Рабочая программа курс: Этика Для специальности (направления)




Скачати 68.79 Kb.
Дата конвертації18.04.2016
Розмір68.79 Kb.

Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова

“Утверждаю”

Декан факультета социально-

политических наук

________________

“_______”_________________2002 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курс: Этика

Для специальности (направления): 020200 политология

Форма обучения: очная

Факультет: социально-политических наук

Кафедра: философии и культурологии

Курс:

Семестр:

Общая трудоемкость дисциплины:

Лекции:

Практические (семинарские занятия):

Лабораторные занятия -

Индивидуальные занятия под руководством преподавателя:

В том числе курсовая работа по дисциплине –

Самостоятельная работа

Экзамен:

Зачет: да

Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом 2000 года.




  1. Цель и задачи курса

Курс этики способствует раскрытию основных норм и принципов нравственной культуры, выявлению моральных аспектов человеческих взаимоотношений. Цель курса - не только образовательная, но и воспитательная, поскольку в процессе прохождения курса студент должен сформировать собственное мнение о добре и зле, свободе воли и т. д.


Освоение курса должно содействовать:

  1. изучению истории этической мысли и основных направлений современной этики;

  2. осмыслению основных подходов к объяснению природы и источников добра и зла; природы моральных ценностей, этических аспектов современных глобальных проблем.

  3. исследованию прикладных вопросов этики: нравственное воспитание, мораль и право, экономика и нравственность, этика поведения, этика семейной жизни, экологическая этика, профессиональная этика.


2. Место курса в системе социогуманитарного знания
В рамках курса предполагается изучение теории и истории этики. В нем исследуются такие этические категории, как добро, благо, добродетель, справедливость, свобода и ответственность, моральный выбор, сущее - должное, моральный закон.
3. Требования к уровню освоения содержания курса
В результате изучения дисциплины студенты должны:

    • иметь представление о содержании основных философско-этических учений от античности до современности;

    • знать, в чем состоит сущность, функции и структура нравственности;

    • иметь представление об учениях о формировании личности, ее свободы и ответственности;

    • понимать роли насилия и ненасилия в истории;

    • знать нравственные обязанности человека по отношению к природе, обществу, другим людям и самому себе;

    • иметь представление об основных этических категориях, исторических формах морали и современных проблемах нравственного сознания.




  1. Минимум содержания дисциплины по ГОС

Предмет этики, ее место в системе философского знания. История этики в важнейших текстах. Основные понятия морали: добро и зло, долг, совесть, справедливость, счастье. Нравственность в истории культуры. Проблема сущности и обоснования морали в различных философско-этических традициях. Свобода воли и ответственность. Прикладная этика.


5.1 Разделы или темы дисциплины и виды занятий.


№ п/п

Раздел или обобщенная тема

Лекции (час.)

Практ. или семинар (час.)

Индивид. работа, текущий контроль

Вид Часы


1.

Этика как философская дисциплина. Предмет этики, ее структура

2

2

реферат


2.

Происхождение морали и ее историческое развитие

2

2

реферат


3.

История этики

8

8

реферат


4.

Сущность, структура и функции морали

2

2

реферат


5.

Роль морали в жизни общества

2

2

реферат


6.

Проблемы этического просвещения и нравственного воспитания

2

2

реферат



5.2. Содержание разделов (тем) дисциплины
Тема 1. Этика как философская дисциплина. Предмет этики, ее структура.
Этимология понятия “этика” Предмет этики. Соотношение категорий “этика”, “этикет”, “нравственность”, “мораль”. Философский характер этики. Структура этики.
Тема 2. Происхождение морали и ее историческое развитие.
Проблема генезиса морали, ее дискуссионность Характер первых нравственных норм. Нравственность первобытного общества. Первобытное равенство и коллективизм. Нравственное развитие человечества при переходе к классовому обществу. Возникновение монотеистических религий и права. Особенности моральных систем рабовладельческого, феодального и буржуазного обществ. Основные черты морали современного общества.
Тема 3. История этики.
Этические учения Древнего Востока. Общая характеристика европейской этики. Античная этика. Этика Средневековья. Этика Нового времени. Неклассическая этика XIX-XX вв. Этические взгляды Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого. Современные этические учения (экзистенциализм, неопозитивизм, феноменология, неотомизм, постмодернизм).
Тема 4. Сущность, структура и функции морали.
Основные структурные элементы морали. Моральное сознание, нравственные отношения и моральная деятельность. Функции морали. Основные понятия (категории) морали (нравственности): Добро. Зло. Справедливость. Честь. Достоинство. Верность. Долг. Ответственность. Милосердие. Великодушие. Стыд. Совесть. Счастье. Нравственная свобода и ответственность. Содержание нравственных понятий, выработанных в процессе социальной практики.
Тема 5. Роль морали в жизни общества.
Мораль и экономика, противоречивый характер их взаимодействия. Мораль и политика, их взаимодетерминация. Роль и место общечеловеческой морали в современной политике. Мораль и право, их единство и различие. Усиление взаимовлияния морали и права в условиях перехода от тоталитаризма к гражданскому обществу и правовому государству. Мораль и искусство. Влияние эстетической культуры на нравственный облик личности. Мораль и религия. Наука и нравственность. Ценностный аспект науки. Этика научного творчества.

Тема 6. Проблемы этического просвещения и нравственного воспитания



Этическое просвещение как норма активного приобщения к морально-этическим проблемам. Особенности изучения этики в современных условиях. Нравственное воспитание и его аспекты. Самовоспитание - основной механизм нравственного воспитания. Негативное влияние морализаторства на формирование личности.
6. Рекомендуемая литература
6.1. Основная.


  1. Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика. М., 1998.

  2. Кондрашов В.А. Этика. Чичина Е.А. Эстетика. Ростов-на-Дону, 1998.

  3. Основы этических знаний. СПб., 1998.

  4. Шрейдер Ю. А. Лекции по этике. М., 1994.

  5. Этика: Учебное пособие/ Под ред. Т.В. Мишаткиной, Я.С. Яскевич. Минск, 2002.

  6. Этика: фундаментальный курс в авторизованном изложении. М., 1993.


Дополнительная.


  1. Анисимов С. Ф. Мораль и поведение. М., 1985.

  2. Бердяев Н. А. О назначении человека. М., 1993.

  3. Голубчик В. М., Тверская Н. М. Человек и смерть: поиски смысла: Этические аспекты явления. М., 1994.

  4. Гусейнов А.А. Великие моралисты. М., 1995.

  5. Гусейнов А. А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М., 1987.

  6. Кант И. Из лекций по этике//Этическая мысль: Научно - публицистические чтения, 1988. М., 1988. С. 299 - 333

  7. Дробницкий О. Г. Понятие морали: Историко - критический очерк. - М., 1974.

  8. Кропоткин П.А. Этика. М., 1991.

  9. Оссовская М. Рыцарь и буржуа: Исследования по истории морали. М., 1987.

  10. Скрипник А. П. Моральное зло в истории этики и культуры. М., 1992.

  11. Титаренко А. И. Структуры нравственного сознания: Опыт этико - философского исследования. М., 1974.

  12. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992.


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка