Рабочая программа для студентов направления подготовки 050400. 62 (44. 03. 02)



Сторінка1/6
Дата конвертації12.04.2016
Розмір1.48 Mb.
  1   2   3   4   5   6
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«тюменский государственный университет»

Филиал ТюмГУ в г. Ишиме


УТВЕРЖДАЮ


Директор филиала

_____________ /Шилов С.П./
«11» ноября 2014 года

Б3.В.ДВ.7.1 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНФЛИКТОЛОГИЯ
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления подготовки

050400.62 (44.03.02) Психолого-педагогическое образование

профиля подготовки Психология образования



очной формы обучения
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ

от 25.09.2014

Содержание: УМК по дисциплине Б3.В.ДВ.7.1 Педагогическая конфликтология для студентов направления подготовки 050400.62 (44.03.02) Психолого-педагогическое образование, профиля подготовки Психология образования, очной формы обучения

Автор(-ы): Кислицына В.А., старший преподаватель кафедры педагогики и психологии

Объем 56 стр.

Должность

ФИО

Дата согласования

Результат согласования

Примечание

Заведующий кафедрой

педагогики и психологии



Слизкова Е.В.

25.09.2014

Рекомендовано к электронному изданию

Протокол заседания кафедры от 25.09.2014

№ 2


Председатель УМС филиала ТюмГУ в г.Ишиме

Поливаев А.Г.

11.11.2014

Согласовано

Протокол заседания УМС от 11.11.2014

№ 3


Начальник ОИБО

Гудилова Л.Б.

11.11.2014

Согласовано


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Филиал в г. Ишиме


Кафедра педагогики и психологии


Кислицына В.А.


Б3.В.ДВ.7.1 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНФЛИКТОЛОГИЯ
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления подготовки



050400.62 (44.03.02) Психолого-педагогическое образование

профиля подготовки Психология образования



очной формы обучения

Тюменский государственный университет

2014

Кислицына В.А. Педагогическая конфликтология (Б3.В.ДВ.7.1) Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050400.62 (44.03.02) Психолого-педагогическое образование профиля подготовки Психология образования, очной формы обучения. Тюмень, 2014, 56 стр.



Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрОП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Педагогическая конфликтология (Б3.В.ДВ.7.1) [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.utmn.ru, раздел «Образовательная деятельность», свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой педагогики и психологии

Утверждено директором филиала ТюмГУ в г. Ишиме.



ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Слизкова Е.В.., к.п.н., доцент

Ф.И.О., ученая степень, звание заведующего кафедрой

© Тюменский государственный университет, филиал в г. Ишиме, 2014.

© Кислицына ВА., 2014.

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа включает следующие разделы:


  1. Пояснительная записка:

    1. Цели и задачи дисциплины (модуля)

Цель дисциплины: Цель дисциплины: обеспечить формирование основных взглядов на педагогический конфликт; научить слушателей отбирать и анализировать факты конфликтных ситуаций в образовательных учреждениях; научить слушателей вычленять предметность, подлежащую анализу урегулирования педагогических конфликтов.

  • Задачи дисциплины: овладеть понятийным аппаратом, характеризующим специфику конфликтологии как научной дисциплины;

  • Сформировать целостное представление о педагогическом конфликте, его видах с различных научных точек зрения;

  • Познакомить с классическими и новыми исследованиями в области педагогической конфликтологии, формирования готовности решения конфликтных ситуаций;

  • Научить применять знания о конфликтах для анализа профессиональных проблемных ситуаций, связанных с возникновением конфликтов в образовательной среде и в общении между людьми.

  • Сформировать навыки применения методик диагностики стратегий поведения в конфликте, самооценки конфликтности, обработки и интерпретации результатов психодиагностического обследования;

  • Сформировать умения выбора и модификации программ преодоления конфликтов в педагогической деятельности.

  • Сформировать умения организации тренинговых занятий, направленных на профилактику педагогических конфликтов, взаимодействие в конфликте

1.2. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина «Педагогическая конфликтология» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин (Б.3). Она является дисциплиной по выбору студента.

Входные знания, умения и компетенции, необходимые для изучения данного курса, формируются в процессе изучения учебных курсов цикла дисциплин Б.3. «Социальная психология», «Психолого-педагогическая диагностика»: готов использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4); способен понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания (ОК-9); выполняет требования гигиены, охраны труда; способен формировать навыки здорового образа жизни и безопасной образовательной среды с учетом требования гигиены и охраны труда, владеет основными методами защиты работников, обучающихся и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11). Для изучения дисциплины «Конфликтология» студенты должны знать: основные законы развития современной социальной и культурной среды; место человека в историческом процессе, культурном пространстве;

должны уметь: анализировать многообразные социальные и культурные явления на основе современных гуманитарных знаний;



Изучение студентами дисциплины «Педагогическая конфликтология» опирается на сформированные общепрофессиональные компетенции в рамках учебных курсов профессионального цикла Б.3. базовой части модуля 1. «Теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности»: «Общая и экспериментальная психология», «Социальная психология»: способность к профессиональной деятельности, направленной на создание условий для личностного развития учащихся и подготовку их к выполнению определенных социальных ролей в обществе (ОПК-4); готов применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях (ОПК-2). Для изучения дисциплины «Конфликтология» студенты должны знать: основные закономерности взаимодействия человека и общества; уровень готовности к профессиональной деятельности; должны уметь:использовать различные формы, виды устной и письменной коммуникации на родном языке в учебной и профессиональной деятельности; должны владеть: навыками и средствами общения. Изучение дисциплины «Педагогическая конфликтология» опирается на сформированные общепрофессиональные компетенции (ОПК-1, ОПК-5, ОПК-6) в рамках курса профессионального цикла Б.3. базовой части модуля 2 «Методология и методы психолого-педагогической деятельности»: «Психология и педагогика развития детей». Студенты должны знать основные категории психологии разных возрастов; закономерности психического развития человека в онтогенезе; особенности личностного развития и индивидуальных особенностей детей дошкольного, младшего школьного, подросткового возрастов; направления психического и личностного развития детей и подростков. Студенты должны уметь осмысленно использовать понятийный аппарат психологии разных возрастов в учебно-профессиональной деятельности; анализировать взгляды различных ученых на развитие психики и личности детей и подростков; анализировать и находить варианты разрешения профессиональных проблемных ситуаций, связанных с особенностями психического и личностного развития детей разных возрастов; анализировать и находить варианты разрешения профессиональных проблемных ситуаций, связанных с особенностями поведенческих проявлений детей; анализировать взгляды различных ученых на становление общения и взаимоотношений детей и подростков со взрослыми и сверстниками; осуществлять психологический анализ различных форм общения, видов отношений детей со взрослыми и сверстниками; анализировать и находить варианты разрешения профессиональных проблемных ситуаций, связанных с организацией общения и взаимодействия детей разных возрастов со взрослыми и сверстниками. Студенты должны владеть приемами анализа психологических статей, составления конспектов, тезисов и аннотаций; приемами подготовки сообщений по предложенным темам; приемами организации ведущей деятельности детей и подростков; приемами подбора (в зависимости от цели и возраста) и проведения с детьми и подростками тренинговых занятий, направленных на развитие общения и взаимоотношений детей со взрослыми и сверстниками.
Таблица 1

Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми

(последующими) дисциплинами

ИЗУЧАЕТСЯ В ПОСЛЕДНЕМ СЕМЕСТРЕ




п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.































2.































3































4
































1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения данной образовательной программы.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОПК-1, ОПК-6, ПКПП-1. В результате изучение дисциплины студент обладает:

способностью учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1);

способностью организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6);

способностью организовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития (ПКПП-1);

1.4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю):

- Знать: - психологические теории обучения, воспитания и развития зарубежных и отечественных ученых;

- знать индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития человека для регулирования в конфликтных ситуациях;

- основные категории психологии развития;- закономерности психического развития на разных возрастных этапах;

-возрастные и индивидуальные особенности развития познавательных процессов (восприятия, мышления, речи, памяти, воображения, внимания) у человека для создания адекватных образов конфликтной ситуации;

- особенности личностного развития и индивидуальных особенностей на разных этапах возрастного развития и на основе этого анализировать поведение личности в конфликте; - направления психического и личностного развития человека;

- понятие, функции, формы, виды, типы, стили, структуру, характеристики педагогического конфликта, возрастные особенности развития совместной деятельности в конфликтной ситуации, общения и межличностных отношений детей разного возраста со взрослыми (родителями и педагогами) и сверстниками в педагогической конфликтной ситуации; их значение для психического и личностного развития;

- возрастные нормы психического и личностного развития детей; специфику и характеристики конфликтного поведения в соответствии с возрастными нормами их развития; психолого-педагогические особенности организации совместной и индивидуальной деятельности детей, исключая конфликтное взаимодействие в соответствии с возрастными нормами их развития;

Уметь:

-системно анализировать различные подходы к психическому развитию человека; - учитывать закономерности развития личности человека для диагностики реагирования в конфликте;

- использовать понятийный аппарат конфликтологии в учебно-профессиональной деятельности;

- анализировать представления о человеке и его развитии в различных психологических школах;

- анализировать и находить варианты разрешения профессиональных проблемных ситуаций, связанных с особенностями психического и личностного развития человека;

- анализировать взгляды ученых на особенности общения, совместной деятельности и межличностных отношений субъектов конфликта;

- проектировать, анализировать и находить варианты разрешения конфликтных ситуаций, связанных с организацией совместной деятельности, общения и межличностного взаимодействия субъектов конфликта;

- применять знания о возрастных нормах психического и личностного развития детей в разрешении конфликтов, о специфике совместной и индивидуальной деятельности детей для оптимального разрешения педагогической конфликтной ситуации их организации в соответствии с возрастными нормами развития;



Владеть:

- способностью обобщения и анализа теоретических концепций развития на определенных этапах развития;

- приемами анализа психологических статей по своеобразию конфликтов, составления конспектов первоисточников, тезисов и аннотаций;

- приемами подготовки сообщений по предложенным темам.

- приемами психологического анализа педагогических конфликтных ситуаций, раскрывающих особенности реагирования в конфликте, проектирования и организации совместной деятельности, общения и межличностного взаимодействия субъектов конфликта;

- психологическими приемами и педагогическими технологиями регулирования конфликтного взаимодействия, проектирования и организации совместной деятельности, общения и межличностного взаимодействия субъектов конфликта;

- психолого-педагогическими приемами разрешения конфликтов и оптимальной организации совместной и индивидуальной деятельности детей в соответствии с возрастными нормами их развития.

2. Структура и трудоемкость дисциплины.

Семестр 8 Форма промежуточной аттестации (зачет, экзамен) зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 академических часов, из них 16 ч. – лекций, 22 практических занятий, 70 часов выделенных на контактную работу с преподавателем, 70 часов, выделенных на самостоятельную работу.



Таблица 2


Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

8

Контактная работа:

38

38

Аудиторные занятия (всего)

38

38

В том числе:

-

-

Лекции

16

16

Практические занятия (ПЗ)

22

22

Семинары (С)

-

-

Лабораторные занятия (ЛЗ)

-

-

Иные виды работ:







Самостоятельная работа (всего):

70


70

Общая трудоемкость зач. ед.

час


3

3

108

108

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

Зачет



3. Тематический план

Таблица 3

Тематический план по дисциплине

«Педагогическая конфликтология»

для студентов очной формы обучения




Тема

недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.


Итого часов по теме


Из них в интерактивной форме, в часах


Итого количество баллов

Лекции *

Семинарские (практические) занятия*

Лабораторные занятия*

Самостоятельная работа*

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Модуль 1. Общая теория конфликта

1.1

Введение в конфликтологию


1,2

2

2

-

5

9

2

0-10

1.2

Характеристика конфликта как социального феномена


3,4

2

2

-

6

10

2

0-10

1.3

Теории механизмов возникновения конфликтов


5,6

2

2

-

8

12

2

0-10

1.4

Технологии управления конфликтами


7,8




2

-

8

10

2

0-10




Всего:




6

8

-

27

41

8

0-40

Модуль 2. Психология конфликта

2.1

Теории поведения личности в конфликте

9,10

2

2

-

10

14

2

0-10

2.2

Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте

11,12

2

2

-

5

9

2

0-10

2.3

Внутриличностные конфликты

13,14

2

2




5

9

2

0-10

2.4

Межличностные конфликты

15,16

2

2




5

9

2

0-10




Всего:




8

8

-

25

41

8

0 - 40

Модуль 3. Педагогические конфликты

3.1

Виды педагогических конфликтов

17

-

2

-

10

12




0-10

3.2

Особенности конфликтов в школьных коллективах, их причины

18,19

2

4

-

10

16




0-10




Всего




-

6

-

20

26




0-20




Итого (часов, баллов):




16

22

-

70

108

16

0-100




Курсовая работа *




-

-

-

-

-

-

-




Из них в интеракт. форме



















16





*- если предусмотрены учебным планом ОП.
4. Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля

Таблица 4

Темы



Устный опрос

Письменные работы

Технические формы контроля


Информационные системы и технологии


Итого количество баллов

коллоквиумы

собеседование

ответ на семинаре

лабораторная работа

контрольная работа

тест

реферат

эссе

программы компьютерного тестирования

комплексные ситуационные задания

электронные практикумы

другие формы




Модуль 1. Общая теория конфликта

1.1.

-

0-2

-

-

-

0-3

-

-

-

0-1

-

-

0-6



-

0-2

0-3

-

0-3

0-3

-

-

-

0-1

-

-

0-12



-

0-2

0-3

-

-

0-3

-

-

-

0-1

-

-

0-9



-

0-2

0-3

-

0-4

0-3

-

-

-

0-1

-

-

0-13

Всего

-

0-8

0-9

-

0-7

0-12

-

-

-

0-4

-

-

0-40

Модуль 2. Психология конфликта

2.1.

-

0-2

0-3

-

-

0-3

-

-

-

0-1

-

-

0-9



-

0-2

0-3

-

-

0-3

-

-

-

0-1

-

-

0-9






0-2

0-3







0-3










0-1







0-9






0-2

0-3




0-4

0-3










0-1







0-9

Всего

-

0-8

0-12

-

0-4

0-12

-

-

-

0-4

-

-

0-40

Модуль 3. Педагогические конфликты

3.1

-

0-3

0-3

-

-

-

0-8

-

-

-

-

-

0-14

3,2

-

0-3

0-3

-

























0-6

Всего

-

0-6

0-6

-

-

-

0-8

-

-

-

-

-

0-20


Итого

-

0-22

0-27

-

0-11

0-24

0-8

-

-

0-8




-


0-100



  1. Содержание дисциплины.


Модуль 1. Общая теория конфликта
  1   2   3   4   5   6


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка