Руководство по эвакуации населения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера г. Москва 1995 г. Аннотаци я



Сторінка1/7
Дата конвертації18.04.2016
Розмір1.1 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7
Министерство Российской Федерации по делам

гражданской оборо­ны, чрезвычайным ситуациям

и ликвидации последствий стихийных бедствий

РУКОВОДСТВО ПО ЭВАКУАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

г.Москва 1995 г.


А Н Н О Т А Ц И Я

Настоящий документ устанавливает общие требования по органи­зации, планированию, обеспечению и проведению эвакуации населения из зон чрезвычайных ситуаций, обусловленных техногенными авария-

ми,катастрофами и стихийными бедствиями. Руководство определяет

виды эвакуации населения, перечень и структуру эвакоорганов и их

обязанности, виды обеспечения эвакуации, министерства, ведомства,

организации, ответственные за ее организацию и осуществление,

требования по подготовке районов размещения к приему и первооче­редному жизнеобеспечению эваконаселения в чрезвычайных ситуациях.

Документ предназначен для использования руководящим составом и ор­ганами управления территориальных и функциональных подсистем Еди-

ной государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвы­чайных ситуаций (РСЧС) при планировании мероприятий по эвакуации населения из зон чрезвычайных ситуаций.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Стр.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4



II. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭВАКУАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ. ЭВАКУАЦИОННЫЕ

ОРГАНЫ, ИХ СТРУКТУРА И ЗАДАЧИ . . . . . . . . . . . . . .9

III. ПЛАНИРОВАНИЕ ЭВАКУАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ . . . . . . . . . . . 18

IV. ПРОВЕДЕНИЕ ЭВАКУАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ . . . . . . . . . . . . .27

V. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭВАКУАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ . . . . . . . . . . . .34

ПРИЛОЖЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .44



РУКОВОДСТВО

по эвакуации населения в чрезвычайных ситуациях


природного и техногенного характера
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Эвакуация населения - комплекс мероприятий по организо­ванному вывозу (выводу) населения из зон чрезвычайной ситуации или вероятной чрезвычайной ситуации (ЧС) природного и техногенно­го характера и его кратковременному размещению в заблаговременно подготовленных по условиям первоочередного жизнеобеспечения безо­пасных (вне зон действия поражающих факторов источника ЧС) райо­нах - далее безопасные районы. Эвакуация считается законченной, когда все подлежащее эвакуации население, будет вывезено (выведе­но) за границы зоны действия поражающих факторов источника ЧС в безопасные районы.

1.2. Особенности проведения эвакуации определяются характе­ром источника ЧС (радиоактивное загрязнение или химическое зара­жение местности, землетрясение, снежная лавина, сель, наводне­ние), пространственно-временными характеристиками воздействия по­ражающих факторов источника ЧС, численностью и охватом вывозимого (выводимого) населения, временем и срочностью проведения эвакоме­роприятий. Указанные признаки могут быть положены в основу клас­сификации вариантов проведения эвакуации.

1.3. В зависимости от времени и сроков проведения выделяются следующие варианты эвакуации населения: упреждающая (заблаговре­менная), экстренная (безотлагательная).

1.4. При получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия проводится упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения из зон возможного действия поражающих факто­ров (прогнозируемых зон ЧС). Основанием для введения данной меры защиты является краткосрочный прогноз возникновения запроектной аварии или стихийного бедствия на период от нескольких десятков минут до нескольких суток, который может уточняться в течение этого срока.

1.5. В случае возникновения ЧС проводится экстренная (безот­лагательная) эвакуация населения. Вывоз (вывод) населения из зон ЧС может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов источника ЧС.

1.6. В случае нарушения нормального жизнеобеспечения населе­ния, при котором возникает угроза жизни и здоровью людей, также проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация. Необходимость принятия решения на эвакуацию населения и сроки ее осуществления в условиях, когда организация первоочередного жизнеобеспечения технически невозможна или экономически нецелесообразна, определя­ются в соответствии с данными Приложения 1. При условии организа­ции первоочередного жизнеобеспечения сроки проведения эвакуации определяются транспортными возможностями.

1.7. В зависимости от развития ЧС и численности выводимого из зоны ЧС населения могут быть выделены следующие варианты эва­куации: локальная, местная, региональная.

1.8. Локальная эвакуация проводится в том случае, если зона возможного воздействия поражающих факторов источника ЧС ограниче­на пределами отдельных городских микрорайонов или сельских насе­ленных пунктов, при этом численность эваконаселения не превышает нескольких тысяч человек. В этом случае эвакуируемое население размещается, как правило, в примыкающих к зоне ЧС населенных пунктах или не пострадавших районах города (вне зон действия пора­жающих факторов источника ЧС).

1.9. Местная эвакуация проводится в том случае, если в зону ЧС попадают средние города, отдельные районы крупных городов, сельские районы. При этом численность эваконаселения может сос­тавлять от нескольких тысяч до десятков тысяч человек, которые размещаются, как правило, в безопасных районах смежных с зоной ЧС.

1.10. Региональная эвакуация осуществляется при условии распространения воздействия поражающих факторов на значительные площади, охватывающие территории одного или нескольких регионов с высокой плотностью населения, включающие крупные города. При про­ведении региональной эвакуации вывозимое (выводимое) из зоны ЧС население может быть эвакуировано на значительные расстояния от постоянного места проживания.

1.11. В зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями населения, оказавшегося в зоне ЧС, выделяют следующие варианты их проведения: общая эвакуация и частичная эвакуация.

1.12. Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) всех кате­горий населения из зоны ЧС. Частичная эвакуация осуществляется при необходимости вывода из зоны ЧС нетрудоспособного населе­ния, детей дошкольного возраста, учащихся школ, ПТУ.

Выбор указанных вариантов проведения эвакуации определяется в зависимости от масштабов распространения и характера опасности, достоверности прогноза ее реализации, а также перспектив хозяйс­твенного использования производственных объектов, размещенных в зоне действия поражающих факторов источника ЧС.

1.13. Основанием для принятия решения на проведение эвакуа­ции является наличие угрозы жизни и здоровью людей, оцениваемой по заранее установленным для каждого вида опасности критериям, приведенным в Приложениях 1-5.

1.14. Право принятия решения на проведение эвакуации принад­лежит руководителям (начальникам ГО) органов исполнительной влас­ти субъектов РФ, органов местного самоуправления, на территории которых возникла или прогнозируется ЧС.

В зависимости от масштабов ЧС и требований к срочности про­ведения эвакуации экстренная (безотлагательная) или упреждающая (заблаговременная) эвакуация, носящая местный или региональный характер, осуществляется по указанию (распоряжению) соответству­ющих начальников гражданской обороны.

В случаях, требующих принятия безотлагательного решения, экстренная эвакуация, носящая локальный характер, может осущест­вляться по указанию (распоряжению) начальника дежурно-диспетчерс­кой службы потенциально опасного объекта.

1.15. Общее руководство эвакуацией населения осуществляется начальниками гражданской обороны (комиссиями по ЧС) территориаль­ных, ведомственных, объектовых органов управления, а непосредс­твенная организация и проведение эвакуационных мероприятий - эва­куационными органами, создаваемыми главами администраций субъек­тов Российской Федерации, органов местного самоуправления, орга­нами управления объектов экономики через эвакуационные органы и штабы ГОЧС соответствующего уровня.

1.16. Проведение эвакуации населения требует тщательно про­думанного планирования эвакомероприятий и заблаговременной всес­торонней подготовки: транспорта, дорог, районов размещения эваку­ированного населения в безопасных местах эвакуационных органов, а также всесторонней подготовки населения в области защиты от ЧС.

Эта подготовительная работа организуется и проводится на­чальниками гражданской обороны - руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов управления объектов экономики через эвакуационные органы и штабы ГОЧС.

1.17. Планы эвакуации населения оформляются в виде разделов планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС в мирное время на федеральном, региональном, территориальном, местном, объекто­вом уровнях.

Планы обеспечения эвакуации населения разрабатываются соот­ветствующими постоянно действующими органами управления, специ­ально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС. Порядок разработки, оформления, согласования и утверждения данных планов определяется Положением "О единой го­сударственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных си­туаций, другими соответствующими нормативными документами. Со­держание разделов планов по эвакуации раскрывается в разделе III.

1.18. Эвакуация населения планируется, организуется и осу­ществляется по производственно-территориальному принципу, который предполагает, что вывоз (вывод) из зон ЧС рабочих, служащих, сту­дентов, учащихся средних специальных учебных заведений и профес­сионально-технических училищ организуется по предприятиям, орга­низациям учреждениям и учебным заведениям, эвакуация остального населения, не занятого в производстве и сфере обслуживания - по месту жительства через жилищно-эксплуатационные органы.

В определенных случаях эвакуация осуществляется по террито­риальному принципу, т.е. непосредственно из мест нахождения насе­ления на момент объявления эвакуации.

1.19. Способы эвакуации и сроки ее проведения зависят от масштабов ЧС, численности оказавшегося в опасной зоне населения, наличия транспорта и других местных условий. Население эвакуиру­ется транспортом, пешим порядком или комбинированным способом, основанном на сочетании вывода максимально возможного количества людей с одновременным вывозом остальной части населения имеющимся транспортом. При этом транспортом планируется вывозить, как пра­вило, население, которое не может передвигаться пешим порядком.

Комбинированный способ эвакуации в наиболее полной мере от­вечает требованию по осуществлению эвакомероприятия из зон ЧС (при постоянной угрозе воздействия поражающих факторов источника ЧС) в максимально сжатые сроки.

1.20. Эвакуированное население размещается в безопасных ра­йонах до особого распоряжения, в зависимости от обстановки.

1.21.Взаимодействие между федеральными органами исполнитель­ной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями при подготовке и проведе­нии эвакуации населения осуществляется в соответствии с Законом РФ "О защите населения и территорий от ЧС природного и техноген­ного характера", Постановлением Правительства РФ N 1113 от 5 но­ября 1995 г. " О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также "Руководством по взаи­модействию Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихий­ных бедствий и Министерства Обороны по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".

1.22. При наличии соответствующих межгосударственных догово­ренностей размещение эвакуируемых граждан РФ может производиться не территории стран - участниц Содружества независимых государств и других сопредельных государств. В свою очередь территория РФ может быть предоставлена для размещения населения, эвакуируемого из других государств. Взаимодействие компетентных органов сотруд­ничающих государств основывается при этом на нормах международно­го права, условиях двусторонних или многосторонних межгосударс­твенных договоренностей, законодательств РФ и других стран.


2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭВАКУАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ.

ЭВАКУАЦИОННЫЕ ОРГАНЫ, ИХ СТРУКТУРА И ЗАДАЧИ

2.1. Значительные объемы, сложность организации и проведения эвакомероприятий предъявляют повышенные требования к созданию эвакуационных органов и их своевременной и качественной подготов­ке к проведению эвакуации населения.

2.2. Планирование, организация и проведение эвакуации насе­ления непосредственно возлагаются на эвакуационные органы, регио­нальные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуа­циям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - регио­нальные центры), управления ГОЧС.

К эвакуационным органам относятся: эвакуационные комиссии; эвакоприемные комиссии; сборные эвакуационные пункты (СЭП); приемные эвакуационные пункты (ПЭП); промежуточные пункты эвакуации (ППЭ); группы управления на маршрутах пешей эвакуации; оперативные группы по вывозу (выводу) эваконаселения.

2.3. Эвакуационные комиссии создаются во всех субъектах РФ, звеньях, соответствующих административно-территориальному делению их территорий на объектах экономики, где планируется эвакуация населения, рабочих и служащих.

В состав территориальных эвакуационных комиссий решением со­ответствующих глав администраций назначаются ответственные работ­ники указанных административно-территориальных образований.

Председателем эвакуационной комиссии назначается, как пра­вило, заместитель главы административно-территориального образо­вания. Членами эвакуационных комиссий назначаются руководители (их заместители) органов здравоохранения, образования, социально­го обеспечения, транспортных организаций, управлений (отделов) внутренних дел, представители начальников гарнизонов и (или) во­енных комиссариатов.

Для ведения делопроизводства эвакокомиссии и технической работы назначается рабочий аппарат из сотрудников администраций террито­риальных органов управления. Рабочий аппарат эвакуационных комис­сий комплектуется по направлениям работы и может состоять с учетом местных условий из нескольких групп: по учету вывозимого и выводимого населения, эвакотранспортной, по учету, приему и раз­мещению эвакуируемого населения в безопасных районах, обеспечения эвакомероприятий и др.

Объектовую эвакокомиссию возглавляет, как правило, один из заместителей директора (руководителя) предприятия, учреждения, организации. В состав объектовой эвакуационной комиссии назнача­ются начальники основных служб (отделов), начальники цехов или их заместители.

Примерная организационная структура и основные задачи эваку­ационных комиссий при выполнении эвакуационных мероприятий из зон ЧС мирного времени приведены в Приложениях 6-10.

2.4. Для разработки планов и организации непосредственного приема, размещения и обеспечения эвакуированного из зон ЧС населения в безопасных районах создаются эвакоприемные комиссии.

В состав эвакоприемных комиссий, формируемых при органах местного самоуправления, включаются представители местной администрации, а также предприятий, объединений, учреждений, органи­заций сферы материального производства или непроизводственной сферы независимо от их организационно-правовой формы (далее - объектов экономики).

Примерная организационная структура и основные задачи эва­коприемных комиссий при проведении эвакуации в ЧС приведены в Приложениях 11-14.

Все эвакуационные и эвакоприемные комиссии подчиняются не­посредственно соответствующим начальникам гражданской обороны и работают в тесном взаимодействии с управлениями ГОЧС.

2.5. Сборные эвакуационные пункты предназначаются для сбора и регистрации эваконаселения, формирования эвакуационных колонн и эшелонов, посадки на транспорт и отправки в безопасные районы эвакуируемого населения.

СЭП размещаются вблизи железнодорожных станций, морских и речных портов, пристаней, вблизи маршрутов пешей эвакуации, в местах, обеспечивающих условия для сбора людей. Количество СЭП и их пропускная способность определяется с учетом численности эва­куируемого населения, количества маршрутов эвакуации, пунктов по­садки на транспорт и интенсивности отправления с них автоколонн, эшелонов, судов. Для размещения СЭП используются различные общественные здания и сооружения. На СЭП или в непосредственной близости от него для защиты населения подготавливаются имеющиеся защитные сооружения (убежища, подвалы и другие заглубленные поме­щения), оборудуются простейшие укрытия.

Сборные эвакуационные пункты создаются из расчета один СЭП вблизи каждой станции (пункта) посадки на транспорт и маршрута эвакуации пешим порядком для обеспечения отправления 5-6 поездов в сутки или комплектования и подготовки к маршу двух (по 500 чел.) пеших колонн в час.

СЭП должен обеспечивать одновременное размещение людей не менее чем на один поезд (судно, колонну).

Каждому СЭП присваивается порядковый номер. За ним закрепля­ются объекты экономики, жилищно-эксплуатационные организации, а также пункты посадки, с которых организуется вывоз населения и маршруты пешей эвакуации.

СЭП обеспечиваются прямой связью с городскими, районными, объектовыми эвакуационными комиссиями, с пунктами посадки на транспорт и транспортными органами.

Для обеспечения работы СЭП назначается рабочий аппарат из числа сотрудников территориальных исполнительных органов, учреж­дений и организаций, на базе которых развертывается СЭП.

Примерная организационная структура СЭП и основные задачи его администрации приведены в Приложениях 15,16.

2.6. Приемные эвакуационные пункты развертываются в пунктах высадки эвакуируемого населения и предназначаются для его встречи и отправки в места последующего размещения.

Местами для развертывания ПЭП могут быть школы, клубы и дру­гие общественные и административные здания, обеспечивающие вре­менное размещение людей в любую погоду, а в зимнее время - возмож­ность обогрева.

В зависимости от количества прибывающего населения и времени его прибытия на ПЭП предусматривается организация питания и снаб­жение питьевой водой.

Для этого могут быть использованы стационарные пункты об­щественного питания - столовые, кафе и др., а при их отсутствии - подвижные пункты питания.

Численность персонала ПЭП определяется с учетом численности прибывающего по эвакуации населения и объема мероприятий по его обеспечению.

Примерная организационная структура ПЭП и основные задачи его администрации при проведении эвакуации в ЧС приведены в При­ложениях 17,18.

2.7. Экстренная (безотлагательная) эвакуация населения из зон ЧС осуществляется, как правило, без развертывания СЭП.

Их задачи в этих случаях возлагаются на оперативные группы, за которыми закрепляются соответствующие административно-террито­риальные единицы.

Задачи оперативных групп:

- оповещение, сбор, учет и организация посадки населения на транспорт по месту нахождения (по месту жительства или работы);

- распределение населения по транспортным средствам, формиро­вание эвакоколонн (эшелонов) и сопровождение их по маршрутам эва­куации;

- осуществление контроля за ходом проведения эвакуации и ин­формирования вышестоящих эвакоорганов;

- организация и поддержание общественного порядка в зоне их ответственности.

2.8. На внешней границе зоны ЧС размещаются промежуточные пункты эвакуации. ППЭ должны обеспечивать: учет, перерегистрацию, дозиметрический и химический контроль, санитарную обработку и отправку населения в места размещения в безопасных районах. При необходимости на ППЭ производится обмен или специальная обработка загрязненной (зараженной) одежды и обуви. На ППЭ осуществляется пересадка населения с транспорта, работавшего в зоне ЧС, на "чис­тые" транспортные средства, которые будут осуществлять перевозки на незагрязненной (незараженной) территории.

ППЭ располагаются вблизи железных и шоссейных дорог, водных путей сообщения.

Примерная организационная структура ППЭ приведена в Приложе­нии 19.

2.9. В целях обеспечения организованности и порядка среди эвакуируемого населения назначаются:

- при перевозке населения железнодорожным и водным транспортом - начальники эшелонов;

- при перевозке автомобильным транспортом - старшие автомо­бильных колонн.

Основные обязанности указанных должностных лиц приведены в Приложениях 20 и 21 соответственно.

2.10. Для организации движения пеших эвакоколонн создаются группы управления во главе с начальниками маршрутов эвакуации назначаемыми решениями органов местного самоуправления из числа ответственных работников дорожных организаций.

В состав группы управления входят: звено связи - 3-4 чел; посты регулирования движения - 5-8 чел; отделение обеспечения движения - 8-10 чел; медицинский пост - 3 чел.

Основными задачами групп управления на маршрутах эвакуации пешим порядком являются:

- организованная отправка пеших колонн;

- поддержание порядка и обеспечение управления на маршруте;

- подготовка и поддержание маршрута в исправном состоянии;

- ведение радиационной и химической разведки на маршруте;

- оказание медицинской помощи заболевшим в пути следования.

2.11. Для успешного проведения эвакуации населения начальни­ки, эвакокомиссии, управления ГО ЧС, организуют и осуществляют забла­говременно (до возникновения ЧС) комплекс следующих мероприятий:

- планирование эвакуации;

- подготовку эвакуационных органов к выполнению возложенных на них задач, а также населения к действиям по сигналу об эвакуации;

- контроль за резервированием и распределением всех видов транспорта для обеспечения эвакуационных перевозок;

- определение станций (портов, пристаней) в качестве пунктов посадки-высадки населения, контроль за развитием транспортных коммуникаций и подъездных путей к пунктам посадки-высадки и про­межуточным пунктам эвакуации;

- выбор маршрутов эвакуации;

- организацию всех видов разведки;

- организацию медицинского обслуживания населения в ходе эва­куации;

- организацию обеспечения санитарной обработки эвакуируемого населения, специальной обработки транспорта, одежды;

- контроль за подготовкой безопасных районов для размещения эвакуируемого населения;

- подготовку пунктов управления ГО, средств связи и оповеще­ния;

- отработка схем управления.

При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации проводятся:

- приведение в готовность к развертыванию подчиненных эвакуационных органов;

- уточнение численности населения, подлежащего эвакуации, и списков эвакуируемых;

- уточнение расчетов на вывоз населения всеми видами транспор­та;

- организация подготовки маршрутов эвакуации населения;

- контроль за подготовкой транспорта к обеспечению эвакуацион­ных мероприятий;

- подготовка к развертыванию СЭП, ППЭ, ПЭП;

- проверка готовности системы связи и оповещения;

- подготовка имеющихся защитных сооружений на СЭП;

- подготовка к развертыванию пунктов посадки и высадки для отправки и приема эвакуируемого населения;

- подготовка пунктов и мест размещения в безопасных районах.

После получения указания на проведение эвакуации проводятся:

- доведение распоряжения о начале эвакуации до подчиненных эвакоорганов и населения;

- уточнение порядка проведения запланированных эвакуационных мероприятий с учетом сложившейся обстановки;

- уточнение порядка взаимодействия между административно-тер­риториальными подразделениями в осуществлении эвакуационных ме­роприятий;

- организация учета и отправки эвакуируемого населения и конт­роль за движением эвакопотоков;

- контроль за своевременностью подачи транспорта к пунктам по­садки и организация его работы по выполнению эвакоперевозок;

- контроль за размещением эваконаселения в безопасных районах.

2.12. На объектах экономики, расположенных в зонах возможно­го возникновения ЧС, начальниками и штабами ГОЧС, соответствующи­ми эвакокомиссиями проводится ряд мероприятий по организации и осуществлению эвакомероприятий.

Заблаговременно проводятся:

- планирование эвакуации;

- обучение и инструктирование персонала и членов их семей; подготовка личного состава эвакоорганов;

- рекогносцировка маршрутов эвакуации;

- подготовка совместно с местной администрацией района разме­щения для приема и всестороннего обеспечения эваконаселения.

При угрозе возникновения техногенных аварий и стихийных бедствий проводятся:

- подготовка к прекращению производственной деятельности, ос­тановке и консервированию оборудования;

- проверка готовности системы связи и оповещения по обеспече­нию эвакуационных мероприятий;

- уточнение плана эвакуационных мероприятий и списков эвакона­селения;

- развертывание работы эвакокомиссии;

- контроль за приведением в готовность защитных сооружений в пунктах сбора.

С получением распоряжения на проведение эвакуации осущест­вляются:

- оповещение и обеспечение сбора рабочих, служащих и членов их семей;

- введение в действие плана эвакуации рабочих, служащих и чле­нов их семей;

- проведение мероприятий, направленных на обеспечение эвакуа­ции и ее осуществление.

2.13. Начальники и штабы ГОЧС, председатели эвакоприемных комиссий административно-территориальных образований и объектов экономики, расположенных в безопасных районах, проводят следую­щие мероприятия по организации и руководству эвакуацией.

Заблаговременно проводимые мероприятия включают:

- планирование приема и размещения прибывающего по эвакуации населения;

- подготовку личного состава эвакуационных органов;

- подготовку к развертыванию ППЭ, ПЭП;

- контроль за оборудованием станций (портов, пристаней) в ка­честве пунктов высадки населения;

- контроль за строительством подъездных путей к пунктам высад­ки, ППЭ, ПЭП;

оборудование маршрутов эвакуации, проходящих по территории соответствующих административно-территориальных образований;

- контроль за подготовкой жилья, медицинских учреждений, других объектов инфраструктуры для размещения и первоочередного жиз­необеспечения прибывающего населения;

- подготовку к информации и инструктированию эваконаселения.

С получением распоряжения на проведение эвакуации населения проводятся:

- организация приема, учета и отправки в районы размещения прибывающего населения;

- организация всех видов разведки на маршрутах и в районах размещения эваконаселения;

- организация дозиметрического контроля, санитарной обработки населения, специальной обработки техники, одежды;

- организация транспортного, инженерного и всех других видов обеспечения;

организация управления и связи в ходе эвакуации.

2.14. При решении вопросов проведения и обеспечения эвакоме­роприятий взаимодействие штабов ГОЧС и эвакоорганов с представи­телями командования Вооруженных Сил России (командующими округов (флотов), начальниками гарнизонов, военными комиссарами) осущест­вляется по следующим направлениям деятельности:

- согласованию планов эвакуации с мероприятиями, проводимыми военным командованием;

- обмену информацией об изменениях обстановки;

- совместному использованию защитных сооружений, пунктов специальной обработки, медицинских учреждений, военных городков, пунктов заправки горюче-смазочными материалами;

- выделению в распоряжение штабов ГО ЧС техники с высокими защитными свойствами (БрДМ и БТР) для ведения радиационной и хи­мической разведки;

- планированию, организации и проведению эвакуации семей во­еннослужащих, рабочих, служащих и членов их семей воинских частей и военных объектов, расположенных в зонах ЧС природного и техно­генного характера;

- организации совместно с органами МВД охраны общественного порядка при проведении эвакуации и регулирования движения на маршрутах эвакуации.

Основные положения по организации взаимодействия МЧС России и Минобороны России, их права и обязанности при совместных дейс­твиях в области предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, в том числе при проведении эвакомероприятий, изложены в "Руководстве по взаимодействию Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства обороны по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

2.15. Федеральные, региональные, территориальные, местные транспортные органы, министерства, ведомства и объекты экономики, имеющие в распоряжении транспортные средства, имеют следующие за­дачи по обеспечению и проведению эвакоперевозок:

- участие в планировании эвакоперевозок;

- обеспечение подготовку транспортных органов и транспорта для выполнения эвакуационных перевозок населения, а также пунктов посадки и высадки;

- организация, материально-техническое обеспечение эвакоперево­зок (обслуживание и ремонт транспортных средств, снабжение горю­че-смазочными материалами и запасными частями);

- организация управления эвакуационными перевозками и осущест­вление его вместе с соответствующими штабами ГОЧС и эвакуационны­ми органами;

- осуществление подготовки к специальной обработке транспорт­ных средств.

2.16. Федеральные, региональные, территориальные местные ор­ганы здравоохранения проводят мероприятия по организации меди­цинского обеспечения эвакуации, включающие:

- планирование медицинского обеспечения эвакуации;

- подготовку медицинских учреждений и формирований МЧС России к медицинскому обеспечению эвакуации;

- подготовку к оказанию первой медицинской помощи эваконаселе­нию на СЭП, маршрутах эвакуации, ППЭ, ПЭП и в районах размещения.

2.17. Федеральные, региональные, территориальные, местные органы по строительству и эксплуатации автомобильных дорог имеют следующие задачи:

- участие в планировании дорожного обеспечения эвакоперевозок;

- обеспечение подготовки и содержания закрепленных за ними ав­томобильных дорог, мостов, переправ и других инженерных сооруже­ний на маршрутах эвакуации;

- создание необходимых запасов материально-технических средств для ремонта и восстановления дорог и дорожных сооружений;

- формирование отрядов, команд для выполнения работ по восстановлению, строительству дорог и мостов.

2.18. Региональные, территориальные и местные строительные органы, строительные подразделения других министерств, ведомств, коммерческие строительные организации обеспечивают мероприятия по инженерной разведке, оборудованию СЭП, ПЭП, ППЭ, пунктов посадки и высадки, защитных сооружений, подготовке помещений для размеще­ния эваконаселения, а также строительству и оборудованию объектов для его обслуживания.

III. ПЛАНИРОВАНИЕ ЭВАКУАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ

3.1. Планирование эвакомероприятий осуществляют эвакокомис­сии при участии управлений ГОЧС, органов исполнительной власти, а так­же объектов экономики.

Планы эвакуации оформляются в виде разделов планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время (см.п.1.15).

Соответствующие эвакокомиссии, при участии управлений ГОЧС, а также администрации органов местного самоуправления и объектов экономики, разрабатывают планы приема, размещения и пер­воочередного жизнеобеспечения эвакуируемого населения, которые также оформляются в виде разделов планов действий по предупрежде­нию и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время.

Планированию эвакуации предшествует изучение эвакуационными органами, управлениями ГОЧС директивных указаний, сбор и подготовка не­обходимых исходных данных, выбор и рекогносцировка районов разме­щения эвакуируемого населения. Перечень исходных данных, необхо­димых для планирования и порядок расчета численности населения, подлежащего эвакуации из районов землетрясения приведен в Прило­жении 22.

Порядок расчета численности населения, подлежащего эвакуации из районов землетрясения приведен в Приложении 23.

3.2. В текстовой части планов эвакуации, разрабатываемых в административно-территориальных образованиях (субъектах федера­ции, районах, городах и других населенных пунктах), на территории которых расположены сейсмо-, селе-, лавиноопасные районы, зоны возможного катастрофического затопления, химически- и радиационно опасные объекты, указываются:

- порядок оповещения населения о начале эвакуации;

- численность эваконаселения с разбивкой по категориям;

- районы размещения эваконаселения;

- сроки выполнения эвакуационных мероприятий;

- порядок вывоза населения транспортом из зон ЧС природного и техногенного характера;

- организация обеспечения общественного порядка и регулирова­ния дорожного движения на маршрутах эвакуации;

- организация обеспечения эваконаселения средствами индивидуальной защиты;

- организация защиты населения в местах сбора и на маршрутах эвакуации;

- порядок размещения эваконаселения в безопасных районах и его первоочередного жизнеобеспечения;

- санитарно-противоэпидемические и лечебно-эвакуационные ме­роприятия;

- порядок управления эвакуацией населения;

- организация информации и инструктирование населения в ходе эвакуации.

К текстовой части плана отрабатываются приложения на картах, в виде схем, графиков, расчетов:

- расчет населения, подлежащего эвакуации;

- распределение предприятий, организаций и учреждений по СЭП, пунктам посадки и местам размещения в безопасных районах;

- потребность и возможности транспорта (железнодорожного, ав­томобильного, водного воздушного), его распределение по эваконап­равлениям и маршрутам для вывоза населения;

- дислокация СЭП, исходных пунктов эвакуации пешим порядком, станций (пунктов, пристаней) посадки и высадки населения;

- состав эвакуационных органов и сроки их приведения в готов­ность;

- схема оповещения руководителей предприятий, учреждений, ор­ганизаций и населения о начале эвакуации;

- организация связи;

- карта размещения эвакуированного населения в безопасных ра­йонах.

В Приложении 24 приводится один из возможных вариантов таб­личного представления данных по эвакуации населения.

3.3. Районы размещения эвакуируемого населения наносятся на топографическую карту масштаба 1: 200 000 или 1:100 000. на ней отражаются:

- административные границы;

- прогнозируемые границы зон действия поражающих факторов ис­точника ЧС (радиоактивного загрязнения, химического заражения, сейсмически опасных районов, зоны распространения селей, лавин, зоны затопления);

- маршруты эвакуации населения (для пешего выхода и с исполь­зованием транспортных средств) количество транспорта на каждом маршруте, численность выводимого (вывозимого) населения, промежу­точные пункты эвакуации;

- закрепленные за объектами, учреждениями и организациями на­селенные пункты: условный номер объекта, количество эвакуируемых, плотность эваконаселения (в кв. м площади капитальных зданий и сооружений, предназначенных для размещения эваконаселения);

- станции (пункты), пристани высадки, численность высаживаемо­го населения, например, 5. 1500.;

- маршруты вывоза прибывающего по эвакуации населения от пунк­тов высадки и ППЭ до мест размещения.

3.4. Управления ГОЧС городских районов совместно с объектами эко­номики отрабатывают схемы марша пеших колонн:

- маршрут движения от исходного пункта до ППЭ или места раз­мещения;

- перечень колонн, их состав и нумерация;

- исходный пункт, пункты регулирования и время прохождения их всеми колоннами;

- места привалов и их продолжительность;

- медицинские пункты, пункты обогрева, питания, водоснабжения;

- наличие защитных сооружений вблизи маршрута;

- ППЭ;

- пункты размещения в безопасных районах;



- сигналы управления и оповещения;

3.5. В текстовой части планов эвакуации объектов экономики размещенных в зоне возможных ЧС природного и техногенного харак­тера, указываются:

- порядок оповещения рабочих, служащих и членов их семей о на­чале эвакуации и их инструктирования;

- численность рабочих, служащих и членов их семей, подлежащих эвакуации;

СЭП, за которым закреплен или который развертывает объект экономики, время развертывания СЭП и прибытия на него рабочих и служащих объекта, а также членов их семей;

- маршруты вывоза (вывода) эвакуируемых, ППЭ, пункты посадки, высадки;

- пункты размещения эвакуируемых в безопасных районах;

- начальники эшелонов, старшие автомобильных колонн и другие должностные лица, ответственные за организацию перевозки персона­ла и членов их семей;

порядок размещения в безопасных районах рабочих, служащих и членов их семей;

- организация защиты эвакуируемых в местах сбора и на маршрутах эвакуации;

организация первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемого населения в местах размещения;

- организация управления и связи в ходе эвакуации.

Планы эвакуации, разрабатываемые жилищно-эксплуатационными организациями, должны иметь аналогичное содержание.

3.6. В текстовой части плана приема и размещения эваконасе­ления, разрабатываемом в административном районе (вне зон возмож­ных ЧС природного и техногенного характера), указываются следую­щие данные:

- количество прибывающего эваконаселения с разбивкой по кате­гориям;

- наименования прибывающих по эвакуации объектов экономики;

- здания и сооружения, планируемые для размещения эваконаселе­ния;

- порядок размещения эваконаселения;

- пункты высадки и их оборудование;

- ПЭП, их дислокация, порядок приведения в готовность, про­пускная способность;

- порядок и сроки доставки эваконаселения в пункты размещения;

- порядок оповещения должностных лиц, ответственных за разме­щение и обеспечение эваконаселения;

- организация первоочередного жизнеобеспечения эваконаселения в пунктах (районах) размещения;

- организация управления и связи в ходе эвакуации;

- порядок инструктирования и информации местного и прибывающего по эвакуации населения.

Разрабатываемые в плане данные представляются с разбивкой по городам, сельским и поселковым советам.

К плану прилагаются карта и расчет размещения эваконаселения по населенным пунктам.

3.7. В текстовой части плана приема и размещения прибывающе­го по эвакуации населения, разрабатываемом органами местного са­моуправления (вне зон возможных ЧС природного и техногенного ха­рактера), приводятся следующие данные:

- организация оповещения о начале эвакуации и времени прибытия эваконаселения;

- организация управления и связи в ходе эвакуации;

- количество прибывающего эваконаселения с разбивкой по кате­гориям;

- служебные, административные, культурно-бытовые и другие зда­ния, планируемые для размещения эвакуируемого населения;

- порядок развертывания ПЭП, порядок и сроки доставки эвакона­селения с ПЭП в места размещения, транспорт, выделяемый для этих целей;

- организация первоочередного жизнеобеспечения эваконаселения в пунктах размещения;

- порядок инструктирования и информации местного и прибывающе­го по эвакуации населения.

К плану прилагается карта и расчет размещения эваконаселения по населенным пунктам.

3.8. Планирование эвакуационных мероприятий осуществляется во взаимодействии с органами военного командования по вопросам:

- выделения транспортных средств округа (флота), предназначен­ных для обеспечения перевозок эваконаселения и уточнение маршру­тов эвакуации;

- выделения сил и средств для совместного с органами МЧС Рос­сии и МВД регулирования движения на маршрутах эвакуации, а также охраны общественного порядка на маршрутах эвакуации, в местах сбора и размещения эваконаселения;

- выделения сил и средств округов (флотов) для целей инженер­ного обеспечения эвакуации, противорадиационной и противохимичес­кой защиты населения;

- выделения сил и средств округов (флотов), для обеспечения санитарно-противоэпидемических и лечебно-эвакуационных мероприя­тий;

- организации вывоза (вывода) военнослужащих и членов их семей из зон ЧС, их размещения и первоочередного жизнеобеспечения в безопасных районах;

- организации разведки силами округов (флотов);

- использования военных городков и другого имущества для раз­мещения и первоочередного жизнеобеспечения эваконаселения.

3.9. На все население, подлежащее эвакуации, по месту жи­тельства (в жилищно-эксплуатационных органах), на предприятиях, в учреждениях и организациях составляются эвакуационные списки. Не занятые в производстве (не работающие) члены семей рабочих и служащих, включаются в списки по месту работы главы семьи.

Эвакуационные списки составляются заблаговременно и уточня­ются при периодической корректировке планов эвакуации, а также при введении режима повышенной готовности (при угрозе возникнове­ния ЧС).

Списки составляются в 3-х экземплярах: первый остается на объекте или в жилищно-эксплуатационной организации; второй - с получением распоряжения на проведение эвакуации направляется на СЭП (в оперативную группу) и после завершения вывоза (вывода) на­селения передается в соответствующую эвакуационную комиссию; тре­тий - с началом вывоза (вывода) эваконаселения направляется в эвакоприемную комиссию в районе размещения.

Эвакуационные списки и паспорта являются основными докумен­тами для учета, размещения и обеспечения эвакуируемого населения.

3.10. Размещение эвакуированного населения планируется осу­ществлять, как правило, в границах своих административно-террито­риальных образований.

При отсутствии необходимых условий для размещения эвакуируе­мого населения в границах своих административно-территориальных образований, оно может быть размещено на территориях соседних ад­министративно-территориальных образований по согласованию с соот­ветствующими главами администраций.

Районы размещения должны отвечать следующим основным требо­ваниям:

- обеспечивать безопасность населения от поражающих факторов источника ЧС (должны быть вне зон их действия);

- обеспечивать необходимые условия для отдыха и жизни людей по первоочередным видам жизнеобеспечения);

- соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям.

С учетом этих требований каждому предприятию, учреждению или организации заблаговременно назначается район размещения, который может включать (для крупных объектов экономики) несколько насе­ленных пунктов.

Закрепленные за объектами экономики районы размещения тща­тельно изучаются и осваиваются. В них организуется ремонт дорог, мостов, оборудование источников водоснабжения, выявляется наличие защитных сооружений (ПРУ, подвалов, погребов) и др. В ходе учений по гражданской обороне практикуется вывод пешим порядком и вывоз транспортом рабочих и служащих в закрепленные районы, устанавли­ваются и развиваются шефские связи.

Для кратковременного размещения эвакуируемого населения ис­пользуются служебно-бытовые помещения, клубы, пансионаты, лечеб­но-оздоровительные учреждения, туристические базы, дома отдыха, санатории, а также центры временного размещения Федеральной миг­рационной службы России.

При недостатке имеющейся пригодной для жилья площади возмож­но строительство землянок, для чего заблаговременно подбираются соответствующие земельные участки, учитываются строительные мате­риалы, определяются строительные организации, на которые будет возложено их строительство.

В летнее время, особенно в южных районах, возможно кратков­ременное размещение людей в палатках.

Районы размещения эвакуируемого населения, а также помещения (здания) и маршруты эвакуации должны быть согласованы с органами военного командования - военкоматами, начальниками гарнизонов или штабами военных округов (флотов).

IV. ПРОВЕДЕНИЕ ЭВАКУАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ

4.1. Проведение эвакуации населения из зоны ЧС в каждом конкретном случае определяется условиями ее возникновения и раз­вития, характером и пространственно -временными параметрами воз­действия поражающих факторов источника ЧС.

4.2. При получении достоверного прогноза возникновения ЧС проводятся подготовительные мероприятия, цель которых заключается в создании благоприятных условий для организованного вывоза или вывода людей из зоны ЧС.

К их числу относятся:

- приведение в готовность эвакоорганов и уточнение порядка их работы;

- уточнение численности населения, подлежащего эвакуации, в том числе пешим порядком и транспортом, распределение транспорт­ных средств по станциям (пунктам) посадки, уточнение расчетов маршевых колонн и закрепление их за пешими маршрутами;

- подготовка маршрутов эвакуации, установка дорожных знаков и указателей, оборудование мест привалов;

- подготовка к развертыванию СЭП, пунктов посадки - высадки;

- проверка готовности систем оповещения и связи;

- приведение в готовность имеющихся защитных сооружений.

С поучением сигнала на проведение эвакуации осуществляются следующие мероприятия:

- оповещение руководителей эвакоорганов, предприятий и органи­заций, а также населения о начале и порядке проведения эвакуации;

- развертывание и приведение в готовность эвакоорганов;

- сбор и подготовка к отправке в безопасные районы населения, подлежащего эвакуации;

- формирование и вывод к исходным пунктам на маршрутах пеших колонн, подача транспортных средств к пунктам посадки и посадка населения на транспорт;

- прием и размещение эваконаселения в заблаговременно подго­товленных по первоочередным видам жизнеобеспечения безопасных районах.

Задачи, решаемые эвакоорганами при проведении эвакуации на­селения, приведены в Приложениях 8,10,12,14,16,18.

4.3. Из пострадавших в результате землетрясений районов в случае нарушения основных систем жизнеобеспечения при необходимости проводится эвакуация населения. Она может носить местный либо региональный характер. Решение на проведение эвакуации при­нимается главой администрации субъекта РФ.

Оповещение и информирование населения при землетрясении о порядке проведения эвакомероприятий при выходе из строя стационар­ных элементов территориальных систем оповещения, технических средств массовой информации осуществляется при помощи оборудован­ного громкоговорящими устройствами автотранспорта, а также с по­мощью изготовленных для этой цели указателей, транспарантов и другой наглядной информации.

Сроки проведения эвакомероприятий по вывозу (выводу) населе­ния из зоны ЧС определяются дорожно-транспортными возможностями. Эвакуация из зон крупномасштабных землетрясений осуществляется, как правило, после восстановления транспортных систем. В период пребывания людей в зоне ЧС организуется их первоочередное жизнео­беспечение.

Из районов, пострадавших в результате землетрясения, прово­дится эвакуация населения по производственно-территориальному принципу.

Эвакуация осуществляется в один этап, как правило, с развер­тыванием СЭПов в пострадавших районах. В качестве СЭП, а также мест временного размещения подлежащего эвакуации населения, ис­пользуются городские площадки, стадионы и другие безопасные в случае повторных толчков места. При этом потерявшее кров населе­ние может быть временно размещено в палатках, юртах, вагонах-до­миках, сборных домиках, железнодорожных вагонах, судах водного транспорта.

4.4. Эвакуация населения в случае аварии на радиационно опасных объектах носит, как правило, местный или региональный ха­рактер. Решение на проведение эвакуации населения принимается на основании прогнозируемой радиационной обстановки. Критерии принятия решения на эвакуацию населения из зон радиоактивного загрязнения приведены в Приложении 2. Радиус зоны эвакуации определяется в соот­ветствии с данными Приложения 25 в зависимости от типа аварийного ре­актора.

Эвакуация населения, как правило, производится по территори­альному принципу, за исключением отдельных объектов (интернаты, детские дома, медицинские учреждения психоневрологического профиля и т.п.), эвакуация которых предусматривается по производствен­ному принципу.

Эвакуация населения производится в два этапа:

- на первом этапе эваконаселение доставляется от мест посад­ки на транспорт до ППЭ, расположенного на границе зоны возможного радиоактивного загрязнения;

- на втором этапе эваконаселение выводится с ППЭ в спланиро­ванные места временного размещения;

- ППЭ создаются на внешней границе зоны возможного опасного радиоактивного загрязнения и должны обеспечивать: учет, регистра­цию, дозиметрический контроль, санитарную обработку, медицинскую помощь и отправку эвакоконтингента к местам временного размещения.

При необходимости на ППЭ проводится замена или специальная обработка одежды и обуви.

На ППЭ производится пересадка населения с "грязного" транс­порта на "чистый" транспорт. Загрязненный транспорт используется для перевозки эваконаселения только на загрязненной территории.

"Чистый" транспорт используется для вывоза населения с ППЭ до мест временного размещения.

Характерной особенностью проведения эвакуации населения при авариях на радиационноопасных объектах является обязательное ис­пользование для вывоза людей крытого транспорта, обладающего за­щитными свойствами от радиации.

В целях предотвращения необоснованного облучения, посадка на транспортные средства производится, как правило, непосредственно от мест нахождения людей (от подъездов домов, служебных зданий, защитных сооружений).

После ликвидации последствий аварии на радиационноопасном объекте и в зоне радиоактивного загрязнения принимается решение о проведении реэвакуации.

4.5.В случае аварии на химически опасном объекте (ХОО) прово­дится экстренный вывоз (вывод) населения, попадающего в зону за­ражения, за границы распространения облака аварийно-химического вещества (АХОВ). Население, проживающее в непосредственной бли­зости от ХОО, ввиду быстрого распространения облака АХОВ, как правило, не выводится из опасной зоны, а укрываются в жилых (про­изводственных и служебных) зданиях и сооружениях с проведением герметизации помещений и с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗ ОД) на верхних или нижних этажах(в зависимости от характера распространения АХОВ). Возможный экс­тренный вывод (вывоз) населения планируется заблаговременно по данным предварительного прогноза и производится из тех жилых до­мов и учреждений (объектов экономики), которые находятся в зоне возможного заражения.

Размещение населения производится в зданиях общественного назначения (гостиницы, дома отдыха, кинотеатры, спортивные соору­жения, общежития и т.п.). Порядок оповещения и размещения дово­дится до всех категорий населения. Регистрация эвакоконтингента производится непосредственно в местах размещения.

Транспортное обеспечение и временное размещение эваконаселе­ния может осуществляться не только по заранее отработанным планам, но и проводиться в оперативном порядке. При аварии АХОВ на транс­порте вывод (вывоз) населения из зоны заражения и временное его размещение производится в зависимости от реально складывающейся обстановки.

В зависимости от масштабов аварии с выбросом АХОВ в окружаю­щую среду, их вида, продолжительность пребывания эвакоконтингента в районах его временного размещения может составить от нескольких часов до нескольких суток.

Критерии принятия решения на эвакуацию населения приведены в Приложении 3

4.6 Эвакуация населения из селеопасных районов может прово­диться при угрозе формирования селевого потока, в период его фор­мирования, а также при необходимости по прекращении действия се­левого потока.

При угрозе формирования селевого потока проводится упреждаю­щая (заблаговременная) эвакуация населения. Сроки завершения ме­роприятий по вывозу (выводу) населения за границы возможных зон ЧС определяются на основе краткосрочного прогноза возникновения селеопасности, который выдается на период от одних до трех суток.

При формировании селевого потока проводится экстренная (бе­зотлагательная) эвакуация населения. Экстренность проведения эва­куации определяется оперативным прогнозом времени добегания селе­вой волны до защищаемого объекта (населенного пункта, жилого мас­сива, туристической базы и т.п.). Оно рассчитывается в соответс­твии с Приложением 4. Проведение экстренной эвакуации предполагает вывод (вывоз) населения из четырехчасовой зоны возможного до­бегания селевого потока. За пределами этой зоны эвакуация населе­ния проводится по мере возникновения реальной угрозы. В случае нарушения селевым потоком систем и объектов жизнеобеспечения на­селения, приводящих к невозможности удовлетворения жизненноважных потребностей человека, из этих районов также проводится эвакуа­ция.

При упреждающей (заблаговременной) и экстренной (безотлага­тельной)эвакуации население выводится (вывозится) с пути возмож­ного продвижения селевого потока - территории, которая может слу­жить руслом селю и подвергнуться непосредственному воздействию селевого потока. Ее размеры определяются в соответствии с Прило­жением 4. При этом масштабы эвакомероприятий носят, как правило, локальный и в редких случаях местный характер.

Экстренная (безотлагательная) эвакуация проводится по терри­ториальному принципу в два этапа без развертывания СЭП на терри­тории зоны возможного поражения селевым потоком. На первом этапе население, по заранее установленным маршрутам, выводится за гра­ницы этой зоны. Протяженность маршрутов эвакуации населения из зоны возможного поражения определяется близостью селевого очага и рассчитывается в соответствии с данными Приложения 4. На втором этапе, в случае разрушения селем покинутых жителями населенных пунктов, проводится сбор населения из пострадавших населенных пунктов и вывоз его к местам временного размещения.

Упреждающая (заблаговременная) эвакуация проводится в один этап по территориальному принципу с развертыванием СЭП или без них.

По прохождении головы селя через сигнальный створ должна предусматриваться возможность оповещения населения об экстренной (безотлагательной) эвакуации населения из четырехчасовой зоны до­бегания селевого потока путем автоматического срабатывания систе­мы оповещения населения. Решение на эвакуацию населения, прожива­ющего за пределами этой зоны, а также на проведение экстренной (безотлагательной) эвакуации, принимается главой администрации местных органов самоуправления.

План эвакуации населения из селеопасных районов должен быть разработан в двух вариантах - для упреждающей и экстренной эваку­ации, каждый из которых должен содержать соответствующие разделы (см. п.1.15).

4.7 Эвакуация населения из лавиноопасных районов проводится при угрозе схода снежных лавин, а также по прекращении их схода в случае разрушения объектов жизнеобеспечения. Эвакуация организу­ется по территориальному принципу в один этап без развертывания СЭП.

При угрозе схода снежных лавин проводится упреждающая (заб­лаговременная) эвакуация населения. Она носит локальный характер и должна быть завершена до определенного краткосрочным прогнозом момента возникновения лавинной ситуации. Краткосрочный прогноз возникновения лавинной ситуации дается на период от нескольких часов (обычно не менее четырех) до нескольких суток (обычно не более двух). Порядок расчета границ, поражаемых лавинами зон, приведен в Приложении 5.

При упреждающей (заблаговременной) эвакуации за пределы по­ражаемых лавиной зон выводятся жители тех населенных пунктов, ко­торые (в силу особенностей застройки) могут быть приведены в не­годность для дальнейшего проживания в результате схода лавины ожидаемой мощности.

После схода лавин при необходимости проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация. Она носит локальный и в редких слу­чаях местный характер. При этом временно проживающему на террито­рии, пострадавшей в результате схода лавины, населению (отдыхаю­щим в санаторно-курортных учреждениях, на туристических базах, альпинистских лагерях) предоставляется незамедлительная возмож­ность выехать за пределы зоны бедствия. Постоянно проживающее в данной местности население эвакуируется в ближайшие нелавиноопас­ные районы.

Населенные пункты, находящиеся в пределах лавиноопасной зо­ны, должны переноситься в безопасные районы в срок, ограниченный моментом установления потенциальной опасности схода лавин и временем наступления очередного лавиноопасного периода. Вследс­твие этого план эвакуации населения из зон возможного схода лавин может содержать лишь один вариант - экстренной (безотлагательной) эвакуации тех населенных пунктов, которые к моменту его составле­ния не эвакуированы за пределы этих зон.

4.8. Эвакуация населения из зон катастрофического затопления (наводнения) проводится при угрозе или в случае разрушения гидротехнических сооружений и повышения уровня воды в паводок в реках и других водоемах, а также при разрушении объектов жизнеобеспече­ния вследствие возникновения данного стихийного явления.

В результате катастрофического затопления (наводнение) оста­ются значительные разрушения жилого фонда и объектов жизнеобеспе­чения. Поэтому реэвакуация населения возможна только после прове­дения значительного объема восстановительных работ, которые мо­гут быть достаточно продолжительными. Паводковое повышение уровня воды в реках и водоемах также может быть довольно продолжительным (до нескольких недель).

При наличии достоверного прогноза о прорыве гидротехническо­го сооружения проводится упреждающая (заблаговременная) эвакуа­ция. Она носит локальный или местный характер. При достаточном времени упреждения эвакуация проводится по производственно-терри­ториальному принципу с развертыванием СЭП. При небольшом периоде упреждения эвакуация проводится по территориальному принципу в один или два этапа. Во втором случае эваконаселение вывозится (выводится) на ППЭ на границе зоны катастрофического затопления (наводнения), а затем доставляется в места временного размещения.

При угрозе прорыва гидротехнического сооружения производится экстренная эвакуация из зоны 4-х часового добегания волны проры­ва. За пределами зоны 4-х часового добегания волны прорыва эваку­ация производится исходя прогнозируемой или реально сложившийся гидрологической обстановки соответственно п.4.29.

При угрозе катастрофического (природного или техногенного ха­рактера) затопления эвакуация населения может проводится без раз­вертывания СЭП. При этом оперативные группы, сформированные из личного состава СЭП, организуют вывоз (вывод) эваконаселения на границу зоны ЧС с последующей отправкой к местам временного раз­мещения.
V. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭВАКУАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ

5.1. С целью создания условий для организованного проведения эвакуации планируются и осуществляются мероприятия по следующим видам обеспечения: транспортному, медицинскому, охране обществен­ного порядка и обеспечению безопасности дорожного движения, инже­нерному, материально-техническому, связи и оповещению, разведке.

5.2. Транспортное обеспечение эвакуации населения из зон техногенных аварий и стихийных бедствий - это комплекс мероприя­тий, охватывающих подготовку, распределение и эксплуатацию транс­портных средств, предназначенных для выполнения эвакоперевозок.

Проведение эвакуации населения требует наличия парка транс­портных средств, возможности их привлечения к осуществлению эва­комероприятий (в том числе и транспорта, находящегося в личном пользовании), максимального использования транспортных коммуника­ций.

5.3. Эвакуация населения при ЧС природного и техногенного характера, как правило, производится комбинированным способом (см. п. 1.19).

Транспортное обеспечение при проведении эвакуации населения из зон радиоактивного загрязнения должно быть спланировано для каждого из двух этапов (см. п.4.4).

5.4. Работа городского транспорта в ходе эвакуации населения предполагает различные схемы его возможного использования: дос­тавка населения от мест жительства к СЭП; доставка от мест жи­тельства до мест размещения; вывоз эвакуируемого населения из зоны ЧС в безопасные районы.

Функционирование городского транспорта при осуществлении эвакуации организуется по уплотненным графикам движения с пере­распределением транспортных средств по маршрутам эвакуационных перевозок, назначением дополнительных маршрутов.

Подвоз (подвод) эваконаселения к станциям посадки в поезда (железной дороги и метрополитена) осуществляется с интенсив­ностью, исключающей скопление людей на перронах (платформах). Во избежание нарушений ритма посадки на подходах к станциям посадки организуются накопительные площадки, откуда и осуществляется пла­номерный подвод людей на посадку.

5.5. Для организованного осуществления автотранспортных перевозок и создания условий устойчивого управления ими на всех этапах эвакуации создаются специальные автомобильные формирова­ния, а именно: автомобильные колонны, автосанитарные отряды, группы транспорта, находящегося в личном пользовании граждан.

При наличии надежного линейного (диспетчерского) управления транспортными средствами и хорошо организованного технического прикрытия эвакоперевозок они могут осуществляться группами, звеньями и отдельными машинами, что ускоряет процесс эвакуации, исключая необходимость ожидания погрузки на все машины автомо­бильной колонны и проведение других оргмероприятий, связанных с обеспечением безопасности и надежности управления колонной в дви­жении.

5.6. Автомобильные колонны формируются на основе автотранс­портных предприятий общего пользования и автотранспорта объектов других отраслей экономики.

5.7. Личный транспорт владельцев объединяется в группы (от­ряды) на основе добровольного согласия его владельцев. Транспорт­ные средства личного пользования заблаговременно регистрируются и учитываются.

С владельцами автомобильного транспорта заключается соглаше­ние-обязательство на их участие в эвакуационных мероприятиях и материальное обеспечение этого участия, а также возмещение расхо­дов при выполнении в этот период общественно значимых транспорт­ных задач.

5.8. Автотранспортные средства частных владельцев сводятся в самостоятельные колонны, которые формируются органами ГАИ по мес­ту регистрации автотранспортных средств. Органы местного самоуп­равления должны предусмотреть меры материального и морального по­ощрения владельцев автотранспортных средств за участие в эвакопе­ревозках.

5.9. Планирование эвакоперевозок железнодорожным транспортом осуществляется на основе заявки штабов ГОЧС отделениям железных дорог, обеспечивающим транспортное обслуживание районов тяготе­ния. Заявка содержит: объемы эвакоперевозок по направлениям; предложения по использованию для эвакоперевозок крытых грузовых вагонов и по уплотненной посадке людей в пассажирские вагоны; ис­ходное время подвода первых групп эвакуируемых к станциям посад­ки. В качестве обязательного приложения к заявке сообщается следующая информация: порядок подвода эвакуируемых к станциям посад­ки; силы, средства и порядок действий по охране общественного по­рядка и медицинскому обеспечению эваконаселения на станциях по­садки и высадки и в пути следования; контактные телефоны эвакоор­ганов и их представителей.

Заявка рассматривается и утверждается руководством отделения железной дороги.

При разработке планов эвакоперевозок учитываются летний и зимний графики движения поездов.

5.10. Морской (речной) транспорт используется для эвакуации населения из морских (речных) портов, других населенных пунктов, расположенных на морском побережье и по берегам рек и других внутренних водоемов. Этим видом транспорта эвакуируется преиму­щественно персонал пароходств, морских (речных) портов, судостро­ительных (судоремонтных) предприятий. На период прекращения нави­гации предусматривается дублирование эвакоперевозок другими вида­ми транспорта.

5.11. Воздушный транспорт используется для эвакуации населе­ния из труднодоступных районов, не имеющих других средств сообще­ния, а также в случае их разрушения вследствие ЧС.

5.12. Медицинское обеспечение эвакуации населения включает проведение органами здравоохранения организационных, лечебных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, нап­равленных на охрану здоровья эвакуируемого населения, своевремен­ное оказание медицинской помощи заболевшим и получившим травмы в ходе эвакуации, а также предупреждение возникновения и распрост­ранения массовых инфекционных болезней.

5.13. Весь комплекс мероприятий по медицинскому обеспечению эвакуируемого населения планируется заблаговременно и осуществля­ется в период эвакуации.

Заблаговременно проводятся:

- планирование всего комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению эвакуируемого населения;

- подготовка органов управления, медицинских формирований, уч­реждений здравоохранения к медицинскому обеспечению эвакуируемого населения;

- планирование обеспечения медицинским имуществом эвакуируемо­го населения и развертываемых медицинских учреждений и формирований;

- санитарно-просветительная работа среди населения.

При возникновении техногенных аварий и стихийных бедствий до начала эвакуации осуществляются:

- уточнение планов организации медицинского обеспечения эваку­ируемого населения;

- подготовка к развертыванию и развертывание медицинских пунк­тов на СЭП, пунктах посадки, ППЭ, пунктах высадки , ПЭП и в пути следования;

- назначение в состав эвакуационных комиссий представителей от органов здравоохранения;

- подготовка медицинских учреждений к эвакуации из зон ЧС (уточнение количества нетранспортабельных, транспортабельных и подлежащих выписке больных, эвакуируемого персонала и вывозимого имущества, порядка получения транспорта и др.);

- усиление контроля за соблюдением санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований на пунктах общественного питания, водоснабжения и банно-прачечного обслуживания эвакуируемого насе­ления, а также СЭП, ППЭ и ПЭП и в пути следования.

При проведении эвакуации осуществляются следующие мероприя­тия:

- развертывание медицинских пунктов на СЭП, ППЭ, пунктах по­садки, ПЭП и в пути следования, предусмотренных планами эвакуации, организация на них круглосуточного дежурства медицинского персо­нала для оказания медицинской помощи эвакуируемому населению;

- эвакуация медицинских учреждений (в т.ч. транспортабельных больных), медицинского персонала (членов их семей) и медицинского имущества;

- организация медицинского обслуживания нетранспортабельных больных;

- контроль за санитарным состоянием мест временного пребывания и постоянного размещения эвакуируемого населения;

- непрерывное наблюдение за эпидемической обстановкой, выявле­ние инфекционных больных и выполнение других противоэпидемических мероприятий;

- снабжение медицинских пунктов, лечебно-профилактических, са­нитарно-эпидемиологических учреждений и формирований здравоохранения, привлекаемых к обеспечению эвакуируемого населения, меди­цинским имуществом.

5.14. Медицинское обеспечение эвакуируемого населения орга­низуется по территориально-производственному принципу. Руководс­тво медицинским обеспечением осуществляют соответствующие руково­дители здравоохранения данной территории.

За своевременность развертывания медицинских пунктов на СЭП, ПП, ППЭ, ПЭП, их оснащение (дооснащение) медицинским имуществом, качество медицинского обслуживания эвакуируемого населения на этих пунктах, в пути следования и в местах размещения непосредс­твенную ответственность несут руководители конкретных лечеб­но-профилактических учреждений (медсанчастей) в соответствии с разработанными планами медицинского обеспечения.

5.15. Охрана общественного порядка и обеспечение безопаснос­ти дорожного движения включает следующие мероприятия:

- осуществление нарядами жесткого пропускного режима (блокиро­вание автомагистралей и пешеходных путей), предусматривающего пресечение проезда транспорта и прохода граждан, не занятых в проведении эвакуационных, спасательных и других неотложных мероп­риятий;

- проведение выборочного контроля технического состояния транспортных средств, предназначенных для эвакоперевозок;

- оказание содействия (при необходимости) должностным лицам, ответственным за проведение эвакуационных мероприятий, в мобили­зации транзитного транспорта, в целях обеспечения быстрейшего вы­воза людей из зон ЧС;

- охрана общественного порядка и обеспечение безопасности на эвакообъектах (СЭП, пунктах посадки и высадки, железнодорожных станциях, речных портах, аэропортах и т.д.), маршрутах эвакуации, в населенных пунктах и в местах размещения эвакуированного насе­ления, предупреждение паники и дезинформационных слухов;

- охрана объектов в установленном порядке на этот период;

- регулирование дорожного движения на внутригородских и заго­родных маршрутах эвакуации;

- сопровождение автоколонн с эвакуированным населением;

- обеспечение установленной очередности перевозок по автомо­бильным дорогам и режима допуска в зоны ЧС;

- ведение борьбы с преступностью в городах и населенных пунк­тах, на маршрутах эвакуации и в местах размещения;

- организация регистрации в органах МВД эвакуированного насе­ления и ведение адресно-справочной работы (создание банка данных о нахождении граждан, эвакуированных из зон ЧС).

5.16. Целью инженерного обеспечения является создание необ­ходимых условий для эвакуации населения из зон ЧС путем обуст­ройства объектов инженерной инфраструктуры в местах сбора эвако­населения, на маршрутах эвакуации и в районах размещения.

Характер и объемы выполняемых задач инженерного обеспечения зависят от условий обстановки, вида и масштаба эвакуации, наличия сил и средств.

5.17. Инженерное оборудование СЭП включает:

- оборудование убежищ и укрытий для эваконаселения;

- оборудование аварийного освещения;

- оборудование и содержание мест разбора воды в мелкую тару;

- оборудование санузлов.

5.18. Инженерное оборудование пунктов посадки включает: оборудование укрытий и защитных сооружений; оборудование и содержание пунктов водоснабжения; оборудование санузлов;

оборудование погрузочных площадок для размещения транспорт­ных средств.

5.19. На маршрутах движения могут выполняться следующие ме­роприятия по инженерному обеспечению:

- оборудование объездов, разрушенных или непроходимых участков дорог, а также оборудование и содержание переправ через водные преграды при движении автоколонн с эвакуируемым населением в ра­йон размещения по проселочным дорогам;

- очистка дорог от снега при эвакуации зимой;

- содержание труднопроходимых участков проселочных дорог при эвакуации в распутицу.

5.20. Инженерное оборудование районов размещения эвакуируе­мого населения включает:

- оборудование общественных зданий, сооружений и устройство временных сооружений для размещения эвакуируемых;

- оборудование сооружений для временных торговых точек, медицинских пунктов, полевых хлебопекарен, бань и других объектов быта;

- оборудование пунктов водоснабжения.

5.21. Организация, планирование и координирование разведки возлагается на соответствующие штабы ГОЧС.

Предусматривается выделение сил и средств для ведения воз­душной, речной (морской) и наземной разведки.

Воздушная разведка ведется специально обученными экипажами самолетов и вертолетов гражданской авиации, а также самолетов и вертолетов, выделяемых для этих целей военным командованием. За­дачи воздушной разведки заключаются в определении в возможно бо­лее короткие сроки границ очагов поражения, характера разрушений и пожаров, состояния мостов, переправ, объектов экономики, основ­ных транспортных магистралей, инженерных сооружений и других объ­ектов.

Наземная разведка ведется разведывательными формированиями и подразделениями ГО, учреждениями сети наблюдения и лабораторного контроля, постами радиационной и химической разведки. Наземная разведка используется для получения более полных и достоверных данных о границах зон ЧС, уровне радиации, характере разрушений, состоянии защитных сооружений, дорожной сети, других транспортных сооружений.

Речная (морская) разведка ведется на судах, катерах и других плавсредствах разведывательными формированиями ГО, а также силами и средствами, выделяемыми военно-морским командованием.

Для получения более полных данных об обстановке организуются специальные виды разведки: радиационнная, химическая, пожарная, инженерная, медицинская, ветеринарная, фитопатологическая.

5.22. Материально-техническое обеспечение эвакуации заключа­ется в организации технического обслуживания и ремонта транспорт­ных средств в процессе эвакуации, снабжении горюче-смазочными ма­териалами и запасными частями, водой, продуктами питания и пред­метами первой необходимости, обеспечение эвакоорганов необходимым имуществом.

Материально-техническое обеспечение возлагается на органы Госрезерва, Министерства сельского хозяйства и продовольствия, Министерства транспорта, Министерства путей сообщения, предприя­тий и организаций жилищно-коммунального хозяйства и торговли.

Организация и координирование материально-технического обес­печения осуществляется штабами ГОЧС.

5.23. Обеспечение связи в период эвакуации заключается в ос­нащении СЭП, ППЭ, ПЭП, органов управления эвакомероприятиями ста­ционарными или передвижными средствами связи, в организации и осуществлении бесперебойной связи на всех этапах эвакуации.

Обеспечение связи возлагается на организации Министерства связи и штабы ГОЧС.

Особое значение имеет информация и инструктирование населе­ния в ходе проведения эвакомероприятий. Для этих целей следует использовать электронные средства массовой информации, уличные громкоговорители, установленные на транспортных средствах, наг­лядная информация.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Во всех случаях эвакуация (реэвакуация) населения является сложной задачей. Успешность ее проведения определяется заблагов­ременной подготовкой эвакуационных органов, систем оповещения и связи, детальным планированием с учетом местных условий и особен­ностей, заблаговременной подготовкой сил и средств, тщательной проработкой всех мероприятий по обеспечению эвакуации. Все эти задачи возложены на соответствующие штабы, федеральные органы ис­полнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Рос­сийской Федерации, органы местного самоуправления и организации, в компетенцию которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС.

Особое значение имеет подготовка руководящего состава адми­нистративно-территориальных образований и объектов экономики, эвакуационных и транспортных органов, которые являются непосредс­твенными исполнителями планов эвакуации.

Необходимо также проводить планомерную подготовку населения Российской Федерации в области защиты от чрезвычайных ситуаций.


П Р И Л О Ж Е Н И Я
ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Таблица П.1.1.

Критерии принятия решения на эвакуацию населения в случае нарушения систем и объектов жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях мирного времени

0.9


Виды ЧС

Основные системы жизнеобеспече­ния, выходящие из строя при ре­ализации ЧС дан­ного вида

Жизненноважные потребности че­ловека

Минимально допустимые нормы потребления, обеспечиваемые функцио­нированием рассматрива­емой системы жизнеобес­печения

Время, в течение которого человек без ущерба для здо­ровья может су­ществовать без удо­влетворения данных потребностей

Критерии для при­нятия решения об эвакуации

Сели, лавины |Топливоснабжение

землетрясения |

|

|

|Электроснабжение



|

|Жилой фонд

|

|

|



|

Сели, землетря-|Водоснабжение сения,крупные |

аварии на хими-|

чески опасных |

объектах,крупные

аварии на ради-|

ационно опасных|

объектах. |

Сели, лавины, |Система обеспече землетрясения, |ния продуктами

крупные аварии |питания

на радиационно-|

опасных объек- |

тах |

|

|



Тепло, быт

Тепло


Жилье

Вода питьевая

Питание


0,02 т.у.т. в год

на человека

112 квт/час на чел.

в год


2,5 м2 на человека в течение нескольких месяцев

2,5 л (в жарком клима­те 4 л) - 3-5 суток;

10-15 л - 10-15 суток; далее для всех нужд

22,5-27,5 л.

(из расчета на человека

в сутки)


Калорийность пищи в сутки от 1000-3000 ккал.

Суточная потребность

в белке 58-61 г.

(из расчета на 1 челове

ка, взависимости от по-

ла и возраста)



В холодное время года в зависимости от об­становки от несколь­ких часов до 2-3суток

В холодное время года до 3-х суток под отк­рытым небом и до не­скольких месяцев в палатках.

1-2 дня

3 суток


Возможный уровень удовлетворения жизненноважных потребностей ниже допустимого.

Время восстановле­ния систем,обеспе­чивающих удовлет­ворение жизненно­важных потребностей человека, превышает время, которое он может прожить без удовлетворения этих потребностей, или удовлетворение их на уровне, значи­тельно более низ-

ком чем допустимый.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ТАБЛИЦА П.2.1

Критерии принятия решений на эвакуацию населения из зон радиоактивного загрязнения

1.0

Категория

населения



Защитные

меры


Дозовые критерии (доза, прогнозируемая ----------------------------------------

Все тело ----------------------------------------

Нижний уровень ** | Верхний уровень**


на первые 10 суток после начала облучения),

-------------------------------------------

Отдельные органы * -------------------------------------------

Нижний уровень ** | Верхний уровень **



бэр

----------

----------


Взрослые

эвакуация

|

5,0 | 50,0



|

50,0 | 500,0






Дети, беременные

женщины


эвакуация

1,0 | 5,0 | |

20,0 | 50,0 | |



  1   2   3   4   5   6   7


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка