«Развитие детской одаренности в системе общего образования.»



Скачати 370.77 Kb.
Дата конвертації25.04.2016
Розмір370.77 Kb.
Методическая разработка урока:

«Природа удивляет. Электричество.»

Возраст обучающихся-7-8 класс.

Номинация: «Развитие детской одаренности в системе общего образования

Автор: Неретина Ирина Валерьевна, Учитель физики МБОУ лицей №3 г.

Воронеж.

Крыло зари смахнуло темноту,

И небо стало чище и яснее...

Как часто мы не ценим красоту,

Особенно когда мы рядом с нею.

Мы привыкаем к отблескам зарниц,

К созвездиям,к заплаканным берёзам,

К просторам не имеющих границ,

Где бьются ливни и ликуют грозы.

Мы привыкаем к лунной тишине,

Нависшей над заснеженной равниной,

Живём - не удивляемся весне,

То пробуждение природы так невинно.

Мы не замечаем эту красоту,

Что ищем мы, не знаем сами!

И смотрим, смотрим за черту,

Той красоты, что вечно рядом с нам.

(Свет Светлова.Вдохни природы удивленье.)

Согласно национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» главное требованиепредъявляемое к выпускнику, это успешность в любой сфере деятельности, выбранной им, а гарантом этого является не только багаж знаний, умений, навыков, способность находить информацию и работать с ней, но и креативность, умение подходить к решению задачи творчески. Именно поэтому всё более востребованными становятся личностно-ориентированные, развивающие образовательные технологии, в основе которых лежит внимание к субъектности ученика, к развитию его компетентностей. «Закон Франкла-Куринского» гласит: «Желая овладеть каким-либо содержанием образования, необходимо сделать его побочной целью деятельности».Т.е«усваивается не та информация на которой сосредоточены усилия, а та, что возникает между делом.»

В основе моей работы лежит проектно-исследовательский метод.

Начинаю его применять на ранних стадиях обучения физике- в 7 классе и сразу с долгосрочных проектов, рассчитанных на 1-2 четверти.Каждый ребенок физико-математического класса выбирает тему в соответствии со своими возможностями и желаниями. Ребенок видит цель и разрабатывает траекторию своего движения к ней. Каждый ученик имеет возможность быть индивидуальным, идти своим путём. Моя цель определить контрольные точки пути, т.е привести его деятельность к решению последовательности целесообразно подобранных действий, при выполнении которых приобретаются знания.Этапы работы ученика:



  1. выбор темы и выдвижение гипотезы.

  2. Сбор информации из различных источников.

  3. Деление информации по блокам с учетом метапредметных связей.

  4. Обработка материала в блоке в соответствии со знаниевой компонентой и возрастными возможностями ученика.

  5. Проведение собственного исследования или моделирование процесса.

  6. Анализ полученной информации, подтверждение или опровержение гипотезы.

  7. Представление полученной информации в 3 видах: презентация, доклад по слайдам презентации, реферат с расширенной информацией.

  8. Выступление с докладом, рефлексия.

Когда материал демонстрируется на уроке перед всем классом, он сам становится учебным пособием. Все учатся у всех. Оценка доклада одноклассниками заведомо ценится выше оценки учителя.Такойдеятельностный подход:

1.вводит понятие метапредмета,2.связан с пропедевтикой,

3.формирует общие компетенции,4.закладывает систему ценностей,

5.повышает мотивацию к углубленному изучению узких дисциплин,

6.позволяет разбудить творческую фантазию, воображение и энтузиазм ребёнка,

7.создаёт ситуацию успешности,8.самореализует и совершенствует каждого ученика.

Так как все дети класса работают над проектом, я объединяю их одной темой. Это облегчает организацию процесса и повышает ответственность каждого за общее дело.

Все связаны одной темой, т.е. являются ветвями 1 дерева, «одеть» его дело учеников. Если листья желтые -осень, зеленые-весна, если дуб, то ждем желуди, а на яблоне груши не растут. Такой метод работы позволяет практически к каждой теме иметь ученическую разработку по материалу, выходящему за пределы учебника.В 7 классе хорошо зарекомендовал себя курс «7 раз отмерь» о видах, устройстве и применении различных измерительных приборов.В 8 классе: «Природа удивляет». Этот курс призван связать метапредметными связями тепловые, электрические и оптические явления.В 9 классе: «Движение -жизнь», курс рассматривающий различные виды движения, с их описанием и сравнительной характеристикой.10 класс «От кареты до ракеты». Курс разбирает основные виды транспорта, историю их открытия, устройство, принцип работы, экологические и энергетические проблемы, перспективы развития.

В выпускном классе удачным является курс «Физические блоки», который позволяет обобщить, структурировать и повторить весь материал физики, проверить степень его усвоения по тестам, составленным учениками.Сотворчество учителя и ученика сегодня является перспективной тактикой обучения: деятельность педагога по выявлению, поддержке и развитию одаренного ребенка требует от учителя особых профессиональных компетентностей: педагога-исследователя, педагога-наставника, педагога-консультанта, педагога-тьютора.

Предлагаемый метапредметный курс «Природа удивляет» позволяет решать следующие задачи:



Обучающие:

  • закрепление и актуализация полученных ранее знаний;

  • овладение новыми знаниями, умениями и навыками по разным предметам;

  • умение работать с большим объемом информации;

  • умение моделировать ситуаций, с которыми придется столкнуться в реальной жизни;

  • изучение методов и средств, обеспечивающих технический и информационный прогресс;

  • овладение возможностями доступа и работы с информационными ресурсами компьютерной сети, в том числе и глобальной;

  • умение ставить цель и формировать последовательность действий для её достижения;

  • узнавание жизненных ситуаций, апеллирующих к науке и технологии;

  • понимание материального мира (включая технологию) на основе научных знаний, что предполагает как владение знаниями об окружающем мире и его законах, так и знаниями о собственно естественных науках;

  • обладание компетенциями, которые включают умения поставить научные вопросы, обратиться к научным знаниям и использовать их, сделать выводы на основе доказанных фактов;

  • интерес к естественно-научному знанию, включение естественно-научной любознательности в собственную систему ценностей, сложившаяся мотивация действовать ответственно по отношению, например, к природным ресурсам и окружающей среде.

Развивающие:

  • интеллектуальных качеств -критического мышления, умения анализировать и выявлять суть; развитие

  • развитие творческих способностей и логического мышления;

  • развитие исследовательских и организационных навыков;

  • активизация предпочтительных склонностей и приверженности к определенным ценностно-смысловым компетенциям;

  • развитие коммуникативных умений;

  • актуализация мотива на погружение в соответствующую деятельность.

Воспитательные:

  • формирование культуры общения;

  • формирование гражданской позиции – иметь своё мнение и уметь отстаивать его;

  • повышение интереса к событиям в мире, науке и технике;

  • понимание важности рассмотрения альтернативных перспектив, идей и аргументов;

  • эффективное выполнение заданий;

  • проявление желания получить дополнительные научные знания и умения, использовать разнообразные ресурсы и методы;

  • проявление чувства личной ответственности за сохранность окружающей среды.

В данной разработке приводится фрагмент курса затрагивающий раздел «Электрические явления».

Фотоэффект.(Работа Ермакова Константина.)

Введение.

Фотоэффект актуален в наше время. Его широко используют в науке и технике. Мы сталкиваются с ним ежедневно. Меня заинтересовала эта тема, с того момента, когда я просто захотел, чтобы фотографии, которые сохранены на компьютере выглядели более яркими, красочными и привлекательными. Я познакомился с компьютерной программой Photoshop, где впервые услышал слово – фотоэффект. Что такое «фотоэффект»? Кто открыл это явление? Где применяется? Все это меня заинтересовало.

Все люди, например, воспринимают телевизор в своем доме как бытовой электроприбор, функция которого - создавать возможность для наблюдения за происходящими в мире событиями, принимая передачи с ближайшего телецентра или спутника. Однако, подумав немного, нельзя не признать телевидение выдающимся изобретением XX века. И тогда может возникнуть вопрос: кто, где и когда изобрел это чудо? Оказывается, все это началось с изобретения фотоэлемента ученым Столетовым.Мы часто ходим в магазины, где автоматически открываются перед нами двери, что очень удобно. Но ученым пришлось много времени потратить на научные исследования и опыты.

Огромное значение фотоэффекта в медицине. Где применяют электроннооптический преобразователь (ЭОП) для усиления яркости рентгеновского изображения, это позволяет значительно уменьшить дозу облучения для человека. Сегодняшнюю медицину трудно представить без использования лазеров. Лазеры с успехом применяются практически во всех областях стоматологии: это профилактика и лечение кариеса, лечение заболеваний кожи, косметологии и т.д. Внедрение лазеров в здравоохранение имеет большой социально-экономический эффект.

Знакомство с различными статьями на эти темы подтолкнуло меня на более глубокое изучение материала. И я решил начать свое знакомство с ученых, которые открыли это физическое явление.



Историческая справка.

Генрих Рудольф Герц родился (22 февраля 1857-1894гг) в Гамбурге. Он прожил всего 37 лет. Учился в Высшей технической школе в Дрездене, в Мюнхенском, а затем в Берлинском университете, по окончании которого в 1880 г. защитил докторскую диссертацию и стал ассистентом Г.Гельмгольца. Уже в первых своих работах Герц проявил себя прирождённым экспериментатором. Он был необычайно находчив и неисчерпаем на выдумки в том, что касается приспособлений для опытов. Не боялся и черновой работы. Герц один из основоположников электродинамики. Экспериментально доказал существование электромагнитных волн и установил тождественность основных свойств электромагнитных и световых волн. Построил механику, свободную от понятия силы. В 1886-87 Генрих Герц впервые наблюдал и дал описание внешнего фотоэффекта. Герц нашёл, что электромагнитные волны проходили через одни виды материалов и отражались другими, что привело в будущем к появлению радаров. Кроме того, Герц заметил, что заряженный конденсатор теряет свой заряд быстрее при освещении его пластин ультрафиолетовым излучением. Полученные результаты явились открытием нового явления в физике, названного фотоэффектом. Ученый разработал теорию резонаторного контура, изучал свойства катодных лучей, исследовал влияние ультрафиолетовых лучей на электрический разряд. Последние четыре года его жизни были посвящены эксперименту с газовым разрядом и работой над книгой, в которой изложен оригинальный подход к этой науке. Работы Герца по электродинамике сыграли огромную роль в дальнейшем развитии науки и техники. Его результаты обусловили возникновение беспроволочного телеграфа, радио и телевидения. [4]Выдающийся русский физик Александр Григорьевич Столетов родился летом 10 августа 1839года в семье небогатого Владимирского купца. В 1849 году Александр поступил во Владимирскую гимназию, которую окончил в 1856 году. В последние годы учебы в гимназии четко определились наклонности Александра. Его любимые предметы - математика и особенно физика. В 1871 году Столетов приступает к работе над докторской диссертацией "Исследование функции намагничевания мягкого железа" и в следующем году утверждается в должности профессора Московского университета. Осенью 1872 года при университете открывается физическая лаборатория, на устройство которой Столетов потратил столько сил и средств. После его работы о "Функции намагничевания железа" имя Столетова становится широко известно за границей. В 1881 году Столетов представляет русскую науку на Первом Всемирном конгрессе электриков в Париже. Он первый русский физик, участвующий на международном съезде. В 1988г. Столетов приступил к исследованию фотоэффекта, открытого за год до этого Герцем.Столетов – это физик, благодаря открытиям которого, стало возможно телевидение. В начале 1896 года Столетов переносит тяжелое рожистое воспаление. Едва оправившись от него, он снова заболевает. Болезни терзают ослабленный организм, и в ночь с 14 на 15 мая Александр Григорьевич умирает от воспаления легких.. [3]

Физическое явление.

Среди разнообразных явлений в которых проявляется воздействие света на вещество важное место занимает фотоэлектрический эффект т.е. испускание электронов веществом под действием света. Явление это получило название фотоэффекта. На опытах было обнаружено, что кинетическая энергия вырываемых светом электронов зависит только от частоты света. Максимальная кинетическая энергия фотоэлектронов линейно возрастает с частотой света и не зависит от его интенсивности. Все попытки объяснить и проанализировать явление фотоэффекта на основе законов электродинамики оказались безрезультатными. Поведения всех микрочастиц подчиняется квантовым законам. Но впервые квантовые свойства материи были обнаружены при исследовании излучения и поглощения света. Объяснение фотоэффекта было дано в 1905 г. Эйнштейном, развившим идеи Планка, о прерывистом испускании света, а уравнение Эйнштейна, несмотря на свою простоту, объясняет основные закономерности фотоэффекта. И за это Эйнштейн был удостоен Нобелевской премии. В 1887 г. Герц обнаружил, что если промежуток разрядника осветить ультрафиолетовым светом, то проскакивание искры заметно облегчается. Наблюдение Герца дали повод к изучению этого явления. Он соединил пластинку исследуемого вещества с чувствительным электроскопом. Когда пластинке сообщали отрицательный электрический заряд, листочки электроскопа расходились. При освещении пластинки светом листочки электроскопа опадали. [16]

Следовательно, под действием света пластинка теряла свой заряд. Это явление получало название фотоэлектрического эффекта. Столетов, проводя многократные эксперименты, тоже установил, что металлическая пластинка, а точнее ее поверхность испускает электроны под действием электромагнитного ультрафиолетового излучения или излучения какого-либо другого диапазона.Свет вырывает электроны с поверхности пластины. Если она заряжена отрицательно, электроны отталкиваются от нее и электрометр разряжается. При положительном заряде пластины вырванные светом электроны притягиваются к пластине и снова оседают на ней. Поэтому заряд электрометра не изменяется. Однако, когда на пути света поставлено обыкновенное стекло, отрицательно заряженная пластина уже не теряет электроны, какова бы ни было интенсивность излучения. Так как известно, что стекло поглощает ультрафиолетовые лучи, то из этого можно заключить, что именно ультрафиолетовый участок спектра вызывает фотоэффект. [3]



Законы фотоэффекта: Первый закон–количество электронов, вырываемых с поверхности металла за одну секунду, прямо пропорционально поглощаемой за это время энергии световой волны. Второй закон – максимальная кинетическая энергия фотоэлектронов линейно возрастает с частотой света и не зависит от его интенсивности.

Третий закон–для каждого вещества существует предельная наименьшая частота (наибольшая длина волны), при которой еще возможен фотоэффект. Фотоэлектрический эффект обнаруживают почти все вещества, даже такие, как лед и вода, если их облучать ультрафиолетовыми лучами.

Различают: внешний, внутренний, вентильный, ядерный фотоэффекты.



Внешним фотоэффектом называется испускание электронов веществом под действием света. Электроны, вылетающие из вещества при внешнем фотоэффекте, называются фотоэлектронами, а электрический ток, образуемый ими при упорядоченном движении во внешнем электрическом поле, называется фототоком.Явление фотоэффекта получило широкое практическое применение. Приборы, в основе принципа действия которых лежит фотоэффект, называются фотоэлементами. Фотоэлементы, использующие внешний фотоэффект, преобразуют энергию излучения в электрическую лишь частично. Так как эффективность преобразования небольшая, то в качестве источников электроэнергии фотоэлементы не используют, но зато применяют их в различных схемах автоматики для управления электрическими цепями с помощью световых пучков.

Внутренним фотоэффектом называется перераспределение электронов по энергетическим состояниям в твердых и жидких полупроводниках и диэлектриках, происходящее под действием света. Он проявляется в изменении концентрации носителей зарядов в среде и приводит к возникновению фотопроводимости или вентильного фотоэффекта. Внутренний фотоэффект в настоящее время получил широкое применение. [13]

Вентильным фотоэффектом называется явление, когда фотоэлектроны покидают пределы тела, переходя через поверхность раздела в другое твердое тело(полупроводник) или жидкость(электролит).

Ядерный фотоэффект – поглощение атомными ядрами гамма-квантов с испусканием протонов, нейтронов или более сложных частиц.

Рассмотренные виды фотоэффекта нашли широкое применение в производстве для контроля, управления и автоматизации различных процессов, в военной технике для сигнализации и локации невидимым излучением, в технике звукового кино, в различных системах связи и т. д.Это явление, уже в наше время широко применяется в промышленности и быту. Ведь на этом явлении основана и работает солнечная батарея, системы тепловидения применяемые для обзора местности, охраны окружающей среды, обнаружения лесных пожаров, контроля качества продукции и ещё много где. Преимуществом этих систем является их способность работать в любое время суток и в неблагоприятных погодных условиях, самые разные объективные оптические измерения немыслимы в наше время без применения того или иного типа фотоэлементов. Современная фотометрия, спектрометрия и спектрофотометрия в широчайшей области спектра, спектральный анализ вещества, объективное измерение весьма слабых световых потоков. И кто знает, как бы мы сейчас жили без этого явления. Я считаю, что всё большее применение этого явления поможет человечеству решить многие проблемы, такие как: экология нашей планеты, исследование дальнего космоса и т.д. [17]



Электропроводность.(Работа Кислякова Олега.)

Введение.

В эпоху научно технического прогресса человек привык ко всем благам современной цивилизации, к комфорту. Действительно, техника, особенно в крупных городах, практически избавила человека от необходимости преодолевать пешком большие расстояния, добывать топливо для очага, затрачивать значительные физические усилия на работе. Машины также выполняют и умственную работу людей: производят все необходимые вычисления. И человек настолько привык ко всем этим достижениям, устройствам, упрощающим его жизнь, что он просто даже не задумывается о том, как они устроены, какое явление лежит в основе работы того или иного прибора. Меня еще с детства интересовали явления, связанные с электричеством. И однажды я задумался: почему электрические провода делают из меди и алюминия, а не из стекла или дерева? Откуда в батарейках берется электрический ток? Это и определило выбор темы для моего реферата. Электропроводность – удивительное явление, которое лежит в основе работы большинства известных миру приборов, и именно о нем я хотел бы рассказать.

Историческая справка.

Алессандро Вольта родился 18 февраля 1745 года в Комо близ Милана. Образование получил в школе ордена иезуитов, где обнаружил способности к риторике. Еще в ранние годы увлекся естественными науками.Алессандро Вольта был четвертым ребенком в семье падре Филиппо Вольты и его тайной супруги Маддалены, дочери графа Джузеппе Инзаге. В 1758 году, как и было предсказано, появилась комета Галлея. Это не могло не поразить пытливого юношу, мысли которого обратились к трудам великого Ньютона. Вообще юноша все более отчетливо осознавал, что его призвание - не гуманитарная область, а естественные науки. Он увлекается идеей об объяснении электрических явлений ньютоновской теорией тяготения, даже посылает знаменитому парижскому академику Ж. А. Нолле (1700-70) свою поэму вместе с рассуждениями о различных электрических явлениях. Но одних рассуждений ему мало. Узнав о работах Бенджамина Франклина, Вольта в 1768 году, поразив жителей Комо, устанавливает первый в городе громоотвод, колокольчики которого звенели в грозовую погоду.С 1774 года по 1779 год преподавал физику в гимназии в Комо. В 1784 годуон создал чувствительный электроскоп с соломинками, изобрел плоский конденсатор, обнаружил проводимость пламени.

В 1792 году, заинтересовавшись опытами Гальвани с животным электричеством, Вольта решил проверить их результаты и очень скоро пришел к выводу, что наблюдаемый эффект имеет не физиологическую, а физическую природу. Он установил важность использования в качестве электродов разнородных металлов и поставил опыты с разными парами электродов. В 1794 году получил высшую награду Лондонского королевского общества – медаль Копли.В 1800 году создал источник постоянного электрического тока – вольтов столб. С этого момента стало возможно получать электричество путем проведения химических реакций.В 1810 году получил от наполеона титул графа.

В 1815 году стал ректором философского факультета Падуанского университета.В 1819 году ушел в отставку.Именем Вольта названа единица измерения электрического напряжения - Вольт.АлессандроВольта умер 5 марта 1827 года, оставив после себя открытия, связанные с явлением электропроводности и электричества. [6]

Физическое явление.



Электропроводность – это физическое явление, характеризующее способность тела пропускать электрический ток под действием электрического поля. Все вещества по способности проводить ток делятся на:

1) проводники – вещества, хорошо проводящие электрический ток.

2) полупроводники –занимающий промежуточное положение между проводниками и диэлектриками. На их электропроводность сильно влияет внешнее воздействие: температура, свет и т.д.

3) непроводники (диэлектрики, изоляторы) – вещества, плохо проводящие электричество.



Проводники хорошо проводят электрический ток благодаря наличию в них большого количества свободных заряженных частиц. Они делятся на электронные (металлы), ионные (электролиты) и смешанные, в которых имеет место движение как ионов так и электронов (например, плазма).

Носителем электрического тока в полупроводниках являются электроны и «дырки». Причиной возникновения тока служит напряжение, приложенное к полупроводнику.

Диэлектрики не проводят или очень плохо проводят электрический ток из-за отсутствия в них подвижных заряженных частиц..[14]

Роль электропроводности в жизни человека.

Явление электропроводности нашло широкое применение в жизни человека. Например, полупроводниковые кристаллы позволяют сложные электронные полупроводниковые приборы, в том числе так называемее интегральные схемы. Сейчас достигнута такая степень интеграции, что миллионы отдельных элементов умещаются на площади в 1 см2. Такое устройство как бы является единым кристаллов, и новую область техники не зря называют твердотельной электроникой.

Электролиз также широко применяется в современной промышленности. С его помощью получают многие химические соединения, которые иным путем приготовить не удается, чистые металлы в виде порошков и т.д. Процесс электролиза используется для коррозийной защиты различных металлов. В частности, электролиз является одним из способов промышленного получения алюминия, водорода, а также гидроксида натрия, хлора, хлорорганических соединений, диоксида марганца, пероксида водорода. Большое количество металлов извлекаются из руд и подвергаются обработке с помощью электролиза (электроэкстракция, электрорафинирование).Электролиз находит применение в очистке сточных вод (процессы электрокоагуляции, электростракции, электрофлотации). В химической промышленности электролизом получают хлор и фтор, щелочи, хлораты и перхлораты, надсерную кислоту и персульфаты, химически чистые водород и кислород и т.д. Электролиз в гидрометаллургии является одной из стадий переработки металлосодержащего сырья, обеспечивающей получение товарных металлов.Электролиз также используется при рафинировании (очистке) металлов. Электролизом расплавленных сред получают алюминий, магний титан, цирконий, уран, бериллий и др. [10]



Заключение.

В природе много уникальных и интересных явлений, заслуживающих не только внимания ученых, но и просто человека, помимо электропроводности. Людям нужно отвлечься от повседневной суеты и оглядеться вокруг, научиться видеть необыкновенное в простом явлении или вещи, и тогда в жизни появится новая цель, цель – познать все непознанное. Ведь, узнавая каждый день что-то новое, жить становится интереснее и приятнее.


Электромагнитное излучение.(Работа Левышкина Андрея.)

Введение.

Электромагнитное излучение окружает нас повсюду, видимый свет, ощущаемое нами тепло, радиационный фон, и множество других природных явлений, а также электромагнитное излучение используется практически во всех современных изобретениях человека, сотовая связь, телевиденье, спутниковая связь, освоение космоса, и даже система ПРО. В это реферате будут рассмотрены виды излучений, их значимость в технике и природе, влияние на человека и физический смысл.

Историческая справка.

Первые волновые теории света (их можно считать старейшими вариантами теорий электромагнитного излучения) восходят к временам Гюйгенса, когда они получили уже и заметное количественное развитие. В 1678 году Гюйгенс выпустил «Трактат о свете» — набросок волновой теории света.

В 1800 году английский учёный У. Гершель открыл инфракрасное излучение.

В 1801 году Риттер открыл ультрафиолетовое излучение.

8 ноября 1895 года Рентген открыл электромагнитное излучение (получившее впоследствии название рентгеновского) более коротковолнового диапазона, чем ультрафиолетовое.В 1900 году Поль Виллардпри изучении излучения радия открыл гамма-излучение.



Физическое явление.

Элетромагнитное излучение - электромагнитные волны, возбуждаемые различными излучающими объектами, – заряженными частицами, атомами, молекулами, антеннами и пр.Электромагнитное излучение переносится посредством фотонов – частиц, которые являются минимальным количеством излучения. Фотоны несутся со скоростью света, эти частицы не имеют массы. Фотону, как частице, присуща некоторая энергия. С другой стороны, каждому фотону можно приписать длину волны или частоту соответствующего излучения. Электромагнитное излучение способно распространяться в вакууме (пространстве, свободном от вещества), но в ряде случаев достаточно хорошо распространяется и в пространстве, заполненном веществом (несколько изменяя при этом свое поведение).Основными характеристиками электромагнитного излучения принято считать частоту и длину волны.Источниками электромагнитного излучения, являются движущиеся с ускорением электрические заряды.

Виды электромагнитного излучения :

Инфракрасные лучи.


Эта часть электромагнитного спектра включает излучение с длиной волны от 1 миллиметра до восьми тысяч атомных диаметров (около 800 нм). Эти лучи человек ощущает непосредственно кожей — как тепло. Если вы протягиваете руку в направлении огня или раскаленного предмета и чувствуете жар, исходящий от него, вы воспринимаете как жар именно инфракрасное излучение. У некоторых животных (например, у норных гадюк) есть даже органы чувств, позволяющие им определять местонахождение теплокровной жертвы по инфракрасному излучению ее тела.Поскольку большинство объектов на поверхности Земли излучает энергию в инфракрасном диапазоне волн, детекторы инфракрасного излучения играют немаловажную роль в современных технологиях обнаружения. Инфракрасные окуляры приборов ночного видения позволяют людям «видеть в темноте», и с их помощью можно обнаружить не только людей, но и технику, и сооружения, нагревшиеся за день и отдающие ночью свое тепло в окружающую среду в виде инфракрасных лучей.

Видимый свет.

Длины электромагнитных волн видимого светового диапазона колеблются в пределах от восьми до четырех тысяч атомных диаметров (800–400 нм). Человеческий глаз представляет собой идеальный инструмент для регистрации и анализа электромагнитных волн этого диапазона. Это обусловлено двумя причинами. Во-первых, волны видимой части спектра практически беспрепятственно распространяются в прозрачной для них атмосфере. Во-вторых, температура поверхности Солнца (около 5000°С) такова, что пик энергии солнечных лучей приходится именно на видимую часть спектра.. Неудивительно, что человеческий глаз в процессе эволюции сформировался таким образом, чтобы улавливать и распознавать именно эту часть спектра электромагнитных волн.



Ультрафиолетовые лучи.

К ультрафиолетовым лучам относят электромагнитное излучение с длиной волны от нескольких тысяч до нескольких атомных диаметров (400–10 нм). В этой части спектра излучение начинает оказывать влияние на жизнедеятельность живых организмов. Мягкие ультрафиолетовые лучи в солнечном спектре (с длинами волн, приближающимися к видимой части спектра), например, вызывают в умеренных дозах загар, а в избыточных — тяжелые ожоги. Жесткий (коротковолновой) ультрафиолет губителен для биологических клеток и поэтому используется, в частности, в медицине для стерилизации хирургических инструментов и медицинского оборудования, убивая все микроорганизмы на их поверхности.


Рентгеновские лучи.


Излучение в диапазоне длин волн от нескольких атомных диаметров до нескольких сот диаметров атомного ядра называется рентгеновским. Рентгеновские лучи проникают сквозь мягкие ткани организма и поэтому незаменимы в медицинской диагностике. Как и в случае с радиоволнами временной разрыв между их открытием в 1895 году и началом практического применения, ознаменовавшимся получением в одной из парижских больниц первого рентгеновского снимка, составил считанные годы. (Интересно отметить, что парижские газеты того времени настолько увлеклись идеей, что рентгеновские лучи могут проникать сквозь одежду, что практически ничего не сообщали об уникальных возможностях их применения в медицине.)

Радиоволны.


Радиоволны могут значительно различаться по длине — от нескольких сантиметров до сотен и даже тысяч километров, что сопоставимо с радиусом Земного шара (около 6400 км). Волны всех радиодиапазонов широко используются в технике — дециметровые и ультракороткие метровые волны применяются для телевещания и радиовещания в диапазоне ультракоротких волн с частотной модуляцией (УКВ/FM), обеспечивая высокое качество приема сигнала в пределах зоны прямого распространения волн. Радиоволны метрового и километрового диапазона применяются для радиовещания и радиосвязи на больших расстояниях с использованием амплитудной модуляции (АМ), которая, хотя и в ущерб качеству сигнала, обеспечивает его передачу на сколь угодно большие расстояния в пределах Земли благодаря отражению волн от ионосферы планеты. Впрочем, сегодня этот вид связи отходит в прошлое благодаря развитию спутниковой связи. Волны дециметрового диапазона не могут огибать земной горизонт подобно метровым волнам, что ограничивает зону приема областью прямого распространения, которая, в зависимости от высоты антенны и мощности передатчика, составляет от нескольких до нескольких десятков километров. И тут на помощь приходят спутниковые ретрансляторы, берущие на себя ту роль отражателей радиоволн, которую в отношении метровых волн играет ионосфера.

Микроволны.


Микроволны и радиоволны диапазона сверхвысоких частот (СВЧ) имеют длину от 300 мм до 1 мм. Сантиметровые волны, подобно дециметровым и метровым радиоволнам, практически не поглощаются атмосферой и поэтому широко используются в спутниковой и сотовой связи и других телекоммуникационных системах. Размер типовой спутниковой тарелки как раз равен нескольким длинам таких волн.Более короткие СВЧ-волны также находят множество применений в промышленности и в быту. Достаточно упомянуть про микроволновые печи, которыми сегодня оснащены и промышленные хлебопекарни, и домашние кухни. Действие микроволновой печи основано на быстром вращении электронов в устройстве, которое называется клистрон. В результате электроны излучают электромагнитные СВЧ-волны определенной частоты, при которой они легко поглощаются молекулами воды. Когда вы помещаете еду в микроволновую печь, молекулы воды, содержащиеся в еде, поглощают энергию микроволн, движутся быстрее и таким образом разогревают еду. Иными словами, в отличие от обычной духовки или печи, где еда разогревается снаружи, микроволновая печь разогревает ее изнутри.

Гамма-лучи


Самые короткие по длине волны и самые высокие по частоте и энергии лучи в электромагнитном спектре — это γ-лучи (гамма-лучи). Они состоят из фотонов сверхвысоких энергий и используются сегодня в онкологии для умерщвления раковых клеток. Однако их влияние на живые клетки столь губительно, что при этом приходится соблюдать крайнюю осторожность, чтобы не причинить вреда окружающим здоровым тканям и органам.Организм человека также является источником электрических и магнитных полей. Каждому органу присущи свои электромагнитные поля. В течение жизни поле человека постоянно меняется.Наиболее совершенный прибор для определения электромагнитных полей человека – энцефалограф. Он позволяет точно измерить поле в разных точках вокруг головы и по этим данным восстановить распределение электрической активности в коре мозга. С помощью энцефалографа врачи диагностируют многие заболевания.

Факты из истории:

История создания лазерного оружия восходит ко временам "холодной войны". В свое время СССР потратил на разработки лазерного и ему подобного оружия не меньше сил и средств, чем США. И продвинулись наши специалисты достаточно далеко. Так, первый крупный советский гиперболоид военного назначения был установлен в начале 80-х годов на полигоне Сары-Шаган близ озера Балхаш. И американцы получили наглядную возможность убедиться в его существовании.

Во время тринадцатого витка космического корабля "Челленджер" 10 октября 1983 года траектория его полета прошла точно над полигоном на высоте 365 км. Тем не менее, когда советский лазер произвел экспериментальный выстрел на минимальной мощности, на "Челленджере" тотчас отключилась связь, возникли сбои в работе аппаратуры, а астронавты почувствовали странное недомогание. [17]

Можно сказать о морской лазерной системе под кодовым наименованием "Айдар". Ее курировал лично тогдашний главком ВМФ СССР С.Горшков. Флотскую боевую установку разместили на безобидном на вид черноморском сухогрузе "Диксон". Первый залп "Диксон" произвел на полигоне под Феодосией с дистанции в 4 км. Луч достиг мишени, однако КПД его оказался маловат. Стало понятно, что установку надлежит дорабатывать.Над ней бились до 1985 года. В конце концов, лазерный луч стал прожигать обшивку самолета на дистанции 400 м. Однако для создания эффективной ПВО этого было мало.

Основные источники электромагнитного поля.

В качестве основных источников электромагнитного поля можно выделить:



  • Линии электропередач

  • Электропроводка (внутри зданий и сооружений)

  • Бытовые электроприборы

  • Персональные компьютеры

  • Теле- и радиопередающие станции

  • Спутниковая и сотовая связь (приборы, ретрансляторы)

  • Электротранспорт

  • Радарные установки

Как реагируют на электромагнитное поле растения? Впервые на это обратил внимание французский аббат Барталон, заметивший, что трава возле громоотвода, стоящего у церкви, растет гораздо гуще, и сочнее, чем в других местах.Спустя столетие  французский естествоиспытатель Ш.Грандо, догадался провести такой опыт. [10]Посадил два семени, дождался всходов. Одно из растений оставил в обычных условиях, а другое накрыл клеткой Фарадея - колпаком из металлической сетки, экранирующим электромагнитные поля. Разница к концу лета была видна невооруженным глазом:  второе растение, лишенное естественного электромагнитного облучения, развивалось куда хуже своего собрата. А животные?  Как воздействует на все живое электромагнитный смог, паразитные  электромагнитные  поля, образующихся вокруг линий электропередачи, при работе мощных радиостанций, телецентров и других промышленных установок?  Пчелы, например, спасаются бегством,залетет случайно в сферу действия промышленного электромагнитного поля частоты 50 Гц. А у мышей и крыс, помещенных вблизи ЛЭП, отмечают изменение в составе крови. Интересно,что…Железобетонные дома, экранируют внешние "уличные" электромагнитные поля, поэтому внутри такого дома влияния внешних полей не ощущается. В наших домах в настоящее время используется много электробытовых приборов. Все они создают при работе электромагнитные поля. Даже включенный утюг окружен электромагнитным полем в радиусе примерно 25 см., у электрочайника электромагнитное поле в два раза шире. Электромагнитное поле обычной электробритвы достаточно сильное, поэтому электробритва хороша лишь для кратковременного пользования. Телевизор является сильным источником электромагнитного поля ( причем цветной - в большей степени, чем черно-белый), но на расстоянии 1,5 метров от него электромагнитный фон становится уже безопасным. При использовании исправной микроволновой печи безопасно находится от нее на расстоянии 1-1,5 метров, хотя включение печи должно быть тоже достаточно кратковременным.Наиболее сильно электромагнитное поле компьютера проявляется со стороны задней стенки монитора., поэтому удобнее устанавливать его в углу комнаты. Перед экраном безопасно сидеть на расстоянии вытянутой руки.

Результаты измерений некоторых моделей сотовых телефонов показали, что на расстоянии 5 см от антенны уровень плотности потока мощности составлял до 7 Вт/см, что в несколько тысяч раз превышает допустимую норм.. Телефон в момент разговора, располагается в непосредственной близости от головы. Поток волн с частотой от 400 до 1200 МГц облучает головной мозг, причем уровень плотности энергии довольно велик - несколько сот микроватт на квадратный сантиметр. Самое сильное облучение человек получает от мобильного телефона, действующего на частоте 812 МГц. А это наиболее распространенный цифровой стандарт".



Солнечный ветер (Работа Серединой Виктории.)

Введение.

Кажется, что в мире нет ничего более постоянного, чем Солнце. Наблюдаемые с древних времен пятна на диске Солнца кому-то казались курьезом, а кому-то - кознями дьявола. Лишь в XIX веке было замечено, что после появления солнечных пятен на Земле усиливаются полярные сияния и регистрируются колебания геомагнитного поля - магнитные бури, возникшие в результате солнечного ветра.

История исследования.

Вероятно, что первым предсказал существование солнечного ветра норвежский исследователь КристианБиркеланд: «С физической точки зрения наиболее вероятно, что солнечные лучи не являются ни положительными, ни отрицательными, но и теми и другими вместе».Три года спустя, в 1919  ФридерикЛиндеманн  также предположил, что частицы обоих зарядов, протоны и электроны, приходят от Солнца.

Прошло 40 лет с тех пор, как американский физик Ю.Паркер теоретически предсказал явление, которое получило название "солнечный ветер" и через пару лет было подтверждено экспериментально группой советского ученого К. Грингауза при помощи приборов, установленных на космических аппаратах "Луна-2" и "Луна-3".[2]



КристианБиркеландродился 13 декабря 1867 г. в Христиании (ныне Осло) в Норвегии. .После окончания школы в 1885 году, Биркеланд поступил в университет Осло. Он учился с французским физиком Анри Пуанкаре.Биркеланд был назван "первым ученым пространства"  и "отцом плазменных экспериментов в лаборатории и пространстве".  Он стал профессором физики в университете Осло в возрасте 31 года.

Линдеманн, Фредерик Александр (1886-1957) – британский физик и государственный деятель. Он учился у Нернста и разработал с ним теории теплоемкости. Его достижения также включают в себя формулы плавления и электрометра. Во время. Второй мировой войны он обнаружил, как восстановить самолет. Линдеманн был научным советником Уинстона Черчилля во время. Второй мировой войны, выступающим также в качестве казначея с 1942 по 1945 год и вновь с 1951 по 1953 год. Он работал в лаборатории в Оксфорде и оказал важное влияние в создании Соединенного Королевства по атомной энергии.

Юджин Ньюмен Паркер (р. 1927) — американский астроном. Родился в Хоутоне (штат Мичиган), в 1948 окончил Мичиганский университет, продолжал образование в Калифорнийском технологическом институте. В 1951-1955 преподавал в университете штата Юта. С 1955 работает в Институте имени Ферми Чикагского университета (с 1962 — профессор физики, возглавляет кафедру астрономии и астрофизики университета). Член Национальной АН США (1967). [7]

Физическое явления.

Наблюдения, выполненные со спутников Земли и других космических аппаратов, показывают, что межпланетное пространство заполнено активной средой – плазмой солнечного ветра. Солнечный ветер зарождается в верхних слоях атмосферы Солнца, и его основные параметры определяются соответствующими параметрами солнечной атмосферы. Связь между физическими характеристиками солнечного ветра вблизи орбиты Земли и физическими явлениями в атмосфере Солнца оказывается чрезвычайно сложной и, кроме того, зависит от уровня солнечной активности иот конкретной ситуации на Солнце.

В течение не столь уж длительной истории теоретической астрофизики считалось, что все атмосферы звезд находятся в гидростатическом равновесии, то есть в состоянии, когда сила гравитационного притяжения звезды уравновешивается силой, связанной с градиентом давления ее в атмосфере (с изменением давления на единицу расстояния r от центра звезды).

Учитывая необычное и до конца еще непонятное явление резкого возрастания температуры примерно от 10 000 градусов на поверхности Солнца до 1 000 000 градусов в солнечной короне, которая должна плавно переходить в межзвездную среду, окружающую Солнечную систему.[9]

Солнечный ветер можно рассматривать как сферически – симметричное стационарное течение. Наблюдения солнечной короны показывали, что она неоднородна и по широте и по долготе, а также подвержена сильным временным изменениям, связанным с 11 – летним циклом солнечной активности, так и с различными нестационарными процессами с более коротким временным интервалом. (например со вспышками) Скорость солнечного ветра возрастает, а плотность резко уменьшается с гелиографической широтой. Измеренная, например, на аппарате "Улисс" скорость солнечного ветра изменилась от 450 км/св плоскости эклиптики примерно до 700 км/с на – 75о солнечной широты. Надо, однако, отметить, что степень различия параметров солнечного ветра в плоскости эклиптики и вне ее зависит от цикла солнечной активности. Вспышки на Солнце и разные скорости истечения плазмы из разных областей его поверхности приводят к тому, что в межпланетном пространстве образуются ударные волны, которые характеризуются резким скачком скорости, плотности и температуры.. [11]

Разновидности солнечного ветра

Спокойный солнечный ветер порождается «спокойной» частью солнечной короны при температуре короны около 2×106 К. Нагрев солнечной короны до таких температур происходит вследствие конвективной природы теплопереноса в фотосфере Солнца. Развитие конвективной турбулентности в плазме сопровождается генерацией интенсивных магнитозвуковых волн; звуковые волны трансформируются в ударные; они эффективно поглощаются веществом короны и разогревают её до температуры (1—3)×106 К.

Спорадические высокоскоростные потоки - относительно кратковременные и сложные по структуре образования, с ними связаны большие магнитные бури.Скорость солнечного ветра достигает 1200 км/с.

Квазистационарные высокоскоростные потоки солнечной плазмы, ответственные за рекуррентные геомагнитные возмущения, наблюдаются над корональными дырами. Скорость здесь повышена до 700-1000 км/с, плотность понижена (3-4 см-3). [15]



Заключение.

Из рассмотренного выше можно сделать вывод, что солнечный ветер – это физическое явление, которое необходимо учитывать при изучении процессов, происходящих в окрестности нашей планеты Земли, что, в конце концов, влияет на нашу жизнь. Это обусловлено тем, что высокоскоростные потоки солнечного ветра, обтекая Землю, влияют на ее магнитосферу, которая непосредственно связана с более низкими слоями атмосферы. Такое влияние в сильной степени зависит от процессов, происходящих на Солнце, поскольку они связаны с зарождением самого солнечного ветра. Таким образом, солнечный ветер является хорошим индикатором для изучения важных для практической деятельности человека солнечно-земных связей.



Грозы и молнии. (Работа Юрченко Андрея.)

Введение.

Однажды летом я был на даче. Был довольно ясный и теплый день. Никто не подозревал о надвигавшейся грозе. Сначала пошел мелкий дождик, и мы побежали в дом. Часы показывали 21 час, и вдруг мы услышали гром, он был таким раскатистым, что мы сразу кинулись к окну. Дождь шел все сильнее и сильнее. Через несколько минут в небе уже сверкали десятки молний. В доме неожиданно выключился свет. Но и без него было видно все в комнате, настолько яркими были молнии, можно было продолжать ужинать и любоваться этим замечательным явлением. Мне захотелось узнать об этом природном явлении все.

Историческая справка.



Бенджамин Франклин (17 января 1706 — 17 апреля 1790) -родился в Бостоне. Был 15-м ребёнком в семье эмигранта. Отец хотел, чтобы сын ходил в школу, но денег у него хватило только на два года обучения. С 12-ти лет Бенджамин начал работать подмастерьем в типографии своего брата Джеймса, а печатное дело стало его основной специальностью на многие годы. В 1727 году основал в Филадельфии собственную типографию В 1776 г. был направлен в качестве посла во Францию с целью создания союза против Англии, а также займа. Был избран членом академий многих стран, в том числе и Российской академии наук (1789 г.) (первый американский член Петербургской академии наук). Один из авторов американской Конституции (1787 г.). Автор афоризма «Время — деньги»,  учёный, журналист, издатель, дипломат, политический деятель, масон. Один из лидеров войны за независимость США. Один из разработчиков дизайна Большой Государственной Печати США. Первый американец, ставший иностранным членом Российской академии наук. Франклин скончался 17 апреля 1790 г. На его похороны собралось около 20 тыс. человек.

Молния.

Это — гигантский электрический искровой разряд в атмосфере, обычно происходит во время грозы, проявляющийся яркой вспышкой света и сопровождающим её громом. Молнии также были зафиксированы на Венере, Юпитере, Сатурне и Уране. Ток в разряде молнии достигает 10-20 тысяч ампер, поэтому мало кому из людей удается выжить после поражения их молнией.Обычно наблюдаются линейные молнии, которые относятся к так называемым безэлектродным разрядам, так как они начинаются (и заканчиваются) в скоплениях заряженных частиц. Эти молнии не бывают короче нескольких сотен метров; они возникают в электрических полях значительно более слабых, чем поля при межэлектродных разряда. Сбор зарядов, переносимых молнией, происходит за тысячные доли секунды с миллиардов мелких, хорошо изолированных друг от друга частиц, расположенных в объёме несколько км³.Для возникновения молнии необходимо, чтобы в относительно малом объёме облака образовалось электрическое поле с напряжённостью, достаточной для начала электрического разряда (~ 1 МВ/м), а в значительной части облака существовало бы поле со средней напряжённостью, достаточной для поддержания начавшегося разряда (~ 0,1-0,2 МВ/м). В молнии электрическая энергия облака превращается в тепловую и световую.


Наземные молнии

В зоне, где электрическое поле достигает критического значения, начинается ударная ионизация, создаваемая вначале свободными зарядами, всегда имеющимися в небольшом количестве в воздухе, которые под действием электрического поля приобретают значительные скорости по направлению к земле и, сталкиваясь с молекулами, составляющими воздух, ионизуют их.Движение к земной поверхности происходит ступенями в несколько десятков метров со скоростью ~ 50 000 километров в секунду, после чего движение приостанавливается на несколько десятков микросекунд, а свечение сильно ослабевает; затем в последующей стадии снова продвигается на несколько десятков метров. Яркое свечение охватывает при этом все пройденные ступени; затем следуют снова остановка и ослабление свечения. Эти процессы повторяются при движении до поверхности земли со средней скоростью 200 000 метров в секунду. Эта особенность молнии используется для создания молниеотвода.Температура канала при главном разряде может превышать 25 000 °C. Длина канала молнии может быть от 1 до 10 км, диаметр — несколько сантиметров. После прохождения импульса тока ионизация канала и его свечение ослабевают. В финальной стадии ток молнии может длиться сотые, и даже десятые доли секунды, достигая сотен и тысяч ампер. Такие молнии называют затяжными, они наиболее часто вызывают пожары. [1]

Виды молний:


Шаровая молния абсолютно не похожа на обычную (линейную) молнию ни по своему виду, ни по тому, как она себя ведет. Обычная молния кратковременна; шаровая живет десятки секунд, минуты. Обычная молния сопровождается громом; шаровая -бесшумна, в поведении ее много непредсказуемого. Шаровая молния задает нам множество загадок, вопросов, на которые нет ясного ответа. Единственным методом изучения шаровой молнии является систематизация и анализ случайных наблюдений.

Линейнаямолния представля6т собой несколько импульсов, быстро следующих друг за другом. Каждый импульс – это пробой воздушного промежутка между тучей и землей, происходящий в виде искрового разряда.

Некоторые ученые считают что есть еще один вид молнии Зарница. Это всего лишь обыкновенная молния, но находится она слишком далеко, чтобы мы могли услышать раскаты грома.



Грозы.

Гроза— атмосферное явление, при котором внутри облаков или между облаком и земной поверхностью возникают электрические разряды — молнии, сопровождаемые громом. Как правило, гроза образуется в мощных кучево-дождевых облаках и связана с ливневым дождём, градом и шквальным усилением ветра. Гроза относится к одним из самых опасных для человека природных явлений, по количеству зарегистрированных смертных случаев только наводнения приводят к большим людским потерям.

Необходимыми условиями для возникновения грозового облака является наличие условий для развития конвекции или иного механизма, создающего восходящие потоки, запаса влаги, достаточного для образования осадков, и наличия структуры, в которой часть облачных частиц находится в жидком состоянии, а часть — в ледяном. [5]

Энергия, которая приводит в действие грозу, заключена в скрытой теплоте, высвобождающейся, когда водяной пар конденсируется и образует облачные капли. На каждый грамм конденсирующейся в атмосфере воды высвобождается приблизительно 600 калорий тепла. Когда водяные капли замерзают в верхней части облака, дополнительно высвобождается ещё около 80 калорий на грамм. Высвобождающаяся скрытая тепловая энергия частично преобразуется в кинетическую энергию восходящего потока. Типичной является энергия порядка 100 миллионов киловатт-часов, что по приблизительной оценке эквивалентно ядерному заряду в 20 килотонн (правда эта энергия выделяется в гораздо большем объёме пространства и за гораздо большее время). Большие многоячейковые грозы могут обладать энергией и в 10 и в 100 раз большей. [15]



Вывод.

Грозы и молнии опасное явление для человека. Они несут в себе энергию, которая достаточна для освещения не очень большого городка в течение года. Грозовые облака состоят из очень больших воздушных масс, воды и льда. В средине облаков «шевелятся» очень мощные, направленные в разные стороны потоки. Положительно заряженные ионы находятся в верхней половине облака, а тяжелые отрицательно заряженные - внизу. Фронты формируют «электрические тени», как раз поэтому чувствительные к погодным условиям люди, частенько чувствуют это уже за несколько дней до грозы.Таким образом, молния  — гигантский электрический искровой разряд в атмосфере, очень опасный для человека, но невероятно красивый. Если бы люди научились бы управлять молнией, то наша жизнь стала бы намного легче. Возможно, скоро мы научимся предсказывать и использовать их в бытовых целях, но к сожалению, этого сейчас сделать невозможно. Я очень рад, что выбрал эту тему, она поистине интересная, удивительная и индивидуальная. Мне было приятно работать с этим рефератом.



Список литературы.

  1. Алексеева М.Н. «Физика - юным». – М.: Просвещение, 1980.

  2. БарановВ.Б. Влияние межзвездной среды на строение гелиосферы, - М.: Московский Государственный Университет им.Ломоносова 1996.

  3. Геворкян Р.Г., Шепель В.В. Курс общей физики. – М.: Высшая школа, 1968.

  4. Гершензон Е.М., Малов Н.Н., Мансуров А.Н. Оптика и атомная физика: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 408 с.

  5. Годжаев Н.М. Оптика. Учеб.пособие для вузов. - М.: «Высшая школа», 1977.-432 с.

  6. Кириллова И.Г. «Книга для чтения по физике» — М.: Просвещение , 1986

  7. Коваленко В.А. Солнечный ветер - М.: Наука, 1983.

  8. Ландсберг Г.С. Оптика. Учеб.пособие. - 5-е изд. испр. - М.: Наука. Главная редакция физико - математической литературы, 1976. - 928 с.

  9. Паркер Ю. Динамические процессы в межпланетной среде. М.: Мир, 1965.

  10. ПинскийА.А. «Учебное пособие для 10 класса, школ и классов с углубленным изучением физики» - М.:Просвещение;2005.-430 с.

  11. Пудовкин М.И., Семенов В.С. Теория пересоединения и взаимодействия солнечного ветра с магнитосферой Земли. М.: Наука, 1995.

  12. Савельев И.В. Курс общей физики, т.3. – М.: Наука, 1975.

  13. Савельев И.В. Курс общей физики: Учеб.пособие. В 3-х т. Т. 3. Квантовая оптика. Атомная физика. Физика твердого тела. Физика атомного ядра и элементарных частиц. - 3-е изд. испр. - М.: Наука, Гл. ред. физ. - мат. лит., 1987-320с. 

  14. Спасский Б.И. «Хрестоматия по физике». - -М.: Просвещение, 1987.

  15. Хундхаузен А. Расширение короны и солнечный ветер / Пер. с англ. М.: Мир, 1976.

  16. Шпольский Э.В. Атомная физика. Том 1: Введение в атомную физику. Учебное пособие. - 7-е изд. исправл. - М.: Наука. Главная редакция физико-математической(литературы,1984.-552 с.)

  17. Яворский Б.М. Курс физики, т. 3. – М.: Высшая школа, 1972. – с. 230.

Ссылки на Интернет-ресурсы

  1. http://www.liveinternet.ru

  2. http://www.ois.org.ua.

  3. http://www.astronet.ru

  4. http://ru.wikipedia.org

  5. http://teachmen.ru

  6. http://www.ecopole.ru

  7. http://www.electronics.ru


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка