Самостоятельная работа студентов: традиции и инновации Учебное пособие Курск 2014 (075. 8)



Сторінка1/6
Дата конвертації11.04.2016
Розмір1.13 Mb.
  1   2   3   4   5   6


Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Курский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации


Самостоятельная работа студентов: традиции и инновации


Учебное пособие



Курск – 2014


УДК 378.147.88 (075.8)

ББК 74.58 я73

С 17


Печатается по решению

Редакционно-издательского совета КГМУ




Самостоятельная работа студентов: традиции и инновации. Учебное пособие / А. И. Конопля, Н. Б. Дрёмова, Е. В. Репринцева, М. В. Медведева. - Курск: ГБОУ ВПО КГМУ, 2014. – 91 с.

В настоящем учебном пособии дана характеристика возможных видов и форм самостоятельной работы вузе, представлены рекомендации по организации и выполнению внеаудиторной работы студентами КГМУ.

Учебное пособие подготовлено в соответствии с Федеральным законом "Об образовании", требованиями ФГОС ВПО третьего поколения по специальностям, реализуемым в КГМУ, предназначено для студентов университета и направлено на оптимизацию самостоятельной, в том числе научно-исследовательской работы.
Авторы: Конопля А.И. – профессор, проректор по учебной работе КГМУ

Дрёмова Н.Б. – профессор, зав. кафедрой педагогики КГМУ

Репринцева Е.В. – доцент кафедры экономики и менеджмента КГМУ

Медведева М.В. – доцент кафедры офтальмологии КГМУ


Рецензенты: Болотских В.И. – профессор, проректор по учебной работе Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н.Бурденко

Гонеев А.Д. – профессор, зав.кафедрой педагогики Курского государственного университета

ISBN:

© Конопля А.И. с соавт., 2014



Содержание

Введение

5

1 Самостоятельная работа как важнейшая форма учебного процесса в вузах России

6

2. Формирование и развитие навыков самостоятельной работы у студентов университета

16

3 Организация самостоятельной работы студентов в КГМУ

23

3.1 Цели и задачи СРС

23

3.2 Управление СРС

25

3.3 Методическое обеспечение и контроль СРС

29

3.4 Виды и формы СРС

31

4 Инновационные технологии в организации самостоятельной работы

36

4.1 Инновации: определение

38

4.2 Инновационные модели обучения

39

4.3 Инновационные образовательные технологии

40

4.4 Контекстное обучение

44

4,5 Проблемное обучение

46

5 Рекомендации по выполнению отдельных видов самостоятельной работы

5.1 Работа с учебной и научной литературой

5.2 Написание научных текстов


64
64

68


5.3 Выполнение курсовых работ

70

5.4 Общие требования к оформлению научных текстов

76

5.5 Основные принципы составления списка литературы

и примеры библиографического описания источников информации



80


5.6 Рекомендации по оформлению компьютерных презентаций

83

Список литературы

86














Условные обозначения
ВПО – высшее профессиональное образование

ДИ – деловая игра

ЗЕТ – зачетная единица трудоемкости

КГМУ – Курский государственный медицинский университет

НИРС – научно-исследовательская работа студентов

ЦМС – центральный методический совет

СЗ – ситуационная задача

СНО – студенческое научное общество

СРС – самостоятельная работа студентов

СУ – ситуационное упражнение

ТАКС – традиционный анализ конкретных ситуаций

УИРС – учебно-исследовательская работа студентов

УМК – учебно-методический комплекс

ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт


Введение

Современная концепция модернизации российского профессионального образования определяет в качестве приоритетных задач подготовку квалифицированного работника определенного уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности. Такой работник должен быть способен к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готов к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, удовлетворению потребностей личности в получении соответствующего образования.

Динамизм жизни в современном обществе определяет, что образование не может быть получено раз и навсегда. Оно является результатом постоянного самообразования, обеспечивая творческое обновление, развитие и совершенствование каждого человека. С этой целью в состав ключевых компетенций, определяющих главные задачи образования, обязательно включаются компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности, связанные со способностью учиться на протяжении всей жизни. А процесс получения высшего образования, прежде всего, направлен на формирование творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, инновационной деятельности.

В связи с этим самостоятельная работа студентов (СРС) является не просто важной формой образовательного процесса в вузе, она должна стать его основой, чтобы будущий специалист научился самостоятельно добывать знания и стремился к самообразованию и саморазвитию.

Настоящее учебное пособие подготовлено с целью совершенствования внеаудиторной самостоятельной работы и предназначено для студентов Курского государственного медицинского университета.
1 Самостоятельная работа как важнейшая форма учебного процесса в вузах России
Образовательный процесс в высших учебных заведениях традиционно включает на аудиторную и внеаудиторную работу обучаемых. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» №273-ФЗ в учебном процессе выделяют контактные часы и самостоятельную работу.

Максимальный объем учебной нагрузки студента дневной формы обучения, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной работы, составляет 54 часов в неделю или 1,5 зачетных единиц (ЗЕТ). Согласно методике расчета трудоемкости основных образовательных программ ВПО в зачетных единицах. Одна ЗЕТ (кредит) равна 36 академическим часам продолжительностью 45 минут (или 27 астрономических часов). Общая трудоемкость дисциплин учебного плана включает часы аудиторного обучения и часы на самостоятельную работу. Общий объем СРС, измеренный в часах, как правило, приблизительно равен для дневной формы обучения сумме аудиторных часов, но может отличаться в зависимости от направления подготовки специалистов. Так, например, для медицинских специальностей аудиторные занятия составляют около 2/3 объема учебного времени, а на СРС отводится соответственно 1/3.



Самостоятельная работа – это особая форма обучения по заданию преподавателя, выполнение которой требует умения самостоятельно получать знания, навыки. Она способствует развитию ответственности и организованности, а также творческого подхода к решению профессиональных задач.


Целью СРС является овладение студентами фундаментальными знаниями, опытом практической деятельности по профессии. Она предназначена не только для изучения каждой отдельной дисциплины, но и для формирования навыков самостоятельной работы вообще – в учебной, научной, профессиональной деятельности; для приобретения способности принимать на себя ответственность, самостоятельно решать проблему, находить конструктивные решения, выход из кризисной ситуации и т. д.

Высшая школа отличается методикой учебной работы и степенью самостоятельности обучаемых. Преподаватель вуза лишь организует познавательную деятельность студентов, студент же сам осуществляет познание. Самостоятельная работа завершает задачи всех видов учебной работы.

Рассматривая самостоятельную и научно-исследовательскую познавательную активность студентов как основу их учебной деятельности и важнейшую задачу вузовского трудового воспитания, необходимо выделить следующие характерные черты СРС:

- устойчивая постоянная внутренняя положительная мотивация на овладение глубокими и прочными знаниями, т.е. постоянное стремление к знаниям;

- умение самостоятельно добывать знания и апробировать их на практике;

- желание и умение делиться знаниями с другими;

- приобретение опыта самостоятельной организации в осуществлении учебной деятельности;

- творческое начало в формировании запаса знаний: получение новой информации как индивидуальное научное открытие;

- становление личности, обеспечивающее повышение эффективности учения и будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, формирование познавательной активности можно рассматривать не только как учебную, но и как важную социальную задачу, направленную на постоянное повышение квалификации специалиста, его успешное вхождение в систему непрерывного образования.

Самостоятельная работа включает воспроизводящие и творческие процессы в деятельности студента. В зависимости от этого различают  следующие уровни самостоятельной учебной деятельности студентов:

1) репродуктивный (тренировочный) – это самостоятельная работа, которая выполняется по образцу: решение задач, заполнение таблиц, схем и т.д. Ее цель – закрепление знаний, формирование умений, навыков; познавательная деятельность студента проявляется в узнавании, осмыслении, запоминании;

2) реконструктивный – в ходе такой работы осуществляются перестройка решений, составление плана, тезисов, аннотирование, могут выполняться рефераты;

3) творческий, поисковый – этот уровень самостоятельной работы требует анализа проблемной ситуации, получения новой информации; студенту предоставляется возможность самостоятельно произвести выбор средств и методов решения (учебно- и научно-исследовательские задания, курсовые и выпускные квалификационные работы).

СРС предполагает различные виды индивидуальной и коллективной деятельности студентов. Структурно она подразделяют на две части (рисунок 1):

Рисунок 1 – Виды СРС

- аудиторная СРС, организуемая и контролируемая преподавателем во время практических занятий, лабораторных работ и т.д.;

- внеаудиторная СРС, которую студент организует по своему усмотрению, без непосредственного контроля со стороны преподавателя.

Внеаудиторная работа включает:

- самоподготовку к семинарам, практическим занятиям, коллоквиумам, итогам, зачетам, экзаменам;

- учебно-исследовательскую работу (УИРС),

- научно-исследовательскую работу (НИРС) студентов.

Под УИРС понимается работа исследовательского характера, направленная на формирование умений самостоятельно пополнять свои знания и формировать умственные умения. Она включается в учебный процесс, проводится в учебное время и обязательна для всех студентов.

НИРС – познавательная деятельность, задачей и результатом которой является выработка новых знаний об объектах и процессах в определенной области. Она включает деятельность студенческого общества во внеучебное время с получением качественно новой информации, сформированными у студента приемами и методами исследовательской работы.

Определяя конкретные формы СРС, кафедры вузов исходят из принципов целевой направленности, доступности, комплексности, последовательности, этапности, системности и вариативности.



Формы СРС отличаются большим разнообразием и условно подразделяются на:

- общие, используемые всеми кафедрами университетов,

- специфические, характерные для подготовки специалистов определенных направлений.

Причем рекомендуется дифференцировать их в зависимости от курса обучения. На младших курсах превалирует работа с книгой (дополнительной литературой, справочниками и словарями и т.д.) для формирования навыков самостоятельного поиска ответов на задания и вопросы. Далее – работа со специальной монографической литературой, информационно-техническими средствами. Для медицинских специальностей эта работа дополняется непосредственно практической работой в клиниках с больными, для фармацевтического факультета – работой в аптечных организациях.

Большинство заданий и проблем, выносимых на СРС, носит не только теоретический, умозрительный характер, но самым непосредственным образом тесно связаны с практикой социального развития, преодоления противоречий и сложностей в обществе. Это предполагает наличие у студентов не только знания категорий и понятий, но и умения использовать их в качестве инструмента для анализа социально-экономических проблем. Иными словами студент должен совершать собственные интеллектуальные усилия, а не только механически заучивать понятия и положения. Соотнесение изученных закономерностей с жизнью, умение достигать аналитического знания предполагает у студента мировоззренческой культуры. Формулирование выводов осуществляется в процессе творческой дискуссии, протекающей с соблюдением методологических требований к научному познанию.

Следовательно, виды, формы СРС и задания для ее проведения должны соответствовать целям и задачам формирования профессионала. На младших курсах СРС в основном ставит своей целью расширение и закрепление знаний, приобретаемых студентом на традиционных формах занятий. На старших курсах СРС способствует формированию практических навыков и компетенций, развитию творческого потенциала студента.

Важнейшей характеристикой федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) высшего профессионального образования (ВПО) третьего поколения и соответствующих образовательных программ становится необходимость формирования общекультурных и профессиональных компетенций будущих специалистов.

Компетенция - это способность специалиста мобилизовать в профессиональной деятельности свои знания, умения, находить общие способы выполнения действий. .

В структуре компетентностного подхода, наряду с другими, выделяют индивидуальный компонент, основанный на построении рефлексивных образовательных технологий. Он включает овладение методиками самопознания, самореализации и саморазвития, осознание личной ответственности за результаты обучения и овладения профессией, готовность к профессиональному росту.



Рефлексия – это переосмысление содержания собственного сознания, включает самоанализ, осмысление, оценку человеком результатов собственной деятельности.

Основу самообразовательной компетенции составляют следующие умения:

- планировать самостоятельную работу;

- использовать современный справочно-библиографический аппарат, справочники, компьютерные базы данных;

- пользоваться методикой ознакомительного чтения и скорочтения;

- составлять рефераты и обзоры информационных материалов, планы, конспекты и тексты публичных высказываний;

- осуществлять самоконтроль за работой, объективно оценивать результат, распознавать и идентифицировать проблемы;

- применять основы гигиены умственного труда, необходимой для повышения эффективности самообразования.

Методическим и организационным аспектом формирования компетенций в процессе самостоятельной работы является выбор соответствующих методов, средств и форм обучения, которые способствуют переходу от репродуктивной учебной деятельности к творческой, продуктивной.

Для успешного выполнения самостоятельной работы необходимы следующие условия (рисунок 2):

– мотивированность задания (для чего, чему способствует);

– четкая постановка познавательных задач;

– владение студентом алгоритмами, методами, способами выполнения работы;

– предоставление консультационной помощи студенту;

– четкое определение преподавателем критериев оценки, форм отчетности, объема работы, сроков представления ее результатов;

– использование различных видов и форм контроля СРС.



Рисунок 2 – Условия успешной СРС


Методологической основой СРС является деятельностный подход, когда цели обучения ориентированы на формирование умений решать не только типовые, но и нетиповые задачи, когда студент должен проявить творческую активность, инициативу, знания, умения и навыки, полученные при изучении конкретной дисциплины.

Среди средств обучения при СРС, прежде всего, можно назвать учебно-методический комплекс дисциплины (УМК), в состав которого входят рабочая программа; методические рекомендации и указания по основным видам аудиторной и внеаудиторной работы и др.; дидактические материалы; электронные курсы лекций, электронные учебники; сборники задач, тесты, контрольные задания; мультимедийные презентации, видеоматериалы, интернет-ресурсы и др.

СРС по дисциплине (курсу) планируется и организуется преподавателем и описывается в соответствующем разделе учебно-методического комплекса.

В рабочей программе дисциплины указываются темы курса, выносимые на самостоятельное изучение. Вопросы по данным темам включаются в вопросы на зачете и экзамене по данному курсу. Поэтому первое, что необходимо сделать студенту: ознакомиться с темами курса, выносимыми на самостоятельное изучение.



Методическое обеспечение самостоятельной работы предусматривает: перечень тематики самостоятельного изучения, наличие учебной, научной и справочной литературы по данным темам, формулировку задач и целей самостоятельной работы, наличие инструкций, методических рекомендаций и указаний по работе с данной тематикой (рисунок 3).

Рисунок 3 – Методическое обеспечение СРС


Направляющую роль в организации СРС выполняют методические рекомендации для СРС, в которых подробно описывается содержание самостоятельной работы, конкретные задания, сроки их выполнения, справочный материал, формы отчетности и способы контроля с критериями оценки. Они указывают, в какой последовательности следует изучать материал дисциплины, обращают внимание на особенности изучения отдельных тем и разделов, помогают отбирать наиболее важные и необходимые сведения из учебных пособий, а также дают объяснения по вопросам программы курса, которые обычно вызывают затруднения.

В учебно-методическом комплексе представляют основной и дополнительный списки литературы. Они носят рекомендательный характер, это означает, что всегда есть литература, которая может не входить в данный список, но является необходимой для освоения темы. При выполнении СРС требуется литература различных видов: учебники, учебные и учебно-методические пособия; оригинальные работы теоретиков; монографии, сборники научных статей, публикации в журналах, любой эмпирический материал; справочная литература (энциклопедии, словари, тематические, терминологические справочники).

До недавнего времени СРС по большинству дисциплин была возможна только с использованием печатных материалов – книг, учебников, периодических изданий. Работа с печатными изданиями требует усиленной концентрации внимания и большого количества времени и при этом не обеспечивает обратной связи с читателем.

В то же время известно, что общение в процессе обучения помогает усвоению материала. Важную роль при этом играют информационные технологии, в т.ч. учебные программные продукты, использующие графику, и развитие информационных телекоммуникационных сетей. Электронные учебные пособия в виде интерактивных обучающих программ сочетают в себе наглядное представление материала и общение с обучаемым.

Электронные технологии, поиск информации в сети Интернет в современных условиях играют чрезвычайно важную роль в СРС. В аудиториях для самостоятельных компьютерных занятий с помощью обучающих программ, студенты могут, как дополнить свои знания, полученные на лекциях и семинарах, так и проверить свой уровень подготовки путем самотестирования.

Современный студент мобилен, он имеет возможность выбора индивидуальный траектории обучения с использованием удаленного доступа к учебным образовательным материалам, возможности off- и online- консультирования с преподавателями в информационных образовательных средах. В условиях современных образовательных систем, которые становятся не только интерактивными, но и все более открытыми и доступными для коллективного пользования всеми участниками педагогической практики, значительно повышается роль СРС. Четко спланированная и организованная самостоятельная работа позволяет выстроить продуктивные взаимоотношения между преподавателями и студентами, обеспечить индивидуализацию, регулярность консультаций.

Для обеспечения эффективности самостоятельной работы студенту крайне важно научиться управлять своей деятельностью в отсутствие преподавателя. Мотивацию к выполнению самостоятельной работы с сохранением свободы принятия решений студентом создают организацией действенного контроля полученных знаний и приобретенных умений.

Технология организации контроля СРС включает тщательный отбор средств контроля, определение его этапов, разработку индивидуальных форм контроля. Оценка успешности студента может вестись в традиционной системе «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворитель-но», либо в рейтинговой системе, опираясь на сумму набранных им баллов, включая итоговые аттестационные процедуры. Использование рейтинговой оценки межсессионного контроля за качеством работы студента, проведение промежуточного и итогового тестирования с помощью компьютерных тестовых технологий являются эффективными формами контроля и мотивации СРС в течение учебного семестра.

Таким образом, самостоятельная деятельность студентов является ключевой составляющей учебного процесса в вузах России, которая определяет формирование навыков, умений и знаний, приемов познавательной деятельности и обеспечивает интерес к творческой работе. Правильно спланированная и организованная СРС позволяет сделать образовательный процесс более качественным и интенсивным, способствует созданию интереса к избранной профессии и овладению ее особенностями, приобщает студента к творческой деятельности.


2 Формирование и развитие навыков самостоятельной работы у студентов университета
В процессе самостоятельной работы студент приобретает навыки самоорганизации, самоконтроля, самоуправления, саморефлексии и становится активным самостоятельным субъектом учебной деятельности.

Самостоятельная работа студентов оказывает важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется студентом самостоятельно. Каждый студент самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием по каждой дисциплине. Он выполняет внеаудиторную работу по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.



Для успешной учебной деятельности, ее интенсификации, необходимо учитывать следующие субъективные факторы, представленные на рисунке 4:

Рисунок 4 - Субъективные факторы, определяющие успешную учебную деятельность студента


1. Знание школьного программного материала, наличие прочной системы знаний, необходимой для усвоения основных вузовских курсов. Необходимо отличать пробелы в знаниях, затрудняющие усвоение нового материала, от малых способностей. Затратив силы на преодоление этих пробелов, студент обеспечит себе нормальную успеваемость и поверит в свои способности.

2. Наличие умений, навыков умственного труда:

а) умение конспектировать на лекции и при работе с книгой;

б) владение логическими операциями: сравнение, анализ, синтез, обобщение, определение понятий, правила систематизации и классификации.

3. Специфика познавательных психических процессов: внимание, память, речь, наблюдательность, интеллект и мышление. Слабое развитие каждого из них становится серьезным препятствием в учебе.

4. Хорошая работоспособность, которая обеспечивается нормальным физическим состоянием. Серьезное учение - это большой многосторонний и разнообразный труд. Результат обучения оценивается не количеством сообщаемой информации, а качеством ее усвоения, умением ее использовать и развитием у себя способности к дальнейшему самостоятельному образованию.

5. Соответствие избранной профессии индивидуальным способностям. Необходимо выработать у себя умение саморегулировать свое эмоциональное состояние и устранять обстоятельства, нарушающие деловой настрой, мешающие намеченной работе.

6. Овладение оптимальным стилем работы, обеспечивающим успех в деятельности. Чередование труда и пауз в работе, периоды отдыха, индивидуально обоснованная норма продолжительности сна, предпочтение вечерних или утренних занятий, стрессоустойчивость на экзаменах и особенности подготовки к ним,

7. Уровень требований к себе, определяемый сложившейся самооценкой.

Адекватная оценка знаний, достоинств, недостатков - важная составляющая самоорганизации человека, без нее невозможна успешная работа по управлению своим поведением, деятельностью.

Одна из основных особенностей обучения в высшей школе заключается в том, что постоянный внешний контроль заменяется самоконтролем, активная роль в обучении принадлежит уже не столько преподавателю, сколько студенту.

Зная основные методы научной организации умственного труда, можно при наименьших затратах времени, средств и трудовых усилий достичь наилучших результатов.



Работоспособность

Эффективность усвоения поступающей информации зависит от работоспособности человека в тот или иной момент его деятельности.



Работоспособность - способность человека к труду с высокой степенью напряженности в течение определенного времени.

Различают внутренние и внешние факторы работоспособности. К внутренним факторам работоспособности относятся интеллектуальные особенности, воля, состояние здоровья, к внешним: организация рабочего места, режим труда и отдыха; уровень организации труда - умение пользоваться информацией; величина умственной нагрузки.

Выдающийся русский физиолог Н.Е.Введенский выделил следующие условия продуктивности умственной деятельности:

- во всякий труд нужно входить постепенно;

- мерность и ритм работы - разным людям присущ более или менее разный темп работы;

- привычная последовательность и систематичность деятельности;

- правильное чередование труда и отдыха.

Отдых не предполагает обязательного полного бездействия со стороны человека, он может быть достигнут простой переменой дела.

В течение дня работоспособность изменяется.

Наиболее плодотворным является утреннее время (с 8 до 14 часов), причем, максимальная работоспособность приходится на период с 10 до 13 часов. Затем послеобеденное (с 16 до 19 часов) и вечернее (с 20 до 24 часов) время. Очень трудный для понимания материал лучше изучать в начале каждого отрезка времени (лучше всего утреннего) после хорошего отдыха. Через 1-1,5 часа нужны перерывы по 10 - 15 мин, через 3 - 4 часа работы отдых должен быть продолжительным - около часа.

Физически здоровый молодой человек - студент, обладающий хорошей подготовкой и нормальными способностями, должен отдавать учению 9-10 часов в день (из них 6 часов в вузе и 3 - 4 часа дома). Любой предмет нельзя изучить за несколько дней перед экзаменом. Если студент в году работает систематически, то он быстро все вспомнит, восстановит забытое.

Система вузовского обучения подразумевает значительно большую самостоятельность студентов в планировании и организации своей деятельности. Вчерашнему школьнику сделать это бывает весьма непросто: если в школе ежедневный контроль со стороны учителя заставлял постоянно и систематически готовиться к занятиям, то в вузе вопрос об уровне знаний вплотную встает перед студентом только в период сессии. Такая ситуация оборачивается для некоторых соблазном весь семестр посвятить свободному времяпрепровождению («когда будет нужно – выучу!»), а когда приходит пора экзаменов, материала, подлежащего усвоению, оказывается так много, что никакая память не способна с ним справиться в оставшийся промежуток времени.

Следует взять за правило: учиться ежедневно, начиная с первого дня семестра. Чтобы выполнить весь объем самостоятельной работы, необходимо заниматься по 3 - 5 часов ежедневно. Начинать самостоятельные внеаудиторные занятия следует с первых же дней семестра, пропущенные дни будут потеряны безвозвратно, компенсировать их позднее усиленными занятиями без снижения качества работы и ее производительности невозможно. Первые дни семестра очень важны для того, чтобы включиться в работу, установить определенный порядок, равномерный ритм на весь семестр.

Ритм СРС

Ритм в работе - это ежедневные самостоятельные занятия, желательно в одни и те же часы, при целесообразном чередовании занятий с перерывами для отдыха. Вначале для того, чтобы организовать ритмичную работу, требуется сознательное напряжение воли. Как только человек втянулся в работу, принуждение снижается, возникает привычка, работа становится потребностью.

Если порядок в работе и ее ритм установлены правильно, то студент изо дня в день может работать, не снижая своей производительности и не перегружая себя. Правильная смена одного вида работы другим позволяет отдыхать, не прекращая работы.

Расписание СРС

Первая задача организации внеаудиторной самостоятельной работы – это составление расписания, которое должно отражать время занятий, их характер (теоретический курс, практические занятия, графические работы, чтение), перерывы на обед, ужин, отдых, сон, проезд и т.д. Расписание не предопределяет содержания работы, ее содержание неизбежно будет изменяться в течение семестра. Порядок же следует закрепить на весь семестр и приложить все усилия, чтобы поддерживать его неизменным (кроме исправления ошибок в планировании, которые могут возникнуть из-за недооценки объема работы или переоценки своих сил).

При однообразной работе человек утомляется больше, чем при работе разного характера. Однако не всегда целесообразно заниматься многими учебными дисциплинами в один и тот же день, так как при каждом переходе нужно вновь сосредоточить внимание, что может привести к потере времени. Наиболее целесообразно ежедневно работать не более чем над двумя-тремя дисциплинами.

Начиная работу, не нужно стремиться делать вначале самую тяжелую ее часть, надо выбрать что-нибудь среднее по трудности, затем перейти к более трудной работе. И напоследок оставить легкую часть, требующую не столько больших интеллектуальных усилий, сколько определенных моторных действий (черчение, построение графиков и т.п.).

Самостоятельные занятия потребуют интенсивного умственного труда, который необходимо не только правильно организовать, но и стимулировать. При этом очень важно уметь поддерживать устойчивое внимание к изучаемому материалу. Выработка внимания требует значительных волевых усилий. Именно поэтому, если студент замечает, что он часто отвлекается во время самостоятельных занятий, ему надо заставить себя сосредоточиться. Подобную процедуру необходимо проделывать постоянно, так как это является тренировкой внимания. Устойчивое внимание появляется тогда, когда человек относится к делу с интересом.

Следует правильно организовать свои занятия по времени: 50 минут - работа, 5-10 минут - перерыв; после 3 часов работы перерыв - 20-25 минут. Иначе нарастающее утомление повлечет неустойчивость внимания. Очень существенным фактором, влияющим на повышение умственной работоспособности, являются систематические занятия физической культурой. Организация активного отдыха предусматривает чередование умственной и физической деятельности, что полностью восстанавливает работоспособность человека.

Специфика вузовского учебного процесса, в организации ко­торого самостоятельной работе студента отводятся все больше мес­та, состоит в том, что во время учебы в вузе происходит выработка стиля, навыков познавательной деятельности, рациональный характер которых будет спо­собствовать постоянному обновлению знаний высококвалифицированного выпускника вуза.

Самостоятельно приобретенные знания являются более оперативными, они становятся личной собственностью, а также мотивом поведения, развивают интеллектуальные черты, внимание, наблюдательность, критичность, умение оценивать. Нельзя ограничиваться только приобретением знаний предусмотренных программой изучаемой дисциплины, надо постоянно углублять полученные знания, сосредотачивая их на какой-нибудь узкой определенной области, соответствующей интересам студента.


3 Организация самостоятельной работы

студентов в КГМУ
Процесс СРС в Курском государственном медицинском университете (КГМУ) основан на общих принципах и подходах, принятых в педагогике высшей школы Российской Федерации. В тоже время существуют некоторые особенности, определяемые спецификой реализуемых в университете направлений подготовки и используемой методикой организации учебного процесса.

В КГМУ выделяют два вида  самостоятельной работы студентов: аудиторная и внеаудиторная.



Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследова­тельская работа, выполняемая студентом самостоятельно по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
3.1 Цели и задачи СРС

Цель СРС - развитие самостоятельности, ответственности и организо­ванности студентов, творческого подхода к решению задач учебного и профессионально­го уровней.

Задачи СРС:

  • освоение, систематизация и углубление теоретических знаний;

  • формирование и развитие практических умений и навыков;

  • формирование общекультурных и профессиональных компетенций будущих специалистов и бакалавров;

  • развитие познавательных способностей, активности, самостоятельности и инициативы студентов;

  • развитие исследовательских навыков и умений.

Для реализации поставленных задач существуют следующие пути:

1) получение, углубление и закрепление знаний по основным темам дисциплин, предварительно изложенным преподавателем на лекциях для последующей отработки на практических занятиях;

2) самостоятельное изучение отдельных тем, отраженных в программе курса, но не рассматриваемых в ходе аудиторных занятий;

3) использование учебно-исследовательской работы (УИРС), направленной на формирование у студента умений самостоятельно пополнять свои знания и формировать умения;

4) выполнение научно-исследовательской работы (НИРС), предполагающей получение качественно новой информации, формирование у студентов приемов и методов исследовательской работы, их участие в деятельности студенческого научного общества.

Реализация самостоятельной работы позволяет решить несколько важнейших образовательных и воспитательных задач, в частности:

- во-первых, студенты имеют возможность черпать знания из новейших источников.

- во-вторых, они приобретают навыки самостоятельного планирования и организации собственного учебного процесса, что обеспечивает безболезненный переход к непрерывному послевузовскому образованию (прежде всего к самообразованию) по завершении обучения в вузе;

- в третьих, снижается негативный эффект некоторых индивидуальных особенностей студентов (например, инертность, неспособность распределить внимание, неспособность действовать в ситуации лимита времени и т.д.) и максимально использовать сильные стороны индивидуальности благодаря самостоятельному выбору времени и способов работы, предпочитаемых носителей информации и др.

- в четвертых, УИРС, как элемент СРС, направлена на развитие у студентов умений самостоятельно пополнять свои знания и формировать профессиональные навыки, что необходимо для решения медико-социальных задач;

- в пятых, НИРС, как элемент СРС, предполагает углубление знаний студента, развитие аналитических навыков по проблематике учебной дисциплины и специальности, формирование умений научно-исследовательского характера.

Вышеуказанные цели и задачи СРС способствуют расширения образовательного пространства, что является не только условием формирования профессиональных компетенций, но и психологическим инструментом проектирования и реализации индивидуального карьерного и личностного развития выпускников КГМУ.


3.2 Управление СРС

Самостоятельная работа является неотъемлемой составляющей образовательного процесса в КГМУ, ее выполнение обязательно для каждого студента.

Объем времени, отводимый на СРС, определяется ФГОС ВПО, основными образовательными программами, рабочими учебными планами по направлениям подготовки. В соответствии с ФГОС ВПО 3 поколения по направлениям подготовки, реализуемым в КГМУ, «максимальный объем учебной нагрузки не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основных образовательных программ и факультативных дисциплин». При этом максимальный объем аудиторных занятий в неделю при очной форме обучения для медицинских специальностей составляет не более 36 академических часов, клинической психологии – 32 часа, для бакалавриата по направлениям подготовки биотехнология, социальная работа, экономика, менеджмент – 27 часов. Соответственно остальное время отводится на внеаудиторную работу (таблица 1).

  1   2   3   4   5   6


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка