Рабочая программа «Развитие стрессоустойчивости»



Скачати 148.55 Kb.
Дата конвертації14.04.2016
Розмір148.55 Kb.
c:\users\school1\desktop\сайт\разв стрессоуст 10.jpg

Пояснительная записка
Рабочая программа «Развитие стрессоустойчивости» для учащихся 10 Б класса оборонно- спортивно профиля разработана в соответствии с учебным планом среднего общего образования МБОУ «СОШ №1 имени Максима Горького», предназначена для профильной подготовки учащихся 10-х классов и ориентирована на подростков 16–17 лет; соответственно, строится с учетом возрастных особенностей учащихся.

В классах, сформированных под эгидой МЧС России, учащиеся получают первоначальные знания и навыки по профессии «спасатель». Такие дисциплины, как противопожарная подготовка, обеспечение безопасности труда, специальная подготовка, медицинская подготовка, ОБЖ, дают основы знаний в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, объясняя, что происходит с человеком в условиях угрозы его жизни. Не менее важна и психологическая подготовка обучающихся, способствующая формированию основ профессиональных и личностных качеств спасателя.

Личность специалиста экстремального профиля должна обладать рядом качеств. Главным из них является стрессоустойчивость, позволяющая профессионально переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для окружающих и своего здоровья. Высокий уровень стрессоустойчивости относится к числу профессионально важных качеств спасателей, у которых фактор стресса чаще всего связан непосредственно с работой. Степень приспособляемости к перегрузкам и возможности их преодоления служат одним из свидетельств меры подготовленности лиц, профессионально связанных с экстремальными ситуациями. Установлено, что менее всего подвержены негативному влиянию стресса люди уравновешенные, убежденные в том, что источник силы, необходимой для достижения успеха, заключен в собственных способностях и возможностях, а не во внешних обстоятельствах. Кроме того, стрессоустойчивость - это качество, которое можно развивать практикой и тренировкой.

В данную учебную программу входят основы психологии стресса и психологической помощи, реабилитационной психологии и необходимой каждому человеку психологии безопасности.

Формирование стрессоустойчивости является залогом психического здоровья людей и непременным условием социальной стабильности, прогнозируемости процессов, происходящих в обществе

Программа дает обучающимся начальные знания по психологии стресса и психологической помощи, реабилитационной психологии. Приобретаемые в ходе изучения данной программы знания и навыки могут быть в дальнейшем использованы учащимися и в повседневной жизни, и, кроме того, позволяют облегчить процесс профессиональной ориентации обучаемых.


Основные цели занятий:

  • ознакомление обучающихся с общими основами психологии стресса и психологической помощи, с психологией риска и чрезвычайных ситуаций, реабилитационной психологией, навыками грамотного поведения в кризисных ситуациях




  • содействие формированию психологической устойчивости подростков к ситуациям, требующим мобилизации ресурсов личности;

• расширение репертуара поведенческих стратегий в трудных жизненных ситуациях (информационно-теоретическая цель);

• приобретение индивидуальных навыков управления стрессом, в идеале – «открытие» индивидуального стиля поведения в стрессовых ситуациях. Осознавание возможности управления стрессом, ресурсопотенциала сопротивления стрессу и его личностной позитивной роли (личностно- смысловая цель);

• обучение способам (навыкам) оказания психологической поддержкичеловеку, находящемуся в критической ситуации; умению оказывать, запрашивать и получать поддержку (социально-коммуникативная цель).

Задачи:


  • Познакомить обучающихся с психологическими требованиями к профессии спасателя, особенностями психологического воздействия при чрезвычайных ситуациях, психологическими особенностями поведения в чрезвычайных ситуациях; методами и приемами управления собственным состоянием; навыками психологической поддержки; навыками адекватного, грамотного поведения в кризисных ситуациях.


Приоритетные формы и методы работы с учащимися:

  • групповая (беседы, диспуты, игры в тренингах)

  • индивидуально-групповая (выполнение упражнений индивидуально и в группах)

  • индивидуальная (решение тестов, высказывание мнения по тому или иному вопросу)

  • тренинговые упражнения;

  • игровые процедуры, которые моделируют определенные ситуации, ролевые игры разыгрывание различных ситуаций, предлагаемых как этюды;

  • активизирующие методики;

  • дискуссии, эвристические беседы, мини-лекции, обсуждение вопросов, связанных с основной темой занятий;

  • диагностические методики (тесты, анкеты-опросники),

  • моделирование образцов поведения;

  • метафорические истории и притчи.

Формы проведения занятий:

- диспут


- деловая игра

- консультация



  • тренинг

Приоритетные виды и формы контроля: итоговые беседы в конце каждой темы, проведение тестов, подготовка докладов и рефератов по обсуждаемым темам, составление характеристик людей.

  1. Общая характеристика курса.

Занятия по программе дают обучающимся начальные знания по психологии стресса и психологической помощи, реабилитационной психологии. Приобретаемые в ходе изучения данной программы знания и навыки могут быть в дальнейшем использованы учащимися и в повседневной жизни, и, кроме того, позволяют облегчить процесс профессиональной ориентации обучаемых

Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств. Для реализации содержания обучения по данной программе основные теоретические положения сопровождаются практическими упражнениями, которые помогут учащимся применить изученные понятия на практике, в конкретных жизненных ситуациях. На занятиях учащиеся должны не столько приобрести очередную сумму определенных знаний, сколько овладеть навыками успешных стратегий поведения. Рекомендуется соблюдать определенную последовательность воздействий: сначала у учащихся формируется представление о явлении или предмете, затем вырабатывается соответствующее отношение к нему и далее осваиваются адекватные способы поведения в данной ситуации.



Организация работы и структура занятий

Основной формой проведения занятий является работа с группой (12 – 14 человек). Групповые взаимодействия помогают принятию учащимися ценностей и потребностей других, облегчают процесс самоисследования и интроспекции.

Занятия состоят из двух частей: первая, теоретическая – несет информацию по теме урока, вторая – практическая, закрепляет полученные знания. Кроме того, предусмотрено проведение различных тестовых заданий, например, определение нервно-психической устойчивости и т. д.

Практическое применение и закрепление навыков возможно при участии обучаемых в проведении различных соревнований (спортивных, туристических), в том числе по специфике обучения («Школа безопасности», «Юный спасатель»).




  1. Описание места учебного курса в учебном плане.

Занятия проводятся с учащимися 10 Б класса, с группами по 12 - 14 человек.

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на 17 часа (1 час в неделю в течение 17 недель).



Время и место проведения: 1 раз в неделю, кабинет психологии.

Для каждого занятия необходимо подготовить листы бумаги (или тетради), карандаши, ручки, фломастеры, а также необходимый раздаточный материал



Описание условий для реализации программы.

Работа на занятиях организуется в режиме тренинга, занятие проводится в круге, учащиеся на каждом уроке ведут записи в тетрадях.



Дидактические материалы: пакет диагностических методик, пакет упражнений, соответствующий структуре занятий: система игр и упражнений для разминки, для основной части занятия.

Приоритетные виды и формы контроля: итоговые беседы в конце каждой темы, проведение тестов, подготовка докладов и рефератов по обсуждаемым темам, составление характеристик людей.


  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса


Личностными результатами освоения обучающимися курса являются:

-проявление познавательного интереса и активности в данном курсе;

-становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;

-планирование образовательной и профессиональной карьеры.



- стремление к саморазвитию, открытость изменениям и новому опыту,

- автономность, независимость (способность отделять свои цели и потребности от целей других (группы, друзей, родителей, СМИ).



Метапредметными результатами освоения курса являются:

-планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

-проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач;

-самостоятельная организация и выполнение различных работ;

-выявление потребностей профессии;

-выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

-согласование и координация совместной деятельности с другими ее участниками;

-оценивание своей познавательной деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм;

-диагностика результатов деятельности по принятым критериям и показателям;

Предметными результатами освоения курса являются:

-рациональное использование учебной и дополнительной информации ;

-оценивание своих способностей и готовности к выбранной профессии;


  1. Содержание курса.


Занятие 1. Стресс, стадии развития. Плюсы и минусы стресса.

Самодиагностика уровня стресса. Стресс, дистресс, эвстресс, напряжение, утомление, переутомление, нервный срыв, депрессия. Проявления стресса, стадии развития стресса. Эмоции в стрессе. Основные стрессоры. Выявление негативной и позитивной роли стресса в жизни человека. Правила психогигиены.



Занятие 2.. Понятие стрессоустойчивости. Личностные особенности, влияющие на стрессоустойчивость.

Стрессоустойчивость,ее зависимость от многих факторов, важнейшими из которых являются личностные особенности и физиологические параметры организма человека. Самодиагностика типа нервной системы, самооценки, уровня субъективного контроля, уровня личностной тревожности, баланса мотивации достижения/избегания.



Занятие 3. Психофизиология и психология стресса.

Природа возникновения стресса, физиологические и психологические проявления. Нервная система: анатомическое строение и функциональное деление. Механизмы стресса: стресс-реализующие системы и стресс-лимитирующие системы.

Понятие психологического стресса. Психические стрессоры. Факторы, оказывающие влияние на развитие психологического стресса. Виды (уровни) реакций человека на стресс. Влияние индивидуальных и личностных особенностей человека на возникновение и развитие стресса.

Занятие 4. «Антистресс — скорая помощь». Практическое занятие. Развитие индивидуальных навыков преодоления негативных последствий стресса. Технологии экстренного сохранения и восстановления психоэмоционального равновесия и работоспособности. «Антистресс — алгоритм» для экстремальных ситуаций.

Занятие 5 — 6.«Антистресс — профилактика». Методы предотвращения стресса. Практические занятия. Изучение влияния индивидуальных установок на развитие негативных последствий стресса и их практическое применение. Освоение техники безопасного общения. Отработка эффективных моделей поведения в стрессогенных ситуациях: коммуникативный прессинг («проблемные», «конфликтные», «тяжелые», «сложные» люди). Алгоритм преодоления прессинга. Формирование конструктивных моделей взаимодействия в команде, обеспечивающих высокую результативность работы всего коллектива.

Занятие 7 — 8. Методы и приемы саморегуляции при различных неблагоприятных психических состояниях.

Техники и методы, применяемые для снижения уровня тревоги и страха - выполняемые, как самостоятельно, так и с помощью специалиста-психолога. Характеристики сна (значение, периодичность, цикличность), методики работы со сном, а также рекомендации по проблемам засыпания и трудностям просыпания. Предлагается комплекс упражнений по методу А. Бираха, а также методы и приемы по снижению болевых ощущений.



Занятие 9. «Время — антистресс». Эффективное планирование времени.

Исследование и практический анализ влияния индивидуальных установок на эффективное использование времени. Хронофагия и хроносейвинг. Самоменеджмент как способность, определяющая эффективность в управлении персональным временем. Технологии эффективного планирования времени.



Занятие 10.Экстренная «допсихологическая» помощь при острой реакции на стресс.

Основные особенности экстремальных ситуаций. Симптомы острой реакции на стресс. Приемы оказания экстренной «допсихологической» помощи окружающим. Приемы самопомощи.



Занятие 11. Отсроченные реакции на травматический стресс.

Психическая травма. Травматический опыт. Посттравматическое стрессовое расстройство. Суицидальное поведение. Реакции горя. Психосоматические реакции. Посттравматическое нервное расстройство.



Занятие 12. Хронический стресс и профессиональное здоровье специалиста.

Профессиональное здоровье. Профессиональное становление. Профессионально важные качества. Профессиональные деформации и деструкции. Синдром эмоционального выгорания.



Занятие 13.Психологическая подготовка спасателя к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Методы психологической подготовки к действиям в чрезвычайных ситуациях, создание моделей чрезвычайных ситуаций, тренировка по решению задач и ситуаций аварий на химически и радиационно опасных объектах, принятие решений в условиях неопределенности, дефицита времени, внезапного изменения обстановки; психологическая закалка. Адаптация. Функциональное состояние организма (физиологический и психологический аспекты). Адаптация психики спасателя к стрессогенным факторам обстановки ЧС.

Занятие 14 — 15. Методы управления психическим состоянием спасателя при действиях в чрезвычайных ситуациях
Психологическая подготовленность, опыт действий в чрезвычайных ситуациях, индивидуальные особенности – факторы, определяющие психологическую устойчивость спасателя.
Изменение текущего состояния спасателя при ведении работ в условиях риска, опасности для жизни, неопределенности, лимита времени, длительных и интенсивных физических нагрузок, острых эмоциональных воздействий (работа с ранеными, погибшими). Субъективные и оперативные признаки состояний перевозбуждения, апатии, боевой готовности. Страх, его проявления.
Понятие о физических и психологических резервах организма, условиях их мобилизации. Управление состоянием спасателя и повышение эффективности спасательных работ, сохранение здоровья спасателя.
Методы управления состоянием. Аутогенная тренировка, техника ее проведения. Дыхательные и физические упражнения. Приемы психическойсаморегуляции. Способы вывода пострадавшего из обморочного состояния.
Приемы рациональной организации труда и отдыха при ведении работ.

Занятие 16. Основы саморегуляции и психологической реабилитации.
Стресс, напряжение, утомление, переутомление, нервный срыв, депрессия. Методики восстановления. Отдых. Лечение. Профилактические мероприятия: питание, аутогенная тренировка, активный отдых, функциональный покой, функциональная музыка. Основы восстановления работоспособности. Патологические и непатологические изменения в организме.

Занятие 17. Подведения итогов курса. Зачет.



  1. Тематическое планирование занятий.




п/п

Темы занятий

Кол-во часов

Занятие №

1

Стресс, стадии развития. Плюсы и минусы стресса

1

1

2

Понятие стрессоустойчивости. Личностные особенности, влияющие на стрессоустойчивость.

1

2

3

Психофизиология стресса.Психология стресса. Влияние стресса на жизнь человека.

1

3

4

«Антистресс — скорая помощь». Практические занятия.

1

4

5

«Антистресс — профилактика». Методы предотвращения стресса. Практические занятия.

2

5 — 6

6

Методы и приемы саморегуляции при различных неблагоприятных психических состояниях

2

7 — 8

7

«Время — антистресс». Эффективное планирование времени.

1

9

8

Экстренная допсихологическая помощь при острой реакции на стресс.

1

10

9

Отсроченные реакции на травматический стресс.

1

11

10

Хронический стресс и профессиональное здоровье специалиста. Профилактика синдрома профессионального выгорания у специалистов экстремального профиля.

1

12

11

Психологическая подготовка спасателя к действиям в чрезвычайных ситуациях.

1

13

12

Методы управления психическим состоянием спасателя при действиях в чрезвычайных ситуациях.

2

14 — 15

13

Основы саморегуляции и психологической реабилитации.

1

16

14

Итоговое занятие. Зачет.

1

17




Итого

17 часов







  1. Планируемые результаты.

К концу занятий обучающиеся должны

Знать:

- основы психологии безопасности, психологии ЧС, психологии риска

- особенности диагностики и тренировки психических процессов

- способы контроля и прогнозирования своих поступков
Освоить:

- навыки грамотного, адекватного поведения в кризисных ситуациях и ЧС

- основные приемы саморегуляции

- индивидуальных навыков управления стрессом, в идеале – «открыть» индивидуальный стиль поведения в стрессовых ситуациях,



  • способов (навыков) оказания допсихологической помощи и психологической поддержки человеку, находящемуся в критической ситуации;



  1. Описание учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:

Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 г. №68-ФЗ.

Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22.08.1995 г. №151-ФЗ.

Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум, поведение: Пер. с англ. – М.: Мир, 1988. – 248 с., ил.

Варданян Б.X. Механизмы саморегуляции эмоциональной устойчивости / Б.Х. Варданян. — М.: Наука, 2008. — 380 с.

Власенко И.И. Как удвоить свои способности. Секреты психологической подготовки к экзаменам. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 320с. (Серия «Сам себе репетитор»)

Дерябин В. С. Чувства, влечения, эмоции. Под редакцией и с предисловием В. М. Смирнова и А. И. Трохачева. 1974. Изд-во «Наука», Ленингр. отд., Л. 1-258.

Драчев П.Н., Коледа С.Н. Выживание. – Минск, «Лазурак», 1996.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Психотерапия зависимостей. Метод сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2002. – 176с.

Кораблина Е. П. Формирование готовности к оказанию психологической помощи: Учебное пособие. СПб., 2007 Корнейчук Ю.Ю. Методика оценки военно-психологической пригодности специалистов при комплектовании  войск ГО: Диссертация на соискание ученой степени кандидата военных наук.- М.:ВНИИ ГОЧС, 1996.



Леонтьев А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика стрессов." Москва, 1993 г. 

Платонов К. К. Занимательная психология. – 4-е изд. перераб. – М.: Мол. Гвардия, 1986. – 224 с., ил. – (Эврика).

Практикум по возрастной психологии: учеб.пособие / Под. ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2002. – 694 с.: ил.

Психологические последствия воздействия боевой обстановки. – М.: МО РФ, 1992.



Учебник спасателя/ С.К. Шойгу, М.И. Фалеев, Г.Н. Кириллов и др.; под общ.ред. Ю.Л. Воробьева – 2 изд., перераб. и доп.- Краснодар, «Сов. Кубань», 2002. – 528 с. – ил.
Руководства
1. Социальная психология. – М.: Политиздат, 1975.
2. Приемы психическойсаморегуляции Практическое пособие. – М., ПАВС, 1992.
3. Бахарев В.Д. Аутотренинг. – М.: Знание, 1992.
4. Айдаралиев А.А., Максимов А.Л. Адаптация человека к экстремальным условиям. – Л.: Наука, 1988.


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка