. : зв. : 220-00.

  • Шедевры русской живописи - М. : Кирилл и Мефодий, 2001 - 1 электрон. опт. диск (CD - ROM) - Систем. требования : Windows 95/MacOS 7.5 ; Pentium 75 МГц /PowerPC 75 МГц ; ОЗУ 16 Мб ; CD-ROM 4x ; 800х600, 65536 цв. ; зв. карта ; мышь, Загл. с контейнера. : зв., цв. ; 12 см : 112-60.

  • От плуга до лазера : интерактивная энциклопедия науки и техники, пер. с англ.; авт.-сост. Маколи Д. - Версия 2.0 - М. : Новый диск, 1998 - 1 опт. электрон. диск (CD - ROM) - Систем. требования : Windows 95/98/2000 ; Pentium 100 МГц ; ОЗУ 32 Мб ; 640х480х16 ; зв. карта ; CD (DVD) - ROM 4x ; мышь, Загл. с контейнера.. : зв., цв. ; 12 см : 112-00.

Интернет-ресурсы:



http://yanko.lib.ru/gum.html — электронная библиотека Янко Славы (огромная коллекция оцифрованной литературы по культурологии, философии и пр.);

http://www.countries.ru/library.htm - сайт для специалистов (студентов, профильных специальностей, преподавателей) в области культурологии и смежных дисциплин);

http://yanko.lib.ru/fort-library/culture/index.html - раздел библиотеки Янко Славы, посвящённый культурологии (книги, учебники)

http://www.auditorium.ru/ - сайт по социально-гуманитарному и политологическому образованию

http://yanko.lib.ru/books/cultur/erasov-soc_cult-8l.pdf – учебник по Социальной культурологии, Ерасов В.Б.

http://yanko.lib.ru/books/cultur/bagdasaryan-culturology-8l.pdf — учебник по Культурологии, Багдасарьян, Н.Г.

http://www.museum.ru/ - сайт о музеях России

http://yanko.lib.ru/books/cultur/karmin-culturology.pdf - учебник по культурологии, Кармин, А.С.

http://yanko.lib.ru/books/cultur/kagan-vved_v_ist_mir_cult.rar – учебник (в архиве) Введение в историю мировой культуры (кн.1-2), Каган, М.С.

http://yanko.lib.ru/books/cultur/kagan-vved_v_ist_mir_cult-8l.pdf - учебник (как файл pdf) Введение в историю мировой культуры (кн.1-2), Каган, М.С.

http://yanko.lib.ru/books/cultur/ageev-semiotika-8l.pdf - учебник по семиотике

http://www.philosophy.ru/edu/ref/vsk/index.html — культурологический словарь

http://www.velikanov.ru/culturology/ - Культурология ХХ век (в 2-х томах), энциклопедия

http://yanko.lib.ru/books/cultur/encyclopcultXX/all.html - Культурология ХХ век (в 2-х томах), энциклопедия.
1.10 Примерные зачетные тестовые задания.

  1. Понятие «культурная компетентность» учителя обозначает:

а) знание экономических законов развития общества; понимание психических особенностей социальных групп; знание законов научно-технического прогресса общества; знание исторических событий;

б) знание содержания священных книг – «Библии», «Корана», различных философских трактатов; представления об особенностях развития религиозных систем в истории человечества; знание имён выдающихся деятелей искусства и их произведений; историю общего и художественного образования; знакомство с мировой литературой;

в) условно достаточную степень социализированности и инкультурированности учителя любого предмета, которая позволяет ему свободно понимать, использовать и вариативно интерпретировать всю сумму знаний о культуре (обыденных и отчасти специализированных), составляющих нормы эрудированности педагога; сумму правил, образцов, обычаев, законов, запретов, этикетов и других регуляторов поведения человека в мире культуры; «языков», символов, мировоззренческих оснований, ценностных ориентаций, образов искусства как зеркала культуры и её эталонов; понимание значения институциональных норм, образов престижности, способов социальной коммуникации; степень знакомства учителя с совокупным социокультурным опытом нации.


  1. Понятие «гуманитарная культурология» или «культуроведение» относится:

а) к сфере истории философии и социологии;

б) к сфере естественно-научных представлений о картине мироздания;

в)к сфере филологических, искусствоведческих, психологических, педагогических, философско-антропологических наук.


  1. Кто из культурологов с мировым именем высказал суждение: открытие специфичности культуры и её значения в человеческом мире «когда-нибудь станет в истории науки в один ряд с гелиоцентрической теорией Коперника или открытием клетчатой основы всех форм жизни»:

а) Чарльз Сноу;

б) Лесли Уайт;

в) Освальд Шпенглер.


  1. Философия культуры и культурология являются:

а) тождественными научными системами знаний о культуре;

б) культурология является особой наукой, имеющей собственную эмпирическую базу знаний; обладающей эмпирико-индуктивным методом познания конкретной культурной реальности; способной к аналитическим процедурам и верификации, к интеграции и синтезированию разных данных о культуре; имеющей обобщающий характер. В отличие от культурологии философия культуры не столько наука, сколько мировоззрение, умственная сфера, в которой фиксируется результат философского интереса к культуре, итог её разных интерпретаций;

в) философия культуры – это общая теория культуры.


  1. Структура культурологической науки содержит такие взаимосвязанные дисциплины как:

а) культурологию политики, культурологию природы, экономическую культуру и т.д.;

б) историю культуры, теорию культуры, историю культурологических учений, социологию культуры, культурную антропологию, прикладную культурологию;

в) культурные традиции, культурные инновации, культурные объекты, культурные явления, культурные институты, социокультурные организации, культурные ценности.


  1. Природа культуры является:

а) внебиологической или надбиологической;

б) биологической;

в) космической,

г) Божественной.




  1. Сущность культуры состоит в том, что она:

а) адаптивный механизм человека;

б) способ бытия человека или «мир человека» в единстве смыслов, средств и результатов человеческой деятельности;

в) источник изменения природы.


  1. Структура культуры состоит из основных элементов:

а) материальной и духовной;

б) политической, материальной, духовной, экономической;

в) материальной, духовной и художественной.


  1. Выберите из списка основные функции культуры:

а) адаптивно-адаптирующая;

б) накопление, хранение, передача и умножение социального опыта;

в) социально-интегративная;

г) организационно – регулятивно – нормативная;

д) познавательно – коммуникативная; рекреационная;

г) оценочная;

д) инструментальная; проективная;

е) сигнификативная.




  1. К ведущим подходам к изучению культуры принадлежат:

а) деятельностный, системный, синегретический, семиотический, феминологический, историко-типологический, сравнительно-исторический, аксиологический;

б) археологический, семантический, информационных, интегративный;

в) футуристический, аналитический, архивный, прогностический.


  1. Выберите основные законы развития культуры:

а) трансформационности;

б) единства и многообразия;

в) взаимодействия и сотрудничества;

г) преемственности;

д) неравномерности развития;

е) целостности; прерывности и непрерывности;

ж) синхронности и диахронности.


  1. Определите понятие «культурогенез».




  1. К культурам, выделяемым по историческому критерию относятся:

а) национальные и религиозные культуры;

б) древняя, средневековая, нововременная, современная;

в) рыцарская, феодальная, аристократическая, крестьянская.


  1. Выберите из списка основные характеристики культуры первобытного общества:

а) креативность;

б) синкретизм;

в) повторяемость;

г) мифологичность;

д) традиционность;

е) символичность.




  1. Тип культового сооружения, характерный для всех древних цивилизаций:

а) кубический тип;

б) многоступенчатая пирамида;

в) круглая башня.


  1. Ментальность – это:

а) сочетание способов и содержания мышления и восприятия, которые являются определяющими для данного типа культуры общества в данное время;

б) совокупность способов практической деятельности, преобладающих в конкретной национальной культуре;

в) система смысловых связей различных культурных явлений (религиозных, политических, художественных и т.д.).


  1. Крупные «наскальные художественные галереи древнейшего и древнего искусства находятся на следующих территориях России:

а) Пензенской, Оренбургской, Смоленской, Курской, Тульской областей;

б) на Кольском полуострове, в Карелии, на берегах Онежского озера, Белого моря, Амура, Лены, Ангары, в горах Дагестана, на Алтае, в Саянах, на Чукотке;

в) в Ставропольском крае, в бассейне Волги, Днепра и Дона, полуострове Ямал, Прикаспийской низменности.


  1. Модель культуры античности целостно представлена в:

а) Венере Милосской и Аполлоне Бельведерском;

б) Афинском акрополе и Римских форумах;

в) Садах Семирамиды и виллах Помпеи.


  1. Модель культуры древних степных цивилизаций представлена в:

а) петроглифах и каменных изваяниях;

б) царских курганах и художественном металле;

в) живописи и графике.


  1. Основные типы средневековой культуры:

а) церковная, рыцарская, крестьянская, бюргерская;

б) ремесленная, письменная, музыкальная, политическая;

в) научная, художественная, правовая, личностная.


  1. Знаменитые храмы святой Софии в средневековой Руси находились в городах:

а) Старая Ладога, Москва, Ростов Великий;

б) Киев, Новгород Вологда, Тобольск;

в) Владимир, Рязань, Великий Устюг.


  1. Назовите имена и основные произведения великих иконописцев Средневековой Руси.

  2. Переходным периодом западно-европейской культуры, с которого начинает доминировать вместо традиции инновационность является:

а) эпоха Эллинизма;

б) эпоха Возрождения;

в) эпоха Просвещения.


  1. Подчеркните имена художников, прославивших европейскую культуру эпохи Барокко (XVII век):

а) Микеланджело, Тициан, Рафаэль, Донателло, Боттичелли, Джорджоне;

б) Рембрандт, Шекспир, Сервантес, Рубенс, Ван Дейк, Пуссен, Шарль Перро, Бернини, Декарт, Спиноза;

в) Даниэль Дефо, Робеспьер, Луи Давид, Лейбниц, Ньютон, Ломоносов.


  1. Доминантные черты эпохи Просвещения:

а) религиозность, иррациональность, идеализм, индивидуализм;

б) культ разума, вера в прогресс; идеи Личности, Права и Свободы; энциклопедичность научных устремлений;

в) гедонизм, чувственность, эстетизм, дидактизм.


  1. Виды и жанры художественного творчества, репрезентирующие основное содержание культуры эпохи Романтизма:

а) опера, симфония, оратория, роман, трагедия, натюрморт;

б) поэзия и музыка, баллада, этюд, рапсодия, ноктюрн, лирическая поэзия, роман в стихах, национальная мифология, романс;

в) комедия, повесть, агитационная графика, семейный портрет, сатирическая поэзия.



  1. Назовите великие имена «золотого века» России и связанные с ними крупные события в культуре и шедевры художественного творчества.

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________


  1. Назовите явления культуры эпохи Позитивизма в которых проявились такие черты как практицизм, культ эксперимента, рассудочность, вещизм, техницизм, реализм художественного творчества.

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________


  1. Кратко охарактеризуйте различие между культурами Модернизма и Постмодернизма.

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________


  1. Назовите выдающиеся достижения советской художественной культуры.

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________


  1. Создатели исторической типологии мировой культуры и теории локальных цивилизаций:

а) Ф. Ницше, Э. Тайлор, Д. Фрезер, Г. Зиммель, А. Шопенгауэр;

б) Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин;



в) Н. Бердяев, М. Фуко, Р. Барт, Ж. Бодрияр, Ж. Делёз.
32. Назовите авторов наиболее фундаментальных трудов, созданных в России в конце XX – XXI веков:
1.11 Примерный перечень вопросов к зачету.

  1. Теоретические и социальные предпосылки становления культурологии.

  2. Культурология в системе наук.

  3. Цель, предмет и задачи культурологии.

  4. Культурологические аспекты естествознания. обществознания и человекознания.

  5. Культурология как интегративное знание.

  6. Специфика культурологического знания.

  7. Законы развития культуры.

  8. Природа и сущность культуры.

  9. Общие и специфические функции культуры.

  10. Структура культуры.

  11. Философские основания культурологии.

  12. Многообразие современных концепций культуры

  13. Становление культурологии в Новое время.

  14. Основные историко-типологические концепции культуры.

  15. Компаративистика в культурологических исследованиях.

  16. Структурно-функциональный метод изучения культуры.

  17. Эмпирические методы исследования культуры.

  18. Персонологический метод в культурологии.

  19. Семиотический подход к изучению культурных явлений.

  20. Уровни научного обобщения в культурологическом знании.

  21. Особенности социальной культурологии.

  22. Культурологическое исследование социальных общностей.

  23. Аналитическое поле исследования проблемы «культура личности»

  24. Проблема этнической и культурной идентификации личности в современном обществе.

  25. Метаморфозы символических форм в истории культуры.

  26. Теории культурогенеза.

  27. Проблемы периодизации и хронологии в культурологическом знании.

  28. Механизмы преемственности и трансляции культурного опыта.

  29. Традиции и инновации в культурном развитии.

  30. Формационный и цивилизационный подходы в изучении истории культуры.

  31. Эволюционные модели развития культуры.

  32. Циклические модели развития культуры.

  33. Синергетический подход к в исследованиях истории культуры.

  34. Особенности развития культурологической мысли в России. Общий взгляд.

  35. Диалогическая концепция культуры.

  36. Проблема понимания в культурологии.

  37. Синхрония и диахрония в культурном пространстве.

  38. Общее, особенное и уникальное в развитии культур.

  39. Экологическая культура.

  40. Оппозиции Восток-Запад, Север-Юг: история и современная культура.

  41. Субкультуры в современном обществе.

  42. Роль личности в развитии культуры.

  43. Культурная компетентность личности и ее составляющие.

  44. Культурная политика в современном образовании.

  45. Роль культурологического образования в развитии личности.

  46. Социокультурные предпосылки становления культурологии.

  47. Исходные общенаучные требования к построению теории культуры.

  48. Культурологические аспекты естествознания, обществознания, человекознания.

  49. Принципы научного изучения культурных явлений, процессов и форм.

  50. Теории развития культуры.

  51. Уровни научного обобщения в культурологическом знании.

  52. Основания типологизации культурных явлений.

  53. Социокультурную стратификацию общества.

  54. Теория культурной традиции.

  55. Основные исторические тиры культуры.

  56. Формационный и цивилизационный подходы в изучении культуры.

  57. Макродинамические модели культуры.

  58. Методы научного изучения культуры.

  59. Проблемы социальной культурологии.

  60. Аналитическое поле исследования проблемы «культура личности» и «культура общности»

  61. Характерные черты Античности.

  62. Характерные черты эпохи Средневековья.

  63. Характерные черты Возрождения.

  64. Характерные черты Нового Времени.

  65. Характерные черты культуры Западной Европы 19 века.

  66. Проблемы модернизма и тоталитаризма.


1.12 Комплект экзаменационных билетов (утвержденный зав. кафед-

рой до начала сессии). Прилагается.
1.13 Примерная тематика рефератов.

  1. Понятие восточный и западный типы культуры.

  2. Синкретизм культуры первобытности.

  3. Основные черты культуры скотоводов-кочевников.

  4. Становление цивилизации в земледельческих обществах.

  5. Культура античного полиса.

  6. Межрегиональный характер и структура культуры феодального общества.

  7. Культур эпохи Возрождения.

  8. Историко-культурная сущность Реформации.

  9. Эпоха «барокко» в западноевропейской культуре.

  10. Особенности культуры Просвещения.

  11. Архитектоника культуры Западного мира в 19 веке: Романтизм и Позитивизм.

  12. Противостояние Модернизма и традиционализма в 20 веке.

  13. Культура и тоталитаризм.

  14. Постмодернизм и системно-синергетическое мышление.

  15. Язычество, его место в культуре восточных славян.

  16. Особенности формирования культуры древнерусского этноса.

  17. Христианство как основа формирования русского народа на общих духовных и нравственных принципах.

  18. Развитие русской культуры в эпоху Московского царства 14-17 веков.

  19. Выдающиеся памятники культуры древности и средневековья (архитектурные, литературные, изобразительные и т.д.).

  20. Специфические особенности развития культуры Киевской Руси.

  21. Творчество Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия, их роль в формировании русской культуры.

  22. Преобразования Петра I и ускоренное развитие русской культуры в 18 веке.

  23. Основные направления, стили и жанры в художественной культуре 19 века.

  24. Мировое значение русской культуры в 19 веке.

  25. Выдающиеся представители художественной культуры «Золотого века».

  26. «Серебряный век» как религиозно-философский ренессанс.

  27. Художественные открытия и новые направления в культуре «Серебряного века».

  28. Выдающиеся деятели культуры «Серебряного века», их значение в развитии художественной культуры.

  29. Вклад в развитие мировой и отечественной культуры представителей русского Зарубежья.

  30. Этапы и периоды развития советской культуры.

  31. Возникновение и развитие новых направлений в культуре.

  32. Кризисные процессы конца 20 века.

  33. Художественная культура советского периода, и ее значение в развитии мировой художественной культуры 20 века.


1.14 Примерная тематика курсовых работ.

Не предусмотрена



1.15 Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ.

Не предусмотрена



1.16 Методика(и) исследования (если есть).

Не предусмотрена



1.17 Бально-рейтинговая система, используемая преподавателем для

оценивания знаний студентов по данной дисциплине.

Используется традиционная система оценивания знаний студентов по четырёхбальной шкале («2»-«5»).


РАЗДЕЛ 2. Методические указания по изучению дисциплины (или ее разделов) и контрольные задания для студентов заочной формы обучения.
  1   2   3   4   5   6   7


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка