Ретроспективный обзор психологической науки и ее отечественной военной компоненты



Сторінка1/6
Дата конвертації12.04.2016
Розмір1.69 Mb.
  1   2   3   4   5   6
ВОЕННЫЙ ИНСТИТУТ (ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ)

ВОЕННОЙ АКАДЕМИИ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ ОБЗОР

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И ЕЕ

ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЕННОЙ КОМПОНЕНТЫ

Санкт-Петербург

2013

ВОЕННЫЙ ИНСТИТУТ (ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ)

ВОЕННОЙ АКАДЕМИИ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ
РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ ОБЗОР

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И ЕЕ

ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЕННОЙ КОМПОНЕНТЫ
Утверждено Ученым советом института

в качестве учебно-методического пособия

Санкт-Петербург

2013


Ретроспективный обзор психологической науки и ее отечественной военной компоненты /Авторы-составители Пашкин С.Б., Минко Н.И. - СПб: ВИ(ИТ) ВАМТО, 2013.– 95 с.
Учебно-методическое пособие рекомендовано для курсантов и студентов всех специальностей, изучающих курс «Психология и педагогика», и офицеров системы переподготовки по направлению «Психолог-педагог».

В пособии рассмотрены в конспективной форме положения из донаучной и научной психологии (от античной психологии и до нашего времени). Наряду с историографией проблемы авторы-составители во второй части пособия в сжатом виде излагают историю развития военной психологии как отрасли психологической науки от ее зарождения до начала XXI в.

Материал, изложенный в учебно-методическом пособии, может быть полезен также офицерам, занимающимся организацией воспитательной работы в курсантских подразделениях.
Рецензенты:

Заслуженный деятель науки РФ, доктор психологических наук, профессор В.А. Якунин (СПбГУ);

кандидат психологических наук, доцент Ю.В. Макаров (РГПУ им. А.И. Герцена)
Авторы благодарят Поддубного Е.П. за техническую помощь в оформлении данного учебно-методического пособия.

© ВИ(ИТ), 2013


Оглавление




Введение 5

Глава 1. Из истории донаучной и научной психологии 6

Д. Толанд (1670-1722) 21

Дж. Пристли (1733-1804) 22

Д. Дидро (1713-1784) 23

П. Гольбах (1723-1789) 24

К. Гельвеций (1715-1771) 24

О. Конт(1798-1857) 24

Э. Дюркгейм (1858-1917) 24

Г. Лебон (1841-1931) 24

Л. Леви-Брюль (1857-1939) 25

РУССКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В XVIII-XIX ВЕКАХ 25

М.В. Ломоносов (1711—1765) 25

А.Н. Радищев (1749-1802) 25

А.И. Герцен (1812-1870) 26

Н.Г. Чернышевский (1828-1889) 26

НЕМЕЦКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В XVIII-XIX ВЕКАХ 27

X. Вольф (1679-1754) 27

И. Кант (1776-1804) 27

И. Гербарт (1776-1841) 27

В. Вундт (1832-1920) 27

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ ВНУТРИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ 28

Ч. Дарвин (1809-1882) 28

З. Экснер (1846-1926), Ф. Дондерс (1818-1889) 29

И.М. Сеченов (1829-1905) 29

ПСИХИАТРИЯ 29

ЗАРУБЕЖНАЯ ПСИХОЛОГИЯ XX ВЕКА 30

К. Роджерс (1902-1990) 32

ОТЕЧЕСТВЕНННАЯ ПСИХОЛОГИЯ В XX СТОЛЕТИИ 33

В.М. Бехтерев (1857-1927) 33

И.П. Павлов (1849-1936) 33

Глава 2. Краткий экскурс в историю военной психологии 52

Заключение 68

Приложение 1 69

Список работ по истории психологии, рекомендуемых в качестве учебной литературы 69

Приложение 2 73

Краткий словарь терминов 73

Литература 97




Введение

Вооруженные силы Российской Федерации переживают сложный период реформирования. Развитие армии и флота всегда обусловлено тенденциями развития самого общества.

Проводя огромную работу по реформированию Вооруженных сил России, высшее политическое и военное руководство страны уделяет огромное внимание обеспечению надежной защиты сухопутных, морских и воздушных рубежей государства.

Значительно возросла роль офицеров. Наряду со многими направлениями деятельности офицера как специалиста, руководителя центральным направлением деятельности военного инженера является работа с людьми, поскольку на поле боя побеждает не техника, а люди, которые управляют ею. Данное направление деятельности офицера весьма разнопланово. Оно включает в себя: руководство воинскими коллективами в дни мирной учёбы и в боевой обстановке, обучение и воспитание личного состава, подбор и расстановку кадров и многое другое. Однако для того, чтобы успешно решать эти задачи, офицер должен владеть определенной суммой психологических знаний. Путь к этому – глубокое и творческое овладение военной психологией.

Интерес к «солдатской душе» выказывали многие видные полководцы, начиная с античных времен. О необходимости закалять дух воина говорил еще Александр Македонский. Большое внимание психологической готовности солдата к бою уделяли и русские полководцы А.В. Суворов и др.

Исследования в области истории психологии показывают, что процесс развития военно-психологической мысли непосредственно связан со становлением военного дела, организацией войск, стратегией и тактикой боевых сражений.

Знание исторических аспектов развития военной психологии является составной частью общепсихологической и теоретической подготовки военного инженера. Связь теории и истории психологии взаимная.

При подготовке данного учебно-методического пособия авторами-составителями заимствованы подходы и материалы из опубликованных работ Барабанщикова А.В., Феденко Н.Ф., Платонова К.К., Караяни А.Г., Крысько В.Г.. Морозова А.В., Маклакова А.Г., Якунина В.А.


Глава 1. Из истории донаучной и научной психологии

Интерес к знаниям, которые мы сегодня относим к области психологии, возник давно. Поэтому мы с полным основанием можем заявить, что психология – древняя и совсем молодая наука. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины насчитывает немногим более столетия, но можно с уверенностью сказать, что основная проблематика занимает человеческую мысль с тех самых пор, когда человек начал задумываться о тайнах окружающего его мира и познавать их.

Давно стало очевидным фактом, что психология долгое время развивалась в рамках философии и ответ на вопрос о том, какая же из этих наук древнее, на самом деле не так однозначен, как это может показаться на первый взгляд. В свою очередь, выделение психологии в самостоятельную науку не могло означать полной автономии. Проблемы душевной жизни человека не могут разрабатываться вне представлений об отношениях материального и идеального, духовного и телесного, биологического и социального, субъективного и объективного, а это проблемы философского плана.

На протяжении многих столетий психология оставалась областью описательных знаний. Объяснение природы психических явлений всегда было предметом острой борьбы между материализмом и идеализмом. Представители идеалистической философии рассматривали психику как нечто первичное, существующее самостоятельно, независимо от материи.

В последние десятилетия наблюдается сближение и взаимодействие научных и религиозных подходов в области психологии и психотерапевтической практики – и это не случайно. Эти проблемы обсуждались на многих конференциях, в том числе и на последнем III психологическом съезде. В конце XX века в отечественной психологии появилось множество работ психологов, ориентированных на христианское мировоззрение (Т.А. Флоренской, Б.С. Братуся, И.В. Слободчикова, Е.И. Исаева, Б. Нечипорова, Ф.Е. Василюка и др.), а в начале XXI века их стало еще больше. Это работы Е.К. Веселовой, Е.Т. Смирновой, С.А. Черняевой, М.Н. Мироновой, В.Х. Манерова, М.Я. Дворецкой и многих других. В особом ряду стоит монография «Элементы православной психологии» Шеховцовой Л.Ф., Зенько Ю.М. – М.: Изд-во Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2012. – 252 с. Ценность этой работы для всех, кто интересуется историей психологии, связана не только с ее содержательной стороной, но и с тем, что авторы дают широкую библиографию по психологии религии и религиозной психологии.

Станет ли христианская психология полноправным новым направлением в психологии, покажет время. Тем не менее, налицо попытка психологов, ориентированных на христианское, православное мировоззрение, разработать и оформить психологию, не противоречащую богословским концепциям возникновения и назначения человека на земле как творения Бога.

Конечно, в былые времена в СССР, когда господствовала коммунистическая идеология, официально это было не только невозможно, но и чревато судебным и политическим преследованием, тюремными сроками, а то и лишением жизни. Отметив тот факт, что идеалистический подход в объяснении природы психических явлений стал в современной России (ее православной части) активно развиваться, мы, тем не менее, утверждаем, что психику следует рассматривать как явление вторичное, производное от материи (диалектико-материалистический взгляд).

Согласно теории отражения:

1) психика – свойство мозга, его специфическая функция;

2) психика – отражение объективной действительности;

3) правильность отражения подтверждается практикой.

Психическое отражение:

- дает возможность правильно отражать окружающую действительность;

- совершается в процессе активной деятельности личности;

- углубляется и совершенствуется;

- преломляется через индивидуальность;

- носит опережающий характер.

Психическое отражение обеспечивает целесообразность поведения и деятельности. В то же время сам психический образ формируется в процессе предметной деятельности.

В любом случае на важнейшие вопросы «что такое душа?» или «что такое психика?» окончательного ответа нет. Мы тоже в пособии не пытаемся дать ответ на эти вопросы, но постараемся наиболее важные моменты в развитии ведущих психологических подходов в донаучной и научной психологии отметить и назвать.

Этапы развития психологии



Комментарии
1-й этап. Первые представления о психике носили анимистический характер, наделявший каждый предмет душой. В одушевленности видели причину развития явлений и движения. Аристотель распространил понятие психического на все органические процессы, выделяя растительную, животную и разумную души.

Позже сложились две противоположные точки зрения на психику – материалистическая (Демокрита) и идеалистическая (Платона). Демокрит считал, что психика, как и вся природа, материальна. Душа состоит из атомов, только более тонких, чем атомы, составляющие физические тела. Познание мира происходит через органы чувств. По мнению Платона, душа не имеет ничего общего с материей и в отличие от последней идеальна. Познание мира – это не взаимодействие психики с внешним миром, а воспоминание души о том, что она видела в идеальном мире до того, как попала в тело человека.



2-й этап. В XVII в. были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания. Р. Декарт считал, что животные не обладают душой, и их поведение является рефлексом на воздействия извне. По его мнению, человек обладает сознанием и в процессе мышления устанавливает наличие у себя внутренней жизни. Д. Локк утверждал, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств, выдвинул принцип атомистического анализа сознания, согласно которому психические явления могут быть доведены до первичных, далее неразложимых элементов (ощущений) и на их основе сформированы через ассоциации более сложные образования.

В XVII в. английские ученые Т. Гоббс, Д. Гартли развили детерминистское представление об ассоциациях, лежащих в основе функционирования психики, а французские исследователи П. Гольбах и К. Гельвеций разработали чрезвычайно важную идею о социальном опосредовании психики человека.



3-й этап. Большую роль в выделении психологии как самостоятельной отрасли знаний сыграли разработка метода условных рефлексов в физиологии и практика лечения психических заболеваний, а также проведение экспериментальных исследований психики. В начале XX в. основатель бихевиоризма американский психолог Д. Уотсон указал на несостоятельность декарто-локковской концепции сознания и заявил, что психология должна отказаться от изучения сознания и должна сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, т.е. на поведении человека.

4-й этап (современный). Для него характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую, прикладную область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности человека.

Российская психологическая наука придерживается диалектико-материалистического взгляда на происхождение психики.



АНТИЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Милетская школа
Первооснова мироздания


  • Фалес – вода.

  • Анаксимандр – апейрон.

  • Анаксимен — воздух.


Гераклит Эфесский (530-470 гг. до н.э.)


  1. Огонь – первооснова мироздания.

  2. Путь огня вверх и вниз.

  3. Психея (душа) – влажно-воздушная форма огня.

  4. Психеям смерть – стать водою.

  5. Проявления души (чувства, разум, потребности).

  6. Всякое желание покупается ценою психеи.

  7. Принцип умеренности.


Алкмеон (VI-V вв. до н.э.)


  1. Принцип нервизма.

  2. Нейропсихизм.

  3. Мозгоцентризм.

  4. Чувства (зрение, слух) и правило подобия.

  5. Динамика крови и активность организма.

  6. Здоровье — гармоничное сочетание элементов четырех стихий.

  7. Внешняя зависимость равновесия стихий в организме.


Эмпедокл (490-430 гг. до н.э.)


  1. Пассивное и активное начала мироздания.

  2. Четыре стадии развития мира и живых существ.

  3. Соки (растений) и кровь – идеальные смеси четырех стихий.

  4. Биопсихизм.

  5. Сердцецентризм и роль крови в работе разных частей организма.

  6. Правило подобия и механизм истечения в чувственном восприятии.

  7. Теория цветового зрения.


Гиппократ (460-377 гг. до н.э.)


  1. Четыре первоосновы мироздания.

  2. Организм человека – сочетание четырех стихий.

  3. Здоровье как результат гармонии четырех стихий в организме.

  4. Внешние причины различного сочетания четырех стихий в организме.

  5. Внутрителесные факторы активности человека.

  6. Четыре типа темперамента.


Анаксагор (500-428 гг. до н.э.)


  1. Гомеомерии (семена) – пассивное первоначало мира.

  2. Нус – активное и упорядочивающее начало.

  3. Гилозоизм.

  4. Отличия человека от животных (наличие руки и разума).

  5. Принцип противоположности в чувственном восприятии.

  6. Производный характер разума от чувств.

  7. Возможность познания первооснов только разумом.


Сократ (469-399 гг. до н.э.)


  1. Божественное происхождение мира и человека.

  2. Невозможность вмешательства человека в божественные дела.

  3. Принцип «Познай самого себя».

  4. Понимание как пробуждение (припоминание) врожденных идей.

  5. Приобретенные знания как основа управления собой (потребностями и др.).

  6. Принцип умеренности в удовлетворении потребностей.

  7. Основные отличия человека от животных.


Демокрит (460-370 гг. до н.э.)


  1. Атомарное строение мира (атомы и пустота).

  2. Душа – воздухо-огненные атомы.

  3. Гилозоизм.

  4. Полицентризм в локализации души.

  5. Объективно-субъективная природа ощущений и теория истечения.

  6. Соотношение чувств и разума.

  7. Соотношение потребностей и познавательных способностей.

  8. Механизм подражания.


Платон (427-347 гг. до н.э.)


  1. Мир идей как первичная реальность.

  2. Идея как нечто общее в вещах.

  3. Первичность и независимость идей относительно вещей.

  4. Иерархия идей. Мировые души Добра и Зла.

  5. Независимость души от тела и ее бессмертие.

  6. Погружение души в тело и ее трехуровневая локализация.

  7. Различие в преобладании какой-либо части души у отдельных людей, сословий и народов.

  8. Психологическая теория идеального государства.

  9. Акт припоминания душой врожденных идей как основная форма активности и познания.

  10. Теория перерождения душ.


Аристотель (384-324 до н.э.)
Вводная часть

  1. Аристотель-энциклопедист: «Александр Македонский древнегреческой науки».

  2. Изучение души есть дело естествоиспытателя.

  3. Важность изучения души для познания природы.

  4. Трактат «О душе» – первая в мире работа по психологии.

  5. Включение трактата «О душе» в сборник «Физика».


Основы мироздания

  1. Учение о материи и форме.

  2. Душа как форма живого.

  3. Неотделимость материи от формы и души от тела.

  4. Несводимость души к веществу.

  5. Душа есть форма тела, но не есть оно само.


Внешняя детерминация психики

  1. Механизм восприятия как процесс снятия формы с предмета без его вещественности.

  2. Выделение пяти видов чувств.

  3. Учение об общем чувствилище как переходном мостике от чувств к разуму.

  4. Ассоциации – механизм работы общего чувствилища.

  5. Мышление есть форма чувственных форм – форма форм.

  6. Существование мирового надиндивидуального разума – Нуса.


Внутрителесная детерминация психики

  1. Природа воли (стремлений) — единство потребностей – образа вещей и действия.

  2. Эмоции (удовольствие-неудовольствие) как оценка полезности или вредности вещей, телесные проявления эмоций.

  3. Кровь и ее состояния как фактор общей активности организма и гуморальная основа темперамента:

  • легкая кровь – сангвиник,

  • теплая кровь – холерик,

  • жидкая кровь – холерик,

  • тяжелая кровь – меланхолик.

  1. Локализация души в сердце.

  2. Мозг как охлаждающий резервуар для крови.

Способности души

  1. Учение о трех способностях души:

  • разумные,

  • животные,

  • растительные.

  1. Развитие психики в филогенезе и онтогенезе как процесс преобразования низших способностей души в высшие.


Стоицизм (4-3 в. до н.э. – 5-6 в. н.э.)
Общие представления стоиков

  1. Эволюция взглядов стоиков.

  2. Фатализм как общая идея стоиков.

  3. Идея приспособления человека к познанным законам природы.

  4. Материя (земля, вода) и пневма (воздухо-огненная смесь) как основы мироздания.

  5. Развитие пневмы и мира.

  6. Душа – это пневма («творческий огонь») в разных ее состояниях и проявлениях.

  7. Гилозоизм стоиков.


Строение души

  1. Восемь способностей души:

  • гегемоникон как чистая доска,

  • речь,

  • 5 видов чувств как отдельные способности,

  • вегетативные способности.

  1. Каталептические представления и фантазмы.

  2. Ассоциации как механизм работы гегемоникона.

  3. Природа аффектов – результат неадекватных представлений о мире, о своем прошлом, настоящем и будущем.

  4. Идеал стоиков – преодоление страхов, тревог и страданий.

  5. Мораль стоиков: покорность, смирение, послушание, отказ от борьбы и преобразования мира.


Александрийские врачи Эразистрат, Герофилл

(III—II вв. до н.э.)
Эмпирическая база открытий

  1. Анатомирование трупов животных и людей с целью изучения строения нервной системы и головного мозга.

  2. Изучение черепно-мозговых травм у воинов.

  3. Наблюдение за душевнобольными людьми с явными нарушениями психики.

  4. Проведение опытов по удалению различных участков головного мозга у преступников, приговоренных к смертной казни.

Основные достижения

  1. Опытное обоснование принципа нервизма.

  2. Открытие внутримозговой локализации психических функций.

  3. Обнаружение чувствительных и двигательных нервов.

  4. Описание физиологического механизма протекания психических процессов – движение эфироподобной пневмы по нервам и головному мозгу.


Эпикур (IV—III в. до н.э.)
Атомизм Эпикура

  1. Основа мироздания – атомы и пустота.

  2. Душа — это воздухо-огненные атомы, приводящие тела в движение, а то, что приводит в движение, само не может быть пустотой.

  3. Активность души определяется соотношением воздушно-огненных атомов.

  4. Сужение границ психического: душа начинается с ощущений и восприятий, вызываемых внешними телами.

  5. Теория истечений: качество ощущений определяется свойствами атомов – их формой, величиной, весом и движением.

  6. Врожденных идей нет, все они вырастают из чувств и производных от них частных и общих представлений.

  7. Неотделимость души от тела: без атомов души тело разрушается, а душа без тела рассеивается.

  8. Естественное происхождение языка.

  9. Природа сновидений.


Этика Эпикура

  1. Природа эмоций – результат связи свойств атомов и удовлетворения (наслаждения) или неудовлетворения (страдания) потребностей.

  2. Человек в жизни должен стремиться к избавлению от страданий и получению удовольствия и наслаждения.

  3. Наслаждение – это состояние душевного покоя и равновесия, психологического комфорта, отсутствие страхов и тревог.

  4. Состояние наслаждения и удовольствия обеспечивается адекватным обозрением своего прошлого, настоящего и будущего.

  5. Человек живет в системе событий трех форм – необходимых, случайных и ему подвластных.

  6. Подвластной человеку областью является его собственный внутренний мир и поведение, которыми он и должен управлять.

  7. Управление собою состоит в преодолении страхов и тревог и в обретении счастья, покоя и наслаждений.

  8. Философия и ее назначение состоит в указании путей обретения счастья, покоя и наслаждения.



Тит Лукреций Кар (99-45 гг. до н.э.)
О душе и ее проявлениях

  1. Душа – воздухо-огненные атомы.

  2. Разделение души на «аниму» и «анимус»:

  • анима – атомы, рассеянные по всему телу и отвечающие за растительные функции,

  • анимус – атомы, сосредоточенные в груди и отвечающие за чувства и разум.

  1. Теория истечений и догадка о порогах чувствительности.

  2. Мышление – перестройка чувственных впечатлений.

  3. Эмоции определяются свойствами атомов и удовлетворением или неудовлетворением потребностей.

  4. Естественное происхождение языка.

  5. Природа сновидений.

  6. Стремление к счастью и наслаждению путем устранения причин страхов и тревог.

  7. Страх заставил людей создать себе богов.

  1   2   3   4   5   6


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка