Руководитель Центра



Скачати 237.89 Kb.
Дата конвертації14.04.2016
Розмір237.89 Kb.
ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ, БИЗНЕСА И ПРАВА

УТВЕРЖДАЮ:

Руководитель Центра

Академических образовательных программ

к.э.н.,доцент Миронова О.А.

___________________ 2013г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Б3.Б.5

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ЭМОЦИИ И ВОЛЯ

(индекс)

(наименование)

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ

030300.62



ПСИХОЛОГИЯ

(шифр)

(наименование)

АКАДЕМИЯ




УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА




ПСИХОЛОГИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ




(код)

(наименование)

ПЛАНОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Очная форма

форма обучени

Заочная форма

Всего часов на освоение учебного материала по учебному плану

72

72

Число аудиторных занятий всего

30

6

Число лекций с разбивкой по семестрам




12




2

Число практических занятий с разбивкой по семестрам




18




4

Число интерактивных занятий с разбивкой по семестрам




10




4

Часов самостоятельной работы

42

66

Число контрольных работ с разбивкой по семестрам

-







-

Число курсовых работ с разбивкой по семестрам

-







-

Число зачетов с разбивкой по семестрам

-







-

Число экзаменов с разбивкой по семестрам




Экз(2)




Экз(2)

Число кредитов

2

2

Число модулей

1

-

Автор рабочей программы Ларионова Е.А.______________

(подпись) (Ф.И.О.)



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВАНИИ:

1. Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «_Психология» от __21 декабря 2009 г.____

(дата утверждения)

2..Учебного плана направления подготовки _____Психология________________от _1 июля 2013 г.

(название) (дата утверждения)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБСУЖДАЛАСЬ И СОГЛАСОВАНА

КАФЕДРОЙ:

Психологии и управления персоналом Пищик В.И.

(наименование) (подпись зав. каф.) (Ф.И.О.)

Протокол заседания кафедры №_______________ от _______________________________________
УМС:____Академии Управления_________________________________________________

(наименование) (подпись председателя УМС) (Ф.И.О.)

Протокол УМС №_______________ от ______________________________________________________

1ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ


Основной целью курса является обеспечение ориентировки студентов в специфических особенностях эмоциональных и волевых процессов как высших психических функциях человека.

Программа дает возможность студенту получить целостное представление и систему научных понятий обо всех существенных психологических аспектах эмоций и воли , о проблемах и задачах по их изучению в психологической науке, стоящих на современном этапе, а также основные научные направления и подходы к их решению.



Задачи:

  1. Освоение студентами научных представлений об эмоциях и воле в психологии.

  2. Ознакомить студентов со способами подбора методов исследования эмоционально-волевой сферы человека.

  3. Изучить общие для всех психических явлений и специфические свойства эмоций, чувств и воли.

  4. Изучить теории эмоций воли в психологических исследованиях.

  5. И составить представление о понятии и свойствах эмоций и воли.



2ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


В процессе изучения дисциплины студенты должны:

Овладеть компетенциями:

  • восприятие личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7);

  • психологическая диагностика уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6);

  • прогнозирование изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях (ПК-7).

знать:

  • - понятийный аппарат дисциплины «Общая психология: эмоции и воля»;

  • -научные подходы к исследованию эмоций и воли;

  • - виды эмоций;

  • - виды чувств человека;

  • - теории эмоций и воли;

  • - характеристику составляющих волевого акта;

  • - возможности эмоционально- волевой сферы человека;

  • -современные направления исследования эмоционально-волевой сферы человека в психологии.


уметь:

  • -анализировать теории эмоций и воли в психологии;

  • - формулировать определение понятий «эмоции» и «воля»;

  • - определять по результатам наблюдения и беседы эмоциональное состояние человека;

  • - анализировать экспрессивные проявления человека;

  • - анализировать особенности волевой регуляции состояния человека;

  • - создавать психологический портрет человека по его эмоционально-волевым проявлениям в деятельности и межличностных отношениях



3АУДИТОРНАЯ РАБОТА

3.1Лекции


п./п.

Тема лекции

Краткое содержание

Кол. часов

О/З

1

Введение в дисциплину «Общая психология: эмоции и воля»

Предмет и объект раздела общей психологии «Общая психология: эмоции и воля». Задачи и принципы раздела «Общая психология: эмоции и воля».

Теории эмоций и воли как научный аппарат раздела общей психологии «Общая психология: эмоции и воля».

Методы «Общей психологии» в разделе «Эмоции и воля».

1

0,25



2

Теории эмоций в психологической науке

Интеллектуалистическая теория о сущности эмоций (Н. Гербарт). Современный когнитивный подход к анализу эмоций (А. Бек).

Сенсуалистический подход к эмоциям как к особой модальности ощущений (В. Вундт).

Эволюционно-биологическая теория эмоций Ч. Дарвина. Периферическая теория эмоций У. Джемса и Г. Ланге и её критика в психологии и физиологии.

Центральные теории эмоций. Значение центральных теорий для психологического исследования эмоций. Учение И.П. Павлова о физиологическом субстрате эмоций и чувств. Теория эмоций П.К. Анохина. Информационная теория эмоций П.В. Симонова.

1

0,25


3

Эмоции как форма отражения

действительности
Эмоциональные процессы как регуляторные явления. Двойственная природа эмоциональной регуляции. Оценивание как главный сущностный момент структуры эмоционального процесса (П.К. Анохин, В.К. Вилюнас, П.В. Симонов и др.). Особенности эмоциональной оценки и эмоциональной регуляции.

Эмоции как отражательные явления. Структура эмоций. Специфика психического отражения на уровне эмоций и чувств. Эмоции и познавательные процессы. Эмоции и потребности, мотивы личности. Функции эмоций. Эмоциональные свойства личности.

1

-

4



Внешние и внутренние показатели

эмоционального реагирования


Переживания как импрессивный компонент эмоционального реагирования. Особенности эмоционально обусловленного поведения. Внешнее выражение эмоций в речи и невербальном поведении.

Физиологические основы эмоций. Биохимические сдвиги при эмоциональных реакциях. Изучение ЭЭГ - коррелятов эмоций. Психологические и психофизиологические показатели эмоциональных реакций. Исследования индивидуальных различий эмоциональных реакций. Проблема «задержанных» и «подавленных» эмоций.

1

-

5



Классификация эмоций в психологии
Описательные, функциональные и генетические классификации. Эмоциональные процессы и эмоциональные состояния. Стенические и астенические эмоции. Уровни эмоциональных явлений, функциональная классификация эмоций. Ведущие и производные эмоциональные переживания. Ценность эмоций; классификация эмоций в зависимости от типа эмоциональной направленности (Б.И. Додонов). Понятие о фундаментальных эмоциях (К. Изард). Положительные и отрицательные эмоции и их влияние на поведение.

1

0,5



6

Характеристика эмоциональных

состояний
Аффект и его признаки. Понятие аффективного заражения. Виды аффектов. Патологический и физиологический аффект (Калашник В.О.). Методы исследования аффективных следов ( К. Юнг; А.В. Лурия).

Понятие стресса. Биологический и психологический аспекты изучения стресса. Общий адаптационный синдром (Г. Селье). Эмоциональный и хронический стресс. Психосоматические эффекты эмоционального стресса. Психологическая характеристика тревоги как процесса, состояния, свойства личности. Проблема управления стрессовым состоянием.

Понятие фрустрации и фрустрирующей ситуации. Типы фрустрирующих ситуаций (по Розенцвейгу). Факторы, влияющие на состояние фрустрации (Н.Д. Левитов). Понятие толерантности к фрустрации.

Настроения. Основные признаки настроения как эмоционального состояния. Роль настроений в осознании мотивационной сферы личности.

1

-

7



Эмоции и познавательные процессы

Эмоции и сенсорно-перцептивные процессы. Аффективный тон ощущений. Влияние эмоций на восприятие.




10
Влияние эмоций на мнемические процессы. Эмоциональной памяти.

Эмоции и интеллект. Специфика Интеллектуальные эмоции.

Взаимосвязь эмоций и воображения. Закон творческого воображения Т. Рибо. Закон двойного выражения чувств (Л.С. Выготский). Закон общего эмоционального знака (Л.С. Выготский).

1

-



8

Мотивы и потребности личности.

Связь эмоций с потребностями и мотивами личности
Понятие потребности, мотива, мотивации. Теории мотивации в зарубежной и отечественной психологии. Мотивация и деятельность. Мотивация и личность.

Связь эмоций с потребностями и мотивами. Идея функционального единства эмоций и мотивации. Эмоции как одна из форм мотивации (мотивационные теории, гедонизм). Эмоции как субъективная форма существования потребностей (мотивации) (С.Л. Рубинштейн). Специфика мотивирующей «нагрузки» потребностей и эмоций. Роль эмоций в процессе удовлетворения потребностей.

Мотивы, эмоции и личность.

1

-



9

Психологическая характеристика чувств.

Проблема формирования чувств

Чувства как форма психической жизни человека. Чувства и эмоции: сравнительная характеристика. Свойства чувств. Интеллектуальные, эстетические, нравственные, практические чувства. Страсти. Характеристика различных чувств (любовь, дружба, зависть, привязанность и т.д.). Классификация чувств в связи с особенностями их объекта. Проблема формирования чувств. Направления формирования чувств. Механизм развития новых чувств (П.М. Якобсон).

1

0,5



10

Возрастные и половые особенности

эмоциональной сферы личности
Потребность в новых впечатлениях. Понятие эмоционального контакта и эмоциональной синтонии. Эмоциональный контакт ребенка с матерью. Появление эмоционально-положительного отношения к другим людям (Н.М. Шелованов). Дефицит непосредственно-эмоционального общения с окружающими и его влияние на эмоциональное развитие ребёнка. Особенности эмоционального развития в дошкольном детстве.

Эмоциональное развитие младшего школьника. Особенности эмоциональных проявлений подростков и юношей. Особенности эмоциональной сферы взрослых и пожилых людей.

Половые различия в эмоциональной сфере: биологический и гендерный аспекты.

1

0,5



11

Понятие о воле. Теории воли в психологии




12
Общественно-историческая природа воли человека.

Проблема воли в научной психологии. Дискуссионные вопросы психологии воли: определение сущности воли; вопрос о функциях воли; волевое усилие как механизм воли; проблема исследования волевых качеств и волевых усилий.

Классические теории воли (В. Вундт, Т. Рибо, У. Джемс, Н. Ах, ассоционизм и др.).

Современные научные подходы к определению сущности воли. Воля как сдерживание поведения по актуальной потребности (Ш. Чхартишвили). Волевое действие как действие по произвольному дополнительному побуждению (В.А. Иванников). Регулятивный подход к анализу воли (В.К. Селиванов).

1

0,5


12

Психологическая характеристика регуляционно-волевых процессов

Проявления воли

в жизнедеятельности человека


Единство интеллектуальных, эмоциональных, волевых процессов. Классификация регуляционно-волевых процессов по степени их подконтрольности субъекту. Непроизвольная регуляция поведения: допсихическая и психическая непроизвольная регуляция. Преднамеренный, сознательный и активный характер произвольной регуляции поведения и деятельности человека. Роль речи в регуляции поведения и деятельности.

Личностный характер волевой регуляции. Регулятивный и мотивационный подходы к анализу волевой регуляции.

Выбор мотивов и целей – критерий волевого поведения. Импульсивные, привычные и волевые действия (С.Л. Рубинштейн). Основные характеристики волевого действия.

Волевое усилие как критерий волевой регуляции поведения и деятельности личности. Виды и функции волевых усилий. Место волевых усилий в структуре волевой регуляции.

Волевые качества личности как непосредственные проявления воли.

1

-


12

2

    1. Практические занятия


п./п.

Тема занятия

Краткое содержание

Кол. часов

О/З

1

Развитие представлений о сущности эмоций


1.Периферическая теория эмоций У. Джемса и Г. Ланге и её критика (Ч. Шеррингтон, У. Кеннон).

2.Основные положения эволюционно-биологической теории эмоций Ч. Дарвина.

3.Центральные теории эмоций (У. Кеннон, Д. Линдсли и др.)

4.Значение центральных теорий эмоций психологического исследования эмоциональных явлений.

5.Теория эмоций П.К. Анохина.

6. Психоаналитическая теория эмоций.

7. Информационная теория П.В.Симонова.


4

1

2

Характеристика эмоциональных состояний


1.Фрустрация: сущность, факторы, формы; конструктивный и деструктивный эффекты фрустрации.

2.Фрустрация, конфликт, тревога: связи и отношения между ними.

3.Аффект:

а) основные признаки и условия возникновения;

б) патологический и физиологический аффекты;

в) методы диагностики аффектов.

4.Настроение.


2

0,5

3

Мотивы, эмоции и личность


1.Мотивационные теории эмоций.

2.Эмоции и потребности.

3.Мотивирующее значение потребностей, мотивов и эмоций в деятельности личности.

4.Мотивация, эмоции и личность:

а) тревожность и мотивация достижения;

б) мотивация и стресс;

в) мотивация помощи и агрессия.


2

0,5

4

Психологическая характеристика чувств


1.Определение понятия чувство в различных психологических теориях.

2.Виды чувств

3.Чувства как форма психической жизни человека:

а) чувства и эмоции: сравнительная характеристика; свойства чувств;

б) характеристика некоторых чувств (любовь, дружба, счастье, зависть, ревность).

4.Характеристика чувств в связи с особенностями их объектов.

5.Проблема формирования чувств.


2

0,5

5

Чувства как состояние и качество жизни человека

1.Проблема формирования чувственной сферы человека.

2.Характеристика чувства принадлежности . 3. Понятие чувственная ткань в психологической науке.

4.Чувства человека и его актуальное эмоциональное состояние.




4

0,5

6

Проявления воли

человека



1. Теории воли в психологической науке.

2.Сложное волевое действие: структура и динамика.

3.Сознательное волевое усилие как отличительная особенность волевого поведения.


  1. Волевые качества личности. Классификации волевых качеств личности.

  2. Структура волевого акта.




2

0,5

7

Психодиагностика эмоционально-волевой сферы личности.

1.Исследование эмоциональной сферы человека.

2.Проблема коррекции эмоциональных проявлений человека.

3. Психодиагностическое исследование волевых качеств личности.

4. Возможности аутотренинга в коррекции волевой сферы личности.



2

0,5

ИТОГО:

18

4




3.3 Интерактивные занятия


п/п

Тема занятия

Краткое содержание и вид интерактивного занятия

Кол. часов

О/З

1

Категориальный анализ научной терминологии психологии эмоций и воли управления

Дискуссия на тему: « Соотношение эмоций и воли в поведении человека».

2

2

2

Воспитание волевых качеств у ребенка

Создание и освещение презентации на заданную тему.

4

1

3

Сравнительная характеристика соотношения эмоций, чувств и волевых качеств человека.

Создание и освещение презентации на заданную тему.

4

1

ИТОГО:

10

4



  1. Самостоятельная работа




п/п

Содержание самостоятельной работы

Кол. часов О/З

Форма контр.

1

Изучение психологических теорий непосредственного эмоционального реагирования.


2

2

Реферат

2

Возможности человеческой психики для решения ПТСР

2

2

Реферат

3

Принятие эмоциональных решений

2

2

Отчет

4

Иерархия эмоциональных коммуникаций индивида

2

2

Отчет

5

Иерархия эмоциональных коммуникаций в группе

2

2

Конспект

6

Классификация и виды настроений человека

2

2

Отчет

7

Эмоциональные состояния в связи с проявлениями экономического кризиса

2

2

Отчет

8

Оценка эмоциональной деятельности индивида

2

2

Реферат

9

Возможности прогнозирования эмоциональных потребностей человека

2

2

Отчет

10

Управление волей на уровне групповых конфликтов

2

2

Отчет

11

Комплексный подход к изучению эмоционально-волевой сферы человека

2

2

Конспект

12

Прогнозирование эмоционального поведения человека

2

4

Реферат

13

Эмпатия: понятие и характеристика в психологии.

2

4

Конспект

14.

Особенности эмоциональной памяти на разных этапах онтогенеза

2

4

Отчет

15.


Волевая дисциплина человека

2

4

Отчет

16.

Эмоциональный интеллект как основа эффективных коммуникаций

2

4

Отчет

17

Управление эмоциями

2

6

Конспект

18

Соотношение понятий эмоция и настроение

2

4

Отчет

19

Формирование аффективной толерантности

2

6

Отчет

20

Волевой акт и копинг-стратегия личности: соотношение понятий.

2

4

Отчет

21

Эмоциональная память

2

4

Отчет

ИТОГО:

42

66



  1. ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ и УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ.




  1. Психосоматические эффекты эмоций.

  2. Настроение и факторы, его вызывающие.

  3. Сравнительная характеристика физиологического и патологического аффекта (Калашник).

  4. Методы изучения аффектов.

  5. Психологическая характеристика фрустрации.

  6. Биологическая концепция стресса (Г. Селье).

  7. Психологическая характеристика стресса.

  8. Понятие «эмоциональной устойчивости» личности.

  9. Связь эмоций с сенсорно-перцептивными процессами.

  10. Особенности эмоциональной памяти.

  11. Эмоции и воображение.

  12. Роль эмоций в интеллектуальной деятельности.

  13. Физиологические корреляты эмоций и чувств.

  14. Проблема формирования чувств.

  15. Особенности развития эмоций и чувств у детей.

16. Эмоциональные типы личности.

17. Проблема восприятия и понимания внешнего выражения эмоций и чувств в общении.

18. Эмоционально обусловленное поведения.

19. Проблема управления стрессовыми реакциями.

20. Пути и способы формирования чувств.

21. Особенности эмоциональной сферы представителей некоторых профессий.

22. Патология воли.

23. Развитие «силы воли».

24. Общая психологическая характеристика воли и волевого поведения.

25. Общественно-исторический характер генезиса воли.

26 .Проблема «задержанных» и «подавленных» эмоций.

27. Эмоциональная память как основа креативности личности.


  1. ТРЕБОВАНИЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ


Компетенция: восприятие личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей

(ОК-7).


Задание 1.Психодиагностика уровня эмпатии студентов 1-го и 5-го курсов ВУЗа, с последующим анализом и интерпретацией результатов.

Задание 2. Проведение беседы и включенного наблюдения на заданную тему.

Компетенция: психологическая диагностика уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6).

Задание 3. Психодиагностика уровня тревожности у студентов различных форм обучения. Анализ результатов.

Компетенция: прогнозирование изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях (ПК-7).

Задание 4. Психодиагностика уровня эмоционального интеллекта.

Задание 5. Подготовка и проведение тренинга на тему « Возможности личностного роста»

  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

7.1 Основная литература


п/п

Перечень литературы


1


Никандров В.В. Психология. – Волтерс Клувер, 2009. Электронная библиотека «IPRbooks». Интернет-ресурс /http://www. iprbookshop.ru



2

Общая психология: тексты. Том 2. / Сост. Дормашев Ю.Б., Капустин С.А., Петухов В.В. – Когито- центр, 2013. Электронная библиотека «IPRbooks». Интернет-ресурс /http://www. iprbookshop.ru

3

Немов Р.С. Общая психология. – Питер, 2010.

4

Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 6. – Эксмо +, 2013


5

Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: МГУ,2009

6

Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных. М., 2009

7

Ильин Е.П. Эмоции и чувства. /Изд-е 4/ – СПб.: Питер, 2012.
    1. Дополнительная литература


п/п

Перечень литературы

1

Ильин Е.П. Психология воли. – С-Пб.: Питер, 2012.

2

Изард К. Эмоции человека. – С-Пб.: Питер, 2010.


4

Майерс Д. Социальная психология. - 7-е изд. – СПб.: Питер, 2010.


5

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. 2 - М., 2010.


7


Джемс У. Психология. – М.: Педагогика, 2010

8


Селье Г. Стресс без дистресса. – Пер Се.,2012.


10


Обухова В.А. Возрастная психология – М.: МКА, 2010.

11


Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – М., 2012.
  1. ИНформационно-методическое обеспечение (УМК, компьютерные программы, электронные учебники, Интернет-ресурсы)


п/п

Перечень

1

http://psycology.ru/ – сайт, посвященный общим вопросам психологии

2

http://ppf.uni.udm.ru/ – сайт Института Педагогики, Психологии и Социальных Технологий

3

http: www.koob.ru – электронная библиотека психологической литературы

4

http://www.ippd.univers.krasu.ru/ – сайт Института Психологии и Педагогики Развития

5

http://psycology.net.ru/ – сайт «Мир психологии»

6

http://www. Ihtik.lib.ru / – Библиотека Ихтика

7

Сервер ИУБИП/ методические материалы/ учебно-методическое обеспечение по кафедрам/ СДО Прометей/ Библиотека/ Клиническая психология

8

Электронная библиотека IPRbooks


ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ


2-й учебный год (2014/2015) действия рабочей программы













Автор рабочей программы _Ларионова Е.А._______________________________»__»________20__

Зав кафедрой »__»________20___
3-й учебный год (______/______) действия рабочей программы











Автор рабочей программы ______________________________________»__»________20__

Зав кафедрой »__»________20___
4-й учебный год (______/______) действия рабочей программы











Автор рабочей программы ______________________________________»__»________20__

Зав кафедрой »__»________20___
5-й учебный год (______/______) действия рабочей программы











Автор рабочей программы ______________________________________»__»________20__

Зав кафедрой »__»________20___


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка