С. П. Ломов д п. н.,профессор, академик рао и рах, зав кафедрой живописи хгф мпгу



Скачати 10.96 Mb.
Сторінка1/51
Дата конвертації12.04.2016
Розмір10.96 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   51



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

МЕТОДОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГЛОБАЛЬНОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
МЕЖВУЗОВСКИЙ СБОРНИК НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ТРУДОВ ПОСВЯЩЕННЫЙ 70 ЛЕТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА МПГУ

МОСКВА-2014
УДК

ББК


М

Методология художественно-педагогического образования в глобальном социокультурном образовательном пространстве. Материалы международной научно-практической конференции. –Москва, МПГУ, изд.«Прометей». -2012

ISBN
В сборнике Международной научно-практической конференции «Методология художественно-педагогического образования в глобальном социокультурном образовательном пространстве» представлены статьи ученых, преподавателей педагогических вузов, аспирантов, магистрантов и специалистов по актуальным проблемам художественно-педагогического образования и воспитания.

Отражает основные результаты научно-исследовательской и научно-методической работы профессорско-преподавательского состава ведущих университетов СНГ.

Материалы сборника адресованы преподавателям, докторантам, аспирантам высших учебных заведений по подготовке магистров, специалистов и бакалавров художественного и художественно-педагогического направления.
Редакционная коллегия:

С.П.Ломов – д.п.н.,профессор, академик РАО и РАХ, зав.кафедрой живописи ХГФ МПГУ ( главный редактор)
С.Е.Игнатьев- д.п.н.,профессор, ХГФ МПГУ

С.А.Аманжолов - д.п.н.,профессор, (отв.редакторы)

ВВЕДЕНИЕ
Художественно-педагогическому образованию в России более 250 лет. Все началось с Рисовальных курсов, созданных по задумке Петра I в 1731 году, а уже с 1732 год рисование, как учебный предмет, было введено в кадетских корпусах и гимназиях при Петербургской академии наук, Московском и Казанском университетах.

Вместе с развитием просвещения, развивалась и систематизировалась особая образовательная дисциплина – рисование. Изобразительная деятельность становится общедоступной и обязательной областью в педагогической сфере как методический инструмент формирования культурной и гармоничной личности, а не только уделом одаренных и талантливых детей. Хотя эффект «избранности» остается прежним. Но, тем не менее, и здесь нужен не только мастер, передающий свой талант непосредственно из рук в руки, но и мастер-учитель, владеющий педагогическими приёмами.

Таким образом, с востребованностью рисования в учебных планах образовательных учреждений, растет востребованность и в учительских кадрах.

Подготовкой кадров начинают заниматься в ведущих университетах и гимназиях. Но важная роль здесь отведена Санкт-Петербургской Императорской академии художеств. Однако, вся эта подготовка носила эпизодический характер, а с 1917 года просто перестала существовать. И лишь с декабря 1941 года на базе опять-таки «рисовальных педагогических курсов» был организован первый в России художественно-графический факультет.

В это время в квалифицированных преподавателях по художественно-графическим дисциплинам нуждалась не только средняя общеобразовательная школа, но и высшие и средние специальные учебные заведения. Специальной же подготовкой преподавателей для высшей школы никто не занимался. Художественно-графический факультет Московского государственного педагогического института им.Потемкина (имя присвоено в 1946 году) взял на себя эту ответственность. Необходимые кадры готовились через аспирантуру на кафедрах методики и истории искусства.

Преподаватели нашего факультета постоянно предлагали и организовывали различные семинары, конференции и совещания по вопросам подготовки педагогических кадров для школ, педвузов и педучилищ.

Работа Учёной комиссии по художественно-графическим дисциплинам, которую возглавлял Н.Н.Ростовцев, позволяла представителям худграфов периодически собираться и обсуждать назревшие проблемы, на этой же комиссии принимались решения о создании планов разработки, создания и издания учебных программ, учебных пособий, положение, планировались конференции.

В период с 1980 года по 1989 годы факультет продолжал активную работу по подготовке научно-педагогических кадров через диссертационный совет, в котором защищен целый ряд диссертаций, в том числе докторских выпускниками нашего факультета (Юсов В.П., Кузин В.С., Боголюбов Н.С., Хворостов А.С., Шорохов Е.В., Корешков В.В.).

Факультет продолжает активную работу по подготовке научно-педагогических кадров через аспирантуру. В 1991 году был учрежден новый состав диссертационного совета по специальностям: искусствоведение и методика преподавания изобразительного искусства, черчения и труда (председатель Н.Н.Ростовцев).

За период с 1994 года наша специальность «Изобразительное искусство» открыта в 70 вузах России.

Открытие нашей специальности во многих вузах России диктуется, думается не только тем, что вузы хотят стать более мощными, а скорее важностью нашей специальности в наше непростое время для страны, время неустойчивости, время падения нравственности.

Многолетняя деятельность наших факультетов доказала их жизненность, необходимость их существования. Даже в наше трудное время факультеты живут и развиваются, есть сильная тяга молодёжи и к тому, чтобы творить искусство и передать свои знания и умения другим.

Перспективы развития наших факультетов видятся в том, что на позициях академического реалистического искусства у нас есть много возможностей совершенствования системы подготовки специалистов по изобразительному и декоративно-прикладному искусству.

В данном сборнике представлены статьи научных школ различных регионов нашей Родины и Казахстана.

Особый интерес представляют научные школы Москвы (Н.М.Сокольников, Б.М.Неменский, В.В.Корешков), Курска (Н.К.Шабанов, Е.Д.Кузнецов), Орла (А.С.Хворостов), Краснодара (Ю.В.Коробко), Хабаровска (Б.А.Карев), Омска (Л.Г. Медведев), Дагестана (И.Р. Раджабов), также научные школы Казахстана (С.А.Аманжолов, Б.Н.Оспанов) и др.

В этой связи художественно-графический факультет Московского педагогического государственного университета продолжает координировать научно-педагогическую и творческую деятельность всех худграфов России и СНГ через УМК по изобразительному искусству.

Учебно-методическая комиссия по ИЗО (УМК) постоянно организует и проводит конференции, семинары, круглые столы и мастер-классы. Особую роль в нашем сообществе сегодня отводится информационным технологиям. Использую вебинары, телемосты и интернет, мы стали доступны в обсуждении насущных проблем в области художественной педагогики.
С.П.Ломов

О ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ
Анатолий Семенович Хворостов
ПЕСНЯ О МОСКОВСКОМ ХУД-ГРАФЕ
Встанем, друзья и соратники

Вместе споем про худ-граф,

Вспомнив дела его ратные,

Должную славу воздав.


В лютые дни сорок первого

Он зародился в огне.

Значит в годину военную

Нужно искусство стране.


Лучших ученых, художников

В мощный кулак собирал.

Профессоров, академиков

В собственной кузне ковал.


Учителя рисования

Стали худ-графу детьми

В тяжких, лихих испытаниях

Вместе взрослели они.


Осень, зима, дни весенние

Тонут в трудах и борьбе

Все мы худ-графа наследники

Все благодарны судьбе.


Нет у нас глупого гонору,

Мы отвечаем за всех,

Дружно мы все делим поровну

Трудность, удачу, успех.


Главные вехи наметили.

Все в наших крепких руках.

Славься, ты в новых столетиях,

Первый в России худ-граф!

Орел-Шахово. Июнь-июль 2006 г.

СТРАТЕГИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО МИРА

Станислав Петрович Ломов

доктор педагогических наук, профессор

Академик РАО и РАХ

Зав.кафедрой живописи ХГФ МПГУ
Сегодня все мировое сообщество вступило в новую эпоху своего развития. Это случилось стремительно и незаметно.

Мы, все вместе и каждый отдельно, стали другими и продолжаем неудержимо меняться, не замечая этого изменения. Мы не успеваем объяснить этот быстро меняющийся мир и пытаемся понять его через экраныТВ, мобильных телефонов, пытаемся не запутаться в сетях Интернета и всякого рода информационных технологиях.

Позади эпоха индустриализации и атомный век, впереди век информационных технологий – инструмент глобализации.

Создав всемирные коммуникационные сети, человек окончательно превратил себя в часть чего-то большего, чем он сам. Получив новое информационное измерение, человечество приобрело мощный потенциал для своего дальнейшего развития. В этом потенциале сокрыты как негативные, так и весьма позитивные преференции. И как всегда на перекрестке развития нам предстоит пережить Возрождение. Возрождение через искусство и культуру, через любовь к природе и духовные ипостаси. Таким образом, дуализм индивидуального сознания не дает возможность сгармонизировать реальное и ирреальное, формирует ком не разрешимых противоречий: реалисты не воспринимают ирреальной мир компьютерных образов, а юные пользователи не могут «выйти» из виртуального мира.

Общественная, индивидуальная и другие виды сознания сегодня должны наполниться зрительным (визуальным) сознанием. Причем это сознание должно не только услаждать индивида изысканными технологическими образами придуманного мира, но и открывать удивительные тайны красоты реального мира. Не компьютер, а сам человек должен научиться управлять своим сознанием. А вот каким оно должно быть – это вопрос высокой культуры и образования.

Во всем мире это уже начинают понимать. Но очень робко. Дисциплины образования области искусства в школах России играют второстепенную роль. Хотя приняты очень серьезные документы на уровне международных и внутренних законов и соглашений. «Дорожная карта художественного образования и эстетического воспитания», Постановление Правительства РФ «О поддержке художественного образования» и др.

Говоря о «ментальной» эволюции как о форме информационной революции, нельзя не вспомнить великого древнего грека Софокла, воскликнувшего «Каждая форма существенна и каждая сущность формирована». Сбалансированность, гармония - вот свойство развития.

В этой связи имеет смысл обозначить важнейшие этапы эволюции образования и искусства в глобальном мире, которые заключаются:

1) В формировании нового коллективного сознания в мировом образовательном пространстве, сознании способного изменить адекватность и эффективность человечества и существенно расширить границы его непосредственного взаимодействия с окружающим миром.

2) В интеграции эволюции сознания с отдельно взятых индивидов на их коллективы, включающие не только отдельно взятые образовательные и культуросообразные организации, но и целые общества.

3) Качественно повысить значение культуры и искусства, в том числе (и в первую очередь) национальной, как фундаментальной основы формирующихся новых производительных сил, органично связанных с общественным глобальным миропорядком.

4) Формирование принципиального изменения самого механизма восприятия мира не только отдельным человеком, но и обществом в целом, так как это восприятие формируется глобальными средствами массовой информации с использованием информационных технологий. Последние в полной мере учитывают, что «картина сильнее слова»

5) Создание концептуальных основ развития психологии искусства и методических принципов высокой нравственности, гуманистических ценностей, духовности и эстетической значимости.

6) Раскрытие особенностей этнокультурного социального пространства, в котором реально функционирует растущий человек, проведя художественно-эстетический анализ повседневности, рассмотрев средовые характеристики РЕАЛЬНОГО мира, наиболее активно действующие на детское развитие.

7) Рассмотрение и фиксирование подвижек стадиального развития способностей и потребностей растущего индивида в условиях погружения разнополярной системы художественного образования.

8). Создание многомерной методологии психодиагностического измерения и оценки интеллектуального и личностного развития детей разных возрастов в условиях художественно-творческой деятельности и оценка влияния на детский организм компьютера и техники.

9) Построение целостной, реальной картины мира средствами искусства в личном развитии индивида; подготовка его к жизни в быстро меняющейся среде; развитие критического, рационального сознания и самосознания, обеспечивающего стрессоустойчивость, критичность мышления.

10) Актуализация выработки новых художественно-эстетических концепций, как основы новой теории гуманистического образования, опирающаяся на четкие мировоззренческие позиции и научные достижения (как ,например, в области интуиции, и иррационального мышления ,роль бессознательного и подсознательного, образного мышления и виртуальной реальности и др.)

11) Выявление соотношения информации и целенаправленно формируемых знаний, переход информации в знания, организация информационного пространства в рамках художественно-эстетического и этнокультурного образовательного процесса. Формирование общей информационной культуры.

12) Сохранение этнокультурного потенциала в системе художественно-эстетического образования и воспитания подрастающих поколений.

13) Раскрытие с помощью художественно-образовательных технологий интеллектуального и духовно-нравственного развития ребенка, испытывающего гигантское давление к компьютеризации. Понять и объяснить новый уровень существования и развития человека.

14) Выработка специальных программ, в которых пересекаются проблемы современного искусства, педагогики, психологии и частных методик.

15) Развитие ценностно-смысловой сферы личности, способной к самоконтролю, самореализации и самосовершенствования, ответственную, готовую к непрерывному образованию, умеющую самостоятельно принять решение, мотивированную к интеллектуальному поведению, устойчивую к фрустрации, человека культурного – субъекта социума.

16) Подготовка учителя креативно мыслящего, умеющего принимать неординарные решения ,учителя – личностно – значимого, стимулирующего у растущего человека желание (потребность) творить по законам РЕАЛЬНОГО мира.

17) Системная организация гуманистического образования одаренных детей.

18) Определение условий, принципов и методов интеграции особой культуры и искусства в общеобразовательную школу детей-инвалидов, детей с особыми потребностями.

19) Решение проблемы адаптации детей мигрантов средствами искусства , включая преодоление этнокультурных сложившихся стереотипов.

20). Организация и проведение олимпиад школьников.

21). Проведение выставок и семинаров.

22).Организация межвузовских и международных пленэров и обмен творческими группами студентов и преподавателей.

23). Организация и проведение научно-практических конференций.

24). Создание на базе УМК при МПГУ информационно-координационного центра по обеспечению ХГФ страны учебно-методической литературой. Составить единый каталог научных публикаций.

25). Организация и проведение один раз в три года Съезда учителей образовательной области «Искусство».

Эти и многие другие проблемы требуют нового уровня и глубины всей научной и творческой работы в системе подготовки художников-педагогов, а также четкой координации всех видов исследовательской деятельности. В разных вузах, научно-педагогических коллективах, творческих группах с разных позиций может рассматриваться та или иная проблема, но ее решение всегда должно быть объективным и значимым в своем целеполагании.



общественное значение художественно-графического образования и его перспектива

Кошаев Владимир Борисович

доктор искусствоведения,

профессор МГУ имени М.В.Ломоносова, МГХПУ имени С.Г.Строганова, Удмуртского госуниверситета. Лауреат премии Правительства РФ в области культуры,

заслуженный деятель искусств Удмуртской Республики.

Член Союза Художников России.

I. Мировоззренческие основы художественно-графической деятельности. Проблема системности образования в СССР была связана с равновесностью форм общественного сознания, определенная философией в отношении к истории самого сознания тремя его формами: наукой, искусством, религией. В светском образовании (в СССР) характер целей познания определялся преимущественно научной и художественной гносеологией. Что касается научной системы, то ее характер устраивался философией позитивизма, наукой о мышлении, нашедшей воплощение в вариантах исторического и диалектического материализма, теории классовой борьбы и вытекающих отсюда установок на рабоче-крестьянское государство и военно-технологическое устройство промышленности, а вместе с тем политическими и социальными приоритетами, в том числе идейным управлением художественной деятельностью. Художественная гносеология в СССР была починена идеологии, определяющей тематические задачи искусства образом человека – строителя коммунизма – и средствами его изображения, а также задач в специфике отраслевого художественного образования – архитектуре, дизайне, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве. Художественно-графическая подготовка, сформированная к началу 40-х годов, с одной стороны способствовала раскрытию образа человека, а с другой – квалификации будущего участника инженерного процесса в подготовке которого важнейшими фрагментами были черчение, начертательная геометрия, машиностроительное черчение. Но самое главное достижение специальности заключалось в том, что художественное и инженерное в одной специальности являло гностический метод освоения действительности, в котором чувственное и аналитическое находило одно в другом соответствующее основание, что отвечало и воспитательной задаче, и идее развития сознания как программному требованию времени. Достаточно сказать, что социалистический реализм, а на самом деле, реализм социальный, способствовал созданию пластических систем, аналогов которым в мире не существует. И этот план был максимально раскрывал историческую роль человека в культуре ХХ в. Религиозная гносеология существовала в виде ее антитезиса – атеистической доктрины, положенной в основу устройства светского государства. И хотя с появлением в ХХ веке квантовой физики и теории большого взрыва тезис об атеистической природе знания должен быть отменен, или дополнен соответствующими теориями с новой подоплекой – нелинейности, метафизичности сознания – все же общий идейный каркас атеизма – первичность базиса и вторичность надстройки – фактически интеллектуальной мировоззренческой конструкции, сохранялся вплоть до конца 80-х гг. ХХ в. Единственности общественной стратегии были подчинены все средства общественного управления: идейные, воспитательные, военно-политические, межнациональные. Удержание такого потенциала сознания в Советском Союзе стало невозможным в условиях открытий в области ядерной физики, которая резко расширила пространство познания. Вместе с исчерпанностью системы управления инженерными и политическими инициативами, исчерпал себя и Советский Союз, как устаревшая с идей эпохи Нового Времени общественная система, ограничивающая, а по большому счету остановившая процесс познания. Непреодоление противоречий философии позитивизма объясняет существенные недоработки в сфере художественно-эстетического воспитания, как важнейшего ядра творчества сегодня. Это медленно, но тем не менее преодолевается.

В развитии специальности «учитель черчения, рисования, труд» парадоксальным образом отразились противоречия времени. Основной проблемой специальности оказались ее гносеологические достоинства – она опередила свое время и оказалась настолько хороша, что стала основой обеспечения всего комплекса художественно-эстетических ожиданий общества. Художественно-графическое образование стало своего рода матрицей, успешно обеспечивающей различные стороны художественно-эстетических, инженерно-технологических, социокультурных потребностей общественной жизни. Специальность ввиду ее творческого характера могла быть адаптирована под любые потребности. Выпускники работали в художественно-конструкторских бюро заводов, проектировщиками в архитектурных мастерских, живописцами, графиками, скульпторами, художниками декоративно-прикладного искусства, проектировщиками интерьеров в Художественных фондах, художниками книги, рекламы, народными мастерами, специалистами социально-ориентированных сфер деятельности, там, где не было в необходимых объемах и квалификации кадрового обеспечения. Но … перераспределение выпускников худграфов в другие отрасли ослабило потенциал специальности рисования и черчения, особенно в условиях, когда интерес был смещен в область истории и литературы, математики, физики, химии и ряд др. При этом, педагогами рисования и черчения могли назначаться учителя физкультуры, биологи, в особенности там, где обострялись проблемы с нагрузкой. Трудовиками, как правило, становились бывшие рабочие, в лучше случае возрастные инженеры промышленных предприятий. Вопрос усугубился после 1999 г., когда специальность разделилась на две образовательные области: «изобразительное искусство» и «технология», когда нарушилась традиция 300-летней истории развития художественного и художественно-педагогического образования.

В последнее десятилетие ХХ в. в образовании произошли радикальные изменения. Идейные магистрали марксистско-ленинского учения (истории коммунистической партии, исторического и диалектического материализма, политической экономики, научного коммунизма и др.), перестали быть всезаменяющим сознание явлением. Произошло обретение здравомыслия в вопросах культурного генезиса общества, в котором, как оказалось, жесткие идеологические приоритеты не незыблемы. Не смотря на то, что конструирование новой идеологии происходит при реставрации идей позитивизма, все же потребность в пересмотре ряда базовых основ образования иллюстрируется развитием гуманитарных тенденций образования, появлением культурологических дисциплин. Но сфера художественно-эстетическая испытывает еще большие трудности, нежели до момента разделения образовательных направлений. Без решения проблемы художественного образования в школе не может быть перспективы целостности культуры.

Природа бытия воссоздается на основе конкретных производственных (материальных) условий, но только для того, чтобы воспроизвести план идей, который эту самую производственную основу удерживают, а далее преобразуют. В качестве лежащих на поверхности причин самих преобразований являются демографические сдвиги, поиск источников энергии и новых технологий производства. Более глубокими корнями преобразования являются процессы в понятиях гуманизма, за светским характером которых четко читается метафизическая структура постулатов, отточенных более чем 1300-летней историей ислама, 2011-летней – христианства, более 2400-летней – буддизма и почти 3500-летней – иудаизма, а в ряде случаях и аутентичными сакральными практиками. Основные постулаты всех конфессий связаны с идеей жизнесохранения. Но их применение затруднено конфликтом родового, группового и общественного, цивилизирующего сознания. Гуманитарное знание в школе и вузе призвано опосредовано решить эту проблему.

В отношении художественного опыта в системе гностических установок (как формы общественного сознания), которые могли бы способствовать новым пониманием роли искусства в образовании, важно трансформировать (упорядочить) структуру сложных теоретических построений искусствознания, создававшихся в обход позитивистского мышления. Сегодня важнейшие контексты художественного сознания должны получить новую интерпретацию в соответствии с категориями философии: сущности – через онтологию искусства; содержания – типологию искусства; явления – феноменологию искусства; формы – морфологию искусства. Тогда само искусство и представления об опыте художественного познания получат в художественно-педагогическом образовании объективные инструменты воспроизводства чувствознания в художественных образах, что отвечает потребностям самого познания, расширения представлений о духовной природе бытия. С точки зрения формы понятие художественного произведения в мире искусства должно быть рассмотрено морфологией искусства, но только в связи его с формационным движением через типологию искусства. Типология искусства как формационное явление не может рассматриваться сама по себе и нуждается в связи своих планов с онтологией искусства, функции которой обусловлены проецированием связи бытия и сущности с помощью идеи жертвы, что, наконец, должно быть установлено в отношениях имени «культ» и его функции – «культура», являющейся десигнатом по отношению ко всем ее синонимическим определениям.1 Это в свою очередь продуцирует аспекты феноменологии искусства в структуре функционирования индивидуального и общественного восприятия через понятие экзистенциализма, психологии (художественного творчества и восприятия), социологии искусства. Все вместе не могут быть оторваны от функции управления, что автоматически означает необходимость рассмотрения вопросов функционирования искусства в системе общественного потребления: в сфере культуры, образования, экономики, менеджмента и т.д. Здесь у искусства появляется возможность конвертировать эстетические потребности в новой системе философских дидактических координат, базой которых являются потребности преобразования общественной и образовательной среды.

При проекции формы и функции искусства на проблемы образования возникает теоретическая дилемма. С одной стороны цель художественного образования состоит в том, что общество выталкивает художника на поле искусства, где создается нужный (ему – обществу) качественный продукт – художественное произведение, эстетическая среда, а с другой – чтобы, во-первых, подготовить человека, способного воспринять искусство, и это возможно только тогда, когда все члены общества будут способны к прочтению художественного послания. И это автоматически означает необходимость усвоения ими языков искусства. Во-вторых – это нужно не только для прочтения сообщения, сколько определения приоритетов индивидуального художественного бытия. Последнее вопрос вовсе не праздный, поскольку искусство есть основной технологический базис развития полноты мышления, в том числе сугубо технологического, инженерного на разных стадиях развития мозга от предметно и визуально-ориентированных способов восприятия к способностям абстрагирования, ассоциативному мышлению, экстраполяции отражающихся в сознании феноменов идей и устройства бытия, их ценностной роли, которая формируется благодаря свойствам сознания воспринимать, накапливать, преобразовывать и прогностически использовать весь арсенал докатегориального (некатегориального) опыта.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   51


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка