К презентации семинара
« Проектная деятельность на уроках технологии как средство развития творческих способностей учащихся»
(Слайд 2) Меня зовут Лариса Александровна. Я учитель технологии школы № 22 и по совместительству педагог дополнительного образования. Веду кружок «Изонить», имею высшую категорию педагога дополнительного образования и имею первую категорию как педагог.
Дата рождения: 21 июля 1963
Образование: высшее
Диплом по специальности: Горьковский Государственный Педагогический Институт им. М. Горького
Специальность: «Общетехнические дисциплины»
Дата окончания обучения: 1986г.
Должность: учитель технологии
Личные достижения: Призёр конкурса «Сердце отдаю детям», дважды Лауреат премии главы администрации Борского района, участник и победитель областных, региональных, Российских и Международных конкурсов.
Стаж работы: 28 лет
Е-mail: kulikovalara@gmail.com
Адрес сайта: учитель-школа-22.рф
(слайд 3) Через жизнь каждого человека красной нитью проходит его увлеченность любимым делом. Моим увлечением, делом всей жизни стало обучение детей. 29 лет я занимаюсь непростым делом- учу детей творить, развивая их способности и преобразуя окружающий мир.
Диапазон личного вклада педагога в развитие образование и степень его новизны
Разработаны и внедрены в образовательный процесс:
-
Программа художественного вязания крючком «Искусница», рекомендована к внедрению в массовую школу, где есть кружки вязания крючком, а также в учреждения дополнительного образования. Программа выполнена проектным методом. В 2003 году - победила в областном конкурсе методических разработок и стала лауреатом премии главы администрации Борского района.
-
Программа «Изонить» дважды была участником Всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям»
– 2007г., 4 место
- 2011г., 3 место
- 2007г., лауреат премии главы администрации Борского района
Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования
-
Научно – исследовательские условия: разработка проектной линии, для участия в НОУ, положений конкурсов для внеурочной деятельности.
-
Методические условия: проведение мастер-классов, открытых уроков, разработка дидактического материала, внеклассных мероприятий, способствующих формированию творческих способностей учащихся.
-
Организационно - педагогические условия: участие в педагогических советах, выступление с докладами, сообщениями, обобщение опыта
Актуальность личного вклада педагога в развитие образования
-
Системно- деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.
-
Необходимые условия личного вклада: не сколько преподавать, сколько создать условия для проявления у детей интереса к познавательной деятельности и применению полученных знаний на практике.
-
Обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять ученическую деятельность, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
-
Создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;
-
Обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
(Слайд 4) Теоретическое обоснование личного вклада педагога
в развитие образования
Идеи, подходы и принципы
-
Методической и теоретической основой исследования являются основные положения, содержащиеся в рекомендациях И.А. Сасовой, М.И. Гуревича, Ю.Л. Хотунцева, В.Д. Симоненко, П.С. Лернера.
-
Вопрос индивидуализации обучения учащихся посредствам проектирования образовательных программ изучается Э.И. Сундуковой;
-
Проблема взаимодействия учителя и ученика при проектировании обучения разрабатывается Н.Д. Ряховских.
-
Метод проектов рассматривается как возможная форма аттестации учащихся (Е.С. Заир-Бек, А.П. Тряпицына)
-
Метод проектов рассматривается как форма коллективной работы (Б.М. Бим-Бад)
(слайд 5) Цель и задачи педагогической деятельности
ЦЕЛЬ: Формирование и развитие творческих способностей учащихся
(согласно ст. 3 Приказа Министерства образования РФ от 29.08 2013г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»);
ЗАДАЧИ:
Обучение детей различным дисциплинам в области проектирования, а так же способов показа и презентации результатов своей деятельности;
Развитие общей культуры, содействие творческому поиску, творческому самовыражению личности учащихся;
Организация и создание условий для сплочения коллектива учащихся, проведение коллективных творческих дел как на уроках, так и во внеурочное время.
(слайд 6) Тема моего выступления «Формирование творческих способностей через проектную деятельность.
Ведущая педагогическая идея
Метод проектов - метод развивающего обучения. В его основе лежит развитие познавательных навыков у учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.
(слайд 6) Цель:
Развивать творческие способности учащихся, повышая качество образовательного процесса, используя проектный метод.
В.А.Сухомлинский «Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»
Очень важно помочь ребенку раскрыть себя.
(слайд 7) Понятие «проект» появился в России в 19 веке. Автор Поливанова говорит, что проект- целенаправленное управляемое изменение , фиксированное во времени.
Проект (в переводе с латинского projectus) — брошенный вперёд; разработанный план сооружения; предварительный текст какого-либо документа; замысел, план.
Проектная деятельность учащихся – это деятельность по созданию изделий и услуг, обладающих объективной или субъективной новизной, имеющих личностную или общественную значимость.
Проект – описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена, и конкретных методов и шагов по ее реализации.
До недавнего времени термин «проект» использовался преимущественно в технической сфере, и с ним связывалось представление о разработках сложной документации.
В настоящее время любая научно-исследовательская, педагогическая, социально-значимая деятельность связана с выполнением различных проектов.
Процесс создания проекта называется проектированием.
Проект-это метод обучения.
Проект-это философия всей жизни. Три основных этапа:
- идея, цель,
-реализация,
- результат.
(слайд 8) Проект с точки зрения доминирующей деятельности , проекты:
-
Исследовательские, поисковые
-
Творческие
-
Ролевые
-
Прикладные (практико-ориентированные)
-
Социально-значимые;
-
Ознакомительно-ориентировочные
(идеи, подходы, принципы)
Исследовательские проекты - полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, рефератов, научных докладов, детского дизайна;
Творческие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, обусловленной этим жанром и принятой группой логике совместной деятельности, интересом участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, празднике, экспедиции и т.п.). Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры. (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, танца).
В ролевых проектах структура также только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
Прикладные проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. При чем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Предмет декоративно-прикладного творчества.
Информационные проекты изначально направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. : дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.
На основе материалов Е.С. Полат существует одна из классификаций проектов:
-
исследовательские - требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов;
-
творческие - предполагают соответствующее творческое оформление, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников;
-
ролево-игровые - участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы;
-
информационные - требуют от участников изначальной направленности на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; ознакомления участников проекта с этой информацией, ее анализа и обобщения фактов, предназначенных для широкой аудитории;
-
практико-ориентированные - отличаются четко обозначенным с самого начала результатом деятельности участников проекта. Причем результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.
Проект, само собой, должен быть связан с основным направлением деятельности творческого объединения, видами творческой деятельности и языком («языками») вида искусства, которым занимаются дети.
В процессе работы над проектами дети выполняют задания различного характера:
- самостоятельный поиск информации и материалов по теме проекта (поиск и изучение биографической, искусствоведческой, исторической, художественной литературы; музыки; иллюстративного материала и т.д.);
- продуктивная деятельность (разработка эскизов и макетов, изготовление элементов декораций и костюмов и т.д.)
- творческая деятельность (придумывание элементов танца, построение мизансцен и т.д.)
- организаторская деятельность (объединение в микрогруппы, работа с другими коллективами, населением и т.д.)
(цели и задачи педагогической деятельности по предмету «Технологии», и в кружковой деятельности)
(слайд 9) С точки зрения предметно-содержательной области
Как правило, такие проекты проводятся в рамках одного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы (например, в курсе физики, биологии, истории и т.д.
Межпредметные проекты, как правило, выполняются во внеурочное время. Это – либо небольшие проекты, затрагивающие 2-3 предмета, либо достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта
(слайд 10) По характеру координации проекта
-
С открытой, явной координацией.
В таких проектах координатор проекта выполняет свою собственную функцию, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости, отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его исполнителей
-
Со скрытой координацией (это относится главным образом к телекоммуникационным проектам).
В таких проектах координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции. Он выступает как полноправный участник проекта (один из…).
По характеру контактов
-
внутренние (региональные) (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны)
-
международные (участники проекта являются представителями разных стран)
(слайд 11) По количеству участников проекта
-
индивидуальные
-
парные (между парами участников)
-
групповые (между группами участников)
(слайд 12) По продолжительности выполнения
-
краткосрочные (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы)
-
средней продолжительности (от недели до месяца)
-
долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).
По срокам реализации работа может выполняться от одного занятия до одного года.
(слайд 13) Преимущества проектного метода- он является одним из методов развивающего обучения, т.к.в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, творческие способности, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.
Повышает качество образовательного процесса, служит развитию творческого мышления, способствует повышению компетентности педагогов.
Проект- это 6 «П»
-
Проблема
-
Проектирование (планирование)
-
Поиск информации
-
Продукт
-
Презентация
-
Портфолио (с рабочими материалами)
(слайд 14) Конкурсы
Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования
-
Муниципальный конкурс «Талант» – 2011, 2012, 2014, 2015 гг. – в рамках «Одарённые дети»
-
Муниципальный конкурс «Алло, мы ищем таланты» - 2011
-
Муниципальный конкурс семейного творчества «Рождественские сказки» 2011
-
Областной конкурс декоративно-прикладного творчества «Творчество: традиции и современность»- 2011
-
Областной епархиальный фестиваль-конкурс детского творчества «Пасха Красная» 2011,2015
-
Московский открытый фестиваль детского творчества «От винта» - 2011
-
8-й международный творческий детский конкурс «Звезды в защиту животных» - 2009, 2011
-
Всероссийский конкурс «Ангел вдохновения» С-Петербург -2012
-
14 Международный фестиваль «Детство без границ» Нижний Новгород, 2012
-
7 Всероссийский интернет- конкурс учебных проектов в образовательной области «Технология» имени М.И. Гуревича – 2014
-
Региональный конкурс проектно-исследовательских работ традиционного народного творчества «С чего начинается Родина» - 2014,2016
-
Муниципальный кулинарный конкурс «Зимняя сказка» – 2014, 2015, 2016
-
Муниципальный конкурс по технологии «Семейная экономика» – 2014, 2015
Участие в муниципальных, областных, всероссийских конкурсах и олимпиадах и конкурсах:
Проектная деятельность – роль педагога не столько преподавать, а создать условия для проявления интереса к познавательной деятельности и применении полученных знаний на практике. Педагог должен обладать творческими способностями.
(слайд 15, 16,17) Работы учащихся завораживают красотой. А где красота, там праздник и всегда хорошее настроение. И только творчество помогает подчеркнуть индивидуальность, а творчество - это всегда радость.
(слайд 18) Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника
(слайд 19) Литература
Я буду придумывать что-то,
Прекрасным что делает мир,
Чтоб руки детишек, что я научила
Сделали мир другим.
И если я цели достигну,
То счастлива буду вполне.
А это значит, что солнце жизни
Светит все ярче мне. |