Учебная программа для специальности: 1-03 04 04-01 Практическая психология. Иностранный язык (английский)



Скачати 171.29 Kb.
Дата конвертації14.04.2016
Розмір171.29 Kb.
Учреждение образования

«ПОЛОЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


УТВЕРЖДАЮ

Ректор учреждения образования

«Полоцкий государственный университет»

_________ Д.Н. Лазовский

«____»_________ 2012 г.

Регистрационный № УД-________/р.




АРТ-ТЕРАПИЯ

Учебная программа для специальности:

1-03 04 04-01 Практическая психология. Иностранный язык (английский)
Факультет спортивно-педагогический

Кафедра технологии и методики преподавания

Курс 3

Семестр 5



Лекции 18 часов
Всего аудиторных

часов по дисциплине 18 часов


Формы получения

высшего образования дневная

Составила Наталья Николаевна Струнина, старший преподаватель кафедры технологии и методики преподавания

2012 г.
Учебная программа составлена на основе учебной программы по дисциплине «Арт-терапия» для специальности 1-03 04 04-01 «Практическая психология. Иностранный язык (английский)», утвержденной ректором УО «ПГУ» _________2012 г., регистрационный номер УД___________/баз.


Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры технологии и методики преподавания (протокол № , от 2012 г.)

Заведующий кафедрой


____________________ С.Э. Завистовский

Одобрена и рекомендована к утверждению на заседании методической комиссии спортивно-педагогического факультета


(протокол № , от 2012 г.)

Председатель __________________Н.И. Апрасюхина


Одобрена и рекомендована к утверждению Научно-методическим советом учреждения образования «Полоцкий государственный университет»

(протокол № от 2012 г.)


Председатель


_________________________В.В. Булах

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная дисциплина «Арт-терапия» является факультативной дисциплиной по специальности 1-03 04 04-01 «Практическая психология. Иностранный язык (английский)». Указанная дисциплина способствует формированию необходимых для практического психолога умений и навыков использования арт-терапевтических техник.
Цели преподавания дисциплины.

1) Образовательная: формирование научных представлений об арт-терапии как методе коррекционного воздействия.

2) Воспитательная: формирование у студентов самопринятия и самоценности через процесс творчества.

3) Развивающая: гармонизация развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания посредством продуктов творчества.


Задачи изучения дисциплины:

– разъяснить студентам тесную взаимосвязь и взаимозависимость диагностических и коррекционных процессов;

– раскрыть сущность различных подходов психологии к пониманию арт-терапии;

– способствовать формированию у студентов арт-терапевтических навыков и умений;

– способствовать развитию познавательных и созидательных навыков;

– сформировать личностную готовность к применению знаний арт-терапевтических техник в процессе профессиональной деятельности.


Методы (технологии) обучения: при изучении дисциплины применяются следующие эффективные методики и технологии:

- технология учебно-исследовательской деятельности;

- коммуникативные технологии (дискуссия);

- информационные технологии в форме презентаций;

- проектный метод.

В процессе изучения дисциплины «Арт-терапия» у студентов должно обеспечиваться формирование следующих групп компетенций:



академические компетенции:

  • овладеть базовыми научно-теоретическими знаниями в области арт-терапии;

  • развивать умения и навыки самостоятельной работы;

  • овладевать междисциплинарным подходом при решении профессиональных задач;

социально-личностные компетенции:

  • развивать способности к социальному взаимодействию;

  • формировать умение работать в коллективе.

профессиональные компетенции:

  • овладеть арт-терапевтическими методами и приемами;

  • научиться использовать полученные знания в практической деятельности психолога.


Требования к освоению учебной дисциплины:

Студент должен знать:

- особенности арт-терапевтического подхода;

- техники и возможности арт-терапевтического воздействия;

- механизмы психологического арт-терапевтического воздействия.

Студент должен уметь:



  • использовать арт-терапевтические техники на практике;

  • творческое самовыражение в ходе проведения арт-терапии;

  • использовать арт-терапию для повышения адаптационных способностей в повседневной жизни.

В соответствии с учебным планом по специальности 1-03 04 04 -01 на изучение дисциплины отводится 18 часов аудиторных занятий.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
1. Общая характеристика метода арт-терапии. Особенности проведения арт-терапевтических занятий. Появление арт-терапии, как области теоретического и практического знания. Содержание, цели, формы и виды арт-терапевтической работы. Разновидности арт-терапевтических групп. Технология арт-терапевтической работы. Границы и ответственность в арт-терапии. Отечественный и зарубежные подходы в арт-терапии. Преимущества и недостатки арт-терапии.
2. Музыкотерапия как арт-терапевтический метод. История появления метода. Сфера применения музыкотерапии. Основные направления коррекционного действия музыкотерапии. Формы и методы музыкотерапии. Выбор музыкальной программы. Использование музыкальных инструментов в ходе музыкотерапии. Применение музыкотерапии в детском возрасте.
3. Библиотерапия как арт-терапевтический метод. Специфика коррекционного чтения. Методика библиотерапии и библиотерапевтическая рецептура. Формы и методы библиотерапии. Анализ жанров литературы с точки зрения их возможности использования в библиотерапии.
4. Танцевальная терапия как арт-терапевтический метод. История появления метода. Сфера применения танцевальной терапии. Танцевальная терапия как основной и вспомогательный метод. Психокоррекционные задачи танцевальной терапии. Формы и методы танцевальной терапии. Преимущества и недостатки музыкального сопровождения танцевальной терапии.
5. Рисуночная терапия как арт-терапевтический метод. Сфера применения рисуночной терапии. Особенности развития художественного творчества и его связь с развитием психических функций. Этапы развития детского рисунка.  Применение рисуночной терапии в детском возрасте.

Психологическое влияние художественных материалов. Рисуночная терапия как основной и вспомогательный метод. Этапы коррекционного процесса с использованием метода проективного рисования.



Формы работы с картиной, рисунком. Тематика рисования. Типы заданий, используемые в рисуночной практике. Способы интерпретаций: искусствоведческая,  психологическая, биографическая.  Особенности восприятия рисунка. Функции психолога в ходе работы с рисунком.
6. Сочинение историй как арт-терапевтический метод. Сфера применения метода. Формы работы с методом. Метод сочинения историй в работе с детьми. Этапы коррекционного процесса с использованием метода сочинения историй.
7. Сказкотерапия как арт-терапевтический метод. Особенности сказкотерапии как психокоррекционного метода. Возможности работы со сказкой. Виды сказок, используемых в психокоррекционном процессе. Основные приемы работы со сказкой. Система сказкотерапевтической психокоррекции (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева.) Формы и методы сказкотерапии.
8. Куклотерапия как арт-терапевтический метод. Особенности куклотерапии как частного метода арт-терапии. Сфера применения куклотерапии. Индивидуальная и групповая формы куклотерапии. Основные приемы коррекционного воздействия. Этапы коррекционного процесса. Особенности работы с разными вариантами кукол.
9. Арттерапия в системе психокоррекционной помощи детям с проблемами в развитии. Лечебное и коррекционное воздействие арт-терапии. Принципы психокоррекционной работы с детьми с особенностями в развитии. Методики психокоррекционной работы с детьми с особенностями в развитии. Показатели для использования арттерапии в коррекционной работе с детьми с проблемами развития: отклонения в развитии психоэмоциональной сферы; нарушение коммуникативно-рефлексивных процессов; психосоматические отклонения в развитии; задержка психического развития и умственная отсталость; аутизм. Коррекционные возможности арттерапии в работе с детьми с особенностями в развитии. Формы организации арт-терапии в специальном образовании.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«АРТ-ТЕРАПИЯ»




Названия разделов и тем

Количество часов

Всего

Лекции

1

Общая характеристика метода арт-терапии. Особенности проведения арт-терапевтических занятий.

2

2

2

Музыкотерапия как арт-терапевтический метод.

2

2

3

Библиотерапия как арт-терапевтический метод.

2

2

4

Танцевальная терапия как арт-терапевтический метод.

2

2

5

Рисуночная терапия как арт-терапевтический метод.

2

2

6

Сочинение историй как арт-терапевтический метод.

2

2

7

Сказкотерапия как арт-терапевтический метод.

2

2

8

Куклотерапия как арт-терапевтический метод.

2

2

9

Арттерапия в системе психокорекционной помощи детям с проблемами в развитии.


2

2



ЛИТЕРАТУРА
Основная:

  1. Кэдьюсон, Х. Практикум по игровой терапии: Пер. с англ. / Х. Кэдьюсон. – СПб.: Питер, 2001.

  2. Осипова, А.А. Введение в теорию психокоррекции / А.А. Осипова. – М.: МПСИ, 2000.

  3. Пономарева, И.М. Интерактивные методы в работе с семьями, воспитывающими детей с ОФПР / И.М. Пономарева // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2012, №5. – С. 58-62.

  4. Сеньковская, И.В. Коррекционно-развивающая программа для подростков, требующих особого внимания // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2011, №9. – С. 36-51.



Дополнительная:

  1. Алексеева, М.Ю. Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя / М.Ю. Алексеева. – М., 2003.

  2. Аметова, Л.А. Формирование арт-терапевтической культуры младших школьников. Сам себе арт-терапевт / Л.А. Аметова. – М., 2003.

  3. Арт-терапия / Под ред. А.И. Копытина. – СПБ., 2001.

  4. Бетенски, М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии / М. Бретенски. – М., 2002.

  5. .Бурно, М.Е. Терапия творческим самовыражением / М.Е. Бурно. – М., 1989.

  6. Вальдес, О. М. Арт-терапия в работе с подростками. Психотерапевтические виды художественной деятельности: Методическое пособие / О.М. Вальдес. – Владос, 2005.

  7. Вачков, И.В. Арт-терапия. Развитие самопознания через психологическую сказку / И.В. Вачков. – М.,2001.

  8. Ганим, Б. Исцеление через искусство / Б. Ганим. – Минск, 2005.

  9. Годовникова, Л.В. Основы коррекционно-развивающей работы в массовой школе / Л.В. Годовникова. – Белгород: БелГУ, 2005.

  10. Дженингс, С. Сны, маски и образы. Практикум по арт-терапии / С. Дженингс, А. Минде. – М., 2003.

  11. Диагностика в арт-терапии. Метод "Мандала" / Под ред. А.И. Копытина. – СПб., 2002.

  12. Дрешер, Ю.Н. Библиотерапия, теория и практика: учебное пособие / Ю.Н. Дрешер. – М.: Профессия, 2007.

  13. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по креативной терапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

  14. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Путь к волшебству, Теория и практика арттерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: Златоуст, 2005.

  15. Зинкевич – Евстигнеева, Т.Д. Психотерапия зависимостей: Метод арт-терапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: Речь 2002.

  16. Киселева, М.В. Арт-терепия в работе с детьми / М.В. Киселева. – СПб.: Речь, 2008.

  17. Кожохина, С.К. Растём и развиваемся с помощью искусства / С.К. Кожохина. – СПб.: Речь, 2006.

  18. Кокоренко, В.Л. Арт-технологии в подготовке специалистов помогающих профессий / В.Л. Кокоренко. – СПб.: Речь, 2005.

  19. Копытин, А.И., Техники аналитической арт-терапии: исцеляющие путешествия / А.И. Копытин, Б. Корт. – СПб.: Речь, 2007.

  20. Копытин, А.И. Теория и практика арт-терапии / А.И. Копытин. – СПб., 2002.

  21. Копытин, А.И. Тест "Нарисуй историю / А.И. Копытин. – СПб.: Речь, 2003.

  22. Копытин. А.И. Системная арт-терапия / А.И. Копытин. – СПб.: Питер, 2001.

  23. Копытин, А.И. Арт - терапия детей и подростков / Копытин А.И., Е.Е. Свистовская. – М.: Когито - Центр, 2007.

  24. Короткова, Л.Д. Арт-терапия для дошкольников и младшего школьного возраста / Л.Д. Короткова. – СПб.: Речь -2001.

  25. Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук. – СПб., 2003.

  26. Осипова, А.А. Общая психокоррекция / А.А. Осипова. – М.: ТЦ «Сфера», 2000.

  27. Остер, Дж. Рисунок в психотерапии / Дж. Остер, П. Гоулд. – М., 2000.

  28. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / Под ред. И.В. Дубровиной. – м.: «Академия», 1998.


ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ


  1. Изобразительные техники в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

  2. Песочная терапия как прием коррекционной работы.

  3. Пластилинотерапия как прием коррекционной работы.

  4. Перенос и контрперенос в арт-терапевтической практике.

  5. Использование художественных репродукций в арт – терапевтическом пространстве.

  6. Образы и символы в арт-терапии. Особенности работы с мифом.

  7. Методика проведения творческих мастерских, как подход к созданию собственных арт-терапевтических проектов.  Практическая работа в малых творческих группах.

  8. Особенности использования мультимедийных  средств  в арт – терапии.

  9. Проблема сквернословия и ее решение посредством арт-терапии.

  10. Коррекция межличностного взаимодействия посредством арт-терапии.

  11. Арт-технологии в подготовке специалистов помогающих профессий.

  12. Формирование арт-терапевтической культуры у детей и взрослых.

  13. Практическое применение элементов арт-терапии в работе психолога.



ПРИМЕРЫ ПРОВЕРОЧНЫХ ЗАДАНИЙ


  1. К направлениям арт-терапии относят… (продолжить).

  2. Верно ли, что арт-терапии может использоваться как основной и вспомогательный метод?

  3. Основными формами арт-терапии являются…(продолжить).

  4. Среди музыкальных инструментов лидером по воздействию на состояние человека является:

а) фортепиано;

б) скрипка;

в) орган;

г) ударные инструменты;

д) нет верного ответа.

5. Что такое катарсис?

6. Какой жанр литературы в библиотерапии используется с целью дать возможность разобраться в причинах многих видов неправильного поведения, как собственного, так и окружающих, оценить степень девиантности поведения?

7. Какие виды сказок используются в сказкотерапии?

8. Что представляет собой кукла-перчатка?

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

Номер темы, занятия

Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов


Количество аудиторных часов


Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия и др.)


Литература



Форма контроля знаний





лекции


практические

(семинарские)

занятия


лабораторные

занятия


управляемая самостоятельная работа студента

1

2

3

4

5

6

7

8

9



Общая характеристика метода арт-терапии. Особенности проведения арт-терапевтических занятий.

2








Презентационные слайды «Арт-терапия как психокоррекционный метод»

осн. 2

доп.1-5,11,13,14,16,17,20,26








Музыкотерапия как арт-терапевтический метод.

2








Презентационные слайды «Музыкотерапия как арт-терапевтический метод»

осн. 2

доп. 1-5, 13,14,16, 20, 26



рефераты



Библиотерапия как арт-терапевтический метод.

2








Презентационные слайды «Библиотерапия как арт-терапевтический метод »

осн. 2

доп. 1-5,12-13,16, 20, 26



рефераты



Танцевальная терапия как арт-терапевтический метод.

2








Презентационные слайды «Танцевальная терапия как арт-терапевтический метод»

осн. 2

доп.1-5, 20, 26








Рисуночная терапия как арт-терапевтический метод.

2








Презентационные слайды «Рисуночная терапия как арт-терапевтический метод»

осн. 2

доп.1-6, 13,14,16, 20,21, 26,27



Рефераты



Сочинение историй как арт-терапевтический метод.

2








Презентационные слайды «Сочинение историй как арт-терапевтический метод»

осн. 2

доп.1-5, 13,14,16, 20,21, 26








Сказкотерапия как арт-терапевтический метод.

2








Презентационные слайды «Сказкотерапия как арт-терапевтический метод»

осн. 2

доп.1-5,7, 13,14,16, 20, 26



рефераты



Куклотерапия как арт-терапевтический метод.

2








Презентационные слайды «Куклотерапия как арт-терапевтический метод»

осн. 1,2

доп.1-5, 13,14,16, 20, 26








Арт-терапия в системе психокорекционной помощи детям с проблемами в развитии.


2








Презентационные слайды « Арт-терапия в системе психокорекционной помощи детям с проблемами в развитии »

осн. 2,3,4

доп.1-5,8,9,11, 13-16-18, 20,23,25, 26,28



Письменный опрос по пройденным темам




Всего

18




















База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка