Ттеория и практика психологической помощи



Сторінка1/41
Дата конвертації13.04.2016
Розмір5.42 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   41
ТТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

А.Н.Моховиков

ТТЕЛЕФОННОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
2-е

переработанное

Москва


Смысл 2001

ОТ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА 4

ПРЕДИСЛОВИЕ 5

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА ко второму изданию 8

Введение: ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ И ТЕЛЕФОННАЯ ПОМОЩЬ: М.БУБЕР И М.М.БАХТИН ПРОТИВ Б.ПАСКАЛЯ И Г-Г.ГАДАМЕРА 9

1 история возникновения телефонного консультирования, ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ, ОБУЧЕНИЕ. 15

Глава 1. ИСТОРИЯ ТЕЛЕФОННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ЗА РУБЕЖОМ 15

Александр Галич 15

Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ТЕЛЕФОННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ПОСТТОТАЛИТАРНОМ ОБЩЕСТВЕ 22

Глава 3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ И ЭТИКА ТЕЛЕФОННОЙ ПОМОЩИ 29

Глава 4. МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ КОНСУЛЬТАНТОВ НА ОСНОВЕ ОПЫТА. 35

Глава 5ФЕНОМЕН «СГОРАНИЯ» У ТЕЛЕФОННЫХ КОНСУЛЬТАНТОВ 40

Глава 6. ПРАКТИКА СУПЕРВИЗИИ В ТЕЛЕФОННОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ 44

Глава 7. РЕКЛАМНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СЛУЖБАХ НЕОТЛОЖНОЙ ТЕЛЕФОННОЙ ПОМОЩИ 51

Глава 8. ПСИХОЛОГИЯ АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ 57

Глава 9. ПСИХОЛОГИЯ ТЕЛЕФОННОГО ДИАЛОГА 66

Глава 10. ЯЗЫК ТЕЛЕФОННОГО ДИАЛОГА 75

Глава 11. ТЕЛЕФОННЫЙ ДИАЛОГ И ПРОСТЫЕ ЭРИКСОНИАНСКИЕ ТЕХНИКИ 81

Глава 12.ПСИХОЛОГИЯ РЕГУЛЯРНЫХ («ЗАВИСАЮЩИХ») АБОНЕНТОВ 85

Глава 13. ПСИХОЛОГИЯ ВЕРБАЛЬНОЙ АГРЕССИИ 90

Глава 14. БЕСЕДА С АГРЕССИВНЫМ И МАНИПУЛЯТИВНЫМ АБОНЕНТАМИ 95

Глава 15. ОШИБКИ ТЕЛЕФОННОГО ДИАЛОГА И ИСКУССТВО ЕГО ЗАВЕРШЕНИЯ 99

Глава 16. МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ И ТЕЛЕФОННАЯ ПОМОЩЬ 103

Глава 17. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 107

Глава 18. ОСНОВЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ТЕЛЕФОННАЯ ПОМОЩЬ 112

Глава 19. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНОГО КОНФЛИКТА 120

Глава 20. КРИЗИСНЫЕ СОСТОЯНИЯ 126

20.2. АБОНЕНТЫ, ПЕРЕЖИВШИЕ ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ 132

20.3. ПСИХОЛОГИЯ БОЛЕЗНИ И УМИРАНИЯ 139

20.4. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 144

20.5. ПСИХОЛОГИЯ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ЖЕРТВ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ 150

Глава 21. СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ 157

21.2. ОБЩИЕ ЧЕРТЫ И ОСОБЕННОСТИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ 171

21.3. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, И ГРУППЫ РИСКА 181

21 А. ПРЕВЕНЦИЯ, ИНТЕРВЕНЦИЯ И ПОСТВЕНЦИЯ 193

21.5. БИОЭТИКА И САМОУБИЙСТВО 202

Глава 22. ПРОБЛЕМЫ АДЦИКЦИИ 208

22.1. АЛКОГОЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ 208

22.2. ПРОБЛЕМЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ 216

22.3. ИГРОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ 220

22.4. КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ 225

Глава 23. СЕКСУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ТЕЛЕФОННОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ 240

Глава 24. ТЕЛЕФОННОЕ ОБЩЕНИЕ С ДУШЕВНОБОЛЬНЫМИ 245

Приложение 1.КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ЦЕНТР КОНСУЛЬТАТИВНОЙ 250

ТЕЛЕФОННОЙ ПОМОЩИ 250

Приложение 2. ЭТИЧЕСКАЯ ХАРТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ФЕДЕРАЦИИ СЛУЖБ НЕОТЛОЖНОЙ ТЕЛЕФОННОЙ ПОМОЩИ 261


В книге рассматриваются вопросы теории и практики телефонной психологической помощи как особого направления в психологическом консультировании. Особое внимание уде­лено психотехническим аспектам телефонного консультирова­ния и частным проблемам телефонной помощи.

Рекомендуется как практическое руководство для сотрудни­ков служб неотложной телефонной помощи — «Телефонов до­верия», студентам психологических факультетов, а также прак­тическим психологам, специалистам по социальной работе и суицидологам.



ОТ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА

Телефонная психологическая помощь — дело для на­шей страны новое. В 1989 г. во всем бывшем СССР ра­ботало не более десяти таких линий. Сегодня, по дан­ным Российской ассоциации телефонов экстренной психологической помощи (РАТЭПП), число таких ли­ний в России приближается к 220. Около 2500 их со­трудников (профессиональных психологов и волонте­ров) отвечают не менее чем на 1,5 миллиона звонков в год. Если очень условно принять среднюю продол­жительность разговора с абонентом за полчаса, это складывается в 31250 дней или 85,6 лет. На что же ухо­дит это время? Ради чего два человека по оба конца те­лефонного провода тратят самое дорогое, что у них есть, — часы и дни своей жизни?

Может быть, лучше всего на этот вопрос ответил один мальчик лет семи. В 1989 г. в Институте психоте­рапии и консультирования «Гармония» благодаря ини­циативе Е.С.Креславского был открыт «дважды первый» тогда еще в СССР (первый негосударственный и пер­вый для детей) телефон экстренной помощи. И пер­вый звонок был от мальчика, который сказал: «Я дома один. Мне так плохо и скучно. Я услышал по радио ваш телефон. Поговорите со мной немножко». Люди звонят, когда им плохо и они нуждаются в собеседнике.

Телефонная психологическая помощь бесплатна и анонимна — поэтому ее сотрудники не могут предста­вить таких статистик, какие представляют, например, врачи: поступило столько-то больных с такими-то рас­стройствами, лечились так-то, вылечилось столько-то.

Но о необходимости и полезности таких служб доста­точно убедительно говорят и мировой опыт, и тот факт, что число служб и обращающихся в них людей продолжает расти, и — иногда — звонки абонентов, говорящих «спасибо» за то, что они продолжают жить, за помощь в разрешении каких-то проблем, за сохра­ненную семью или не превратившийся в войну на вза­имное уничтожение развод, — каждый за что-то свое (хотя чаще всего люди предпочитают, преодолев «по­лосу проблем», оглядываться на нее пореже).

Со 2 ноября 1953 г. — дня рождения телефонной пси­хологической помощи — прошло 45 лет, но до сих пор некоторые люди не могут принять ее, видя в ней лишь «новомодный выверт» или признак угрожающего рас­пада межчеловеческих связей и культуры. Между тем, речь идет не о распаде, но как раз наоборот — об адап­тации к новым условиям человеческой жизни, связан­ным с нарастающим ускорением ее темпов и все уве­личивающимся многообразием, то есть как раз с тем, о чем человечество мечтало, сочиняя сначала сказки, а потом фантастические романы, большинство из кото­рых предупреждало (но мы не хотели или не умели ус­лышать), что в воплощающихся мечтах и сбывающих­ся сказках проблемы не исчезнут, а сменятся другими. Одной из таких проблем представляется возрастающая свобода выбора в уплотняющемся, ускоряющемся, ус­ложняющемся и все более многообразном мире. Элвин Тоффлер называет реакцию на столкновение с призна­ками наступающего будущего «культурным шоком», или «футурошоком», но при необходимости дать явле­нию эпонимическое наименование я бы назвал его «синдромом старика Хоттабыча». Подобно этому пер­сонажу, мы теряемся, пугаемся, тревожимся перед ли­цом непривычного будущего, ставшего настоящим. Но было бы ошибкой сочинять новую сказку о том, что человек и человеческие отношения не меняются на ус­коряющихся путях цивилизации и можно получить все ее прелести, оставаясь прежними и сохраняя прежние стереотипы отношений. Ответом на осознание несбыточности таких сказок стали многие явления и процес­сы, особенно ярко проявившиеся в послевоенное вре­мя, — от рождения гуманистической психологии до «экспансии психотерапии во внеклиническую среду» и появления организационной терапии, пасторского консультирования, ко-консультирования и, в том чис­ле, телефонного психологического консультирования.

Литературы на эту тему пока немного. Начиная с 1992 г. выходит журнал «Вестник РАТЭПП», выпуще­но несколько небольших переводных пособий, теле­фонные службы обмениваются своими материалами. Но в основном приходится обращаться к литературе по психологическому консультированию и психотерапии, преломляя ее через призму специфики телефонного консультирования. Между тем, потребность в «своей» литературе растет по мере развития дела, углубления его профессиональной рефлексии и включения в него все большего количества волонтеров, не являющихся про­фессиональными психологами. Уменьшению сущест­вующего пробела и служит эта книга нашего украинс­кого коллеги.

Никоим образом не предваряя мнения читателя, дол­жен заметить, что она, во-первых, не является полным и исчерпывающим руководством по телефонному кон­сультированию, а во-вторых, как замечает в предис­ловии сам автор, не избегает дискуссионных положений и не претендует на непогрешимость. Читателя, склонного видеть в печатном тексте свод заповедей и истин, это может разочаровать. Но кто-то откроет для себя возмож­ность диалога и дискуссии — мысленных или в так или иначе организованном общении с автором.

Трудно не согласиться с утверждением автора о мно­жественности подходов к телефонному консультирова­нию. В одних фигурой гештальта консультирования яв­ляются классифицируемые проблемы у классифицируе­мых людей, а способы построения диалога — средством, своего рода техническим фоном. Другие, наоборот, со­средоточены больше на технической стороне. Для треть­их главной фигурой консультирования оказывается уникальность встречи этого консультанта с этим абонентом в это время по этому поводу — уникальность, по от­ношению к которой классификации и технологии пред­стают фоном: проблемы можно классифицировать, тех­нологии — выбирать, развивать и совершенствовать, но по отношению к абоненту действует правило О.Ман­дельштама: «Не сравнивай — живущий несравним». Чет­вертые видят эти три подхода как ступени профессио­нального роста, дискутируя по поводу того, в каком порядке располагаются эти ступени. В конечном же ито­ге консультант, как и психотерапевт, работает собой — без этого телефонное консультирование можно было бы перепоручить компьютерному центру. Возможно, эти мои соображения не бесспорны. Но именно они удер­живали меня как редактора от вмешательства в логику и взгляды автора, от подтягивания их к некоему «об­щему знаменателю», действительная общность которого для меня весьма сомнительна. Вместо этого, там, где мне представлялось необходимым, я делал сноски, вступая с автором в диалог, к которому он приглашал, иногда дополняя, иногда уточняя, иногда дискутируя, иногда привлекая внимание читателя к альтернативным подхо­дам и точкам зрения. Хочу надеяться, что это не поме­шает читателю и будет воспринято им как приглашение к диалогическому чтению, помогающему сделать из ле­жащей перед ним книги для всех — книгу для себя.

Доктмед.наук В.Е.Каган




  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   41


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка