Тренинг «технологии невербального общения» Ведущая Ирина Мирошниченко Теоретический блок




Скачати 61.68 Kb.
Дата конвертації24.04.2016
Розмір61.68 Kb.
Тренинг «ТЕХНОЛОГИИ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ»

Ведущая Ирина Мирошниченко

Теоретический блок.
По разным источникам компоненты восприятия в процессе общения имею следующее значение:

- логика повествования (текст) – 5-10 %,

- паралингвистика (звучание) – 25-30 %,

- невербалика – около 60 %.


Исторически невербалика возникла значительно раньше словесного общения. Сначала люди общались жестами (махали дубинами, принюхивались, ластились и прочим околоживотным невербальным способом доносили информацию).

Затем появилось мычание (зародилась интонация - паралингвистика)

Слова – появились еще позже.

Именно поэтому человек продолжает большую часть информации в общении получать из невербальных компонентов.


Составляющие невербального общения:
1. Паралингвистика (звучание, темп, громкость, интонации),

2. Кинесика (жесты),

3. Праксемика (пространство и дистанцирование),

4. Мимика (физиогномика в динамике),

5. Гаптика (касания),

6. Хроменика (время общения),

7. Одорика (запахи, косметика, тату),

8. Аускультация (слышание, восприятие звука),

9. Системология (систематизация пространства, расположение вещей),

Например: Что лежит в сумочке девушки? Порядок или беспорядок? Косметика или вещи по работе? Все это отражает и особенности общения конкретной девушки.

10. Актоника (действия, поступки, что-либо означающие = ритуалы)



Например: в определенной культуре есть перевод таких действий, как подарить розу, открыть перед девушкой дверь и т.д.)

11. Гастика (как и что человек ест, как ведет себя за столом).


Невербалика может быть:

А) Словарная (Алан Пиз)



Например: скрещенные руки – это …

Б) Чувственно – системная (предположение строится на системе параметров + подключается некоторая интерпретация) – этот вариант интереснее.


Методы восприятия:
А) Подробная фиксация: если есть возможность записать видео, что все параметры будут подробно изучены.

Б) Выборочная фиксация отдельных параметров, которые легко ловить (в реальной он-лайн жизни):

- мимика,

- поза,


- жестикуляция,

- дистанцирование,

- интонации.
Остальные параметры рассматриваются как дополнительные, фиксируются по возможности.

Инструменты для проверки истинности предположений:
1. Прямой вопрос.

Например: когда ты говорит, ты … (радовался, волновался, и т.д.)?
2. Скрытый вопрос

Например: что обычно ощущают люди, когда…
3. Молчание и продолжение наблюдения (иногда само по себе молчание собеседника заставляет более ярко проявлять невербальные сигналы).

Например: при обмане тело старается сбросить напряжение.

МИМИКА
На лице человека разграничивают 3 зоны мимики (3 «этажа»):

c:\users\наташа\documents\мои документы\синтон - универ\1 курс\невербалика\1005365-i_024.png
Мимические движения могут быть:

А) на сжатие (от переферии к центру, например, нахмуривание бровей),

Б) на расширение («растягивание», например, улыбка)
Мимические движения могут быть:

А) восходящими (например, удивление),

Б) нисходящими (например, печаль).
Расшифровка по зонам (по этажам):
ВНИМАНИЕ! Один из важнейших тезисов тренинга: мы не можем однозначно утверждать, что та или иная невербалика означает конкретную эмоцию или намерение. Мы можем делать предположение, начиная с совпадения как минимум 3 параметров.

Рабочая фраза тренинга: «исходя из наблюдаемых параметров человек скорее А, чем не А».

Например: исходя из мимики (глаза - …, лоб - …, губы - …), это лицо человека, который, скорее, восторжен, чем спокоен.

По описанию отдельных параметров – то же самое: глаза, скорее, расширены, лоб, скорее, сжат, чем расслаблен и т.д.

В целях экономии времени в тексте предположительные интонации не прописываю, но подразумеваю.
1. Верхняя зона: лоб, брови – отвечают за логику, мысли.

- ровная поверхность говорит о готовности к получению информации,

- расширение – интерес, восторг, желание получить больше информации,

- сжатие – голова занята собственными мыслями, к получению информации из вне не готова,

- несимметричные брови, одна выше другой – интерес есть, но с фильтром (сомнением),

Примечание: когда человек кивает со «вспышкой бровями» - это говорит о бОльшей заинтересованности, чем просто кивок.

- развитость правой или левой части лица (да и тела вообще) говорит о бОльшей развитости логики (левое полушарие) или этики (правое полушарие). Перекрестное распределение: развитость правой части тела говорит о силе левого полушария (логике), развитость левой части тела – это преобладание правого полушария (этика),


2. Средняя зона: глаза, нос.
Глаза отвечают за визуальное восприятие:

- распахнутые глаза – желание воспринимать,

- прикрытые глаза – недоверие к информации, отсутствие потребности в информации,

- прищуренные глаза – фильтр: информация должна идти помедленнее, чтобы быть надлежащим образом воспринятой и обработанной.

Взгляд снизу вверх – подчинение.

Взгляд сверху вниз – преобладание.


Нос отвечает за безопасность жизнедеятельности:

- морщить нос, «поджимать» - нежелательная ситуация, опасность,

- поведение носом вперед – одобрение, интерес к ситуации.
Мышцы над ртом: атавизм от животных, напрягаются при выражении агрессии. Подрагивающая мышца говорит о попытке удержать себя от агрессивного поведения.
c:\users\наташа\documents\мои документы\синтон - универ\1 курс\невербалика\нос c морщинами.png
Мышцы под глазами: мышцы «улыбания»:) (котята трутся мордочкой, когда им что-то нравится).

c:\users\наташа\documents\мои документы\синтон - универ\1 курс\невербалика\глаза c морщинками.png
Точка между бровей: требовательность, напряженность.

c:\users\наташа\documents\мои документы\синтон - универ\1 курс\невербалика\глаза c точкой.png
3. Нижняя зона: губы, подбородок.
Губы – отвечают за чувственную оценку.

- расширение губ – нравится,

- поджатые губы – не нравится,

- нижняя губа – более «общественная» (например, «обидка» для родителей)))

- верхняя губа – более личные чувства.
Подбородок – отвечают за выражение власти/подчинения

- подбородок вперед, вверх – претензия на власть, позиция хозяина,

- подбородок вниз, в себя – повиновение.

ЖЕСТЫ
Виды жестов:
1. Жесты – регуляторы

Например: здравствуйте, сидите, пойдемте (сопровождающие эти слова жесты)

2. Жесты – иллюстраторы



Например, «вот такую рыбу поймал!» (жест рыбака)

3. Жесты – адапторы



Например: скрещенные руки, руки в боки (жесты, адаптирующие тело к эмоциям (или наоборот)))

4. Жесты – символы



Например: ОК.
В теле человека можно наблюдать точки – импульсы движения:
1. Пальцы рук/ног (женская точка)

В беседе игра пальцами придает ощущение легкости.

Походка «на носочках» - это придание легкости через пальцы ног.
2. Запястья/лодыжки (женская точка)

В беседе придают ощущение плавности, гибкости.

Походка с включением лодыжек (походка в воде) также создает ощущение плавности.
3. Локти/колени (мужская точка)

В беседе придают кураж, энергию.

Походка «от колена» показывает нетерпение . При остановке может выражаться в постукивании пяткой.

Чтобы добавить энергии, надо выбрасывать ноги вперед (от колена) и выше поднимать локти.


4. Плечо (мужская точка)

Плечи – точка ответственности.



Соответственно, танец «цыганочка» - танец безответственных людей)))
5. Голова (мужская точка)

Ум, логика.


6. Солнечное сплетение, грудь, «точка полета» (женская точка)

Точка открытости, щедрости.


7. Спина, точка между лопатками (мужская точка)

Точка смелости, точка «сметь».

У несмелых людей эта точка проседает.

Если точка съезжает вниз (я уже посмел, я уже достиг) – претензия остается, но тонуса нет – получается мужской живот.


8. Попа (женская точка)

Кокетство, сексуальная привлекательность.


9. Тазобедренные косточки (мужская точка)

Доминирование, агрессия, охота, сексуальное доминирование.


В зависимости от преобладающих точек – импульсов формируется та или иная походка. Ведущая точка может быть одна или несколько
Варианты мужской походки:

- голова (ум)

- плечи (ответственность)

- точка между лопатками (сметь)

- энергия (колени)

- тазобедренные косточки (доминирование).


Варианты женской походки:

- точка полета (открытость)

- попа (кокетство)

- пальцы (легкость)

- запястья (плавность)
В целом можно выделить общие тенденции жестов:
- вперед – сближение, отдача,

- назад – отдаление,

- влево – чаще эмоции,

- вправо – чаще логика,

- вверх – повышение тонуса,

- вниз – понижение тонуса,



- расширение – приятное восприятие,

- сужение – восприятие не нравится, некомфортно.


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка