Учебная программа по литературному краеведению



Скачати 277.16 Kb.
Дата конвертації14.04.2016
Розмір277.16 Kb.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по литературному краеведению

пояснительная записка

Особенности развития России, её национальной культуры и тради­ций исторически обусловили важную роль художественной литературы в духовном развитии человека.

На протяжении многих десятилетий одной из основных учебных дисциплин в российской школе остаётся «Литература». Прежде всего, с ней в школе связан процесс становления личности молодого человека, его нравственного совершенствования, воспитания внутренней культуры, любви к искусству, к чтению.

Обучение по предлагаемой программе «Литературное краеведение» позволит учащимся познакомиться с произведениями писателей, чьё твор­чество оплодотворено жизнью родного края. О тонкой и сложной связи, существующей между художественным произведением и местом, вдохно­вившим писателя на его создание, о важности изучения «почвы» и «кор­ней» писали многие, в том числе Д.С. Лихачёв: «...понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не суще­ствуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть поняты только в связи со всей родной страной» (Лит. газета. 1980. 12 марта).

Изучение литературы Тамбовского края чрезвычайно интересно и плодотворно. Наша земля богата своими литературными традициями. С ней связаны имена Г.Р. Державина, А.С. Пушкина, Е.А. Баратынского, М.Ю. Лермонтова, С.Н. Сергеева-Ценского, Е.И. Замятина, А.П. Платоно­ва, Н.Е. Вирты, А.И. Солженицына и многих других. Знакомство с жизнью и творчеством писателей в краеведческом аспекте поможет учащимся по­чувствовать своеобразие русской литературы, лучше понять художествен­ную достоверность произведений, неповторимость писательского языка и художественных образов.

Ценность литературного краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, пробуждает интерес и любовь к родному краю и его истории, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью, активизировать и обогатить имею­щиеся знания отечественной литературы, бережно относиться к памятни­кам культуры края.



Цель курса - обеспечить вхождение учащихся в культурную среду региона путём изучения произведений писателей, чьё творчество связано с Тамбовским краем и отражает его жизнь.

Цель курса определяет характер конкретных задач:

• воспитать любовь и привязанность школьников к родному краю, пробудить интерес к родной культуре;

• сформировать их представление о месте Тамбовского края в истории отечественной культуры и литературы, о литературе

края как об одном из важнейших компонентов культуры ре­гиона, об основных периодах становления и развития регио­нальных литературных традиций;

• расширить и обогатить знания учащихся по русской литерату­ре и культуре через изучение литературы Тамбовского края;

• помочь школьникам осознать себя частью жизни родного края;

• развить практические навыки исследовательской работы уча­щихся с литературно-краеведческим материалом.

Реализация программы во многом будет зависеть от уровня сотруд­ничества учителя и учащихся, от разнообразия форм и методов обучения.

По усмотрению учителя, в рамках отведённого времени (34 часа на 8-9-е классы) количество часов, предлагаемое на изучение конкретной те­мы, может быть изменено. При выполнении обязательного минимума изу­чения литературного краеведения учитель имеет право привлекать для чтения и изучения иные художественные произведения писателя, связан­ные с местом расположения школы (не более 10% от общего количества часов).

Программа предусматривает различные формы организации занятий: лекции, беседы, очные и заочные экскурсии, вечера-встречи, литературные гостиные и т.д.
содержание

Тема 1. Родной край как источник творчества, понятие о «крае» в литературном краеведении. Современное состояние литературного краеведения Тамбовского региона.

Литературное краеведение как составная часть литературоведения, учебная дисциплина и общественное движение. Из истории литературного краеведения.

Соотношение регионального и историко-литературного принципов изучения литературы. Специфика учебного материала и принцип его отбо­ра. Система типов уроков и форм внеклассной работы. Анализ новейших работ по вопросам изучения литературного краеведения в школе, литера­турного краеведения Тамбовской земли. Локальный метод изучения лите­ратуры и культуры родного края. «Край» как образ или герой литературно­го произведения. «Тамбовский текст» в художественной литературе.

Современное состояние литературного краеведения Тамбовского ре­гиона. Основные краеведческие работы В.Е. Андреева, В.Т. Дорожкиной, Б.И. Илёшина, Н.Н. Наседкина, В.П. Пешкова, Л.В. Поляковой, их харак­теристика.



Тема 2. Литературная жизнь Тамбовского края XVII - XXI веков.

Понятие «литературная жизнь края». Литература края периода Древней Руси. «Тамбовский летописец», история и содержание. Связь выдающихся деятелей литературы (Г.Р. Державин, А.С. Пушкин, Е.А. Баратынский, М.Ю. Лермонтов, С.Н. Терпигорев, A.M. Жемчужников, Е.И. Замятин, М.И. Цветаева, А.С. Серафимович, С.Н. Сергеев-Ценский, А.П. Платонов, Н.Е. Вирта, А.И. Солженицын и другие) с Тамбовским краем. Становление и развитие литературы региона как историко-культурный процесс. Литера­турно-краеведческая классика и её место в истории русской литературы XVIII-XX веков.

Творческие взаимоотношения писателей. Е.И. Замятин и А.К. Воронский. Региональные традиции поэтического творчества. Художествен­ные открытия прозы.

История создания областной писательской организации. Состояние литературы Тамбовского края. Деятельность литературных объединений, издательская работа. Выездное заседание совета по прозе Союза писателей РСФСР.



Тема 3. Державин Гаврила Романович. Социально-культурная дея­тельность, типографское дело. Поэзия тамбовского периода творчества: «На смерть графини Румянцевой», «Осень в селе Зубриловке» («Осень во время осады Очакова»), «Желание зимы» и другие. Тематическое разнооб­разие. Роль поэта в совершенствовании поэтики классицизма. Философич­ность, метафоричность художественного мышления поэта.

Памятник Г.Р. Державину в Тамбове (скульптор КЛ. Малофеев, ар­хитектор А.С. Куликов).



Тема 4. Пушкин Александр Сергеевич. Тамбовские «корни» рода Пушкиных. Предки поэта: А.Ф. Пушкин (1717 - 1777) - тамбовский вое­вода (1772); П.М. Пушкин (? - 1684) - полковой воевода в г. Козлове (1653 - 1656); М.А. Пушкина-Ганнибал (1745 - 1818) - «тамбовская бабушка» А.С. Пушкина. Стихотворение «Моя родословная». Тамбовские адресаты лирики Пушкина. Стихи, посвящённые Е.А. Баратынскому, Е.П. Бакуни­ной, А.П. Керн. Творческое содружество А.С. Пушкина и А.Н. Верстовского. Романсы на стихи Пушкина «Чёрная шаль», «Цыганская песня»; симфоническая кантата Верстовского на стихотворение Пушкина «Пир Петра Первого».

Тема 5. Баратынский Евгений Абрамович. Связь с Тамбовским краем. История Мары. Лирика поэта. Анализ стихотворений, написанных в Маре («Стансы», «Она», «Не бойся едких осуждений», «Песня», «Запусте­ние» и другие). Начало работы над поэмой «Наложница» («Цыганка»). Ак­тивная духовная жизнь поэта, свободолюбивые настроения и ощущение приближающейся «бури». Переход от романтизма к реалистическому ис­кусству. Мотивы одиночества и религиозные настроения.

Музей Е.А. Баратынского в Умётском районе.



Тема 6. Лермонтов Михаил Юрьевич. Вопрос о посещении поэтом Тамбова. Поэма «Тамбовская казначейша» и общий социально-бытовой колорит провинциального губернского города, где «зданье лучшее ост­рог». В.Г. Белинский о «родовых характеристических приметах» творче­ства Лермонтова. «Тамбовская казначейша» и роман А.С. Пушкина «Ев­гений Онегин». Характер юмора и иронии в поэме. Роль эпиграфа и осо­бенности сюжетного построения. Иллюстрация М.В. Добужинского к произведению.

История памятника М.Ю. Лермонтову в Тамбове.



Тема 7. Терпигорев Сергей Николаевич. Биография писателя. «Вос­поминания» о Тамбовской губернской гимназии. Обзор произведений, свя­занных с жизнью Тамбовского края («Раскаты Стенькина грома в Тамбов­ской земле», «Тамбовские семирамидины сады»). История публикации цикла «Оскудение. Очерки, заметки и размышления тамбовского помещи­ка». Связь с традициями русской литературы. Автобиографическая основа. Анализ очерка «Новый барин». Роль эпиграфа. Образы города и деревни. Характеры Подугольникова, Сладкопевцева и средства их художественно­го выражения. Историко-литературные ассоциации.

Тема 8. Жемчужников Алексей Михайлович. Из деятельности Козьмы Пруткова. Тамбовский период творчества поэта. Стихи из сборни­ков «Песни старости» и «Прощальные песни»: «Лесок при усадьбе», «Ста­рая ракита», «Родная природа», «Возвращение холодов» и другие. Соци­альный колорит и зрительность образов поэзии. «Сезонные» стихи и их поэтика. Авторское «я» и союз поэта с природой.

Тема 9. Замятин Евгений Иванович. Биография писателя. Связь его творчества с Тамбовской землёй («На куличках», «Русь» и другие). Жизнь русской провинции, её топография, картины природы, этнография, на страницах повести «Уездное». Художественные особенности произведения как программного для эстетики раннего Замятина. Развитие образа Барыбы. Замятинская философия красоты и образ этого героя. Особенности композиции, смысл метафоры «уездное». «Уездное» и «русская» проза писателя. Лирическое повествование «Русь» и живопись Б.М. Кустодиева. Отношения писателя с А.К. Воронским.

Тема 10. Цветаева Марина Ивановна. Личные и творческие связи с поэтом из тамбовской Лебедяни Тихоном Чурилиным. Тамбовская Усмань в судьбе поэта. Повесть «Вольный проезд». Колоритные образы русских жен­щин первых лет советской власти, быт, особенности разговорной речи; встреча с усманским «Разиным», влияние её на дальнейшее творчество поэта.

Тема 11. Серафимович Александр Серафимович и его визиты в Там­бовский край. Рассказ «Тамбовский мужичок в Москве». Характер и пове­дение Карпа Евтихиевича Красногубова. Возможности «малого жанра».

8-Й КЛАСС

учебно-тематический план

п/п


Тема урока

Количество часов

Дата проведения

1

Родной край как источник творчества, понятие о «крае» в литера­турном краеведении. Современное состояние литературного краеведения Тамбовского региона

2




2

Литературная жизнь Тамбовского края XVII - XXI веков

2




3

Державин Гаврила Романович. Поэзия Тамбовского периода творчества

2




4

Пушкин Александр Сергеевич. Тамбовские «корни» рода Пуш­киных. Стихотворение «Моя родословная»

1




5

Баратынский Евгений Абрамович. Связь с Тамбовским краем. Стихотворения, написанные в Маре

2




6

Лермонтов Михаил Юрьевич. Поэма «Тамбовская казначейша».

1




7

Терпигорев Сергей Николаевич. Обзор произведений, связанных с жизнью Тамбовского края

1




8

Жемчужников Алексей Михайлович. Стихи из сборников «Песни старости» и «Прощальные песни»

1




9

Замятин Евгений Иванович. Связь творчества с Тамбовской зем­лёй. Художественные особенности повести «Уездное» (или «Русь»)

1




10

Цветаева Марина Ивановна. Повесть «Вольный проезд»

1




11

Серафимович Александр Серафимович. Рассказ «Тамбовский мужичок в Москве»

1




12

Урок-зачёт

2






Итого

17






ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения дисциплины «Литературное краеведение» учащиеся должны

знать и понимать:

• взаимосвязь литературы с историей и культурой родного края;

• историю создания произведений;

• биографии писателей, названия и содержание изученных про­изведений;

• характеристику героев;

• характерные особенности эпохи и жизни Тамбовского края, отражённые в изученных произведениях;

• жанровые особенности произведений;

• тексты, рекомендованные учителем для заучивания наизусть.



Уметь:

• анализировать и оценивать произведение как художественное целое;

• выявлять отношение автора к изображаемому и давать произ­ведению личную оценку;

• пересказывать узловые сцены и эпизоды изученного произве­дения;

• давать устный и письменный развёрнутые, аргументированные ответы на конкретные вопросы о сюжете произведения и его составляющих;

• писать отзыв о самостоятельно прочитанном тексте;

• составлять рассказ об авторе книги;

• подготовить доклад, сообщение, эссе об авторе и его произве­дении;

• выразительно читать произведения или их фрагменты, в том числе выученные наизусть;

• делать обзор публикаций по литературному краеведению и анализировать их;

• работать со справочной и критической литературой;

• вести переписку с писателями края.



Итоговый контроль предполагает защиту творческих и исследова­тельских работ учащихся по изученному материалу.

Тематическое планирование уроков литературного краеведения в 8 классе

по учебнику Л.В.Поляковой. 0,5 ч в неделю, 17 ч в год

Учитель Незнанова Е.Н.




Тема урока

Дата проведения



Родной край как источник творчества, понятие о «крае» в литера­турном краеведении. Современное состояние литературного краеведения Тамбовского региона

3.09



Родной край как источник творчества, понятие о «крае» в литера­турном краеведении. Современное состояние литературного краеведения Тамбовского региона

10.09



Литературная жизнь Тамбовского края XVII - XXI веков

17.09



Литературная жизнь Тамбовского края XVII - XXI веков

24.09



Державин Гаврила Романович. Поэзия Тамбовского периода творчества

1.10



Державин Гаврила Романович. Поэзия Тамбовского периода творчества

8.10



Пушкин Александр Сергеевич. Тамбовские «корни» рода Пуш­киных. Стихотворение «Моя родословная»

15.10



Баратынский Евгений Абрамович. Связь с Тамбовским краем. Стихотворения, написанные в Маре

22.10



Баратынский Евгений Абрамович. Связь с Тамбовским краем. Стихотворения, написанные в Маре

29.10



Лермонтов Михаил Юрьевич. Поэма «Тамбовская казначейша».

5.11



Терпигорев Сергей Николаевич. Обзор произведений, связанных с жизнью Тамбовского края

12.11



Жемчужников Алексей Михайлович. Стихи из сборников «Песни старости» и «Прощальные песни»

19.11



Замятин Евгений Иванович. Связь творчества с Тамбовской зем­лёй. Художественные особенности повести «Уездное» (или «Русь»)

26.11



Цветаева Марина Ивановна. Повесть «Вольный проезд»

3.12



Серафимович Александр Серафимович. Рассказ «Тамбовский мужичок в Москве»

10.12



Урок-зачёт

17.12



Урок-зачёт

24.12



содержание

9 КЛАСС

Тема 1. Родной край как источник творчества, понятие о «крае» в литературном краеведении. Современное состояние литературного краеведения Тамбовского региона.

Литературное краеведение как составная часть литературоведения, учебная дисциплина и общественное движение. Из истории литературного краеведения.

Соотношение регионального и историко-литературного принципов изучения литературы. Специфика учебного материала и принцип его отбо­ра. Система типов уроков и форм внеклассной работы. Анализ новейших работ по вопросам изучения литературного краеведения в школе, литера­турного краеведения Тамбовской земли. Локальный метод изучения лите­ратуры и культуры родного края. «Край» как образ или герой литературно­го произведения. «Тамбовский текст» в художественной литературе.

Современное состояние литературного краеведения Тамбовского ре­гиона. Основные краеведческие работы В.Е. Андреева, В.Т. Дорожкиной, Б.И. Илёшина, Н.Н. Наседкина, В.П. Пешкова, Л.В. Поляковой, их харак­теристика.



Тема 2. Литературная жизнь Тамбовского края XVII - XXI веков.

Понятие «литературная жизнь края». Литература края периода Древней Руси. «Тамбовский летописец», история и содержание. Связь выдающихся деятелей литературы (Г.Р. Державин, А.С. Пушкин, Е.А. Баратынский, М.Ю. Лермонтов, С.Н. Терпигорев, A.M. Жемчужников, Е.И. Замятин, М.И. Цветаева, А.С. Серафимович, С.Н. Сергеев-Ценский, А.П. Платонов, Н.Е. Вирта, А.И. Солженицын и другие) с Тамбовским краем. Становление и развитие литературы региона как историко-культурный процесс. Литера­турно-краеведческая классика и её место в истории русской литературы XVIII-XX веков.

Творческие взаимоотношения писателей. Е.И. Замятин и А.К. Воронский. Региональные традиции поэтического творчества. Художествен­ные открытия прозы.

История создания областной писательской организации. Состояние литературы Тамбовского края. Деятельность литературных объединений, издательская работа. Выездное заседание совета по прозе Союза писателей РСФСР.



Тема 3. Державин Гаврила Романович. Социально-культурная дея­тельность, типографское дело. Поэзия тамбовского периода творчества: «На смерть графини Румянцевой», «Осень в селе Зубриловке» («Осень во время осады Очакова»), «Желание зимы» и другие. Тематическое разнооб­разие. Роль поэта в совершенствовании поэтики классицизма. Философич­ность, метафоричность художественного мышления поэта.

Памятник Г.Р. Державину в Тамбове (скульптор КЛ. Малофеев, ар­хитектор А.С. Куликов).



Тема 4. Пушкин Александр Сергеевич. Тамбовские «корни» рода Пушкиных. Предки поэта: А.Ф. Пушкин (1717 - 1777) - тамбовский вое­вода (1772); П.М. Пушкин (? - 1684) - полковой воевода в г. Козлове (1653 - 1656); М.А. Пушкина-Ганнибал (1745 - 1818) - «тамбовская бабушка» А.С. Пушкина. Стихотворение «Моя родословная». Тамбовские адресаты лирики Пушкина. Стихи, посвящённые Е.А. Баратынскому, Е.П. Бакуни­ной, А.П. Керн. Творческое содружество А.С. Пушкина и А.Н. Верстовского. Романсы на стихи Пушкина «Чёрная шаль», «Цыганская песня»; симфоническая кантата Верстовского на стихотворение Пушкина «Пир Петра Первого».

Тема 5. Баратынский Евгений Абрамович. Связь с Тамбовским краем. История Мары. Лирика поэта. Анализ стихотворений, написанных в Маре («Стансы», «Она», «Не бойся едких осуждений», «Песня», «Запусте­ние» и другие). Начало работы над поэмой «Наложница» («Цыганка»). Ак­тивная духовная жизнь поэта, свободолюбивые настроения и ощущение приближающейся «бури». Переход от романтизма к реалистическому ис­кусству. Мотивы одиночества и религиозные настроения.

Музей Е.А. Баратынского в Умётском районе.



Тема 6. Лермонтов Михаил Юрьевич. Вопрос о посещении поэтом Тамбова. Поэма «Тамбовская казначейша» и общий социально-бытовой колорит провинциального губернского города, где «зданье лучшее ост­рог». В.Г. Белинский о «родовых характеристических приметах» творче­ства Лермонтова. «Тамбовская казначейша» и роман А.С. Пушкина «Ев­гений Онегин». Характер юмора и иронии в поэме. Роль эпиграфа и осо­бенности сюжетного построения. Иллюстрация М.В. Добужинского к произведению.

История памятника М.Ю. Лермонтову в Тамбове.



Тема 7. Терпигорев Сергей Николаевич. Биография писателя. «Вос­поминания» о Тамбовской губернской гимназии. Обзор произведений, свя­занных с жизнью Тамбовского края («Раскаты Стенькина грома в Тамбов­ской земле», «Тамбовские семирамидины сады»). История публикации цикла «Оскудение. Очерки, заметки и размышления тамбовского помещи­ка». Связь с традициями русской литературы. Автобиографическая основа. Анализ очерка «Новый барин». Роль эпиграфа. Образы города и деревни. Характеры Подугольникова, Сладкопевцева и средства их художественно­го выражения. Историко-литературные ассоциации.

Тема 8. Жемчужников Алексей Михайлович. Из деятельности Козьмы Пруткова. Тамбовский период творчества поэта. Стихи из сборни­ков «Песни старости» и «Прощальные песни»: «Лесок при усадьбе», «Ста­рая ракита», «Родная природа», «Возвращение холодов» и другие. Соци­альный колорит и зрительность образов поэзии. «Сезонные» стихи и их поэтика. Авторское «я» и союз поэта с природой.

Тема 9. Замятин Евгений Иванович. Биография писателя. Связь его творчества с Тамбовской землёй («На куличках», «Русь» и другие). Жизнь русской провинции, её топография, картины природы, этнография, на страницах повести «Уездное». Художественные особенности произведения как программного для эстетики раннего Замятина. Развитие образа Барыбы. Замятинская философия красоты и образ этого героя. Особенности композиции, смысл метафоры «уездное». «Уездное» и «русская» проза писателя. Лирическое повествование «Русь» и живопись Б.М. Кустодиева. Отношения писателя с А.К. Воронским.

Тема 10. Цветаева Марина Ивановна. Личные и творческие связи с поэтом из тамбовской Лебедяни Тихоном Чурилиным. Тамбовская Усмань в судьбе поэта. Повесть «Вольный проезд». Колоритные образы русских жен­щин первых лет советской власти, быт, особенности разговорной речи; встреча с усманским «Разиным», влияние её на дальнейшее творчество поэта.

Тема 11. Серафимович Александр Серафимович и его визиты в Там­бовский край. Рассказ «Тамбовский мужичок в Москве». Характер и пове­дение Карпа Евтихиевича Красногубова. Возможности «малого жанра».
9-Й КЛАСС

учебно-тематический план

№п/п

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

1

Сергеев-Ценский Сергей Николаевич. Тамбовские «корни» пи­сателя. Поэзия и проза Жанровое разнообразие творчества

2




2

Платонов Андрей Платонович. «Тамбовский человек» на стра­ницах повести «Город Градов»

1




3

Вирта Николай Евгеньевич. Роман «Одиночество» - одна из пер­вых попыток художественного анализа крестьянского движения в Тамбовском крае

1




4

Солженицын Александр Исаевич. Рассказ «Случай на станции Кочетовка»

1




5

Тема Великой Отечественной войны в творчестве тамбовских авторов

2




6

Литература второй половины XX - начала XXI веков и произве­дения о Тамбовском крае. Творчество писателей старшего поко­ления и молодых. Новые имена

2




7

Проза тамбовских литераторов второй половины XX - начала XXI веков, её связь с историей края

3




8

Поэзия второй половины XX - начала XXI веков, её связь с ис­торией края

3




9

Урок-зачёт

2







Итого:

17



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения дисциплины «Литературное краеведение» учащиеся должны

знать и понимать:

• взаимосвязь литературы с историей и культурой родного края;

• историю создания произведений;

• биографии писателей, названия и содержание изученных про­изведений;

• характеристику героев;

• характерные особенности эпохи и жизни Тамбовского края, отражённые в изученных произведениях;

• жанровые особенности произведений;

• тексты, рекомендованные учителем для заучивания наизусть.



Уметь:

• анализировать и оценивать произведение как художественное целое;

• выявлять отношение автора к изображаемому и давать произ­ведению личную оценку;

• пересказывать узловые сцены и эпизоды изученного произве­дения;

• давать устный и письменный развёрнутые, аргументированные ответы на конкретные вопросы о сюжете произведения и его составляющих;

• писать отзыв о самостоятельно прочитанном тексте;

• составлять рассказ об авторе книги;

• подготовить доклад, сообщение, эссе об авторе и его произве­дении;

• выразительно читать произведения или их фрагменты, в том числе выученные наизусть;

• делать обзор публикаций по литературному краеведению и анализировать их;

• работать со справочной и критической литературой;

• вести переписку с писателями края.



Итоговый контроль предполагает защиту творческих и исследова­тельских работ учащихся по изученному материалу.

Литература и средства обучения

Авдошенко Е.В. Поэт Г.Р. Державин в Тамбове. - Тамбов, 1962.

Андреев В.Е. Литературные традиции Тамбовской земли // Програм­ма общеобразовательных учреждений. Литература. Факультативные кур­сы. - М., 1995; Литераторы на Тамбовской земле: краткий справочник. -Мичуринск, 1998; В стране Евгения Боратынского // Русские провинци­альные усадьбы конца XVIII - начала XX веков. Сб. статей. - Воронеж, 2001; Б.Н. Чичерин как художник слова // Вестник Тамбовского универси­тета. Вып. 4. 2005.

А.С. Пушкин и Тамбовский край: рекомендательный библиографи­ческий указатель. Тамбов, 1999.

Белых М.П. Привет из Козлова. Очерки. Липецк, 1998, 2001; - Ми­чуринск, 2004,2005; Мичуринский биографический словарь: город в лицах последнего года XX века. - Мичуринск, 2000.

Венок Боратынскому. Материалы I и II Российских научных чтений «Е.А. Боратынский и русская культура». - Мичуринск, 1994.

Гордеев Н.М., Пешков В.П. Тамбовская тропинка к Пушкину. Изд. 3-е. - Тамбов, 1999.

Дорожкина В.Т. Неисчерпаемый серебряный век: очерки о поэтах серебряного века, связанных с Тамбовским краем. - Тамбов, 1997; Литера­турная жизнь. Прошлое и настоящее: фрагменты истории Тамбовской об­ластной писательской организации. - Тамбов, 2000.

Дорожкина В.Т., Полякова Л.В. Литературная жизнь Тамбовского края XVII - XXI веков. Справочник. - Тамбов, 2006.

Евгений Абрамович Баратынский. Биобиблиографический указа­тель. - Тамбов, 1989.

Замятинская энциклопедия. Лебедянский контекст. - Тамбов -Елец, 2004.

Желтова Н.Ю. Проза Е. И. Замятина: поэтика русского националь­ного характера. - Тамбов, 2003.

Плешин Б.И. И голубые небеса: краеведческие очерки. - М., 1981; Река золотых зорь: книга очерков. - Воронеж, 1984; Литературные тропин­ки отчего края1986.

Истоки. Программа по краеведению для детских библиотек: 1-9-е классы / Сост. Т.П. Ушакова. - Тамбов, 2001.

Кайев А. Литературоведческое краеведение // Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. Т. 4. - М., 1967.

Капитонова Н.А. Завет добра и света. О поэзии A.M. Жемчужникова. Пособие для учителя. - М., 2005.

Козловъ - Мичуринск: литература и культура. - Мичуринск, 1992.

Козловъ - Мичуринск. Историко-литературное краеведение. Вып. 4 и 5. - Мичуринск, 1993.

Комлик Н.Н. Творческое наследие Е. И. Замятина и традиции рус­ской народной культуры. - Тамбов - Елец, 2000.

Костылёва С.Ю. Поэтическая структура романа Н. Е. Вирты «Оди­ночество». Научно-исследовательский эскиз. - Тамбов, 2004.

Краткая литературная энциклопедия; В 9 т. - М., 1962 - 1978.

Культура русской провинции: проблемы изучения литературного наследия Тамбовского края. Вып. 1 - 3. - Тамбов, 1990,1993,1999.

Куприяновский П.В. Проблемы регионального изучения литерату­ры// Русская литература. 1984. Л.В. Полякова. Материалы к творческой биографии. - Тамбов, 2002.

Лежнёв А. В. Литература Тамбовского края. Программа для уча­щихся 5 - 9-х классов с методическими рекомендациями для учителя. -Тамбов, 1999; И брызнет заря: очерки о поэте В. Шульчеве. - Черкассы, 1999; Повесть Е.И. Замятина «Уездное». Учебно-методический коммента­рий. - Тамбов, 2000; Повесть Е.И. Замятина «На куличках». Учебно-методический комментарий. - Тамбов, 2003.

Лихачёв Д.С. Земля родная. - М., 1983.

Мартынов Б.Ф. Журналист и издатель И.Г. Рахманинов. - Тамбов, 1962.

Мещеряков Ю.А. Гавриил Романович Державин. Тамбовский период деятельности. - Тамбов, 2006.

МилоновН.А. Литературное краеведение. - М., 1985.

«Могучий, нестареющий русский талант» (К 130-летию со дня рождения С.Н. Сергеева-Ценского): материалы юбилейных региональных научно-методических чтений. - Тамбов, 2005.

Морозов Е.А. Державин - правитель Тамбовского наместничества: очерк. - Тамбов, 1999

Наседкин Н.Н. От Державина до..: очерк истории тамбовской лите­ратуры. Тамбов, 1993; Литературные мушкетёры: очерки о писателях. -Тамбов, 1996.

Никифоров Н.А. Поиски и находки. - Воронеж, 1964; Поиски про­должаются. - Воронеж, 1969.

Овсянников ИМ. Мы шли покорять мир: документальная повесть о Воронском. - Воронеж, 1992.
Календарно-тематическое планирование уроков литературного краеведения в 9 кл.

по учебнику Л.В.Поляковой. 0,5 ч в неделю, 17 ч в год

Учитель Незнанова Е.Н.




Тема урока

Дата проведения

1.

Сергеев-Ценский Сергей Николаевич. Тамбовские «корни» пи­сателя. Поэзия и проза Жанровое разнообразие творчества




2.

Сергеев-Ценский Сергей Николаевич. Тамбовские «корни» пи­сателя. Поэзия и проза Жанровое разнообразие творчества




3

Платонов Андрей Платонович. «Тамбовский человек» на стра­ницах повести «Город Градов»




4

Вирта Николай Евгеньевич. Роман «Одиночество» - одна из пер­вых попыток художественного анализа крестьянского движения в Тамбовском крае




5

Солженицын Александр Исаевич. Рассказ «Случай на станции Кочетовка»




6

Тема Великой Отечественной войны в творчестве тамбовских авторов




7

Тема Великой Отечественной войны в творчестве тамбовских авторов




8

Литература второй половины XX - начала XXI веков и произве­дения о Тамбовском крае. Творчество писателей старшего поко­ления и молодых. Новые имена




9

Литература второй половины XX - начала XXI веков и произве­дения о Тамбовском крае. Творчество писателей старшего поко­ления и молодых. Новые имена




10

Проза тамбовских литераторов второй половины XX - начала XXI веков, её связь с историей края




11

Проза тамбовских литераторов второй половины XX - начала XXI веков, её связь с историей края




12

Проза тамбовских литераторов второй половины XX - начала XXI веков, её связь с историей края




13

Поэзия второй половины XX - начала XXI веков, её связь с ис­торией края




14

Поэзия второй половины XX - начала XXI веков, её связь с ис­торией края




15

Поэзия второй половины XX - начала XXI веков, её связь с ис­торией края




16

Урок-зачёт





17

Урок-зачёт





База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка