Рабочая программа учебной дисциплины «Основы этики и психология делового общения»



Скачати 255.2 Kb.
Дата конвертації15.04.2016
Розмір255.2 Kb.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕСсИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА»

КОЛЛЕДЖ СЕРВИСА И ДИЗАЙНА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины «Основы этики и психология делового общения»

основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования подготовки специалистов среднего звена по специальности

по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

Владивосток 2015


Рабочая программа разработана на основе Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования
по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2014 г. N 508)

Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования, утвержденными И.М. Реморенко, директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 августа 2009 года.


Организация-разработчик: Колледж сервиса и дизайна ВГУЭС
Разработчик: Хохленкова Нина Григорьевна, преподаватель высшей категории Колледжа сервиса и дизайна ВГУЭС

Рекомендована цикловой методической комиссией профессионального обучения Колледжа сервиса и дизайна ВГУЭС


Протокол № ___________ от «____» __________________2015 г

СОГЛАСОВАНО

Цикловой методической комиссией

Протокол № _____

«____» ___________ 20__ г.


Председатель ___________________

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

_______________________
«___»_____________ 2015 г.

Автор: Хохленкова Нина Григорьевна

преподаватель высшей категории

Колледжа сервиса и дизайна ВГУЭС

Рецензент: Нагорная Л.Ф.

преподаватель высшей категории

Колледжа сервиса и дизайна ВГУЭС

1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ


    1. Область применения программы

Рабочая программа дисциплины «Основы этики и психология делового общения» является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО:
030912 Право и организация социальной защиты
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Общий гуманитарный и социально-экономический цикл для студентов очной и заочной формы обучения.


1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Цель:

приобретение студентами теоретических знаний и практических умений в области психологии общения.



Задачи:

  • формирование коммуникативной компетентности будущих специалистов;

  • развитие навыков эффективного общения, необходимого для работы;

  • использование знаний в области психологии общения в предотвращении и регулировании конфликтных ситуаций;

  • формирование навыков соблюдения этических норм общения.

В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:



уметь:



  • анализировать взаимосвязь общения и деятельности, высказывать о них собственные суждения;

  • определять цели, функции, виды и уровни общения;

  • характеризовать роли и ролевые ожидания в общении;

  • использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

  • применять на практике этические принципы общения;

  • владеть техниками и приемами общения;

  • использовать различные способы разрешения конфликтов и толерантно относиться к окружающему миру и национальным традициям других народов.



знать:


  • взаимосвязь общения и деятельности;

  • цели, функции, виды и уровни общения;

  • роли и ролевые ожидания в общении;

  • виды социальных взаимодействий;

  • этические принципы общения;

  • механизмы взаимопонимания в общении;

  • техники и приемы общения;

  • правила слушания, ведения беседы, убеждения;

  • источники, причины, виды, способы разрешения конфликтов

Содержание дисциплины должно быть ориентировано на подготовку студентов к освоению профессиональных модулей ОПОП по и овладению профессиональными компетенциями (ПК):


ПК 1.2 Осуществлять прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты

В процессе освоения дисциплины у студентов должны формировать общие компетенции (ОК):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины.

Максимальная учебная нагрузка студента - 42 часа

в том числе:


  • обязательная аудиторная учебная нагрузка студента - 33 часа

  • самостоятельная работа студента - 9 часов

  • лабораторно-практические занятия - 20 часов

СОДЕРЖАНИЕ




  • ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5

  • СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6

  • УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ 14

  • КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ 16

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Вид учебной работы

Объем

часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

42

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

33

в том числе:




контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

9

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета





Наименование тем и разделов

Содержание учебного материала, практические работы,

самостоятельная работа студентов.

Объем часов

Уровень

освоения

1

2

3

4

Введение.




2







Содержание учебного материала.

2




Предмет психологии общения. Основные понятия. Требования к изучаемой дисциплине. Роль общения в профессиональной деятельности человека.




2

Раздел 1. Психология общения




18




Тема 1.1. Общение – основа человеческого бытия и восприятия людьми друг друга (перцептивная сторона общения)

Содержание учебного материала.

2




Общение в системе межличностных и общественных отношений. Социальная роль. Классификация общения. Виды, функции общения. Структура и средства общения. Единство общения и деятельности. Понятие социальной перцепции. Факторы, влияющие на восприятие. Искажения в процессе восприятия. Психологические механизмы восприятия. Влияние имиджа на восприятие человека.




3





Практическая работа обучающихся

2




Привести примеры групповых и ролевых факторов процесса общения. Самодиагностика по теме «Общение»: коммуникативные и организаторские способности, стиль делового общения, эмпатические способности.







Практическая работа обучающихся

2




Сформулировать причины возникновения манипуляций в межличностном общении. Составление плана действий по коррекции результатов, мешающих эффективному общению.







Самостоятельная работа обучающихся

2




Выявить влияние индивидуальных различий на особенности коммуникации в группе Значение стереотипа в профессиональной деятельности. Факторы, влияющие на восприятие и понимание людей.







Тема 1.2. Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения) и как обмен информацией (коммуникативная сторона общения


Содержание учебного материала.

2




Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Позиции взаимодействия с точки зрения трансактного анализа. Ориентация на понимание и ориентация на контроль. Взаимодействие как организация совместной деятельности. Основные элементы коммуникации. Вербальная коммуникация. Коммуникативные барьеры. Невербальная коммуникация. Методы развития коммуникативных способностей. Виды, правила и техники слушания. Толерантность как средство повышения эффективности общения. Особенности рефлексивного и нерефлексивного слушания.




3

Практическая работа обучающихся

2




Определить, какой тип межличностного общения характерен для «контролера», а какой для «понимателя». Определить, как связаны между собой «действие» и «взаимодействие».







Практическая работа обучающихся

2




Определить, как связаны между собой «действие» и «взаимодействие». Привести примеры связи эффективности общения с его коммуникативной стороной. Охарактеризовать основные коммуникативные барьеры общения







Самостоятельная работа обучающихся.

2




Разработать сценарии взаимодействия и определить их роль в межличностном общении. Объяснить, почему по речи судят об общей культуре человека и за счет чего невербальный язык принято считать элементом общей культуры человека.







Тема 1.3. Формы делового общения и их характеристика

Содержание учебного материала.

2




Деловая беседа. Формы постановки вопросов. Психологические особенности ведения дискуссий и публичных выступлений. Аргументация. Объяснить, почему деловую беседу нельзя проводить спонтанно. Формы вопросов.




3

Практическая работа обучающихся

2




Объяснить, почему деловую беседу нельзя проводить спонтанно. Раскрыть сущность каждой формы вопроса (закрытый, открытый, риторический, радикальный), задаваемых в ходе беседы.







Практическая работа обучающихся

2




Подготовить самопрезентацию (не более 5 минут)







Самостоятельная работа обучающихся.

2




Объяснить, почему по речи судят об общей культуре человека и за счет чего невербальный язык принято считать элементом общей культуры человека.







Раздел 2. Конфликты и способы их предупреждения и разрешения




6




Тема 2.1. Конфликт: его сущность и основные характеристики. Эмоциональное реагирование в конфликтах. Саморегуляция.

Содержание учебного материала.

2




Понятие конфликта и его структура. Невербальное проявление конфликта. Стратегия разрешения конфликтов. Особенности эмоционального реагирования в конфликте. Гнев и агрессия. Разрядка эмоций.




3

Практическая работа обучающихся

2




Тест «Твоя конфликтность». Анализ результатов.







Практическая работа обучающихся

2




Определить роль руководителя в разрешении конфликтов







Самостоятельная работа обучающихся.

2




Проанализировать любое произведение ( кинофильм, сказку, книгу), в которых описаны примеры разного поведения в конфликтах.







Раздел 3. Этические формы общения




7




Тема 3. 1. Общие сведения об этической культуре


Содержание учебного материала

2




Понятие: этика и мораль. Категории этики. Нормы морали. Моральные принципы и нормы как основа эффективного общения. Деловой этикет в профессиональной деятельности. Взаимосвязь делового этикета и этики деловых отношений.




3

Практическая работа обучающихся.

2




Разработка этических норм своей профессиональной деятельности.






Практическая работа обучающихся

2



Рассмотреть значение нравственных норм в современном предпринимательстве







Тема 3.2. Деловой этикет в профессиональной деятельности

Содержание учебного материала

1




Взаимосвязь делового этикета и этики деловых отношений.




3

Самостоятельная работа обучающихся

1




Обосновать «золотое правило нравственности»







ВСЕГО




42






3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимуму материально-технического обеспечения.

Печатные издания:



  • учебная литература

  • словари по этике

  • энциклопедический словарь

  • монографии отечественных и зарубежных авторов

Методическое обеспечение:

  • Рабочая программа

  • Календарно-тематический план

  • Поурочное планирование

  • Методические рекомендации для выполнения самостоятельных и контрольных работ.

  • Тестовые задания для проведения различных видов контроля.

Техническое оснащение:

  • Компьютер

  • Мультимедиа

Информационные технологии:

  • Электронные носители с учебно-методическим пособием и рабочими программами

  • Электронные носители тестов промежуточной и итоговой аттестации студентов

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основная литература:




  • Психология делового общения. HYPERLINK "http://www.alleng.ru/d/psy/psy158.htm" (Учебник) HYPERLINK "http://www.alleng.ru/d/psy/psy158.htm"Бороздина Г.В. HYPERLINK "http://www.alleng.ru/d/psy/psy158.htm" 2006.

  • Психология делового общения и управления. HYPERLINK "http://www.alleng.ru/d/psy/psy020.htm" (Учебник для HYPERLINK "http://www.alleng.ru/d/psy/psy020.htm"ССУЗов HYPERLINK "http://www.alleng.ru/d/psy/psy020.htm") HYPERLINK "http://www.alleng.ru/d/psy/psy020.htm"Столяренко Л.Д. HYPERLINK "http://www.alleng.ru/d/psy/psy020.htm" 2005.

  • Психология деловых отношений. HYPERLINK "http://www.alleng.ru/d/psy/psy128.htm" (Учебное пособие) HYPERLINK "http://www.alleng.ru/d/psy/psy128.htm"Рытченко HYPERLINK "http://www.alleng.ru/d/psy/psy128.htm" Т.А., HYPERLINK "http://www.alleng.ru/d/psy/psy128.htm"Татаркова HYPERLINK "http://www.alleng.ru/d/psy/psy128.htm" Н.В. HYPERLINK "http://www.alleng.ru/d/psy/psy128.htm" МЭСИ, 2005.  

  • Ботавина Ф.М. Этика деловых отношений. – М.: «Финансы и статистика», 2007

  • Психология и этика делового общения. / Под ред. В.Н. Лавриненко. – ЮНИТИ, 2007

  • Практикум по психодиагностике. – М.: Приор, 2008

  • Психологические тесты (для деловых людей), М.: 2004.

  • Психологический словарь. – М.: педагогика, 2006.

  • Сухарев В.А. Этика и психология делового человека.- М.: ИТД ГРАНД, 2006.

  • Филиппов А.В. Психология и этика делового контакта.- Минск: Амалфея, 2007.

Дополнительная




  • Айви А. лицом к лицу. Практическое пособие для освоения приемов и навыков делового общения. – Новосибирск: ЭКОР, 2007

  • Альманах психологических тестов. М.: КСП, 2006

  • Атватер И. Я вас слушаю. М.: Экономика, 2005

  • Берн Э. Игры, в которые играют люди. – М. Эксмо, 2005

  • Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М.: Эксмо, 2008

  • Бородкин Ф.М, Коряк Н.М.Внимание, конфликт! – М.: Эксмо, 2008

  • Венедиктова В.И. О деловой этике и этикете – М. Фонд «Правовая культура», 2005

  • Грановская Р.М. элементы практической психологии – М. – Эксмо, 2006

  • Данкел. Деловой этикет. – М.: Приор, 2007

  • Дип С., Сесмен Л. Верный путь к успеху – М.: Эксмо, 2004

  • Зиперт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. – М.: Экономика, 2006

  • Кови С.Семь навыков лидера. – М.: 2007

  • Козлов М.И. Как относиться к себе и другим людям. Практическая психология на каждый день. – М.: 2004

  • Крамник В.В. Имидж реформ: психология и культура перемен в России. – М.: 2005.

  • Яротевский М.Г. Психология в ХХ столетии. – М.: 2004.

  • Институт психологии РГГУ http://www.rsuh.ru/win/fac/psych/index.shtml

  • Московский городской педагогический университет. Курс лекций по психологии общения http://www.flogiston.ru/univery/vuz/mgpu.shtml/

  • Воронежский институт психологии. Психология общения. Лекции http://www.vspu.ac.ru/

  • Научно–учебный центр психологии Новгородского государственного университета. Лекции по психологии общения. http://www.nsu.ru/psych/internet/

  • Московский городской психолого-педагогический институт. Психология общения. http://www.psychology-online.ru/);



  • Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате изучения учебной дисциплины «Психология общения» студент должен знать/понимать:



  • предмет изучаемой дисциплины;

  • содержание понятия «психология общения» и основные виды общения;

  • взаимосвязь общения и деятельности;

  • цели и функции общения;

  • роли и ролевые ожидания в общении;

  • виды социальных взаимодействий;

7. этические принципы общения;

8. механизмы взаимопонимания в общении;

9. техники и приемы общения;

10. правила слушания;

11. особенности ведения беседы;

12. значение метода убеждения в общении;

13. источники, причины и виды конфликтов;

14. способы разрешения конфликтов




Оценка результатов обучения производится при помощи балльно-рейтинговой системы.

1.осуществление текущего контроля: устный опрос, работа с раздаточным материалом;

проверка ведения и наличия конспектов, тестовые задания;

2.итоговый контроль: выполнение тестовых заданий, контрольной работы, практической работы;

3.посещаемость занятий, опоздания;

4.полнота ведения конспектов по дисциплине;

5.аккуратность ведения конспектов;

6.внимание на занятии;

7.активное участие в обсуждении темы;

8.пассивное участие в обсуждении темы;

9.неучастие в обсуждении темы;

10.ответ с помощью подсказки (преподавателя, студентов, с помощью конспекта);

11.глубина, полнота, конкретность и лаконичность ответа;

12.риторика: правильность и чистота речи, владение терминологией, логичность, последовательность изложения, обоснование положений фактами, обобщение фактов, формулирование выводов;

13.полнота раскрытия темы контрольной работы, умение выразить свою мысль;

14.выполнение работы в срок и ее сдача для проверки;

15.нарушение сдачи работы в срок;

16.несамостоятельность студента при выполнении работы;

17.самостоятельность студента при выполнении работы:

18.небрежность в работе;

19.аккуратность выполнения работы;

20.умение студента пользоваться

первоисточником, составлять

конспект или доклад самостоятельно;

21.выполнение тестовых заданий;

22.самостоятельное составление тестов по теме;

23.использование в процессе обучения книжного фонда библиотеки ВГУЭС.




2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ


Наименование тем и разделов

Содержание учебного материала, практические работы,

самостоятельная работа студентов.

Объем часов

Уровень

освоения

1

2

3

4

Введение.




2







Содержание учебного материала.

2




Предмет психологии общения. Основные понятия. Требования к изучаемой дисциплине. Роль общения в профессиональной деятельности человека.



2


Раздел 1. Психология общения




18




Тема 1.1. Общение – основа человеческого бытия и восприятия людьми друг друга (перцептивная сторона общения)

Содержание учебного материала.

2




Общение в системе межличностных и общественных отношений. Социальная роль. Классификация общения. Виды, функции общения. Структура и средства общения. Единство общения и деятельности. Понятие социальной перцепции. Факторы, влияющие на восприятие. Искажения в процессе восприятия. Психологические механизмы восприятия. Влияние имиджа на восприятие человека.




3




Практическая работа обучающихся

2




Привести примеры групповых и ролевых факторов процесса общения. Самодиагностика по теме «Общение»: коммуникативные и организаторские способности, стиль делового общения, эмпатические способности.







Практическая работа обучающихся

2




Сформулировать причины возникновения манипуляций в межличностном общении. Составление плана действий по коррекции результатов, мешающих эффективному общению.







Самостоятельная работа обучающихся

2




Выявить влияние индивидуальных различий на особенности коммуникации в группе Значение стереотипа в профессиональной деятельности. Факторы, влияющие на восприятие и понимание людей.







Тема 1.2. Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения) и как обмен информацией (коммуникативная сторона общения

Содержание учебного материала.

2




Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Позиции взаимодействия с точки зрения трансактного анализа. Ориентация на понимание и ориентация на контроль. Взаимодействие как организация совместной деятельности. Основные элементы коммуникации. Вербальная коммуникация. Коммуникативные барьеры. Невербальная коммуникация. Методы развития коммуникативных способностей. Виды, правила и техники слушания. Толерантность как средство повышения эффективности общения. Особенности рефлексивного и нерефлексивного слушания.



3


Практическая работа обучающихся

2




Определить, какой тип межличностного общения характерен для «контролера», а какой для «понимателя». Определить, как связаны между собой «действие» и «взаимодействие».







Практическая работа обучающихся

2




Определить, как связаны между собой «действие» и «взаимодействие». Привести примеры связи эффективности общения с его коммуникативной стороной. Охарактеризовать основные коммуникативные барьеры общения







Самостоятельная работа обучающихся.

2




Разработать сценарии взаимодействия и определить их роль в межличностном общении. Объяснить, почему по речи судят об общей культуре человека и за счет чего невербальный язык принято считать элементом общей культуры человека.







Тема 1.3. Формы делового общения и их характеристика

Содержание учебного материала.

2




Деловая беседа. Формы постановки вопросов. Психологические особенности ведения дискуссий и публичных выступлений. Аргументация. Объяснить, почему деловую беседу нельзя проводить спонтанно. Формы вопросов.



3


Практическая работа обучающихся

2




Объяснить, почему деловую беседу нельзя проводить спонтанно. Раскрыть сущность каждой формы вопроса (закрытый, открытый, риторический, радикальный), задаваемых в ходе беседы.







Практическая работа обучающихся

2




Подготовить самопрезентацию (не более 5 минут)







Самостоятельная работа обучающихся.

2




Объяснить, почему по речи судят об общей культуре человека и за счет чего невербальный язык принято считать элементом общей культуры человека.







Раздел 2. Конфликты и способы их предупреждения и разрешения




6




Тема 2.1. Конфликт: его сущность и основные характеристики. Эмоциональное реагирование в конфликтах. Саморегуляция.

Содержание учебного материала.

2




Понятие конфликта и его структура. Невербальное проявление конфликта. Стратегия разрешения конфликтов. Особенности эмоционального реагирования в конфликте. Гнев и агрессия. Разрядка эмоций.



3


Практическая работа обучающихся

2




Тест «Твоя конфликтность». Анализ результатов.







Практическая работа обучающихся

2




Определить роль руководителя в разрешении конфликтов







Самостоятельная работа обучающихся.

2




Проанализировать любое произведение ( кинофильм, сказку, книгу), в которых описаны примеры разного поведения в конфликтах.







Раздел 3. Этические формы общения




7




Тема 3. 1. Общие сведения об этической культуре


Содержание учебного материала

2




Понятие: этика и мораль. Категории этики. Нормы морали. Моральные принципы и нормы как основа эффективного общения. Деловой этикет в профессиональной деятельности. Взаимосвязь делового этикета и этики деловых отношений.




3

Практическая работа обучающихся.

2




Разработка этических норм своей профессиональной деятельности.






Практическая работа обучающихся

2



Рассмотреть значение нравственных норм в современном предпринимательстве







Тема 3.2. Деловой этикет в профессиональной деятельности

Содержание учебного материала

1




Взаимосвязь делового этикета и этики деловых отношений.




3

Самостоятельная работа обучающихся

1




Обосновать «золотое правило нравственности»







ВСЕГО




42



Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (знакомство с основными понятиями, теориями);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством – анализирование,



сравнение, выявление общего и особенного)

3.–продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение задания, формулирование выводов, умение подвести итог)


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка