Учебный план : «Психология и социальная педагогика»




Сторінка1/7
Дата конвертації12.04.2016
Розмір1.28 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7
Министерство образования и науки РФ

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Институт психологии и образования

Кафедра общей и социальной педагогики

Н.Н. Калацкая



Введение в социально-педагогическую деятельность
Краткий конспект лекций

i

Казань-2014



Направление подготовки: 44.03.02 Психолого- педагогическое образование (бакалавриат, заочное обучение)

Учебный план: «Психология и социальная педагогика» (заочное, 2014)

Дисциплина: Б3.В.2.1 «Введение в социально-педагогическую деятельность», 1 курс, форма итогового контроля – экзамен

Количество часов: 99 ч. (в том числе: лекции –4, практические задания - 4, самостоятельная работа- 91)

Аннотация: В предлагаемых лекциях основное внимание уделяется знакомству студентов с культурно-историческими традициями возникновения социальной педагогики и профессии «социальный педагог», спецификой профессиональной деятельности социального педагога и особенностями его профессиональной подготовки.

Практический материал содержит задания, упражнения, выполняя которые студент может углубить и систематизировать полученные знания. Для более прочного усвоения материала, студентам предлагается ответить на вопросы для самопроверки, а также выполнить проверочные тесты.



Темы:

1. Общая характеристика социально-педагогической профессии.

2. Подготовка, профессионально – личностное становление и развитие социального педагога.

Ключевые слова: профессия, специальность, социальный педагог, функциональные обязанности, виды деятельности, подготовка специалиста.

Дата начала эксплуатации: 1 сентября 2014 г.

Автор курса: Калацкая Наталья Николаевна, доцент кафедры общей и социальной педагогики, кандидат педагогических наук, тел: 89053160602, e-mail: kalazkay @ mail.ru

URL электронного курса в MOODLE: http://tulpar.kfu.ru/course/view.php?id=1867

Содержание

Лекция № 1. Общая характеристика социально-педагогической профессии……...…………………………………………………………………….4

1.1. Понятие профессия, специальность…………………………………………...7

1.2. Классификация профессий……………………………………………………..9

1.3. Специфика социально-педагогической деятельности………………………11

1.4.Структура социально-педагогической деятельности………………………..13

1.5. Методы работы социального педагога…………………….............................16

1.6. Сферы профессиональной деятельности социального педагога..…………18

1.7. Специализация в работе социального педагога……………………………..19

1.8. Функции социального педагога………………………………………………25

1.9. Профессионально ценные качества личности социального педагога…………………………………………………………………….……….25

1.10.Профессионально-значимые знания, умения навыки социального педагога………..........................................................................................................27

1.11. Практические задания……………………………………………………….29



Лекция № 2. Подготовка, профессионально – личностное становление и развитие социального педагога ………………...………………………………30

2.1. Непрерывная система профессиональной подготовки социальных педагогов…………………………………………………………………………....33

2.2. Особенности обучения в вузе………………………………………………....38

2.3. Особенности учебно-познавательной деятельности студента……………...42

2.4. Практические задания…………………………………………………………56

Общий глоссарий………………………………………………………………….58

Общий перечень информационных ресурсов…………………………………107

Вопросы к экзамену по курсу…………………………………………………109

Лекция № 1. Общее представление о профессии

Аннотация: в лекции раскрывается сущность основных понятий «профессия», «специальность»; представляется классификация профессий; показана сущность социально-педагогической деятельности, ее структура; основные функции социального педагога, профессиограмма социального педагога; сферы деятельности и специализации социального педагога.

Ключевые слова: профессия, специальность, социально-педагогическая деятельность, структура социально-педагогической деятельности, социальный педагог, профессиональные функции, методы работы,

Методические рекомендации по изучению темы:


  • Тема содержит лекционную часть, где даются общие представления по теме;

  • В качестве самостоятельной работы предлагается подготовиться к семинарским занятиям и выполнить практические задания;

  • Для проверки усвоения темы студенты могут ответить на вопросы, которые представлены после каждой лекции, и выполнить тестовые задания.

Рекомендуемые информационные ресурсы:


1. Басов, Н.Ф. Социальный педагог: Введение в профессию / Н.Ф. Басов [и др.]. — М. : Академия, 2006. — С. 85—115.

2. Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога/ Ю.В. Василькова. — М., 2001. — С. 62—91, 143—151.

3. Воронцов Г. А. Труд студента: ступени успеха на пути к диплому: Учебное пособие / Г.А. Воронцов. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 256 с.//http://znanium.com/bookread.php?book=448923

4. Гелецкий, В. М. Реферативные, курсовые и выпускные квалификационные работы [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / В. М. Гелецкий. - 2-е изд., перераб. и доп. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2011. - 152 с.//http://znanium.com/bookread.php?book=443230

5. Литвак Р.А. Введение в социальную педагогику : учебное пособие.-Челябинск:Челябинская государственная академия культуры и искусств,2008.-87 c.//http://www.bibliorossica.com/book.html?currBookId=8361

6. Методика и технология работы социального педагога / под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. — М., 2002.— С.66—82.

7. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога/ Р.В. Овчарова. — М. : Сфера, 2005. — С. 198.

8. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях социальной сфере: Учебное пособие / Под ред. И.А. Липского - М.: Магистр: НИЦ Инфра-М, 2012. - 384 с.//http://znanium.com/bookread.php?book=312716

9. Социальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В.А. Никитина. — М., 2000. — С. 171—172.

10. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога / М.В. Шакурова. — М., 2002. — С. 51—69.

11.Никитина Н.И., Глухова М.Ф. Методика и технология работы социального педагога/Н.И. Никитина, М.Ф. Глухова.-М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.-с. 10-15.

12. Сайт социального педагога// http://social-teacher.ucoz.ru/

13. Социальная сеть социальных работников образования// http://nsportal.ru/

14. Социальная работа в школе// http://www.socrab.ru/



Глоссарий

Деятельность- специфически человеческая форма активного взаимодействия с окружающим миром.

Деятельность – активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого человек выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности.

Деятельность педагогическая – профессиональная деятельность, направленная на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника, выбора возможностей свободного и творческого самовыражения.

Деятельность социально-педагогическая – деятельность, осуществляемая человеком, имеющая социально-педагогическую цель, педагогические средства, процесс деятельности и соответствующий результат.

Метод – способ достижения цели, решение какой-либо задачи; совокупность приемов и операций теоретического или практического освоения действительности.

Профессиональная деятельность - род труда, следствие его дифференциации

Профессия – это система профессиональных задач, форм и видов профессиональной деятельности людей, которые могут обеспечить удовлетворение потребностей общества в достижении значимого результата, продукта.

Профессия (А.Маркова) – это приложения физических и духовных cил человека, дающая ему возможность получать взамен затраченного труда необходимые средства его существования и развития.

Социально-педагогическая деятельность это- целенаправленная работа профессионала по социальному воспитанию личности в конкретном социуме с целью успешной ее социальной адаптации.

Социальный педагог – организатор работы с детьми и взрослым населением в микросоциуме.

Специальность- определенный вид занятий в рамках данной профессии.

Цель социально-педагогической деятельности (в широком смысле) — ожидаемые позитивные изменения в человеке (или группе людей), которые произошли в результате осуществления специально подготовленной и планомерно проведенной системы действий специалистов. В узком смысле цель профессиональной деятельности социального педагога — это оказание подопечному комплексной социально-психолого-педагогической помощи, создание благоприятных условий для личностного роста, защита прав подопечного в его жизненном пространстве.

Вопросы для изучения:

1. Понятие профессия, специальность.

2. Классификация профессий.

3. Социально-педагогическая деятельность: сущность, содержание и специфика.

4.Структура социально-педагогической деятельности.

5. Методы работы социального педагога.

6. Разнообразие форм работы социального педагога.

7. Специализация в работе социального педагога.

8. Функции социального педагога.

9. Профессионально ценные качества личности социального педагога.

10.Профессионально-значимые знания, умения навыки социального педагога.
1.1. Понятие профессия, специальность

Профессиональная деятельность - род труда, следствие его дифференциации. Профессиональная деятельность имеет общественный характер. В ней различают как минимум две стороны: общество работодатель) и человек (как работник). Общество выступает в отношениях как:

*заказчик выполнения общественно значимых видов деятельности;

*организатор условий такой деятельности;

*источник ее материального финансирования;

*регулятор правовых отношений между участниками профессиональной деятельности;

*эксперт качества деятельности, осуществляемой работником;

*источник формирования социального отношения к профессии значимость, престиж и т.п.).

Все эти функции могут выполняться государственными институтами (например, в случае работы педагога-психолога в государственной общеобразовательной школе) или частично переданы частным лицам (функции организации условий, финансирование и др.). Однако, даже при передаче функций организации частным лицам, органы государственного управлении осуществляют общий надзор за профессиональной деятельностью (например, частные школы проходят государственную аттестацию и аккредитацию, трудовые отношения регламентируются КЗОТом РФ, а учебные программы в них строго соответствуют государственному образовательному стандарту (ГОСТ).

По мнению А. Марковой, профессия – это приложения физических и духовных cил человека, дающая ему возможность получать взамен затраченного труда необходимые средства его существования и развития. Для осуществления профессиональной деятельности человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности, профессионально важные качества личности. Уровень развития этих составляющих во многом определяют темпы становления человека как профессионала и степень успешности его профессиональной деятельности.

Признаки профессии:

-род деятельности и система выполненных человеком трудовых функций,

-социально признанный и юридически фиксированный трудовой пост,

-наличие определенной системы профессиональной подготовки,

-наличие определенной квалификации и опыт специалиста,

-общность людей, занятых определенным родом деятельности.



Специальность- определенный вид занятий в рамках данной профессии.

Для нее характерно:

-знания, умения, навыки. Поэтому для нее учатся, получают знания

-необходима для общества

-взамен труда получает человек определенные средства

1.2. Классификация профессий

Для более ясного и системного представления о профессиях вообще и конкретных профессиях, в частности, обратимся к вариантам классификации их по различным основаниям.

В зависимости от основания классификации профессии объединяются в разные группы. Наиболее общие основания классификации вытекают из структуры самой профессиональной деятельности, которая характеризуется особенностями конкретного вида труда и требованиями к тому, кто его осуществляет. Поэтому общими классификационными основаниями являются характеристика объекта труда и характеристика его субъекта.

При характеристике объекта труда профессии делят на группы в соответствии с наиболее частными основаниями: по предмету, целям, средствам, условиям, характеру и составу действий. Рассматривая субъект труда, профессии также делят на группы в зависимости от психофизиологических особенностей и степени необходимой квалификации.

Любая профессия, таким образом, может быть комплексно описана, так как она находит свое место в каждой классификации, получая характеристику по тому, или иному основанию (таблица 1).

Таблица 1- Классификация профессий



Общее основание классификации

Частное основание классификации

Группа профессий

Характеристика труда

По предмету

Ч-Ч, Ч-Т, Ч-П, Ч-знаковая система, Ч- художественный образ

По целям

Гностические (следователь, синоптик)

Преобразующие (педагог, швея, повар)

Изыскательные (сценарист, научный работник, художник)


По средствам

Профессии ручного труда (гончар, краснодеревщик)

Профессии машинно-ручного труда (ткач, водитель)

Профессии, связанные с применением автоматизированных систем (оператор, системный администратор)

Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (психолог, научный работник)



По условиям

Профессии, связанные с работой в микроклимате, близкому к бытовому (ювелир, настройщик пианино)

Профессии, связанные с работой на открытом воздухе в любую погоду (дворник, геодезист)

Профессии, связанные с работой в необычных и экстремальных условиях (пожарный, летчик-испытатель)

Профессии, связанные с работой в условиях повышенной ответственности за жизнь и здоровье людей (врач, учитель)



По составу действий

Двигательные (грузчик, спортсмен)

Познавательные (микробиолог, астроном)

Действия межличностного общения (педагог, психолог)

Действия по согласованию усилий (диспетчер, администратор)



По характеру действий

Профессии с преобладанием повторяющихся монотонных операций (сборщик, упаковщик)

Профессии с вариативными действиями по заданным алгоритмам, требующие элементов творческого подхода (терапевт, учитель)



Характеристика субъекта труда

По психофизиологическим особенностям

Профессии, требующие абсолютной профессиональной пригодности, например быстроты реакции, высокого уровня специальных способностей (водитель, спортсмен, музыкант)

Профессии, требующие относительной профессиональной пригодности, где отсутствие некоторых качеств может быть компенсировано мотивацией, опытом и т.д. (инженер, лифтер)






По степени необходимой квалификации

Профессии, требующие высококвалифицированного труда и длительной подготовки (врач, психотерапевт, юрист)

Профессии с простым квалифицированным трудом (продавец, воспитатель, секретарь)

Профессии с неквалифицированным трудом, не требующие специальной подготовки (уборщица, гардеробщица)



1.3. Специфика социально-педагогической деятельности

В профессиональной деятельности учителя и социального педагога есть много общего. Прежде всего эти две профессии роднит то, что объектом их внимания является ребенок (согласно Конвенции ООН о правах ребенка— «человеческое существо до достижения 18-летнего возраста»), его развитие и социальное становление.

Сопоставительный анализ отечественного и зарубежного опыта оказания социальной помощи детям показывает, что она принципиально отличается от социальной помощи любым категориям взрослого населения тем, что обязательно должна иметь педагогическую составляющую, связанную с воспитанием и образованием ребенка, его развитием и успешной социализацией. Следовательно, деятельность, направленная на оказание социальной помощи детям, является социально-педагогической и представляет собой разновидность деятельности педагогической.

Социально-педагогическая деятельность как разновидность деятельности педагогической имеет общие с ней черты и отличительные особенности. Большинство исследователей к общим чертам относят тождество основной функции, которую и педагогическая, и социально-педагогическая деятельности выполняют в обществе — социальное наследование, социокультурное воспроизводство и развитие человека.

В целом совпадают и мнения разных ученых относительно специфических особенностей социально-педагогической деятельности по сравнению с педагогической.

М.А. Галагузова отмечает, что если педагогическая деятельность носит нормативно-программный характер, то социально-педагогическая всегда является адресной, направленной на конкретного ребенка и решение его индивидуальных проблем. Если педагогическая деятельность имеет непрерывный характер, то социально-педагогическая в ряде случаев ограничена тем временным промежутком, в течение которого решается проблема. Профессиональная деятельность педагога, как правило, осуществляется в учреждениях системы образования, тогда как социально-педагогическая деятельность имеет намного более широкую сферу применимости.

Л.А. и М.А. Беляевы считают, что ключевым в определении социально-педагогической деятельности является понятие «адаптация». В современных условиях человеку на протяжении жизни неоднократно приходится сталкиваться с изменениями социальной среды. Он может оказаться в ситуации, характеризующейся необходимостью изменять себя, либо среду, либо то и другое вместе, т.е. оказывается перед необходимостью адаптироваться к изменившимся условиям. Одни люди способны самостоятельно разрешить проблемную ситуацию, приспособиться к изменившимся социальным условиям. Другие, не сумев адаптироваться, утрачивают социально значимые качества, становятся объектом профессиональной помощи. По мнению педагогов Л А. и М.А. Беляевых, основная отличительная особенность социально-педагогической деятельности заключается в том, что потребность в ней возникает в случае, если у человека (группы людей) складывается проблемная ситуация во взаимоотношениях со средой.
1.4.Структура социально-педагогической деятельности

Социально-педагогическую деятельность можно рассматривать как целенаправленную работу профессионала по социальному воспитанию личности в конкретном социуме с целью успешной ее социальной адаптации.

Социально-педагогическая деятельность реализуется в виде комплекса профилактических, реабилитационных, коррекционно-развивающих мероприятий, а также путем педагогически целесообразной организации различных сфер жизнедеятельности подопечных.

К основным принципам социально-педагогической деятельности относят:

-индивидуальный подход;

-опору на положительные стороны личности подопечного;

-объективность подхода к подопечному;

- конфиденциальность.

Для проникновения в сущность социально-педагогической деятельности обратимся к анализу ее строения:



Социально-педагогическая деятельность


Цель субъект +Объект- содержание формы,

методы результаты

средства деятельности

В широком смысле цель социально-педагогической деятельности — ожидаемые позитивные изменения в человеке (или группе людей), которые произошли в результате осуществления специально подготовленной и планомерно проведенной системы действий специалистов. В узком смысле цель профессиональной деятельности социального педагога — это оказание подопечному комплексной социально-психолого-педагогической помощи, создание благоприятных условий для личностного роста, защита прав подопечного в его жизненном пространстве.



Задачи социально-педагогической деятельности определяют ближайшую перспективу разрешения конкретных проблем социальной жизни. Одна цель может быть достигнута через реализацию задач по нескольким направлениям (профилактическому, реабилитационному, правозащитному и др.). Среди задач профессиональной деятельности социального педагога можно выделить следующие:

-создание условий для сохранения, укрепления физического, психического, нравственного, социального здоровья подопечного;

-формирование и развитие нравственных качеств, социально значимых ориентации, установок в жизненном самоопределении подопечного;

-предупреждение, устранение прямых и косвенных десо-циализирующих влияний микросоциума на развитие ребенка;

-создание благоприятных условий в микросоциуме для развития способностей, реализации возможностей подопечного;

-реализация системы профилактических, реабилитационных мер, направленных на оптимизацию процесса социальной адаптации подопечного.



Содержание социально-педагогической деятельности, обеспечивающее достижение поставленных цели и задач, во многом зависит от специализации, места работы социального педагога. В самом общем виде можно выделить следующие его составляющие:

-системное изучение индивидуальных особенностей личности подопечного, социально-педагогических влияний микросреды;

-установление профессионального (личностно-делового) контакта, взаимодействия с личностью (группой), нуждающейся в помощи;

-социально-педагогическое управление способами активизации самостоятельности личности в процессе ее самореализации;

-социально-педагогическая опека и посредничество;

-социально-педагогическая поддержка личности в критических, кризисных, проблемных ситуациях.

В качестве основных объектов социально-педагогической деятельности выделяют дети и молодежь, нуждающиеся в помощи в процессе их социализации к этой категории относятся дети с интеллектуальными, педагогическими, психологическими, социальными отклонениями от нормы, возникшими как следствие дефицита полноценного социального воспитания, а также довольно большое количество детей, имеющих физические, психические, интеллектуальные нарушения развития (слепые, глухонемые, больные детским церебральным параличом- ДЦП, умственно отсталые и др.). Все эти дети требуют особой заботы общества.

Субъект социально-педагогической деятельности многомерен, выделяют три уровня включенности в решение социальных проблем ребенка учреждений, организаций, специалистов:

*ведущие (социальные педагоги, социальные работники, социально-педагогические центры системы социальной защиты детей и подростков, органы государственной власти);

*сопутствующие (учреждения, организации и специалисты здравоохранения, внутренних дел, социальной защиты, спорта, культуры, общественные организации);

*оказывающие косвенное влияние на реализацию ведущими учреждениями, организациями и специалистами, задач социальной помощи детям и подросткам (финансово- экономические организации, учреждения пищевой и легкой промышленности и т.д.)



Результатом является развитие обучающихся: их личностное, индивидуальное совершенство, становление их как личности.


1.5.Методы работы социального педагога

Условно методы можно разделить на методы исследования социально-педагогической реальности и методы ее преобразования (С.В.Тетерский). Имеет право на существования и классификация, предложенная Ф.А.Мустаевой, она выделяет: методы исследования, методы воспитания и методы социально-психологической помощи. В контексте содержательной характеристики социально- педагогической деятельности возможно деление, имеющихся методов на: социально-педагогического исследования, методы социального обучения и воспитания, методы социально-педагогической помощи (Л.Н.Маркина) (таблица 2).



Таблица 2. Методы работы социального педагога

Методы

Социальной работы

Психологические

Педагогические

Методы социальной диагностики:
-интервью
-мониторинг
-социологический опрос
-экспертная оценка
- экспертный прогноз
- биографический метод

Психодиагностические:
-тесты интеллекта и способностей
-личностные опросники
-тесты достижений
-проективные тесты
- рисуночные тесты
- социометрия

Организационные:
- педагогический эксперимент

Методы социальной профилактики:
-превентивный метод
-социальная терапия
-социодрама
- группа поддержки

Психокоррекционные:
-психогимнастика
-игровая коррекция
-игротерапия
-арттерапия
-диагностический обучающий эксперимент
-социально-психологический тренинг

Педагогической диагностики:
- педагогическое наблюдение
- естественный эксперимент

Методы социального контроля:
-социальный надзор
-социальная опека
-социально-медицинский уход
-социальное обслуживание

Методы психологического консультирования:
-эмпатическое слушание
-интерпретация
-идентификация
-фасилитация
- выдвижение гипотез

Обучения:
- словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция)
-наглядные (иллюстрация, демонстрация, работа с учебником)
-практические (упражнения, игры, творческие задания, проблемные ситуации)

Методы социальной реабилитации:
-трудотерапия
-статусное перемещение
-групповая терапия
- кризисная интервенция

Метод психотерапии:
- самовнушение
- рационализация
- психоанализ
- транзактный анализ
- групповая терапия
- семейная терапия

Воспитания:
-положительный пример
-убеждение
-приучение
-поощрение и наказание
-внушение
-упражнение
-перспектива
-игра
-доверие
-организация успеха
самовоспитание

Социально-экономические методы:
- метод льгот и пособий
- метод компенсаций
 - социальный патронаж
- медицинский патронаж
- социально-экономические санкции







Организационно-распорядительные методы:
- регламентирование
- нормирование
- инструктирование
- критика
- контроль и проверка исполнения

Социально-педагогические методы

Методы как элемент социального воспитания:
- метод мотивирования и поощрения к действию
- метод репродуцирования
- метод закрепления и обогащения
- метод содействия и сотворчества

Методы воздействия:
- методы, воздействующие на сознание
- методы, воздействующие на чувства
- методы, воздействующие на поведение

Методы организации социально-педагогического взаимодействия:
- метод целеполагания
- метод ценностного ориентирования
- метод организации деятельности
 - методы общения
- методы оценки
- методы самореализации


1.6. Сферы профессиональной деятельности социального педагога

Должность социального педагога на сегодняшний день официально установлена в учреждениях двух ведомств — образования и комитетов по делам молодежи.

В системе учреждений комитетов по делам молодежи должность «социальный педагог» введена в штатное расписание 8 типов учреждений: дворовые детские клубы, дома детского творчества, молодежные общежития, дома отдыха для подростков, образовательные молодежные центры, центры профориентации, центры занятости, детские и молодежные биржи труда.

Правовой основой деятельности социального педагога в этой сфере является закон РФ «Об общественных объединениях».

В сфере образования эта должность введена в штатное расписание 6 типов образовательных учреждений, сеть которых динамично развивается: дошкольные образовательные учреждения; общеобразовательные учреждения; общеобразовательные школы-интернаты; образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением; образовательные учреждения начального профессионального образования.

Несмотря на то, что должность «социальный педагог» установлена только в двух ведомственных сферах, практическая потребность в такого рода специалистах гораздо шире. Фактически эта должность может вводиться во всех социальных учреждениях, которые оказывают помощь нуждающимся в ней детям. Поэтому типология учреждений, в которых может работать социальный педагог, основанная на их ведомственной принадлежности, включает:

— учреждения образования;

— учреждения комитетов по делам молодежи;

— учреждения здравоохранения (детские больницы, спецбольницы для психически больных детей, детей-наркоманов, санатории для детей и др.);

— учреждения социальной защиты населения (центры социального обслуживания, центры социальной помощи семье и детям, социальные приюты, социально-реабилитационные центры для несовершенно летних, центры помощи детям, оставшимися без попечения родителей, реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями и др.);

- учреждения, относящиеся к системе органов внутренних дел (приемники-распределители для детей и подростков, специнтернаты и специальные профессиональные училища для детей, совершивших правонарушения, воспитательные колонии, ювенальные суды для подростков, которые в России делают свои первые шаги, и др.).

1.7. Специализация в работе социального педагога

Любая из специализаций предполагает, что социальный педагог, помимо общепрофессиональной будет иметь и определенную специальную подготовку для выполнения конкретных социально-педагогических задач. Подготовка социальных педагогов различных специализаций может осуществляться как в высших учебных заведениях, так и в рамках дополнительного профессионального образования.



Социальный педагог — организатор внеучебной работы (классный воспитатель). Это специалист по организации социально-педагогической работы с классом, несколькими параллельными классами. Введение должности классного воспитателя было альтернативой классному руководству. В отдельных случаях такое нововведение оказалось вполне оправдано. Отдельные учителя с воспитательной работой не справлялись или не желали ею заниматься. В этом случае классный воспитатель компенсировал недостаток квалифицированной воспитательной работы в классе. Однако введение такой должности оправдано не всегда. Учитель, выполняющий функции классного руководителя, имеет возможность лучше узнавать своих учеников, поскольку он тесно взаимодействует с ними в процессе обучения по одному из предметов школьной программы. При этом он может использовать в работе с учениками и воспитательные возможности учебного процесса.

Социальный педагог — организатор досуга. Специалист по организации досуга школьников по характеру своей деятельности должен иметь подготовку в соответствии с программой университета культуры или квалификацией педагога дополнительного образования. В его обязанности входит организация досуговой деятельности школьников вообще (постановка школьных вечеров и утренников, организация и проведение общешкольных массовых мероприятий) или по одному из направлений творчества (художественная самодеятельность, художественное творчество, кукольный театр, краеведение и др.). Объектом деятельности социального педагога — организатора досуга являются ученики определенной группы классов (например, параллельных, начальных классов, старших классов и др.), отдельные группы школьников по интересам, родители, учителя школы. Наиболее характерными направлениями его работы могут быть:

• организация досуга с различными категориями школьников;

• подготовка и проведение школьных праздников, тематических вечеров и утренников, школьных КВН и т.п.;

• помощь учителю в подготовке и проведении классных досуго-вых мероприятий;

• привлечение родителей к организации и проведению досуга школьников;

• организация художественной самодеятельности;

• организация деятельности кружков индивидуального творчества школьников;

организация досуга учителей;

• взаимодействие с различными культурными и досуговыми центрами района, города по социально-педагогической работе со школьниками.

Социальный педагог — педагог-психолог. Данная специализация социальной педагогики получает все большее распространение. В ее основе — выполнение одновременно функций психолога и социального педагога по работе с учениками, имеющими трудности в учебе, проблемы с воспитанием, взаимоотношениями со сверстниками, учителями. Основными объектами его работы выступают:

— школьник (трудновоспитуемый, педагогически запущенный, проблемный, дезадаптированный, «группы риска»);

— классный коллектив, отдельная группа школьников, имеющие различные социальные проблемы;

— учитель, имеющий проблемы в работе с учеником либо учениками и их родителями;

— учительский коллектив;

— родитель, имеющий проблемы во взаимоотношениях со своим ребенком, с учителем;

— родительский коллектив. В качестве основных направлений социально-педагогической работы педагога-психолога можно выделить следующие:

• первичное выявление психических отклонений в личности школьника и их влияния на его учебу и поведение. При необходимости отдельные школьники могут направляться на диагностику в медицинские или медико-психолого-социальные учреждения для углубленной диагностики;

• взаимодействие с медицинскими и социальными центрами по обеспечению более полной диагностики и организации коррек-ционной или исправительной работы с отдельными школьниками, имеющими различные отклонения;

• направленная социально-педагогическая работа с отдельными школьниками и группами;

• взаимодействие с различными центрами по работе с детьми отклоняющегося поведения для координации совместных воспитательных усилий;

• социально-педагогическая помощь учителю в работе с учеником, классом;

• психолого-педагогическое консультирование школьников, учителей и родителей.

Социальный педагог — социолог. Должности социолога на сегодняшний день в школах пока нет. Однако некоторые высшие учебные заведения готовят социальных педагогов с социологическим уклоном профессиональной деятельности. В основу такой деятельности положено изучение и выявление социально-пси-т хологических проблем в школьном и классных коллективах, их содержания, направленности и влияния на школьников. Такая информация позволяет администрации выявлять в школьном коллективе наиболее характерные тенденции, а также причины возникновения проблем. На основе этих данных строится последующая социально-педагогическая работа. Она бывает направлена либо на развитие выявленной положительной тенденции, либо, наоборот, на преодоление негативной. Объектом исследовательской деятельности школьного социолога являются различные социальные группы:

— школьный коллектив;

— классный коллектив;

— отдельная группа школьников;

— учительский коллектив;

— родительский коллектив.

Содержание деятельности социолога определяется характером его исследовательской работы, которая может быть направлена на:

• изучение социально-психологических явлений;

• выявление направленности явлений и оценку их влияния на социум;

• выявление причин, вызывающих те или иные социально-психологические явления в коллективе;

• прогнозирование развития тех или иных социально-психологических явлений в коллективе (социуме).

Следует подчеркнуть, что социальный педагог — социолог призван не только выявлять социально-психологические проблемы в школьных коллективах, но и разрабатывать методические рекомендации по выявленным фактам для последующей социально-педагогической работы.



Социальный педагог — социальный работник. Данная специализация получила наибольшее распространение. Это обусловлено тем, что в профессиональной деятельности социального педагога и социального работника много общего. Кроме того, в реальной практике на социального педагога, должность которого введена во многих школах, очень часто возлагаются функции социального работника, штатная единица которого в большинстве общеобразовательных учреждений отсутствует. В этом случае деятельность социального педагога включает в себя весь комплекс вопросов, связанных с защитой прав ребенка, оказанием ему помощи в разрешении социальных проблем, о которых речь уже шла выше при рассмотрении функциональных обязанностей социального работника школы.

Социальный педагог — методист. Такой специалист занимает особое место среди работников социальной службы школы. Это должен быть педагог, имеющий опыт преподавательской деятельности, способный завоевать авторитет и пользующийся уважением у учителей школы, учеников и их родителей. Выпускник высшей школы таким багажом обладать сразу не может, и к нему вряд ли обратится за советом учитель, проработавший какое-то время в школе и имеющий проблемы в обучении и воспитании учеников, во взаимоотношениях с родителями. Социальным педагогом — методистом может быть наиболее авторитетный учитель школы по возрасту, опыту и действенности педагогической работы, прошедший специальную подготовку (переподготовку). Характер его профессиональной деятельности определяется объектом и кругом решаемых проблем.

Объектом профессиональной деятельности социального педагога — методиста являются:

• учителя, имеющие проблемы в работе с учеником (учениками) класса, с учащимися коррекционно-развивающего класса (класса выравнивания);

• по методическим вопросам социально-педагогической работы с отдельными категориями учеников, с классом в целом;

• коллектив класса, школы, отдельные родители по вопросам методики воспитательной работы (коррекции воспитательной деятельности) с учетом возрастных проблем детей, а также координации воспитательных усилий учителей и родителей в работе с учеником, коллективом класса;

• коллектив класса, школы по методике организаторской деятельности в процессе социально-педагогической работы;

• школьники по вопросам самовоспитания, самообразования и др.

Наиболее важными направлениями социально-педагогической деятельности методиста являются методическое руководство и помощь. К ним относятся:

• помощь учителю в работе с классом, группой учеников, отдельными учениками для достижения определенных учебных целей;

• проведение методических семинаров с учителями по проблемам социально-педагогической работы, обучения и воспитания трудных (проблемных) детей;

• проведение социально-педагогических лекториев для родителей;

• помощь родителям в социально-педагогической работе со своим ребенком, отдельным ученикам в вопросах самосовершенствования и др. (по данным интернет-источника



1.8. Функции социального педагога

Социальный педагог – организатор работы с детьми и взрослым населением в микросоциуме. Он осуществляет педагогическую, методическую, исследовательскую деятельность, которая направлена на защиту прав детей в обществе, содействие им в период социального и профессионального становления, а также на взаимодействие со взрослым населением, нуждающимся в социально-педагогической помощи.

Социальный педагог, оказывая социально-педагогическую помощь детям, подросткам, взрослому населению, реализует следующие функции.

-Аналитико-диагностическая функция.

-Прогностическая функция.

-Организационно-коммуникативная функция.

-Охранно-защитная функция.

-Психотерапевтическая функция.

-Социально-профилактическая функция.

-Коррекционная функция.

-Координационно-организационная функция.

-Функция социально-педагогической поддержки и помощи.

-Реабилитационная функция.

-Социальный педагог выполняет воспитательную функцию.
1.9. Профессионально ценные качества личности социального педагога

Социальный педагог должен обладать такими профессионально важными для всех работников социальной сферы качествами, как общительность, ориентация на взаимодействие с людьми, доброта, любознательность, интерес к работе с людьми, твердость в отстаивании своей точки зрения, оптимизм, умение найти выход из спорных ситуаций, старательность, нервно-психическая устойчивость.

Безусловно, к числу важнейших профессиональных качеств специалиста относятся коммуникативные качества, иначе говоря – умение общаться.

Если проанализировать зарубежные исследования, касающиеся проблемы определения индивидуально-психологических особенностей социального педагога, то, например, в Великобритании к ним относят: высокий уровень интеллектуального развития; хорошую саморегуляцию и самодисциплину; настойчивость; способность помогать людям в трудных ситуациях; большую физическую силу, выносливость; способность к перенесению больших моральных нагрузок; здравый смысл; умение четко мыслить; чуткость; чувствительность.

Определяя личностную характеристику социального педагога, важно помнить, что он работает в сфере «человек – человек», которая предполагает способность успешно функционировать в системе межличностных отношений.

Особенности эмоциональной сферы предполагают: эмоциональную стабильность, преобладание положительных эмоций, отсутствие тревожности как черты личности, способность переносить психологические стрессы.

Важной характеристикой социального педагога является характеристика «Я-образа», предполагающая положительное отношение к самому себе, высокую положительную самооценку, принятие себя, ожидание позитивного отношения со стороны партнера. Особенностью «Я-образа» является высокая адаптивность социального педагога, предполагающая открытость в общении, способность принять другого человека, малая степень внушаемости.

Можно выделить следующие личностные качества социального педагога:

*гуманистические качества (доброта, альтруизм, чувство собственного достоинства и др.);

*психологические характеристики (высокий уровень протекания психических процессов, устойчивые психические состояния, высокий уровень эмоциональных и волевых характеристик);

*психоаналитические качества (самоконтроль, самокритичность, самооценка);

*психолого-педагогические качества (коммуникабельность, эмпатичность, визуальность, красноречивость и др.).


1.10. Профессиональные знания, умения и способности социального педагога

К профессиональным знаниям социального педагога относятся :

*нормативно-правовой базы деятельности (законов, подзаконных актов, постановлений, распоряжений, инструкций, социально-правовых и социально-экономических основ деятельности социального педагога, системы учреждений, оказывающих помощь ребенку);

*теории и истории социальной педагогики;

*методик и технологий социально-педагогической деятельности по работе с различными категориями детей в разных социумах;

*возрастной психологии, изучающей личность ребенка, его физическое, духовное и социальное развитие, нормальное и отклоняющееся поведение;

*социологии, изучающей объединения и группировки людей (семья, малая группа, школьный коллектив, коллектив сверстников и др.);

*методов социального управления и планирования профессиональной исследовательской деятельности.



К профессиональным умениям относятся

*аналитические умения, предполагающие теоретический анализ процессов, происходящих в социуме и оказывающих негативное влияние на состояние и развитие ребенка; анализ состояния ребенка и окружающего его социума; вычленение проблемы ребенка; анализ совместной деятельности по устранению проблемы;

*прогностические умения, предполагающие прогнозирование решения проблемы ребенка посредством вовлечения его в специально организованную социально-педагогическую деятельность; прогнозирование развития личности ребенка с учетом возникшей перед ним проблемы. Социально-педагогическое прогнозирование опирается на знания сущности и логики социально-педагогического процесса, закономерностей возрастного и социального развития ребенка, характера его проблемы. Прогностические умения предполагают: выдвижение цели деятельности и ее задач; отбор способов осуществления деятельности; предвидение результата; учет возможных отклонений от намеченной цели; определение этапов социально-педагогической деятельности; распределение времени; планирование совместной с ребенком деятельности;

*проективные умения, предполагающие определение конкретного содержания деятельности, осуществление которой обеспечит планируемый результат. Проективные умения включают: перевод цели деятельности в конкретные задачи; учет специфики потребностей, интересов, установок, мотивов, степени их удовлетворенности у детей, подростков и молодежи; учет возможностей материальной базы и своего личного опыта; отбор содержания, методов и средств достижения поставленных задач; создание социально-педагогической программы деятельности для конкретного ребенка;

*рефлексивные умения, предполагающие самоанализ собственной деятельности социального педагога на каждом из ее этапов, осмысление ее положительных и отрицательных сторон и степени влияния полученных результатов на личность ребенка и решение его проблемы;

*коммуникативные умения, предполагающие владение культурой межличностного общения и включающие: умение «слушать и слышать» ребенка целенаправленно и со вниманием; умение войти в ситуацию общения и установить контакт; умение выявить информацию и собрать факты, необходимые для понимания проблемы ребенка; умение облегчить ребенку ситуацию общения, создавать и развивать отношения в позитивном эмоциональном настрое, умение наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение ребенка.

В качестве специальных способностей выделяют следующие: наблюдательность, способность быстро ориентироваться в ситуации, интуицию, эмпатию (способность представить себя на месте другого человека и понять его чувства, желания, идеи и поступки), рефлексию и самоконтроль.
1.11. Практические задания

1. Подберите из сборников пословиц и поговорок разных народов такие, которые свидетельствуют о том, что в общественном сознании людей с древних времен утвердилось представление о высоком предназначении социально-педагогической деятельности.

2. Найдите и выпишите высказывания общественных деятелей, ученых, писателей, педагогов о важности социально- педагогической деятельности.

3. Найдите общее и отличительные признаки профессии педагоги и социального педагога; социального педагога и социального работника.

4. Проанализируйте «Профессиональный и этический кодекс социального педагога» (назначение, принципы, профессиональная пригодность, личностные качества).

5. Напишите творческую работу на одну из предложенных тем: «Социальный педагог и общество», «Почему я выбрал специальность социального педагога?».

6. Опираясь на литературные источники, сделайте выводы, какие функции и каким образом реализует социальный педагог в том или ином социально-педагогическом учреждении (2 учреждения на выбор студентов).

7. Проанализируйте, какие виды специализаций социального педагога востребованы в том или ином специально-педагогическом учреждении в зависимости от его назначения.

8. Рассмотрите технологии социальной работы- социальный патронаж, социальный контроль, социальная опека (патронаж), социальная реабилитация, социальное обеспечение, социальная терапия, социальное консультирование, социальная диагностика, социальная адаптация. Для каждой выявите характерные специфические особенности.

9. Проведите классификацию социально- педагогических технологий (социальный патронаж, социальный контроль, социальная опека (патронаж), социальная реабилитация, социальное обеспечение, социальная терапия, социальное консультирование, социальная диагностика, социальная адаптация) по следующим направлениям.



Сферы применения

Объекты

Характер решаемых задач

Направления социальной работы

Область заимствования методов

10. Опишите, какие технологии и методы целесообразно применить социальном педагогу при работе в одном из выбранных направлений (работа социального педагога с девиантными детьми и подростками; коррекции агрессивных проявлений; кризисное вмешательство; работа социального педагога с семьей и т.д.).
Лекция №2. Особенности профессиональной подготовки социального педагога

Аннотация: в лекции раскрывается специфика профессиональной подготовки социального педагога; особенности обучения в вузе; поднимается вопрос о научной организации труда студента.

Ключевые слова: допрофессиональная подготовка, профессиональная подготовка, послевузовская профессиональная подготовка, вуз, НОТ студентов, конспект, тезис, план, лекция, семинар, контрольная работа, самостоятельная работа, экзамен, зачет.

Методические рекомендации по изучению темы:

  • Тема содержит лекционную часть, где даются общие представления по теме;

  • В качестве самостоятельной работы предлагается подготовиться к семинарским занятиям и выполнить практические задания;

  • Для проверки усвоения темы студенты могут ответить на вопросы, которые представлены после каждой лекции, и выполнить тестовые задания.
  1   2   3   4   5   6   7


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка