Социально-педагогические условия воспитания толерантности у школьников




Сторінка1/6
Дата конвертації12.04.2016
Розмір1.35 Mb.
  1   2   3   4   5   6
Государственное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

Ямало-Ненецкого автономного округа

«Региональный институт развития образования»



СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ

ТОЛЕРАНТНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ

Салехард


2012

Печатается по решению редакционно-издательского совета ГАОУ ДПО ЯНАО «РИРО»

Социально-педагогические условия воспитания толерантности у школьников.

Салехард, ГАОУ ДПО ЯНАО «РИРО». – 2012. – 79 с.

Автор-составитель:

Авторский коллектив педагогов МБОУ СОШ № 2


Рецензент:

Головинская Е. В., директор ГБОУ СПО ПК № 4 СПб, к.п.н.


Сиденко А. С., зав. кафедрой экспериментальной деятельности в образовании АПК и ППРО. к.п.н., доцент

Свистунова Е. В., кандидат психологических наук, доцент, член Правления Ассоциации детских психиатров и психологов, действительный член профессиональной психотерапевтической лиги

В сборнике представлены социальные проекты по воспитанию толерантной личности.

В последние десятилетия прошлого века многие ученые, передовые учителя ломали голову над тем, как разрушительную энергию подростков направить в иное русло, чтобы она стала созидательной. И вот появился мощный рычаг, новая технология, которая и помогает решить эту наиважнейшую проблему.

Анализируя результаты, которых достигают авторы социальных проектов, приходишь к выводу, что подростки нередко добиваются успехов в решении тех проблем, за которые взрослые брались, но не могли ничего сделать. Очень важно, что, еще учась в школе, ребята ощущают свою сопричастность тому, что происходит вокруг, они стремятся что-то изменить к лучшему.

В сборнике также представлен комплекс мероприятий для родителей «Родительские встречи», направленных на формирование взаимопонимания, толерантных установок между родителями и детьми, через повышение уровня знаний родителей о методах и средствах полноценного общения с детьми.

© ГАОУ ДПО ЯНАО «РИРО», 2012



СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «В МИРЕ С МИРОМ»
Морозова Т. А.,

заместитель директора

по социальной работе

МБОУ СОШ № 2


Душа ребенка чиста, как белый снег, падающий с неба.

И писать на нем надо белой палочкой,

такой же чистой, как она сама.

Проведешь один раз черной палочкой,

уже всю душу замараешь…

М. Юхма
Проблема, решению которой будет способствовать проект:

необходимость создания системы мероприятий, направленных на сокращение числа безнадзорных детей, количества правонарушений в детской среде, на активизацию роли семьи в воспитании законопослушного и ответственного ребенка.



Цель проекта:

совершенствование системы профилактической деятельности в общеобразовательном учреждении посредством использования нетрадиционных форм и методов работы.



Задачи проекта

Управленческие

Личностные

Модернизация системы профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями в МБОУ

Формирование правовых знаний у обучающихся и их родителей

Апробирование комплексной системы педагогических воздействий на несовершеннолетних правонарушителей в МБОУ

Обеспечение досуга несовершеннолетних во внеурочное время


Снижение правонарушений несовершеннолетними обучающимися МБОУ

Снятие обучающихся МБОУ с различных видов профилактического учета

Данный проект основан на принципах природосообразного, личностно-ориентированного и деятельностного подходов в сотрудничестве с семьей и социальными партнерами-специалистами.

В процессе реализации проекта предполагаются следующие критерии эффективности профилактической работы:



  1. Наличие комплексной системы профилактической работы в МБОУ.

  2. Приобщение обучающихся и их родителей к здоровому образу жизни.

  3. Снижение правонарушений несовершеннолетними обучающимися.

  4. Наличие системы дополнительного образования по формированию правовых знаний у обучающихся и родителей.

  5. Организованный досуг несовершеннолетних, состоящих на различных видах учета.

  6. Снижение количества обучающихся и семей, состоящих на различных видах учета.

Обоснование актуальности

Социальные и экономические проблемы в российском обществе на данном этапе развития существенно ослабили институт семьи, ее воздействие на воспитание детей. Результатом этого процесса является рост численности безнадзорных детей, увеличение распространения в детской среде наркотиков и алкоголя. И, как следствие, увеличение числа правонарушений среди несовершеннолетних.

Ежегодно в стране выявляется более 300 тысяч уголовных деяний несовершеннолетних, причем 100 тысяч из них совершается детьми, не достигшими возраста уголовной ответственности. Кроме того, имеются проблемы, решение которых назрело давно, среди них – насилие в семье. Также продолжается рост числа социальных сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Являясь основным социальным институтом государства по ранней профилактике девиантного поведения подростков, образовательное учреждения сталкивается с необходимостью помогать семье в воспитании детей, направлять и выправлять, нивелировать недостатки семейного воспитания негативного влияния окружающей среды, облегчать вхождение детей и подростков в различные виды социальных взаимоотношений.

Нередко работа педагогов с трудными детьми сводится к запретительным мерам, не устраняющим причины, вызывающие отклоняющееся поведение подростка и его психологическую дезориентацию. Это способствует возникновению у подростков аффективных состояний, приводящих к общественно-отрицательным формам поведения, которые при длительном сохранении становятся устойчивыми качествами личности.

Большую часть своего времени дети проводят в школе, поэтому огромная роль в осуществлении гарантий прав ребенка ложится на плечи педагогов школы.

Важнейшими задачами, стоящими перед педагогическим коллективом школы сегодня, являются:

содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов;

осуществление контроля соблюдения законодательства РФ и субъектов РФ в области образования несовершеннолетних;

воспитание законопослушных детей и подростков;

оказание социально-психологической и педагогической помощи детям и семьям;

выявление детей и семей, находящихся в социально опасном положении.

Поэтому возникает необходимость разработки системы работы, направленной на профилактику и коррекцию социально-педагогической запущенности учащихся школы.

Новизна проекта заключается:

в комплексном подходе к организации деятельности по профилактике правонарушений и безнадзорности;

в охвате различных направлений деятельности;

в создании широкой сети дополнительного образования (кружки, секции, летние лагеря, Каникулярная школа), позволяющей решить проблему свободного времени каждого учащегося.



Продолжительность реализации проекта

I этап – сентябрь (учебный год)

II этап – октябрь–апрель (учебный год)

III этап – май (учебный год)



Объем финансирования

Финансирование реализации проекта планируется осуществлять из трех источников:

субвенция (приобретение учебных и наглядных пособий, технических средств обучения);

бюджет (оплата курсов повышения квалификации, фонд всеобуча);

внебюджетные средства (фонд Попечительского совета, благотворительная помощь).

Перспективы дальнейшего развития проекта

Создание на базе школы службы примирения.

Расширение социального взаимодействия школы.

Организация работы постоянно действующего туристического лагеря в летний период для учащихся «группы риска».



Возможности распространения

Организация обучающих семинаров.

Издание методических материалов, информационных бюллетеней, статей.

Размещение информации на школьном сайте.

Издание информационного сборника «Родительский проблемник».

Направления деятельности: диагностическое, психокоррекционное, оздоровительное, социальное, методическое, просветительское, мониторинг.

Диагностическое направление включает в себя комплексную психолого-медико-педагогическую диагностику уровня психического, физического развития; отклонений в поведении и развитии личности детей; отдельных психических процессов; трудностей адаптации учащихся в образовательном учреждении.

Результаты диагностики используются в работе с детьми, имеющими проблемы различного характера, с родителями, обеспокоенными негативными проявлениями особенностей психофизиологического развития своих детей.



Психокоррекционное направление подразумевает психопрофилактическую и коррекционную работу:

при начальных стадиях пограничных психических состояний детей и подростков;

с целью компенсации девиаций личностного развития и неадекватных форм поведения;

для коррекции межличностных отношений;

с целью преодоления различных комплексов личностного характера;

для адаптации ребенка в социуме.



Оздоровительное направление представляет следующие разделы работы:

разработка и проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий, направленных на профилактику нервно-психических и соматических заболеваний;

разработка индивидуальных программ восстановления здоровья детей;

обеспечение соответствующего режима учебной деятельности детей и подростков группы риска.



Социальное направление предусматривает оказание помощи несовершеннолетним в защите их прав и охраняемых законом интересов; профориентации, получении профессии, профилактика асоциального поведения.

В консультационное направление входят консультации родителей и лиц, их заменяющих, а также педагогов, работающих с детьми группы риска по вопросам выбора методов психолого-педагогического воздействия на личность ребенка, по проблемам личной жизни несовершеннолетних, оказание помощи в решении конфликтных ситуаций в педагогической и семейной среде.



Методическая работа включает:

обеспечение профилактической работы по преодолению и коррекции отклоняющегося развития личности ребенка;

планирование и ведение методической работы по разработке учебных планов, программ и методических материалов для работы с детьми группы риска;

повышение квалификации работников образовательного учреждения.



Просветительское направление работы включает:

создание информационного банка данных по проблемам детей и семей группы риска;

ведение просветительской работы среди населения.

Социально-педагогический мониторинг учащихся:

диагностика познавательных и психических процессов у учащихся;

предоставление данных исследования на ПМПК.



Мониторинг предусматривает проведение мониторинга эффективности профилактической деятельности в общеобразовательном учреждении (на основании положения).

Мероприятия по реализации проекта



Мероприятия

Срок

Ответственный




Диагностическое направление

1.

Диагностика уровня развития познавательных процессов

Октябрь, апрель

Психолог

2.

Диагностика мотивационно-волевой сферы личности

Октябрь, апрель

Психолог

3.

Диагностика характера межличностных взаимоотношений с одноклассниками

Октябрь, апрель

Психолог, классные руководители

4.

Диагностика личностных особенностей ребенка

По требованию и запросу

Психолог




Психокоррекционное направление

5.

Выбор оптимального способа обучения для каждого ребенка, выбор мер психокоррекционного воздействия

Сентябрь

Администрация школы

Социально-педагогическая служба



6.

Организация работы по привлечению детей «группы риска» к занятиям по интересам (кружки, секции)

Октябрь, январь

Педагоги дополнительного образования.

Классные руководители



7.

Разработка психолого-педагогических рекомендаций по работе с детьми «группы риска»

Май

Октябрь


Февраль

Ноябрь


Социальный педагог, психолог

8.

Разработка плана мероприятий (на год) по работе с детьми «группы риска»

Сентябрь

Администрация школы

Социально-педагогическая служба



9.

Осуществление профилактических мероприятий по предупреждению детской беспризорности

В течение года




10.

Проведение общешкольных родительских собраний по вопросам охраны прав детства, по профилактике вредных привычек, по выявлению и помощи семьям, нуждающимся в психологической и материальной помощи

По плану

Администрация школы




Оздоровительное направление

11.

Обеспечение соответствующего режима учебной деятельности

В соответствии с нормативными актами

Администрация школы


12.

Проведение просветительской работы среди учащихся о сохранении здоровья

По плану

Социальный педагог

Медицинский работник



13.

Оказание помощи в приобретении путевок в детские оздоровительные лагеря

По плану

Социально-педагогическая служба

14.

Разработка и проведение комплекса оздоровительных мероприятий для всех категорий учащихся

По плану

ШМО учителей физической культуры, педагоги дополнительного образования, инструктор по физической культуре

15

Реализация и коррекция комплекса оздоровительных мероприятий

Октябрь-апрель

Руководитель ШМО учителей физической культуры




Социальное направление

16.

Обследование жилищно-бытовых условий жизни учащихся, состоящих на профилактическом учете

По мере необходимости

Социально-педагогическая служба

Классные руководители



17.

Оказание помощи в трудоустройстве в летний период учащихся, достигших возраста 14 лет

Май-июнь


Социально-педагогическая служба





Методическое направление

18.

Организация информационно-консультативной помощи детям «группы риска», педагогам, родителям

По мере обращения

Социальный педагог, педагог-психолог

19.

Организация и проведение занятий с педагогическим коллективом в рамках деятельности консалтингового центра

В течение года

Администрация школы, социально-педагогическая служба

20.

Курсовая переподготовка специалистов для работы с детьми «группы риска»

В течение года

Администрация школы

21.

Организация индивидуальной работы с классными руководителями по решению проблем социальной жизни ребенка

В течение года

Социально-педагогическая служба


Ресурсное обеспечение проекта

Создание системы повышения квалификации педагогических кадров.

Подбор педагогических, психологических методик и технологий.

Разработка анкетных, опросных, диагностических методик для участников проекта.

Создание условий для реализации проекта.

Укрепление материально-технической базы.

Приобретение учебных и наглядных пособий, технических средств обучения.

Методическая помощь в организации работы и обмен опытом.



СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ВЕТЕРАН»
Губогло З. И.,

заместитель директора

по научно-методической работе

МБОУ СОШ № 2


Социальный проект «Ветеран» логически вытекает из программы духовно-нравственного воспитания «Твори добро», осуществляемой в течение 4-х лет МБОУ СОШ № 2 города Салехарда патриотическим объединением «Поиск», и направлен на патриотическое воспитание детей, молодежи, социализацию личности подростков, оказание социальной помощи ветеранам, пожилым людям. Реализация программы ведется по направлению, которое несет ярко выраженные воспитательные и функции. Это позволяет формировать истинные нравственные ценности, помогает развивать культуру почитания старших, Память о живых и павших Защитниках Отечества, готовить морально и физически к различным кризисным жизненным ситуациям. Проект органически вписывается в создаваемую в последние годы систему патриотического воспитания граждан РФ и ЯНАО.

Социальный проект «Ветеран» направлен на широкое включение молодежи, подростков в ту атмосферу жизнедеятельности, где нуждаются в их помощи и моральной поддержке пожилые ветераны, одинокие люди. В современных условиях, когда страна находится в социально-экономическом кризисе, особое значение приобретает то, что помогает объединить, сплотить людей. Среди таких факторов важнейшее место занимает культура и историческая память. В обществе продолжают проявляться проблемы, перешедшие из 90-х годов: безыдейность, низкая культура поведения, пьянство, наркомания, молодежная преступность, нигилизм, культ денег и т.п. Необходимо вести постоянную, планомерную работу по формированию у подростков, молодежи гражданской ответственности, правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, высокого патриотического сознания, чувства верности своему народу, Отечеству. Но патриотизму нельзя научить, патриотами становятся. Для этого нужно создавать условия, образовательную среду для социализации личности, способной себя максимально реализовать, личности, ответственной за свои поступки и решения, умеющей жить в современном демократическом обществе. Необходимо ставить подростка, молодого человека в ситуации выбора, морального поиска, чтобы научились с честью, достойно выходить из трудного положения.

Особенно уязвимые слои населения – пожилые люди и молодежь.

Тимуровская помощь – это общение с ветеранами, запись их воспоминаний, посильная помощь в облагораживании жилья (уборка дома, надворных построек, ремонт и покраска забора, косметический ремонт жилых помещений т.д.). А самое главное и необходимое для пожилого человека – это внимание и ощущение того, что он не одинок в этом мире, ведь даже народная мудрость гласит: "Страшнее смерти только одиночество".

Ветерану и пожилому человеку важно знать, что он не забыт, его труд на благо Отечества не остался без внимания и молодое поколение всегда рядом в нужную минуту. Посредством реализации проекта частично решается вопрос занятости подростков и молодежи общественно полезным трудом. В весенне-летнее время, когда школьники на каникулах, имеют много свободного времени, реализация проекта позволит организовать их свободное время, направить их энергию на благие дела.

Реализация проекта «Ветеран» будет осуществляться посредством конкретных, долгосрочных, сводных программ регионального, российского уровней, объединенных в единую программу.

Для освещения хода реализации проекта, для более эффективной работы выпускается художественно-публицистический журнал «Школьный меридиан», стендовая газета «На полярном круге», поэтический сборник «Родничок», функционирует интернет-сайт как рабочая, справочная и информационная система, привлекаются СМИ округа. В проекте задействованы более 320 тимуровцев-волонтеров МБОУ СОШ № 2.

Обучение тимуровцев социально-бытовым навыкам (столяр, плотник, швея) проводят учителя технологии школы.

При реализации проекта используются спонсорские средства, выделенные предпринимателями города, выпускниками школы.

Цель проекта: духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи, улучшение социального положения ветеранов, воспитание у молодежи заботливого, бережного отношения к старшему поколению, желания оказывать ему необходимую помощь и поддержку.

Задачи проекта:


  1. Оказание ветеранам социальной помощи, формирование списков нуждающихся в помощи.

  2. Сбор материала для создания картотеки воспоминаний.

  3. Возрождение школы духовно-нравственного воспитания молодежи на примерах богатейшего опыта, накопленного старшим поколением, как в борьбе, так и в труде.

  4. Организация тимуровских волонтерских отрядов помощи ветеранам, облагораживанию мест воинских захоронений, предоставление возможностей для каждого желающего принять участие в этой работе.

Основные целевые группы, на которые направлен проект:

ветераны войны, труда, Севера, вооруженных сил, пожилые люди;

субъекты образовательного процесса школы.

Участники: поисковые отряды «Белый медведь», активисты школьного музея, отряды ЮИД, обучающиеся.

Обязательное условие: к волонтерской, тимуровской работе привлекаются только добровольцы. Каждый волонтер-учащийся обязан представить заявление-разрешение от родителей.

Период реализации: с 1 сентября по 30 мая учебного года.

1 этап – подготовительный (сентябрь).

Формирование списков отрядов, объединений для участия в проекте.

Определение списков нуждающихся в помощи ветеранов и вдов погибших и умерших участников Великой Отечественной войны, локальных войн и конфликтов, тружеников тыла.

Проведение согласования с местными органами власти и уполномоченными поисковыми организациями объемов, графика, времени проведения тимуровской работы.

Закупка и подготовка необходимого оборудования, снаряжения, строительных и расходных материалов.

Разработка методических рекомендаций по организации тимуровской работы.

Организация обучения тимуровцев (волонтеров) практической работе по проекту.

Организация и проведение конкурсов.

Работа по программе «Живые голоса истории».

Операция «Тимуровский десант».

2 этап – основной (март–апрель).

Поисковыми отрядами 5–9 классов проводятся следующие работы по реализации проекта.

В Салехарде проводится операция «Тимуровский десант», в ходе которой ведется оказание практической помощи пожилым людям, ветеранам, солдатским вдовам, уточнение списков нуждающихся в помощи.

Подведение итогов конкурсов сочинений «Война в судьбе моей семьи», «Рассказ ветерана», фотоконкурса «Как живешь, ветеран?».

Продолжение работы по программе «Живые голоса истории» по записи воспоминаний ветеранов войны и труда на аудио, видео.

Проведение операции «Обелиск» по благоустройству воинских захоронений на территории Салехарда.

3 этап – заключительный (май).

Продолжение операции «Тимуровский десант», в ходе которой ведется оказание практической помощи пожилым людям, ветеранам, солдатским вдовам, уточнение списков нуждающихся в помощи, приведение в порядок, очищение от мусора, благоустройство мест захоронений участников Великой Отечественной.

Издание сборника «Книга Памяти» с лучшими работами победителей и участников конкурсов сочинений «Война в судьбе моей семьи», «Рассказ ветерана», передача их в библиотеку, в музей, на сайт школы.

Выпуск художественно-публицистического журнала «Школьный меридиан» (декабрь, май), стендовой газеты «На полярном круге» (апрель), поэтического сборника юных поэтов школы «Родничок» (май, июнь) о деятельности тимуровского движения школы.

Редактирование воспоминаний ветеранов и перенос их на DVD-диски.

Краеведческая конференция, в рамках которой – подведение итогов работы, оценка результатов проекта.

Проведение финала конкурса «Лучший тимуровский отряд-2012», награждение лучших тимуровских отрядов и активных волонтеров дипломами, грамотами, памятными призами.

  1   2   3   4   5   6


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка