Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100 (44. 03. 05) Педагогическое образование



Скачати 440.03 Kb.
Сторінка1/3
Дата конвертації15.04.2016
Розмір440.03 Kb.
  1   2   3
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Филиал в г.Ишиме




УТВЕРЖДАЮ
Директор филиала

______________ /Шилов С.П./

20.11.2014



ПЕДАГОГИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ПЕДАГОГА
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления подготовки 050100 (44.03.05) Педагогическое образование

профиля подготовки Технологическое образование Информатика

очной формы обучения


ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ

от 20.11.2014

Профессиональная этика педагога для бакалавровнаправления подготовки 050100 (44.03.05).Педагогическое образование, профиля подготовки Технологическое образование и информатика очной формы обучения

Автор(-ы): Дереча Ирина Ивановна

Объем 29 стр.



Должность

ФИО

Дата согласования

Результат согласования

Примечание

Заведующий кафедрой педагогики и психологии

Слизкова Е.В.

16.10.2014

Рекомендовано к электронному изданию

Протокол заседания кафедры от 16.10.2014

№ 2


Председатель УМС филиала ТюмГУ в г.Ишиме

Поливаев А.Г.

11.11.2014

Согласовано

Протокол заседания УМС от 11.11.2014

№ 3


Начальник ОИБО

Гудилова Л.Б.

20.11.2014

Согласовано



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«тюменский государственный университет»

Филиал ТюмГУ в г. Ишиме


Кафедра педагогики и психологии

ДЕРЕЧА ИРИНА ИВАНОВНА
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ПЕДАГОГА
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления подготовки 050100 (44.03.05).Педагогическоеобразование

профиля подготовкиТехнологическое образование и информатика

очной формы обучения

Тюменский государственный университет

2014

Дереча И.И.ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ПЕДАГОГА.Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100 (44.03.05).Педагогическое образование, профиля подготовки:Технологическое образование и информатика очной формы обучения, Тюмень, 2014, 28 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций и ПрОП ВО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ:ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ПЕДАГОГА [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.utmn.ru, раздел «Образовательная деятельность», свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой педагогики и психологии. Утверждено директором филиала ТюмГУ в г.Ишиме.



ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР:СЛИЗКОВА Е.В. к.п.н.,доцент

Ф.И.О., ученая степень, звание заведующего кафедрой

© Тюменский государственный университет, филиал в г.Ишиме, 2014.

© ДЕРЕЧА И.И., 2014.

Ф.И.О. автора

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа включает следующие разделы:




  1. Пояснительная записка:

    1. Цели и задачи дисциплины (модуля)

Формирование у студентов системы этических знаний о природе педагогической деятельности и этического сознания будущего педагога..

1.2.Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ПЕДАГОГА» относится к базовой части профессионального цикла.

В ходе освоения дисциплины «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ПЕДАГОГА» у бакалавров формируются компетенции,которые являются необходимыми для изучения профессионального цикла, базовой части «Педагогика школы», «Основы педагогического мастерства» и является предыдущей для изучения «Технологии организации воспитательного процесса», «Современные образовательные технологии»
Таблица 1.

Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами



п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8





-Технологии организации воспитательного процесса

+

-

+

-

-

-

-

-

-



-Современные образовательные технологии

-

+

-

-

+

-

-

-

-


1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения данной образовательной программы.

В результате освоения ОП выпускник должен обладать следующими компетенциями:

- способностью владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);



- способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15).
1.4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю):

Знать:

- основные закономерности взаимодействия человека и общества

- историю становления науки и основные теоретические положения педагогической этики в психолого-педагогической деятельности с целью освоения и последующего присвоения исторического психолого-педагогического опыта и этических качеств;

- правовые нормы реализации профессиональной деятельности;

- общие морально- психологические основы профессионально- делового общения.

- приемами установления доброжелательных взаимоотношений с участниками образовательного процесса;

- работать в команде и с командой.
Уметь:

- анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;

- разрешать морально-этические проблемы, которые могут возникнуть в профессиональной психолого-педагогической деятельности;

- взаимодействовать с участниками образовательного процесса на базе развитой нравственно-эмоциональной культуры;

- создавать эмоционально- положительную атмосферу в коллективе обучающихся.

Владеть:

- навыками рефлексии самооценки самоконтроля

- приемами установления доброжелательных взаимоотношений с участниками образовательного процесса;

- работать в команде и с командой.


2. Структура и трудоемкость дисциплины.
Семестр 8. Форма промежуточной аттестации (зачет, экзамен) зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц, 108 академических часов, из них 28 часов, выделенных на контактную работу с преподавателем44часов, выделенных на самостоятельную работу.
Таблица 2.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

1

2

3

4

5

Контактная работа:

-

-

-

-

-

-

Аудиторные занятия (всего)

54




-

54

-




В том числе:

-

-

-

-

-




Лекции

26




-

26







Практические занятия (ПЗ)

28




-

28

-




Семинары (С)

-

-

-

-

-




Лабораторные занятия (ЛЗ)

-

-

-

-







Иные виды работ:

-

-

-

-

-




Самостоятельная работа (всего):

54




-

54

-




Общая трудоемкость зач. ед.

час

4




-

4

--




144




-

144

-




Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

экзамен




-

экзамен

-




3. Тематический план

Таблица 3



Тема

недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

Из них в интерак

тивной форме, в часах

Количество баллов

Лекции *

Семинарские (практические) занятия*

Лабораторные занятия*

Самостоятельная работа*










1

2

3

4

5

6

7

8

9

10




Модуль 1 СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ




СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ





2

2




5

9




0-20



Этика гражданственности и культура учителя. Профессионально-этические требования к учителю





2







5

7




0-10



Этика отношений в образовательном процессе по вертикали.




2

2




5

9




0-10




Всего




6

4




15

25




0-40




Модуль 2 Этика отношений в образовательном процессе



Этика отношений в образовательном процессе по горизонтали




2

2




5

9

2

0-20



Педагогическое общение и педагогический такт.





2

4




5

11

2

0-10




Всего




4

6




10

20




0-30




Модуль 3 Педагогический этикет



Педагогический этикет.




4

4




5

13

2

0-15



Нравственное самовоспитание учителя.




4

4




6

14




0-15




Всего




8

8




11

27




0-30




Итого часов, баллов:




18

18




36

72




0-100




Курсовая работа *




























Из них в интеракт. форме



















6





*- если предусмотрены учебным планом ОП.
4. Содержание дисциплины.

Модуль1. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ


    1. Профессиональная педагогическая этика: сущность педагогической этики.


ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ПЕДАГОГА как совокупность нравственных норм, определяющих поведение, отношения, идеалы, характерные для представителей определенных социальных групп, обусловленных принадлежностью к той или иной профессии.

Специфика педагогической деятельности: предмет педагогического труда и проблема ответственности педагога; полифункциональный характер педагогической деятельности; социальные задачи отбора, хранения и передачи знаний; опасность личностного консерватизма учителя; творчество и конкурентоспособность в педагогической деятельности.

Педагогическая этика – наука о закономерностях развития моральных требований личности и профессиональной деятельности учителя. Нравственное содержание труда учителя. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ПЕДАГОГА как способ регуляции поведения в конкретных видах профессиональной деятельности.


    1. Этика гражданственности и культура учителя. Профессионально-этические требования к учителю.


Этика гражданственности как нравственное основание политической культуры учащихся. Политическая культура учителя.

Нормативный характер этики гражданственности: основные понятия этики гражданственности (гражданское общество, гражданин, гражданственность); права и обязанности, свободы и ответственность гражданина; понятия равенства и справедливости, чести и достоинства гражданина; патриотизм.

Гражданственность и формы социально-политической активности личности: гражданственность и отношение к политической власти (этика сотрудничества и противостояния); конформизм и нонконформизм.



Моральные нормы отношения учителя к своему труду как отражение специфики педагогической деятельности: нравственный смысл вопроса о профессиональной пригодности; соответствие учителя требованиям современной школы. Необходимость постоянного самосовершенствования учителя.
Модуль 2. Этика отношений в образовательном процессе

2.1. Этика отношений в системе «учитель – учащийся»

Отношения в системе «учитель – учащийся»: общение «по вертикали»; переход от субъект-объектных к субъект-субъектным отношениям в общении педагога и учащихся в условиях демократизации общества и гуманизации образования; установки учителя и учащихся.

Принципы гуманизма и демократизма как основа отношений в системе «учитель – учащийся»: доброжелательность, доверие и толерантность к взглядам и личности учащегося; умение управлять своими чувствами, воспитание в себе положительного отношения, чувства любви к ученикам; недопустимость неприязни и равнодушия в общении с учениками.

Характер официальных и неофициальных отношений учителя и учащихся, конфликтные ситуации и пути их преодоления.
Этика отношений в системе «учитель – родители».
Особенности взаимоотношений учителя и родителей учащихся: типичные противоречия; нравственные основы педагогического сотрудничества между родителями и учителями по воспитанию и обучению детей; нравственные нормы, регулирующие взаимоотношения и родителей учащихся.

Этика отношений в системе «учитель – педагогический коллектив».
Специфика взаимоотношений в педагогическом коллективе: сложности в оценке педагогического труда и их последствия; проблема «неравенства» в педагогическом коллективе; проблема педагогического авторитета и мастерства; проблема критики в педагогическом коллективе; общение с молодыми коллегами.

Субъективные факторы, влияющие на микроклимат в педагогическом коллективе: разница в уровне общей профессиональной культуры, во взглядах и убеждениях; обостренная потребность педагогического авторитета.

Штампы и стереотипы в поведении учителя.



Структура коллектива: психологические слои коллектива – коллективисты, индивидуалисты, претензионисты, подражатели, пассивные, изолированные – учет их особенностей в профессиональном взаимодействии.
Этика отношений в системе «учитель – руководители школы».
Отношения «по вертикали»: административные отношения управления и подчинения в педагогическом коллективе; роль «человеческих отношений» в административно-деловом общении; проблема лидерства и авторитета; принцип социальной справедливости и демократичности и их проявление во взаимодействии руководителя с подчиненными в педагогическом коллективе.

Сущность отношений между учителем и администрацией школы. Требования к учителю в его отношениях с руководством школы. Требования к администрации в их отношениях к учителю. Авторитет руководителя школы и пути его формирования.
Модуль 3. Педагогический этикет

3.1. Этикет педагога Понятие и предназначение этикета: этикет как внешнее проявление внутренней культуры личности; этика и этикет; отражение в этикете социокультурных и национальных особенностей общества.

Основные требования этикета к учителю: вежливость, тактичность, обязательность, деликатность, корректность; уважение к людям почтительность, любезность как показатели культуры поведения человека в обществе.

Внешний вид и манеры поведения учителя. Дикция, мимика, жесты, культура движений учителя.

Этикет в официальных и неофициальных мероприятиях: официальные приемы; правила поведения; культура в одежде.

3.2 Нравственное самовоспитание учителя.

  1. Нравственный идеал учителя. Мотивы и стимулы нравственного самосовершенствования учителя. Способы самовоспитания (самоанализ, самонаблюдение, самовнушение, самоконтроль и др.).

5. Планы семинарских занятий.
Занятие №1

Тема. Проблемы профессиональной этики в истории русской педагогической мысли.

Вопросы для обсуждения на занятии

1.Каковы основные истоки становления этических традиций на Руси?

2.Кто из отечественных ученых обращал внимание в своих работах на этику учителя, каковы их основные мысли в данной области?

3.Влияние каких положений западных ученых-педагогов ощутимо в отечественной педагогике?

4.Изучение Педагогической этики в 21 веке в педагогическом вузе – это необходимость или ...?
Методические рекомендации студенту к практическому занятию

  1. Изучив указанную литературу, ответьте на вопросы темы.


Занятие №2-3

Тема. Профессионально-этические требования к современному учителю.
Мы в ответе за тех, кого приручили.

А. де Сент –Экзюпери.
Задачи. 1) Выявить особенности педагогической деятельности. 2) Обнаружить и сформулировать требования современного общества к учителю. 3) Показать необходимость соответствия учителя требованиям современного общества и школы.

Форма проведения. Дискуссия.


  1. Специфика педагогической деятельности, обусловленная предметом педагогического труда.

  2. Проблема ответственности учителя.

  3. Творчество в работе учителя.

  4. Соответствие учителя требованиям современного общества и школы.

  5. Изучение Педагогической этики в 21 веке в педагогическом вузе – это необходимость или ...?

Методические рекомендации студенту к практическому занятию

  1. Изучив указанную литературу, ответьте на вопросы темы.


Занятие № 4-5

Тема. Педагогическое общение и педагогический такт.
Не болтай наугад, клади слова в лад.

Пословица.
Задачи. 1) Определить место общения в профессиональной деятельности учителя. 2) Уяснить, может ли учитель вести с учениками неформальное общение. 3) Выявить нравственные основы, моральные принципы и нормы межличностного общения. 4)Доказать, почему диалог является основной формой общения в педагогической деятельности.

Форма проведения. Тренинг общения, создание проекта.
Вопросы для обсуждения на занятии

  1. Общение в профессиональной деятельности учителя. Формально и неформальное общение учителя с учащимися.

  2. Нравственные основы, моральные принципы и нормы общения.

  3. Культура общения: понятие, признаки, структура.

  4. Диалог как основная форма общения. Умение слушать и вести диалог.


Практическое задание

Постарайтесь самостоятельно, не прибегая к диагностическим методикам, охарактеризовать себя в общении. (письменно)
Методические рекомендации студенту к практическому занятию

1.Изучив указанную литературу, ответьте на вопросы темы.
Занятие №6

  1   2   3


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка