Разнообразие живых организмов на Земле



Скачати 81.15 Kb.
Дата конвертації26.04.2016
Розмір81.15 Kb.
Разнообразие живых организмов на Земле

Цель урока:

         Сформировать представление о факторах распространения организмов на земле. Ввести понятия биосфера, широтная зональность, высотная зональность.



Оборудование:

         Демонстрационная таблица «Биосфера»; карта «Природные мира»; демонстрационная таблица «Высотная поясность».

 

Ход урока

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала

-   Сегодня на уроке мы будем изучать четвертую оболочку Земли - Биосферу (био - жизнь).

-   Если взвесить все живое вещество на планете, оно составит около двух триллионов тонн. Это огромная величина, но ничтожно мала в сравнении с массой земной коры - всегда одна стотысячная доля и даже меньше. Однако если масса земной коры остается в общем постоянной, то живое вещество обладает уникальным, только ему присущим свойством - самовоспроизводиться. Живые клетки размножаются, воспроизводят сами себя. У некоторых организмов способность размножаться исключительно велика. Если бы не было никаких препятствий, крохотная водоросль диатолия за 8 дней образовала бы биомассу, равную массе Земли. Всего за 8 дней! Так велика сила жизни в ее стремлении захватить максима пространство.

         Каждый год живое вещество биосферы воспроизводит около 250 млрд. т биологической продукции. За 3 млрд. лет своего существования общая биомасса живого вещества должна была бы в сотни раз превысить массу земной коры. Однако сила биосферы не в ее массе, а в огромном разнообразии.

                                                             

 

 



 

 

-   Границы  биосферы  определите с помощью  учебника  (Г.: с. 142).



(От озонового слоя до глубины 3 км в земной коре.)

-   Учение о биосфере создал русский ученый Владимир Иванович Вернадский (1863-1945 гг.), русский естествоиспытатель, минералог, основоположник современной геохимии и биогеохимии. Был организатором многих научных учреждений.

Сообщение учащегося

         В. И. Вернадский родился в Петербурге в семье профессора экономики и истории Петербургского университета. В детстве он увлекался, прежде всего, историей.

         В 1881 г. Владимир поступил на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета, где слушал лекции А. Бехтерева, В. Докучаева, И. Сеченова.

         В университете на него произвели большое впечатление лекции А. Н. Бекетова по ботанике. Но поистине ошеломляющими оказались лекции Д. И. Менделеева. Идеи и его личность оказали заметное влияние на формирование научного мировоззрения Владимира Ивановича.

         Уже тогда в воображении Вернадского минералогия из традиционной описательной дисциплины переходит в динамичную форму геохимии - науку о геологической истории, круговоротах химических элементов на Земле. Основоположником этой обширной научной дисциплины и стал В. И. Вернадский.

         В 1885 г. он закончил университет. Через пять лет стал заведовать кафедрой минералогии и кристаллографии в Московском университете. Здесь в 1906 году он избран академиком. В 1911 г. его деятельность в стенах Московского университета прервалась, он переезжает в Петербург и становится директором Геологического и минералогического музея АН.

         Ученый стал рассматривать земной шар как замкнутую биологическую систему. Он впервые сформулировал понятие биосферы, рассматривая все обитающие на Земле живые существа, как единый организм.

         Он ввел в науку такие понятия, как биосфера и ноосфера. Эти работы дали возможность проставить проблему взаимодействия человека и природы, следом за этим возникла наука экология.

         В честь Вернадского Академия Наук учредила специальную премию и золотую медаль, которые присуждаются за лучшие работы геохимии и минералогии.

 

III. Распространение живых организмов на Земле

-   Что необходимо для жизни животных и растений? (Свет, тепло, влага.)

-   Это вы назвали условия, необходимые для жизни. Везде ли Земле эти условия одинаковые? (Нет.)

-   Какие области на Земле имеют более благоприятные условия? (Ближе к экватору.)

-   Наблюдается изменение условий на Земле с широтой. В направлении от полюсов к экватору последовательно располагаются разные природные зоны. Откройте учебники (Г.: с. 144), перечислите природные зоны по порядку от полюсов к экватору.

-   Почему происходит смена природных зон, какое условие изменяется? (Тепло.)

-   Где еще на Земле происходит последовательное изменение температуры? (В горах.)

-   Прочтите в учебнике, как называется явление изменения природных зон в горах? (Высотная поясность.)

-   Впервые о высотной поясности заговорил Александр Гумбольдт.

Александр Гумбольдт (сообщение учащегося)

         С детства А. фон Гумбольдт пристрастился к изучению заморских растений, их было много в парке, окружавшем замок, где жила его семья. Еще в юности он начал путешествовать.

         В 1799 г. ему удалось получить разрешение посетить испанские владения в Южной Америке. С этого путешествия берет начало деятельность исследователя природы. Он изучал природные зоны Южной Америки, реки Ориноко, Рио-Негру, Амазонку. В Мексике он изучал вулканы. Он поднимался в горы Анды, наблюдал, как с высотой меняются природные зоны растительности.

         Путешествие продолжалось 5 лет. Обработанные записи, рисунки, описание самого путешествия заняли 300 томов, они печатались на протяжении 25 лет.                                                          

         Вторым путешествием Гумбольдта была поездка в Россию. Его интересовали полезные ископаемые российских недр.

         Он стал одним из основоположников современной географии. Гумбольдт разделил морской и континентальный климаты, исследовал морские течения. Он считал необходимым изучать взаимосвязи природных явлений.

 

IV. Закрепление изученного

-  Проверим усвоение новой темы «Биосфера».

1. Нижняя граница биосферы располагается:

а) на дне Мирового океана;

б) на глубине 3 км в земной коре;

в) на границе мантии и земной коры.

2.  Какие организмы появились раньше:

а) бактерии;

б) растения;

в) животные;

г) грибы.           

3.  Назовите самую обитаемую часть биосферы;

а) атмосфера;

б) гидросфера;   

в) поверхность литосферы.

4.  Какой фактор повлиял на уменьшение числа видов растений и животных в пустынях?

5.  Дополните предложение.

         Главной причиной высотной поясности является ....

 

Домашнее задание

         Г.: § 46, задача №4.



Урок 57 (вариант 2)

Разнообразие живых организмов на Земле

Цель урока:

         Сформировать представление о факторах распространения организмов на земле. Ввести понятия биосфера, широтная зональность, высотная зональность.



Оборудование:

         Демонстрационная таблица «Биосфера»; карта «Природные зоны мира»; демонстрационная таблица «Высотная поясность».

 

Ход урока

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала

- Сегодня на уроке мы изучим еще одну оболочку Земли - биосфера. В работе вам поможет учебник (Г.: § 46).

 

Шаг 1. Узнаем, что такое биосфера

         Биосфера (сфера жизни) - своеобразная оболочка земного шара, в которой обитают живые организмы. Так, в 1875 г. австрийский геолог

Э. Зюсс назвал биосферой ту часть земного пространства, в которой существует жизнь.

Шаг 2. Узнаем границы биосферы

-   Учение о биосфере создал русский ученый Вернадский Владимир Иванович (1863-1945 гг.). По теории академика Вернадского, верхняя граница определяется озоновым слоем, расположенным в атмосфере на высоте 20 км от поверхности Земли.

-   На какой глубине проходит нижняя граница биосферы?



Шаг З

-   Одновременно с человеком на Земле живет несколько миллионов видов живых организмов. Попробуйте их классифицировать. Разделите биосферу на три качественные группы.

 

 




 

 

 



 

 

 



Шаг 4. Узнаем, какие условия влияют на распространение организмов на Земле

-  Заполни схему:



Условия существования

Неравномерность распространения организмов

Богатство органического мира

Бедность органического мира

 

 

 

 

 

Шаг 5. Широтная зональность

-   Прочти текст учебника на с. 143 п. «Широтная зональность», затем  сформулируй  определение этого явления,  пол формулой:

 

определение = ключевое слово + существенные признаки.



Шаг 6. Высотная поясность

-   В горах происходит уменьшение температуры, такое же, как и при движении от экватора к полюсам. Смена растительных зон в горах называется высотной поясностью. Открыл ее и немецкий географ Александр Гумбольдт во время своего путешествия в Южную Америку.

-   Представьте, что совершается восхождение в горы, которые находятся в тропиках. Подпишите изменение растительных зон:



Шаг 7

-   Проверим усвоение новой темы «Биосфера».

1. Нижняя граница биосферы располагается:

а) на дне Мирового океана;

б) на глубине 3 км в земной коре;

в) на границе мантии и земной коры.

2.  Какие организмы появились раньше:

а) бактерии;

б) растения;

в) животные;

г) грибы.

3.  Назовите самую обитаемую часть биосферы;

а) атмосфера;          

б) гидросфера;

в) поверхность литосферы.

4.  Какой фактор повлиял на уменьшение числа видов растений и животных в пустынях?

5.  Дополните предложение.

         Главной причиной высотной поясности является ....



 

Домашнее задание

         Г.: §46, задача № 4.


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка