Рабочая программа по дисциплине «Б 5 Менеджмент» направления подготовки (38. 03. 05) 080500 Бизнес-информатика Профиль «Архитектура предприятия»



Скачати 185.18 Kb.
Дата конвертації24.04.2016
Розмір185.18 Kb.
Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.»

Энгельсский технологический институт (филиал)


Кафедра «Экономика и менеджмент»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине



«Б.1.1.5 Менеджмент»

направления подготовки (38.03.05) 080500 Бизнес-информатика

Профиль «Архитектура предприятия»
форма обучения – заочная

курс – 1


семестр – 1

зачетных единиц – 3

часов в неделю –

всего часов – 108

в том числе:

лекции – 4

коллоквиумы – нет

практические занятия – 10

лабораторные занятия – нет

самостоятельная работа – 94

зачет – нет

экзамен – 1 семестр

РГР – нет

курсовая работа – нет

курсовой проект – нет

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры ЭиМ

«28» сентября 2015 года, протокол № 2

Зав. кафедрой _____________Л.В. Мурзова

Рабочая программа утверждена на заседании УМКН БИНФ

«29» сентября 2015 года, протокол № 2

Председатель УМКН ____________Д.В. Терин

Энгельс 2015



1. Цели и задачи дисциплины
Цель преподавания дисциплины: добиться гибкого понимания студентами природы и сущности всего спектра отношений управления как определяющего фактора организационной эффективности.

Задачи изучения дисциплины:

- изучение основных элементов системы менеджмента;

- изучение подходов к понятию менеджмент;

- определение роли и места менеджера в организации, требований к современному руководителю;

- получение комплексного представления о методологии современного менеджмента.


2. Место дисциплины в структуре ООП ВО
Дисциплина является базовой в гуманитарном, социальном и экономическом цикле учебного плана. Данная дисциплина изучается студентами в процессе первого года обучения и содержит сведения, являющиеся необходимыми для последующего изучения дисциплин «Основы бизнеса», «Менеджмент в сфере IT».
3. Требования к результатам освоения дисциплины

Изучение дисциплины направлено на формирование следующих компетенций:

Изучение дисциплины направлено на формирование следующих компетенций: В результате освоения дисциплины студенты должны обладать следующими компетенциями:

ОК-1 - владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

ОК-2 - способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;

ОК-3 - способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире;

ОК-4 - способен анализировать социальнозначимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем;

ПК-9 - использовать современные стандарты и методики, разрабатывать регламенты для организации управления процессами жизненного цикла ИТ-инфраструктуры предприятий.

3.1. Знать: цель, значение, функции и технологии менеджмента как системы управления; основные методологические положения теории управления большими системами; современные концепции и стили управления в организациях; основное содержание системного и ситуационного подходов к управлению организацией; общие основополагающие установки по моделированию ситуаций и разработке решений в менеджменте; базовые положения по мотивации деятельности, управлению человеком и управлению группой;

3.2. Уметь: классифицировать организации и в соответствии с этим выбирать схемы управления ими; работать в творческих и плановых командах; анализировать внешнюю и внутреннюю среду фирмы; распознавать кризисные и конфликтные ситуации в группе и избирать методы их устранения; определять и описывать характеристики основных элементов системы управления деловой организацией; строить систему критериев успешной (эффективной) деятельности отдельных исполнителей и организации в целом.

3.3 .Владеть: навыками принятия управленческих решений.


4. Распределение трудоемкости (час.) дисциплины по темами видам занятий




Темы

Наименование

темы

Часы/ Из них в интерактивной форме








Всего

Лекции

Колл-мы

Лаб-ные

Прак-кие

СРС

1

2

3

4

5

6

7

8




1.Методологические основы менеджмента



















1.1

Сущность и категории менеджмента

16

1

-

-

1

14

1.2

Становление, эволюция менеджмента и его современные концепции

12

-

-

-

-

12

1.3

Организация как объект менеджмента

11,25

0,25

-

-

1

10

1.4

Эффективность менеджмента

11,25

0,25

-

-

1

10




2.Функции и методы менеджмента



















2.1

Система функций менеджмента

19

1

-

-

2

16

2.1

Методы и инструменты менеджмента

11,25

0,25

-

-

1

10




3. Человек в системе менеджмента



















3.1

Управление кадровым потенциалом организации

14

1

-

-

2

12

3.2

Менеджер в организации

12,25

0,25

-

-

2

10







108

4

-

-

10

94



5. Содержание лекционного курса


темы


Всего

часов


лекции


Тема лекции. Вопросы, отрабатываемые на лекции

Учено-методическое обеспечение

1

2

3

4

5

1.1

1

1

Сущность и категории менеджмента

1.Понятие менеджмента.

2. Основные категории менеджмента

3. Роль и место менеджмента в системе знаний



1, 3, 4, 7, 8

1.3

0,25

1

Организация как объект менеджмента

1. Организация как объект менеджмента, его основополагающая категория.

2. Организационная структура: понятие, типы, факторы.


2, 3, 6, 7

1.4

0,25

1

Эффективность менеджмента

1. Сущность эффективности управления.

2. Критерии и показатели эффективности управления.


3, 5, 6, 8

2.1

1

1,2

Система функций менеджмента

  1. Общие функции менеджмента

  2. Технологические функции менеджмента

  3. Социально-психологические функции менеджмента

1, 4, 5, 7, 8

2.2

0,25

2

Методы и инструменты менеджмента

  1. Организационно-распорядительные методы.

  2. Экономические методы.

  3. Социально-психологические методы.

  4. Инструменты менеджмента

2, 6, 7, 8

3.1

1

2

Управление кадровым потенциалом организации

  1. Трудовой коллектив и его виды

  2. Потенциал человека.

  3. Человеческий капитал.

  4. Управление человеческими ресурсами

1, 2, 3, 7

3.2

0,25

2

Менеджер в организации

1. Лидерство, руководство, власть, стиль руководства

2. Роли менеджера. Личные и деловые качества менеджера.

3. Этика менеджера



1, 2, 3, 6, 8


6. Содержание коллоквиумов

Учебным планом не предусмотрены


7. Перечень практических занятий


темы


Всего

часов


занятия


Тема практического занятия. Задания, вопросы, отрабатываемые на практическом занятии

Учено-методическое обеспечение

1

2

3

4

5

1.1

1

1

Сущность и категории менеджмента

1. Менеджмент как наука, искусство, процесс, функции управления, люди, управление организацией, аппарат управления.

2.Природа управления.


1, 3, 4, 7, 8

1.3

1

1

Организация как объект менеджмента

1. Виды организаций.

2. Организации как открытые социально-экономические системы


2, 3, 6, 7

1.4

1

2

Эффективность менеджмента

  1. Критерии и показатели эффективности управления.

Разбор практических ситуаций.

3, 5, 6, 8

2.1

2

2,3

Система функций менеджмента

  1. Функции менеджмента

Разбор практических ситуаций. Деловая игра.

1, 4, 5, 7, 8

2.2

1

3

Методы и инструменты менеджмента

  1. Организационно-распорядительные, экономические и социально-психологические методы.

Разбор практических ситуаций. Деловая игра.

2, 6, 7, 8

3.1

2

4

Управление кадровым потенциалом организации

Деловая игра «Подбор и отбор персонала»



1, 2, 3, 7

3.2

2

5

Менеджер в организации

Конференция «Модель современного менеджера»



1, 2, 3, 6, 8




  1. Перечень лабораторных работ

Учебным планом не предусмотрены
9. Задания для самостоятельной работы студентов


темы


Всего

Часов


Задания, вопросы, для самостоятельного изучения (задания)

Учено-методическое обеспечение

1

2

3

4

1.1

14

Сущность и категории менеджмента

Понятие менеджмента. Менеджмент как наука, искусство, процесс, функции управления, люди, управление организацией, аппарат управления.

Роль и место менеджмента в системе знаний человека и его жизнедеятельности. Функции: понятие, виды, содержание. Управление как процесс. Управленческий труд: понятие, характеристика. Разделение управленческого труда.


  1. Проработка лекционного материала.

  2. Проработать вопросы для самоконтроля.

1, 3, 4, 7, 8

1.2

12

Становление, эволюция менеджмента и его современные концепции

Научная школа управления (Тейлор, Ганнт, Гилберт, Эмерсон, Форд). Административная (классическая) школа (Файоль, Урвик, Муни). Школа человеческих отношений (Мейо, Фоллет, Мюнстерберг). Школа поведенческих наук (Маслоу, Макгрегор, Лайкерт). Процессный, системный, ситуационный подходы к менеджменту.



  1. Проработка лекционного материала.

  2. Проработать вопросы для самоконтроля.



2, 3, 6, 7

1.3

10

Организация как объект менеджмента

Организация как объект менеджмента, его основополагающая категория.

Организационная структура: понятие, типы, факторы. Виды организаций. Организации как открытые социально-экономические системы.


  1. Проработка лекционного материала.

  2. Проработать вопросы для самоконтроля.

3, 5, 6, 8

1.4

10

Организация как объект менеджмента

Организация как объект менеджмента, его основополагающая категория.

Организационная структура: понятие, типы, факторы. Виды организаций. Организации как открытые социально-экономические системы.


  1. Проработка лекционного материала.

  2. Проработать вопросы для самоконтроля.

1, 4, 5, 7, 8

2.1

16

Система функций менеджмента

Цель. Философия организации. Миссия организации. Требования, предъявляемые к целям. Система целей. Управление по целям. Планирование. Виды планирования. Процесс планирования. Организация. Организационные структуры. Мотивация. Процесс мотивации. Теории мотивации. Контроль и регулирование, их виды. Процесс контроля и регулирования. Власть, ее основы. Ответственность. Полномочия. Виды полномочий. Делегирование полномочий. Коммуникации. Виды коммуникаций. Процесс коммуникаций. Коммуникационные барьеры. Коммуникационные сети.



  1. Проработка лекционного материала.

  2. Проработать вопросы для самоконтроля.

2, 6, 7, 8

2.2

10

Методы и инструменты менеджмента

Административные методы. Экономические методы. Социально-психологические методы.



  1. Проработка лекционного материала.

  1. Проработать вопросы для самоконтроля.

1, 2, 3, 7

3.1

12

Управление кадровым потенциалом организации

Взаимодействие человека и организации. Вхождение человека в организацию. Нормы организации. Ценности организации. Научение поведению в организации. Организационная культура. Коллектив и его особенности. Персонал организации. Должность и ее разновидности. Подбор персонала. Деловая карьера. Оценка персонала.



  1. Проработка лекционного материала.

  2. Проработать вопросы для самоконтроля.

1, 2, 3, 6, 8

3.1

10

Менеджер в организации

Менеджер. Типы менеджеров. Задачи менеджеров. Роли менеджера. Качества руководителя. Руководитель и лидер. Стили руководства.



  1. Проработка лекционного материала.

  2. Проработать вопросы для самоконтроля.

1, 2, 3, 6, 8


10. Расчетно-графическая работа

Учебным планом не предусмотрены


11. Курсовая работа

Учебным планом не предусмотрены



12. Курсовой проект

Учебным планом не предусмотрен



13.Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)

Уровень освоения учебных дисциплин обучающимися определяется следующими оценками:  «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».




Оценка


Характеристика

Отлично

заслуживает обучающийся, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного материала, умение свободно выполнять практические задания, предусмотренные программой, усвоивший основную литературу и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой.

Хорошо

заслуживает обучающийся, обнаруживший полное знание учебного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе практические задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Оценка "хорошо" выставляется обучающимся, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности.

Удовлетворительно

заслуживает обучающийся, обнаруживший знания основного учебного  материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением практических заданий, предусмотренных программой, знакомых с основной литературой, рекомендованной программой. Оценка "удовлетворительно" выставляется обучающимся, допустившим погрешности в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя.

Неудовлетворительно

выставляется обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой практических заданий. Оценка "неудовлетворительно" ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании образовательного учреждения без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.

 Перечень оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости обучающихся включает следующие оценочные средства: деловая игра, кейс-задача, контрольная работа, круглый стол, дискуссия, доклад, творческое задание, тесты, контрольные вопросы и типовые задания для практических занятий, экзамен.

Вид контроля – контрольная работа. Выполняется студентами заочной формы обучения. Задание для выполнения контрольной работы представлено в Методических указаниях [http://techn.sstu.ru].
Вопросы для экзамена

1.Понятие менеджмента. Менеджмент как наука, искусство, процесс, функции управления, люди, управление организацией, аппарат управления.

Роль и место менеджмента в системе знаний человека и его жизнедеятельности «Пирамида менеджера».

2.Управление как общая организованных систем. Управление индивидуальной деятельностью. Управление совместной деятельностью. Субъект управления.Объект управления. Основные категории в теории управления. Управление и менеджмент.

3. Функции: понятие, виды, содержание. Управление как процесс.

4. Управленческий труд: понятие, характеристика. Разделение управленческого труда.

5. Организация как объект менеджмента, его основополагающая категория.

Виды организаций. Организации как открытые социально-экономические системы

6. Организационная структура: понятие, типы, факторы.

7. Научная школа управления. Административная школа. Школа человеческих отношений. Школа поведенческих наук. Процессный, системный, ситуационный подходы к менеджменту.

8. Цели в менеджменте. Управление по целям. Миссия. Управленческая стратегия.

9. Планирование: сущность, виды. Миссия, стратегия организации.

10. Мотивация: - понятие, основные теории, использование в практике менеджмента

11. Контроль и регулирование: сущность, виды, значение.

12. Организационно-распорядительные методы. Экономические методы. Социально-психологические методы.

14. Организация как функция менеджмента. Организационные структуры.

15. Полномочия и их виды. Должностные права и обязанности руководителей. Делегирование полномочий. Распределение управленческих полномочий.

16. Сущность и виды коммуникаций. Процесс коммуникации. Проблемы в межличностных контактах. Характеристики коммуникационных сетей.

17. Информация и ее восприятие. Понятие информационной системы и технологии. Аппаратные средства.

18. Управленческие решения и их классификация. Требования к обеспечению качества и эффективности управленческого решения. Алгоритм принятия управленческого решения.

19 . Трудовой коллектив и его виды. Формирование и развитие трудового коллектива. Неформальные группы и управление ими.

20. Деловая карьера, ее этапы.

21. Лидерство, руководство, власть, стиль руководства. Личные качества менеджера. Самоменеджмент.

22. Изменения в организации: виды, технология. Методы преодоления сопротивления изменениям.

23. Социальная ответственность и этика менеджмента.

24. Сущность эффективности управления. Критерии и показатели эффективности управления.


14. Образовательные технологии
В рамках учебного курса предусмотрено чтение лекций с применением мультимедийных технологий (не менее 20%), проведение практикумов с разбором конкретных ситуаций. Такие занятия, в сочетании с внеаудиторной самостоятельной работой, должны формировать и развивать профессиональные навыки обучающегося. Все лекции читаются с применением мультимедийных технологий; разработчик доц. Дикун Н.А.

В рамках учебного курса предусмотрено чтение лекций с применением мультимедийных технологий (не менее 20%), проведение практикумов с разбором конкретных ситуаций. Такие занятия, в сочетании с внеаудиторной самостоятельной работой, должны формировать и развивать профессиональные навыки обучающегося.

Практические занятия проводятся с использованием интерактивных методов обучения:


Вид занятий

Всего, час

Тема занятия



Используемые ИМО

1

2

3




Практич. занятие

2

Система функций менеджмента

Деловая игра

Практич. занятие

1

Методы и инструменты менеджмента

Деловая игра

Практич. занятие

1

Управление кадровым потенциалом организации

Деловая игра

Практич. занятие

2

Менеджер в организации

Конференция


15. Перечень учебно-методического обеспечения для обучающихся по дисциплине
Основная литература:


  1. Батурин В.К. Общая теория управления [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Батурин В.К.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 487 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8104.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

  2. Блинов А.О. Теория менеджмента [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров/ Блинов А.О., Угрюмова Н.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2014.— 304 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/35317.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

  3. Коробко В.И. Теория управления [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Коробко В.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 383 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15476.— ЭБС «IPRbooks», по паролю


Дополнительная литература:

  1. Маслова Е.Л. Теория менеджмента [Электронный ресурс]: практикум для бакалавров/ Маслова Е.Л.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2015.— 160 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/17597.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

  2. Михненко П.А. Теория менеджмента [Электронный ресурс]: учебник/ Михненко П.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2012.— 304 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/17048.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

  3. Семенов А.К. Теория менеджмента [Электронный ресурс]: учебник/ Семенов А.К., Набоков В.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2015.— 491 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/35318.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

  4. Эриашвили Н.Д. Основы менеджмента [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/ Эриашвили Н.Д.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 271 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8111.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

  5. Яськов Е.Ф. Теория организации [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Менеджмент организации», «Государственное и муниципальное управление»/ Яськов Е.Ф.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 271 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8588.— ЭБС «IPRbooks», по паролю


16. Материально-техническое обеспечение
Кафедра ЭиМ располагает тремя мультимедийными аудиториями для проведения лекций, практических занятий, методическим кабинетом, оснащенным современной компьютерной и оргтехникойдля самостоятельной работы студентов.
Рабочую программу составил доц. каф. ЭиМ ____________________Н.А. Дикун

17. Дополнения и изменения в рабочей программе

Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры ЭиМ

«____»_________ 201 ___ года, протокол № _________


Зав. кафедрой _______________Л.В. Мурзова
Внесенные изменения утверждены на заседании УМКН БИНФ
«_____»_________ 201 __ года, протокол № ____
Председатель УМКН ________Д.В. Терин


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка