Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Междисциплинарные подходы в современной истории и теории искусства»



Скачати 392.04 Kb.
Дата конвертації12.04.2016
Розмір392.04 Kb.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования



«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)
Школа искусства, культуры и спорта

































РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)

«Междисциплинарные подходы в современной

истории и теории искусства»

«История искусств» — 035400.68 «история искусств»
Форма подготовки - очная

Школа искусства, культуры и спорта

Кафедра культурологии и искусствоведения

курс _1__ семестр _1-2__

лекции 36__ (час.)

практические занятия_36____час.

семинарские занятия______час.

лабораторные работы_______час.

консультации

всего часов аудиторной нагрузки__72____ (час.)

самостоятельная работа _72_____ (час.)

реферативные работы (количество)

контрольные работы (количество)

зачет ________ семестр

экзамен__1, 2_____семестр
Рабочая программа составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образованияутверждённого приказом Минобразования и науки РФ № 748 от 21.12. 2009 г.

Рабочая программа обсуждена на заседании

кафедры___культурологии и искусствоведения____«__21____» __апреля 2012__г.

Заведующая (ий) кафедрой___д. иск., проф.Алексеева Г.В._____________________ 2012____г.

Составитель (ли):_____к.иск, доцент Семенова И.В._____________________________________

I. Рабочая учебная программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 20 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ ___________________

(подпись) (и.о. фамилия)




II. Рабочая учебная программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 20 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (и.о. фамилия)


Аннотация курса «Междисциплинарные подходы в современной истории и теории искусства»

Настоящий курс предназначен для студентов (магистров) 1 курса направления подготовки 035400.68 «История искусств». Он рассчитан на 72 часа аудиторной работы (36 лекционных, 36 практических). «Междисциплинарные подходы в современной истории и теории искусства» относится к базовой части профессионального (специального) цикла (М.2.Б.1). Данная учебная программа основывается на примерной образовательной программе курса «Междисциплинарные подходы в современной истории и теории искусства» и частично на программе дисциплины «Методология истории искусства», разработанных на историческом факультете МГУ (автор С.С. Ванеян).

Современную эпистемологию научного знания отражает принцип междисциплинарности, предполагающий одновременное присутствие в конкретном научном дискурсе разнородных (гетерономных) научных парадигм, каждая из которых отвечает за свой «сектор», одно из измерений единого и многомерного предмета знания. В искусствознании таковым предметом является вся художественная практика, включающая, по крайней мере, три аспекта: само художественное произведение, процесс его создания и последующее его использование. Последние два пункта и обеспечивают включение в искусствознание смежных дисциплин.

Психология как наука обеспечивает выход в изучение творческой личности, творческого процесса, визуальной перцепции, межличностной коммуникации, интерпретационных практик и т.д. Социология помогает в изучении разнообразных форм общественного функционирования произведений искусства, и социального бытия их создателей и пользователей (общественный статус, рынок, публика, идеология, власть, пропаганда, мода и т.д.). Наконец, религиозные подходы (догматика, литургика, экзегетика, церковная история, сравнительное религиоведение и т. д.) дают понимание сакральных и морально-нравственных измерений, характерных для всякой художественной практики в любую эпоху.

Курс структурно подразделяется на несколько разделов, основу которых составляют методологические подходы как представителей соответствующих наук, так и ученых-искусствоведов, для которых характерна та или иная методологическая ориентированность (для психологии - Э. Крис, Э.Х. Гомбрих, Р. Юиг, А. Мальро, Г. Рид и др.; для социологии – А. Хаузер, Фр. Анталь, М. Вакернагель, М. Мисс, Фр. Хаскелл, М. Бэксандалл и др.; для религиозных тенденций – прежде всего, современное «богословие образа» (кард.Кристоф Шёнборна, Алекса Штока, Л.А. Успенского, П.Н. Евдокимова), а также традиция отечественной религиозной эссеистики. Отдельно прослеживается сквозная тема лингвистики и философской антропологии как теоретического фундамента всех гуманитарных наук, одной из которых остается искусствознание. Специфика изучаемого курса состоит в необходимости применять и закреплять на практике полученные сведения.

Настоящий курс относится к базовой части профессионального цикла дисциплин. Он имеет междисциплинарный характер и основывается на пройденных ранее курсах, таких как «Философия», «Культурология», «Методология искусствоведческих исследований». Логически и содержательно дисциплина связана с курсами «Философия и методология науки», «Актуальные проблемы методологии истории искусств», «Проблемы истории, социологии и психологии искусства», «Направления и школы отечественного искусствознания (историография)», «Направления и школы зарубежного искусствознания (историография)», «Методологические проблемы изучения раннехристианского и византийского искусства».



Целькурса – освоение теории и практики применения методов смежных дисциплин в искусствознании.

Учебные задачи дисциплины:

- освоение методов исследования смежных дисциплин, методологические подходы которых применимы в искусствознании;

- знакомство с трудами представителей современных научных гуманитарных направлений;

- освоение общих методов гуманитарного исследования, актуальных для современного искусствоведческого исследования;

- получение навыка применения методологических подходов в искусствоведческом исследовании.

В результате освоения дисциплины обучающийся магистрант должен:



знать:

- основные научные направления и концепции смежных дисциплин;

- основные методологические подходы гуманитарных наук, применяемые в искусствоведческих работах и позволяющие самостоятельно вести научное исследование;

- труды ведущих ученых смежных наук, сопрягающихся с проблемами искусствознания;



уметь:

- работать с учебной и научной литературой, посвященной исследовательским проблемам;

- самостоятельно вести поиск новой информации по данной проблематике;

- использовать полученные знания для самостоятельного ведения научного исследования;

- выявлять общность, преемственность методологии;

- анализировать и ориентироваться в современной исследовательской среде;

- применять междисциплинарные подходы к собственному исследованию;

владеть:

- методами анализа, синтеза и критического осмысления информации на основе комплексных научных методов;

- навыками анализа и обобщения результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов;

- навыками анализа и атрибуции памятников искусства в соответствии с междисциплинарными методологическими подходами;

- методами критического анализа собственной научной и практической деятельности;

-навыками выявления общности и преемственности междисциплинарных методологических подходов;

- методами экспертно-аналитической работы при разработке историко-культурных, искусствоведческих, художественных аспектов, в сфере сохранения, изучения, пропаганды художественного наследия в деятельности различных социальных институтов и медиа среде.

Материал данного курса обеспечивает знания, умения и навыки, которые соответствуют общекультурным и профессиональным компетенциям ФГОС по направлению подготовки «История искусств», квалификация (степень) магистр.

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

- способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области истории и теории искусствознания (ОК-1);

- способность использовать знания основ взаимосвязи различных научных дисциплин для систематизации, исследования и освоения других совокупностей явлений (ОК-2);

- способность приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-3);

- собирать, обрабатывать и интерпретировать с использованием современных информационных технологий данные, необходимые для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам (ОК-4);

- способность выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного и профессионального саморазвития и самосовершенствования (ОК-5);

- способность критически переосмыслять накопленный опыт, изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности (ОК-6);

- способность использовать этические и правовые нормы (ОК-7);

- толерантность (ОК-8);

- способность к социальной адаптации, умение работать самостоятельно и в коллективе (ОК-9);

- навыки культуры социальных отношений, умение критически переосмысливать свой социальный опыт (ОК-10);

- способность использовать навыки работы синформацией из различных источников, включая древние, классические исовременные источники, для решения профессиональных задач (ОК-11);

- способность к письменной и устной межкультурной, в том числе межнациональной и межконфессиональной коммуникации в социальной и профессиональной деятельности (ОК-12);

- использование навыков работы с первоисточником информации (ОК-13);

- умение использовать ресурсы ИНТЕРНЕТ в научных и образовательных целях (ОК-14).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

- освоение понятийного аппарата, принципов и методов подхода к систематизации и анализу научных исследований (ПК-1);

- овладение системным представлением о методологической специфике и разнообразии гуманитарных исследований (ПК-2);

- освоение закономерностей появления различных подходов в исследовании явлений культуры и искусства (ПК-3);

- способность оценки значимости и необходимости применения различных методологических подходов (ПК-4);

- умение ориентироваться в явлениях гуманитарной научной мысли, выявлять истоки, определять взаимосвязь научных отраслей (ПК-5);

- умение выявлять общность, преемственность методологии (ПК-6);

- умение анализировать и ориентироваться в современной исследовательской среде в области профессионального искусства и любительского направления (ПК-7).

Общая трудоемкость дисциплины составляет __3_ зачётных единицы _108___ часов.


I. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ДИСЦИПЛИНЫ- 36 Ч.

Настоящий курс предусматривает использование технологий активного обучения. Для этого в курсе отводится 12 часов аудиторных занятий. На лекционных занятиях используются разновидности лекции-беседы (лекция-дискуссия, лекция-диспут), проблемная лекция. Рекомендуемые темы дляиспользования этих видов обучения: 3, 4, 5, 10, 13. Также в лекционных занятиях применяются демонстрационные методы, видео материалы (темы 7, 8, 15, 16). Здесь предлагается план лекций с указанием узловых проблем (выделены жирным).


Структура и содержание теоретической части курса
Курс состоит из двух модулей, пяти разделов, каждый из которых включает ряд тем.

МОДУЛЬ 1. Общегуманитарные методы

1 раздел. Общегуманитарные методы исследования в искусствознании – 10ч.

2 раздел. Система философского знания и перспективы развития современного искусствознания – 8 ч.
МОДУЛЬ 2. Методы психологии, социологии и религиоведения

3 раздел. Основные тенденции современной психологии в контексте искусствознания – 6ч.

4 раздел. Социологические аспекты искусства – 8 ч.

5 раздел. Религиоведческие аспекты искусства и творчества – 4ч.
МОДУЛЬ 1. Общегуманитарные методы

1 раздел. Общегуманитарные методы исследования в искусствознании - 10 ч.

Тема 1.Междисциплинарный круг научных направлений в современной истории и теории искусства – 2ч.

Психологические подходы, использующиеся для изучения процесса создания феномена искусства. Изучение творческой личности, творческого процесса как важный этап искусствоведческого исследования. Психология восприятия произведения искусства в трудах Э. Гомбриха. Визуальная перцепция.

Основные понятия социологии искусства. Социологические подходы в исследовании форм общественного функционирования произведений искусства. Вопросы социального бытия их создателей и пользователей.

Изучение сакральных и морально-нравственных измерений художественной практики. «Богословие образа». Разработка направления в трудах К. Шёнборна, Л.А. Успенского, П.Н. Евдокимова.
Тема 2. Методы формальной логики. Их применение в искусствознании -2ч.

Коренные свойства правильного мышления. Четыре закона формальной логики. Анализ и синтез. Суть метода. Сравнение по аналогии. Специфика применения метода в социально-гуманитарной сфере. Дедуктивное и индуктивное умозаключение. Полная и неполная индукция. Разновидности неполной индукции. Метод единственного сходства. Метод единственного различия. Метод сопутствующих изменений. Метод остатков.


Тема 3. Сравнительно-исторический и историко-генетический методы в искусствоведческих исследованиях - 2ч.

Сравнительно-исторический метод. Зарождение метода в рамках эволюционизма (Э. Тайлор). Основные идеи направления как предтеча сравнительного изучения истории культур. Формирование процедуры применения сравнительно-исторического метода в работах функционалистов (Б.Малиновский, А. Рэдклиф-Браун). Основные закономерности применения метода в искусствознании. Его место в общегуманитарном методологическом комплексе. Описательный характер метода. Горизонтальный и вертикальный способы использования метода.



Историко-генетический метод. Формирование метода в рамках эволюционизма. Раскрытие свойств, функций и изменений изучаемых феноменов искусства в историческом развитии в рамках историко-генетического метода. Аналитическая, сравнительная природа метода. Описательный характер метода. Ошибки в применении. Место метода в методологическом комплексе искусствознания.
Тема 4. Типологический и системный методы в искусствоведческих исследованиях – 2ч.

Типологический метод. Роль метода в формировании понятийного аппарата и периодизаций. Типология как сложный вариант классификации. Сущностный аналитический характер метода. Направленность метода на выявление сущностно-однородных объектов искусства и объединение их в группы. Индуктивная и дедуктивная типологии. Сложности в применении метода.



Системный метод. Зарождение метода в рамках эволюционизма (Г. Спенсер). Формирование процедуры применения системного метода (структурно-функционального анализа) в работах функционалистов (Б.Малиновский, А. Рэдклиф-Браун). Основные функции элементов социокультурной системы. Три этапа в применении метода. Структурный метод как вариант системного метода. Выявление структуры как основа метода. Акцент на отношения между элементами. Возможные ошибки применения метода в рамках искусствознания.
Тема 5. Методы естественных наук в исследовании явлений искусства – 2ч.

Интегративный характер современного научного познания. Вспомогательный характер методов математики, географии, химии, геологии для решения прикладных задач в искусствоведческих исследованиях. Атрибуция в искусствознании. Физико-математические методы в технологическом анализе феноменов искусства. Картографирование культурного ареала. Система создания историко-культурных карт элементов духовной культуры.



Количественные методы исследования. Отражение процесса математизации науки в гуманитарной сфере. Применение количественных (математических) методов для решения искусствоведческих задач. Построение формально-количественной модели исследуемого процесса или явления.

Контент-анализ как количественное исследование содержания текстовых массивов. Основная цель и возможности метода в искусствоведческих исследованиях. Достоинства метода. Стадии применения контент-анализа. Три стадии аналитического процесса. Возможные ошибки в применении контент-анализа в искусствоведении.


2 раздел. Система философского знания и перспективы развития современного искусствознания – 8 ч.

Тема 1. Основные тенденции философской мысли ХХ века – 2ч.

Феноменология. Основные положения философского теченияв трудах Ф. Гуссерля, Мерло-Понти. Понятия «чистое Я», «жизненный мир». Неопозитивизм. Аналитическая ветвь в лице К.Р. Поппера, Г. Райла. Структурализм как методологическое течение в сфере гуманитарных исследований. Формирование школы в недрах лигвистики. Французское ветвь в лице Барта, Фуко, Лакана. Перенос научного метода в культурологическое поле в работах К. Леви-Стросса. Герменевтика в гуманитарных науках.
Тема 2. Феноменология пространства в современном искусствознании – 2ч.

Пространственно-временной континуум. Отражение мифопоэтических представлений в традиционном и современном искусстве. Работа В.Н. Топорова «О мифопоэтическом пространстве». Кинестезийный опыт как исходный аспект пространственно-темпорального существования. Типология пространственных отношений и измерения экзистенциального пространства.


Тема 3.Феноменология времени в современном искусствознании – 2ч.

Понятие времени в современной философии и психология темпорального опыта. Темпоральность художественного акта и процесса восприятия произведения. Экзистенциальное время как время творческого акта. Историческое время как концепт и как аспект функции памяти. Проблема идентичности сознания. Историзм и историчность. Историчность сознания и проблемы истолкования искусства. Формы аисторизма (внеисторизм в искусстве).
Тема 4. Форма и материя: границы искусствоведческой рецепции – 2ч.

Основные аспекты понятий и их дополнительный характер. Понятие образа и его структура. Форма как синтаксис произведения и материя как семантическая составляющая. Формальное как экзистенциальное. Материальность и вещественность. История понятий в развитии искусствознания.



МОДУЛЬ 2. Методы психологии, социологии и религиоведения

3 раздел. Основные тенденции современной психологии в контексте искусствознания – 6ч.

Тема 1. Психоанализ и искусство – 2ч.

Иррациональные составляющие искусства и бессознательное психики. Фантазирование как исток художественной креативности и визуальной образности (теория «сгущения» и ее происхождение). Ресурсы психоаналитической теории и практики: искусство как частный случай трансфера («проекция» художника как механизм порождения и как механизм защиты). Зритель как «пациент» и как «аналитик». Психоаналитический подход в истолковании визуальных символов: искусство как симптоматика и искусствознание как терапия (возможность обратных отношений). Психоаналитическая «метатеория» и критика культуры. Пути преодоления фрейдовского биологизма (от инстинкт-теории к эго-теории). З. Фрейд как интерпретатор искусства и критик культуры. История искусства в интерпретации О. Ранка. Д. Винникот как теоретик фантазийной и игровой деятельности.


Тема 2. Теория и методы аналитической психологии К.Г. Юнга2ч.

Архетипы психики и типология визуальной образности – образ, символ, имаго (их связь и принципиальное различие). Религиозная (нуминозная) составляющая символа как манифестации архетипа. Мандала как универсальный символ психики и творчества (в аспекте целостности). Методы аналитической психологии в качестве методов исследования культуры. Метод прогрессивного анализа. Метод анализа архетипов.
Тема 3. Психологические исследования в искусстве – 2ч.

Искусство как частный случай «письма бессознательного» («стадия зеркала» и «инстанция буквы» применительно к искусству в работах Ж. Лакана). Искусство как «фикция» («фикциональный анализ» в рецептивной эстетике).



Некоторые психологически ориентированные историки искусства. Э. Крис (1900-1957) как историк искусства и психоаналитик, ученик фон Шлоссера («Легенды о художниках», 1934, совместно с О. Курцом). Совместные исследования карикатуры с Э. Гомбрихом. «Психоаналитические исследования в искусстве» (1952) Э. Гомбриха.

Гештальт-подход в понимании структуры художественного произведения (Р. Арнхейм«Искусство и визуальное восприятие», 1960). Психологические аспекты архитектурной формы («Динамика архитектурных форм», 1977). Методологические проблемы в «Новых очерках психологии искусства» (в т.ч. критика теории стиля с позиции феноменологии). Развитие и ревизия гештальт-теории (Р. Грегори, Дж. Гибсон).
4 раздел. Социологические аспекты искусства – 8ч.

Тема 1.Основные направления социологии искусства – 2ч.

Социология искусства как расширительный подход. Понятие художественной среды и художественной жизни. Проблема заказа и патронажа.

Художник и искусство в обществе. Проблема рецепции искусства с точки зрения структуры общества. Низовые формы искусства. Массовое искусство. Искусство и техника. Реклама и кич – проблемы анализа и оценки.

Искусство и власть: проблема анализа арт-пропаганды и тоталитарных форм художественной деятельности.
Тема 2. Эстетика и теория искусства в контексте неомарксизма – 2ч.

«Воскресный кружок» Д. Лукача и К. Маннхейма в Будапеште и его участники(Фр. Анталь, А. Хаузер, К. фон Тольнай).



Деятельность Ф. Анталя (1887-1954). Учеба у Вёльфлина и Дворжака (диссертация «Классицизм, романтизм и реализм во французской живописи сер. 19 в.», 1914). Бегство в Вену. Деятельность в Берлине (1922-1933). Интерес к социалистической теории и практике (поездка по музеям СССР в 1932). Эмиграция в Англию (близость к Э. Бланту и неприятие английской академической средой после 2 Мировой войны). «Флорентийская живопись и ее социальный фон» (1949): господствующая идеология, «политическая вера» и социально-классовые отношения как детерминанты стиля (роль заказчика и патронажа вообще в сложении той или иной стилистики). Критика со стороны М. Миса (отрицание художественной субъективности). Работы, посвященные Хогарту (1962) и Фюссли (1956). Общие черты методологии Анталя (иконология в сочетании с диалектическим материализмом).

Концепция всеобщей истории искусства А. Хаузера. Основные этапы деятельности А. Хаузера (1892-1978). Учеба в Будапеште, Берлине и Париже. Влияние Бергсона. Пребывание в Италии (1918-1920), Берлине (до 1924) и Вене (до 1938). Переезд в Лондон и начало работы над «Социальной историей искуства» (1951). Преподавательская деятельность в Англии и США (1950-60-е гг.). Возвращение в Венгрию (1977). Общий замысел «Социальной истории…» (отказ от теории религиозного происхождения искусства, тезис о зависимости искусства от жизни и природы, выделение профанного искусства в эпоху неолита как женского варианта мужского – сакрального – искусства и т.д.). Критика Хауэзера со стороны Гомбриха (обвинение в тоталитаризме, историзме как вере в прогресс и в неправомерном использовании гегелевской диалектики).

Концепция всеобщей истории искусства: от родоплеменного магического искусства через экономически и идеологически зависимого ремесленника к буржуазному художнику-интеллектуалу. 19 век как эпоха противостояния художника и публики (завершение этой борьбы – большевистская революция и рождение кинематографа). «Философия искусства» (1958) и «Маньеризм. Кризис искусства Ренессанса и рождение современного искусства» (1965). «Социология искусства» (1974) и тезис о взаимодействии искусства и общества как условии существования первого (экономически-коммерческие интересы художников и их заказчиков). Хаузер глазами П.Бурдье и Т.Адорно.
Тема 3. Проблема представления и интерпретации социальных аспектов современного искусства – 2ч.

Культовые корни искусства и проблема подлинности произведения. Репродукция и тиражирование как причины утрата «ауры» (энергии уникального бытия художественного творения). Критика теории «искусства для искусства» как «фашистской эстетизации» и противопоставление ей «коммунистической политизации».Р. Бьянки Бандинелли (1900-1975). Марксизм в изучении античного искусства (в т.ч. тема классовой борьбы).

Искусство и технический прогресс. «Искусство в эпоху техническойвоспроизводимости» (1934)В. Беньямина (1892-1940).«Искусство и техника»П. Франкастеля.

Проблема взаимодействия искусства и общества. Основные аспекты проблемы. «Искусство и общество» (1936) Г. Рида: взаимодействие общества и творческой индивидуальности в контексте экономического и идеологического аспектов искусства (человеческие обычаи и привычки и их фиксация в искусстве). Элементы социальной психологии и психоанализа у Рида (самость художника и супер-эго общества и культуры).
Тема 4. Современные тенденции в социологических исследованиях живописного искусства – 2ч.
Соединение знаточеского подхода с социально-политической и религиозной историей. «Живопись Флоренции и Сиены после Черной смерти» (1951)М.Миса (1904-1975). Критика марксизма. «Живопись Франции в эпоху Жанна Беррийского» (1967).

Взгляды на историю искусства Фр. Хаскелла (1928-2000). Учеба у Н. Певзнера. Преподавание в Оксфорде (преемник Э.Винда). История искусства как история эстетического вкуса, художественного менталитета и патронажа (социология конкретных культурно-личностных и интеллектуальных связей как альтернатива марксистскому «универсализму»). «Покровители и живописцы» (1963), «Открытия в искусстве» (1976), «Вкус и древность» (1981), «История и ее образы» (1993).



Постмодернистская социология искусства в работах М. Бэксандалла (род. 1933). Учеба в Италии и Германии (Мюнхен). Сотрудничество с Институтом Варбурга. Преподавание в Оксфорде и США. «Живопись и жизненный опыт в Италии 15 века. Введение в социальную историю стиля в живописи» (1972): постмодернистская социология искусства (история искусства как история пользователя). Патрон как клиент и искусство как удовлетворение его потребностей. «Паттерны интенции: об историческом объяснении картин» (1985). «Тени и Просвещение» (1995).
5 раздел. Религиоведческие аспекты искусства и творчества – 4ч.

Тема 1.Религиозные течения в исследовании искусства – 2ч.
Основные течения теологической мысли и структура теологического знания. Сакральное, иррациональное и трансцендентное как аспекты творчества и художественности. Творчество как ритуал и обрядность функционирования искусства. Проблемы иконичности: визуализация священного и пределы иконичности.

Религиозная философия и теория искусства. Неотомистская эстетика и история искусства. Жильсон, Ж. Маритен. Г. Марсель (искусство с точки зрения христианского экзистенциализма). Проблема нравственных составляющих искусства: средства анализа и основания оценки.

Русская религиозная мысль и проблемы искусства. О. Павел Флоренский как теоретик и историк искусства. Проблемы искусства и культуры в творчестве Е. Трубецкого, о. С. Булгакова и Н. Бердяева. Вяч. Иванов. Богословие иконного образа (Л. Успенский).

Религиозные аспекты в понимании человеческой креативности. Искусство как культ (мистериальная и сакраментальная природа художественной практики). Религиозная жизнь как фактор искусства. Религиозное искусство как предмет истории искусства. Проблема адекватного метода.


Тема 2.Современные проблемы функционирования и интерпретации феноменов искусства. Современные религиозные подходы их исследования – 2ч.

Современные имена методологов искусства. В. Вейдле как критик современной культуры и искусства (проблема различения художественных произведений и «эстетических объектов). «Умирание искусства»: смысл и содержание тезиса. Ф. Степун как интерпретатор современного искусства.

Исследование явлений искусства. Спиритуализм как подход. Теософские и антропософские ресурсы знания (в том числе научного). Р. Штайнер и его влияние на художественную жизньи теорию искусства. «Традиционная наука»в интерпретации Рене Генона и его школа (Т. Буркхардт). Традиционализм как метод. Его границы.



II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ДИСЦИПЛИНЫ- 36 Ч.

В практической части данного курса предусмотрено 12 часов занятий с использованием технологий активного обучения. Рекомендуемые темы: 3, 4, 7, 8, 9, 12, 14, 16, 18. На практических занятиях используются аналитические подходы, методы обсуждения, комментированного чтения, видео демонстрация, презентация.



МОДУЛЬ 1.

1 раздел. Общегуманитарные методы исследования в искусствознании – 10 ч.

1. Смежные научные дисциплины в исследованиях искусства – 2ч.

2. Законы формальной логики (семинарское занятие) - 2ч.

3.Сравнительно-исторический метод. Разработка метода в работе Э.Тайлора «Первобытная культура» (конспект 1, 2 глав работы) – 2ч.

4. Системный подходвгуманитарной науке(круглый стол:опрос по теме, анализ работы К. Леви-Стросса «Структурная антропология») – 2ч.

5. Методы естественных наук в искусствоведческих исследованиях (индивидуальная разработка плана атрибуции или карты, применительно к теме своего исследования) – 2ч.



2 раздел. Система философского знания и перспективы развития современного искусствознания – 8 ч.

1. Основные тенденции философской мысли ХХ века. Произведения искусства в контексте философских категорий (коллоквиум) – 2ч.

2. Категория пространства в живописи. Проблема пространства в работах Б.В. Раушенбаха и Н. Тарабукина (круглый стол)- 2ч.

3. Категория времени в музыкальном и театральном искусстве (анализ источников, рассматриваемых в исследовательских работах студентов с точки зрения данной проблематики) – 2ч.

4. Форма и материя в искусстве (анализ формы феноменов искусства, рассматриваемых в исследовательских работах студентов, контрольная работа) – 2ч.

МОДУЛЬ 2.

3 раздел. Основные тенденции современной психологии в контексте искусствознания – 6ч.

1. Психоанализ З. Фрэйда (семинарское занятие) – 2ч.

2.Методы аналитической психологии К.Г. Юнга в работе «Архетип и символ» (конспект работы) – 2ч.

3. Гештальт-теория в дизайне и архитектуре (анализ визуального материала) – 2ч.



4 раздел. Социологические аспекты искусства – 8ч.

1. Основные направления социологии искусства (семинарское занятие) – 2ч.

2. Посещение выставки современного искусства (обсуждение увиденного) – 2ч.

3. Проблема взаимодействия искусства и общества (анализ работы Г. Рида «Искусство и общество») – 2ч.

4. Роль живописи в современной общественной жизни (разработка опросного листа и проведение социологического опроса на выставке в галерее или в музее) – 2ч.

5 раздел. Религиоведческие аспекты искусства и творчества – 4ч.

1. Сакральное как аспект творчества и художественности(круглый стол по книге Т.Буркхардта«Сакральное искусство Востока и Запада.Принципы и методы») – 2ч.

2. Значение религиозного искусства в современном обществе (посещение кафедрального собора) – 2ч.

III. КОНТРОЛЬ ДОСТИЖЕНИЙ ЦЕЛЕЙ КУРСА

Текущий контроль достигается путем проведения семинарских занятий, контрольных работ, коллоквиума. Проверяется умение студентов анализировать теоретические источники, исследовательские работы, феномены искусства, способность подготовить сообщение на тему в форме доклада или видео презентации. Условие допуска к экзамену в первом семестре – участие в семинарском занятии, коллоквиуме, написание реферата. Во втором семестре магистрант допускается к экзамену при условии участия в двух семинарских занятиях.

Промежуточный контроль осуществляется во время проведения экзамена в 1 семестре.



Итоговый контроль – экзамен во 2 семестре.

Вопросы для проведения итогового экзамена:

  1. Основные философские, психологические и антропологические парадигмы и концептуальные ориентиры современного искусствознания.

  2. Проблемы позитивизма в истории искусства.

  3. Экзистенциальные и антропологические измерения искусства.

  4. Эпистемология науки и методология искусствознания.

  5. Герменевтика и наука об искусстве.

  6. Структуралистские и постструктуралистские ориентиры искусствознания.

  7. Эстетика, теория искусства и методология искусствознания: соотношения позиций.

  8. Концепции пространства в современной феноменологии и их приложение к науке об искусстве.

  9. Пространство физическое, концептуальное и экзистенциальное: объем и границы понятий.

  10. Время как философское понятие и аспект искусства.

  11. Темпоральность творческого акта.

  12. Время визуальнойнарративности.

  13. Форма: история понятия и его современное понимание.

  14. Форма, гештальт, образ: смысл понятий применительно к изобразительному искусству.

  15. Материя, вещество, материал в философии и в теории искусства.

  16. Концепции исторического знания: от искусства памяти к нарративной структуре.

  17. Проблемы историзма в истории искусства.

  18. Историчность субъекта: герменевтическая перспектива.

  19. Субъект как медиальная инстанция.

  20. Жизненный опыт как условие и пространство смысла.

  21. Символизм коммуникативных актов и семантика творчества.

  22. Миф, мифичность и мифология в жизни и в искусстве.

  23. Сакральное как условие и содержание творчества.

  24. Философия, богословие и теория искусства: опыт взаимообогащения.

  25. Богословие сакрального образа и искусствознание.


III. ТЕМАТИКА И ПЕРЕЧЕНЬ КУРСОВЫХ РАБОТ И РЕФЕРАТОВ
Темы рефератов:

  1. Античная философия, эстетика и классическое искусство.

  2. Схоластика как содержание средневековой художественной культуры.

  3. Философские и культурно-исторические измерения гуманизма.

  4. Картезианство и барокко.

  5. Романтизм как мировоззрение и эстетическая программа.

  6. Позитивизм и реализм: сравнительная характеристика.

  7. Неопозитивизм и постимпрессионизм.

  8. Смена мировоззренческих парадигм в философии ХХ века и художественный авангард.

  9. Главные направления философии ХХ века и основные тенденции развития искусствознания (концепции и методы).

  10. К.-Р. Поппер и Э. Гомбрих.

  11. Феноменология и история искусства: опыт рецепции.

  12. Экзистенциализм и современные теории архитектуры.

  13. Структурализм как искусствоведческая методология.

  14. Постструктурализм в искусстве и искусствознании.

  15. Религиозная философия о религиозном искусстве.

  16. Религиозные аспекты светского искусства.


IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература:


  1. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования: Учебное пособие. 6-е изд. – М.: Книжный дом «Университет», 2010. – 296 с.

  2. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебное пособие. – М.: ИНФРА, 2012. – 768 с.

  3. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. – М.: Наука, 2008. – 440 с.

  4. Леви-Стросс К. Структурная антропология. - М.: Академический проект, 2008. – 555 с.

  5. Петров В.М. Количественные методы в искусствознании: Учебное пособие для высшей школы. – М.: Академический проект, 2007. - 432 с.

  6. Поправко Е.А., Дударенок С.М. Методы исследования культуры: учеб.пособие. – Владивосток: Изд-во Дальневост. Ун-та, 2008. – 288 с.

  7. Психологическая энциклопедия / Под ред. Р. Корсини и А. Ауэрбаха. - СПб.: Питер, 2008. – 1096 с.

  8. Эпистемология и философия науки. - М., 2009


Дополнительная литература
Общегуманитарные методы исследования в искусствознании


  1. Аверинцев С.С. «Аналитическая психология» К.-Г.Юнга и закономерности творческой фантазии // О современной буржуазной эстетике: Сб. статей. Вып. 3. - М.: Искусство,1972. - С. 110-155.

  2. Автономова Н.С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках. – М., 1977.

  3. Адо И. Свободные искусства и философия в античной мысли. - М.: Греко-Латинский кабинет Шичалина, 2002. – 478 с.

  4. Адо И. Свободные искусства и философия в античной мысли. М..: Греко-Латинский кабинет Шичалина, 2002. – 478 с.

  5. Бельтинг Х. Антропология образа (главы из книги). // Искусствознание, № 1, 2005, с. 68–106.

  6. Гибсон Дж.. Экологический подход к зрительному восприятию. - М.: Прогресс, 1988. – 464 с.

  7. Маркузе Г. Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества. - М., 1994.

  8. Мукаржовский, Я. Исследования по эстетике и теории искусства. - М.: Искусство, 1994. – 606 с.

  9. Новая философская энциклопедия.В 4-х тт. Изд. 2. - М.: Мысль, 2010. – 2806 с.

  10. Гильдебранд А. Проблема формы в изобразительном искусстве / Пер. с нем. - М., 1914.

  11. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. - М.: Искусство, 1991. – 588 с.

  12. Островский А.Б. Парадигма мифологического мышления: Очерк вклада К. Леви-Стросса. – СПб.: Издательство «Кронос», 2005. – 182 с.

  13. Петров В.М. Количественные методы в искусствознании: Учебное пособие для высшей школы. – М.: Академический проект, 2004. - 432 с.

  14. Поппер К. Открытое общество и его враги: В 2-х тт. – М., 1992.

  15. Годфруа Ж. Что такое психология. 1-2 тт. - М., 1992.

  16. Панофский Э. Idea. К истории понятия в теориях искусства от античности до классицизма/ Пер. с нем.– СПб.: Наследников , 2002. – 240 с.

  17. Ритцер Дж. Современные социологические теории. – СПб.: Питер, 2002.

  18. Antal Fr. Florentine Painting and its Social Background: the BourgeoisRepublic before Cosimo de'Medici's Advent to Power: Fourteenth and Early Fifteenth Centuries. - London, 1948.

  19. Фрейд З. Хроника-хрестоматия / Сост.: Вал. и Вл. Луковы. - М., 1999.

  20. Головин В.П. Мир художника раннего Возрождения. - М., 2002.

  21. Сергеев К.А., Соколов А.Н. Логический анализ форм научного поиска. – Л.: Наука, 1986. – 120 с.

  22. Татаркевич Вл. История шести понятий. - М.: Дом интеллектуальной книги, 2003. – 374 с.

  23. Baxandall M. Paintings and Experience in Fifteenth-Century Italy: A Primer in the Social History of Pictorial Style. - Oxford, 1972.

  24. Гращенков В.Н. История и историки искусства. - М., 2005.

  25. Семиотика: Антология / Сост. Ю.С. Степанов. Изд. 2 - М.: Академический проект, 2001. – 702 с.

  26. 14. Тэн И. Философия искусства / Пер. с фран. - М.: Изогиз, 1933, 1996. - 360с.

  27. Bianchi-Bandinelli R. Archeologia e cultura. - Milano-Napoli, 1961.

  28. Ванеян С.С. Искусствознание как наука и как поэзия. // Русский исторический вестник. В.3.

  29. Грегори Р.. Глаз и мозг. - Л., 1990.

  30. Семиотика и искусствометрия. Современные зарубежные исследования / Сост. Ю. Лотман - М.: Мир, 1972. – 364 с.

  31. Burke P. The Italian Renaissance. Culture and Society in Italy. - Cambridge, 1987.

  32. Даниэль С.М. Искусство видеть.- Л.: Искусство, 1990. – 223 с.

  33. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. - М., 1998.

  34. Успенский Б.А. Семиотика искусства. – М.:Школа «Языки русской культуры», 1995. – 360 с.

  35. Duvignaud J. The Sociology of Art. - Lnd., 1972 [1967].

  36. Додельцев Р.Ф. Проблема искусства в мировоззрении Зигмунда Фрейда // О современной буржуазной эстетике. Вып. 3. - М.: Искусство, 1972. - С. 61-109.

  37. Поппер К. Логика и рост научного знания. Избр. работы / Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1983. – 605 с.

  38. Фосийон А. Жизнь форм. - М., 1995.

  39. Francastel P. Art et tecnique aux XIX-e et XX-e siècles. - Paris, 1956.

  40. Ключевые понятии психоанализа. Под ред. В.Мертенса. - СПб., 2001.

  41. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. - М.: Республика, 1998. – 413 с.

  42. Тасалов В.И. Искусство в системе Человек – Вселенная: Эстетика «антропного принципа» на стыках искусства, религии, естествознания. – М.: КомКнига, 2007. - 256 с.

  43. Фор Э. Дух форм. - СПб., 2001.

  44. Haskell Fr. Patrons and Painters: A Study in the Relations between Italian Art and Society in the Age of the Baroque. - New York, 1963.

  45. Кречмер Э. Гениальные люди / Пер. с нем.– СПб.: Академический проект, 1999. – 303 с.

  46. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / Перевод В. П. Визгина, Н. С. Автономова. -  СПб.: A-cad, 1994. – 408 с.

  47. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. - СПб.: Академия, 1994. – 408 с.

  48. Hauser A. The Social History of Art. Vol. 1-2. - Lnd., 1951.

  49. Адорно Т. Эстетическая теория/ Пер. с нем. - М.: Республика, 2001. – 526с.

  50. Арнхейм Р. Динамика архитектурных форм/ пер. с анг. В.Л.Глазычева. - М.: Издание Стройиздат, 1984. – 193 с.

  51. Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова.— М.: Прогресс, 1989—616 с.

  52. Вирильо М. Машина зрения. - СПб., 2004.

  53. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. - М., 1996.

  54. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / Пер. А. Г. Погоняйло и В. Г. Резник; Ред. М. Г. Ермакова. - СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. – 432 с.

  55. Эпистемология и философия науки. Энциклопедия. - М., 2009.

  56. Hauser A. Soziologie der Kunst. - München, 1974.

  57. Волкова Е.В. Эстетика и искусствознание. - М.: Знание, 1996. – 64 с.

  58. Лакан Жак. Семинары. Книги 1, 2, 5, 7, 11, 17. - М., 1998-2008.

  59. Hauser A. The Sociology of Art. - Chicago and Lnd., 1982.

  60. Ингарден Р. Исследования по эстетике. - М.: Изд. Иностранной литературы, 1962 – 572 с. (см. статьи «О произведении архитектуры»; «О структуре картины»)

  61. Лакан Жак. Инстанция буквы в бессознательном или судьба разума после Фрейда. - М., 1997.

  62. Meiss M. Painting in Florence and Siena after the Black Death. - Princeton, 1951.

  63. КоллингвудР.Дж. Принципы искусства. - М.: Языки славянской культуры, 1999. – 328 с.

  64. Лакан Жак. Имена-Отца. - М., 2006.

  65. Кроче Б. Эстетика. // Кроче Б. Антология сочинений по философии. Ч.7. - С. 399–449.

  66. Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. - Мн., 2000.

  67. Леонтьев Д.А. Введение в психологию искусства. – М., 1998.

  68. Лессинг Г.Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии. - М.: Гос. Издательство художественной литературы, 1953. – 623 с.

  69. Мазин В. Введение в Лакана. - М., 2004.

  70. Современная книга по эстетике. Антология. - М.: Иностранная литература, 1957. – 604 с.

  71. Башляр Г. Избранное: Поэтика пространства /Пер с фран. - М.: РОССПЭН, 2004. – 376 с.

  72. Мазин В. Стадия зеркала Жака Лакана. - СПб., 2005.

  73. Волков Н.Н. Композиция в живописи. В 2-х тт. - М.: Искусство, 1977. – 264с.

  74. Мерло-Понти М.. Феноменология восприятия. - СПб., 1999.

  75. Минарт М. Свет и цвет в природе. - М., 1959.

  76. Американская философия искусства. Основные концепции второй половины ХХ века. Антология. Пер. с англ. - Екатеринбург, Бишкек: Деловая книга, Одиссей, 1997. – 320 с.

  77. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М.: Прогресс, 1974. – 180 с.

  78. Бартон И.В. Логика: Учебное пособие. 3-е изд. – Минск: Новое знание, 2008. – 363 с.

  79. Диди-Юберман Ж. То, что мы видим, то, что смотрит на нас. - СПб., 2001.

  80. Грюнбаум А. Философские проблемы пространства и времени/Пер. с англ. Изд. 3 - М.: Книжный дом Либроком, 2010. – 568 с.

  81. Остер Дж., Гоулд П. Рисунок в психотерапии. - М.: Информационный центр психологической культуры, 2001. -184 с.

  82. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия / Пер с фран. И.С. Вдовина- СПб.: Ювента. Наука, 1999. – 608 с.

  83. Проблема цвета в психологии. - М., 1993.

  84. Габричевский А. Морфология искусства. М., 2002.

  85. Психоаналитические термины и понятия. Под ред. Э. Барнесса и Бернарда Ф. Файна. - М., 2000.

  86. Некрасов А.И. Курс истории и теории искусств. Т. 1–3, М., 1914.

  87. Психология ощущений и восприятия. Хрестоматия. Под ред. Ю.Б. Гипенрейтер и др. - М., 1999.

  88. Психология цвета. М., 1996 (Р. Юиг, В. Кандинский, С. Эйзенштейн). -М., 1996.

  89. Раушенбах Б.В. Пространственные построения в живописи. - М.: Наука, 1980. – 288 с.

  90. Психологическая энциклопедия/ Под ред. Р. Корсини и А. Ауэрбаха. -М., 2006.

  91. РаушенбахБ.В. Системы перспективы в изобразительном искусстве. - М.: Наука, 1986. – 255 с.

  92. Рикёр П. Герменевтика и психоанализ. Религияивера. - М., 1996.

  93. Тарабукин Н. Проблемы пространства в живописи // Вопросы искусствознания. 1993, вып. 1. С. 170-208, вып. 2, С. 245-264, вып. 4, С. 334-366.

  94. Робинсон Д.Н. Интеллектуальная история психологии. - М., 2005.

  95. Топоров В.Н. О мифопоэтическом пространстве. - Генуя, 1994.

  96. Рок И. Введение в зрительное восприятие. -М., 1980.

  97. Фосийон А. Жизнь форм [1934]. - М., 1995.

  98. Сартр Ж.-П.Воображаемое. Феноменологическая психология воображения. - СПб., 2003.

  99. Фор Э. Дух форм. - СПб., 2001.

  100. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства/Перевод  Г. Е. Крейдлина. - М.: Прометей, 1994. – 352 с.

  101. Беньямин В. Озарения. - М.: Мартис, 2000. – 376 с.

  102. Волошинов А.В. О союзе эстетики и математики в истории культуры // Обсерватория культуры. – 2006. - № 6.

  103. Жегин Л.Ф. Язык живописного произведения. - М., 1970.

  104. Саугстад П. История психологии. От истоков до наших дней. Имена. Идеи. Биографии. Направления. Школы. - М., 2008.

  105. Шапиро М. Некоторые проблемы семиотики визуального искусства. Пространство изображения и средства создания знака-образа. – Семиотика и искусствометрия. - М., 1972. С. 136-163.

  106. Вен П. Как пишут историю. Опыт эпистемологии. - М., 2003.

  107. Феномен артистизма в современном искусстве. Отв. ред. О. Кривцун. -М., 2008.

  108. Гращенков В.Н. История и историки искусства. - М., 2005.

  109. Франц М.-Л. Психология сказки. - СПб., 1998.

  110. Данто А. Аналитическая философия истории. - Екатеринбург, 2002.

  111. Фрейд З. Художник и фантазирование. - М.: Республика, 1995. – 400 с.

  112. Йейтс Фр. Искусство памяти. - СПб., 1997.

  113. Фрейд З. Хроника-хрестоматия / Сост.: Вал. и Вл. Луковы. - М., 1999.

  114. КоллингвудР.Дж. Идея истории. - М., 1980.

  115. Хайдеггер М. Исток художественного творения. // Работы и размышления разных лет. - М., 1993, с. 47–119.

  116. Кроче Б. Теория и история историографии. - М., 1998.

  117. Хофман В. Основы современного искусства. Введение в его символические формы. - СПб., 2004.

  118. Поппер К. Нищета историзма. - М., 1990.

  119. ХёйзингаЙ. Homoludens. - М., 1992.

  120. Хрестоматия по истории психологии. - М., 1980.

  121. Чоран Э. После конца истории. - СПб., 2002.

  122. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 1–2. - М., 1993, 1998.

  123. Юнг К.-Г. Психологические типы. - СПб.-М., 1995.

  124. Большая энциклопедия психологических тестов / Автор-сост. А. Карелин. М., 2006.

  125. Валери П. Об искусстве. - М., 1977.

  126. Габричевский А. Морфология искусства. - М., 2002.

  127. Жильсон Э. Живопись и реальность. - М., 2004.

  128. Юнг К.-Г. Душаимиф / Пер.сангл. –Киев: Гос. Библиотека Украины для юношества, 1996. – 384 с.

  129. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1991.

  130. Гадамер Х.-Г. Актуальность прекрасного. - М., 1991.

  131. ЮнгК.-Г. Человекиегосимволы. -М.: Серебряныенити, 1997.

  132. Зедльмайр Х. Искусство и истина. - М., 1999.

  133. Gombrich E.H. Art and Illusion. A Study in the Psychology of Pictorial Representation. - NewYork, 1960. - Lnd., 1977.

  134. Зонтаг С. Мысль как страсть. Избранные эссе 1960-х — 1970-х годов. -М., 1997.

  135. Копцик В.А., Рыжков В.П., Петров В.М. Этюды по истории искусства: Диалог естественных и гуманитарных наук. - М., 2004.

  136. Лотман Ю.М. Статьи по семиотике искусства/ Предисл. С. М.Даниэля, сост. Р. Г. Григорьева.  - СПб.: Академический проект, 2002. - 543 с.

  137. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. - М., 1966.

  138. Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства. - М.: Искусство, 1994. – 606 с.

  139. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М., 1995.

  140. Семиотика и искусствометрия. Современные зарубежные исследования. Сб. ст., М., 1972.

  141. Вейдле В. Эмбриология поэзии. Статьи по поэтике и теории искусства. М.: Языки славянской культуры, 2002. - 456 с.

  142. Вертгеймер М. Продуктивное мышление/Пер. с англ.; Общ. ред. С. Ф. Горбова и В. П.Зинченко; Вступ. ст. В. П. Зинченко. - М.: Прогресс, 1987.

  143. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования: Учебное пособие. 6-е изд. – М.: Книжный дом «Университет», 2010. – 296 с.

  144. Зиммель Г. Избранное. Т. 1–2. - М., 1996.

  145. Тайлор Э. Первобытная культура. – М., 1989.

  146. Хайдеггер М. Исток художественного творения. // Работы и размышления разных лет. - М., 1993, с. 47–119.

  147. Хофман В. Основы современного искусства. Введение в его символические формы. - СПб., 2004.

  148. Эко У. Открытое произведение. - М., 2003.

  149. Вундт В. Фантазия как основа искусства/ Перевод Л.А.Зандера; Под редакцией проф.А.П. Нечаева. - СПб.: Издание Товарищества М.О. Вольфа, 1914. – 146 с.

  150. Гендерная теория и искусство. Антология: 1970–2000 / Под ред. Л.М. Бредихиной и К. Дипуэлл. - М., 2005.

  151. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебное пособие. – М.: ИНФРА, 2013. – 768 с.

  152. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. - М., 1998.

  153. Леонтьев Д.А. Введение в психологию искусства. – М.: Изд-во Московского университета, 1998. – 112 с.

  154. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Искусство, 1968. – 576 с.

  155. Гетманова А.Д. Логика: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Омега-Л, 2011. – 415 с.

  156. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. – М.: Наука, 2003. – 440 с.

  157. Крючкова В.А. Проблема изображения в трудах Эрнста Гомбриха. – Проблема наследия в изобразительном искусстве. - М., 1984. - С. 235-267.

  158. Гарифуллин Р. Психология искусства и творчества. - Казань, 2004.

  159. Дьяков А.В. Жак Лакан. Фигурафилософа. -М.: Территория будущего, 2010. – 560 с.

  160. Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства/ Предисл. С. М.Даниэля, сост. Р. Г. Григорьева.  - СПб.: Академический проект, 2002. - 543 с.

  161. Маклюэн М. Понимание media. Внешние расширения человека. - М.:Жуковский, 2003.

  162. Поппер К.Р.Логика и рост научного знания. Избр. работы / Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1983. – 605 с.

  163. Ключевые понятии психоанализа. Под ред. В.Мертенса. - СПб., 2001.



Основные тенденции современной психологии в контексте искусствознания. Система философского знания и перспективы развития современного искусствознания. Социологические аспекты искусства.

Религиоведческие аспекты искусства и творчества

1. Буркхардт Т. Сакральное искусство Востока и Запада. Принципы и методы. М.: Алетейа, 1999. - 216 с.

2. Безансон А. Запретный образ. Интеллектуальная история иконоборчества. -М.: Изд-во «МИК», 1999. – 424 с.

3. Бердяев Н.А. Смысл творчества // Философия творчества, культуры и искусства. Т. 1. - М., 1994. - С. 37 – 341.

4. Вейдле В.В. Умирание искусства [1937, 1948]. - СПб., 1996.

5. Вейдле В. Эмбриология поэзии. Статьи по поэтике и теории искусства. - М., 2002.

6. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. - М., 1987.

7. Кайуа Р. Миф и человек. Человек и сакральное. - М., 2003.

8 .Лосев А.Ф. Философия. Миф. Культура. - М., 1991.

9. Мамфорд Л. Миф машины. Техника и развитие человечества. - М., 2001.

10.Тасалов В.И. Искусство в системе Человек – Вселенная: Эстетика «антропного принципа» на стыках искусства, религии, естествознания. – М.: КомКнига, 2007. - 256 с.

11. Христос и культура. Избранные труды Рихарда и РайнхольдаНибуров. - М., 1996.

12. Хюбнер К. Истина мифа. - М., 1996.

13. Федоров, В.В., Коваль, И.М. Мифосимволизм архитектуры. -М., 2006.

14. Флоренский П. Иконостас. Избранные труды по искусству. - СПб.: Мифрил, Русская книга, 1993. – 366 с.

15. Флоренский П.А. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии / Собрание сочинений [Философское наследие.Т. 131]. -М., 2000.

16. Элиаде М. Космос и история. - М., 1987.

17. Языкова И.К. Богословие иконы: Учебное пособие. - М.: Изд-во Общедоступного Православного Университета, 1995. – 212 с.


Интернет-ресурсы

  1. Интернет-версия издания: Новая философская энциклопедия: в 4 т.
    / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В.С. Степин. – М.: Мысль, 2000-2001. – Режим доступа: http://iph.ras.ru/enc.htm

  2. Интернет-версия издания: Новая философская энциклопедия: в 4 т.
    / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В.С. Степин. – 2-е изд., испр. и допол. – М.: Мысль, 2010. – ISBN 978-5-244-01115-9. – Режим доступа: http://iph.ras.ru/enc.htm

  3. История и философия науки: Учебное пособие / М.В. Вальяно; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2012. - 208 с. http://www.znanium.com/bookread.php?book=244728


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка