Теоретико-методологические основы психодиагностики



Сторінка1/8
Дата конвертації12.04.2016
Розмір1.83 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Содержание




  1. Теоретико-методологические основы психодиагностики

Предмет и задачи, этические принципы психодиагностики

История развития психодиагностики

Методы психодиагностики.

Требования к психодиагностическим методам




  1. Психодиагностическая деятельность в управлении персоналом

Проблема изучения персонала в организации

Организация психодиагностического обследования персонала

Компьютерная психодиагностика персонала


  1. Психодиагностические методики

Психодиагностика личности и личностных особенностей

Психодиагностика когнитивной сферы

Психодиагностика эмоциональной сферы

Психодиагностика мотивационной сферы

Психодиагностика межличностных отношений

ВВЕДЕНИЕ

Данное учебное пособие рассматривает необходимость в современных условиях применения психодиагностики в управлении персоналом.

Дисциплина «Психодиагностика в управлении персоналом» относится к вариативной части (по выбору студента) профессионального цикла ФГОС, знакомит студентов с теорией и практикой психодиагностических исследований, обучает правилам проведения обследований, способам обработки и интерпретации результатов, применения психодиагностических мероприятий в управленческих технологиях: найме, оценке и отборе персонала, адаптации, профориентации, обучение и развитие персонала, мотивация и стимулирование трудового поведения группы и индивидов.

Целью дисциплины является: подготовка студентов к эффективному решению психодиагностических задач в управления персоналом. Задачами дисциплины являются:


  • обеспечить формирование теоретико-методологических основ психодиагностики;

  • познакомить с многообразием психодиагностических методов и методик в управлении персоналом;

  • сформировать навыки психодиагностического процесса обследования персонала, обрабатывать, анализировать результаты и формировать психодиагностическое заключение.

Усвоение содержания дисциплины способствует овладению общих и профессиональных компетенций менеджера по управлению персоналом. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

ПК–16 –умеет разрабатывать и применять технологии текущей деловой оценки персонала (в т.ч. аттестации) и владеет навыками проведения текущей деловой оценки (в т.ч. аттестации) различных категорий персонала.

ПК – 56 – знает основы подготовки в организации и умеет использовать их на практике.

В результате изучения дисциплины студент должен:



Знать:

  • теоретические основы психодиагностической деятельности: принципы проведения психодиагностического обследования;

  • формы, средства и методы психологической диагностики;

  • методы оценки и обработки результатов психодиагностического обследования.

Уметь:

  • применять психодиагностические методики в практике работы с персоналом;

  • осуществлять выбор и обработку результатов психодиагностического обследования;

  • составлять отчет по результатам психодиагностического обследования.

Владеть:

  • навыками предоставления психодиагностической информации заказчику;

  • современными компьютерными технологиями в использовании психодиагностических программ и методик;

  • навыками проведения деловой оценки и построения психологического портрета кандидата, сотрудника и коллектива организации.

Учебное пособие по дисциплине «Психодиагностика в управлении персоналом» состоит из двух частей.

Содержанеи первой части включает 4 раздела краткое изложение основных теоретических положений, описание методик, инструкцию по их выполнению, обработку и интерпретацию результатов.

В первом разделе «Теоретические основы психодиагностики» рассматриваются темы: диагностика психических состояний и психодинамических свойств личности. Раскрываются понятия, сущность и содержание социально-психологических свойств личности; подобраны методики по исследованию индивидуально-психологических свойств и состояний личности.

Во втором разделе «Психодиагностика межличностных отношений и групповых процессов в организации» рассматриваются темы: развитие меж­личностных отношений и общения, уровни развития малой группы, организационной культуры. Диагностика психологического климата в малой производственной группе. В разделе рассматриваются различные методики для исследования межличностных характеристик и процессы малых групп.

Учебное пособие на дневном и заочном отделении сопровождается выполнение и составление отчета личного психологического портрета или анализа межличностных отношений в группе.

Приобретенные практические знания и умения позволят повысить качество подготовки специалистов по управлению персоналом. В целом овладение практическими навыками этого курса позволит улучшить управляемость предприятия и повысить эффективность производства




РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ
Основные понятия
Психодиагностика (греч. psyche - душа и diagnostikos - способный распознавать) - это методический аппарат дифференциальной психологии, направленный на разработку и практическое применение методик для измерения индивидуальных психологических особенностей человека или группы.

Первые упоминания термина «психодиагностика» встречаются в совместной работе А. Бине и Т. Симона, выпущенной в 1905 г. во Франции. Данный термин стал широко использоваться в научных кругах после выхода в свет в 1921 г. книги Германа Роршаха «Психодиагностика».



Целью психодиагностики является измерение индивидуально-психологических различий и особенностей людей.

Психологический словарь определяет «Индивидуально–психологические различия — достаточно устойчивые особенности психических процессов, по которым люди могут быть отличены друг от друга. Диапазон индивидуально–психологических различий может достигать значительных значений, при этом он зависит и от возраста, и от обучения. История экспериментального исследования индивидуально–психологических различий берет начало в работах Ф. Гальтона, А. Бине. В качестве основных критериев, по которым можно производить разделение людей на определенные типы, предлагались самые разные варианты. А. Бине разделял людей на объективный и субъективный типы; К.Г. Юнг – экстраверсия и интроверсия». http://psychology.biznet.ru/dictionary.php?action=show&id=221



Структура современной психодиагностики включает общую теорию психологического измерения, частные теории и методики измерения свойств и поведения личности, а также теории и методики оценивания, или тестовую диагностику.

 В современной западной психологии принятому в российской психологии понятию «психодиагностика» более точно соответствует международный англоязычный термин psychological assessment (психологическое оценивание), чем термины psychological testing или популярный лишь в области клинической психологии термин psychodiagnostika.(б-ка ломоносова)

Предмет психодиагностики составляют принципы диагностирования и заключения, методы и методики психодиагностики, психометрика, нормативные требования к разработке, адаптации и использованию методик при психологическом обследовании.

Психодиагностическое обследование – процесс применения необходимых методик и получения сведений о психических свойствах и состояниях конкретного испытуемого (или группы). Результатом психодиагностического обследования является постановка психологического диагноза.

Психологический диагноз – результат психодиагностического обследования испытуемого определенной психологической категории, описание свойств, прогноза его будущего поведения и рекомендаций, определяемых целью обследования.


1.1. Ретроспективный анализ психодиагностики
Потребность человека к психологическому познанию самого себя и других людей является основой возникновения и развития науки и дисциплины психодиагностики. Рассмотрим становление и истоки психодиагностики.

В мире

Историю психодиагностики можно условно разделить на три этапа: донаучный, преднаучный и научный (экспериментальный и прикладной).

Донаучный этап

В данный период психодиагностика была направлена на создание методов и способов на основе умозрительных и практических задач связанных с познанием человека.

Применение различных психодиагностических процедур и методов наблюдалось у разных народах.

Ее предыстория как практики прослеживается с III тысячелетия

В Древней Египте, что бы стать жрецом необходимо было пройти ряд испытаний. Первое: внешний вид, биографические данные и культурный уровень. Второе: испытание смертью. Третье: умение трудиться, молчать, слушать. Четвертое: испытание огнем, водой и одиночеством. Пятое: испытание красивой женщиной. Жрецом могли стать люди прошедшего все испытания, им давалась возможность пройти обучение и получить посвящение.

В Древнем Китае 2200 гг. до н.э. велся отбор правительственных чиновников. Испытания проводились по: видам искусства: музыке, стрельбе из лука, вер­ховой езде, поведение в быту, а так же умению читать, писать, знания ри­туалов и церемоний, в дальнейшем требования к знаниям усложняются – это обязательные знания гражданского права, во­енного дела, финансов, сельского хозяйства и географии.

В Древней Греции существовало много мифов и легенд о богах, данная информация служила людям образцами для поведения и подражания. На основе мифа о Психее и Амуре………… отражает вечное стремление человеческой души ко всему возвышенному и красивому, ко всему, что дарит человеку высшее счастье и блаженство.

Аристотель, Гиппократ, Демокрит, Гален и др. выделяли и описывали различные качества личности. Сочинение «Описания характеров» Теофраста (372-287 гг. до н. э.), в котором речь идет о 30 человеческих типов характера.

Пифагор (VI в. до н.э.) проводил диагностику новичков при приеме в свою школу. Во-первых, он анализировал мнения родителей, наблюдал за поведением, поход­кой и смехом молодых людей. Во-вторых, испытание в преодолении страха и темноты, в котором молодой человек должен был переночевать один в пещере. В третьих, испытание интеллекта и стрессоустойчивости: новичку давалась задача, которую невозможно решить, затем новичка приводили к другим ученикам, которые намеренно оскорб­ляли и смеялись над ним. Если новичок умело парировал на вопросы и держал себя с достоинством, то его принимали в школу.

Народные пословицы и поговорки: «Глаза - зеркало души», «У кого что болит, тот о том и говорит», «Душа меру знает», «Душа нараспашку»; И. В. Даль «Пора и честь знать. Стыд та же смерть», «Личиком беленек, да душой черненек», «И по рылу знать, что не из простых людей», «Красота приглядится, а ум пригодится», «Глаз черный, взгляд бойкий, обычай волчий»; «С руками ни где не пропадешь», «Дерево от плодов, а человек от дел познается». Таким образом, народ анализирует, обобщает и описывает свои наблюдения применительно к качествам личности, способностям и трудовой деятельности человека.

Таким образом, основными источниками знаний о человеке и его поведении являлась народная мудрость, которая раскрывалась в мифах, легендах, притчах, поговорках, тотемах, в кличках, народных пословицах и сказках, а так же в священных книгах и писаниях.

Что выделяли и измеряли: черты характера, способности, наклонности, поведение, мышление, знания, умения писать, рисовать, делать руками, общение, коммуникабельность.

Какие методы и способы применялись: наблюдение; сравнение, анализа; биографический; преодоление боли, страха, желаний; различные умения; знания; загадки, сложные вопросы, парадоксы; создание экстремальных ситуаций.
Преднаучный этап

В XVIII в. и начале XX в. широкую известность приобретают такие учения как физиогномика, френология, графо­логия, хиромантия.

Физиогномика (греч. physis «природа», «природные задатки», gnomonikos «сведущий», «проницательный») — это учение о внешних чертах лица и соответствии его душевным качествам.

Лицо человека всегда привлекало мыслителей как элемент диагностики внутренних качеств личности. В древности чаще всего проводилась аналогия между животным и лицом человека, его поведением. В Древнем Китае физиогномика была отраслью медицины. На основе изучения лица человека были выделены показатели: симметрии и асимметрии лица, формы лица, размеры отдельных элементов лица (нос, рот, глаза, лоб, подбородок). Древне греческий мыслитель Аристотель особо выделял брови и глаза его считают одним из создателей учения о физиогномике, Гиппократ при изучение лица говорит о здоровье и темпераменте, математик Пифагор отмечал, что лицо отражает призвание и способности к занятиям точными науками.

В средневековье Ибн Сина (Авиценна) (ок. 980—1037) прежде чем поставить диагноз изучал лицо больного. Монархи средневековой Европы носили широкие рясы с капюшоном они считали, что тело может выдавать их тайны характера. С XV в., физиогномика стала предметом всеобщего интереса. Появляются труды Ленадро да Винчи (1452—1519), ученого Иоанна Скота (1477 г.), Кардана Медичи и др. Основателем физиогномики считается швейцарский поэт, Иоганн Каспар Лафатер (1741-1801) написавший работу «Эссе по физиогномике» в 1789 г. 1800-е гг. идет ее расцвет, а в первой половине XIX в. физиогномика была практически забыта. Чезаре Ломброзо (1836—1909) классификацию лицевых черт преступников. Английский учёный, натуралист, основоположник современной теории эволюции, Чарльз Дарвин (1809—1882) проявлял большой интерес к выразительным движениям человека и высших животных. Свои наблюдения и мысли об этом он изложил в работе "О выражении эмоции у человека и животных" (1872 г.).

Русский профессор в 1861 г. И. А. Сикорский (1842—1919) сторонник физиогномики написал книгу «Всеобщая психология с физиогномикой». В начале XX в. французский врач Клод Сиго, Луи Корман исследовали связь между лицом человека и его характером. 1930-х гг. физиогномика снова стала предметом серьезного исследования. Доктор Вернер Вольф преподававший в университете округа Колумбия написал книгу «Физиогномика» и продолжал свои исследования.



Таким образом, древние мыслители не пытались постичь научную суть физиогномики они применяли ее как метод предсказания и влияние на человека. Современное психологическое понимание физиогномики это умение читать по лицам, ученые видят информацию об определенных эмоциональных состояниях, характере и отклонениях.

Френология (греч. Phren «ум, разум», и logos «слово, понятие, учение» учение) — учение о связи пси­хических качествах человека с формой черепа.

Основоположником данного учения является Франц Йозеф Галль (1758—1828). Основная идея способ­ности человека локализуются в различных участках головного мозга, если выраженность ной или иной способности развита, то отражается на конфигурации черепа. Таким образом, френология постулирует возможность диагностики особенностей личности

Графология (от греч. grapho «пишу», logos «слово, понятие, учение» ) — это учение о связи почерка и проявления душевных качеств человека, а так же отра­жающих его психофизиологиче­ские состояния. На данную связь обратили внимание еще Аристотель и Феофраст и другие мыслители. Развитие графологии продолжил итальянский врач Камило Бальдо опубликовав работу в 1622 г. «Как узнать природу и качества человека, взглянув на букву, которую он написал». Термин «графология» был введен аббатом Жаном Ипполитом Мишоном (1807-1881) в своей книге «Систeмa графологии», вышедшей в 1872 году.  Аббат Мишон использовал метод, где выделял при написании один графический признак и приписывал ему одну положительную черту характера, а если признак отсутствовал, то черта по своему характеру являлась противоположной.

Аббат Мишон использовал метод при написание букв, слов и т.д. выделяются определенные признаки почерка, он полагал, что один признак показывает одну положительную черту характера, а если признак отсутствует, то черта по своему характеру противоположная. Жюль Крепье-Жамен рассматривал графический признак как целостный элемент, так признак может получить несколько различные значения в зависимости от специфики каждого конкретного почерка. В конец 19 века возникают графологические общества, образуются специальные издания и журналы по графологии.

Научному развитию графологии способствовали следующие ученые: Вильгельм Прейер профессор физиологии из Йены, психиатр Георг Мейе, немецкие графологи Ганс Бюссе и Людвиг Клагес и др. В России изучением графологии занимались Илья Федорович Моргенштерн его работа «Психографология», Д. М. Зуев-Инсаров написал труд по графологии «Строение почерка и характер», «Почерк и личность».

Таким образом, на сегодняшний день научно установлена зави­симость почерка от эмоционального состояния и не­которых типологических свойств высшей нервной дея­тельности человека. При некоторых психических заболеваниях почерк больных приобретает специфиче­ские признаки. Графология активно используется в криминалистике, медицине, бизнесе, спорте, педагогике, а так же при отборе и оценки некоторых черт кандидатов.

Хиромантия (греч. cheir «рука»,  manteia «гадание, пророчество») — учение об душевных качествах человека и его жизненном опыте, определяемых по кожно­му рисунку ладоней. Хиромантия существовала во все времена, но современные взгляды исследователей на кожный узор способствовали возникновению и развитию науки дерматоглифики (примерно в 1892 году).

Дерматоглифика – (от греч. derma «кожа» и glyphe «гравировать») - это наука об особенностях и закономерностях …..кожного рельефа пальцев, ладоней и стоп человека. Как самостоятельная наука дерматоглифика оформилась к концу XIX – началу XX в. Сам термин «дерматоглифика» был принят в 1926 г. на 42-м съезде Американской ассоциации анатомов по предложению Х.Камминса и Ч.Мидло.

Дерматоглифика широко используется разными науками: в криминалистике, судебной медицине, в спортивной и медицинской генетике, в антропологии, психологи и т.д. Так, в криминалистике метод дактилоскопии (изучение рисунков на коже пальцев) опирается на дерматоглифику, разработками данного метода занимались: чешский профессор патофизиологии Ян Пуркинье в 1823 г., написал работу «К вопросу о физиологии кожного покрова человека»; английский чиновник Ульям Хершель служивший в Индии, в 1877 г. предложил новый метод идентификации личности по отпечаткам ладони; врач Генри Фолдс работавший в Токио 1879 г., изучал отпечатки пальцев на древних глиняных черепках; Френсис Гальтон объединяет информацию о кожных узорах ладоней и рассматривает отпечатки пальцев как способа идентификации личности. В 1892 г. выходит его книга «Отпечатки пальцев» и т.д.[ Ю. ТОРВАЛЬД ВЕК КРИМИНАЛИСТИКИ Ю. Торвальд, автор книги «Сто лет криминалистики»,http://hghltd.yandex.net/yandbtm?text=%D0%A3%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D0%BC%20%D0%A5%D0%B5%D1%80%D1%88%D0%B5%D0%BB%2C&url=http%3A%2F%2Fwww.gramotey.com%2F%3Fopen_file%3D40119477322154&fmode=inject&mime=html&l10n=ru&sign=a7e5672ef7884881e222a53e9423afe9&keyno=0]



Дерматоглифический метод применяется в диагностике наследственных заболеваний. При некоторых наследственных заболеваниях наблюдаются изменения в структуре кожного рельефа, пальцев, ладоней и стоп.

Основные элементы рисунка ладони: тип папиллярного рисунка концевых фаланг (дуги, петли, завитки); число борозд папиллярного узора, пальцевых и осевых трирадиусов. Трирадиусом называют точку пересечения папиллярных линий Y-образной формы расположенной у основания второго и пятого пальцев, осевой трирадиус — у основания ладони между возвышением большого пальца и наружным краем ладони. В норме угол осевого трирадиуса, ограниченный прямыми линиями, соединяющими его с пальцевыми трирадиусами в основании второго и пятого пальцев, должен быть не более 57°, в то время как при болезни Дауна он увеличивается до 70°. [http://nasledee.ru/metodu-6] Отклонения в дерматоглифике прослеживается при болезни: Шерешевского — Тернера, болезни Клайнфельтера, трисомки-Х.

Рис. 1.1.



http://nasledee.ru/metodu-6
В медицинской генетике отклонения в дерматоглифике проявляется у лиц, переболевших краснухой. В антропологии на основе дерматоглифики происходит изучения родства рас и народов. Психологи проводя исследования установили корреляцию между некоторыми дерматоглифическими признаками и интеллектом (по тесту Векслера). В нашей стране развитием дерматоглифики занимались М.В. Волоцкая, М.И. Вильямовская, И.И. Канаев, Т.Д. Гладкова.

Как самостоятельная наука психодиагностика начала складываться на рубеже XX века.
Научный этап психодиагностики основывается на следующих психологических направлениях: экспериментальной, дифференциальной, прикладной психологий и тестологии.

Направление экспериментальной психологии формируется на основе исследований психических процессов В. Вундтом, дифференциальной психологией – теорией межиндивидуальных психологических различий – различий между людьми в их психических свойства (способностях, чертах, состояниях, мотивации и т.п.). дифференциальная психология помогает разобраться в индивидуальных особенностях психики человека, прикладная психология ориентирована на применение разработок фундаментальной психологии на практике и в смежных с психологией областях.

В начале ХХ века возникает тестология, этому способствует рост промышленности, потребность в высококвалифицированных рабочих и необходимости профессионального отбора, профориентации. Тестология (от англ. test — проба, греч. logos — знание) — междисциплинарная наука о создании качественных и научно обоснованных измерительных диагностических методик на основе теста (http://psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word=986). В русском языке слово «тест» имеет два значения: 1) испытательная присяга которую давал вступающий в общественную должность; 2) плоский плавильный сосуд для выделения олова из золота или серебра.

Большой вклад в развитие тестов внес английский ученый Френсис Гальтон (1822-1911), он впервые предложил термин «тест». Гальтон первым применил оценочные шкалы, анкетирование, технику свободных ассоциаций, разработал методы математической статистики.

Родоначальником тестов считается Джеймс Кеттелл (1860-1944), который разработал до 50 тестов. В 1890 году впервые в статье Д. Кеттелла появился термин «умственный тест».


Рис. 1 Альфред Бине (1857-1911)

Первый тест интеллекта или «шкала умственного развития» была разработана в 1905 году французским врачом и психологом Альфредом Бине и Теодором Симоном (Бине-Симон). В 1916 году Л. Тернер разработал второй вариант теста «Стенфорд-Бине» и ввел «коэффициент интеллекта». Коэффициент интеллекта или IQ (с англ. - Intelligence Quotient) - это количественный показатель уровня интеллектуального развития, измеряемого с помощью тестов интеллекта. Понятие IQ введено в 1912 году В. Штерном и имеет формулу:

хронологический возраст

умственный возраст



IQ = × 100
«Умственный возраст» - это показатель соотнесенный с возрастными нормами по данному интеллектуальному тесту. Д. Векслер предложил ранжировать результаты IQ по различным уровням интеллектуального развития:

  • IQ < 69 различные степени умственной отсталости (присутствует у 2,2% населения в возрасте от 16 до 64 лет);

  • 70

  • 80

  • 90

  • 110

  • IQ>120 - высокий уровень интеллектуального развития (присутствует у 8,9%).

В период первой мировой войны в США появилась новая форма тестовых испытаний – групповое тестирование.

На сегодняшний день существует достаточно развитая теория тестов. В классической теории тестов внимание уделялось повышению качества психологических измерений на основе теории погрешностей измерений. На смену классической теории тестов пришла математическая теория оценки качества заданий и параметров личности. На ее основе разрабатываются все современные тесты.
Развитие психодиагностики в России
Русская психология основывалась на материалистическом подходе. Становление психодиагностики можно проследить разделив на 5 этапов.

Первый этап – дореволюционный и он связан с изучением и развитием психодиагностики в России.

Основателями русской экспериментальной психологии считаются И. М. Сеченов, И.П. Павлов, В.М. Бехтерев. В 1885 г. в России при клинике нервных и душевных болезней Казанского университета была открыта первая экспериментальная психологическая лаборатория.

Первая дореволюционная работа по исследованию интеллекта принадлежит невропатологу и психиатру Г. И. Россолимо (1860-1928). Г. И. Россолимо как и А.Ф. Лазурский стремился к целостному, структурированному исследованию личности. Г. И. Россолимо в 1909 г. разработал методику индивидуального «психологического профиля».

Второй этап – советская психодиагностика. В 1920 гг. по­лучила развитие психология труда и психотехники. С 20-30-е годы наблюдалось массовое использование тестов в системе образования, в здравоохранении, промышленности. А. П. Болтуновым (1928) была предпринята попытка на основе шкалы Бине – Симона разработать собственную методику для испытания умственной одаренности. Большой вклад в теорию и практику психодиагностики данного периода внесли И. Н. Шпильрейна, С. Г. Геллерштейна, Н. Д. Левитова, А. А. Толчинского Л.С. Выготский, М.Я. Басов, П.П. Блонский, М.С. Бернштейн.

Третий этап – ликвидация психодиагностики. С 1930 по 1970 года психодиагностика была под запретом. В 1936 году вышло постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов». После него применение и разработка психологических тестов стали невозможны. Отечественная дифференциальная психофизиология основанная Б. М. Тепловым, Б. Г. Ананьевым, В. С. Мерлином и их учениками являлась единственной формой психодиагностики в данный период.

Четвертый этап – возрождение советской психодиагностики. В 70-х гг. начался новый этап в развитии психодиагностики в СССР. В Таллине 1974 г. проходит первый симпозиум, который выявил необходимость исследований, и соз­данию методологического фундамента, и методического инструмента со­ветской психодиагностики, а также не отставать от западных стран, где методы психодиагностики имеют широкое применение. В 1979 г. в Братисла­ве прошла международная конференция «Психологическая диаг­ностика в социалистических странах». В 1981 г. сотрудниками Психологического института РАО под ре­дакцией К. М. Гуревича, вышла в свет коллективная моно­графия «Психологическая диагностика. Проблемы и исследования».

Начали появляться современные работы по клинической психодиагностике (Е.Т. Соколова, Б.Ф. Бурлачук), по психометрике (В.С. Аванесов, В.М. Блейхер, В.К. Гайда, Ю.З. Гильбух, А.Г. Шмелев, Л.Т. Ямпольский), первые частично адаптированные версии западных тестов (Ф.Б. Березин, Л.Н. Собчик, И.Н. Гильяшева), оригинальные методики диагностики одаренности и интеллектуального развития (Д.Б. Богоявленская, Л.А. Венгер, Я.А. Пономарев), психологической совместимости (Ф.Д. Горбов, Н.Н. Обозов), мотивации (Ю.М. Орлов), характера (А.Е. Личко) и самосознания личности (В.В. Столин), социально-психологических отношений в коллективе (А.В. Петровский).



Переводятся и издаются книги известных зарубежных психологов, так в 1982 г. вышла книга американского психолога А. Анастази «Психологическое тестирование». С 80-х и до середины 90-х годов возникли и развивались научно-исследовательские организации, ориентированные на разработку новых психодиагностических технологий.

Пятый этап – развитие российской психодиагностики.

В 90-х годах появляются негосударственные фирмы, ориентированные на разработку коммерческих психодиагностических тестов.


1.2. Этический аспект психодиагностики
Практическая психодиагностика затрагивать судьбы людей. В этой связи к психодиагностике и психодиагностам предъявляется профессионально-этические нормы. Профессионально-этические нормы – это требования, предъявляемые к уровню профессиональной квалификации психодиагноста, реализации им в своей деятельности специфических нравственных норм поведения как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с испытуемыми.

Требования выражены в ряде принципов.

1. Принцип соблюдения тайны (конфиденциальности). Принцип предполагает неразглашение результатов без персонального согласия на это того лица, по отношению к которому проводилась психодиагностика. Исключение составляют случаи, когда психодиагностика проводится в научных целях как часть экспериментального исследования, но и в этом случае не рекомендуется указывать в публикациях точные имена и фамилии испытуемых. Профессиональная тайнаинформация, которая должна быть известна только узкому кругу специалистов.

2. Принцип научной обоснованности психодиагностической методики. Требование к методике проявляются в ее валидности и надежности, т. е. результаты, которым можно вполне доверять.

3. Принцип не нанесения ущерба. Результаты психодиагностики ни в коем случае нельзя использовать во вред тому человеку, который подвергается обследованию.

4. Принцип открытости результатов для обследуемого. который требует информации о том, что и как у него будет тестироваться, каковы результаты его обследования, а также о том, кем и каким образом они будут использованы для решения его судьбы.

5. Принцип объективности выводов из результатов тестирования. требует, чтобы они были научно обоснованными, т.е. вытекали из результатов тестирования, проведенного при помощи валидных и надежных методик, а не определялись и никак не зависели от субъективных установок тех, кто проводит тестирование или пользуется его итогами. При подборе методик в батарею (программу обследования) психолог не руководствуется субъективными предпочтениями и предубеждениями в оценке методик, а исходит из требований максимальной эффективности диагностики – максимум надежности при минимуме затрат.

Психолог обязательно рассматривает наряду с наиболее вероятной и альтернативную психодиагностическую гипотезу (интерпретацию данных), применяя в психодиагностике принцип, аналогичный принципу презумпции невиновности в судопроизводстве.

5. Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций предполагает, что такие рекомендации обязательно должны быть полезными для того человека, которому даются. Сообщение результатов диагностики испытуемому должно осуществляться с учетом ряда факторов: во-первых, результаты диагностики должны интерпретировать достаточно подготовленные люди; во-вторых, важен индивидуальный подход при интерпретации результатов (учет особенностей восприятия); в-третьих, важно не дать в ходе интерпретации результатов нежелательных установок, которые могли бы отрицательно повлиять на человека.

6. Принцип комплексной диагностики. При диагностике одного и того же психического свойства, а также сочетаний методик, направленных на родственные психические свойства.

7. Принцип специальной подготовки и аттестации лиц, использующих психодиагностические методики. Применение методик допускается лицами, имеющими специальное образование, подготовку и опыт их использования, знающими исследуемую предметную сферу, умеющими общаться с обследуемой категорией лиц.

8. Принцип ограниченного распространения психодиагностических методик. Профессиональные психо­диагностические методики могут распространяться только среди аттестованных специалистов. Это предполагает неразглашение содержания методик и предупреждение их неправильного использования. Профессиональные методики не должны поступать в открытую продажу, печататься в отрытых изданиях.


Морально-этические нормы при проведении обследования
При проведении психодиагностических мероприятий необходимо соблюдать морально-этические нормы:

  1. человека нельзя подвергать психологическому обследованию против его воли или обманным путем (за исключением случаев судебной, медицинской практики, оговоренных законом);

  2. перед проведением психологического обследования человека необходимо предупреждать о том, что в процессе тестирования он невольно может выдать информацию о себе, своих мыслях и чувствах, которую сам не осознает;

  3. любой человек, если это не оговорено законом, имеет право знать результаты своего тестирования, а также то, где, кем и как они могут быть использованы;

  4. результаты психологического обследования предоставляются испытуемому тем, кто проводил обследование, в доступной для правильного понимания форме;

  5. при тестировании несовершеннолетних детей их родители или заменяющие их лица имеют право знать результаты тестирования ребенка. Психолог должен обеспечить такое преподнесение информации родителям, чтобы они осознавали свою личную ответственность за возможные невысокие результаты ребенка по тестам, а не видели в этом лишь вину ребенка;

  6. если тестирование производится с целью определения уровня психологического развития человека, в конкурсном отборе или при оформлении на работу, то человек также имеет право знать не только цели тестирования, но и то, кем и на какой основе о нем будут делаться выводы по итогам тестирования;

  7. основная ответственность за надлежащее применение на практике психологических тестов лежит на психологах, лицах и организациях, пользующихся ими;

  8. при тестировании лиц, имеющих различные национально-этнические особенности, влияющие на тест и критериальное поведение, важно учитывать это влияние. Желательно создать сходные отношения к тесту и степень знакомства с ним всех испытуемых. Тестирование больных возможно только с разрешения лечащего врача.

Если испытуемый настаивает на том, чтобы «переделать» задание, психолог должен иметь наготове «запасной» вариант методики (параллельные формы), чтобы убедить испытуемого, что ему предоставлен дополнительный шанс, с одной стороны, и что результаты первого тестирования достаточно достоверны, с другой.
1.3. Методы психодиагностики
Словарь Ожегова определяет метод как 1. Способ теоретического исследования или практического осуществления чего-н. 2. Способ действовать, поступать каким-н. образом, прием.

Л. В. Куликов определяет метод — как способ выполнения чего-либо, упорядоченная работа с фактами и концепциями, принцип и способ сбора, обработки или анализа данных, а также принцип воздействия на объект. Методика — форма реализации метода, совокупность приемов и операций (их последовательность и взаимосвязь), процедура или набор про­цедур для достижения определенной цели

Под методами психодиагностики понимаются приемы оценки индивидуальных психологических различий и определения с точки зрения нормы в конкретных жизненных ситуациях деятельности и общения состояния психологических переменных, характеризующих конкретную личность или коллектив.

Классификация методов психодиагностики призвана облегчить практическому работнику (психологу) выбор методики, максимально соответствующей его задаче. Поэтому классификация должна отражать связь методов, с одной стороны, с диагностируемыми психическими свойствами и, с другой стороны, – с практическими задачами, ради решения которых эти методы разрабатываются.

Существуют и другие классификации. Методы практической психодиагностики классифицируются по разным основаниям:

1) по типу применяемых в методике тестовых задач:



  1. опросные – совокупность психодиагностических методик, использующих вопросы, адресуемые испытуемым;

  2. утверждающиесовокупность психодиагностических методик, в которых употребляются некоторые суждения, с которыми испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие;

  3. продуктивные – совокупность психодиагностических методик, в которых применяется тот или иной вид собственной творческой активности испытуемого: вербальной, образной, материальной;

  4. действенныесовокупность психодиагностических методик, при которых испытуемый получает задание выполнить некоторый комплекс практических действий, по характеру которых судят о его психологии;

  5. физиологические – совокупность методик, позволяющих оценивать и анализировать непроизвольные физические или физиологические реакции организма человека;

2) по адресату тестового материала:

  1. сознательные (апеллируют к сознанию испытуемого);

  2. бессознательные (направлены на неосознаваемые реакции человека);

3) по форме представления тестового материала:

  1. бланковыеметоды, представляющие тестовый материал в письменной форме либо в форме рисунков, схем и т.п.;

  2. техническиеметоды, репрезентирующие материал в аудио-, видео- или кино, а также через иные технические устройства;

  3. сенсорныеметоды, представляющие материал в виде физических стимулов, непосредственно адресованных органам чувств;

4) по характеру данных, используемых для психодиагностических выводов:

  1. объективные – методы, использующие показатели, не зависящие от сознания и желания экспериментатора или испытуемого;

  2. субъективныеметоды, в которых получаемые данные зависят от особенностей экспериментатора или испытуемого;

5) по критерию наличия тестовых норм: имеющие и не имеющие подобные нормы;

6) по внутренней структуре:



  1. мономерные (диагностируется и оценивается единственное качество или свойство);

  2. многомерные (предназначены для выявления и оценки сразу нескольких психологических качеств).

Одна и та же методика может одновременно рассматриваться и квалифицироваться по различным критериям, поэтому может быть отнесена сразу к нескольким классификационным группам.

Рассмотрим основные виды психодиагностических методик описанных психологами В.В. Столиным и А.Г. Шмелевым.

  1. Объективные тесты.

  2. Стандартизованные самоотчеты.

  3. Проективные методики.

  4. Аппаратурные методики.

  5. Диалогические методики.

Рассмотрим перечисленные типы методик более подробно.

Объективные тесты. Методики, направленные на оценку способностей (интеллект, память, внимание и пр.) испытуемый должен дать правильные ответы на предлагаемые задания. Время выполнения заданий в большинстве объективных тестов лимитировано.

Стандартизованные самоотчеты. Выделяют следующие виды самоотчетов:

  1. тесты-опросники;

  2. открытые опросники;

  3. шкальные техники.

а) Тесты-опросники. Тесты данного типа наиболее часто используются в кадровой работе. Опросники бывают одномерные и многомерные (многофакторные), позволяющие оценить сразу несколько психологических черт.

К многомерным опросникам относятся: MMPI, тест Кэттела 16PF, CPI.

b) Открытые опросники. К ним относятся: биографические опросники анкеты, неоконченные предложения, для которых предусмотрена особая форма обработки - контент-анализ (т.е. отнесение ответов к определенным стандартным категориям).

с) Шкальные техники. В некоторых опросниках испытуемому предлагается оценить себя по одной или нескольким шкалам. Примером может служить методика УСК (уровень субъективного контроля).

Проективные методики. Данные методики активизируют в испытуемом процессы воображения и проявляются в проекции. Испытуемому предъявляется стимульный материал методик, которыми является: текст, рисунки, рассказы и др. Предполагается, что материал воздействует на мотивационно-ценностную и когнитивную сферы испытуемого и проецирует неосозноваемые или плохо осознаваемые мотивы на стимульный материал. Анализ и интерпретация результатов проективных методик требуют определенного опыта и подготовки.

Аппаратурные методики. Помощью аппаратурных методик изучаются индивидуально-психологические особенности личности, оцениваются особенности высшей нервной деятельности (скорость реакции, динамические характеристики нервной системы) и высшие психические функции (особенности памяти, внимания, восприятия). Данные параметры оцениваются при профессиональном психологическом отборе отдельных профессий.

Диалогические методики

Данный метод предполагает диалог между психодиагностом и испытуемым. Примером являются беседа по результатам психологического обследования.

Наиболее часто употребляется подход, при котором все психодиагностические методики делятся на стандартизированные (формализованные) и экспертные (малоформализованные, клинические).

Современная психодиагностика по своему качеству разделяет методы на две группы:

1) стандартизированные (формализованные методики);

2) экспертные (методики малоформализованные).

К формализованным методам относятся:

  1. тесты;

  2. опросники;

  3. психофизиологические методики и эксперимент.

Стандартизированность методик означает то, что они всегда и везде должны применяться одинаковым образом, начиная от ситуации и инструкции, получаемой испытуемым, и заканчивая способами вычисления и интерпретации получаемых показателей.

Стандартизированные (формализованные) методы – методы психодиагностики, которые отличает регламентация процедуры обследования (единообразие инструкций и способов их предъявления, бланков, предметов или аппаратуры, используемых при обследовании, условий проведения испытания), способов обработки и интерпретации результатов, стандартизация (наличие строго определенных критериев оценки: норм, нормативов), а также надежность и валидность методик.

Положительными сторонами формализованных методов являются:

  • учет объективных показателей и возможность их перепроверки;

  • меньшее влияние уровня психологической компетентности психолога на диагностический процесс;

  • оперативность и экономичность;

  • количественный дифференцированный характер оценки, возможность различать категории обследуемых;

  • возможность компьютеризации процедуры обследования и обработки результатов;

  • возможность проведения группового обследования.

В качестве недостатков отмечается:

    • жесткая регламентация процесса получения психодиагностической информации;

    • расчленение личности обследуемого на отдельные изолированные показатели;

    • отсутствие доверительной обстановки (при тестировании);

    • опора в основном на количественные показатели;

    • статичность получаемой структуры индивидуальности.

Требование к стандартизированным методам психодиагностики:

а) должны быть однозначно сформулированы цели, предмет и область применения методики;

б) процедура проведения должна быть задана в виде однозначного алгоритма, пригодного для человека не имеющему специальных психологических знаний, используемой для предъявления заданий и анализа ответов;

в) процедура обработки должна включать статистически обоснованные методы подсчета и стандартизации тестового балла;

г) тестовые шкалы должны быть проверены на репрезентативность, надежность и валидность;

д) процедуры, основанные на самоотчете, должны быть снабжены средствами контроля за достоверностью.

К малоформализованным методам относят:

  1. наблюдение;

  2. беседу;

  3. проективные техники;

  4. анализ продуктов деятельности и т.д.

Эти методики дают очень ценные сведения об испытуемом, позволяют фиксировать некоторые внешние поведенческие реакции испытуемых в разных условиях, а также такие особенности внутреннего мира, которые трудно выявить другими способами особен­но (например, пло­хо осознаваемые субъективные переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и т. д.). Использование малоформализованных методов требует высокой квалификации диагноста.

Положительными сторонами данных методов являются:

  • гибкость и вариативность психодиагностической процедуры;

  • возможность глубокого проникновения в уникальную жизненную ситуацию;

  • высокая эффективность при изучении изменчивых явлений;

  • стремление к всестороннему описанию личности.

К недостаткам относятся:

  • субъективизм диагностических суждений;

  • сильная зависимость получаемых результатов от квалификации психолога;

  • значительные временные затраты на их проведение;

  • непригодность для проведения групповой диагностики (кроме наблюдения).

Малоформализованные и формализованные методы необходимо сочетать друг с другом. Так, на этапе подбора кандидата, необходимо, ознакомится с биографическими дан­ными, склонностями, мотивацией деятельности и т. д. С этой це­лью могут быть использованы интервью, беседы, наблюдения.
1. Формализованные методы. Психологическое тестирование
Психологическое тестирование – это 1) процесс обследования с помощью психологического теста; 2) направление исследований, связанных с разработкой и использованием тестов как инструментов измерения индивидуально-психологических различий.

Тест (от англ. test – проба, испытание, проверка) – фиксированное во времени испытание, предназначенное для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий.

Результат выполнения теста оценивается в количественных показателях. Количественные показатели, выражающие различные отдельные свойства, можно представить в виде специальной диагностограммы – психодиагностического профиля.

Психодиагностический профиль – графическое представление результатов многофакторного теста или батареи тестов в виде ломаной кривой, подъемы и спады которой указывают на уровень выраженности у данного испытуемого определенного психического свойства (фактора).

Тестовая батарея – совокупность групп заданий (субтестов), объединенных в одну психодиагностическую методику и направленных на измерение различных сторон сложного психологического конструкта. Комплекс заданий, включенных в тестовую батарею, в значительной мере отражает элементный состав конструкта, на исследование которого направлена данная методика. В совокупности результаты измерений по отдельным субтестам с той или иной степенью репрезентируют исследуемое комплексное качество.

Тесты имеют различного рода нормы-шкалы значений: социальные, возрастные и т.п. Индивидуальный показатель теста соотносится с его нормой. Норма теста обычно определяется в результате тестирования большой выборки испытуемых определенного возраста и пола и усреднения полученных оценок с их последующей дифференциацией по возрасту, полу и ряду других показателей.

Тестовая норма - это результат статистического анализа и выделения характеристик показателей по данному психологическому тесту для выборки испытуемых с однородными социально-демографическими показателями (пол, возраст, образование, регион и т.д.). Тестовая норма имеет два основных параметра: среднее арифметическое и стандартное отклонение.

Шкала тестовая - инструмент для численного измерения психологических свойств субъекта. Показатель по тестовой шкале свидетельствует о степени выраженности измеряемого психологического качества у испытуемого. В тестах чаще всего встречаются шкала «стенов» и Т-шкала.
Виды стандартных шкал


Шкалы

тестовые/ оценки



Среднее

арифметическое



М

Стандартное отклонение

σ


Примеры тестов

IQ

от 1 до 180



85….100…115

15 %

Тест Айзенка; краткий отборочный тест (КОТ); методика Амтхауэра;

от 0 до 60 баллов

43…44…45

1 %

Прогрессивные матрицы

Равена


Т-шкала

От 1 до 100 баллов



40….50….60

10 %

САТ, MMPI

Стены

от 1 до 10 баллов



3…5,5…7

2 %

Кэттелла 16PF

В тесте может быть от одной до нескольких сотен шкал. Применение стандартных шкал необходимо для соотнесения ре­зультатов по разным тестам, для построения «диагностических про­филей» по батарее тестов и тому подобных целей.



Ключ к тесту необходим для обработки и интерпретации результатов тестирования. Ключ - это набор весовых коэффициентов для различных ответов на тестовое задание, позволяющий подсчитать (путем взвешенного суммирования) так называемый «сырой» тестовый балл испытуемого по шкале измеряемого психического свойства, который для получения определенных диагностических выводов еще необходимо сравнить с определенными тестовыми нормами. В тестах знаний или тестах способностей ключевым является правильный ответ на тестовое задание, в тестах-опросниках - это ответ получающего максимальный балл по диагностическим шкалам.

Основные требования к тесту:

  1. инструкция по работе с тестом;

  2. тестовые задания;

  3. стимульный материал или аппаратуру;

  4. бланк обследования, включающий лист ответов для испытуемых (для бланковых методик), а также формы для обработки и интерпретации данных обследования (ключи, шаблоны, инструкции по интерпретации данных).

При проведении тестирования необходимо соблюдать следующие правила:

    1. прежде чем применять тест, необходимо попробовать его на себе или на другом испытуемом;

    2. важно, чтобы испытуемые перед началом выполнения тестовых заданий хорошо поняли их и сопровождающую инструкцию;

    3. обследование следует проводить при стабильном самочувствии испытуемых;

    4. во время проведения тестирования необходимо следить за тем, чтобы все испытуемые работали самостоятельно и не оказывали друг на друга никакого влияния;

    5. не следует менять или дополнять инструкции, материалы, время, отведенное для решения теста;

    6. нельзя делать никаких пояснений или задавать наводящие вопросы, помимо тех, возможность которых оговорена в описании теста;

    7. во время тестирования психологу запрещается высказывать свое отношение к обследуемому;

    8. для каждого теста должна существовать обоснованная и выверенная процедура обработки и интерпретации его результатов, позволяющая избежать ошибок.

Тесты классифицируются по следующим основаниям: форма, содержание, характер стимульного материала, характер действий испытуемых по решению тестовых задач. Выбор теста зависит от цели исследования, квалификации психолога и материально-технической обеспеченности проводимой работы.

По форме проведения тесты подразделяются на:

  1. индивидуальными;

  2. групповыми.

По характеру тестового материала подразделяются на:

  1. на бланковые ( «карандаш-бумага»);

  2. аппаратурные (например, аудио- и видеотехника, электроэнцефалограф, рефлексометр и пр.);

  3. компьютерные.

По характеру действий испытуемых по решению тестовых задач подразделяются на:

  1. предметные – задания теста требуют совершения предметных действий с объектом в наглядно-действенном плане;

  2. вербальныезадания теста озвучиваются психологом в словесно-логической форме и ориентированы на (определение понятий, умозаключения, сравнение объема и т.п.);

  3. невербальныезадания теста представлены в виде образов (чертежей, картинок, графических изображений и т.д.).

По содержанию тесты подразделяются на:

а) тесты интеллекта – группа тестов, предназначенных для оценки уровня развития мышления (интеллекта) человека и его отдельных когнитивных процессов, таких как память, внимание, воображение, речь, восприятие.

Интеллект — это интегральная характеристика личности, которая проявляется в активизации всех психических функций, процессов (мышление, память, воображение), которые обеспечивают познание окружающего мира.

Интеллект — те проявления индивидуальности, которые имеют отношение к познавательным свойствам и особенностям.

Интеллект определяется показателем IQ коэффициент интеллектуальности – количественный показатель, указывающий на общий уровень развития мышления индивида. Среднее значение IQ обычно принимается за 100 очков, стандартное отклонение (сигма) на шкале IQ равно 16 (в некоторых тестах 15).

Результаты тестирования выявляют особенности, познавательных свойств индивида, уровень образования и прошлого опыта. Обнаруживаются случаи, когда тесты, разработанные например, для американской культуры (субкультур), применяются другими культурами, например, русской общностью. Неадаптированные к данной культуре тесты искажают информацию о испытуемом. Таким образом, тесты, «свободные от культуры», создать нельзя. По существу, «тестовый» интеллект показывает уровень умственного развития индивида, критерием которого выступает набор понятий, терминов и логических отношений между ними, предложенных автором конкретных тестов.

б) тесты достиженийэто тесты направленные на оценку достижений человека в различных видах деятельности, при изучении разных дисци­плин и разных программ.Тесты достижений являются более объективным показателем успешности обучения по разным дисциплинам.

в) тесты способностей - это тесты направлены на выявление определенных профессионально важных качеств определяющие успешность выполнения конкретного вида деятельности.

Тесты способностей делятся на общие и специальные. Тесты общих способностей подразумевают интеллектуальные тесты. Тесты специальных способностей – это тесты об особенностях человека, не связанных с его интеллектуальным развитием, а как бы дополняющих его.

Выделяют тесты специальных способностей по видам психических функций (сенсорные, моторные) и по видам деятельности (технические и профессионализированные – математические, художественные и другие способности). Моторные тесты – тесты, направленные на изучение точности и скорости движений, зрительно-моторной и кинестетически-моторной координации, ловкости движений пальцев и рук, тремора, точности мышечного усилия и пр. Сенсорные тесты – тесты, предназначенные для изучения и оценки характеристик восприятия: остроты слуха и зрения, различительной светочувствительности, цветоразличения, тембра, громкости звуков и др. Технические тесты – тесты, направленные на выявление особенностей человека, позволяющих ему успешно работать с разнообразным оборудованием (например, способность правильно воспринимать пространственные модели, сравнивать их друг с другом, находить различия, оперировать зрительными образами). Профессионализированные тесты – тесты, позволяющие оценивать способности, необходимые для конкретных видов деятельности или отдельных профессий (художественные, артистические, математические и др.);

г) личностные тесты – тесты, ориентированные на оценки устойчивых и индивидуальных особенностей человека, определяющих его поступки. Например, тесты темперамента, характера, мотивации, эмоциональной сферы.

д) групповые тесты – тесты, предназначенные для диагностики групповых психических процессов. Например, уровень групповой сплоченности, социально-психологический климат в группе, межличностных взаимоотношений и др.
2. Формализованные методы. Опросники
Опросники — это тип методик, состоящих из набора суждений, не имеющих правильного ответа и характеризующихся только их частотой и направленностью.

Опросники по предметной сфере могут быть подразделены на виды:

  1. опросники-анкеты,

  2. личностные опросники,

  3. опросники состояний и настроения.

Опросники-анкеты – группа опросников, предназначенных для получения какой-либо информации, не имеющей непосредственного отношения к личностным особенностям обследуемого. Примером опросника-анкет являются: биографические опросники, анкеты об алкоголизме и т.д.
  1   2   3   4   5   6   7   8


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка