Семинара «Проектная деятельность на уроках технологии как средство развития творческих способностей учащихся»



Скачати 118.46 Kb.
Дата конвертації13.04.2016
Розмір118.46 Kb.
К презентации семинара

« Проектная деятельность на уроках технологии как средство развития творческих способностей учащихся»



(Слайд 2) Меня зовут Лариса Александровна. Я учитель технологии школы № 22 и по совместительству педагог дополнительного образования. Веду кружок «Изонить», имею высшую категорию педагога дополнительного образования и имею первую категорию как педагог.

Дата рождения: 21 июля 1963

Образование: высшее

Диплом по специальности: Горьковский Государственный Педагогический Институт им. М. Горького

 Специальность: «Общетехнические дисциплины»



Дата окончания обучения: 1986г.

Должность: учитель технологии

Личные достижения: Призёр конкурса «Сердце отдаю детям», дважды Лауреат премии главы администрации Борского района, участник и победитель областных, региональных, Российских и Международных конкурсов.

Стаж работы: 28 лет

Е-mail: kulikovalara@gmail.com

Адрес сайта: учитель-школа-22.рф

(слайд 3) Через жизнь каждого человека красной нитью проходит его увлеченность любимым делом. Моим увлечением, делом всей жизни стало обучение детей. 29 лет я занимаюсь непростым делом- учу детей творить, развивая их способности и преобразуя окружающий мир.

Диапазон личного вклада педагога в развитие образование и степень его новизны

Разработаны и внедрены в образовательный процесс:



  • Программа художественного вязания крючком «Искусница», рекомендована к внедрению в массовую школу, где есть кружки вязания крючком, а также в учреждения дополнительного образования. Программа выполнена проектным методом. В 2003 году - победила в областном конкурсе методических разработок и стала лауреатом премии главы администрации Борского района.

  • Программа «Изонить» дважды была участником Всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям»

2007г., 4 место

- 2011г., 3 место

- 2007г., лауреат премии главы администрации Борского района

Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования


  • Научно – исследовательские условия: разработка проектной линии, для участия в НОУ, положений конкурсов для внеурочной деятельности.

  • Методические условия: проведение мастер-классов, открытых уроков, разработка дидактического материала, внеклассных мероприятий, способствующих формированию творческих способностей учащихся.

  • Организационно - педагогические условия: участие в педагогических советах, выступление с докладами, сообщениями, обобщение опыта

Актуальность личного вклада педагога в развитие образования

  • Системно- деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.

  • Необходимые условия личного вклада: не сколько преподавать, сколько создать условия для проявления у детей интереса к познавательной деятельности и применению полученных знаний на практике.

  • Обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять ученическую деятельность, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

  • Создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;

  • Обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

(Слайд 4) Теоретическое обоснование личного вклада педагога
в развитие образования


Идеи, подходы и принципы

  • Методической и теоретической основой исследования являются основные положения, содержащиеся в рекомендациях И.А. Сасовой, М.И. Гуревича, Ю.Л. Хотунцева, В.Д. Симоненко, П.С. Лернера.

  • Вопрос индивидуализации обучения учащихся посредствам проектирования образовательных программ изучается Э.И. Сундуковой;

  • Проблема взаимодействия учителя и ученика при проектировании обучения разрабатывается Н.Д. Ряховских.

  • Метод проектов рассматривается как возможная форма аттестации учащихся (Е.С. Заир-Бек, А.П. Тряпицына)

  • Метод проектов рассматривается как форма коллективной работы (Б.М. Бим-Бад)

(слайд 5) Цель и задачи педагогической деятельности

ЦЕЛЬ: Формирование и развитие творческих способностей учащихся

(согласно ст. 3 Приказа Министерства образования РФ от 29.08 2013г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»);



ЗАДАЧИ:

  • Познавательная

Обучение детей различным дисциплинам в области проектирования, а так же способов показа и презентации результатов своей деятельности;

  • Воспитательная

Развитие общей культуры, содействие творческому поиску, творческому самовыражению личности учащихся;

  • Развивающая

Организация и создание условий для сплочения коллектива учащихся, проведение коллективных творческих дел как на уроках, так и во внеурочное время.

(слайд 6) Тема моего выступления «Формирование творческих способностей через проектную деятельность.



Ведущая педагогическая идея

Метод проектов - метод развивающего обучения. В его основе лежит развитие познавательных навыков у учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

(слайд 6) Цель:

Развивать творческие способности учащихся, повышая качество образовательного процесса, используя проектный метод.



В.А.Сухомлинский «Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»

Очень важно помочь ребенку раскрыть себя.



(слайд 7) Понятие «проект» появился в России в 19 веке. Автор Поливанова говорит, что проект- целенаправленное управляемое изменение , фиксированное во времени.

Проект (в переводе с латинского projectus) — брошенный вперёд; разработанный план сооружения; предварительный текст какого-либо документа; замысел, план.

Проектная деятельность учащихся – это деятельность по созданию изделий и услуг, обладающих объективной или субъективной новизной, имеющих личностную или общественную значимость.



Проект – описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена, и конкретных методов и шагов по ее реализации.

До недавнего времени термин «проект» использовался преимущественно в технической сфере, и с ним связывалось представление о разработках сложной документации.

В настоящее время любая научно-исследовательская, педагогическая, социально-значимая деятельность связана с выполнением различных проектов.

Процесс создания проекта называется проектированием. 

Проект-это метод обучения.

Проект-это философия всей жизни. Три основных этапа:

- идея, цель,

-реализация,

- результат.



(слайд 8) Проект с точки зрения доминирующей деятельности , проекты:

  • Исследовательские, поисковые

  • Творческие

  • Ролевые

  • Прикладные (практико-ориентированные)

  • Социально-значимые;

  • Ознакомительно-ориентировочные

(идеи, подходы, принципы)

Исследовательские проекты - полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, рефератов, научных докладов, детского дизайна;

Творческие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, обусловленной этим жанром и принятой группой логике совместной деятельности, интересом участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, празднике, экспедиции и т.п.). Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры. (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, танца).

В ролевых проектах структура также только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);



Прикладные проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. При чем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Предмет декоративно-прикладного творчества.

Информационные проекты изначально направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. : дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.

На основе материалов Е.С. Полат существует одна из классификаций проектов:



  • исследовательские - требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов;

  • творческие - предполагают соответствующее творческое оформление, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников;

  • ролево-игровые - участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы;

  • информационные - требуют от участников изначальной направленности на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; ознакомления участников проекта с этой информацией, ее анализа и обобщения фактов, предназначенных для широкой аудитории;

  • практико-ориентированные - отличаются четко обозначенным с самого начала результатом деятельности участников проекта. Причем результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.

Проект, само собой, должен быть связан с основным направлением деятельности творческого объединения, видами творческой деятельности и языком («языками») вида искусства, которым занимаются дети.

В процессе работы над проектами дети выполняют задания различного характера:

-         самостоятельный поиск информации и материалов по теме проекта (поиск и изучение биографической, искусствоведческой, исторической, художественной литературы; музыки; иллюстративного материала и т.д.);

-         продуктивная деятельность (разработка эскизов и макетов, изготовление элементов декораций и костюмов и т.д.)

-         творческая деятельность (придумывание элементов танца, построение мизансцен и т.д.)

-         организаторская деятельность (объединение в микрогруппы, работа с другими коллективами, населением и т.д.)

(цели и задачи педагогической деятельности по предмету «Технологии», и в кружковой деятельности)

(слайд 9) С точки зрения предметно-содержательной области


  • Монопроекты.

Как правило, такие проекты проводятся в рамках одного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы (например, в курсе физики, биологии, истории и т.д.

  • Межпредметные

Межпредметные проекты, как правило, выполняются во внеурочное время. Это – либо небольшие проекты, затрагивающие 2-3 предмета, либо достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта

(слайд 10) По характеру координации проекта

  • С открытой, явной координацией.

В таких проектах координатор проекта выполняет свою собственную функцию, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости, отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его исполнителей

  • Со скрытой координацией (это относится главным образом к телекоммуникационным проектам).

В таких проектах координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции. Он выступает как полноправный участник проекта (один из…).

По характеру контактов

  • внутренние (региональные) (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны)

  • международные (участники проекта являются представителями разных стран)

(слайд 11) По количеству участников проекта

  • индивидуальные

  • парные (между парами участников)

  • групповые (между группами участников)

(слайд 12) По продолжительности выполнения

  • краткосрочные (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы)

  • средней продолжительности (от недели до месяца)

  • долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).

По срокам реализации работа может выполняться от одного занятия до одного года.

(слайд 13) Преимущества проектного метода- он является одним из методов развивающего обучения, т.к.в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, творческие способности, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

Повышает качество образовательного процесса, служит развитию творческого мышления, способствует повышению компетентности педагогов.

Проект- это 6 «П»


  • Проблема

  • Проектирование (планирование)

  • Поиск информации

  • Продукт

  • Презентация

  • Портфолио (с рабочими материалами)

(слайд 14) Конкурсы

Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования

  • Муниципальный конкурс «Талант» – 2011, 2012, 2014, 2015 гг. – в рамках «Одарённые дети»

  • Муниципальный конкурс «Алло, мы ищем таланты» - 2011

  • Муниципальный конкурс семейного творчества «Рождественские сказки» 2011

  • Областной конкурс декоративно-прикладного творчества «Творчество: традиции и современность»- 2011

  • Областной епархиальный фестиваль-конкурс детского творчества «Пасха Красная» 2011,2015

  • Московский открытый фестиваль детского творчества «От винта» - 2011

  • 8-й международный творческий детский конкурс «Звезды в защиту животных» - 2009, 2011

  • Всероссийский конкурс «Ангел вдохновения» С-Петербург -2012

  • 14 Международный фестиваль «Детство без границ» Нижний Новгород, 2012

  • 7 Всероссийский интернет- конкурс учебных проектов в образовательной области «Технология» имени М.И. Гуревича – 2014

  • Региональный конкурс проектно-исследовательских работ традиционного народного творчества «С чего начинается Родина» - 2014,2016

  • Муниципальный кулинарный конкурс «Зимняя сказка» – 2014, 2015, 2016

  • Муниципальный конкурс по технологии «Семейная экономика» – 2014, 2015

Участие в муниципальных, областных, всероссийских конкурсах и олимпиадах и конкурсах:

Проектная деятельность – роль педагога не столько преподавать, а создать условия для проявления интереса к познавательной деятельности и применении полученных знаний на практике. Педагог должен обладать творческими способностями.



(слайд 15, 16,17) Работы учащихся завораживают красотой. А где красота, там праздник и всегда хорошее настроение. И только творчество помогает подчеркнуть индивидуальность, а творчество - это всегда радость.

(слайд 18) Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника

(слайд 19) Литература

Я буду придумывать что-то,

Прекрасным что делает мир,

Чтоб руки детишек, что я научила

Сделали мир другим.

И если я цели достигну,

То счастлива буду вполне.

А это значит, что солнце жизни



Светит все ярче мне.


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка