Справочник студента по курСу неврологии



Сторінка1/4
Дата конвертації13.04.2016
Розмір0.61 Mb.
  1   2   3   4


ДЗ «ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ МОЗУ»

СПРАВОЧНИК СТУДЕНТА

по курСу НЕВРОЛОГИИ

(для медицинского, педиатрического,

медико-профилактического факультетов)

Составил: доц., к.м.н. Бараненко О.М. на основе учебной программы по неврологии для студентов медицинских вузов ІІІ-IV уровней аккредитации по специальности «лечебное дело», «педиатрия», «медико-профилактическое дело» (Киев,2007,2012 год) и учебного плана 2015г.


Обсуждено на заседании кафедры от “_28__”_серпня_2015 г.

Протокол № _1_

я

Заведующий кафедрой неврологии и офтальмологии



д.м. н, доцент ________________Погорєлов О.В.

Днепропетровск 2015



ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНИ
Неврология как учебная дисциплина основывается на изучении студентами медицинской биологии, биологической и биоорганической химии, гистологии, физиологии и патологической физиологии, анатомии человека и патологической анатомии и интегрируется с этими дисциплинами;

на изучении студентами пропедевтических дисциплин терапевтического профиля, фармакологии, радиологии и интегрируется с этими дисциплинами; интегрируется с другими клиническими дисциплинами (внутренней медициной, нейрохирургией, онкологией, психиатрией, медицинской генетикой, и т.п.); проходит дифференциацию - формирование отдельных направлений неврологической науки, которые имеют самостоятельные международные организации: эпилептология; цереброваскулярная патология; нервно-мышечные болезни; мигрень и головная боль; паркинсология; учение о рассеянном склерозе и демиелинизирующие болезни; дегенеративно - дистрофические заболевания головного мозга.


БАЗА ОБУЧЕНИЯ – кафедра неврологии и офтальмологии, неврологическое отделение обл. клинической больницы им. Мечникова,

Октябрьская пл. 14.т.756-95-23

Состав кафедры (неврология):

Профессор Школьник Валерий Маркович - заведующий кафедрой.

Доцент Бараненко Александр Николаевич - ответственный за учебную работу.

Доцент Соколов Александр Борисович - ответственный за СНО

Доцент Юдина Татьяна Викторовна

Ассистент Погорелов Алексей Викторович - ответственный за научную работу



Ассистент Петров Александр Сергеевич (5 МДКБ, ул. Фучика, 5)
1. СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Структура

учебной

дисциплины




Количество часов, из них

Года

обучения

Вид

контроля



Всего

Аудиторных

СРС

Лекций

Практических занятий

Семинарских занятий




135

20

60

10

45

4




Кредитов ЕСТ

4,5



















Общая неврология

Содержательных модулей 2

58 ч. / 2,0 кредита ЕСТ

8

26

4

20




Текущий

Специальная неврология

Содержательных модулей 3

77 ч. /2,5

кредиты ЕСТ

12

32

6

25




Текущий

Недельная нагрузка

4,2 ч. /0,14

кредитов ЕСТ












































2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНИ.

Основной целью курса нервных болезней является обучение студентов теоретическим основам топической диагностики заболеваний нервной системы, приемам обследования неврологических больных, методологии постановки неврологического диагноза и выработка тактики лечения.

Студенты на лекциях и практических занятиях изучают пропедевтический и клинический курс заболеваний нервной системы. Важно выработать у студентов представления о значении нервной системы в развитии неврологических заболеваний, а также научить умению выявлять патологические механизмы их возникновения, обосновать диагностику, лечение и методы профилактики поражения нервной системы.

Во время изучения общей неврологии студенты приобретут практические навыки умения самостоятельно исследовать нормальные и патологические рефлексы, чувствительность, двигательные системы (пирамидную, экстрапирамидную, мозжечковую), исследование черепно-мозговых нервов, предметных расстройств, вегетативных нарушений. На основании проведенного исследования студенты делают сводку патологических симптомов, группируют их в синдромы. В конечном итоге устанавливают локализацию патологического процесса (топический диагноз). Итак, при изучении пропедевтического курса студенты приобретут практические навыки исследования нервной системы человека и постановки топического диагноза.

Знакомство с основными клиническими формами заболеваний нервной системы позволяют выработать у студентов практические навыки в распознавании отдельных форм патологии нервной системы, построении клинического диагноза, применении рационального лечения. Обращается внимание на выявление ранних форм заболевания и их предупреждение, подчеркивается роль диспансеризации. Развивать у студентов любознательность, наблюдательность, научить их клиническому мышлению возле кровати больного. Преподавать студентам умения решать вопрос лекарственно-трудовой экспертизы, как временной, так и стойкой трудоспособности, освоить клиническую рецептуру, применение физиотерапии, курортного лечения при заболеваниях нервной системы.

Задача (конечные цели) дисциплины:

- Определять основные симптомы и синдромы поражения разных отделов нервной системы.

- Интерпретировать данные функциональной анатомии и клинической физиологии нервной системы.

- Определить этиологические факторы и патогенетические механизмы развития основных неврологических заболеваний.

- Ставить предварительный диагноз основных неврологических заболеваний.

- Анализировать основные показатели лабораторно-инструментальных методов исследования в неврологической практике.

- Планировать тактику ведения больного с неврологической патологией.


3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3.1 СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ:
СТРУКТУРА ЗАЧЕТНОГО КРЕДИТА:

Общая неврология.

Тема

Лекции

Семинарские занятия

Практические занятия

СРС

Индивидуальная

СРС

Содержательный модуль I. Введение. Симптомы двигательных и чувствительных расстройств.

1. Главные этапы развития неврологической науки.

-

-


-

2




2. Принципы строения и функционирования нервной системы. Функциональная единица нервной системы – нейрон. Двигательная система. Произвольные движения и их нарушение. Пирамидная система. Корково-ядерный и корково-спинальный пути. Симптомы центрального и периферического парезов.

-

-


4

1




3. Синдромы поражения двигательного пути на разных уровнях.

Семинарское занятие


-

2





2




4. Экстрапирамидная система и синдромы ее поражения.

-

-

2

1




5. Мозжечок. Синдромы поражения мозжечка.

-

-

2

1




6. Чувствительная система и симптомы ее поражения. Виды и типы нарушения чувствительности.

2

-

2

2




7. Практические навыки.

-

-

2

1




Содержательный модуль 2. Патология черепных нервов. Нарушение вегетативной нервной системы и высших мозговых функций. Менингеальный синдром. Дополнительные методы исследования в неврологии.

8. Патология обонятельного и зрительного анализаторов. Синдромы поражения глазодвигательных нервов.

-

-


2

1

Составление задач по топической диагностике; создание схем корково-мышечного и чувствительных путей

9. Тройничный, лицевой, вестиблярно-улитковый нервы та синдромы их поражения.

-

-

2

1

10. Патология IX-XII пар черепных нервов. Бульбарный и псевдобульбарный синдромы.

-

-

2

1

11. Патология вегетативной нервной системы

-

-

2

1

12. Локализация функций в коре головного мозга. Синдромы поражений. Спинномозговая жидкость, ее изменения. Менингеальный синдром

2

-


4

3

13. Функциональная диагностика заболеваний нервной системы.

2

-

2

2

14. Практические навыки.

-

-

2

1

Черепные нервы. Высшая нервная система . Вегетативная нервная система . Менингеальный синдром . Обследование. Синдромы поражения.

-

2


-

-




















Специальная неврология.


Тема

Лекции

Семинарские занятия

Практические занятия

СРС

Индивидуальная СРС

Содержательный модуль 3. Сосудистые заболевания головного и спинного мозга, пароксизмальные состояния, цефалгии, нарушение сна, нейроинтоксикации. деменции. Курация больных.

15. Практические навыки ( неврологический осмотр больного).




-

2

1

-

16. Самостоятельная курация , составление истории болезни




2

4

1

-

17. Сосудистые заболевания головного и спинного мозга: этиология , патогенез, клиника , лечение, профилактика.

2

2

4

2

-

18. Эпилепсия и неэпилептические пароксизмальные состояния

2

-

2

2

-

19. Головная боль, Нарушение сна.




-

2

1

-

20. Профессиональные и бытовые нейроинтоксикации. Поражение нервной системы при действии физических факторов

Семинарское занятие




2

-

1

-

21. Деменции.





-

-

2

-

Содержательный модуль 4. Инфекционные, инфекционно-аллергические, демиелинизирующие паразитарные заболевания нервной системы, прионовые инфекции, нейроберрелиоз. Боковой амиотрофический склероз.

22. Менингиты. Арахноидиты.

2

-

2

1

-

23. Энцефалиты. Абсцесс головного мозга.




-

2

1

-

24 .Полиомиелит. Острый миелит.










1




25. Нейросифилис. Неврологические проявления поле миозита, дерматомиозита.



-

2

1

-


26. Поражение нервной системы при наличии ВИЧ-инфекции. Туберкулез нервной системы.



-

2

1


-

27. Демиелинизирующие заболевания нервной системы. Боковой амиотрофический склероз.

2




4

1

-

28. Паразитарные заболевания нервной системы, прионовые инфекции, нейроберрелиоз.




-

-

2




Содержательный модуль 5. Заболевание периферической нервной системы, перинатальные поражения нервной системы, соматоневрологические синдромы. Наследственно-дегенеративные заболевания нервной системы, врожденные дефекты позвоночника и спинного мозга. Врачебные препараты, которые применяются в неврологии.

29. Заболевания периферической нервной системы.

2




4

1

Составление ситуационных задач, задач «Шаг-2», подготовка докладов на научную конференцию, участие в межвузовских олимпиадах.



30. Перинатальное поражение нервной системы.

Семинарское занятие




2




1

31. Соматоневрологические синдромы.

Семинарское занятие

2

2




1

32. Наследственно-дегенеративные заболевания нервной системы. Врожденные дефекты позвоночника и спинного мозга. Сирингомиелия.

Семинарское занятие




2

2

2

33. Врачебные препараты, которые применяются в неврологии




-

2

2

Всего часов - 135

20

10

60

45

8

Кредитов ЕСТ – 4,5















Аудиторная работа - 66,6% , СРС - 33,3%



3.2 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ по ДИСЦИПЛИНе


№ п.п.

ТЕМА

Количество часов




Общая неврология.




1.

Введение в неврологию. Принципы структуры и функций нервной системы. Синдромы движения. Синдром Паркинсонизма и нейрохимические механизмы его возникновения.

2

2.

Вегетативная нервная система и синдромы ее поражения.

2

3.

Высшие мозговые функции и их нарушение.

2

4.

Функциональная диагностика заболеваний нервной системы.

2




ВМЕСТЕ

8




Специальная неврология.




5.

Сосудистые заболевания головного и спинного мозга.

2

6.

Пароксизмальные состояния в клинике нервных болезней

2

7.

Воспалительные заболевания нервной системы

2

8.

Демиелинизирующие заболевания нервной системы

2

9.

Заболевания периферической нервной системы

2

10.

Нарушение нервной системы при заболеваниях внутренних органов.

2




ВМЕСТЕ

12




Количество часов из дисциплины

20
  1   2   3   4


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка