Требования к результатам освоения образовательных программ бакалавриата



Сторінка1/5
Дата конвертації15.04.2016
Розмір0.78 Mb.
  1   2   3   4   5

Требования к результатам освоения образовательных программ бакалавриата


Общекультурные компетенции, формируемые дцсциплиной «Политология»
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

- владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- уметь логически верно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- понимать социальную значимость своей профессии, обладать мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-3);

- использовать основные положения социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4);

- обладать пониманием причинно-следственных связей в развитиии российского общества (ОК-5);

- обладать спосрбностью к использованию организационно-управленческих навыков в профессиональной и социальной деятельности (ОК-8);

- иметь базовые представления об основах правоведения (ОК-10).



Требования ГОС к обязательному минимуму
содержания основной образовательной программы

Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии. Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики. История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические школы. Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России. Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Политическая система. Политические режимы, политические партии, электоральные системы. Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация. Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство. Социокультурные аспекты политики. Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации. Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика.


2. УЧЕБНО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
Примерная программа учебной дисциплины

Тематическая структура АПИМ





N ДЕ

Наименование
дидактической единицы ГОС


N за-
да-
ния


Тема задания

1

Введение в политологию

1

Политическая жизнь и властные отношения

2

Социальные функции политики

3

Политология в системе гуманитарного знания

4

Содержание и структура политологического знания

2

История развития политической науки

5

Политико-правовая мысль древнего мира и средневековья

6

Гражданско-правовые концепции Нового времени и начала XX века

7

История российской политической мысли

8

Современные политические теории и политологические школы

3

Политическая система общества и её институты

9

Политическая власть и механизмы её функционирования

10

Государство как политический институт

11

Политическая система общества. Политические режимы

12

Гражданское общество как условие демократии

13

Политическая элита и лидерство

14

Политические партии и партийные системы

4

Политические процессы и политическая деятельность

15

Политические отношения и процессы

16

Политическая культура и социализация

17

Политическое развитие и кризисы

18

Технологии управления политическими процессами

5

Мировая политика и международные отношения

19

Мировая политика и геополитика

20

Международные отношения и международная политика

21

Международные организации и их роль в международных отношениях

22

Роль и место России в мировой системе

6

Прикладная политология

23

Методология познания политической реальности

24

Прикладная политология и её цели

25

Политическое прогнозирование

26

Политическое моделирование

МИНОБРНАУКИ РОССИИ


Уральский государственный лесотехнический университет
Кафедра Истории и социально-политических дисциплин.
ОДОБРЕНА: УТВЕРЖДАЮ:

Кафедрой_ _____________________________ Декан __________________

факультета

Протокол от _________________ 20___г. № ____________________________

Зав. кафедрой____________________________ «___»________________20___г.
Методической комиссией

Факультета_____________________________

Протокол от__________________20___г. №

Председатель___________________________

ПРОГРАММА
учебной дисциплины ПОЛИТОЛОГИЯ




ГСЭ.Ф.03

для направления: 022000.62 Экология и природопользование


Факультет лесохозяйственный
Курс________3______семестры___6 ___
Трудоемкость дисциплины по стандарту

учебному плану. ч. …………………80 (40)…..

В том числе:

Лекции………………..……………….24…...

Лабораторные занятия………………….…...

Практические занятия………………..16…...

Курсовые проекты работы………………..


Контрольные мероприятия: ЗАЧЕТ
Разработчик программы: доцент, кандидат исторических наук Пухов Денис Юрьевич

Екатеринбург 2011




Пояснительная записка
Программа курса «Политология» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» государственных образовательных стандартов профессионального высшего образования.

Политические знания и культура нужны сегодня любому человеку, независимо от его профессиональной принадлежности, поскольку, живя в обществе, он неизбежно должен взаимодействовать с другими людьми и государством.

В связи со значительным возрастанием активности населения современной России, вызванного поиском путей реформирования и обновления всех сторон жизни общества, процессов демократизации политической системы, задачи создания правового государства и становления гражданского общества, все это требует выхода на новый более высокий уровень политического сознания и политической культуры.

Политология в высшей школе является учебной дисциплиной, одна из задач которой состоит в активизации познавательной самостоятельности и гражданственности студентов, в формировании у них политического сознания, адекватного современным реалиям и соответствующего типа политической культуры и поведения.

Современная концепция высшего образования исходит из того, что выпускник вуза, будущий специалист в той или иной сфере деятельности не может быть политически неграмотным. Иначе он не сможет стать полноценной личностью, самостоятельным субъектом, принимающим ответственные решения за свою судьбу и судьбу других людей. Способность же к принятию решений в политической жизни не приходить стихийно, а формируется в ходе систематического приобретения знаний и опыта.

Поэтому политическая наука, оказывающая огромное влияние на распространение политических идей и идеалов, политических норм и обычаев, политической информации и знаний занимает важное место в воспитании студенческой молодежи.




Цели и задачи дисциплины



  • Дать представление о предмете политологии, основных закономерностях и функциях политологии.

  • Раскрыть содержание политики; ее место и роль в жизни современных обществ.

  • Дать представление о политической власти, ее основных функциях.

  • Показать роль политической системы в жизни общества, место государства и партий в политической системе.

  • Показать основные черты правового государства и гражданского общества.

  • Раскрыть роль личности в политике, политической элиты, политических лидеров.

Требования к знаниям, умениям и навыкам, которые должны иметь обучающиеся.
После окончания изучения дисциплины студент должен:
Знать:

  • понятийно-категориальный аппарат, методологию, структуру политической науки, понимать ее место в системе социальных наук, иметь представление об истории политических учений;

  • основные разновидности современных систем и режимов.

Уметь:


  • разбираться в особенностях современного политического процесса, взаимоотношениях различных субъектов политики, соотношении федеральных и региональных центров принятия решений;

  • обосновывать и формулировать свою точку зрения на основные особенности российской правовой системы и российского законодательства, системы и организации государственных органов Российской Федерации.

Иметь представление:



  • об основах правового статуса личности в обществе;

  • об основных правах, свободах и обязанностях гражданина РФ;

  • о законодательном регулировании будущей профессиональной деятельности.

Место дисциплины в учебном процессе





Обеспечивающие

Сопутствующие

Обеспечиваемые

1

Отечественная история

Философия

(Разделы: личность, свобода, ценностное бытие человека как проблема философии)



Социология

(Разделы: Социология личности, межличностные коммуникации, политическая социология)



2







Экономика

(Разделы: предмет экономики, формы собственности, рынок, бюджет; производство: распределение, обмен и потребление)




Перечень и содержание разделов учебной дисциплины



Содержание

Количество часов

Рекомендуемая литература

аудиторно

самост. раб.

очно

Заочно

сокр. форма обучения

Очно

заочно

сокр. форма обучения

1.

Введение в политологию. Политология в системе гуманитарных знаний. Политология как наука. Политологическое знание: его структура и содержание. Методы политологического познания.

4







4







1, 2, 7 ,8, 9, 12, 13

2.

История развития политической науки. Политико-правовая мысль древнего мира и средневековья. Гражданско-правовые концепции Нового времени и начала ХХ в. История российской политической мысли. Современные политические теории и политологические школы

8







8







1, 3, 8

3.

Политическая система общества. Политическая власть и механизмы ее функционирования. Государство как политический институт. Политическая система общества. Политические режимы. Гражданское общество как условие демократии. Политическая элита и лидерство. Политические партии и партийные системы.

8







8







1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 12, 14

4.

Политические процессы и политическая деятельность. Политические отношения и процессы. Политическая социализация. Избирательные процессы. Политические кризисы и конфликты. Этнополитические конфликты.

8







8







1, 2, 7, 8, 9

5.

Мировая политика и международные отношения. Внешняя политика государства. Национальные интересы и безопасность России в новой геополитической системе. Мировая политика и геополитика. Международные отношения и организации.

8







8







1, 2, 4, 5, 8, 9

6.

Прикладная политология. Цели, задачи, функции прикладной политологии. Современные возможности политологического исследования. Политическое прогнозирование. Технология принятия политического решения.

4







4







1, 2, 9

Примерный перечень и содержание лабораторных (практических, семинарских) и других видов учебных занятий




Наименование лабораторных (практических, семинарских) и др. видов учебных занятий

Количество часов

Рекомендуемая литература

очное

заочное

сокр. форма обучения

1.

Введение в политологию

2







1, 2, 7 ,8, 9, 12, 13

2.

История развития политической науки

4







1, 3, 8

3.

Политическая система общества

4







1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 12, 14

4.

Политические процессы и политическая деятельность

2







1, 2, 7, 8, 9

5.

Мировая политика и международные отношения

2







1, 2, 4, 5, 8, 9

6.

Прикладная политология

2







1, 2, 9

Самостоятельная работа студентов заключается в подготовке к семинарским занятиям в объеме 12 часов. Текущий контроль результативность учебного процесса осуществляется на семинарских занятиях и промежуточных аттестациях в течении семинара. Итоговый контроль - зачет по всему курсу.

Имеется блок тестовых занятий по всем вопросам политологии.

ПЛАНЫ СЕМИНАРОВ ПО ПОЛИТОЛОГИИ

Семинар 1. Введение в политологию


  1. Роль и место политики в жизни современных обществ.

  2. Социальные функции политологии. Политология в системе гуманитарного знания.

  3. Содержание и структура политологического знания.

Семинар 2. История развития мировой политической науки



  1. Политико-правовая мысль древнего мира и средневековья.

  2. Гражданско-правовые концепции нового времени и начала ХХ века.

  3. Современные политические теории и политологические школы.

Семинар 3. История развития политической науки в России

    1. Политические концепции средневековой Руси.

    2. Российские политические теории нового времени.

    3. Современные россиские политческие тонрии и школы.

Семинар 4. Политическая власть, система, режим.




  1. Политическая власть и механизмы ее функционирования. Социальные субъекты политической власти.

  2. Политическая система ощества.

  3. Политические режимы: определение и типология.

Семинар 5. Основнные политичяеские институты

  1. Государство как политический институт.

  2. Институты гражданского общества. Взаимосвязь гражданского общества и демократических режимов.

  3. Политические пертии: определение, типология. Партийные системы.

Семинар 6. Политические процессы и политическая деятельность



  1. Политические отношения и процессы.

  2. Политическая культура и социализация.

  3. Политическое развитие и кризисы.

  4. Технологии управления политическими процессами.

Семинар 7. Мировая политика и политические отношения



  1. Мировая политика и геополитика.

  2. Международные отношения и международная политика.

  3. Международные организации и их роль в международных отношениях.

  4. Роль и место России в мировой системе.

Семинар 8. Прикладная политология



  1. Функции и задачи прикладной политологии.

  2. Политическая аналитика и прогностика.

  3. Политическое моделирование.

  4. Технология принятия политических решений.


Перечень самостоятельной работы студентов



Вид работы

Содержание

Работы


Часы

Учебно-методическое

Обеспечение



Домашние задания по темам семинаров

Чтение литературы составление конспектов




Политология под ред.В.Н. Лавриненко

Грановский С.А.Прикладная политология. Екатеринбург-2003

Шуплешов В.М. Политика и политические отношения Екатеринбург-2000

Шуплешов В.М Политическая элита и политическое лидерство . Екатеринбург-2002



Подготовка докладов по темам курса

Аннотирование уч. литературы и написание докладов




Политология под ред.В.Н. Лавриненко

Подготовка к тестированию

Повторение материала лекций, чтение литературы




Политология под ред.В.Н. Лавриненко


График выполнения самостоятельной работы студентов


Вид работы

Содержание

работы


часы

Учебно-методическое

Обеспечение



График выполнения

Домашние задания по темам семинаров

Чтение литературы составление конспектов




Политология под ред.В.Н. Лавриненко

Грановский С.А.Прикладная политология. Екатеринбург-2003

Шуплешов В.М. Политика и политические отношения Екатеринбург-2000

Шуплешов В.М Политическая элита и политическое лидерство. Екатеринбург-2002



Семинары 1,3, 5,7,8

Подготовка докладов по темам курса

Аннотирование уч. литературы и написание докладов




Политология под ред.В.Н. Лавриненко

Семинары 2,4,6

Подготовка к тестированию

Повторение материала лекций, чтение литературы




Политология под ред.В.Н. Лавриненко

Семинары 3,6,8

Для обеспечения успешной самостоятельной работы студентов планируется проведение еженедельных консультаций в часы, свободные от занятий.

В качестве мотивации самостоятельной работы студентов может выступать высокий балл за выполненное задание или доклад и возможность досрочной сдачи зачета.

Контроль результативности учебного процесса


Вид контроля

Результативность уч. процесса



Форма контроля

Средство контроля

1. входящий

Тестирование

Тест

2. текущий


Устный опрос

Взаимоопрос в группе, тестирование




Контрольные вопросы, тесты


3. итоговый

Письменная проверка контрольных работ, тестирование


Зачет

Тесты, тестовые материалы сайта i-exam.ru






График контрольных мероприятий


Вид контроля

Результативность уч. процесса



Форма контроля

Средство контроля

График

1. входящий

Тестирование

Тест

Семинар 1

2. текущий


Устный опрос

Взаимоопрос в группе

Тестирование

Оценка докладов




Контрольные вопросы

Тесты


Требования к докладу


Семинары 2,3,4,5,6,7,8

3. итоговый

Письменная проверка контрольных работ

тестирование




Зачет

Тест


Тестовые материалы сайта i-exam.ru


Зачетное занятие


График консультаций

Консультации проводятся преподавателями еженедельно. График консультации обновляется в начале каждого полусеместра. Текущие индивидуальные графики консультаций преподавателей находятся на кафедре.



Учебно-методическое обеспечение дисциплины

«Политология»:
1. Основная:



  1. Политология. Под ред. В.Н. Лавриненко-М.,- 2007


2. Дополнительная:


  1. Грановский С.А. Прикладная политология. Екатеринбург,- 2003.

  2. История политико-правовых учений. Под ред. А.Н. Хорошилова.- М., - 2002

  3. Нартов Н.А. Геополитика.- М.,- 2002.

  4. Гаджиев К.С. Введение в геополитику. М.,- 2002.

  5. Конституция Российской Федерации, принятая в декабре 1993 г. (любое издание).

  6. Политология. Под ред. В.И. Власова.- Ростов-на-Дону.,- 2002.

  7. Политология. Под ред. М.А. Василика.- СПб.-М.,- 2002.

  8. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию.- М.,-1999

  9. Самыгин С.И., Самыгин П.С. Политология для технических вузов. -Ростов-на-Дону, 2002.

  10. Грановский С.А., Шуплецов В.М. Планы семинарских занятий по политологии. УГЛТУ.,- 2001.

  1. Шуплецов В.М. Власть – как политический феномен. УГЛТА, - 1998.

  2. Шуплецов В. Политика и политические отношения. УГЛТА. - 2000.

  3. Шуплецов В.М. Политическая элита и политическое лидерство. УГЛТУ.- 2002.



3. Методические рекомендации

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛЕНИЮ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ


Подготовку к семинарскому занятию следует начинать с ознакомления с планом занятия, с вопросами, которые будут обсуждаться на семинаре, списком рекомендованной литературы. Затем надо прочитать записи прослушанной по данной теме лекции, соответствующий материал учебного пособия.

Следующий этап подготовки связан с изучением разделов рекомендованной дополнительной литературы (монографии, журнальные статьи), относящейся к теме семинарского занятия. Изученный материал позволяет сравнить его с содержанием лекции, учебным пособием, а в конечном итоге способствует формированию индивидуального взгляда на проблему. Новые факты, сведения, выводы рекомендуется записать на полях соответствующего конспекта лекции.

Завершающим этапом подготовки является составление плана выступления на семинарском занятии.

Семинарское занятие призвано закреплять полученные знания, развивать аналитические способности и навыки публичных выступлений, умение отстаивать свои убеждения.

Семинарское занятие предполагает активное участие студентов в обсуждении предложенных вопросов. Следует внимательно слушать своих товарищей, вносить дополнения, а при необходимости делать замечания или поправки. На семинарах обсуждаются также рефераты и доклады, подготовленные студентами по тематике, утвержденной кафедрой.

Семинарское занятие является также формой контроля преподавателя за самостоятельной работой студентов по каждой теме курса. Студенты, показавшие высокую активность и отличные знания на семинарах, предоставившие оригинальный научно-исследовательский реферат, по рекомендации преподавателя могут быть поощрены деканатом.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ



  1   2   3   4   5


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка