Становление и развитие профессиональной позиции руководителя образовательного учреждения



Сторінка1/4
Дата конвертації12.04.2016
Розмір0.79 Mb.
  1   2   3   4
На правах рукописи

Нелюбов Сергей Александрович

Становление и развитие профессиональной позиции
руководителя образовательного учреждения

Специальность 13.00.08 –

теория и методика профессионального образования
АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени


доктора педагогических наук

Новосибирск – 2008


Работа выполнена на кафедре педагогики и психологии математического факультета ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет»


Научный консультант:


доктор педагогических наук, профессор

Холина Лидия Игнатьевна


Официальные оппоненты:


доктор педагогических наук, профессор

Третьяков Петр Иванович

доктор педагогических наук, профессор



Орлов Александр Николаевич

доктор педагогических наук, профессор



Подчалимова Галина Николаевна


Ведущая организация:


ГОУ ВПО «Белгородский государственный

университет»

Защита состоится «__» ______2008 г. в __ часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.172.01 при ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет» по адресу: 630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28 (конференц-зал ФНК).


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет» по адресу: 630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28.
Автореферат разослан «___» _________________ 2008 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Беловолова С.П.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В современных условиях обеспечение конкурентоспособности России в мировом сообществе, идущем по пути глобализации, является одним из важных направлений развития нашей страны. Основным приоритетом в экономике становится использование наукоемких технологий; осуществляется трансформация индустриального общества в информационно-коммуникативное. В свою очередь, инновационная экономика неразрывно связана с повышением качества образования. Не случайно в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» и в «Федеральной программе развития образования на 2006–2010 годы» подчеркивается особая роль системы образования, выступающей источником обеспечения экономического и духовного роста страны. Изменение системы образования невозможно без модернизации существующей отраслевой модели управления, создания оптимального механизма взаимодействия всех уровней управления образованием и повышения эффективности управления образовательными учреждениями.

С введением в действие Федеральных законов РФ № 122, 131, разграничивающих полномочия органов государственной власти и местного самоуправления, внесены изменения в законодательные акты в сфере образования. Пересматривается компетенция органов управления образованием разных уровней: центр управленческой ответственности смещается в сторону органов местного самоуправления; больше самостоятельности предоставляется непосредственно образовательному учреждению в осуществлении образовательного процесса, финансово-хозяйственной и иной деятельности, предусмотренной законодательством РФ.

На повышение эффективности управления образовательным учреждением нацелена и реализация приоритетного национального проекта «Образование». Одним из его направлений является внедрение новых управленческих механизмов в школах (создание управляющих и попечительских советов), изменение способов финансирования образовательных учреждений (бюджетные средства на реализацию программ развития направляются непосредственно в учреждения, их распределение осуществляется на основе «подушевого» финансирования; формируется новая система оплаты труда учителей, ориентированная на стимулирование качества педагогической работы). При этом основной миссией образовательного учреждения является создание условий для организации целенаправленного процесса воспитания и обучения, развития человека в интересах общества, государства.

Современный рынок труда предъявляет принципиально иные требования, как к образовательным учреждениям, так и к их выпускникам: сегодня обществу необходимы конкурентоспособные, грамотные граждане с активной жизненной позицией, способные достойно представлять интересы нашей страны на мировом уровне. Поэтому качественные преобразования в управлении образовательным учреждением неразрывно связаны с ростом профессионализма специалистов, осуществляющих этот процесс. Успешность профессионального роста во многом определяется системой подготовки кадров, их желанием, умением и способностью эффективно влиять на позитивные изменения.

Особая роль в решении задач, стоящих перед образовательным учреждением, принадлежит руководителю. От роста его профессионализма зависит успешное функционирование и развитие всего образовательного учреждения. Принципиально важно то, что процессы, происходящие в современном обществе в целом, и в системе образования в частности, требуют новых подходов к выполнению управленческой роли руководителя образовательного учреждения. Должна меняться его профессиональная позиция, обеспечивающая мобильность, самостоятельность и ответственность действий в различных ситуациях, должно проявляться стремление к саморазвитию. Успешно реализовать свою управленческую миссию может только компетентный и конкурентоспособный руководитель, работающий в инновационном режиме, реализующий образовательные стратегии, заложенные в основу государственной политики нашей страны. Иными словами, речь идет о становлении нового типа руководителя образовательного учреждения, который выстраивает и реализует индивидуальную управленческую концепцию, направленную на повышение нового качества образования. «Вместо выполнения заданий требуется способность решать проблемы» (из доклада международной комиссии, который был представлен ЮНЕСКО в 2002 г.).

Именно поэтому принципиально важным становится изменение у руководителя образовательного учреждения (далее – руководитель) сложившихся ранее стереотипных установок к выполнению профессиональной управленческой деятельности, которые выступают тормозом становления и развития нового творческого отношения к тактике и стратегии управления, к осознанию, пониманию руководителем собственной «миссии» и «миссии» образовательного учреждения с учетом современных социально-экономических условий. Наша работа построена в русле решения данной проблемы.

Управленческая деятельность является сложным многофункциональным феноменом и привлекает большое внимание исследователей. Изучаются различные аспекты общей теории управления (В.Г. Афанасьев, А.К. Белых, А.И. Берг, П. Друкер, М.Х. Мескон, Ф. Тейлор, Ю.А. Тихомиров, А. Файоль, А.В. Филиппов и др.); профессиональной деятельности (Е.П. Белозерцев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, А.К. Маркова, Л.М. Митина, В.А. Сластенин, Г.С. Сухобская и др.); теоретические основы научного управления образованием (М.К. Бочаров, Н.Ф. Бунаков, Н.А. Кофф, К.Д. Ушинский и др.).

Учеными рассматриваются особенности управления педагогическими системами (Т.И. Березина, В.И. Бондарь, К.Я. Вазина, Ю.В. Васильев, В.И. Загвязинский, Ю.А. Конаржевский, М.И. Кондаков, В.Ю. Кричевский, В.С. Лазарев, П.В. Лепин, А.А. Орлов, В.С. Пикельная, М.М. Поташник, В.П. Симонов, П.И. Третьяков, К.М. Ушаков, Р.Х. Шакуров, Т.И. Шамова, Е.А. Ямбург и др.); управление региональными и муниципальными системами образования (В.Н. Аверкин, М.В. Артюхов, К.Ю. Белая, В.И. Зверева, Ю.И. Калиновский, Л.П. Кезина, Н.Д. Малахов, В.Я. Синенко, П.И. Третьяков, Л.И. Фишман, П.В. Худоминский, В.З. Юсупов и др.). Анализируется развитие человека как индивида, личности и субъекта деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, О.С. Анисимов, Л.И. Анцыферова, А.А. Бодалев, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, Е.А. Климов, Д.А. Леонтьев, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Д.П. Узнадзе и др.).

Исследуется профессиональное самоопределение с точки зрения потребностей личности, ее саморегуляции, формирования профессиональной «Я-концепции», модели профессиональной карьеры и жизненного пути (П.К. Анохин, Р. Бернс, А.Н. Леонтьев, D. Super,
J. Vonk и др.); профессионально-личностное становление руководителей образовательных учреждений в постдипломном образовании (В.А. Кан-Калик, Н.В. Кузьмина, Н.Д. Никандров, A. Shartrand и др.). Изучаются психолого-педагогические аспекты проблемы формирования руководителя (Ю.В. Васильев, Л.Д. Кудряшова, В.С. Лазарев, М.М. Поташник, К.М. Ушаков, Е.П. Тонконогая, П.И. Третьяков и др.). В отдельных работах рассматривается ряд факторов, влияющих на успешность профессионального становления руководителя: субъективный опыт (А.К. Осницкий, И.С. Якиманская и др.); опыт рефлексии (М.М. Поташник, В.П. Симонов и др.); опыт сотрудничества как слагаемое саморазвития (А.В. Мудрик и др.); ориентация на общечеловеческие ценности (В.А. Сластенин, Е.И. Шиянов, И.Ф. Исаев и др.).

Анализ зарубежных исследований в области педагогического управленческого образования показывает, что, как правило, эти работы касаются общих вопросов управления персоналом в сфере бизнеса, экономики, предпринимательства. При этом ряд авторов (N. Balow, N. Benett, W. Haley, M. Harmin, P. Cranton, etc.) предпринимают попытки перенести данный опыт на управление образованием, на организацию системы повышения квалификации в контексте непрерывного педагогического образования.

Вышеназванные работы представляют особый интерес для решения задач нашей диссертации. Однако труды как отечественных, так и зарубежных ученых не раскрывают механизмы, пути непрерывного становления и развития руководителя образовательного учреждения как субъекта управления. Кроме того, сложившаяся система профессиональной подготовки руководителей, как правило, основывается на знаниево-репродуктивном, а не на личностно-ориентированном подходе к обучению. Все это негативно влияет на выполнение профессиональной управленческой деятельности и на результативность работы образовательных учреждений в целом, что подтверждает особую актуальность и исключительную значимость как в методологическом, теоретическом, так и в практическом плане обозначенных выше проблем и требует их комплексного исследования и решения.

Принимаемые на разных уровнях управления законодательные, организационные, технологические меры по совершенствованию деятельности руководителей носят дискретный, эпизодический, ситуационный характер, поэтому зачастую оказываются недостаточно эффективными и не создают необходимых предпосылок для становления и развития руководителя образовательного учреждения как субъекта управления. Данная проблема имеет комплексный многоаспектный характер и предусматривает исследование психолого-педагогических основ личностного, профессионального становления и развития руководителя. В нашей диссертации в качестве интегративной характеристики руководителя, представляющей совокупность субъектности, профессионализма, системы отношений, было выбрано понятие «профессиональная позиция руководителя образовательного учреждения». В то же время в научной литературе основное внимание уделяется изучению социальной, жизненной, профессиональной педагогической позиций, а специальных работ, посвященных профессиональной позиции руководителя образовательного учреждения, нами не выявлено.

В этой связи главная задача диссертационного исследования – создание концепции становления и развития профессиональной позиции руководителя образовательного учреждения и реализация этой концепции на практике в условиях муниципального управления образованием.

Проведенный нами анализ литературных источников и опыта управленческой практики позволил выявить обострившиеся противоречия между:



  • необходимостью совершенствования процесса управления образовательными учреждениями в соответствии с изменениями, происходящими в обществе, и неготовностью руководителей образовательных учреждений осуществлять профессиональную управленческую деятельность с учетом реальных потребностей;

  • объективной потребностью существующей системы управления образованием в концепции становления и развития профессиональной позиции руководителя образовательного учреждения и неразработанностью ее в педагогической науке;

  • потребностью сегодняшней управленческой практики в четко выраженной профессиональной позиции руководителя и отсутствием научно-обоснованных условий ее становления и развития;

  • возросшими современными требованиями к уровню самостоятельности руководителей и несоответствием этим требованиям сложившейся системы профессиональной подготовки руководителей образовательных учреждений;

  • непрерывно, объективно развивающейся профессиональной деятельностью руководителей и недостаточной мобильностью сложившейся системы повышения квалификации управленческих кадров.

Указанные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы необходимые условия становления и развития профессиональной позиции руководителя образовательного учреждения? Решение данной проблемы обусловило выбор темы диссертации «Становление и развитие профессиональной позиции руководителя образовательного учреждения».

Цель исследования: разработать и внедрить в практику муниципального управления образованием концепцию, технологию управления процессом становления и развития профессиональной позиции руководителя образовательного учреждения и методику обучения руководителей.

Объект исследования: профессиональная деятельность руководителя образовательного учреждения.

Предмет исследования: процесс становления и развития профессиональной позиции руководителя образовательного учреждения.

Гипотеза исследования состоит в том, что становление и развитие профессиональной позиции руководителя образовательного учреждения будет эффективным, если:

  • на основе личностно-деятельностного, аксиологического, синергетического, системного подходов выделить компоненты профессиональной деятельности руководителя и выявить взаимосвязи процесса становления и развития исследуемой позиции;

  • разработана концепция становления и развития профессиональной позиции руководителя, включающая: систему основополагающих понятий, содержание и структуру профессиональной позиции, критерии и показатели, закономерности, движущие силы, внутренние и внешние факторы, организационно-педагогические условия, структурно-функциональную модель, уровни, этапы, профессиограмму;

  • учитываются внешние и внутренние факторы, влияющие на изменение профессиональной позиции руководителя извне (макро- и микросреда) и особенности его личности, с учетом которых описаны организационно-педагогические условия, обеспечивающие непрерывность и преемственность процесса становления и развития профессиональной позиции руководителя;

  • в качестве механизма управления этим процессом рассматривается структурно-функциональная модель, позволяющая изменять профессиональную позицию руководителя образовательного учреждения;

  • данный процесс рассматривать как целостный, непрерывный, необратимый, нелинейный, включающий взаимосвязанные этапы, каждый из которых является преемственным по отношению к предыдущему и определяет вектор движения «по восходящей» к повышению уровня становления и развития исследуемой позиции;

  • выявить содержание профессиональной управленческой деятельности, ключевых профессиональных компетенций руководителя образовательного учреждения с учетом современных требований к качеству образования и посредством составления профессиограммы;

  • разработана и реализована технология управления процессом становления и развития профессиональной позиции руководителя, состоящая из взаимосвязанных составляющих: комплексно-целевой программы, психолого-педагогического сопровождения, управленческого консультирования;

  • разработана и реализуется методика обучения руководителей, включающая принципы, методы, содержание;

  • на всех этапах обучения организовано непрерывное, научно обоснованное изучение изменений в профессиональном, личностном становлении и развитии руководителей образовательных учреждений, их профессиональной позиции.

Исходя из проблемы, объекта, предмета, цели и гипотезы исследования, были определены следующие задачи:

    1. Раскрыть теоретические предпосылки решения исследуемой проблемы становления и развития профессиональной позиции руководителя образовательного учреждения и описать систему основополагающих понятий.

    2. Выявить и обосновать составляющие концепции становления и развития профессиональной позиции руководителя образовательного учреждения.

    3. Описать содержание и структуру профессиональной позиции руководителя образовательного учреждения.

    4. Разработать структурно-функциональную модель становления и развития профессиональной позиции руководителя образовательного учреждения.

    5. Уточнить профессиограмму руководителя образовательного учреждения, отразив современную специфику содержания его профессиональной управленческой деятельности.

    6. Разработать и обосновать технологию управления процессом становления и развития профессиональной позиции руководителя образовательного учреждения.

    7. Разработать методику обучения руководителей образовательных учреждений в системе повышения профессиональной квалификации.

    8. В процессе опытно-экспериментальной работы проверить эффективность концепции, технологии управления процессом становления и развития профессиональной позиции руководителя и методики обучения руководителей.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

– на философском уровне: диалектическая теория о необходимости изучения явлений в их развитии, взаимосвязи и взаимообусловленности с окружающей действительностью (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, Г. Гегель, К. Маркс и др.);

– на общенаучном уровне: идеи системного подхода (И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин и др.); теоретические основы моделирования как метода научного исследования (Б.А. Глинский, А.И. Уемов, В.А. Штофф и др.); общая теория деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); общая теория управления (М. Альберт, М.К. Бочаров, П. Витл, В. Зигерт, И. Липсиц, Л. Лючия, М.Х. Мескон, Д. Паркинсон, Ф. Тейлор и др.); теория социального управления (А.Н. Аверин, В.Г. Афанасьев, Д.М. Гвишиани, П.Н. Лебедев, А.М. Омаров, А.С. Панфилов, Е.С. Фролов и др.); синергетический подход (С.П. Курдюмов, Г.Г. Малинецкий, Н.Н. Моисеев, И.Р. Пригожин, И. Стенгерс, Г. Хакен и др.); личностно-деятельностный (Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.В. Сериков, М.Н. Скаткин, Е.Н. Шиянов, И.С. Якиманская и др.); субъектно-деятельностный (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский и др.), профессионально-деятельностный (Г.А. Бочкарева, Г.А. Петрова и др.), акмеологический (Б.Г. Ананьев, О.С. Анисимов, А.А. Деркач, А.А. Бодалев, Н.В. Кузьмина и др.), аксиологический (И.Б. Котова, В.А. Сластенин и др.), компетентностный (И.А. Зимняя, П.И. Третьяков, А.В. Хуторской и др.), культурологический (Н.Б. Крылова и др.), программно-целевой (П.И. Третьяков, И.К. Шалаев, Т.И. Шамова и др.) подходы;

– на конкретно-научном уровне: методология педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Б.С. Гершунский, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, А.Я. Найн, М.Н. Скаткин и др.); теория управления педагогическими системами (К.Я. Вазина, Ю.В. Васильев, В.И. Зверева, Ю.А. Конаржевский, М.И. Кондаков, В.С. Лазарев, М.Л. Портнов, М.М. Поташник, В.С. Пикельная, В.П. Симонов, П.И. Третьяков, П.В. Худоминский, Р.Х. Шакуров, И.К. Шалаев, Т.И. Шамова и др.); концептуальные идеи гуманизации и гуманитаризации отечественного непрерывного образования (Д.Б. Богоявленская, И.А. Зимняя, В.П. Зинченко, М.В. Кларин, В.Д. Субетто, Г.С. Сухобская, Е.Н. Тонконогая и др.); концепция адаптивной школы (Н.Н. Бояринцева, Т.М. Давыденко, С.В. Красиков, Н.П. Капустин, С.Н. Митин, И.Б. Сенновский, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова, Е.Я. Ямбург и др.); теоретические подходы к повышению квалификации педагогических и управленческих кадров (Ю.А. Конаржевский, А.Я. Найн, А.Н. Орлов, В.Я. Синенко, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова и др.); психолого-педагогические основы непрерывного образования, самообразования и самовоспитания (Л.И. Анцыферова, Е.П. Белозерцев, В.А. Болотов, С.И. Змеёв, Ю.Н. Кулюткин, П.В. Лепин, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин, Г.С. Сухобская и др.).

Осмыслению особенностей становления и развития профессиональной позиции руководителя образовательного учреждения способствовали работы гуманистического направления западной психологии и психотерапии (Э. Берн, М. Браун и др.), а также гуманистические концепции (А. Маслоу, К. Роджерс), позволяющие рассматривать личность руководителя как целостное неповторимое явление. В теоретическом плане наше исследование строится на базе научных положений об общих закономерностях функционирования самоорганизующихся систем, которые нашли отражение в философии (С.П. Курдюмов, И. Пригожин и др.), психологии (Л.М. Митина, А.В. Петровский, В.А. Петровский, М.А. Холодная и др.), педагогике (Е.В. Бондаревская, И.Ф. Исаев, М.М. Поташник, Н.Л. Селиванова, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, П.И. Третьяков, Е.Н. Шиянов и др.).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретические методы – сравнительно-сопоставительный, ретроспективный анализ философской, социологической, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования; обобщение и моделирование изучаемых явлений и процессов; эмпирические методы – анкетирование, интервьюирование, наблюдение, беседа, изучение документации и методических материалов, контент-анализ, самооценка и экспертная оценка, обобщение опыта работы, педагогический эксперимент в его констатирующей, формирующей и контрольной функциях, методы качественного и количественного анализа (математические и статистические методы обработки данных, оформление результатов в виде таблиц, рисунков, диаграмм).



Базой исследования были:

  • факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет» (далее – НГПУ);

  • математический факультет НГПУ;

  • муниципальная система образования г. Новосибирска, в рамках городского инновационного комплекса по разработке новой управленческой практики.

Исследованием были охвачены органы управления образованием и 561 образовательное учреждение разных типов и видов муниципальной системы образования г. Новосибирска.

В разные годы в исследовании приняли участие 773 руководителя образовательных учреждений разных типов и видов, 275 педагогов из числа резерва на право занятия должности руководителя образовательного учреждения, 475 педагогов образовательных учреждений, 550 студентов 3–5-х курсов математического факультета НГПУ.

В сравнительном плане использовался опыт муниципальных систем образования сибирских городов: Кемерово, Томск, Тюмень.

Логика и основные этапы исследования.

Хронологические рамки исследования включают 15-летний опыт научно-исследовательской, управленческой, педагогической деятельности диссертанта в образовательных учреждениях и системах административного управления.



Первый этап (1993–1998 гг.). Анализ состояния проблемы становления и развития профессиональной позиции руководителя образовательного учреждения в теории и практике непрерывного управленческого образования.

Результатом исследовательской и профессиональной управленческой деятельности


на данном этапе явились:

– создание инновационной интегративной управленческой модели воспитательно-образовательного комплекса «Детский сад – школа», включающего в себя непрерывность ступеней воспитания и обучения: от групп детского сада до выпускного класса старшей школы;

– создание и функционирование городской «пилотной» площадки по обучению педагогов, руководителей образовательных учреждений для работы в условиях непрерывного образовательного пространства в моделях «детский сад – начальная школа – средняя школа – старшая школа – высшее учебное заведение».

Второй этап (1999–2003 гг.). Разработка методологии и методики исследования, изучение динамики профессионального становления и развития руководителя образовательного учреждения на всех этапах профессионального управленческого пути, исследование генезиса становления и развития профессиональной позиции руководителя.

Результатом исследовательской и профессиональной управленческой деятельности на данном этапе стали:

– разработка и апробация модели адаптивного управления на базе средней общеобразовательной школы № 96 г. Новосибирска;

– научное и управленческое руководство проектом «Формирование профессиональной позиции руководителя образовательного учреждения в условиях Дзержинского района г. Новосибирска».



Третий этап (2004–2006 гг.). Результатом исследовательской и профессиональной управленческой деятельности на данном этапе явились:

– разработка и апробация концепции, технологии управления процессом становления и развития профессиональной позиции руководителя образовательного учреждения и методики обучения руководителей в условиях муниципальной системы образования г. Новосибирска;

– накопление эмпирического материала по исследуемой проблеме;

– разработка учебно-методических, нормативных материалов; издание учебно-методического пособия;

– научное и управленческое руководство городским центром информатизации образования г. Новосибирска «Эгида»;

– научное руководство инновационным проектом «Молодые лидеры образования» для начинающих руководителей образовательных учреждений г. Новосибирска;

– создание и руководство Новосибирского городского образовательного портала, где размещаются сайты образовательных учреждений, центров, органов управления образованием г. Новосибирска, электронное издание газеты «Интерактивное образование»;

– научное и управленческое руководство журналом «Информационный вестник образования», экспертным советом по изданию электронной версии газеты «Интерактивное образование» для руководителей и педагогов образовательных учреждений.



Четвертый этап (2007–2008 гг.). На данном этапе систематизировались полученные данные, обобщались теоретические и экспериментальные исследования, формулировались выводы; были изданы учебно-методические материалы, монографии по проблеме исследования; оформлялась диссертация; определялись перспективы развития данной проблематики.
  1   2   3   4


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка