Рабочая программа пт Специальность: 050720. 65 физическая культура Квалификация учитель физкультуры Ишим 2011



Сторінка1/8
Дата конвертації14.04.2016
Розмір1.42 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Министерство образования Российской Федерации


ФГБОУ ВПО

«Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова»



пт

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

пт

< С1.В.4 КУЛЬТУРОЛОГИЯ>

Специальность: 050720.65 – физическая культура

Квалификация

учитель физкультуры


Ишим 2011



Предисловие


УТВЕРЖДЕНО

На заседании кафедры

_литературы_______________________________________________________________________________________________________________________________ и культурологии

Протокол № 11 от «8» _июня_ 2011 г.

Зав. кафедрой
___________ _З.Я. Селицкая

роспись И.О.Ф зав. кафедрой


УТВЕРЖДЕНО

На заседании Ученого совета факультета физической культуры

Протокол № от «__» _ _ 20 г.

Председатель Ученого совета факультета физической культуры


________ ___________

роспись И.О.Ф зав. кафедрой


СОГЛАСОВАНО

«_14_» _июня_ 2011 г.


Начальник

отдела ИБО ______ _Л.Б. Гудилова_

роспись И.О.Ф нач. ОИБО

ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ с «__» _ _ 20 г.
РАЗРАБОТАН __доктором философских наук, профессором В.И. Полищуком______

(наименование структурного подразделения (ий), разработавшего (их) документ или руководитель рабочей группы и ее члены)


РЕЦЕНЗЕНТЫ

__З.Я. Селицкая, к.ф.н., доцент___________

(Ф.И.О., ученая степень, ученое звание, должность)



__В.А. Устинова, к.ф.н., старш. преподаватель

(Ф.И.О., ученая степень, ученое звание, должность)


Периодичность ПЕРЕСМОТРА _1 раз в год__


Содержание
1. Программа дисциплины

1.1. Выписка из ГОС ВПО……………………………………………………………………..4

1.2. Цели и задачи преподавания и изучения дисциплины…………………………………..4

1.3. Требования к уровню изучения дисциплины…………………………………………….4

1.4. Требования к организации дисциплины………………………………………………….5

2. Содержание дисциплины………………………………………………………………………..5

2.1. Разделы дисциплины, виды и объем занятий…………………………………………….5

2.2. Содержание разделов дисциплины………………………………………………………..7

2.3. Материально-техническое обеспечение дисциплины………………………………….18

3. Организация аудиторной и самостоятельной работы студентов…………………………….18

3.1. Организация аудиторной работы студентов…………………………………………….18

3.1.1. Конспекты отдельных лекций………………………………………………………….18

3.1.2. Планы практических занятий и методические рекомендации к ним………………..18

3.1.3. Планы лабораторных занятий и методические рекомендации к ним……………….20

3.2. Организация самостоятельной работы студентов………………………………………21

3.2.1. Содержание, формы и сроки выполнения заданий, виды контроля…………………21

3.3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины……………………………………….21

4. Материалы входного, текущего и итогового контроля……………………………………...27

4.1. Материалы входного контроля…………………………………………………………..27

4.2. Материалы текущего контроля…………………………………………………………..30

4.2.1. Примерные темы рефератов……………………………………………………………31

4.2.2. Тестовые задания………………………………………………………………………..34

4.3. Материалы итогового контроля………………………………………………………….51

5. Терминологический минимум………………………………………………………………….54




  1. Программа дисциплины


1.1. Выписка из ГОС ВПО

ГСЭ.Р.4 Культурология

Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований. Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация.

Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и «серединные» культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.

Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности. Культура и личность. Инкультурация и социализация.


1.2. Цели и задачи преподавания и изучения дисциплины
Целью курса «Культурология» является знакомство студентов с высшими достижениями человеческой культуры на всём протяжении её исторического развития (типология культур; этническая и национальная, элитарная и массовая культуры). Дать основные понятия культурологии. Выработка навыков самостоятельного анализа и оценки сложных и разнообразных явлений культурной жизни разных эпох и современного развития культуры.

Содержание курса «Культурология» определяется конкретными задачами:

  • изучение общих закономерностей культурного развития человечества в контексте его социальной истории;

  • определение основных категорий культурологии, её проблем, идей и концепций в их возникновении и изменении, в их фундаментальном значении для осознания сущности культуры;

  • выявление единства мирового культурно-исторического процесса и разнообразия его региональных и этнических форм, обусловленного спецификой культуры отдельных народов и исторических эпох;

  • выяснение сходства и различия в становлении истории и культуры;

  • понимание развития культурологии как сохраняющего свою актуальность творческого диалога выдающихся мыслителей по коренным вопросам человеческого бытия с современниками, с мыслителями прошлых и последующих эпох;

  • изучение феноменов культуры в конкретно-историческую эпоху от древности до XX века.




    1. Требования к уровню изучения дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен:



знать:

– предмет и задачи «культурологии», ее место в системе наук об обществе, человеке и культуре;

– основные направления исследований в области культурологии;

функции и методы данной дисциплины;

– термины: национальное целое, метаязык, Космос, Логос, Природа;

– особенности культурологических исследований и разработок;



уметь:

– разбираться в основных проблемах культурологии на современном этапе, понимать логику основных концепций культур;

– применять принципы и методы научного культурологичесого анализа в самостоятельной научной деятельности;

– оценивать достижения культуры, на основе знания исторического контекста, быть готовым к диалогу культур;

– понимать и объяснять феномен культуры, ее роль в человеческой жизнедеятельности, иметь представление о способах приобретения, хранения и передачи ценностей культуры;

– ориентироваться в мире ценностей;

– самостоятельно формировать культурные ценности;

– систематизировать и обобщать факты анализа культурных явлений;



владеть:

– навыком культурологического анализа разнообразных явлений, реалий, теорий и т.д. в их историческом развитии;

– определять творчество отдельного писателя или художественное произведение в историко-литературном, культурном развитии эпохи;

- владеть навыками конспектирования и реферирования научной и учебной литературы;




    1. Требования к организации дисциплины




Вид учебной

деятельности



Распределение по семестрам в часах

Всего

часов


Семестр 6

Общая трудоемкость

50

50

Аудиторная занятия:

24

24

Лекции (Л)

14

14

Практические занятия (ПЗ), семинары (СЗ)

10

10

Лабораторные работы (ЛР)







Самостоятельная работа:

26

26

Курсовая работа (КР), рефераты







Самостоятельное изучение разделов







Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.)







Вид итогового контроля




зачет



2. Содержание дисциплины
2.1. Разделы дисциплины, виды и объем занятий


п\п


Наименование разделов и тем


Всего


(часов)

Аудиторные

занятия (в часах)



Самост. работа

Лекции

Практич. зан.

1

2

3

4

5

6




7 семестр













Раздел I. Теория культуры

1

Предмет курса «Культурология»

6

2

2

2

2

Виды, формы, содержание и структура культуры

8

2

4

2

3

«Философия жизни» о культуре

2

-




2

4

Основные этапы становления культурологии

2

-




2

Раздел II. «История культуры».

1

Особенности первобытной культуры

4

-




2

6

Культура Древней Греции, Рима

3

2

-




9

Культура эпохи Возрождения

2







2

11

Языческая культура древних славян

2

-




2

1

Структура культуры

2

2







3

Культура и природа, и человек

2




2




4

Культура и общество

6




2

4

7

Западноевропейская культура XX века

2

2







8

Культура Киевской Руси

2

-




2

9

Культура Московской Руси

2




-

2

10

Русская культура XVII века

2

2







11

Русская культура XVIII века

2







2

12

Русская культура XIX века

2







2

13

Русская культура XX века

2

2







ВСЕГО:




14

10

26


2.2. Содержание разделов дисциплины
Раздел I. Теория культуры

Тема 1. Предмет курса «Культурология»

Слово "культура", его происхождение и употребление. Возникновение понятия культуры. Особенности времени и эпохи возникновения понятия. Особенности раннебуржуазного мировоззрения. Роль деятелей Просвещения в формировании понятия культуры. Возникновение близких по смыслу понятий: философия истории, цивилизация, гуманитарность, эстетика. Понятие культуры в классической немецкой философии. Деятельностное понимание культуры.

Культура как особый предмет познания. Основные подходы в определении понятия "культура". Становление культурологии в связи с кризисными явлениями в культуре ХХ в. Особенности феномена культуры, ее генезис и смысл как предмет курса "Культурология".

Тема 2. Виды, формы, содержание и функции культуры

Виды культуры: уровень развития общества и совокупность ценностей, характеристика исторических эпох (средневековая культура), характеристика обществ и народностей (славянская культура), характеристика отдельных сфер деятельности или жизни (культура труда, быта, художественная культура), характеристика степени развития общества, среды или отдельного человека.

Материальная культура: техника (в широком и узком смысле), хозяйственная деятельность (промышленность и торговля), пути и способы сообщения.

Духовная культура: политическое и правовое сознание, мораль и искусство, религия и философия. Уровни сознания. Язык и речь. Функции культуры: человекотворческая, познавательная, информативная, коммуникативная, регулятивная, оценочная (аксиологическая).



Тема 3. Структура культуры

Понятие культурного уровня. Культура и цивилизация. Внешняя и внутренняя культура, их взаимосвязь и взаимопревращение. Культурные ориентации: рациональное и эмоциональное, природное и человеческое, "земное" и "небесное". Диалог культур.

Культурная норма, образец, обычай. Традиция как центральное понятие теории культуры. Обычай и обряд, ритуал как моменты традиции. Традиционное общество. Культура и творчество. Классовое и общечеловеческое, национальное и интернациональное в культуре.

Потребности и их роль в развитии культуры. Социальные институты как способ организации культуры и удовлетворения потребностей. Иерархия ценностей культуры (цивилизации).



Тема 4. Культура и социальный идеал

Образцы и образы в культуре. Детерминирующая функция образа. Образы-идеалы и образы-идолы в культуре. Социальный идеал как единство познавательного, этического и эстетического (истины, добра и красоты). Религиозный (христианский) идеал. Конкретно-чувственный характер социального идеала. Индивидуальный и общественный идеал. Истоки идеала.

Творческая природа идеала. Интуиция, фантазия, воображение - моменты творчества. Идея "неофициальной" (карнавальной) и "официальной" культуры по М.М.Бахтину. Массовая культура и контркультура.

Разложение старого социального идеала как уничтожение триединства истины, добра и красоты. Смена социальных идеалов как смена культур. Исторические типы социальных идеалов и культур.



Тема 5. Основные этапы становления культурологии

Донаучный этап. Мифологические представления о закономерностях культурно-исторического процесса в Древнем Египте, Древней Индии (Веды), Вавилоне и Ассирии (эпос о Гильгамеше), Древней Греции. Представление о развитии культуры в философии Платона. Антиномии культуры и природы у софистов, стоиков, эпикурейцев и киников. Культурно-исторический антропоцентризм в учении Конфуция. Иудейско-христианская телеология истории в Библии. Диалектика "града земного" и "града небесного" в историософии Августина Блаженного.

Научно-исторический этап. Теория циклического развития культуры Дж. Вико. Идеи прогресса культуры в философии истории Вольтера и Кондорсе. Природа, культура и цивилизация в философии Руссо. Теория единства и разнообразия культурно-исторического процесса в философии культуры Гердера. Философия истории Гегеля. Проблема соотношения общечеловеческой и национальных культур в философии культуры немецкого романтизма и раннего славянофильства.

Научно-философский этап. Иррационализм концепции культуры в "философии жизни". Ценностная теория культуры В.Виндельбанда и Г.Риккерта. Концепция полилинейного и завершенного развития культур Н.Я.Данилевского, О.Шпенглера, А.Тойнби. Философия культуры К.Ясперса, М.Хайдеггера, Х.Ортеги-и-Гассета. Культурологические и историософические построения Н.Бердяева и П.Сорокина. Социология культуры Франкфуртской школы. Культурантропология Б.Малиновского, К.Леви-Строса. Теологическая культурология П.Тейяра де Шардена. Концепция мировоззренческого кризиса культуры Запада А.Швейцера. Культурологические взгляды Т.Манна и Г.Гессе. Проблема герменевтики в философии культуры Г.Гадамера и П.Рикера. Культурология, психоанализ и глубинная психология: З.Фрейд, К.Юнг, Э.Фромм. Теория технологического детерминизма культуры и цивилизации У.Ростоу, Д.Белла, З.Бжезинского, О.Тоффлера, Ж.Фурастье. Футурология. Римский клуб и его альтернативы технологическому прогрессу. Основные идеи и достижения отечественной культурологии. Глобальные проблемы: реальность, сущность и перспективы решения.

Тема 6. Культура и природа

Природные предпосылки культуры. Отношение человека к природе как показатель культуры. Богатства природы и ее тайны. Природа-мастерская и природа-храм. Теоретическое и мифопоэтическое понимание природы. Символы света, ритма, меры, гармонии как фундаментальные основания культуры. Природа вне человека и природа человека. Творческие силы природы и человека. Разрушение целостности и гармонии в природе как следствие дисгармонии культуры и цивилизации.

Природа и культурогенез. Образы природы как фактор культурогенеза. Современная экологическая проблема и грядущее возрождение эстетического (любовного) и этического (поклонения) отношений к природе как необходимое оживление культуры.

Тема 7. Культура и общество

Понятие и становление общества. Разделение труда и рост числа потребностей. Многообразие предметного мира (формальной или видимой культуры). Понятие социального действия. Цивилизация как общество в его отношении к природе и культура как общество в его отношении к человеку.

Древние культурные центры и границы культурных регионов в современном мире (по классификации ЮНЕСКО). История общества и история культуры. Современные культурные процессы в мире. Состояние культуры в нашей стране.

Тема 8. Культура и человек

Культура как способ бытия человека, своеобразная проекция его на природу. Проблема человека в истории культуры и различные способы ее решения. Уникальность и универсальность человека. Избыточность человека как условие существования культуры. Культура как творчество вида и видимости человека. Постоянная возможность и опасность утраты человеком самого себя в культуре. Образ человека и его отношение к образу культуры. Причины разрушения образа человека и возможность его возрождения и восстановления.

Культура как отношение человека к самому себе. Культурность и интеллигентность. Необходимость "все начинать сначала". Человеческая непосредственность как источник культуры. Смысл и образ будущего культуры.
Раздел II. «История культуры».

Тема 1. Первобытная культура и ее особенности

Теории возникновения человека и культуры. Проблема источников изу­чения первобытных культур и их интерпретации. Периодизация развития пер­вобытной культуры: основные периоды (палеолит, мезолит, неолит, энеолит), их датировка и характеристика.

Материальная культура первобытно-общинного строя. Орудия труда как опыт взаимодействия с окружающей средой, их эволюция. Неолитическая «ре­волюция»: переход от присваивающего хозяйства к добывающему. Развитие агрокультуры. Возникновение поселений. Огонь. Жилища. Охота.

Духовная культура первобытного общества. Синкретический характер первобытной культуры. Роль обряда, обычая, ритуала. Возникновение и разви­тие культа предков. Роль мифа в первобытной культуре. Ранние формы религии в первобытной культуре (тотемизм, анимизм, фетишизм). Шаманство как куль­турный феномен.

Проблема культурной самобытности и локальных культур первобытного типа в условиях современной цивилизации.

  1   2   3   4   5   6   7   8


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка