Рекомендована к утверждению в качестве типовой



Скачати 184.8 Kb.
Дата конвертації14.04.2016
Розмір184.8 Kb.


СоставителЬ:

Л.Э. Кевляк-Домбровская, преподаватель кафедры психологии и педагогики учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет»



Рецензенты:

Кафедра возрастной и педагогической психологии учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»;


А.М. Колышко, заведующий кафедрой общей и социальной психологии учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», кандидат психологических наук


Рекомендована к утверждению в качестве типовой:
Кафедрой психологии и педагогики учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет»

(протокол № 11 от 28 февраля 2014 г.);


Центральным научно-методическим советом учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет»

(протокол № 6 от 26 апреля 2014 г.);

Научно-методическим советом по медико-психологическому делу Учебно-методического объединения по медицинскому образованию

(протокол № 4 от 5 мая 2014 г.)



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Возрастная психология  учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания о развитии психики в онтогенезе, закономерностях и динамике психологического развития индивида в интервале его жизни.

В число основных проблем возрастной психологии входит исследование факторов развития, так как оно осуществляется во взаимодействии человека с окружающим миром, в процессе общения, практической и теоретической деятельности, что повышает значимость изучаемой дисциплины для будущих врачей.

Актуальность данной программы связана с научно-практическими задачами: созданием методической базы для контроля над ходом, полноценностью содержания и условиями психического развития на разных этапах онтогенеза, организацией оптимальных форм деятельности и общения в детстве и юности, а также организацией психологической помощи в периоды возрастных кризисов, в зрелом возрасте и старости.

Типовая учебная программа по учебной дисциплине «Возрастная психология» разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

- образовательным стандартом по специальности 1-79 01 05 «Медико-психологическое дело» (ОСВО 1-79 01 05-2013), утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 30.08.2013 г. № 87;

- типовым учебным планом по специальности 1-79 01 05 «Медико-психологическое дело» утвержденным Первым заместителем Министра образования Республики Беларусь 30.05.2013 г. (регистрационный № L 79-1-006/тип.).



Цель и задачи учебной дисциплины

Цель преподавания и изучения дисциплины «Возрастная психология» состоит в формировании у студентов научно-обоснованного представления об основных закономерностях возрастного психического развития, развития научно-психологического мышления: умения анализировать факты детского развития, за внешней картиной детского поведения выделять закономерности развития, на примере анализа научных теорий видеть нерешённые проблемы детской психологии.

Задачи изучения дисциплины:

- получить комплексное представление о задачах и методах исследования развития психики в онтогенезе;

- ознакомиться с основными терминологическими, теоретическими и практическими сторонами возрастной психологии;

- изучить основные понятия, категории, механизмы и закономерности психического развития.

Преподавание и успешное изучение дисциплины «Возрастная психология» осуществляется на базе приобретенных студентом знаний и умений по разделам следующих дисциплин:

Анатомия человека. Центральная и периферическая нервная система. Строение и функции отделов головного мозга.

Нормальная физиология. Функционирование отделов головного мозга. Периферическая нервная система.

Общая психология. Развитие психики и сознания. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. Эмоционально-волевые процессы.

Психология личности. Основные положения развития личности в рамках психодинамического, бихевиорального, гуманистического, деятельностного и культурно-исторического подходов к изучению личности.

Изучение дисциплины «Возрастная психология» студентами создает фундаментальную базу для последующего овладения знаниями и умениями при изучении следующих дисциплин:



Общая психопатология. Возрастные особенности причин возникновения, проявления, течения, лечения и профилактики различных психических расстройств.

Общая медицинская психология. Психологические особенности страдающего различными заболеваниями человека в разных возрастных периодах, психология взаимоотношений пациента разного возраста и медицинского работника.

Психотерапия. Оказание психотерапевтической помощи человеку в разных возрастных периодах развития.

Общая психодиагностика. Особенности диагностических процедур на разных возрастных этапах.

Структура типовой учебной программы по учебной дисциплине«Возрастная психология»:

1. Проблемные вопросы, задачи и общие закономерности возрастной психологии. В разделе рассматриваются проблемные вопросы, задачи и общие закономерности развития возрастной психологии как науки.

2. Основные теории и концепции развития личности в онтогенезе. Раздел представлен основными теориями и концепциями психического развития личности, в группу которых вошли психодинамические, бихевиоральные, небихевиоральные, когнитивные и социальные.

3. Особенности психического развития на различных этапах онтогенеза. Рассматриваются основные возрастные этапы жизни человека с учётом специфики их развития и протекания, а также особенности психического развития на различных этапах онтогенеза.

Требования к подготовке студента по окончании изучения дисциплины

В результате изучения учебной дисциплины студент должен:



знать:

- основные механизмы, закономерности и теоретические концепции, объясняющие особенности психического развития человека;

- особенности психического развития людей разных возрастных групп;

уметь:

- определять уровень и особенности психического развития;

- использовать различные теоретические и методологические подходы при решении проблем, связанных с психическим развитием в разные возрастные периоды;

владеть:

- навыками определения уровня психического развития;

- приемами взаимодействия с представителями различных возрастных групп.

Рекомендуемые методы обучения

Основными методами обучения, отвечающими целям изучения данной учебной дисциплины, являются:

- элементы проблемного обучения (учебно-исследовательская работа студентов);

- интерактивное обучение (моделирование проблемных диагностических ситуаций, имитационные игры);

- научно-исследовательская работа студентов в студенческом научном обществе.

На изучение учебной дисциплины «Возрастная психология» по специальности 1-79 01 05 «Медико-психологическое дело» отведено 138 часов. Из них 66 часов аудиторных занятий, в том числе лекций – 16 часов, практических занятий - 50 часов.

Формы текущей аттестации: экзамен – 4 семестр.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Наименование раздела, темы

Количество часов аудиторных занятий

лекций

практических

1. Проблемные вопросы, задачи и общие закономерности возрастной психологии


2


5

2. Основные теории и концепции развития личности в онтогенезе


4


10

2.1. Психодинамические и бихевиоральные теории психического развития

2

5


2.2. Когнитивные теории психического развития

2

2,5

2.3. Социальные теории психического развития

-

2,5

3. Особенности психического развития на различных этапах онтогенеза


10


35

3.1. Психическое развитие ребенка в младенчестве

2

5

3.2. Психическое развитие ребенка в раннем детстве

2

5

3.3. Психическое развитие ребёнка в дошкольном возрасте

2

5

3.4. Психическое развитие ребенка младшего школьного возраста

2

5


3.5. Психологические особенности подросткового возраста

2

5

3.6. Психология юношества

-

2,5

3.7. Психология зрелости

-

5

3.8. Психологические особенности старости

-

2,5

Всего часов

16

50


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
1. Проблемные вопросы, задачи и общие закономерности возрастной психологии

Предмет изучения, теоретические и прикладные задачи возрастной психологии. Основные проблемы возрастной психологии. Понятие развития. Проблема психологического возраста. Проблема возрастной периодизации. Проблема сензитивных периодов развития. Разделы возрастной психологии. Связь возрастной психологии с другими отраслями научного знания. Методы возрастной психологии. Принципы диагностики психического развития и поведения развивающегося человека. Понятие об эволюционных, революционных и ситуационных изменениях. Основные категории психологии развития: рост, созревание, дифференциация, научение, запечатление, социализация. Факторы и условия психического развития. Интеграция базовых изменений и законов развития. Биогенетическое и социогенетическое направление в возрастной психологии. Теория конвергенции двух факторов развития (В.Штерн). Теория рекапитуляции как квинтэссенция редукционизма (С.Холл).



2. Основные теории и концепции развития личности в онтогенезе

2.1. Психодинамические и бихевиоральные теории психического развития

Развитие идей психоанализа в работах Анны Фрейд. Линии развития. Развитие как переход от принципа удовольствия к принципу реальности. Становление психологических защит. Детский психоанализ в решении психологических проблем возрастного развития. Понимание психического развития в раннем бихевиоризме. Бихевиоральные (Дж.Уотсон, Э.Торндайк) и необихевиоральные (Б.Скиннер, С.Бижу, Д.Баер) концепции развития. Развитие и обучение, приобретение опыта. Поощрение и наказание как условия формирования нового поведения. Соединение теории психоанализа и бихевиоризма в теории Р.Сирса. Закономерности формирования психологической зависимости. Формы зависимого поведения ребенка.



2.2. Когнитивные теории психического развития

Теоретическое и прикладное значение когнитивных теорий психического развития. Методы исследования в школе Ж.Пиаже. Интеллектуальный и моральный реализм. Объективность. Реципрокность. Релятивность. Группировка. Периодизация развития: сенсомоторный интеллект; стадия конкретных интеллектуальных операций; стадия формальных операций. Эгоцентризм детского мышления. Эгоцентрическая и социализированная речь ребёнка.

Теория Л.Колберга о развитии морального сознания. Предконвенциональный уровень развития морального сознания. Конвенциональная мораль. Постконвенциональная мораль. Связь развития интеллекта и морального сознания. Исследование моральных суждений и этических представлений детей разного возраста с помощью дилемм Л.Колберга. Теория развития умений (К.Фишер). Развитие как решение задач (Р.Кейз). Моделирование когнитивного развития (Д.Клаар). Проблема саморазвития. Личностный контроль развития. Критические жизненные события как источник развития. Развитие через деятельность (Р.Лернер).

2.3. Социальные теории психического развития

Принцип социально-исторического детерминизма развития психики. Ход психического развития как движение от социального к индивидуальному. Экспериментально-генетический метод исследования психических явлений. Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского как «вершинная психология». Сознание человека как новая движущая сила поведения. Значение для развития сознания «социальной ситуации развития». Законы развития высших психических функций. Линии развития. Зона актуального и зона ближайшего развития. Обучение как движущая сила развития психики. Стабильные и кризисные периоды развития. Возрастная периодизация Л.С.Выготского.

Развитие идей Л.С.Выготского в деятельностной теории онтогенеза А.Н.Леонтьева. Психика как интериоризованная деятельность. Понятие ведущей деятельности. Концепция психического развития Д.Б.Эльконина. Операционально-техническая и мотивационно-потребностная стороны человеческой деятельности. Периодизация психического развития по Д.Б.Эльконину. «Кризисы» отношений и «кризисы» мировоззрения. Критерии оценки психологического возраста: социальная ситуация развития, ведущий тип деятельности, новообразования, кризисы. Теория развития личности Л.И.Божович. Модель развития общения М.И.Лисиной. Теория персонализации А.В.Петровского.

3. Особенности психического развития на различных этапах онтогенеза

3.1. Психическое развитие ребенка в младенчестве

Общая характеристика новорожденности. Кризис новорожденности: причины, симптомы. Основные безусловные рефлексы новорождённого и грудного ребенка. Спинальные и оральные сегментарные двигательные автоматизмы. Работа органов чувств. Первые условные рефлексы ребенка. «Комплекс оживления». Младенчество. Основное противоречие. Ведущая деятельность. Социальная ситуация развития «Мы». Психомоторное развитие младенца. Общая и мелкая моторика. Стадии психомоторного развития. Появление ранних форм эмоционального общения младенца со взрослыми. Этапы становления речи у младенца. Основные новообразования периода младенчества. Кризис одного года: причины развития, симптоматика, психологическая помощь родителям.



3.2. Психическое развитие ребенка в раннем детстве

Общая характеристика периода раннего детства. Развитие предметной деятельности. Роль подражания как предпосылки к началу имитационных игр. Начало индивидуальных предметных игр, появление и развитие символической функции в игре. Переход к групповым сюжетно-ролевым играм. Основные этапы речевого развития от одного года до трех лет. Познавательная речевая активность. Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления в раннем детстве. Развитие личности от одного года до трех: первые признаки самосознания, возникновение «Я». Особенности эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сфер психики. Причины развития, симптомы кризиса трёх лет. Способы преодоления ребёнком и родителями кризиса трех лет.



3.3. Психическое развитие ребёнка в дошкольном возрасте

Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте. Основное противоречие дошкольного детства. Этапы развития восприятия, совершенствование внимания, главные изменения в памяти. Развитие мышления и особенности воображения. Совершенствование речи. Формирование предпосылок к появлению письменной речи. Игра как ведущий вид деятельности дошкольника. Особенности предметных и сюжетно-ролевых игр. Элементы труда и учения в деятельности. Творчество дошкольников. Восприятие сказки. Формирование основных личностных качеств. Возникновение «внутренней позиции», развитие мотивации общения, стремление к самоутверждению, ориентация на мнение окружающих, становление потребности в достижении успеха. Формирование эмоционально-волевой сферы в процессе деятельности и общения.

Понятие психологической готовности ребенка к обучению в школе. Требования, предъявляемые к восприятию, вниманию, памяти, воображению, мышлению детей при поступлении в школу. Речевая и мотивационная готовность. Коммуникативные умения и навыки и личностная характеристика ребенка, определяющие готовность к обучению. Причины неготовности. Психодиагностика готовности ребенка к обучению.

3.4. Психическое развитие ребенка младшего школьного возраста

Социальная ситуация развития, ведущий тип деятельности ребёнка младшего школьного возраста. Симптомы кризиса семи лет. Взаимоотношения младшего школьника с окружающими людьми. Изменение системы взаимоотношений, мотивации общения. Превращение непроизвольных познавательных процессов в произвольно регулируемые. Особенности восприятия, внимания, памяти. Условия развития и совершенствования речи младших школьников. Основные направления преобразования мышления. Характеристика видов деятельности младших школьников: учение, труд, общение, игра. Усиление сознательного контроля и волевой регуляции деятельности. Способы и средства развития самостоятельности и трудолюбия у младших школьников. Формирование самооценки и мотивационно-потребностной сферы в младшем школьном возрасте.



3.5. Психологические особенности подросткового возраста

Изменение жизненной социально-психологической ситуации развития в подростковом возрасте. Особенности развития восприятия, памяти, внимания, воображения. Главные направления в развитии мышления. Мотивы интеллектуальной деятельности, выход предметно-познавательных интересов за пределы школьной программы. Несоответствие между притязаниями на взрослость и реальным личностным поведением подростков. Этапы развития подражания взрослым. Развитие оценочного отношения к учителям, родителям, друзьям. Обострение потребности в общении, самоутверждении и признании со стороны других. Эмоциональная жизнь подростка. Подростковый возраст как сензитивный для развития волевых качеств личности. Особенности поведения, связанные с формированием воли. Противоречия в интеллектуальном и личностном развитии как потенциальный источник конфликтов в подростковом возрасте. Возрастные специфические поведенческие реакции: эмансипации, имитации, группирования со сверстниками, оппозиции, отказа, компенсации. Влияние ближайшего окружения на формирование специфических реакций. Понятие девиантного поведения. Формы девиантного поведения.



3.6. Психология юношества

Социальная ситуация развития в юношеском возрасте. Смена ведущих видов деятельности. Совершенствование познавательных процессов. Формирование общих и специальных способностей, практических умений и навыков. Формирование индивидуального стиля умственной деятельности. Развитие самосознания. Профессиональное самоопределение, его стадии. Формирование нравственных принципов. Особенности формирования мировоззрения у юношей в современных условиях. Полоролевая дифференциация. Характерологические противоречия. Аномальная эмоционально-психологическая симптоматика в ранней юности. Отношения с окружающими людьми в ранней юности. Возникновение потребности в интимно-личностных отношениях.



3.7. Психологические зрелости

Акмеология как наука о зрелости. Критерии зрелости человека по Б.Г.Ананьеву: физически-соматическая зрелость, личностная зрелость, зрелость человека как субъекта познания и труда, социальная зрелость. Неравномерность развития различных сфер психики человека в онтогенезе. Значение психологических новообразований юности для дальнейшей жизни человека. Индивидуальные и половые различия в характере физического, умственного, социально-психологического развития в периоде зрелости. Проблема кризисов зрелого возраста. Критические периоды зрелости. Принципы психотерапии кризисных состояний. Основные личностные новообразования зрелого возраста. Формирование индивидуального жизненного стиля. Стабилизация системы социальных ролей.



3.8. Психологические особенности старости

Геронтология и геронтопсихология как отрасли научного знания. Биологические, социальные критерии и факторы старения и старости. Старость как современная социальная проблема. Старение и болезни. Психологическое переживание старения и старости. Адаптационно-регуляторная теория возрастного развития. Индивидуальные особенности психического развития в периоде старения и старости. Влияние истории жизненного пути личности на процесс старения. Изменения познавательной, коммуникативной, эмоционально-волевой сфер психики пожилого и старого человека. Изменения жизненной перспективы. Проблема одиночества. Компенсаторные механизмы в период старения и старости.



Информационно-методическая часть

Литература

Основная:

1. Абрамова, А.Г. Возрастная психология. / А.Г. Абрамова. – М., 2002.

2. Аверин, В.А. Психология детей и подростков. / В.А. Аверин.  СПб.: 1998.

3. Баттерворт, Дж., Харрис М. Принципы психологии развития / пер. с англ. / Дж., Харрис М. – М., 2000.

4. Поляков, А.М. Психология развития: учебное пособие для студентов. / А.М.Поляков. – Минск: ТетраСистемс, 2009.

5. Волков, Б.С., Волкова, Н.В. Детская психология в вопросах и ответах./Б.С. Волков, Н.В.Волкова.  М., 2002.

6. Крайг, Г. Психология развития. 9-е изд. / Г.Крайг – Спб.: Питер, 2006. 7. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов. / Л.Ф.Обухова. - М.: Издательство Юрайт; МГППУ, 2010

8. Сапогова, Е.Е. Психология развития: Учебное пособие. / Сапогова Е.Е. – М.: Аспект Пресс, 2001

9. Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти. Психологический атлас человека / Под ред. А.А. Реана. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2007.

10. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. / Ф. Райс.  Спб.: 2000.

11. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология. / И.В.Шаповаленко. М., 2005.

Дополнительная:

12. Демидова, И.Ф. Психология развития и возрастная психология. / И.Ф. Демидова.  Таганрог, 2003.

13. Марцинковская, Т.Д. История детской психологии. / Т.Д. Марцинковская.  М., 1998.

14. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития / В.С.Мухина.  М.,2002.

15. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека. / В.И.Слободчиков, В.И.Исаев. М.,2002.

16. Эльконин Д.Б. Психология развития: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / Д.Б.Эльконин. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.


Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы студентов

Самостоятельная внеаудиторная работа заключается в изучении основной и дополнительной литературы, монографий и периодической литературы, проработке тем (вопросов), вынесенных на самостоятельное изучение, выполнении индивидуальных заданий, подготовке и написании рефератов, тематических докладов, сообщений по наиболее актуальным проблемам дисциплины.


Перечень рекомендуемых средств диагностики

Оценка учебных достижений студента осуществляется с использованием фонда оценочных средств и технологий учреждения высшего образования.

Фонд оценочных средств учебных достижений студента включает:

- типовые задания в различных формах (устные, письменные, тестовые, ситуационные задачи);

- творческая деятельность студента по выполнению заданий;


  • учебно-исследовательские работы студентов.

Фонд технологий контроля обучения включает:

  • устный опрос;

  • тестирование;

  • решение ситуационных задач;

  • итоговое занятие;

  • защиту реферата и компьютерной презентации по теме учебной программы дисциплины.


Сведения об авторе (разработчике)учебной программы


Кевляк-Домбровская Люцина Эдвардовна

Преподаватель кафедры психологии и педагогики

учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет»



служебный

(0152) 43 57 96

E-mail:

psychology@grsmu.by


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка