Темы для самостоятельного изучения




Сторінка1/7
Дата конвертації13.04.2016
Розмір0.73 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7
Цель данного курса – сформировать представления студентов об особенностях эмоционально-личностной и познавательной сфер логопатов.

Задачи курса:

  1. Изучение специфики психического развития при первичных речевых нарушениях различной степени тяжести и этиологии.

  2. Изучение особенностей личностного и социального развития у детей с речевой патологией.

  3. Определение перспектив развития детей с нарушениями речи и эффективных средств воспитания и образования.

  4. Разработка методов психологической коррекции и профилактики речевых нарушений в детском возрасте.

В процессе изучения дисциплины студенты должны овладеть следующими знаниями, умениями, навыками и уметь использовать их на практике:

  • знать теоретические основы логопсихологического обследования лиц, страдающих речевыми расстройствами;

  • иметь представление об основных методиках обследования и коррекции неречевых процессов у логопатов;

  • уметь применять рассмотренные в ходе курса знания для проведения квалифицированного логопсихологического обследования и анализа его результатов;

  • уметь планировать коррекционную работу по преодолению отклонений в неречевой сфере у лиц с нарушенным речевым развитием.


Темы для самостоятельного изучения.


№ п/п

Наименование раздела

дисциплины.

Тема.


Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

Речевые нарушения. Виды речевой патологии. Классификация речевых нарушений.

1.Составление таблицы «Речевые нарушения» со следующими колонками: нарушение, его краткая характеристика.(по данным кн. «Логопедия» под ред. Волковой Л.С.,1998.

2. Составление схемы «Системные и локальные нарушения речи»



8

выполнение тестов

2.

Структура речевых дефектов. Психологические особенности детей с различной речевой патологией.

Составление обобщающей таблицы «Психологические особенности детей с различной речевой патологией» с колонками: нарушение речи, психологические нарушения.(по данным лекций и литературе, изученной в ходе практ. зан.)

20

выполнение тестов

3.

Психологические особенности заикающихся

Подготовка консультации для родителей заикающихся дошкольников, школьников.

10

Защита работы на ПР

4.

Социально-психологические проблемы лиц с нарушением речи.

Изучение материалов хрестоматии «Выживание, защита, развитие и интеграция в обществе детей с ограниченными возможностями». Сост.И.А. Архип, 1999.

10.

выполнение тестов

5.

Задачи и методы психолого-педагогического изучения детей с речевой патологией.

Выбор методики для психологического обследования дошкольника (школьника) с речевой патологией. Подготовка иллюстративного материала. Планирование будущего исследования.(см. лит-ру к занятию 6)

20

Защита исследования на ПР.

6.

Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков с речевыми нарушениями.

Подведение итогов психологического исследования, их оформление. Формулирование рекомендаций для родителей, педагогов. Подготовка к защите своего исследования перед аудиторией.(см. литературу к занятию 6)

20

7.

Профилактика нарушений интеллектуального и личностного развития у детей с речевой патологией.

Подготовка развивающей игры по профилактике нарушений развития того или иного процесса, особенности личности и т.д. у детей-логопатов.(см. лит-ру к практ. зан.)

20

Защита работы на ПР.



1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу



ПЛАНЫ ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ


Лабораторные занятия.
Тема 1. Психологические особенности детей и подростков, страдающих заиканием. (4 часа)
План:

1. Посещение учреждения для детей и подростков с заиканием, беседа с психологом об особенностях данной группы лиц.

2. Наблюдение за особенностями общения и поведения заикающихся.

Тема 2. Обучение и воспитание детей с НР и ТНР в системе учреждений образования и здравоохранения. (8 часов)


План:

1.Посещение учреждений для обучения и воспитания детей с ТНР, НР (ДОУ, СШ, школа-интернат 5 вида, логопедический кабинет при детской поликлинике), беседа с логопедами, психологом.

2. Обследование ребенка-дошкольника или школьника с речевой патологией по следующему плану:

  • Анкетные данные о ребенке: фамилия, имя, отчество; год рождения; время проведения обследования.

  • Анамнез: здоровье родителей, особенности раннего развития ребенка, перенесенные заболевания.

  • Данные клинического обследования: физическое состояние, зрение, слух, неврологический статус, психическое здоровье.

  • Результаты логопедического обследования разных сторон речи: звуковой, лексико-грамматической, мелодико-интонационной, темпо-ритмической, письменной. Особенности общей, мелкой и речевой моторики.

  • Познавательная деятельность: внимание (произвольность, устойчивость, переключаемость), восприятие (зрительное, слуховое, тактильное; темп, объем, точность, полнота; восприятие цвета, формы, величины. Пространства), мышление (наглядная и словесно-логическая формы), память (запоминание: быстрота, полнота, прочность; воспроизведение: осмысление, точность, полнота; преобладающий тип памяти). Характеристика учебной деятельности: владение приемами учебной работы, умение планировать и организовывать свою учебную деятельность, приемы контроля и самоконтроля, отношение к оценкам своей деятельности, успеваемость и дисциплина. Игровая деятельность: выбор игрушек, адекватность их использования, проявление и стойкость интереса к игрушкам, понимание игровой ситуации и умение участвовать в игре; характер игровых действий(манипуляции, процессуальная игра, игра с элементами сюжета, сюжетно-ролевая игра).

  • Эмоционально-волевая сфера и межличностные отношения: преобладающие настроения, активность, целеустремленность, самооценка, критичность, реакция на затруднение и неудачи; контактность, особенности общения со взрослыми и детьми, место в детском коллективе. Особенности межличностных отношений в группе детей: наличие дружеских пар, группировок по интересам; наличие в коллективе «лидера», «звездочек», «изолированных»; характер отношений в группе мальчиков и девочек.


Литература:
1. Вархотова Е.К., Дятко Н.В., Сазонова Е.В. Экспресс-диагностика готовности к школе: Практическое руководство для педагогов и школьных психологов. - М.,1999.

2. Венидиктова Л.В. и др. Дифференциальная диагностика речевых расстройств у детей дошкольного и школьного возраста.-СПб.,1998.

3. Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей. – СПб, 1993.

4. Волкова Г.А. Психолого-логопедическое исследование детей с нарушениями речи. – СПб., 1993.

5. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М., 1995.

6. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии.- М., 1998.



Практические занятия.
Занятие 1,2. Структура речевых дефектов. Психологические особенности детей с различной речевой патологией.(4 часа)

План.



  1. Особенности психической деятельности детей с нарушениями речи.

  2. Проблема обучаемости.

  3. Учение Л.С. Выготского о взаимосвязях в системе дефекта.

  4. Понятие компенсации и сверхкомпенсации.

  5. Принципы воспитания детей с проблемами развития.

  6. Учение Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития.

  7. Общие и специфические закономерности психического развития детей с речевой патологией.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Особенности психической деятельности детей с нарушениями речи.

  2. Проблема обучаемости.

  3. Учение Л.С. Выготского о взаимосвязях в системе дефекта.

  4. Понятие компенсации и сверхкомпенсации.

  5. Принципы воспитания детей с проблемами развития.

  6. Учение Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития.

  7. Общие и специфические закономерности психического развития детей с речевой патологией.

Задания для самостоятельной работы:

Конспектирование статей:

  1. Терентьева В.И. Социально-психологические особенности детей с нарушениями речи

6-7 лет//Дефектология. – 2000. - №4. – С.74.

  1. Усанова О.Н. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями речи

//Дефектология. – 1993. - №2. – С.7.
Литература

Основная:


  1. Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии:Учеб. пособие для студ. мед. пед. учеб. заведений/Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова.-М., 2001.

  2. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов/Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., 1998.

  3. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст: советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. – М., 1997.

Дополнительная:

  1. Венидиктова Л.В. и др. Дифференциальная диагностика речевых расстройств у детей дошкольного и школьного возраста.-СПб.,1998.

  2. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1973.



Занятие 3,4,5. Соотношение проявлений речевого недоразвития и особенностей познавательной деятельности.(6 часов)

План.


  1. Особенности восприятия при различной речевой патологии.

  2. Особенности памяти при различной речевой патологии.

  3. Особенности мышления при различной речевой патологии.

  4. Особенности внимания при различной речевой патологии.

  5. Особенности познавательной деятельности при дизартрии у детей с ДЦП.


Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Особенности восприятия при различной речевой патологии.

2. Особенности памяти при различной речевой патологии.

3. Особенности мышления при различной речевой патологии.

4. Особенности внимания при различной речевой патологии.

5. Особенности познавательной деятельности при дизартрии у детей с ДЦП.


Задания для самостоятельной работы:

работа с литературой (конспектирование):

  1. Лалаева Р.И., Гермаковска А. Особенности симультанного анализа и синтеза у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи// Дефектология. – 2000. - №4. – С.17

  2. Новикова Г.Р. Состояние высших психических функций у детей, поступающих в I класс общеобразовательной школы (по результатам нейропсихологического обследования)// Дефектология. – 2000. - №2. – С.51.

  3. Рожкова Л.А. Особенности реактивности полушарий мозга при восприятии зрительной вербальной информации у детей с нарушениями речи и памяти// Дефектология. – 2000. - №2. – С.13.

  4. Терентьева В.И. Социально-психологические особенности детей с нарушениями речи 6-7 лет//Дефектология. – 2000. - №4. – С.74.

  5. Фотекова Т.А. Состояние и динамика высших психических функций у школьников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития//Дефектология. – 2003. - №1. – С.23.

  6. Халимова Л.Б. Вопросы обучения речевой коммуникации учащихся с церебральным параличом// Дефектология. –1990.- №1. – С.53..

Литература

Основная:

1. Выготский Л.С. Собр. Соч. : В 6 т. – М., 1986. – Т.5.

2. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. Фак. Пед. Вузов/Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., 1998.

Дополнительная:

1. Венидиктова Л.В. и др. Дифференциальная диагностика речевых расстройств у детей дошкольного и школьного возраста.-СПб.,1998.

2. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1973.

Занятие 6,7, Психологические особенности заикающихся.(4 часа)

План.


  1. Степень фиксированности на своём речевом дефекте.

  2. Особенности поведения при заикании у детей, подростков и взрослых.

  3. Особенности общения при заикании у детей, подростков и взрослых.

  4. Особенности деятельности при заикании у детей, подростков и взрослых.


Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Особенности поведения при заикании у детей, подростков и взрослых.

2.Особенности общения при заикании у детей, подростков и взрослых.

3.Особенности деятельности при заикании у детей, подростков и взрослых.


Задание для самостоятельной работы:

Работа с литературой (конспектирование):
1. Калягин В.А., Степанова Г.М. Оценка особенностей речи и личности заикающихся с помощью личностных психодиагностических тестов.//Дефектология. – 1996. - №3. – С.36.

  1. Рау Е.Ю. Динамика некоторых характеристик личности в процессе психотерапии заикающихся. // Вопросы психологии.-1984.-№3.-С.67.

  2. Садовникова Е.Н., Рау Е.Ю. Вариант логопсихологического анализа группы заикающихся дошкольников//Дефектология. – 2001. - №2. – С.69.

  3. Селиверстов В.И. Психологическая модель феномена фиксированности заикающихся на своем речевом дефекте// Дефектология. – 1994. - №5. – С.16.

Литература



Основная:

1. Выготский Л.С. Собр. соч. : В 6 т. – М., 1986. – Т.5.



  1. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов/Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., 1998.

Дополнительная:

1. Венидиктова Л.В. и др. Дифференциальная диагностика речевых расстройств у детей дошкольного и школьного возраста.-СПб.,1998.

2. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1973.
Занятие 8,9,10. Социально-психологические проблемы лиц с нарушением речи. (6 часов)

План.


  1. Особенности эмоционально-личностных качеств у детей с нарушениями речи.

  2. Общение ребенка-логопата с окружающими людьми.

  3. Характеристика самооценки и уровня притязаний при речевой патологии.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Проблемы общения.

  1. Проблемы интеграции в общество.

  2. Основные документы, касающиеся вопросов выживания, защиты, развития и интеграции в обществе детей и взрослых с ограниченными возможностями.


Задания для самостоятельной работы:

  1. Подобрать и представить варианты интеграции лиц с нарушениями речи в общество.(работа в группах).

Литература



Основная:

1. Архип И.А. Выживание, защита, развитие и интеграция в обществе детей с ограниченными возможностями. – Мурманск: МГПИ, 1999.

2. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. Фак. Пед. Вузов/Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., 1998.

3. Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии:Учеб. Пособие для студ. Мед. Пед. Учеб. Заведений/Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова.-М., 2001.



Дополнительная:

1. Венидиктова Л.В. и др. Дифференциальная диагностика речевых расстройств у детей дошкольного и школьного возраста.-СПб.,1998.

2. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1973.

Занятие 11, 12. Задачи и методы психолого-педагогического изучения детей с речевой патологией. (4 часа).

План.


  1. Задачи психолого-педагогического изучения логопатов.

  2. Организационные, эмпирические, интерпретационные и математико-статистические методы изучения.


Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Задачи психолого-педагогического изучения детей с речевой патологией.

2. Методы психолого-педагогического изучения детей с речевой патологией.
Задания для самостоятельной работы:

работа с литературой (конспектирование):

1. Белопольская И.Л. Проблемы психологического консультирования детей с отклонениями в развитии/ Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития. – СПб., 2001. – С. 244.



  1. Гарбузов В.И. Этиопатогенез и патогенетическая психотерапия психосоматических Грибова О.Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией// Дефектология. – 1995. - №6. – С.7.

  2. Григорьева Л.П. Формирование высших форм зрительного восприятия как основа компенсации нарушений когнитивного развития детей//Дефектология. – 2000. - №3. – С.3.

  3. Исаев Д.Н. Принципы оценки психического развития/ Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития. – СПб.:, 2001. – С. 60.

  4. Лопатина Л.В. Изучение и коррекция нарушений психомоторики у детей с минимальными дизартрическими расстройствами//Дефектология. – 2003. - №5. – С.45.

  5. Усанова О.Н. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями речи//Дефектология. – 1993. - №2. – С.7.
  1   2   3   4   5   6   7


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка