Составитель: Голованчикова И. А



Скачати 123.55 Kb.
Дата конвертації13.04.2016
Розмір123.55 Kb.
ГАОУ СПО НСО «Куйбышевский медицинский техникум»

Поддержание благоприятного психологического климата в лечебно-профилактических учреждениях

Составитель:

Голованчикова И.А.
Куйбышев, 2012

Психологическая атмосфера - это кратковременное состояние группового сознания, кратковременно проявляющееся в групповом настроении и групповых суждениях. Повторное проявление одинаковой психологической атмосферы делает ее психологическим климатом. Их различие не только в стойкости, но и в том, что в отличие от психологического климата, связанного с групповыми чувствами, атмосфера связана с групповыми эмоциями. Она может у отдельных лиц влиять на производительность труда, несмотря на уже изменившийся общий психологический климат. Ее оптимизация - важнейшая задача психологии труда и психологии управления. 

Социально-психологический климат - это вид психологического климата, вызванного межличностными отношениями или влияющего на них. Кратковременное его проявление называется социально-психологической атмосферой. Важнейшим его фактором является психологическая совместимость членов группы. Из всех других видов психологического климата он наиболее влияет на производительность труда. 

Морально-психологический климат - вид социально-психологического климата, связанный с моральным состоянием группы, а в условиях коллектива, возможно, и с идеологией его членов, - может проявляться только кратковременно как морально-психологическая атмосфера. 

Первичный производственный коллектив объединяет людей не только на основе общей цели и в общем труде, но и на основе организации совместной деятельности, опирающейся на принцип подчиненности, ответственной зависимости и согласованности, которым соответствует определенность норм и правил производственных отношений. 

Социально-психологическую атмосферу производственного коллектива определяют такие особенности общественных отношений как социальная природа той или иной общественно-экономической формации. Собственно психологическую атмосферу коллектива определяет социальная цель деятельности коллектива, ценностно-ориентационное единство группы (ЦОЕ по А.В. Петровскому), чувство коллективной и личной ответственности, взаимозависимости членов группы, ведущие к сочетанию личных интересов с общественными. На внутреннюю структуру группы влияют и внутренние условия, к которым, в частности, относится стиль руководства коллективом и характер лидерства в группе. 

Основой социально-психологического климата в лечебно-профилактическом учреждении является стиль "стерильности слова и поведения" то есть создание таких условий, в которых бы не было возможности для возникновения ятрогений (ятропатий) - невротических состояний, вследствие психогений, травмирующих пациента от неверного высказывания или поведения врача. Шире, всякие ятрогенные неврозы могут возникать не только от врачебных воздействий, но и в результате неверного (патогенного) слова или жеста  медработника, будь то медсестра или младший медперсонал. Наносимый больному морально-психологический ущерб от нарушения стиля стерильности слова и поведения и нередко возникающие ятрогенные неврозы заставляют обратить внимание медицинских работников на особенности личности больного, ибо, как правило, ятрогений бывают не у всякого пациента, а у того, кто имеет те или иные 
акцентуации характера. Такие особенности личности больных, как 
тревожная мнительность, склонность к снижению настроения и волевых усилий в борьбе с болезненными проявлениями, эгоцентризм и претенциозность, "условная желательность" болезни способствуют возникновению невротических состояний. Зная, что акцентуации характера обладают повышенным "тропизмом" к утяжелению и хронизации тех или иных заболеваний врач или медсестра должны быть особенно внимательны к его состоянию. 

Определенную пользу в профилактике возникновения психогений  в лечебных учреждениях сыграл "лечебно-охранительный режим", получивший широкое распространение в послевоенные (сороковые-пятидесятые) годы под названием "опыт Макаровской больницы".

Врач и писатель Павел Бейлин, являвшийся инициатором организации лечебно-охранительного режима в сельской больнице Макарова на Украине, уделял большое внимание созданию уюта и тишины в палатах, спокойно-делового стиля общения врачей и пациентов с  охранением и акцентом на укреплении тормозных процессов нервной системы больных, в том числе и пациентов с соматическими заболеваниями. Помимо психотерапевтических эффектов для создания лечебно-охранительного режима использовалось затемнение в палатах,  а также медикаментозная терапия с применением снотворных средств при лечении ряда болезней, особенно "кортико-висцерального генеза", например, язвенной и гипертонической болезни. 

При всей целесообразности создания такого покоя для пациентов, все же односторонность "тормозной" методики вызвала некоторые возражения, особенно в связи с чрезмерным увлечением снотворными средствами. К тому же возникала опасность пассификации установок больных, не проявлявших по выписке из больницы должного противодействия болезни в силу возникавшей привычки к тепличным условиям, искусственно создававшимся в лечебно-профилактических учреждениях. Обстоятельства реальной жизни были гораздо жестче и предъявляли к больным иные требования, адаптация к которым более успешно была бы решена лишь с применением лечебно-активирующего режима, которому "охранительный" противопоставлялся. 

В 1952 году в украинском журнале "Врачебное дело" появилась статья известного харьковского психотерапевта профессора И.3. Вельвовского, которая называлась "Второй принцип терапии по И.П. Павлову". В ней автор убедительно показал неверность противопоставления и акцентирования охранительного режима. Проанализировав историю возникновения отечественной нейрофизиологии и психотерапии, Вельвовский пришел к заключению, что охранительные и активирующие методы профилактики и лечения скорее дополняют друг друга, и потому всякое увлечение одним в противовес другому методу, может отрицательно сказаться на лечении больных. Сам И.З. Вельвовский, практиковавший в довоенное время вместе со своим 
учителем, старейшим отечественным гипнологом К.И. Платоновым,  гипносуггестивное снятие болей в родах, пришел к выводу о необходимости создания иного метода воздействий с применением активирующего режима для роженицы, находящейся в обычном гомеостазе, то есть в бодрствующем состоянии. Он опирался также на высказывание И.П. Павлова, сформулировавшего не только пользу  воздействий в "гипноидной", тормозной коре, но и при бодрствующем состоянии, "основанном на всяческих ассоциациях коры". В результате этих работ харьковской школы психотерапевтов был воскрешен "второй принцип терапии" по И.П. Павлову: принцип активирующего лечения. В целях активации пациентов стали шире применяться рассудочно-дидактические методы недирективной психотерапии, стали осваиваться и получать дальнейшее развитие методы физиотерапии, лечебной физкультуры, а также опосредования и потенцирования (усиления в степени) медикаментозных средств и  "плацебо". За рубежом в это же время все больше распространялись активирующие приемы, такие как "бригадный метод ТИМ", когда несколько врачей целенаправленно лечили одного больного, методы и приемы групповой психотерапии, "лечебного театра" (психодрамы), "плацебо-эффекты" и т.д. Внедрение социальной психологии и микросоциологических исследований в психотерапевтическую практику привело к развитию культтерапии, более широко стали  внедряться приемы и методы т.н. "средовой терапии" или "терапии средой", то есть всем тем, что окружает больного человека. Ведь больного окружают не только врачи, средний и младший медицинский персонал, но и родственники, посетители, знакомые и друзья пациента. Требования к ним, как пособникам и помощникам лечения, оказывались целесообразными в организации более эффективного лечения, профилактики и реабилитации больных. 

Таким образом, психологический климат лечебно-профилактического учреждения должен строиться не только на отрицательных характеристиках организуемого режима (здесь не устаревает изречение древнегреческих врачей: "Не вреди!"), но и на создании положительных активаторов здоровья (психотерапия, физиотерапия, ландшафтотерапия, фоновая и функциональная музыка, культтерапия,  библиотерапия, "лечебное чтение" и т. п.) 

Как показал зарубежный опыт, весьма целесообразна организация т.н. "терапевтических сообществ", например, при лечении алкоголизма хорошо зарекомендовала себя организация "анонимных  алкоголиков", работавшая по типу клубов непьющих людей, нашедших свое "общество номер два", основанное на принципах взаимоуважения и самоподдержки. 

По мнению видного английского психотерапевта М. Балинта «врач уже сам по себе является лечебным средством, необходимо только принимать во внимание "дозировку" и "побочное действие" его личности, активированию врачебного воздействия на больного способствует весь антураж его общения с пациентом от выписки рецептов до транспортировки и госпитализации в больничное учреждение, особенно в стационар». Этот же автор указывает на необходимость углубленного изучения "плацебо-эффектов", организуемых не только для лечения одного пациента, но и с использованием воздействий  на микросоциальную среду. Такая работа была проделана ленинградскими психологами и врачами. Профессор С.С. Либих, изучая  взаимоотношения между больными описал по аналогии о ятрогенией  так называемые "эгротогении", то есть вредоносное влияние одних  больных на других. В то же время возможно более продуктивное и  положительное использование влияния больных друг на друга при  активации режима приема лекарств, например, с организацией  приема их с учетом позитивной оценки и положительного опыта "лидеров" лечебных групп. Такие приемы и стили организации лечебного режима в лечебно-профилактических учреждениях препятствуют явлениям госпитализма, паники перед приемом некоторых препаратов или страха перед теми или иными манипуляциями и лечебными вмешательствами. В целом же эти мероприятия по созданию психологического климата в лечебных учреждениях помогают профилактике, лечению и реабилитации больных.

Важнейшие признаки благоприятного психологического климата: 

  • доверие, 

  • высокая требовательность членов группы друг к другу,

  • доброжелательная и деловая критика,

  • свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива, 

  • отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения,

  • достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении, 

  • удовлетворенность принадлежностью к коллективу 

  • высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации у кого-либо из членов коллектива 

  • принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из его членов 


Основные показатели психологического климата:

Удовлетворенность работников организации характером и содержанием труда,

Удовлетворенность взаимоотношениями с коллегами по работе и менеджерами, 

Удовлетворенность стилем руководства,

Удовлетворенность уровнем конфликтности отношений 

Удовлетворенность профессиональной подготовкой персонала 


В целях профилактики и снижения риска возникновения конфликтных ситуаций при оказании медицинских услуг можно порекомендовать следующее:



  • Повышение культурного уровня медицинского персонала ЛПУ, которое должно состоять из повышения уровня индивидуального и коллективного. Это включает в себя внешний вид, форму общения, доступность в общении и т.д. Достигается путем разбора конкретных случаев на еженедельных общебольничных конференциях, собраниях трудовых коллективов отделений.

  • Формирование в коллективе доверительных отношений на всех уровнях взаимодействия между медицинскими работниками, пациентом, управленческим звеном и обслуживающим персоналом.

  • Проведение тренингов с медицинскими работниками, в первую очередь с врачебным и руководящим составом, для формирования терпимости к больному, правильного построения беседы с пациентом, умения формировать у больного веру в себя.

  • Формирование у медицинского персонала внимательного отношения к больному, которое включает в себя: своевременное предоставление информации о состоянии здоровья больному; обсуждение с больным тактики лечения, обследования, прогноза заболевания и т.д.;

  • исключение предоставления информации о состоянии больного без его разрешения родственникам и другим лицам; правильное, обоснованное, аккуратное ведение медицинской документации - в первую очередь истории болезни.

  • Проведение разъяснительной работы и повышение общего культурного уровня пациентов по планируемым результатам лечения с целью предупреждения формирования синдрома "несбывшихся желаний".



Задание

Основные социально-психологические факторы, окружающие пациента в ходе лечения в стационаре

 


 

квалификация персонала

 

отсутствие информации о ходе заболевания

 

уменьшение жизненного пространства

 

изоляция от привычного окружения

 

готовность помочь со стороны персонала

 

лечение, направленное только на болезнь

 

авторитаризм

персонала

 

конфликт врача с мнением узких специалистов

 

усталость и психическое

состояние

персонала

 

исключительная объективизация

 

непонимание происходящего во время обходов

 

подарки и взятки (их необходимость или отсутствие необходимости)

пациент

 

дружеское, понимающее отношение персонала

 

социальная дистанция, чужой «язык»

 

близкое соседство и сопереживание болезни и смерти

 

посещение  и советы семьи и друзей




 «медицинская скотома» – восприятие симптома, а не человека

 

психологическая готовность персонала

помочь

 

диагностические и терапевтические вмешательства

 

уделяемое

персоналом

время

для пациента

 

сбор анамнеза  и предварительные исследования


 низшая позиция пациента в клинической иерархии


 

предписания, необходимость строго

им следовать

 

готовность персонала все

как следует

объяснить

 

Попытайтесь систематизировать, классифицировать, обобщить факторы, сопровождающие непосредственные болезненные переживания пациента (по материалам современных разработок) и предложить способы их нейтрализации, сведения к минимуму. При необходимости число факторов можно расширить (в этом случае – аргументируйте).


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка