Рабочая программа для студентов всех направлений магистерской подготовки очная форма обучения «подготовлено к изданию»



Скачати 202.61 Kb.
Дата конвертації15.04.2016
Розмір202.61 Kb.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ /Волосникова Л.М.

__________ _____________ 201__г.
КУЛЬТУРА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Учебно-методический комплекс.

Рабочая программа для студентов всех направлений магистерской подготовки

очная форма обучения
«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор (ы) работы ___________________/Ильина И.В./

«__»___________201__г.
Рассмотрено на заседании кафедры Общей и экономической социологии. «__»___________201__г.

Протокол №_______. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем _________стр.

Зав. кафедрой ______________________________/Акулич М.М./

«______»___________ 201__ г.
Рассмотрено на заседании УМК ИПЭУ

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК _________________/Лазутина Д.В./

«______»_____________201__ г.
«СОГЛАСОВАНО»:

Директор ИБЦ _________________/Еманов А.Г./

«______»_____________201__ г.
«СОГЛАСОВАНО»:

И.о. зав. методическим отделом УМУ_____________/Поротова С.С./

«______»_____________201__ г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт права, экономики и управления

Кафедра «Общей и экономической социологии»



ильина и.в.


КУЛЬТУРА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов всех направлений магистерской подготовки

очная форма обучения

Тюменский государственный университет

2013

Ильина И.В. Культура делового общения. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов всех направлений магистерской подготовки очная форма обучения. Тюмень, 2013 г., ___ стр.



Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа опубликована на сайте ТюмГУ: Культура делового общения [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой Общей и экономической социологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: д.с.н., профессор М.М. Акулич

© Тюменский государственный университет, 2013.

© И.В. Ильина, 2013.

1. Пояснительная записка:




    1. Цели и задачи дисциплины.


Цель курса заключается в предоставлении студентам теоретико-методологических основ изучения культуры делового общения как дисциплины, рассматривающей закономерности формирования и функционирования психологии и этики делового общения. В данном курсе рассматриваются основные виды и формы делового общения, вербальные и невербальные средства общения, технология делового общения, служебный этикет и искусство самопрезентации.
Задачи учебного курса:

- дать теоретические основы изучения культуры делового общения;

- раскрыть особенности различных видов и форм делового общения;

- охарактеризовать вербальные и невербальные средства общения и их роль в процессе делового общения;

- раскрыть основные составляющие технологии делового общения;

- показать целесообразность применяемых в деловой сфере стилей общения;

- дать навыки делового поведения в трудовом коллективе и служебного этикета;

- научить искусству самопрезентации.




    1. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

Относится к циклу факультативных дисциплин.

    1. Компетенции выпускника ООП магистратуры, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО.

В результате освоения ООП магистратуры выпускник должен обладать следующими компетенциями:

ОК - готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе;

ОК - способностью находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность;

ОК - способностью к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства.

Карту компетенций см. в Приложении в конце программы.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:


  • Знать:

- понятийно-категориальный аппарат дисциплины;

- особенности деловой культуры современного специалиста;

- особенности восприятия, коммуникации и взаимодействия в процессе общения;

- сущность и виды барьеров в общении и их преодоление;

- основные нормативы деловой риторики;

- специфику речевой коммуникации и психологические механизмы влияния на партнера;

- технологию и бизнес-протокол деловых встреч, национальные особенности их организации;

- основные принципы и нормы профессиональной и деловой этики (общей и специальной);

- принципы и правила делового этикета.


  • Уметь:

- анализировать особенности различных видов и форм делового общения;

- работать с информацией, выстраивать диалоговое общение с партнерами и убеждать в споре;

- организовывать и вести деловые беседы, переговоры, совещания;

- устанавливать позитивный контакт с деловыми партнерами, соблюдая требования служебного этикета и дипломатического протокола.



  • Владеть навыками делового общения и поведения в многообразных ситуациях современной жизни.




  1. Структура и трудоемкость дисциплины.

Семестр четвертый. Форма промежуточной аттестации зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетная единица 36 часов.


3. Тематический план.

Таблица 1.



Тема

Недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

Из них в интерактивной форме

Форма контроля

Лекции

Самостоятельная работа

1

2

3

4

5

6

7

8

Модуль 1.

1.

Понятие общения. Коммуникативная сторона общения.

1-2

2

2

4

2

Эссе

2

Перцептивная сторона общения

3-4

2

2

4

2

Доклад

3

Общение как взаимодействие

5-6

2

2

4

2

Реферат

4

Особенность делового общения

7-8

2

2

4

2

эссе




Всего




8

8

16

8




Модуль 2.

1

Технология делового общения

9-10

2

2

4

2

Эссе

2

Барьеры общения

11-12

2

2

4

2

Реферат

3

Культура речевого общения

13-14

2

2

4

2

Реферат

4

Профессиональная этика

15-16

2

2

4

2

эссе

5

Деловой этикет

17-18

2

2

4

2







Всего




10

10

20

10







Итого (часов, баллов):




18

18

36

18

зачет




Из них в интеракт. форме




18














Планирование самостоятельной работы студентов

Таблица 2.



Модули и темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

обязательные

дополнительные

Модуль 1

1.1

Понятие общения. Коммуникативная сторона общения.

работа с литературой, источниками; эссе, реферат




1-2

2

1.2

Перцептивная сторона общения

работа с литературой, источниками; реферат




3-4

2

1.3

Общение как взаимодействие

доклад, реферат

Составление презентации

5-6

2

1.4

Особенность делового общения

работа с литературой, источниками; эссе




7-8

2




Всего по модулю 1:




8

Модуль 2

2.1

Технология делового общения

работа с литературой, источниками; эссе

Составление презентации

9-10

2

2.2

Барьеры общения

реферат




11-12

2

2.3

Культура речевого общения

компьютерные ситуации, реферат




13-14

2

2.4

Профессиональная этика

работа с литературой, источниками; эссе

Составление презентации

15-16

2

2.5

Деловой этикет

компьютерные ситуации




17-18

2




Всего по модулю 2:

10




ИТОГО:

18



4. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

ВКР

+

+

+

+

+

+

+

+

+

5. Содержание дисциплины.

Тема 1. Понятие общения. Коммуникативная сторона общения.

Характеристика понятия «общение». Виды потребностей в общении. Структура общения. Три стороны общения. Стили общения. Понятие коммуникации. Особенности передачи информации между двумя людьми. Средства межличностной коммуникации. Особенности слушания. Правила эффективного слушания. Динамика межличностной коммуникации.



Тема 2. Перцептивная сторона общения.

Формирование первого впечатления. Сущность и механизмы социальной перцепции. Социальные стереотипы. Ситуации социальной перцепции. Эффекты социальной перпепции.



Тема 3. Общение как взаимодействие.

Понятие интеракции и ее признаки. Теории взаимодействия: ролевая теория, символический интеракционизм, транзактный анализ. Виды взаимодействия. Механизмы интеракции.



Тема 4. Особенность делового общения.

Сущность и виды делового общения. Функции делового общения. Понятие культуры делового общения. Принципы ведения делового общения.


Тема 5.Особенность делового общения. Технология делового общения.

Деловой протокол: общая характеристика и функциональное назначение. Бизнес-язык. Деловые беседы, их структура и характеристика основных этапов. Методы и приемы ведения деловой беседы. Деловые переговоры. Культура деловых совещаний. Особенности общения с иностранными партнерами. Роль этики в деловом общении. Деловое общение и психология коллектива. Деловые совещания. Публичные выступления.



Тема 6. Барьеры общения.

Сущность и классификация барьеров общения. Барьеры взаимодействия. Барьеры восприятия и понимания. Барьеры отрицательных эмоций. Коммуникативные барьеры (авторитета, избегания, непонимания). Преодоление барьеров.


Тема 7. Культура речевого общения.

Культура речи делового человека: понятие и слагаемые. Особенности речевой культуры. Развитие речевой культуры. Публичные выступления. Нравственно-психологические особенности спора. Принципы честного спора. Психологические механизмы влияния на партнера. Знаки внимания в общении. Приемы формирования аттракции.


Тема 8. Профессиональная этика.

Роль этики в деловом общении. Основные подходы к роли этики в общении. Понятия деловой и профессиональной этики. Деловое общение и отношения в коллективе. Понятие «человеческие отношения» и мотивация деятельности. Общение в коллективе «по горизонтали». Особенности общения «по вертикали».


Тема 9. Деловой этикет.

Деловая этика и этикет. Особенности служебного этикета. Нарушения служебной этики. Приветствия, представления и знакомства в деловой сфере. Визитные карточки. Особенности этикета телефонных разговоров. Культура деловой переписки. Резолюции и визы. Прием и общение с посетителями. Подарки и сувениры. Виды официальных приемов и правила поведения на них.


6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля).

Примерные вопросы для подготовки к зачету

1. Характеристика понятия «общение».

2. Виды потребностей в общении.

3. Структура общения.

4. Сущность и виды делового общения.

5. Функции делового общения.

6. Понятие культуры делового общения.

7. Коммуникативная сторона общения.

8. Интерактивная сторона общения.

9. Перцептивная сторона общения.

10. Стили общения.

11. Сущность и механизмы социальной перцепции.

12. Теории взаимодействия.

13. Виды и механизмы взаимодействия.

14. Сущность и классификация барьеров в общении.

15.Преодоление барьеров.

16. Культура речи делового человека: понятие и слагаемые.

17. Особенности речевой культуры.

18. Развитие речевой культуры.

19. Публичные выступления.

20. Нравственно-психологические особенности спора.

21. Принципы честного спора.

22. Психологические механизмы влияния на партнера.

23. Знаки внимания в общении.

24. Приемы формирования аттракции.

25. Культура слушания партнера.

26. Виды делового общения.

27. Деловой протокол: общая характеристика и функциональное назначение.

28. Бизнес-язык.

29. Деловые беседы, их структура и характеристика основных этапов.

30. Методы и приемы ведения деловой беседы.

31. Деловые переговоры.

32. Культура деловых совещаний.

33. Особенности общения с иностранными партнерами.

34. Роль этики в деловом общении.

35. Деловая этика и этикет.

36. Особенности служебного этикета.

37. Нарушения служебной этики.

38. Приветствия, представления и знакомства в деловой сфере.

39. Визитные карточки.

40. Особенности этикета телефонных разговоров.

41. Культура деловой переписки.

42. Резолюции и визы.

43. Прием и общение с посетителями.

44. Подарки и сувениры.

45. Виды официальных приемов и правила поведения на них.

46. Модели поведения делового человека.

47. Критерии отбора модели поведения.

48. Роль этики в деловом общении.

49. Деловое общение и психология коллектива.

50. Понятие «человеческие отношения» и мотивация деятельности

51. Общение в коллективе «по горизонтали».

52. Особенности общения «по вертикали».
7. Образовательные технологии.

Трудоемкость дисциплины с использованием активных и интерактивных форм обучения составляет 36 часа, из них лекции интерактивные - 18 час..

При реализации дисциплины с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся предусматриваются следующие формы обучения:

- активные формы обучения (проблемные лекции, лекции пресс-конференции, выполнение мини-проектов);

- интерактивные формы обучения (мультимедийные лекции, электронные презентации рефератов, консультирование студентов с использованием электронной почты, использование программно-педагогических тестовых заданий по дисциплине для проверки знаний студентов).
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля).

8.1. Основная литература

1. Бороздина Г.В. Психология и этика делового общения: учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина, Н.А. Кормнова; под общ. Ред. Г.В. Бороздиной. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 463 с.

2. Кибанов, А.Я. Этика деловых отношений / А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова. – М., 2009.

3 Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления: учеб. Для студентов вузов/В.И. Кнорринг. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: Норма, 2009. – 544 с.

4. Психология и этика делового общения: учеб. для студентов вузов/ ред. В.Н. Лавриненко – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва: ЮНИТИ, 2010. – 415 с.
8.2. Дополнительная литература:


  1. Бэннет, К. Деловой этикет и протокол: краткое руководство для профессионала. – М., 2008.

  2. Гутнер, Г.Б. Риск и ответственность субъекта коммуникативного действия. – М., 2008.

  3. Зарецкая, Е.Н. Деловое общение: учебник в 2 т. – М., 2008.

  4. Капшук, О.Н. Этика и психология делового общения руководителя и подчиненного. – Ростов н/Д., 2008.

  5. Кара-Мурза, С.Г. Манипуляция сознанием. – М., 2008.

  6. Кузин, Ф.А. Культура делового общения: Практическое пособие. – 6-е изд. – М.: ОСЬ-89, 2002.

  7. Кузин, Ф.А. Современный имидж делового человека, бизнесмена, политика. – М., 2008.

  8. Михалькевич, Г.Н. Протокол и этикет международного общения. – Мн., 2003.

  9. Общественная мораль. – М., 2009.

  10. Петрунин, Ю.Ю. Этика бизнеса. – М., 2007.

  11. Пиз, А. Язык телодвижений. – СПб., 2004.

  12. Поль Л. Сопер Основы искусства речи / Пер. с англ. Чижовой С.Д. – Ростов н/Д: Феникс, 2002 – 448 с.

  13. Пост, п. Деловой этикет. Персональные коммуникации для профессионального успеха. – М., 2008.

  14. Селье Г. Стресс без дистресса: пер. с англ. – М., 1982.

  15. Фишер, Р. Переговоры без поражения. Гарвардский метод / Р. Фишер, У. Юри, Б. Патон. – М., 2006.

  16. Ханиш, Х. Деловой этикет для работы и карьеры. – М., 2007.

  17. Хорни, К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза. – М., 2007.

  18. Шейнов, В.П. Как управлять собой. – Мн., 2010.

  19. Шостром, Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. – Мн., 1992.

  20. Щербинина, Ю.В. Вербальная агрессия. – М., 2006.

  21. Экман, П. Психология лжи. – СПб., 2000.

  22. Экслер, А. Общение в интернет. – М., 2006.


8.3. Интернет источники:

  1. http://www.edu.ru/ - Федеральный портал «Российское образование»

  2. http://elibrary.rsl.ru/ - Электронная библиотека.

  3. http://www.ksu.ru/fedu/index.php?id=4; - http://sfedu.ru/00_main_2010/main_context.shtml?about/ab4 - Программы развития федеральных университетов на 2010-2020 гг.

9. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины:

Мультимедийное оборудование и интерактивные доски.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Карта компетенций по Культуре делового общения



Код компетенции

Формулировка компетенции*

Результаты обучения в целом

Результаты обучения по уровням освоения материала

Виды занятий (лекции, практические, семинарские)

Оценочные средства (тесты, творческие работы, проекты и др.)

минимальный

базовый

повышенный










Готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе

Знает: особенности работы в коллективе, сотрудничества с коллегами

Общие представления о работе в коллективе, о сотрудничестве с коллегами

частичные представления о работе в коллективе, о сотрудничестве с коллегами

полные представления о работе в коллективе, о сотрудничестве с коллегами

лекции

Практ. задания

Умеет: использовать знания о сотрудничестве с коллегами, о работе в коллективе в проф. деятельности

Использовать отдельные знания о сотрудничестве с коллегами, о работе в коллективе в проф. деятельности

Использовать основные знания о сотрудничестве с коллегами, о работе в коллективе в проф. деятельности

Использовать в полном объеме знания о сотрудничестве с коллегами, о работе в коллективе в проф. деятельности

лекции

практические задания

Владеет: навыками сотрудничества с коллегами, работы в коллективе


Отдельными навыками сотрудничества с коллегами, работы в коллективе

Основными навыками сотрудничества с коллегами, работы в коллективе

развитыми навыками сотрудничества с коллегами, работы в коллективе

лекции

практические задания





Способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность

Знает: типы организационно-управленческих решений

Общие представления о организационно-управленческих решениях

Частичные представления о организационно-управленческих решениях

Полное представление о организационно-управленческих решениях

лекции

опрос

Умеет: применять знания о организационно-управленческих решениях в ситуациях проф. деятельности

применять отдельные знания о организационно-управленческих решениях в ситуациях проф. деятельности

Применять основные знания о организационно-управленческих решениях в нестандартных ситуациях

применять в полном объеме знания о организационно-управленческих решениях в нестандартных ситуациях

лекции

творческая работа

Владеет: навыками нахождения организационно- управленческих решений в ситуациях проф.деятельности

Отдельными навыками нахождения организационно- управленческих решений

основными навыками нахождения организационно- управленческих решений

развитыми навыками нахождения организационно- управленческих решений

лекции

практические задания, творческая работа





способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства

Знает: способы саморазвития, возможности повышения квалификации

Общие представления о путях саморазвитии, возможностях повышении квалификации

основные представления о путях саморазвитии, возможностях повышении квалификации

полные представления о путях саморазвитии, возможностях повышении квалификации

лекции

Практ. задания

Умеет: использовать знания о путях саморазвитии, возможностях повышении квалификации в своей проф. деятельности

Использовать отдельные знания о путях саморазвитии, возможностях повышении квалификации в своей проф. деятельности

Использовать основные знания о путях саморазвитии, возможностях повышении квалификации в своей проф. деятельности

Использовать в полном объеме знания о путях саморазвитии, возможностях повышении квалификации в своей проф. деятельности

лекции

практические задания

Владеет: навыками саморазвития, повышения квалификации

Отдельными навыками саморазвития, повышения квалификации

базовыми навыками саморазвития, повышения квалификации

развитыми навыками саморазвития, повышения квалификации

лекции

Практ. задания


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка