Рабочая программа практики к ооп от 02. 07. 2014 №07-113/11-67в



Скачати 150.5 Kb.
Дата конвертації13.04.2016
Розмір150.5 Kb.
ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ







УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета «Исторический»

___________ Н.В. Парфентьева




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

практики
к ООП
от 02.07.2014 № 07-113/11-67в
Практика Учебно-ознакомительная практика
для направления 035400.62 История искусств
форма обучения очная
кафедра-разработчик Искусствоведение и культурология
Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 035400.62 «История искусств», утвержденным приказом Минобрнауки от 22 марта 2010 г. № 198
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры Искусствоведение и культурология (протокол № 1 от 31 августа 2012 г.)

Зав. кафедрой разработчика,


д.и.н., профессор _________________ Н.П. Парфентьев

(подпись)


Уч. секретарь кафедры,
к.и.н., доцент _________________ Ю.В. Федотова

(подпись)


Разработчик программы,
к.и.н., доцент _________________ Г.С. Трифонова

(подпись)


СОГЛАСОВАНО

Зав. выпускающей кафедрой

д.и.н., д.иск.. проф. _________________ Н.П. Парфентьев

(подпись)


Челябинск 2014


  1. Цель практики:

Целью практики является формирование профессиональной позиции будущего специалиста, владеющего стратегией планирования и организации своей деятельности, а также самостоятельно ставящего задачи профессионального и личностного самосовершенствования. Цель учебно-ознакомительной практики – дать студентам, получающим образование по направлению 035400.62 «История искусств», теоретические и научно-практические основы прикладного искусствознания и музееведения в реальном пространстве художественного музея, а также знания методик работы с музейными собраниями, сбора материалов для искусствоведческого анализа и обобщения его результатов в будущей квалификационной работе.

Задачи практики:

– ознакомление с направлениями деятельности художественного музея через непосредственное участие в его работе;

– знакомство с работой отдела учета и различными видами документации, картотеками; освоение навыка инвентарного описания новых поступлений произведений разных видов искусства под руководством музейного сотрудника; овладение принципами анализа документации для выявления произведений с целью их искусствоведческого анализа в будущей квалификационной работе;

– посещение специализированных хранилищ произведений различных видов искусств (живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства), овладение принципами работы с подлинными произведениями с целью их искусствоведческого анализа в будущей выпускной квалификационной работе;

– участие в подготовке музейной выставки с целью знакомства с принципами разработки её концепции, построения экспозиции, отдельных разделов в соотнесении с историей искусства и составом коллекции данного музея;

– прослушивание экскурсий и подготовка собственной экскурсии по заданию на основе полученных на лекционных занятиях знаний о целях, задачах, видах научно-просветительной работы в художественном музее;

– пополнение знаний материалами цикла лекций, которые организуются в период практики;

– участие в музейных акциях, вернисажах и др. музейных мероприятиях.

– развитие у студентов профессионального мышления, организаторской, творческой и научно-исследовательской инициативы, направленной на решение задач, связанных с деятельностью музеев.
Краткое содержание практики

Учебно-ознакомительная практика строится на интегрировании основного курса истории отечественного и зарубежного искусства и его видов. К усвоению данной практики предъявляются требования применения методики описания и анализа тенденций отечественного изобразительного искусства, художественных стилей, направлений, течений и объединений, творчества художников России и зарубежных стран, их произведений указанного исторического периода. В процессе прохождения практики предполагается использование базисных общетеоретических и исторических понятий искусствоведческой науки и освоенного в процессе обучения специальных курсов инструментария, музееведения, а также привлечение понятий смежных, интегрированных в искусствознание понятий и категорий психологии, социологии, культурологии, философии, теории и истории искусства и регионалистики. В процессе учебно-ознакомительной практики достигается необходимый синтез знаний, полученных на аудиторных занятиях по искусствоведению, и практического их преломления в реальном пространстве музея. Учебно-ознакомительная практика – необходимое звено в выстраивании системы искусствоведческих знаний, дальнейшего формирования мировоззрения и реального овладения профессией.


2. Место практики в структуре ООП

Перечень предшествующих дисциплин, видов работ

Перечень последующих дисциплин, видов работ

Б.3.04. Всеобщая история искусств

Б.3.05 Основы отечественного искусства



Музейная практика

ВКР




Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у студентов следующих общекультурных компетенций в соответствии с ФГОС-3 ВПО по направлению 035400.62 «История искусств»:



  • владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК – 1);

  • способен грамотно и квалифицированно, устно и письменно излагать мысли на русском языке, владеть навыками публичной и научной речи (ОК-2);

  • способен осуществлять интеллектуальное, культурное, нравственное и профессиональное саморазвитие и самоусовершенствование, повышать свою квалификацию и мастерство (ОК-6)

  • способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, знать основные положения и методы гуманитарных, социальных наук,способен использовать их при решении социальных и профессиональных задач, способен анализировать социально значимые и художественные проблемы и процессы (ОК-9);

  • владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК – 13).

  • способен критически осмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности, способен к социальной адаптации (ОК - 17);

  • готов уважительно и бережно относиться к историческому наследию, наследию истории искусства и культурным ценностям, терпимо воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия (ОК - 18)

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у студентов следующих профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС-3 ВПО по направлению 035400.62:



  •  способен использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (ПК-1), археологии (ПК-2);

  •  способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ПК-5);

  •  способен понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6);

  •  способен к критическому восприятию концепций различных историографических школ (ПК-7);

  •  способен к использованию специальных знаний, полученных в рамках профилизации или индивидуальной образовательной траектории (ПК-8);

  •  способен к работе в архивах и музеях, библиотеках, владеет навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах (ПК-9);

  •  способен к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований (ПК-10);

  • В результате прохождения практики студент должен

Знать:

  • – основные теоретические и исторические положения искусствоведения и музееведения и других искусствоведческих профессиональных дисциплин;

  • – знать основы научного исследования произведения искусства;

  • – структуру художественного музея и музейной деятельности;

  • – содержание, цели и задачи различных направлений деятельности художественного музея.

Уметь:

  • – применять основные теоретические и исторические положения искусствоведения на практике при исполнении соответствующих заданий;

  • – под руководством музейного сотрудника и руководителя практики освоить навык инвентарного описания новых поступлений произведений разных видов искусства;

  • – принять участие в музейных акциях, вернисажах и других музейных мероприятиях.

Владеть:

  • – основными методиками музейной работы в области документоведения: ведения музейной документации по учету и хранению, каталогизации;

  • – основными методиками музейной работы в области хранения художественных памятников, реставрации и консервации;

  • – основными методиками музейной деятельности в области научно-исследовательской работы и атрибуции произведений искусства различных видов;

  • – основными методиками музейной работы в области экспозиционно-выставочной деятельности;

  • – основными методиками музейной работы в области издательской деятельности и каталогизации;

  • – основными методиками научно-просветительной, в т.ч. экскурсионной работы в музее;

  • – основами рекламной и менеджерской деятельности.


4. Формы проведения практики

бакалавров по направлению 035400.62 История искусств, должно:

– располагать договорами с организациями и учреждениями, на базе которых возможна организация и проведение учебно-ознакомительной, музейно-краеведческой и др. видов практик;

– иметь необходимые кадры, обладающие опытом практической работы в данных сферах;

– иметь необходимое учебно-методическое обеспечение (программы, методические рекомендации, дневники производственных Высшее учебное заведение, реализующее образовательную программу подготовки практик и др.);

– использовать материалы производственных практик в решении научно-исследовательских задач.

Дисциплина тесно связана с курсами отечественной истории, региональной истории, истории искусства, методологии и теории искусства.

5. Место и время проведения практики

Учебно-ознакомительная практика проходит во 2 и 4 семестрах на базе Музея искусств ЮУрГУ и хранилища художественной коллекции ЮУрГУ.


6. Структура практики

Общая трудоемкость дисциплины составляет 432 часа.


6.1. Содержание практики

№ раздела (этапа

Наименование или краткое содержание
вида работ на практике

Кол-во часов

Форма
текущего
контроля

1

Вводное занятие. Знакомство студентов с целями и задачами практики, с программой работы и принципами отчетности.

6

См. пункт 6.2.-6.5.

2

Ознакомление с деятельностью художественного музея.

Основные направления научной работы, цели, практическое претворение результатов.



30

См. пункт 6.2.-6.5.

3

Знакомство студентов с работой отдела учета и различными видами документации, картотеками.

40

См. пункт 6.2.-6.5.

4

Освоение навыка инвентарного описания новых поступлений произведений разных видов искусства под руководством музейного сотрудника.

40

См. пункт 6.2.-6.5.

5

Овладение принципами анализа документации для выявления произведений с целью их искусствоведческого анализа в будущей квалификационной работе.

38

См. пункт 6.2.-6.5.

6

Знакомство с деятельностью специализированных хранилищ произведений различных видов искусств (живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства).

40

См. пункт 6.2.-6.5.

7

Овладение принципами работы с подлинными произведениями с целью их искусствоведческого анализа в будущей квалификационной работе.

40

См. пункт 6.2.-6.5.

8

Участие в подготовке музейной выставки с целью знакомства с принципами разработки её концепции, построения экспозиции, отдельных разделов в соотнесении с историей искусства и составом коллекции данного музея.

40

См. пункт 6.2.-6.5.

9

Прослушивание экскурсий и подготовка собственной экскурсии по заданию на основе полученных на лекционных занятиях знаний о целях, задачах, видах научно-просветительной работы в художественном музее.

40

См. пункт 6.2.-6.5.

10

Участие в музейных акциях, вернисажах и др. музейных мероприятиях, требующих применения навыков научно-исследовательской работы.

40

См. пункт 6.2.-6.5.

11

Подготовка дневников практики и отчетов, написание методических разработок проведения выставок в художественном музее.

40

См. пункт 6.2.-6.5.

итого




432






7. Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на практике

  • Знакомство с источниками и научной литературой архивов и библиотек;

  • Работа с Интернет-ресурсами;

  • Сравнительный анализ источников и научной литературы;

  • Исследование произведений искусств с применением искусствоведческих методов исследования;

  • Разработка концепций экспозиций (при участии в выставочных мероприятиях);

  • Классификация источников и научной литературы по выбранной теме;

  • Составление библиографического списка по выбранной тематики.



8. Учебно-методическое и информационное обеспечение практики

а) Основная литература:

1. Жданова, М. В. Дрезденская галерея - М. : Слово , 2009



  1. Искусство Южного Урала середины ХХ – начала ХХI вв. Каталог собрания художественного музея ЮУрГУ. Живопись, графика, скульптура, декоративное искусство, художественная фотография, актуальное искусство/ авторы статей Н.В.Парфентьева, Г.С.Трифонова / сост. и научный ред. каталога Г.С.Трифонова. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2013. – 215 с. : ил.

  2. Челябинская областная картинная галерея [Альбом] / Авторы текста и составители каталога Г.С.Трифонова, Г.И.Пантелеева, Л.А.Сабельфельд. – М.:Белый город, 2003.

  3. Шляхтина Л. М. Основы музейного дела : теория и практика : учеб. пособие для пед. и гуманитар. вузов - М. : Высшая школа , 2009


б) Дополнительная литература:

  1. Грегори, М. Уффици и Питти. Живопись галерей Флоренции [Альбом] / М. Грегори – М. : Слово/Slovo , 2008

  2. Кликс Р.Р. Художественное проектирование экспозиций [Текст] / Р.Р. Кликс – М, 1978.

  3. Музееведение: Искусство музейной экспозиции и техническое оснащение музеев [Текст] – М., 1985.

  4. Музееведение: Музей исторического профиля [Текст] – М., 1988.

  5. Непи, Д. Ш., Джентили, А., Романелли, Д., Райлэндс, Ф. Венеция [Альбом] / Д.Ш. Непи, А. Джентили, А. Романелли, Ф. Райлэндс – М. : Слово , 2005

  6. Трифонова Г.С. Портрет в русском и западноевропейском искусстве. Живопись, графика, скульптура из собрания Челябинской областной картинной галереи. [Текст] / Г.С. Трифонова – Челябинск, 1995.

  7. Шарнова Е. Б. Лувр [Альбом] / Е.Б. Шарнова – М. : Слово , 2005

  8. Шарнова, Е. Б. Орсе [Альбом] / Е.Б. Шарнова – М. : Слово , 2007

  9. Юренева Т. Ю. Художественные музеи Западной Европы: история и коллекции. Учеб. пособие для гуманитар. специальностей вузов [Текст] / Т.Ю. Юренева – М. : Академический проект: Трикста , 2007

  10. Юматов В. Выставка в контексте искусства // Декоративное искусство СССР. 1988. №12. С.31-33.

  11. Русская живопись XVIII-начала ХХ веков: Каталог собрания Челябинской областной картинной галереи-Челябинского музея искусств [Альбом] / Автор-составитель Г.С.Трифонова. – Челябинск: ЧМИ, 2006. – 141 с.:ил.

  12. Шляхтина, Л. М. Основы музейного дела: теория и практика: Учеб. пособие для пед. и гуманитар. вузов [Текст] / Л.М. Шляхтина - М. : Высшая школа , 2005

  13. Юренева Т. Ю. Музееведение: учеб. для гуманитар. специальностей вузов - М. : Академический проект: Альма Матер , 2007

  14. 4.Юренева, Т.Ю. Музееведение [Текст] / Т.Ю. Юренева – М.: Академпроект, 2005

  15. 5.Юренева, Т.Ю. Музей в мировой культуре [Текст] / Т.Ю. Юренева – М.: Русское слово, 2003



Электронная учебно-методическая документация - нет

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины




Вид занятий

№ ауд.

Основное оборудование, стенды, макеты, компьютерная техника, предустановленное программное обеспечение, обеспечивающие проведение всех видов занятий

Работа с электронным каталогом и документацией

244

Электронная программа музейного учета и документации КАМИС (мультимедийная система Челябинского Музея искусств)

Визуализация изучаемого материала

111

Зал искусств ЮУрГУ












10. Перечень тем индивидуальных работ


  1. Проблема стиля в искусстве каслинского художественного литья. (Научн. рук. –ст. преп. Ковтун О.А.)

  2. Проблемы развития художественных промыслов Урала на рубеже XX- XXI века. (Научн. рук. –ст. преп. Ковтун О.А.)

  3. Монументальные росписи Челябинска (Научн. рук. – доц. Трифонова Г.С.)

  4. Творчество челябинского графика М.И. Ткачева. Черты зрелого стиля (Научн. рук. – доц. Трифонова Г.С.)

  5. Творчество советского скульптора-монументалиста Л.Н. Головницкого (1929-1994) в 1950-1980-е гг. Проблема свободы творчества (Научн. рук. – доц. Трифонова Г.С.)

  6. Импрессионизм русской живописи 1880-1890-е гг. (Научн. рук. – доц. Трифонова Г.С.)

  7. Автопортрет в русском искусстве (Научн. рук. – доц. Трифонова Г.С.)

  8. История критики на Южном Урале ( Научн. рук. – преп. Разуев А.В.)

  9. Выставочная и творческая практика группы «Традиция» г. Челябинска в 1990-е гг. (Научн. рук. – доц. Трифонова Г.С.)

  10. Портрет в творчестве челябинских живописцев (Научн. рук. – доц. Трифонова Г.С.)

  11. Искусство книги XX века. Основные тенденции искусства отечественной книжной графики и творчество челябинских художников книги (Научн. рук. – доц. Трифонова Г.С.)

  12. Творчество Ф.А. Бронникова (Шадринский краеведческий музей) (Научн. рук. – доц. Трифонова Г.С.)

  13. И.Л. Вандышев и формирование художественных традиций XX века (Научн. рук. – доц. Трифонова Г.С.)

  14. П.И. Петровичев (в собрании Челябинской картинной Галереи) и искусство пленэра XX века (Научн. рук. – доц. Трифонова Г.С.)

  15. В.Ф. Илюшин (Курганский художественный музей) и живопись первой половины ХХ века на Южном Урале (Научн. рук. – доц. Трифонова Г.С.)

  16. Л.В. Туржанский ( в музеях Урала) и Союз Русских художников (Научн. рук. – доц. Трифонова Г.С.)

  17. Г.А. Травников и искусство акварели на Южном Урале (Научн. рук. – доц. Трифонова Г.С.)

  18. Творческий процесс и творческие объединения современного искусства южного Урала (1990-2010) (Научн. рук. – доц. Трифонова Г.С.)

  19. Тенденции в искусстве сценографии на Южном Урале (Челябинск, Магнитогорск, Златоуст) (Научн. рук. – доц. Трифонова Г.С.)

  20. Эволюция формообразования в творчестве южноуральского художника В.Н. Дьякова (Научн. рук. – доц. Трифонова Г.С.)

  21. Модернистские тенденции в искусстве Южного Урала в 1960 – 1990-х гг. (Научн. рук. – доц. Трифонова Г.С.)

  22. Живопись как искусство в творчестве театральной художницы Т.И. Сельвинской (Научн. рук. – доц. Трифонова Г.С.)

  23. Искусство графики 1930-1960-х гг. Творчество челябинских графиков (Научн. рук. – доц. Трифонова Г.С.)

  24. Пейзаж в творчестве башкирских живописцев ХХ века (Научн. рук. – доц. Трифонова Г.С.)

  25. Особенности жилой архитектуры Южного Урала в XVIII-XX вв. (Научн. рук. - проф. Парфентьева Н.В.)

  26. Выдающиеся мастера изобразительного искусства ХХ века. Творчество художника Г.С. Мосина (1932-1981) (Научн. рук. – доц. Трифонова Г.С.)

  27. Особенности реставрации православной культовой архитектуры в Челябинске в 1980-1990-е гг. (Научн. рук. - проф. Парфентьева Н.В.)

  28. Особенности фотоискусства южного Урала (на примере творчества ведущих мастеров) (Научн. рук. - проф. Парфентьева Н.В.)

  29. Формирование новых стилистических направлений в современной архитектуре церквей южного Урала в постсоветский период (1990-2005 гг.) (Научн. рук. – доц. Пономаренко Е.В.)

  30. Иконография Александра Невского в изобразительном искусстве Урала XVIII-XIX вв. (Научн. рук. – доц. Трифонова Г.С.)

  31. Принципы формообразования в живописи челябинского художника П.П.Ходаева (Научн. рук. – доц. Трифонова Г.С.)

  32. Старообрядческая традиция в уральской иконописи (на материале коллекций икон Челябинской Областной Картинной Галереи) (Научн. рук. – проф. Парфентьев Н.П.)

  33. Истоки и художественные особенности религиозной живописи челябинского художника В.П. Ваганова (Научн. рук. - проф. Парфентьева Н.В.)

  34. Классические традиции в творчестве челябинских скульпторов В.А. Авакяна и А.П. Кудрявцева (Научн. рук. - проф. Парфентьева Н.В.)


Русское искусство 19-н.20 века.

  1. Судьба и деятельность художественных объединений и творческих союзов в России в XIX – начала XX вв. (Научн. рук. – доц. Трифонова Г.С.)

  2. Пути развития русского искусства в XIX – начала XX вв. (стили, жанры, течения) (Научн. рук. – доц. Трифонова Г.С.)

  3. Развитие пейзажа в русской живописи в XIX – начала XX вв. (Научн. рук. – доц. Трифонова Г.С.)

  4. «Неорусский» стиль в искусстве России второй половины XIX – начала XX вв. (в архитектуре и живописи) (Научн. рук. – преп. Разуев А.В.)

  5. Развитие скульптуры в России в XIX – начала XX вв. (столица и провинция) (Научн. рук. – доц. Трифонова Г.С.)

  6. Русское и западноевропейское искусство в XIX – начала XX вв. (художественно-исторический контекст) (Научн. рук. – преп. Разуев А.В.)

  7. Творчество художников Урала в конце XIX – начале XX вв. (Научн. рук. – доц. Трифонова Г.С.)

Художественные промыслы и декоративно-прикладное искусство Урала

  1. История развития художественного литья из чугуна (Научн. рук. - ст. преп. Ковтун О.А.)

  2. Уральское чугунное художественное литье на Всемирных художественно-промышленных выставках (Научн. рук. - ст. преп. Ковтун О.А.)

  3. Златоустовская гравюра на стали и стили декоративно-прикладного искусства (Научн. рук. – проф. Парфентьев Н.П.)

  4. Новое и традиционное в современном искусстве Златоустовской гравюры на металле на рубеже XX-XXI вв. (Научн. рук. – проф. Парфентьев Н.П.)

  5. Становление и развитие фарфорового производства на Южном Урале во второй половине XX века (Научн. рук. - доц. Шабалина Н.С.)

  6. Художественный металл ранних кочевников южного Урала VII- II вв. до н.э. (Научн. рук. – проф. Таиров А.Д.)

  7. Искусство керамики на Южном Урале 1960-2010-х гг. (Научн. рук. – проф. Парфентьев Н.П.)

  8. Художественный металл в предметно-пространственной среде и архитектуре южного Урала (на примере крестьянской и городской застройки) (Научн. рук. - доц. Шабалина Н.С.)

  9. Творчество А.П. Кудрявцева в контексте постмодернизма (Научн. рук. - проф. Парфентьева Н.В.)

  10. Генезис и семантика орнамента в тканых изделиях традиционного искусства Южного Урала (Научн. рук. - доц. Шабалина Н.С.)





База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка