Тема введение в клиническую психологию тема основные разделы клинической психологии



Сторінка1/7
Дата конвертації26.04.2016
Розмір1.31 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7
КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Портал медицинских лекций

Содержание:

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В КЛИНИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ

ТЕМА 2. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

ТЕМА 3. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛИНИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

ТЕМА 4. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ. НОРМА И ПАТОЛОГИЯ, ЗДОРОВЬЕ И БОЛЕЗНЬ

ТЕМА 5. ПСИХОЛОГИЯ БОЛЬНОГО. ВНУТРЕННЯЯ КАРТИНА БОЛЕЗНИ

ТЕМА 6. КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В ЭКСПЕРТНОЙ ПРАКТИКЕ

ТЕМА 7. ОСНОВЫ НЕВРОЛОГИИ

ТЕМА 8. ОСНОВЫ ПСИХОГИГИЕНЫ И ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В КЛИНИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ

Программные положения

Клиническая психология как самостоятельная научная дисциплина. Предмет общей клинической психологии. Частная клиническая психология Клиническая психология как междисциплинарная наука Клиническая психология в системе других наук. Основные задачи клинической психологии. Методологические основы клинической психологии. Методы клинической психологии. Различные подходы к содержанию и определению медицинской и клинической психологии.



Конспект лекции

Клиническая психология представляет собой одну из ведущих и наиболее интенсивно развивающихся отраслей современной психологии. Она является не только фундаментальной наукой, но и признанной во всем мире областью профессиональной деятельности психологов.

Термин «клиническая психология» был введён американским психологом Лайтнером Уитмером (Ligthner Witmer,1867—1956) в 1896 году, когда он основал первую в мире психологическую клинику при университете штата Пенсильвания в США.

В России долгое время был принят термин «медицинская психология», определяющий ту же сферу деятельности. В 1990-е, в рамках приведения российской образовательной программы к международным стандартам, была введена специальность «клиническая психология». Таким образом, в нашей стране, клиническая психология официально утверждена в качестве отдельной самостоятельной специальности (пока единственная среди отраслей психологии).

Клиническая психология - дисциплина, включающая в себя оценку психического здоровья, организацию и проведение научных исследований для понимания психических проблем и разработку, проведение и оценку психологической коррекции и помощи.

В зависимости от характера решаемых задач существуют три самостоятельных определения клинической психологии:

1. Клиническая психология - это область профессиональной деятельности психологов, направленная на охрану и укрепление здоровья населения.

Предметом клинической психологии как области профессиональной деятельности психологов являются многообразные особенности психики человека в их отношении к здоровью и болезни. Клиническая психология участвует в решении прикладных проблем, связанных с предупреждением и возникновением заболеваний, диагностикой болезней и патологических состояний, психокоррекционными формами влияния, участвует в решении различных экспертных вопросов, в социальной и трудовой реабилитации больных людей.

2. Клиническая психология - это область психологической науки, изучающая частные и общие закономерности нарушений и восстановления психической деятельности при разных патологических состояниях и аномалиях развития.

В данном случае предметом клинической психологии является изучение общих и частных закономерностей изменений и восстановления психической деятельности при различных патологических состояниях и аномалиях развития. А также изучение роли психических факторов в возникновении и преодолении различных заболеваний, в укреплении здоровья.

3. Клиническая психология - это область теоретической психологии, решающая фундаментальные психологические проблемы на моделях патологии психики, в условиях измененной, нарушенной психической деятельности.

В этом случае предметом клинической психологии является решение общепсихологических проблем.

Обычно в литературе различают два вида задач клинической психологии: теоретические и практические.

Теоретические задачи:

1. соотношение биологического и социального в психике человека;

2. связь психики и мозга (проблема психики и мозга);

3. проблема развития и распада психики в онтогенезе;

4. проблема нормы и патологии психического состояния;

5. соотношение между сознанием и бессознательным процессом;

6. исследование различных форм психической деятельности (восприятие, мышление, деятельность, память и т.д.);

7. психосоматические и соматопсихические корреляции.



Практические задачи:

1. сохранение здоровья (профилактика);

2. клинико-психологическая диагностика. Типы диагностических задач:

1) клиника нозологическая диагностика (психиатрическая клиника);

2) топическая психологическая диагностика (клиники локальных поражений мозга – нейропсихология);

3) личностная или типологическая диагностика (группа повышенного риска, психосоматические, нервно-соматические расстройства);

4) функциональная диагностика, проводится для оценки динамики психического состояния (терапевтическое лечение);

5) диагностика уровня психического и интеллектуального развития (в детском и подростковом возрастах) при различных аномалиях;

6) диагностика в целях психологической коррекции;

7) клинико-психологическая экспертиза.

По направленности психологические исследования делят на общие (направлены на выявление общих закономерностей) и частные (направлены на изучение особенностей конкретного больного). В соответствии с этим можно выделить общую и частную клиническую психологию.

Предметом общей клинической психологии являются:

1. основные закономерности психологии больного, психологии медицинского работника, психологические особенности общения больного и врача, а также влияние психологической атмосферы лечебно-профилактических учреждений на состояние человека;

2. психосоматические и соматопсихические взаимовлияния;

3. индивидуальность (личность, характер и темперамент), эволюция человека, прохождение им последовательных этапов развития в процессе онтогенеза (детство, отрочество, юность, зрелость и поздний возраст), а также эмоционально-волевые процессы;

4. вопросы врачебного долга, этики, врачебной тайны;

5. психогигиена (психология медицинских консультаций, семьи), в том числе психогигиена лиц в кризисные периоды их жизни (пубертатный, климактерический), психология половой жизни;

6. общая психотерапия.

Частная клиническая психология изучает конкретного больного, а именно:

1. особенности психических процессов у психических больных;

2. психику пациентов в период подготовки к хирургическим вмешательствам и в послеоперационном периоде;

3. особенности психики больных, страдающих различными заболеваниями (сердечно-сосудистыми, инфекционными, онкологическими, гинекологическими, кожными и т. д.);

4. психику больных с дефектами органов слуха, зрения и т. п.;

5. особенности психики больных при проведении трудовой, военной и судебной экспертизы;

6. психику больных алкоголизмом и наркоманией;

7. частную психотерапию.

Согласно Б.Д. Карвасарскому:


  • объектом клинической психологии является человек с трудностями адаптации и самореализации, связанными с его физическим, социальным и духовным состоянием.

Клиническая психология относится к междисциплинарной области научного знания и практической деятельности, в которой пересекаются интересы медиков и психологов.

Если, исходить из



  • проблем, которые разрешает эта дисциплина (взаимовлияние психического и соматического в возникновении, течении и лечении болезней), и

  • практических задач, которые перед ней ставятся (диагностика психических нарушений, различение индивидуальных психологических особенностей и психических расстройств, анализ условий и факторов возникновения расстройств и болезней, психопрофилактика, психотерапия, психосоциальная реабилитация больных, охрана и поддержание здоровья),

- то она является отраслью медицинской науки.

Однако если исходить из теоретических предпосылок и методов исследования - это наука психологическая.

В нашей стране клиническая психология сформировалась в результате интеграции смежных дисциплин. Прежде всего, это такие области психологии, как нейропсихология и патопсихология. Разработка в рамках этих дисциплин фундаментальных теоретических проблем (мозговая организация высших психических функций, проблема соотношения развития и распада психической деятельности и т.д.) заложила научные основы активного участия клинической психологии в решении диагностических, экспертных и реабилитационных задач.

Несколько позже сформировались - психология телесности, психосоматика, психология аномального развития, психологическая коррекция, психология здоровья.

В этой связи, современная клиническая психология может быть разделена на два основные области:

1. одна из них связана с применением психологии в клинике нервно-психических заболеваний, где основной проблемой является изучение влияния на особенности психики изменений структуры и функционирования мозга, обусловленных прижизненно приобретенной патологией либо детерминированных врожденными, в частности генетическими, аномалиями;

2. другая - с применением психологии в клинике соматических заболеваний, где основная проблема - влияние психических состояний (факторов) на телесные процессы.

Вместе тем, современная клиническая психология как дисциплина, изучающая психологическими методами различные нарушения психики и поведения, может применяться не только в медицине, но и в различных воспитательных, социальных и консультативных учреждениях, обслуживающих людей с аномалиями развития и психологическими проблемами.



Клиническая психология тесно связана с такими дисциплинами, как психиатрия, психопатология, неврология, психофармакология, физиология высшей нервной деятельности, психофизиология, валеология, общая психология, психодиагностика, специальная психология и педагогика.

  • Сферой пересечения научного и практического интереса клинической психологии и психиатрии является диагностика. Исторически клиническая психология и зародилась в недрах психиатрии в качестве вспомогательного диагностического инструмента. Совпадающим предметом психиатрии и клинической психологии являются психические расстройства. Однако клиническая психология, кроме того, занимается такими расстройствами, которые болезнями не являются (так называемые «пограничные психические расстройства»). Фактически же современная психиатрия и клиническая психология различаются не предметом, а точкой зрения на один и тот же предмет: психиатрия делает акцент на морфофункциональной (соматической) стороне психического расстройства, тогда как клиническая психология акцентирует внимание на специфике психологической реальности, возникающей при психических расстройствах.

  • Связь клинической психологии с психопатологией и патопсихологией. И патопсихология, и психопатология имеют дело с одним и тем же объектом: нарушениями психической деятельности. Патопсихология описывает преимущественно психологическую сторону психических нарушений, т. е. изменения сознания, личности и основных психических процессов — восприятия, памяти и мышления. Психопатология описывает психические нарушения медицинскими категориями (этиология, патогенез, симптом, синдром, динамика возникновения, развития, и исчезновения элементов синдрома).

  • Связь клинической психологии и неврологии проявляется в концепции психоневрального параллелизма: каждому событию в психической сфере обязательно соответствует отдельное событие на уровне нервной системы (не только центральной, но и периферической). Существует даже отдельная междисциплинарная область медицины — психоневрология.

  • Связь клинической психологии и психофармакологии заключается в изучении последней психологических эффектов лекарственных средств. Сюда же можно отнести и проблему плацебо-эффекта при разработке новых лекарственных соединений.

  • Связь клинической психологии с физиологией высшей нервной деятельности и психофизиологией проявляется в поиске корреляций между патопсихологическими процессами и их физиологическими коррелятами.

  • Связь клинической психологии с валеопсихологией и психогигиеной заключается в совместном определении факторов, противостоящих возникновению психических и соматических расстройств, и уточнении критериев психического здоровья.

  • Связь клинической психологии со специальной психологией и педагогикой проявляется в коррекции проблемного поведения детей и подростков.

Методология - это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, объединенная учением об этой системе. Она имеет разные уровни: философский, общенаучный, конкретно-научный, которые находятся во взаимосвязи и должны рассматриваться системно.

Методология тесно связана с мировоззрением, поскольку ее система предполагает мировоззренческую интерпретацию основ исследования и его результатов.

Методология собственно клинической психологии определяется конкретно-научным уровнем и связана с мировоззренческой позицией исследователя (например, ориентированной на динамическое, когнитивно-поведенческое, гуманистическое или диалектико-материалистическое понимание личности, поведения, психопатологии).

Методология включает конкретно-научные приемы исследования: наблюдение, эксперимент, моделирование и др. Они в свою очередь реализуются в специальных процедурах - методиках получения научных данных.

Являясь психологической дисциплиной, клиническая психология опирается на методологию и методы общей психологии. Методы, то есть пути познания, - это способы, посредством которых познается предмет науки.

Методология в психологии реализуется посредством следующих положений (принципов).

1. Психика, сознание изучаются в единстве внутренних и внешних проявлений. Взаимосвязь психики и поведения, сознания и деятельности в ее конкретных, изменяющихся формах является не только объектом, но и средством психологического исследования.

2. Решение психофизической проблемы утверждает единство, но не тождество психического и физического, поэтому психологическое исследование предполагает и часто включает физиологический анализ психологических (психофизиологических) процессов.

3. Методика психологического исследования должна опираться на социально-исторический анализ деятельности человека.

4. Целью психологического исследования должно быть раскрытие специфических психологических закономерностей (принцип индивидуализации исследования).

5. Психологические закономерности раскрываются в процессе развития (генетический принцип).

6. Принцип педагогизации психологического изучения ребенка. Он означает не отказ от экспериментального исследования в пользу педагогической практики, а включение принципов педагогической работы в эксперимент.

7. Использование в методике психологического исследования продуктов деятельности, поскольку в них материализуется сознательная деятельность человека (принцип изучения конкретной личности в конкретной ситуации).

Разнообразие терминов указывает на то, что фактически клиническая психология не была самостоятельной научной дисциплиной и зачастую даже не рассматривалась как одна из прикладных отраслей психологии. Приставка «медицинская» прежде всего, ориентировала на восприятие ее как разновидности медицинского, а не собственно психологического знания.

Понятие «медицинская психология» было широким по смыслу и значению, способным охватить разнообразные сферы медицинской деятельности с точки зрения использования психологии в лечебных целях. В целом, медицинская психология понималась как «психология для медиков». Она была призвана «дополнить» два других базовых предмета в процессе подготовки врача: патологическую анатомию и патологическую физиологию, чтобы «уравновесить» преимущественно биологическую ориентацию медицинского образования своеобразным «психологическим ликбезом» и учетом психологических факторов болезней. И для этого имелись веские исторические аргументы. Первые клинико-психологические исследования возникли именно в медицине — в рамках психиатрии и невропатологии.

Только в 70-е годы XX века, клиническая психология приобретает черты самостоятельной психологической дисциплины прикладного характера, понимаемой шире, чем просто психология в клинике или психология для медиков.

Таким образом, изначально клиническая («опытная») психология развивалась как составная часть психиатрии и неврологии, необходимая для исследовательско-диагностической деятельности врача. В отличие от общей психологии, которая в то время была частью философии, клиническая психология развивалась, исходя из потребностей психиатрической клиники, как эмпирическое знание, основанное на опытных, а затем и экспериментальных данных, а не на теоретических рассуждениях.

В нашей стране К. К. Платонов рассматривал клиническую психологию как часть медицинской психологии. Клиническая психология, по его мнению, имеет прикладное значение, отвечая потребностям клиники: психиатрической, неврологической, соматической. В медицинскую психологию Платонов включил помимо клинической психологии психогигиену.



http://konspekta.net/medlecbazaimg/192351013352.files/image002.png

Рис. 1. Структура медицинской психологии по К. К. Платонову.

В отличие от России, в которой медицинская психология и клиническая психология фактически зачастую представляют собой одну и ту же область психологии, в международной практике медицинская психология обозначает, как правило, узкую сферу психологии взаимоотношений врача и пациента и ряда других узкоспецифических вопросов. А клиническая психология — это целостная научная и практическая психологическая дисциплина.

В большинстве стран распространено понятие клинической психологии, а не медицинской. В клиническую психологию в США включаются психотерапия, психодиагностика, консультативная психология, психогигиена и реабилитация, некоторые разделы дефектологии, психосоматика.



ТЕМА 2. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Программные положения

Разделы клинической психологии, которые находят практическое применение знаний в соответствующих клиниках. Патопсихология - самостоятельная отрасль клинической психологии. Нейропсихология - отрасль клинической психологии, изучающая мозговую основу психических процессов и их связь с отдельными системами головного мозга. Психосоматика - научная дисциплина, изучающая соотношения биологических, психологических и социальных факторов в норме и патологии. Возрастная клиническая психология - возрастные аспекты психологических расстройств. Понятие об онтогенезе и дизонтогенезе. Основные типы психического дизонтогенеза. Психология семейных отношений. Психология девиантного поведения. Психология экстремальных состояний. Психология больного, психология лечебного взаимодействия. Факторы, влияющие на процесс взаимодействия врача (психолога) и пациента. Психологическое консультирование, психокоррекция, психотерапия. Основные теоретические направления клинико-психологического вмешательства: психодинамический, когнитивно-поведенческий, гуманистический, экзистенциальный и системный подходы. Специальные разделы клинической психологии (реабилитология, психогигиена, психопрофилактика, неврозология, медико-психологическая экспертиза).



Конспект лекции

Разделы клинической психологии

Можно выделить конкретные разделы клинической психологии, которые находят практическое применение знаний в соответствующих клиниках.

1. Патопсихология - самостоятельная отрасль клинической психологии. Она изучает закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме.

Патопсихология как раздел медицины изучает наиболее типичные симптомы и синдромы болезненных состояний, а также занимается исследованием структуры той или иной формы нарушения психической деятельности.

Патопсихология может рассматривать задачи как общей медицинской психологии (когда изучаются закономерности распада психики, изменения личности психических больных), так и частной (когда исследуются нарушения психики конкретного больного для уточнения диагноза, проведения трудовой, судебной или военной экспертизы).

Методы патопсихологии - весь арсенал психологических методов.

Предметом патопсихологии являются нарушения психической деятельности, возникающие вследствие психических заболеваний.

2. Нейропсихология - обширная научная дисциплина, исследующая роль мозга и центральной нервной системы в психических процессах, затрагивающая вопросы как психиатрии и неврологии, так и философии сознания, когнитивной науки и искусственных нейрональных сетей.

Советская школа нейропсихологии занималась в основном исследованием причинно-следственных отношений между поражениями мозга, их локализацией и изменениями со стороны психических процессов. В её задачи входило изучение нарушенных психических функций в результате повреждения головного мозга, исследование локализация очага поражения и вопросов восстановления нарушенных психических функций, а также разработка теоретических и методологических проблем общей и клинической психологии.

Ведущую роль в создании нейропсихологии как самостоятельной дисциплины сыграли советские учёные А. Р. Лурия и Л. С. Выготский, чьи исследования получили мировое признание.



В нейропсихологии выделяют несколько относительно самостоятельных направлений, объединенных общими теоретическими представлениями, но отличающихся специфичностью методов и тактическими задачами.

  • Клиническая нейропсихология - является основным направлением, задача которого заключается в изучении нейропсихологических синдромов, возникающих при поражении того или иного участка мозга.

Объектом исследования является мозг больного или травмированного человека, а предметом исследования - причинно-следственные отношения между повреждением (опухолью, кровоизлиянием, травмой - их локализацией, объемом) и происшедшими изменениями со стороны психических процессов различных уровней.

  • Экспериментальная нейропсихология ставит своей задачей экспериментальное, в том числе аппаратурное изучение различных форм нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга, а также исследует распределение психических функций в их эволюционном контексте (на мозге животных).

В экспериментальной нейропсихологии и нейрофизиологии используют метод непосредственного раздражения электротоком и бескровные методы - охлаждение, смазывание участков коры и мозга алюминиевой пастой и другими химическими препаратами, временно отключающими функционирование определенных зон.

  • Реабилитационная нейропсихология. Реабилитация вообще - комплекс мероприятий по восстановлению утраченных или ослабленных функций организма, возникших в результате заболевания, повреждения или функционального расстройства.

  • Психофизиологическая нейропсихология - отвечает за исследование психических процессов с помощью объективных методов, использующих для анализа физиологические показатели. Это

    • Грудное и диафрагмальное дыхание (Пневмограмма);

    • Кожно-гальваническая реакция (Реограмма);

    • Сердечно-сосудистая деятельность (Фотоплетизмограмма);

    • Сердечно-сосудистая деятельность (Плетизмограмма);

    • электроэнцефалография (ЭЭГ).

    • Двигательная активность (Механограмма),

    • магнитно-резонансная томография,

Магнитно-резонансная томография (МРТ) – метод получения диагностических изображений, основанный на использовании явления ядерно-магнитного резонанса. Главное в этом определении то, что этот метод не имеет никакого отношения к заряженным радиоактивным частицам и другим потенциально опасным для здоровья вещам. Поэтому весь мир, пользуется термином МРТ. При МРТ не используются проникающие излучения, вредные для здоровья. Задача во время исследования – создать такие условия, при которых само тело пациента станет источником крайне слабых радиосигналов. Такие радиосигналы существуют без всякой дополнительной аппаратуры и условий. При МРТ изолируют одного пациента – один источник – от всех остальных источников радиосигналов, чтобы максимально ослабить влияние помех. Затем с помощью аппаратного обеспечения томографа хаотичные сигналы упорядочиваются так, чтобы принимать их только из определенной области тела. Для этого нужно мощное, но безвредное для человека магнитное поле. Затем, используя очень чувствительные антенны и приемники, радиосигнал, принимается, обрабатывается сверхскоростным компьютером и получается изображение. Такое изображение принято называть томограммой. Это самый важный этап. Нормальные клетки органов и тканей, не пораженных болезненным процессом, имеют один уровень сигнала. «Больные» клетки – это всегда другой, измененный сигнал в той или иной степени. На изображении измененные патологическим процессом участки тканей и органов выглядят иначе, чем здоровые.

  • позитронно-эмиссионная томография

Позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ) - это метод сканирования с использованием меченного радиоактивным изотопом производного глюкозы. Эмиссионное сканирование проводится через 45 мин после внутривенного введения изотопа. Как и при всех других методах томографии, полученные данные в нескольких проекциях в виде томограмм выводятся на дисплей. ПЭТ основан на метаболической активности, поэтому имеет ряд преимуществ перед другими методами томографии. Главное преимущество позитронно-эмиссионной томографии – возможность не только получать изображения внутренних органов, но и оценивать их функцию и метаболизм, таким образом, удается выявлять болезнь на самом раннем этапе, еще до проявления клинических симптомов. Особую роль позитронно-эмиссионная томография играет в онкологии, кардиологии и неврологии, где ранняя диагностика заболеваний является особенно важной.

3. Психосоматика - научная дисциплина, изучающая соотношения биологических, психологических и социальных факторов в норме и патологии.

Психосоматика исследует проблемы больных соматическими расстройствами, в происхождении и течении которых большую роль играет психологический фактор.

Основными группами психосоматических расстройств являются:



  • "большие" психосоматические заболевания:

  • ишемическая болезнь сердца

  • гипертоническая болезнь

  • язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки

  • бронхиальная астма

  • нейродермиты, псориазы и др.

  • "малые" психосоматические расстройства - невротические нарушения внутренних органов, или так называемые "органные неврозы". Не все авторы склонны относить "органные неврозы" к собственно психосоматической патологии.

Появление термина "психосоматический", относится к 1818 г. (Хайнрот), а термина "соматопсихический" - к 1822 г. (Якоби). Но сами вопросы соотношения соматического (телесного) и психического (духовного) являются одними из древнейших в философии, психологии, медицине.

Большей частью наблюдается двухсторонний, но единый характер психосоматических соотношений со взаимным переходом психогении в соматогению и наоборот.

4. Возрастная клиническая психология изучает возрастные аспекты психологических расстройств:


  • возрастные особенности психологических нарушений при различных заболеваниях,

  • психическое развитие аномального ребёнка,

  • детский аутизм,

  • проблема дизонтогенеза и задержки психического развития,

  • психологические аномалии подросткового возраста,

  • особенности детских и подростковых форм патологического реагирования,

  • психологические аспекты психического инфантилизма,

  • психологические проблемы гериатрии и геронтологии.

Для формирования индивидуально-психологических качеств человека важны, как биологическая, так и социальная составляющие. Наличие врожденного или приобретенного дефекта в структурах мозга является причиной недоразвития или остановки и регресса в развитии психики ребенка и взрослого человека, а также появление личностных аномалий.

Понятие об онтогенезе и дизонтогенезе

Онтогене́з (от греч. οντογένεση: ον — существо и γένεση — происхождение, рождение) — индивидуальное развитие организма от оплодотворения (при половом размножении) до смерти.

В 1927 г. Швальбе впервые употребил термин "дизонтогения", обозначая с его помощью отклонения внутриутробного формирования организма от нормального развития.

Впоследствии под этим термином стали понимать различные формы нарушений онтогенеза, включая и постнатальный, ограниченный теми сроками развития, когда морфологические системы организма еще не достигли зрелости (Ушаков).

Проявления патологического воздействия на незрелый мозг различаются в зависимости от этиологии, локализации, степени распространенности и выраженности поражения, времени его возникновения и длительности воздействия, а также социальных условий, в которых находится больной ребенок.

В отечественной литературе применительно к дизонтогениям принят термин "аномалии развития".

Основными типами психического дизонтогенеза считаются


  • регрессии,

  • ретардации,

  • асинхронии психического развития.

Регрессия (регресс) - возврат функций на более ранний возрастной уровень, как временного, функционального характера (временная регрессия), так и стойкого, связанного с повреждением функции (стойкая регрессия). Так, например, к временной потере навыков ходьбы, опрятности может привести даже соматическое заболевание в первые годы жизни. Примером стойкого регресса может быть возврат к автономной речи вследствие потери потребностей в коммуникации, наблюдаемой при раннем детском аутизме Склонность к регрессу более характерна для менее зрелой функции. В то же время регрессу могут быть подвержены не только функции, находящиеся в сенситивном периоде, но также и функции, уже в достаточной степени закрепленные, что наблюдается при более грубом патологическом воздействии: при шоковой психической травме, при остром начале шизофренического процесса. Ретардация - запаздывание или приостановка психического развития. Различают общую (тотальную) и частичную (парциальную) психическую ретардацию. В последнем случае речь идет о запаздывании или приостановке развития отдельных психических функций, отдельных свойств личности. Асинхрония, как искаженное, диспропорциональное, дисгармоничное психическое развитие характеризуется выраженным опережением развития одних психических функций и свойств формирующейся личности и значительным отставанием темпа и сроков созревания других функций и свойств, что становится основой дисгармонической структуры личности и психики в целом.

5. Семейная клиническая психология. Психология семейных отношений как раздел психологической науки изучает особенности формирования семьи, мотивы выбора супругов и в целом социальную сущность семьи и влияние семейных отношений на общество и гармонию отдельного человека.

Для целей и задач, решаемых клинической психологией, психологические отношения в семье рассматриваются сквозь призму влияния на соматическое и психическое здоровье ее членов, а также их личностный рост.

Описано несколько сфер жизнедеятельности семьи, непосредственно связанных с удовлетворением определенных потребностей ее членов — функций семьи:



  • воспитательная,

  • хозяйственно-бытовая,

  • эмоциональная,

  • духовного общения,

  • первичного социального контроля,

  • сексуально-эротическая.

Каждая из функций способна выступать как адаптирующей члена семьи к обществу, так и дисгармонизирующей и дезадаптирующей его.

6. Психология девиантного поведения - междисциплинарная область научного знания, изучающая механизмы возникновения, формирования, динамики и исходов отклоняющегося от разнообразных норм поведения, а также способы и методы их коррекции и терапии (В.Д. Менделевич)

Девиантное поведение (от англ. deviation — отклонение) — совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. Например, преступность, пьянство и наркотизм, а также самоубийства, проституция. Приводит к изоляции, лечению, исправлению или наказанию нарушителя. Аддиктивное поведение — это одна из форм девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности, что направлено на развитие и поддержание интенсивных эмоций.

7. Психология экстремальных состояний (ситуаций)— одно из направлений прикладной клинической психологии. Оно исследует проблемы, связанные с оценкой, предвидением и оптимизацией психических состояний и поведения человека в стрессовых ситуациях. Интерес к психологии экстремальных ситуаций в современном мире неуклонно растет

Чрезвычайные ситуации получают в современных социально-политических условиях все более широкое распространение. Все чаще дети и взрослые попадают в условия техногенных катастроф, стихийных бедствий, подвергаются насилию, становятся заложниками.

Понятия экстремальных, кризисных и чрезвычайных ситуаций еще не получили исчерпывающего определения. Представляется, что недостаточно рассматривать их лишь с точки зрения объективных особенностей, не беря во внимание психологические составляющие, такие, как, например, восприятие, понимание, реагирование и поведение людей в таких ситуациях.

Специалисты-психологи в области экстремальной психологии, в своей профессиональной деятельности обязаны применять разнообразные общие и специальные психологические и социальные технологии.

Специалисты данного профиля востребованы во всех сферах жизнедеятельности общества:



  • в разнообразных оборонных, силовых и правоохранительных структурах государства (система вооружённых сил РФ, система МВД, система ФСБ, система ФМС, и т.п.);

  • различных, аварийных службах (система ГО и МЧС, включая пожарную охрану, скорую помощь и т.п.);

  • пенитенциарной системе (система Минюста и ГУИН и т.п.);

  • в структурах службы персонала транспортных компаний, авиакомпаний;

  • в социальной инфраструктуре (государственное управление, социальная защита населения и т.д.);

  • воспитание и образование (психолого-педагогическая реабилитация детей и подростков, побывавших в экстремальных ситуациях);

  • социально-этническая, социально-политическая, социально-религиозная сферы (работа по превенции и разрешению различных социальных конфликтов и т.п.);

  • сфера семейных отношений (насилие в семьях и т.п.).

Для подготовки специалистов – экстремальных психологов в программу подготовки включаются:

  • теоретические и практические занятия по патопсихологии и нейропсихологии экстремальных состояний,

  • психологии аддиктивного поведения и суицидологии,

  • психологии горя и утраты,

  • психологии агрессии и терроризма,

  • диагностика, коррекция и психотерапия острых и посттравматических стрессовых расстройств.

Психология больного, психология лечебного взаимодействия

Психологии больного посвящена отдельная лекция (тема 5).

Психологические особенности пациента в условиях лечебных взаимодействия приходят в соприкосновение с психологическими особенностями медицинского работника (врача, психолога, медицинской сестры, социального работника).

Данный раздел клинической психологии изучает мотивы и ценности врача (психолога), его представление об идеальном пациенте, а также ожидания самого пациента от процесса диагностики, лечения, профилактики и реабилитации, поведения врача или психолога.

Важную роль в процессе взаимодействия медицинского работника, психолога и пациента играет восприятие и понимание друг друга. На эти процессы, в первую очередь, влияет психологическая установка.

Различают три типа установки на восприятие человека человеком:



  • позитивная,

  • негативная

  • адекватная.

При позитивной установке происходит переоценка положительных качеств и способностей человека, что проявляется в повышенной степени доверия данному лицу, готовность принять на веру все его советы и разделить взгляды на происходящее. Часто позитивная установка на того или иного врача связана с мнением окружающих, паблисити, его профессиональным статусом (профессор, врач высшей категории, народный целитель и т.д.). Негативная установка приводит к тому, что воспринимаются в основном негативные качества другого человека, что выражается в недоверчивости, подозрительности. Адекватная установка принимает во внимание возможность сочетания в одном и том же человеке положительных и отрицательных качеств и свойств («Хирург — грубиян, но руки — золотые»).

Известно, что позитивная установка может опосредоваться некоторыми внешними факторами. Так, например, она может быть обусловлена размеренной манерой врача говорить, неторопливо производить осмотр или манипуляции.

При оценке эффективности действия тех или иных лекарств положительная установка основывается нередко на стоимости препарата («дорогой — значит эффективный»), оформлении его упаковки, и т.д. - на таком психологическом механизме основан «плацебо-эффект».

Плацебо — это лекарство-пустышка, не содержащее вещества. При назначении его и сопровождении соответствующими инструкциями для формирования позитивной психологической установки результаты терапии оказываются существенными даже по сравнению со сходным по форме, виду и консистенции лекарственным препаратом.

Существенными являются ожидания участников диагностического и лечебного взаимодействия проявления каких-либо качеств и поведения друг друга.

В связи с этим выделяют понятия «идеального» и «реального» врача и пациента.

К качествам и свойствам, характеризуемым «идеального врача» относят его половозрастные, характерологические и личностные особенности, стиль межличностного взаимодействия, квалифицированность.

Например, схема Ж. Лакана предполагает существование пяти факторов, влияющих на процесс взаимодействия врача (психолога) и пациента —

1) пола,


2) возраста,

3) национальности (расы),

4) вероисповедания

5) сексуальной ориентации.

Исследования соматических больных показало, что наиболее существенными являются личностные и характерологические свойства. То есть, пациент расценивает «идеального врача» как лица одного с ним пола, сексуальной ориентации и более старшего по возрасту.

Из личностных и характерологических особенностей пациенты отдают предпочтения следующим: уважительность, внимательность по отношению к пациентам, любовь к профессии, доброта вежливость, душевность.

Пациенты с невротическими расстройствами, в образ «идеального врача» включают качества в следующей последовательности по значимости:


  • ум (78%),

  • увлеченность работой (57%),

  • внимательность (56%),

  • чувство долга, терпеливость, чуткость, интуиция, серьезность, доброта, чувство юмора.

Наиболее существенными в образе «идеального врача» с точки зрения пациента являются способности к эмпатии и стиль общения.

В.А.Ташлыков выделяет четыре психологических типа врача, составляющих альтернативные пары:



  • «сопереживающий» или «эмоционально-нейтральный»,

  • «директивный» или «недирективный»

· В понятие «сопереживающего» типа врача включают такие качества как способность глубоко понять и вчувствоваться в проблемы пациента, эмпатировать, сопереживать совместно с больным колебания его состояния, разделять его психологические проблемы, нередко принимать концепцию болезни, выдвинутую пациентом.

· Тип врача, называемый «эмоционально-нейтральным», подразумевает сочетание таких качеств как эмоциональная дистанцированность врача от глубинных проблем пациента, ориентация на симптомы, нежелание поддерживать пациента в его «субъективных» эмоциональных кризисах с ориентацией на технократический подход к лечению.

· Под «директивным» психологическим типом врача понимается врач, выступающий в роли учителя, указующего как следует поступать и что делать в ситуации болезни. «Директивный» врач не склонен дискутировать с пациентом на профессиональные темы. В своей деятельности он руководствуется паттерналистской моделью медицины, которая рассматривает взаимоотношения врача и пациента как отношения учителя и ученика, родителя и ребенка. «Директивный врач» исключает возможности сомнений пациента в его возможностях, негативно относится к перепроверке диагнозов у иных врачей, склонен обижаться и давать негативные эмоциональные реакции на пациента в случаях критики его действий.

· «Недирективный» психологический тип врача противоположен «директивному». Он включает ориентацию на партнерство, склонен принимать к рассмотрению точку зрения больного, как при диагностике, так и при выборе методов и способов терапии.

В понятие «идеального пациента» врач, как правило, включает следующие характеристики:


  • малая осведомленность в медицинских вопросах,

  • вера и отсутствие сомнений в силах и умениях лечащего врача,

  • готовность беспрекословно выполнять назначения,

  • умение кратко и четко излагать проблему и жалобы,

  • отсутствие ипохондрии.

При сравнении экспектации (ожиданий) врача и пациента, отражающихся в образе «идеального врача» и «идеального пациента», возникает большое количество предпосылок для межличностных конфликтов. Суть конфликтов в системе врач (медицинский работник) — больной заключается в столкновении мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и ожиданий участников взаимодействия.

Психологическое консультирование, психокоррекция, психотерапия

Одной из наиболее значимых проблем клинической психологии является оказание психологической помощи



  • клиентам с разнообразными житейскими проблемами,

  • пациентам, находящимся в кризисных ситуациях,

  • пациентам с соматическими и психическими заболеваниями,

  • пациентам, имеющим невротические, психосоматические расстройства,

  • пациентам, имеющим характерологические девиации и личностные аномалии.

Психологическая помощь – это предоставление человеку информации о его психическом состоянии, причинах и механизмах появления психологических феноменов или психопатологических симптомов и синдромов.

А также активное целенаправленное психологическое воздействие на индивида с целью:



  • гармонизации его психической жизни,

  • адаптации к социальному окружению,

  • купированию психопатологической симптоматики,

  • реконструкции личности для формирования фрустрационной толерантности, стрессо- и неврозоустойчивости.

Традиционно выделяют три вида психологической помощи:

  • психологическое консультирование,

  • психокоррекцию и

  • психотерапию.

Они представляют собой воздействие на различные стороны личности и имеют разные цели и способы, могут применяться раздельно и в сочетании.

Под психологическим консультированием подразумевается проведение анализа психического состояния клиента или пациента с использованием различных методов психологической диагностики (интервьюирования, экспериментов и пр.) с предоставлением ему объективных данных и научных интерпретаций их результатов.

Психологическое консультирование должно способствовать:


  • разрешению стоящих перед человеком общежитейских проблем,

  • формированию новых представлений о различных подходах к решению психологических проблем, вариантах их предотвращения и методах психологической защиты и компенсации,

  • расширению его психологической культуры и личностному росту.

Основной целью психологического консультирования является формирование личностной позиции, специфического мировоззрения и взгляда на жизнь, формирование иерархии ценностей.

Психологическая коррекция базируется на консультировании и предполагает целенаправленное психологическое воздействие на клиента или пациента (в случаях диагностики у него каких-либо характерологических девиаций или личностных аномалий) с целью приведения его психического состояния к норме

Основной целью психологической коррекции является выработка и овладение навыками оптимальной для индивида и эффективной для сохранения здоровья психической деятельности, способствующей личностному росту и адаптации человека в обществе.



Психотерапия — это наука о способах словесного (вербального) воздействия врача на психику человека (больного или здорового) и через психику на весь организм в целом с лечебной или профилактической целью.

Психотерапия в узком понимании термина, является видом активного психологического воздействия на пациента, имеющего психопатологические симптомы и синдромы и находящегося в состоянии кризиса, фрустрации, стресса или душевной болезни.

Основной задачей психотерапии является купирование психопатологической симптоматики, и коррекцию индивидуально-психологических свойств человека с целью вторичной профилактики психогенных (невротических, психосоматических) расстройств и заболеваний с помощью специальных способов психотерапевтического воздействия.

При широком толковании термина «психотерапия» подразумеваются все виды направленного психологического воздействия на индивида (консультирование, коррекцию и терапию).

В настоящее время, психотерапия выделена в качестве самостоятельной медицинской специальности, однако, теоретические и практические проблемы психотерапии не могут разрабатываться без клинической психологии (Карвасарский Б.Д.).

С точки зрения западной клинической психологии психотерапия считается ее частной областью, и таким образом постулируется идея об особой близости между психологией и психотерапией.

Положение об особой близости психотерапии и клинической психологии нередко оспаривают, считая, что с научной точки зрения психотерапия ближе к медицине. При этом приводят следующие аргументы:


  • лечение больных является задачей медицины,

  • психотерапия является лечением больных;

отсюда следует, что психотерапия - это задача медицины.

Данное положение опирается на тот факт, что во многих странах психотерапия воспринимается именно как терапия, и право заниматься ею получают врачи.

Благодаря соответствующим законам, клинические психологи с дополнительной специализацией имеют право заниматься психотерапией, однако главенство врача в психотерапии практически не оспаривается в большинстве стран до сих пор.

Некоторые психологи и психотерапевты, ориентированные на глубинную или гуманистическую психологию считают психотерапию отдельной гуманистической, а не медицинской, дисциплиной, которая опирается на психологию, медицину, философию, теологию. Отсюда логично вытекает и требование о специальной, профессиональной подготовке по психотерапии (например, обучение в университете или вузе соответствующего профиля).

На сегодняшний день их существует множество форм психотерапии, которые, можно сгруппировать в пять основных категорий:

1. Психоаналитическая (психодинамическая) психотерапия — охватывает те формы психотерапии, которые можно вывести из глубинных психологических теорий Фрейда, Адлера, Юнга и др.; жизненные проблемы при этом рассматриваются как результаты неосознанных конфликтов и моментов развития.

2. Когнитивная и поведенческая психотерапия — охватывает те формы психотерапии, которые опираются на теории обучения и когнитивную психологию; жизненные проблемы тут выводятся из неправильного обучения и мышления.

3. Гуманистическая психотерапия — охватывает те формы психотерапии, которые делают акцент на потенциал человеческого развития. Здесь жизненные проблемы рассматриваются как блокада чувств.

4. Системная психотерапия — охватывает те формы психотерапии, которые — на основании общей теории систем — рассматривают жизненные явления как возникающие вследствие сдвига функций в системе или группе, которой принадлежит данное лицо.

5. Экзистенциальная психотерапия — охватывает те формы психотерапии, основу которых составляет экзистенциальная феноменологическая философия. Жизненные проблемы объясняются тут недостатком ясности и понимания условий человеческого существования».

***

Помимо перечисленных основных 9 разделов, в клиническую психологию часто включают такие специальные разделы, как -



реабилитология,

психогигиена как наука о сохранении и поддержании психического здоровья,

психопрофилактика,

психология пограничных психических расстройств - неврозология (невроз и λόγος — суждение, слово) — раздел медицины, посвящённый изучению неврозов и их излечению),



Медико-психологическая экспертиза

Количество специальных разделов постоянно множится в зависимости от потребностей общества. И сегодня можно встретить такие частные области клинической психологии, как психология посттравматического стресса, психология инвалидности, психовенерология, психоонкология, социальная психология здоровья и др.



  1   2   3   4   5   6   7


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка