Рабочая программа учебной дисциплины «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем»



Сторінка1/4
Дата конвертації12.04.2016
Розмір0.58 Mb.
  1   2   3   4


Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"

Учебно-методический комплекс

ЕН. Цикл общих математических и естественно-научных дисциплин 020414
«ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ»
Специальность 020400 Психология
Факультет психологии

Кафедра клинической психологии

Москва 2008



Часть I.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




«Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем»


Разработал – профессор Глушко А.Н.

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры


Клинической психологии. Протокол № 1 15.09.2009г.
Зав. кафедрой __________________(Яковлев В.А.)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Учебная дисциплина “Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем” является составной частью методической подготовки студента в ряду биологических дисциплин она является естественнонаучной основой познания природы и внутренних механизмов ощущения, восприятия, памяти, мышления и сознания. Она отражает и интегрирует основные теоретические и практические достижения в области изучения механизмов поведения и деятельности человека и разработана с учетом особенностей деятельности психологов для понимания механизмов протекания психологических процессов. Изучение дисциплины осуществляется в тесном взаимодействии с другими дисциплинами анатомией, физиологией ЦНС, психофизиологией и общей психологией.


2. Практико-методическая подготовка включает в себя овладение знаниями навы­ками и умениями, обеспечивающими более глубокое понимание объективных феноменов активности мозга по которым можно судить о скрытых «движениях души». Изучение физиологии высшей нервной деятельности вооружает психологов объективными методами изучения психических прооцессов. Курс предполагает последовательность изучения основных нервных процессов возбуждения и торможения, физиологии условного рефлекса, физиологии анализаторов, аналитико-синтетической деятельности мозга, типологии ВНД. Осуществляется в ходе плановых заня­тий, а также во время самостоятельной подготовки.

Изучение учебной програм­мы осуществляется в течение 3-го курса и завершается экзаменом.

3. Мозг – это орган координации, интеграции, управления, инструмент приспособления организма к жизни. У мозга имеется уникальное свойство – его существо подчинено социальной детерминации, что выделяет его из категории обычных органов и анатомо-физиологических систем. Он выступает как орудие выживания индивидов в человеческом обществе, как орган индивидуального поведения. Поведение – сложная интегрированная форма деятельности организма, основанная на взаимодействии безусловных рефлексов, инстинктов, обучения и сознательной деятельности. Деятельность человека обусловлена как внешними воздействиями, так и внутренними побуждениями, которая характеризуется весьма сложным комплексом реакций, направленных на достижение определенной биологической, психологической или социальной цели. Понятие механизмов этой деятельности составляет цель программы.
4. Основными задачами изучения физиологии высшей нервной деятельности являются:


  1. Раскрытие механизмов психики, что обеспечивает естественно-научный подход к изучению психологии.

  2. Раскрытие структурно-системной организации и интегративной функции мозга требует от студентов предварительной подготовки в области анатомии и физиологии центральной нервной системы.

  3. Изучение механизмов обучения, формирования сложных поведенческих актов человека



5. Требования к обязательному минимуму уровню содержания и уровню подготовки студента.

Учебная дисциплина “Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем” нацелена на формирование и развитие у студентов совокупности специальных знаний, умений и навыков, личностных качеств, норм и опыта профессионального поведения, обеспечивающих успешность деятельности как специалиста знающего естествено-научные основы психики человека. В результате изучения учебной дисциплины студенты должны



иметь представление:

знать:

  • нейрофизиологические механизмы психики;

  • рефлекторную деятельность мозга;

  • основные свойства нервной системы и типы высшей нервной деятельности;

  • закономерности переработки информации в сенсорных системах;

  • методы оценки свойств нервной системы;

  • механизмы формирования сенсорного образа;

уметь:

  • планировать и организовывать исследования психической деятельности человека;

  • осуществлять методическое обеспечение диагностики типов высшей нервной деятельности;

  • проводить изучение и обследование при диагностике основных свойств нервной системы;

  • оценивать эффективность психологических воздействий на человека по изменению условно-рефлекторной деятельности;



Разделы и основные темы


Раздел I Физиология высшей нервной деятельности


1.История развития учения о высших психических функциях мозга
2. Предмет задачи и методы физиологии ВНД

3. Рефлекторная теория деятельности мозга и основные принципы ВНД

4. Безусловные и условные рефлексы как основа формирования временной связи

5. Нейрофизиологические процессы мозга как основа высшей нервной деятельности


6. Основные свойства нервной системы и типы высшей нервной деятельности

7.Методы выявления основных свойств нервной системы

Раздел II Общая физиология сенсорных систем.

8. Основные закономерности физиологии рецепторов, классификация рецепторов

9.Переработка информации в сенсорных системах

Раздел III Частная физиология сенсорных систем

10.Физиология зрительного анализатора

11.Физиология слухового и вестибулярного анализаторов

12.Висцеральная и соматосенсорная системы

13.Болевой анализатор

14. Системный механизм восприятия

  1   2   3   4


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка