Тематическое планирование по русскому языку Класс 8 Учитель Куликова Лариса Анатольевна Количество часов всего 105 часов; в неделю 3 часа. Плановых контрольных уроков 12 часов, работ по развитию речи 15 часов



Сторінка1/4
Дата конвертації27.04.2016
Розмір0.56 Mb.
  1   2   3   4
Учебно-тематическое планирование по русскому языку

Класс 8

Учитель Куликова Лариса Анатольевна

Количество часов всего 105 часов; в неделю 3 часа.

Плановых контрольных уроков 12 часов, работ по развитию речи 15 часов.

Планирование составлено на основе Государственного стандарта 2004 года, Примерной программы (основного) общего образования по русскому языку, программы по русскому языку к учебникам для 5-9 классов (М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская,, Н.М.Шанский//: Программно-методические материалы: Русский язык 5-9 классы/ Составитель Л.М.Рыбченкова. – М.: Планета, 2010.

Учебник русского языка 8 класс

Авторы С.Г.Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А.Чешко.-М.: Просвещение, 2007

Используемая литература

Универсальные поурочные разработки по русскому языку в 8 классах Н.В. Егорова, В.Н. Горшкова. - М.: «ВАКО», 2011

Тестовые задания по русскому языку. 8 класс Г.А.Богданова.- М.: Просвещение, 2009

Готовимся к ГИА. Русский язык. 8 класс. Н.В.Бутыгина.- Ярославль: Академия развития, 2010

Контрольно – измерительные материалы. Русский язык. 8 класс. Н.В.Егорова.- М.:ВАКО, 2010

Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. А.Б.Малюшкин.- М.:Сфера,2002



Пояснительная записка

Статус документа Рабочая программа по русскому языку для 8 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе Государственного стандарта, Примерной программы( основного)общего образования по русскому языку , программы по русскому языку к учебникам для 5-9 классов(С.Г.Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А.Чешко.//Программно – методические материалы: Русский язык 5-9 классы/ Составитель Л.М.Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2004.)

Структура документа Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий 4 раздела: пояснительная записка, пояснению к учебно-тематическому планированию, учебно-тематическое планирование, литература и средства обучения, в том числе электронные образовательные ресурсы. Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трёх тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций

Цели обучения русскому языку 1.Воспитание гражданственности и патриотизма сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получение знаний в разных сферах человеческой деятельности, любви к русскому языку. 2.Развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании. 3.Освоение знаний о русском языке, его функционировании в различных сферах и ситуациях общения; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств. 4.Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию. 5.Применение знаний и умений в жизни. Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане МОУ Больше – Кайбицкой СОШ с. Б. Кайбицы. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка в 8 классе – 105 часов. Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Краткая характеристика сформированных общеучебных умений, навыков и способов деятельности учащихся по учебному предмету на начало учебного года.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место. Является не только предметом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоение различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русского языка отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 8 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая( языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и учёных- русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурного межнационального общения.

Курс русского языка для 8 класса направлена на совершенствование речевой деятельности учащегося на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои чувства и мысли в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать её в соответствии с условиями сообщения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развития учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройством языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенность функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создаёт условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она состоит из трёх тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во- втором –дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно – исторический компонент курса русского языка в целом.



Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при изучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представления о родном языке как национально – культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определённых условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Раздел II. Учебно-тематический план.

Содержание

Кол-во часов

Кол-во контрольных работ

Развитие речи

Общие сведения о языке

1







Повторение изученного в 5-7 классах

8




2

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание

2







Синтаксис и пунктуация. Предложение

2







Синтаксис и пунктуация. Простое предложение

2




1

Синтаксис и пунктуация. Двусоставное предложение. Главные члены предложения.

2







Синтаксис и пунктуация. Двусоставное предложение. Составные сказуемые.

6

1




Синтаксис и пунктуация. Двусоставное предложение. Второстепенные члены предложения.

10

1

2

Односоставные предложения

8




2

Односоставные предложения с главным членом подлежащим

4




2

Неполные предложения

3

2




Предложения с однородными членами

11

2

3

Предложения с обособленными членами предложения

13

3

1

Предложения с уточняющими обособленными членами

7

2

2

Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями

9

2




Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь.

9




2

Повторение и систематизация изученного в 8 классе

8

1




Итого

105

14

17



Раздел III . Содержание тем учебного курса.

Раздел 1. Общие сведения о языке (1 час).

Понятие государственного языка. Русский язык как государственный язык РФ. Русский язык – средство межнационального общения народов России и стран СНГ.



Раздел2. Повторение изученного в 5-7 классах ( 8 часов)

Повторение изученного в 5-7 классах. Фонетика. Морфемика и словообразование. Лексика и фразеология. Морфология.

Стили речи. Строение текста.

Раздел 3. Синтаксис и пунктуация. Словосочетание (2 часа)

Строение и грамматическое значение словосочетаний. Связь слов в словосочетании



Раздел 4. Синтаксис и пунктуация. Предложение (2 часа).

Строение и грамматическое значение предложения. Интонация предложений



Раздел 5. Синтаксис и пунктуация. Простое предложение( 2 часа).

Простое предложение. Порядок слов в предложении, Логическое ударение.



Раздел 6. Синтаксис и пунктуация. Двусоставное предложение. Главные члены предложения. (2 часа)

Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Выражение именной части составного именного сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым



Раздел 7. Синтаксис и пунктуация. Двусоставное предложение. Второстепенные члены предложения( 10 часов)

Дополнение. Трудные случаи выражения дополнений. Определение. Приложение. Обстоятельство. Основные виды обстоятельств. Обстоятельства, выраженные сравнительными оборотами.



Раздел 8. Односоставные предложения ( 8 часов)

Односоставные предложения с главным членом – сказуемым. Предложения неопределённо – личные. Безличные предложения.



Раздел 9. Односоставные предложения с главным членом подлежащим (4 часа)

Назывные предложения.



Раздел 10. Неполные предложения (3 часа)

Понятие о неполных предложениях.



Раздел 11. Предложения с однородными членами ( 11 часов)

Понятия об однородных членах. Однородные и неоднородные определения. Однородные члены, связанные сочинительными союзами. Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.



Раздел 12. Предложения с обособленными членами предложения ( 13 часов)

Обособленные определения и приложения . Обособленные определения , выраженные причастными оборотами. Особенности обособления приложений. Обособленные обстоятельства. Синтаксический разбор предложений с обособленными членами.



Раздел 13. Предложения с уточняющими обособленными членами ( 7 часов)

Понятие об обособлении уточняющих членов предложения. Обособление уточняющих членов предложения. Разделительные и выделительные знаки препинания. Применение публицистического стиля на практике. Диспут.



Раздел 14. Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями (9 часов)

Обращения и знаки препинания при нём. Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них. Вводные слова и вводные предложения. Предложения с междометиями. Вставные конструкции.



Раздел 15.Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь. ( 9 часов)

Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них. Диалог . Предложения с косвенной речью. Цитаты и знаки препинания при них. Способы передачи чужой речи в художественном произведении (на примере стихотворения Леонида Мартынова «Под зелёный полынь я прилёг…»). Сравнительная характеристика героев .



Раздел 16. Повторение и систематизация изученного в 8 классе ( 8 часов) Повторение тем « Словосочетание», « Двусоставные предложения», «Односоставные предложения», «Однородные члены предложения», « Предложения с обособленными членами», « Предложения с уточняющими обособленными членами», «Обращение», « Вводные слова и предложения», «Способы передачи чужой речи»

Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся за курс 8 класса.

Учащиеся должны:

знать/ понимать определения основных изучаемых в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;

уметь:


речевая деятельность:

АУДИРОВАНИЕ:

- дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;

- фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;

-определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка;

-рецензировать устный ответ учащихся;

- задавать вопросы по прослушанному тексту;

- отвечать на вопросы по содержанию текста;

- слушать информацию теле- и радиопередач с установкой на определение темы и основной мысли сообщения;

ЧТЕНИЕ:


-прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста – схемами, таблицами на основе текста;

-используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты – по оглавлению и заголовкам статей;

- при необходимости переходить на изучающее чтение;

- небольшие по объёму тексты о выдающихся отечественных лингвистах;

ГОВОРЕНИЕ:

- пересказывая текст, отражать своё понимание проблематики и позиции автора исходного текста;

- вести репортаж о школьной жизни;

- строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов;

- связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста – рассуждения, текста – доказательства, текста – описания;

- составлять инструкции по применению того или иного правила;

- принимать участие в диалогах различных видов;

- адекватно реагировать на обращённую устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор.

ПИСЬМО:

- пересказывать фрагмент прослушанного текста;



- пересказывать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;

- создавать сочинения – описания архитектурного памятника, сочинение – сравнительную характеристику, рассуждение на свободную тему, сочинение повествовательного характера с элементами повествования или рассуждения, репортаж о событии;

-писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительная лексика, экспрессивный синтаксис, расчленённые предложения – парцелляция, риторические вопросы и восклицания, вопросно – ответная форма изложения, ряды однородных членов, многосоюзие и т.д.);

- составлять деловые бумаги: заявления, доверенность, расписку, автобиографию;

ТЕКСТ:

- находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль , заголовок;



- распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя;

ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ

- правильно произносить употребительные слова с учётом вариантов произношения;

- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:

- разъяснять значение, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов;

- разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;

- пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей;

ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:

- разъяснять значение слов общественно – политической тематики, правильно их определять;

- пользоваться разными видами толковых словарей («Словарь лингвистических терминов», «Словарь иностранных слов» и т.д.);

- находить в художественном тексте изобразительно – выразительные приёмы, основанные на лексических возможностях русского языка;

МОРФОЛОГИЯ;

- распознавать части речи и их формы;

- соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, пользоваться словарём грамматических трудностей;

- опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа;

ОРФОГРАФИЯ:

- применять орфографические правила;

- объяснять правописание труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слов;

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:

- опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов;

- правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями, однородными и обособленными членами;

- различать простые предложения разных видов, использовать односоставные предложения в речи с учётом их специфики и стилистических свойств;

- правильно строить предложения с обособленными членами;

- проводить интонационный анализ простого предложения;

- выразительно читать простые предложения изученных конструкций;

- проводить интонационный и синтаксический анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора;

- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;

- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации, устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых предложений, самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.

Формы промежуточной и итоговой аттестации в 8 классе следующие:

* тест;

*диктант (объяснительный, предупредительный, выборочный, графический, « Проверь себя»);



* комплексный анализ текста;

* изложение с элементами сочинения-рассуждения, выборочное, подробное;

* сочинение-описание памятника, на морально- этическую тему, на свободную тему;

Проверочная работа с выборочным ответом;

• публичное выступление по общественно-важным проблемам;

• Устное высказывание на лингвистическую тему.

На изучение программного материала 105 часов, из них на развитие речи 15 часов.

Формы обучения:

Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок - игра, урок- исследование, урок-практикум, урок развития речи.



Методы и приёмы обучения:

-обобщающая беседа по изученному материалу; -индивидуальный устный опрос; -фронтальный опрос; - опрос с помощью перфокарт;

- выборочная проверка упражнения; - взаимопроверка; - самоконтроль ( по словарям, справочным пособиям);

- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);

- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);

- составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка устных сообщений, написание творческих работ);

- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения; - написание сочинений; -письмо под диктовку; -комментирование орфограмм и пунктограмм.



Виды деятельности учащихся на уроке:

-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);

- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей языка;

- смысловой анализ и информационная переработка устного и письменного текста:

 составление плана текста;

 пересказ текста по плану;

 продолжение текста;

 редактирование;

 конспектирование.

-участие в диалогах различных видов;

- аудирование (понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов , установление смысловых частей текста, определение их связей);

-создание собственных письменных текстов;

- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;

- составление опорных схем и таблиц;

- работа с учебно- научными текстами, справочной литературой и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы, ресурсы Интернета;

-работа с различными видами словарей, ведение индивидуальных словарей;

  1   2   3   4


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка