Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста посредством тестопластики



Скачати 114.47 Kb.
Дата конвертації26.04.2016
Розмір114.47 Kb.
Мастер - класс с педагогами на муниципальном уровне.
Тема:"Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста посредством тестопластики. "
c:\users\людмила\desktop\фото0005.jpg

Воспитатель:

Новоженина Ольга Юрьевна
Декабрь 2013г
СОДЕРЖАНИЕ

1.Тема.


2.История создания тестопластики.

3. Работа с педагогами.

Цели.

1. Учить лепить несложные предметы из нескольких частей.



2. Закрепить представление о свойствах пластической массы (солёного теста) и способов лепки.

3. Формировать интерес к лепке.

4. Вызывать радость от восприятия общей работы.

Задачи.


1. Развитие точечных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук.

2. Формировать сенсорные эталоны формы, цвета и величины, развивать тактильную чувствительность рук.

3. Знакомить со свойствами материала.

4. Обучать приёмам лепки.

5. Приобщать детей к народному искусству.

6. Воспитывать эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.

Методы.

1. Наглядный (показ, образцы поделок).



2. Словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово) .

3. Практический.

Формы.

1. Индивидуальные.



2. Подгрупповые.

3. Групповые.

Средства.

1. Солёное тесто.

2. Стеки или зубочистки.

3. Доски.

4. Кисти.

5. Краска гуашь.

6. Свечи.

7. Вода.


8. Салфетки.

Правила пользования материалами и инструментами.

1. Аккуратно работать с тестом.

2. Пользоваться салфеткой после работы.

3. Не разбрасывать инструменты.

4. Класть кисточку на подставку.

5. Вымыть кисточку после работы, просушить её.

6. Сложить материалы и инструменты на место.

7. Убрать своё рабочее место.

1. Тема


Добрый день, уважаемые коллеги, я рада приветствовать.

Разрешите представиться, Новоженина Ольга Юрьевна – воспитатель МДОУ «Детский сад №24 «Солнышко»

Тема мастер - класса «Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста посредством тестопластики».
2. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ТЕСТОПЛАСТИКИ

Когда-то, давным - давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепёшки из муки и воды, их обжигали на раскалённых камнях. Из теста выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия.

В Германии и Скандинавии было принято изготавливать Пасхальные и Рождественские сувениры из солёного теста.

В странах Восточной Европы популярны большие картины из теста.

В Германии и Испании во время торжеств в честь Богоматери на алтарь кладут великолепные хлебные венки, украшенные пышными орнаментами.

Когда главным символом Рождества стала - ёлка бедные люди изготовляли из хлебного теста рождественские украшения. Для сохранения украшений от поедания малышами и насекомыми, в тесто добавляли большое количество соли. Так возникло солёное тесто.

На Русском Севере, в хлебосольных и приветливых поморских домах на видных местах всегда стояли рукотворные диковины в виде маленьких фигурок людей и животных. Это мукосольки – поделки из муки и соли. В старину такие игрушки служили оберегами. На Рождество поморки обязательно лепили такие фигурки и, раздавая родным и знакомым, приговаривали: «Пусть у вас хлеб-соль водится, никогда не переводится».

Солнце и соль – однокоренные слова. Пусто и мрачно небо без солнца, а пища пресна и безвкусна без соли. Старинный славянский обычай пришёл к нам из глубины веков. Хлеб означал землю, соль – солнце. Землю и солнце выносили дорогому гостю! Ещё на Руси, когда Новый год праздновался 1 сентября, а заодно играли свадьбы, было принято дарить фигурки из солёного теста. А украшали их росписью, характерной для той местности, где жили наши предки. Считалось, что любая поделка из солёного теста, находящаяся в доме, символ богатства и благополучия в семье. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто – «ХЛЕБОСОЛ».

В России с давних времён существовал обычай лепить хлебные фигурки на забаву себе и детям.
3. Работа с детьми старшего дошкольного возраста

Лепка – одно из полезнейших занятий для ребёнка, одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся сего формой, развивают руки, пальцы, что способствует развитию речи, развивают наблюдательность, детскую фантазию.

Лепить можно из разных пластичных, экологически чистых материалов, которые приобретают в процессе лепки задуманную форму и сохраняют её на долгое время.

В последние годы стало очень популярным материалом для лепки, особенно среди детей, солёное тесто. Этому виду творчества придумали современное название – «ТЕСТОПЛАСТИКА»


Тестопластика является одним из видов народно – прикладного искусства. Почему же я решила заниматься тестопластикой с детьми младшего дошкольного возраста? По данным исследованиям учёных доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Работа с тестом своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе с маленькими детьми. Ведь известно насколько велика роль рук в развитии умственной деятельности человека.

Наши рецепторы (тонкие окончания чувствующих нервов, расположены в мышцах) – это своего рода маленькие, чуткие исследователи, особо воспринимающие устройства, с помощью которого дети ощущают мир в себе и вокруг себя. Значительную часть коры головного мозга занимают представительства наших рук. И это естественно – ведь сведения о мире мы получаем именно через руки, через наш рабочий орган, с помощью которого мы исследуем, творим, строим. Поэтому на занятии тестопластикой широко использую пальчиковые игры, гимнастику и массаж пальцев, упражнения для рук с предметами. В своей работе я всегда замешивала тесто в присутствии детей. Давала возможность принять участие воспитанникам: потрогать, понюхать, помять, высказать свое впечатление о тесте (твёрдое, белое, холодное, можно сделать ямки, скатать колбаски, оторвать кусочек и т. д.) .Сначала дети учились лепить и украшать плоские фигурки

декоративные пластины с налепом, сердечки. Для раскатывания использовались скалочки, а для вырезания – формочки для печенья, вареников, крышки от бутылок. Затем учились лепить объёмные формы: при помощи деревянного стержня (спички или зубочистки). А потом к основе добавлялись характерные признаки : ушки, носик, лапки, хвост. После того как дети освоили лепку из двух или нескольких шаров, предлагала тему по «Замыслу». На этих занятиях анализировала степень усвоения материала, как дети самостоятельно применяют те навыки и приёмы, которые уже усвоили.

Одним из этапов изготовления поделок является раскрашивание. Для этого используется краски гуашь. Работы стали получаться интересные, выразительные.

Занятия лепкой из теста могут развивать не только мелкую моторику рук, но и решить ряд следующих задач.

Преимущества солёного теста

1. Можно приготовить в любой момент не тратя денег.

2. Легко отмывается и не оставляет следов.

3. Безопасность при попадании в рот, если не добавлять клей. Обычно, один раз попробовав тесто на вкус, ребёнок больше не пытается взять его в рот – невкусно!

4. Если оно правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет, экологически чистый продукт, не вызывает аллергию.

5. Можно сушить в духовке, а можно – просто на воздухе.

6. Краска пристаёт любая, а возможности для росписи – практически не ограниченны.

7. Поверх краски хорошо ещё покрывать лаком – сохранится на века.
СПОСОБЫ СУШКИ

1. СУШКА В ДУХОВКЕ

Нужно исходить из того, что изделия толщиной 5мм сушится в течении 1 часа. Температура при этом должна быть 75 градусов.

2. ВОЗДУШНАЯ СУШКА

Самый экономичный, но и самый длительный. При воздушной сушке влага из изделия испаряется очень медленно – за один день изделие просушивается не более чем на 1 мм толщины. Такую сушку целесообразнее всего проводить летом, когда можно использовать тепло солнечных лучей (зимой на батарею украшения ни в коем случае класть нельзя) .

3. КОМБИНИРОВАННАЯ СУШКА

Она больше всего подходит для объёмных лепных украшений: изделия выдерживают несколько дней на солнце, затем досушивают в духовке.

Занятия детей старшего дошкольного возраста в кружке по тестопластике «Мукосольки».



c:\users\людмила\desktop\образцы\фото0330.jpg

c:\users\людмила\desktop\образцы\фото0331.jpg

c:\users\людмила\desktop\образцы\фото0333.jpg

c:\users\людмила\desktop\образцы\фото0339.jpg

c:\users\людмила\desktop\образцы\фото0340.jpg

Предлагаю вашему вниманию выставку образцов из солёного теста.

«Витой и плетеный венок» «Булки, заплетушки, рогалик, хворост»

c:\users\людмила\desktop\образцы\фото0312.jpg

c:\users\людмила\desktop\образцы\фото0313.jpg

«Арбуз, ананас, яблоко, груша» «Детская скульптура», «Брошки»



c:\users\людмила\desktop\образцы\фото0315.jpg

c:\users\людмила\desktop\образцы\фото0316.jpg

«Брелки» «Клумба»



c:\users\людмила\desktop\образцы\фото0317.jpg

c:\users\людмила\desktop\образцы\фото0318.jpg

«Портреты, натюрморт в корзинке» «Картины на стену»



c:\users\людмила\desktop\образцы\фото0319.jpg

c:\users\людмила\desktop\образцы\фото0320.jpg

«Фоторамки»



c:\users\людмила\desktop\фото0322.jpg

c:\users\людмила\desktop\образцы\фото0321.jpg

«Натюрморт с самоваром» «Торт с бабочкой»



c:\users\людмила\desktop\образцы\фото0324.jpg

c:\users\людмила\desktop\образцы\фото0325.jpg

«Подсвечники» Панно «Дерево жизни»



c:\users\людмила\desktop\образцы\фото0326.jpg

c:\users\людмила\desktop\образцы\фото0327.jpg

«Маски с узорами» Витрина магазина «Фрукты – Овощи»



c:\users\людмила\desktop\образцы\фото0328.jpg

c:\users\людмила\desktop\образцы\фото0329.jpg

Тема: «Лепка «Сувенира - подсвечника» из соленого теста».


Задачи:
Обучающие:
Закреплять умения и навыки, полученные ранее (лепить шар, сплющивать его, выдавливать в нем углубление, правильно раскатывать тесто формируя листья и цветы).
Развивающие:
Развивать мелкую моторику кистей рук, фантазию (в декорировании сувенира).
Воспитывающие:

Воспитывать эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность,

стремление с любовью относиться к близким.

Способы организации детей: полукругом или буквой «П»
Оборудование:

Соленое тесто, дощечки, свечи, стеки или зубочистки, гуашь, кисти, вода, салфетки.




Словарная работа: сувенир, подсвечник.
Предварительная работа:

Знакомить со свойствами материала.



Ход занятия:

Дети, вы любите дарить подарки? Мне тоже подарили подарок, и он в волшебном сундучке. Вам интересно узнать, что находится в нем? Чтобы волшебный сундучок открылся надо отгадать загадку.


Дружит с ярким огоньком
И любой украсит дом.
В объятьях крепко держит свечку,
А зовётся он … (подсвечник)
- Ребята, старинная мудрая пословица гласит: «Не дорог подарок – дорога любовь». Давайте преподнесем подарки тем, кого любим. Но мы не пойдем в магазин покупать подарки, а сделаем их сами. Сделаем их с любовью. Ведь именно это самое важное – любить своих близких.

- Сегодня я предлагаю вам сделать сувенир. А знаете ли вы, что такое – сувенир? (Ответы детей). Сувенир – это подарок на память. Давайте повторим это слово вслух и постараемся его запомнить. Изготовленный с любовью, своими руками сувенир, вы сможете подарить кому захотите: родителям, друзьям, родным людям. Сегодня мы попробуем сделать с вами подсвечник.


Это слово говорит само за себя. Как вы понимаете это слово, что такое подсвечник? (Ответы детей). Вы правильно поняли. Подсвечник – это подставка под свечу.
Мы вылепим подсвечник, но не из привычного для вас пластилина или глины, а из соленого теста. Это тесто приготовлено из муки, воды и соли. Оно предназначено только для изготовления поделок.

Возьмем кусочек соленого теста с грецкий орех, раскатаем шар и сплющим – это основа для подсвечника. Воткнем свечку, чтобы получилось углубление. Раскатаем валик (колбаску), разрежем стекой на несколько частей, сформируем листья и выложим вокруг свечки на основу. Слепим цветы-спиральки и разместим на листьях. А для того, чтобы наш сувенир стал очень-очень красивым, раскрасим цветными красками. К такой непростой, но интересной работе, подготовим наши пальчики.



Пальчиковая гимнастика
В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому.

Указательный и средний,

Безымянный и последний

Сам мизинчик малышок

Постучался на порог.

Вместе пальчики друзья,

Друг без друга им нельзя.



Вспомним еще раз последовательность выполнения работы. С чего начнем работу? (Ответы детей). Скатаем шар. Затем? (Ответы детей). Сделаем углубление в середине шара. А после? (Ответы детей). Ну а потом вставим свечу и украсим уже готовый подсвечник.

(Дети выполняют работу. Воспитатель задает им вопросы: Кому ты подаришь этот сувенир? Что скажешь, вручая подарок? Как ты думаешь, а что тебе скажут? Какие чувства испытает человек, получив в подарок твой сувенир?)


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка